О проблемах формирования градостроительной политики России в начале XXI века
Вильнер М.Я., Президент Гильдии градостроителей
***
В статье приведены положения о составе, правах, обязанностях и ответственности участников и реципиентов градостроительной деятельности; о составе нормативных документов, концепций и методических документов, разработка которых необходима в первую очередь.
Ключевые слова: территориальное планирование, градостроительная политика, генеральный план, градостроительство.
***
Место государства в мире всегда было связано с трудовым и интеллектуальным потенциалом, реализованным в материальных и духовных ценностях, созданных его обществом. В памяти старшего поколения живущих ныне людей он был реализован и представлен, в первую очередь, в виде индустриальной мощи. Однако уже во второй половине ХХ в. все более значимой составляющей совокупности факторов, определяющих это место, стал накопленный и развиваемый интеллектуальный потенциал («человеческий капитал», как принято теперь называть его в наших СМИ), реализованный в инфраструктурах, функционирующих на основе созданных и используемых инновационных, в первую очередь информационных технологий. Теперь в определении места государства в мире именно он играет главную роль.
В основе развития человеческой личности, являющейся носителем интеллектуального потенциала, лежит качество жизни, определяемое в решающей мере характеристиками среды ее формирования. Такой средой всегда были и остаются населенные места, в которых человек проживает, трудится и отдыхает, получает воспитание, образование, социальные услуги. Особую роль играют города, граждане которых получают возможность более широкого выбора мест: приложения труда, общения, обмена знаниями, опытом, эмоциями, воспитания и образования представителей следующих поколений; повышения уровня своей культуры, своего интеллектуального потенциала, в конечном счете. Рост количества городов, рост численности их населения, образование крупных и крупнейших городов, их агломераций и мегалополисов способствует ускорению социального и экономического развития государств.
В развитии сети населенных мест, особенно вблизи крупных и крупнейших городов, огромную роль играют агломерационные процессы расселения, благодаря которым возрастает количество людей, получающих предоставляемые этими городами преимущества пользования инфраструктурами, способствующими интеллектуальному развитию. Интенсификации агломерационных процессов расселения способствует прогресс в развитии транспортных и других инженерных инфраструктур. Сами эти процессы все в большей мере стимулируют развитие экономики и культуры в населенных местах, образующих агломерации. В условиях глобализации процессов, происходящих в современном мире, основными местами формирования интеллектуального потенциала человечества, реализуемого в используемых им инновационных технологиях и созданных на этой основе инфраструктурах, становятся крупные и крупнейшие агломерации. Большая доля населения развитых стран и стран, претендующих на приобретение этого статуса, теперь живет в них.
В силу изложенного выше формирование и проведение политики, регулирующей развитие форм расселения и устанавливающей требования к качеству среды населенных мест, формируемому градостроительной деятельностью, становится ключевым способом влияния государства на процессы, определяющие его место в будущем мире. В Европе и США эту политику называют «политикой пространственного развития», а в России — «градостроительной политикой».
Учет опыта проведения «политики пространственного развития» развитыми странами, наряду с учетом собственного опыта градостроительной политики, должен способствовать пониманию значимости задачи и повышению уровня компетентности органов власти и профессионалов при подготовке решений по формированию и проведению ее в современной России. Полезно иметь достаточно полное представление о нем, начиная с конституционных положений ряда стран, устанавливающих предмет, цели, принципы такой политики, о способах ее формирования и проведения, о полученных результатах.
При подготовке Градостроительного кодекса РФ была предпринята попытка использовать опыт США. В отличие от европейских стран (включая Россию), где система административно-территориального управления исторически формировалась по остаточному принципу наделения полномочиями нижестоящих уровней, в США она исторически формировалась по остаточному принципу наделения полномочиями вышестоящих уровней. В конечном счете, и в Европе, и в США ее устойчивость стала обеспечиваться развитием механизмов обратных связей. Относится это и к инструментам разрешения конфликтов, связанных с изменениями характера использования и обустройства территории, начиная с земельных участков. Технологии разрешения конфликтов, связанных с формированием недвижимости и пользованием ею в США, получили развитие в правовом поле путем согласования интересов владельцев недвижимости на основе обмена информацией, посредством согласования правил регулирования использования и обустройства территории различными видами деятельности, устанавливаемых на профессиональной основе ее участниками, а не только посредством административно-правовых мер.
Примером федеральной европейской страны — лидера экономического развития в современном мире может служить ФРГ. Обязана она этим в огромной мере проводимой ею в последние десятилетия политике пространственного развития, осуществляемой посредством территориального планирования (ТП). Историческими корнями связей между Россией и Германией во многом определяется близость культур и форм административно-управленческих структур наших государств. Соответственно, опыт административно-правового регулирования градостроительной деятельности и ТП ФРГ нам намного более близок, чем опыт США. Однако и он не может быть механически перенесен в Россию в силу в десятки раз большей плотности сети населенных мест и давно уже сложившейся в Германии системе расселения с намного большей развитостью сети транспортных коммуникаций и других обслуживающих инфраструктур, образующих пространственный каркас страны. Наиболее полезным для нас здесь является опыт регулирования пространственного развития посредством ТП.
Система ТП в ФРГ представляет собой одну из ключевых составляющих управления территорией. Правовыми и нормативными актами четко определены: ее предмет, цели, принципы и средства ее формирования и проведения. Именно ею в первую очередь обеспечивается поддержание целостности и сбалансированного развития частей территории страны, регулирование социально-экономического развития по вертикали и горизонтали на всех территориальных уровнях. Наряду с административно-управленческой вертикалью она включает в себя совокупность средств, обеспечивающих поддержание высокого уровня профессионализма при подготовке и принятии документов, содержащих градостроительные решения, согласования интересов участников и реципиентов градостроительной деятельности в местах ее осуществления, учета мнений заинтересованных сторон.
К началу XXI в. градостроительная политика в России была сведена к роли одного из инструментов решения задач приватизации недвижимости. При этом в нем она, как и в советские времена, продолжает быть нацелена на участие в решении проблем индустриализации — размещение объектов капитального строительства через решение задачи выделения земельных участков для них. Это получило отражение в принятом в 2004 г. Градостроительном кодексе РФ, действие которого в сочетании с Федеральным законом № 94 привело к резкому падению уровня профессионализма в градостроительной деятельности. Некоторые из числа многочисленных поправок, внесенных и вносимых в этот кодекс, продолжают усиливать коррупционную направленность ряда его положений. Следствием падения качества градостроительных решений становятся ежегодно нарастающие масштабы наносимых обществу и государству материальных ущербов, рост количества чрезвычайных ситуаций, обострение социальных проблем. В свете сложившейся в мире и в стране ситуации переориентация градостроительной политики для России становится особо актуальной политической задачей.
При нацеленности внутренней политики страны на модернизацию посредством создания и использования инновационных технологий ее градостроительная политика должна способствовать формированию «человеческого капитала». Более того, она должна занять ключевое место в государственной и муниципальной политике, решая задачу формирования материальной среды, создающей предпосылки повышения качества жизни и интенсификации интеллектуального развития граждан. Все составляющие набора «национальных проектов» и федеральных отраслевых программ должны согласовываться между собой через призму градостроительной политики.
Одной из важнейших составляющей формирования и проведения градостроительной политики должны стать ее новые правовые и нормативные основы. В первую очередь, ими должны быть определены: ее предмет, ее изменившиеся цели и принципы, состав, права, обязанности и ответственность ее участников и реципиентов. Представление автора о предмете, целях и принципах формирования и проведения градостроительной политики было дано в статьях, опубликованных ранее [1-3]. В данной статье, в силу их особой актуальности, в самом общем виде приведены положения:
- о составе, правах, обязанностях и ответственности участников и реципиентов градостроительной деятельности (таблица);
- о составе нормативных документов, разработка которых необходима в первую очередь;
- о составе концепций и методических документов, разработка которых необходима в первую очередь.
Участники градостроительной деятельности, их права, обязанности и ответственность
пп Наименование Права Обязанности Ответственность
1 Органы государственной власти
1.1. Федеральные органы государственной власти
а. Президент Утверждение законопроектов и проектов указов Определение направленности и характера градостроительной политики, обеспечивающей безопасность и повышение качества среды жизнедеятельности граждан на территории РФ За последствия реализации положений принятых законов и указов
б. Правительство
Глава правительства Утверждение постановлений правительства Координация действий ведомств по подготовке решений в сфере градостроительной политики За последствия реализации принятых решений
Профильное ведомство (Минрегион) Утверждение нормативных актов РФ. Согласование схем ТП и генеральных планов при подготовке их к утверждению. Формирование планов НИР в сфере своей компетенции Организация разработки и принятие нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность. Рассмотрение в установленные сроки схем ТП и генеральных планов и подготовка их к утверждению, подготовка планов НИР в сфере своей компетенции. Контроль соблюдения действующих правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность. За последствия реализации согласованных документов ТП и действия принятых правовых и нормативных актов
Ведомства, участвующие в подготовке решений правительства по формированию градостроительной политики (Минэкономразвития, Минфин, МЧС, Минобрнауки) Согласование схем ТП и генеральных планов, планов НИР Минрегиона в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки схем ТП и генеральных планов, планов НИР Минрегиона в сфере своей компетенции За последствия своего участия в согласовании схем ТП и генеральных планов, планов НИР Минрегиона в сфере своей компетенции
Ведомства, реализация функций которых связана с использованием и обустройством территории Согласование соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах в сфере своей компетенции. Предоставление необходимой исходной информации разработчикам документов ТП и градостроительного проектирования За последствия своего участия в согласовании соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах
в Органы правового регулирования взаимоотношений участников градостроительного процесса Получение информации об объектах и субъектах градостроительной деятельности Принятие решений, регулирующих взаимоотношения участников градостроительной деятельности Обеспечение соблюдения правовых и нормативных требований к осуществлению градостроительной деятельности
г Государственная Дума и Совет Федерации Принятие законов, регулирующих градостроительную деятельность Рассмотрение законопроектов, регулирующих градостроительную деятельность За последствия действия принятых законов
д Администрация федеральных округов Участие в согласовании схем ТП и генеральных планов, правовых и нормативных актов Рассмотрение схем ТП и генеральных планов, правовых и нормативных актов За контроль последствий реализации схем ТП и генеральных планов и соблюдение действующих правовых и нормативных актов
1.2. Органы государственной власти субъектов РФ
а Администрация субъекта РФ
Глава администрации субъекта РФ Утверждение проектов нормативных правовых актов и постановлений администрации субъекта РФ. Утверждение схем ТП субъекта РФ и его частей Формирование и реализация градостроительной политики, обеспечивающей безопасность и повышение качества среды жизнедеятельности граждан на территории субъекта РФ За последствия реализации утвержденных схем ТП субъекта РФ и его частей и действия принятых правовых и нормативных актов
Профильное ведомство Утверждение правовых и нормативных актов субъекта РФ. Согласование схем ТП и генеральных планов муниципальных образований при подготовке их к утверждению. Формирование планов НИР и ПИР субъекта РФ в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки схем ТП и генеральных планов муниципальных образований и подготовка их к утверждению. Подготовка планов НИР в сфере своей компетенции. Контроль соблюдения действующих правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность За последствия реализации утвержденных схем ТП и генеральных планов муниципальных образований и действия принятых правовых и нормативных актов
Ведомства, участвующие в подготовке решений правительства по формированию градостроительной политики Согласование схем ТП и генеральных планов при подготовке их к утверждению в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки схем ТП и генеральных планов муниципальных образований в сфере своей компетенции За последствия реализации утвержденных схем ТП субъекта РФ и его частей и действия принятых правовых и нормативных актов
Ведомства, реализация функций которых связана с использованием и обустройством территории Согласование соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах в сфере своей компетенции. Предоставление необходимой исходной информации разработчикам документов ТП и градостроительного проектирования За последствия своего участия в согласовании соответствующих разделов в схемах ТП и генеральных планах
б Органы правового регулирования взаимоотношений участников градостроительного процесса Получение информации об объектах и субъектах градостроительной деятельности Принятие решений, регулирующих взаимоотношения участников градостроительной деятельности Обеспечение соблюдения правовых и нормативных требований к осуществлению градостроительной деятельности
в Органы представительной власти субъекта РФ Принятие правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность в субъекте РФ Рассмотрение проектов правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность в субъекте РФ За последствия действия принятых правовых и нормативных актов регулирующих градостроительную деятельность
2 Органы местного самоуправления
2.1. Орган местного самоуправления городского округа или муниципального района
а Администрация городского округа или муниципального района
Глава администрации Утверждение правовых и нормативных актов и схемы ТП муниципального района и генеральных планов входящих в него поселений или генерального плана (ГП) городского округа и ГП входящих в него поселений Формирование и реализация градостроительной политики, обеспечивающей безопасность и повышение качества среды жизнедеятельности граждан на территории городского округа или муниципального района За последствия реализации утвержденной схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений; действия принятых правовых и нормативных актов
Профильное ведомство Согласование схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений при подготовке их к утверждению. Формирование планов НИР в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений и подготовка их к утверждению. Контроль соблюдения действующих правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность За последствия реализации утвержденных схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений и действия принятых правовых и нормативных актов
Ведомства, участвующие в подготовке решений правительства по формированию градостроительной политики Согласование схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений при подготовке их к утверждению в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений в сфере своей компетенции За последствия реализации утвержденных схемы ТП муниципального района и ГП входящих в него поселений или ГП городского округа и ГП входящих в него поселений и действия принятых правовых и нормативных актов
Ведомства, реализация функций которых связана с использованием и обустройством территории Согласование соответствующих разделов в схемах ТП и ГП в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки соответствующих разделов в схемах ТП и ГП в сфере своей компетенции. Предоставление необходимой исходной информации разработчикам документов ТП и градостроительного проектирования За последствия своего участия в согласовании соответствующих разделов в схемах ТП и ГП
б Органы правового регулирования взаимоотношений участников градостроительного процесса Получение информации об объектах и субъектах градостроительной деятельности Принятие решений, регулирующих взаимоотношения участников градостроительной деятельности Обеспечение соблюдения правовых и нормативных требований к осуществлению градостроительной деятельности
2.2. Орган местного самоуправления поселения
Администрация поселения
Глава администрации поселения Утверждение правовых и нормативных актов муниципального образования. Утверждение правовых и нормативных актов и ГП поселения Формирование и реализация градостроительной политики, обеспечивающей безопасность и повышение качества среды жизнедеятельности граждан на территории муниципального образования За последствия реализации утвержденного ГП поселения; соблюдение действующих правовых и нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность
Профильное подразделение администрации муниципального образования Согласование ГП муниципального образования при подготовке их к утверждению Рассмотрение в установленные сроки ГП муниципального образования и подготовка его к утверждению За последствия реализации утвержденных схем ТП и ГП муниципальных образований и действия принятых правовых и нормативных актов
Подразделения администрации муниципального образования, участвующие в подготовке решений по формированию градостроительной политики Согласование ГП и правил землепользования и застройки поселения при подготовке их к утверждению Рассмотрение в установленные сроки ГП и правил землепользования и застройки поселения За последствия реализации утвержденного ГП поселения и правил землепользования и застройки
Подразделения администрации муниципального образования, реализация функций которых связана с использованием и обустройством территории Согласование соответствующих разделов ГП и правил землепользования и застройки поселения в сфере своей компетенции Рассмотрение в установленные сроки соответствующих разделов ГП и правил землепользования и застройки поселения в сфере своей компетенции. Предоставление необходимой исходной информации разработчикам документов ТП и градостроительного проектирования За последствия своего участия в согласовании соответствующих разделов ГП и правил землепользования и застройки поселения
3. Организации, разрабатывающие научные основы градостроительной политики в РФ; проекты документов, регулирующих градостроительную деятельность; методики и технологии регулирования градостроительной деятельности Получение информации, необходимой для разработки проектов документов, регулирующих градостроительную деятельность; методик и технологий регулирования градостроительной деятельности Разработка научных основ градостроительной политики в РФ; проектов документов, регулирующих градостроительную деятельность; методик и технологий регулирования градостроительной деятельности За качество разработанных проектов документов, регулирующих градостроительную деятельность; методик и технологий регулирования градостроительной деятельности
4. Организации, обеспечивающие разработку документов ТП и градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки
Генеральные подрядчики и разработчики документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки Получение информации, необходимой для разработки документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки.
Привлечение субподрядных организаций
Разработка документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки За качество разработанных документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки
Организации, участвующие в выполнении разделов документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки Получение информации, необходимой для разработки разделов документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки Разработка разделов документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки За качество разработанных разделов документов ТП и градостроительного проектирования; правил землепользования и застройки
Изыскательские организации Предоставление заказчиком условий для проведения изысканий Проведение изысканий и предоставление отчетов по их результатам За качество проведенных изысканий
5. Организации и специалисты-разработчики архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации
Генподрядчики Получение информации, необходимой для разработки архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации. Привлечение субподрядных организаций Разработка архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации За качество разработанных архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации
Субподрядчики Получение информации, необходимой для разработки разделов архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации Разработка разделов архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации За качество разработанных разделов архитектурно-строительной и инженерно-строительной документации
6 Инвесторы в развитие инфраструктур и капитальное строительство (юридические и физические лица) Получение информации об объектах и условиях инвестирования в развитие инфраструктур и капитальное строительство Предоставление инвестиций в соответствие с условиями инвестиционного контракта Соблюдение условий инвестирования в развитие инфраструктур и капитальное строительство
7. Организации, занимающиеся капитальным строительством и благоустройством территории Получение информации об условиях капитального строительства и благоустройства территории Обеспечить соблюдение утвержденных проектных решений и нормативных требований к осуществлению капитального строительства и благоустройства территории За качество выполненных работ по объектам капитального строительства и благоустройства территории
8. Застройщики (юридические и физические лица, занимающиеся капитальным строительством и благоустройством территории, на земельных участках, являющихся их собственностью) Осуществление застройки и благоустройства земельного участка, являющегося их собственностью Соблюдение градостроительных норм и правил землепользования и застройки За качество выполненных работ по застройке и благоустройству земельного участка, являющегося их собственностью
9. Общественные организации и СМИ Получение информации об объектах и субъектах градостроительной деятельности Способствовать принятию решений, обеспечивающих безопасность и повышение качества среды жизнедеятельности граждан РФ За правомочность осуществляемой деятельности
10. Собственники недвижимости Получение информации о подготовке и принятии градостроительных решений, затрагивающих их интересы и оспаривать их в установленном законом порядке Участвовать в обсуждении при подготовке и принятии градостроительных решений, затрагивающих их интересы За соблюдение градостроительных норм и правил при пользовании объектами недвижимости, собственниками которых они являются
11. Лица, не являющиеся собственниками недвижимости, пользующиеся территорией, на которой осуществляется градостроительная деятельность Получение информации о подготовке и принятии градостроительных решений, затрагивающих их интересы и оспаривать их в установленном законом порядке Соблюдение норм и правил пользования объектами недвижимости За соблюдение моральных и этических норм пользования объектами недвижимости
В составлении таблицы принимали участие сотрудницы ЦНИИП градостроительства – главный специалист И.В.Зарубина и начальник отдела территориального планирования НМЦ «Теринформ» Л.И.Корсунская.
Текст дать на подложке, кегль - как у основного текста
Нормативные документы, разработка которых необходима в первую очередь:
- Федеральные стандарты требований к положениям генерального плана поселения
- Федеральные стандарты требований к обоснованиям положений генерального плана поселения
- Федеральные стандарты требований к технологии разработки генерального плана поселения
- Федеральные стандарты требований к положениям генерального плана городского округа
- Федеральные стандарты требований к обоснованиям положений генерального плана городского округа
- Федеральные стандарты требований к технологии разработки генерального плана городского округа
- Федеральные стандарты требований к положениям схемы территориального планирования муниципального района
- Федеральные стандарты требований к обоснованиям положений схемы территориального планирования муниципального района
- Федеральные стандарты требований к технологии разработки схемы территориального планирования муниципального района
- Федеральные стандарты требований к положениям схемы территориального планирования субъекта РФ
- Федеральные стандарты требований к обоснованиям положений схемы территориального планирования субъекта РФ
- Федеральные стандарты требований к технологии разработки схемы территориального планирования субъекта РФ
- Федеральные стандарты требований к содержанию Правил землепользования и застройки
- Федеральные стандарты требований к технологии разработки Правил землепользования и застройки
- Градостроительные стандарты к программе «Жилище»
Концепции и методические документы, разработка которых необходима в первую очередь:
- Концепция долгосрочной стратегии пространственной организации обустройства территории Российской Федерации
- Концепции взаимодействия отраслевых и комплексной схемы территориального планирования федерального уровня
- Концепция новой градостроительной доктрины РФ
- Концепция нового градостроительного кодекса и системы нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность
- Концепции Информационной системы территориального планирования в Российской Федерации
- Методики разработки генерального плана поселения
- Методики разработки генерального плана городского округа
- Методики разработки схемы территориального планирования муниципального района
- Методики разработки схемы территориального планирования субъекта РФ
- Методики разработки Правил землепользования и застройки
В перечень нормативных документов, разработка которых необходима в первую очередь, включены те, принятие которых позволит установить нижние пороги уровня качества документов ТП посредством установления соответствующих стандартов их содержания и технологии, обеспечивающей обоснованность принятых в них градостроительных решений.
В перечень концепций, разработка которых необходима в первую очередь, включены те, которые заложат идеологические основы градостроительной политики, начиная с пространственной организации обустройства территории страны, ее правовой базы и информационного обеспечения ее формирования и проведения.
В перечень методических документов, разработка которых необходима в первую очередь, включены те, пользование которыми позволит совершенствовать технологии разработки основных документов, регулирующих градостроительную деятельность, и повысить обоснованность принимаемых градостроительных решений.
1. Вильнер М.Я. О совершенствовании градостроительного законодательства // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. № 1-2. С. 142-147.
2. Вильнер М.Я. О градостроительных основах инновационного развития России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 4. С. 58-61.
3. Вильнер М.Я. О структурообразующем каркасе территории России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 2. С. 55-59. // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 2. С. 55-59.
ВИЛЬНЕР Марк Яковлевич. С 1966 г. - главный архитектор проектов в ЦНИИП градостроительства, с 1993 г. - руководитель НМЦ "Теринформ", по настоящее время - заместитель директора ЦНИИП градостроительства. Член экспертного совета в Государственной Думе ФС РФ, член Общественного совета Министерства регионального развития. Почетный академик РААСН, Почетный архитектор России. Президент Гильдии градостроителей.
|