Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Православное отношение к предпринимательству

Бочков С.О., главный редактор журнала "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Было бы неверным разделить две сферы человеческого бытия - материальную и духовную - и сказать, что православное мировоззрение, провозглашая примат духовного, лишает материальную, трудовую деятельность человека духовного значения. Православное понимание требует духовного осмысления, придания духовного значения всем сторонам человеческой деятельности.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркивает: «По-настоящему деловой человек всегда помнит, что прибыль - это лишь средство для продолжения и развития своего дела на пользу ближним. Главным же смыслом своих трудов мы должны видеть служение Богу, ближнему и Отечеству через созидание необходимых для достойной жизни духовных и материальных благ. В этом главное отличие православной социально-экономической этики и понимания нами концепции «Общего блага» от небезызвестной «этики капитализма» [1].

Предстоятель приводит слова русского философа Николая Бердяева: «Вопрос о хлебе для меня есть вопрос материальный, но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей есть духовный, религиозный вопрос».

По лезвию частной инициативы

В основе предпринимательской деятельности лежит частная инициатива, стремление реализовать свои замыслы, создать что-то новое. На этом пути - много опасностей не только материального, но и духовного плана. Опасности связаны с тем, что человек выберет в качестве главного мотива своего движения.

Святитель Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в работе «Об исправлении сердца» пишет: «Семя всего нравственного зла - самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Освящая свою деятельность возношением ее как благодарственной жертвы к Богу-Спасителю, он должен бы всю ее простирать на пользу ближних и на них же изливать все, что бы ни получил от Щедродавца-Бога. Одно здесь не бывает без другого: нельзя любить Бога, не любя ближних, и нельзя любить ближних, не любя Бога, - равно как, любя Бога и ближних, не обойтись без самопожертвования и подвига. Но когда человек своей мыслью, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то, естественно, останавливается на одном себе, - и делает себя средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних. Вот корень греха! Вот семя всего нравственного зла!..»[2].

Святитель видит, что семя самолюбия развивается в трех видах, «проникнутых его силою и наполненных его жизнью: в самовозношении (которое заставляет человека говорить в сердцем своем: «кто - как я»), в своекорыстии (человек говорит: «всем хочу завладеть»), в любви к наслаждениям (человек говорит: «хочу жить в свое удовольствие»).

Не это ли три главных соблазна и три главных опасности для предпринимателя?

Святитель пишет: «Хочу, чтобы все было мое, замышляет своекорыстный - и вот вторая отрасль коренного нравственного зла. Заметнее всего раскрывается в ней дух самолюбия. Оно как бы самолично действует здесь: своекорыстный не скажет слова, не сделает шага и движения без того, чтобы отсюда не вытекла для него какая-нибудь выгода.

Так все у него рассчитано, так все упорядочено, всему дан такой ход, что и время, и место, и вещи, и лица - все, к чему прикасается его рука и мысль, несет в его сокровищницу сродную себе дань.

Личная польза, интерес - это коренная пружина, везде и всегда приводящая в быстрое движение все его существо, и по ее возбуждению он готов все обратить в средство для своих целей: будет искать высших степеней достоинства и чести, если это выгодно, возьмет самую трудную должность, если она прибыльнее других, решится на все труды, не будет ни есть, ни пить, лишь бы соблюдалась его польза.

Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность.

Его собственность дороже ему самого себя, дороже людей и Божественных постановлений. Душа его как бы поглощается вещами и живет даже не собою, а ими.

Вот сила и область второй отрасли злого семени - самолюбия! И у кого из нас нет каких-нибудь вещей, с которыми расстаться столь же больно, как потерять самое сердце, - расстаться со счастием?».

Стремление к прибыли

Стремление к выгоде - главный движущий мотив современной рыночной экономики. Выгода - это сбережение собственных сил и времени при достижении определенного уровня личного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет получить и больше свободного времени для реализации потребностей.

Но главный вопрос - во имя чего человек стремится приобрести эту выгоду?

Стремление к выгоде может нанести ущерб духовному развитию человека, привести к столкновению с интересами общества. В связи с этим огромное значение имеет сопоставление приоритетов, упорядочение индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Осуществляя переход к рыночной экономике, в России целесообразно было бы не растерять остатки тех коллективистских начал, которые заложила прежняя социально-экономическая система в психологию наших людей, а напротив, дать этому коллективизму духовное наполнение.

Известный русский экономист С.Н.Булгаков в статье «Народное хозяйство и религиозная личность» в 1909 г. писал: «Нам нужно освободиться от многих идейных фантомов, а в том числе и от «экономического человека». Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального».

С этих позиций частное предпринимательство не противостоит государственному предпринимательству, а они дополняют друг друга, что является основой государственно-частного партнерства [3].

Обладание богатством

Суть православного отношения к собственности и богатству ясно выражена в евангельских словах: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк. 8:36).

Богатство, не связанное с духовным развитием, рассматривается как особый фактор риска.

Святой Праведный Иоанн Кронштадский (1829-1908 гг.) пишет о духовном значении богатства и бедности: «Почему Господь попустил быть нищим? - потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и пр. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих: многие, многие из них забудут и Бога и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце!» [4].

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в своих «Основах пастырской социологии» отмечает, что богатство не само по себе вредно, и не сама по себе бедность полезна,… но похотение, обожествление богатства (и богатым и бедным) есть личный и социальный яд [5]. На этической карте мира, по выражению владыки Иоанна, находятся три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Для Церкви Христовой есть богатые и бедные в ином качестве: «богатые» - это нищие духом, «бедные» - богатящиеся своими земными ценностями.

В чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а не … наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства). Далее владыка Иоанн так развивает свою мысль: «Говоря миру «Б?льший да будет всем слуга», Господь Иисус Христос под «б?льшим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом… «Б?льший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время».

То, что дано человеку как «талант», по словам владыки Иоанна, должно быть пущено в оборот на пользу всего мира, а не зарыто для себя. Зарыть для себя означает эгоистически использовать свое богатство. Можно добавить, что получение прибыли для себя, с христианской точки зрения, есть не пускание в оборот, а как раз зарывание «таланта».

Оборот же есть благодатное управление богатством, в котором, по мысли архиепископа Иоанна, возможны два пути: одни раздают свою собственность сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, заботясь только о правильном его распределении. Это правильное распределение может быть «обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия». Однако, как замечает владыка Иоанн, «по виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия…». Имеющие состояние христиане, землевладельцы и предприниматели, формально являясь хозяевами, на деле становятся заботливыми отцами или даже слугами работающих у них людей. «Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов… Таково было и владение истинно православных царей».

Нравственные принципы хозяйствования

Христианство по-разному относилось к предпринимательству на протяжении своей истории.

Отпадение христиан - протестантов, положивших начало современной экономической теории, появившийся в секуляризирующемся западном обществе экономизм бросали вызов христианской традиции [6], требовали ответа. Сторонники экономизма, основываясь на материалистических воззрениях, считали экономическую сферу жизни общества доминирующей и определяющей. На христианском Востоке, в России, во второй половине XIX в. укоренился наиболее опасный вид экономизма - марксизм.

Стремительно нараставшее его влияние требовало незамедлительного ответа Церкви. В ходе подготовки и проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) 1917-1918 гг. были созданы несколько комиссий, специально занимавшихся выработкой социально-экономической доктрины РПЦ. С возрождением церковной жизни в конце 1980-х гг. православная мысль вернулась к этим проблемам.

В 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ были приняты Основы социальной концепции РПЦ (далее - «ОСК»), два раздела которых «Труд и его плоды» и «Собственность» целиком посвящены экономическим вопросам [7]. Детализирует данную доктрину другой документ, не являющийся официальным церковным, но подготовленный православными авторами и одобренный Предстоятелем РПЦ. Это «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (далее - «Свод»), принятый в 2004 г. VIII Всемирным Русским Народным Собором [8]. Оба документа представляют собой нормативное учение, описание (как отмечается в преамбуле к Своду) идеальной модели хозяйствования, которой не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться.

Русская Православная Церковь отказалась от навязывания ей споров о "более христианских" или "менее христианских" формах собственности, под которыми разные светские силы понимают то частную, то коллективную или общественную форму. Согласно ОСК, "Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ" [9].

В ОСК и Своде акцент делается на личной социальной ответственности предпринимателя. Предпринимательство рассматривается как вид трудовой деятельности. «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам». В ОСК отмечается, что Иисус Христос в своих притчах, упоминая о различных профессиях, в том числе связанных с ведением бизнеса и менеджментом (купец, домоправитель), не выделяет ни одну из них.

В Своде предпринимательская деятельность также приравнивается к трудовой: «Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу. Выражая такой взгляд, Церковь стремится преодолеть сформировавшийся и укоренившийся в годы коммунистической власти стереотип о непримиримых противоречиях между трудом и капиталом. Церковный взгляд видит, прежде всего, общие цели бизнеса и наемных работников. Во Христе нет ни предпринимателя, ни наемного работника. Если уж нет «ни раба, ни свободного», как говорит св. апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. III:28), то тем более это относится к свободным работодателю и работнику. Социальная ответственность лежит на каждом трудящемся - как на предпринимателе, так и на наемном работнике.

В ОСК выделена мысль о том, что Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся; отмечается также, что заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, "чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих" (Втор. 24:19-22). В Своде развивается эта мысль: «Выделение части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям должно быть нормой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного работающего человека, в том числе наемного работника».

Экономический кризис

В послании Предстоятелей Поместных Православных Церквей от 12.10.2008 говорится о причинах кризиса: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью» [10].

Кризис затронул и затронет жизнь многих россиян. Протоиерей Владимир Волгин говорит: «Любые трудности и трагические ситуации заставляют людей задуматься о причинах. Причины кризиса ищут в экономике, во власти, в обществе, реже - в себе. Но так или иначе многие задают себе вопрос: как же я, много и честно трудившийся, оказался за бортом? А это испытания, попущенные Богом, и каждый человек может извлечь из них урок, прийти к правильной иерархии жизненных ценностей»[11].

Духовный капитал

Преподобному Серафиму Саровскому принадлежат слова: «…в стяжании… Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет нашу жизнь торжищу* и дело нашей жизни на земле именует куплею**, и говорит всем нам: «Купуйте, дондеже приду, искупующе время, яко дние лукави суть»***, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа» [12].

*Торжище - торговая площадь, народное собрание, сборище.

**Купля - торг, торговые обороты, получение прибыли.

***Дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:16).

Литература

1. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Экономика - это изначально благословленный творцом род деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 3. С. 61-62.

2. Феофан Затворник, святитель. Об исправлении сердца // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 1. С. 50-55.. // . 1994. № 1. С. 50-55.

3. Что требует, впрочем, чтобы и государство было должным образом сориентировано на обеспечение духовной стороны жизни своих граждан. Подробнее см.: Бочков С.О. Православие - общенациональная религия России // Право и безопасность. 2007. № 1-2 (http://dpr.ru/pravo/pravo_20_22.htm).

4. Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. Ст. 435.

5. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 109-114.

6. Лукин С.В. Формирование православной доктрины социальной ответственности бизнеса // Проблемы соверменной экономики. 2008. № 1.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (http://www.mospat.ru/chapters/conception/).

8. Свод нравственных принципов и правил хозяйствования (Принят VIII Всемирным Русским Народным Собором) (http://www.vrns.ru/itog-dok/08_vrns_svod_hoz.htm). История подготовки и принятия Свода описана в статье: Протоиерей Всеволод Чаплин. Русская православная церковь и вопросы экономической этики // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 3 (http://dpr.ru/journal/journal_24_2.htm). История подготовки и принятия Свода описана в статье: Протоиерей Всеволод Чаплин. Русская православная церковь и вопросы экономической этики // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 3 (http://dpr.ru/journal/journal_24_2.htm).

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII. 3 (http://www.mospat.ru/chapters/conception).).

10. http://www.patriarchia.ru/db/text/473056.html

11. "НЕСКУЧНЫЙ САД", 20 ноября 2008 г. (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=66804&cf). , 20 ноября 2008 г.

12. Беседа Преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Клин, 2003. С. 16.