Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Анализ системы принятия решений, заложенной в первых подзаконных нормативных актах о ввозе иностранного ядерного топлива в Россию

Миронова Н.И., Председатель "Движения за ядерную безопасность"

В 2000-01 гг. были приняты Государственной Думой ФС РФ и подписаны Президентом РФ изменения в российское законодательство, явившиеся следствием американско-российского коммерческого проекта ввоза в Россию иностранного отработавшего ядерного топлива на невозвратной основе. В условиях глобализации ядерного бизнеса создана реальная угроза национальной безопасности, суверенитету нашей Родины. В этом проблема планируемого Минатомом размещения на территории России международного хранилища/хранилищ облученного ядерного топлива и его последующей переработки на невозвратной основе (без возврата отходов переработки). Такие коммерческие предложения органов государственной власти вызвали резко негативную реакцию в российском обществе, вплоть до компании за проведение всероссийского референдума.

Для снятия социального конфликта, вызванного столь откровенным лоббированием в Государственной Думе интересов американской общественной организации Nonproliferation Trust Inc., США и Минатома, по инициативе Президента РФ (Указ от 10.07.01 № 828) практически одновременно с подписанием законов о ввозе было решено в месячный срок создать Специальную комиссию по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок "в целях осуществления контроля за ввозом на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства". Руководителем был назначен недавний нобелевский лауреат, вице-президент Академии наук. В состав этой комиссии в равной доле по 5 человек должны были войти представители Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы.

В июле 2003 г. Президентом РФ с новой формулировкой "в целях организации контроля деятельности", связанной с ввозом на территорию РФ тепловыделяющих сборок иностранного производства, была утверждена, наконец, Комиссия. Указом Президента РФ от 31.07.03 № 858 было утверждено Положение о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок и состав этой комиссии. Нужно сказать, что это было сделано с нарушением предыдущего Указа № 828 как в отношении сроков, так и в отношении пропорциональности представительства. Правительство в комиссии представлено 3 членами вместо 5. А Дума - 7 вместо 5. Вместо представителей Президента РФ в Комиссии появилась группа академиков, представляющих институты Минатома.

Анализ свидетельствует, что Специальная комиссия по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок будет играть роль органа по выдаче индульгенций Минатому.

Этому есть прямые подтверждения. Указами Президента РФ № 828 и № 858 противоречиво прописаны ее цели. В одном Указе - это контроль, в другом - организация контроля. Поскольку материально-техническое, организационное и прочее обеспечение комиссии закреплено за Минатомом, то создается коллизия, когда Минатом авторитетом специальной комиссии сам себя будет контролировать по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.

Комиссия создана с опозданием на 1,5 года. Столь долгие роды привели к привычным в Минатоме врожденным дефектам. Утвержденный президентским Указом № 858 состав комиссии не соответствует Указу № 828. Кроме того, две трети членов комиссии уже известны своей лоббистской деятельностью в пользу Минатома.

В состав такой "контрольной" комиссии вошли лица, долговременно связанные с Минатомом политическими, коммерческими и научными интересами, и которые в течение длительного времени последовательно выступали за ввоз иностранного ядерного топлива в Россию.

Следует обратить особое внимание на процедуру принятия решений в этой комиссии.

Согласно утвержденному президентским Указом Положению, решение, от которого может зависеть судьба регионов, принимается сверхлиберально - "простым большинством присутствующих на заседании", а если и заседание не состоится, то "допускается принятие решений путем персонального опроса членов комиссии".

Похоже, что этот указ Президенту писали в Минатоме, а редактировали в Российской академии наук.

Любопытен и процесс принятия решений. Основными задачами в области осуществления/организации контроля перед Комиссией поставлены:

1) "подготовка заключений о возможности ввоза на территорию РФ иностранного облученного топлива";

2) "подготовка соответствующих предложений для Правительства РФ";

3) "подготовка предложений Президенту РФ о решении проблем, которые могут возникнуть в результате ввоза топлива, а также в процессе его хранения и/или переработки".

Осуществлять/организовывать контроль этой комиссии почему-то предлагается следующими методами:

1) взаимодействием с органами госвласти и зарубежными и международными организациями;

2) участием в совещаниях, конференциях и других мероприятиях;

3) подготовкой ежегодных докладов Президенту и Федеральному собранию.

Управленческий гений привел составителей Указов к тому, что поставленная перед комиссией цель осуществления/организации контроля недостижима через задачи, поставленные перед комиссией и в рамках предписанных ей функций. Подготовка заключений о возможности ввоза на территорию РФ иностранного облученного топлива функционально прописана через взаимодействие с органами государственной власти и "зарубежными и международными организациями".

Подготовка соответствующих предложений для Правительства РФ будет осуществляться через функцию "участия в совещаниях, конференциях и других мероприятиях".

Подготовка предложений Президенту РФ о решении проблем, которые могут возникнуть в результате ввоза, а также в процессе их хранения и/или переработки, будет тавтологически обеспечиваться функцией "подготовки ежегодных докладов Президенту и Федеральному собранию". При этом "информационное, аналитическое, документальное, правовое и материально-техническое обеспечение комиссии" осуществляется снова Минатомом. Видимо и этому указу информационное и аналитическое сопровождение оказывал Минатом.

Анализ названных документов показывает, что поставленная перед комиссией цель недостижима через задачи, сформулированные в указе, и предписанные там же функции. Управленцы Минатома, писавшие этот указ Президенту, как всегда, не рассчитывали на то, что их документы будут читать.

Трудно не заметить и другое. Комиссия в утвержденном составе не обладает ни беспристрастностью, ни должной компетентностью. В ней более половины ее членов заведомо будут лоббировать интересы Минатома, продвигая любые решения в интересах него и его партнеров. В комиссии всего 3 представителя Правительства РФ вместо 5 и нет представителей Президента. Зато есть такие одиозные фигуры как академик Л.А.Ильин, печально известный искажением информации по результатам Чернобыльской и Челябинской катастроф и лично ответственный за те огромные дозы, которые получены населением на загрязненных территориях, академик Н.П.Лаверов, возглавивший научный совет по проблеме жидких радиоактивных отходов на ПО "Маяк", который за время своей деятельности так и не предложил адекватного решения проблемы Теченского каскада водоемов, Карачая и других экологически опасных хранилищ радиоактивных отходов, академик Е.П.Велихов, готовый сбросить в Челябинскую область не только отходы своего института, но и любые отходы, за которые могут заплатить.

Анализ первых подзаконных нормативных актов в развитие подписанных президентом законов об импорте иностранного ядерного топлива показывает, что созданная Указом Президента РФ Комиссия по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок заведомо не будет выполнять ни предписанные ей функции осуществления контроля за ввозом на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства (Указ № 828), ни организацию такого контроля (Указ № 858). Это опасение подтверждается и смысловой разницей формулировок цели Комиссии - в одном случае контроль, в другом - организация контроля. Если контроль, то должны быть ресурсы, если организация контроля - должны быть распорядительные функции. Но и то, и другое - в Минатоме.

Архаичность управленческой культуры Минатома, его фатальная отстраненность от современных управленческих подходов ведет, в целом, к проигрышу в государственной ядерной политике, сталкивает государство на путь не только вечного сырьевого придатка развитых стран, но и хранилища отходов мировой ядерной индустрии.

Миронова Наталия Ивановна. Работает в общественном секторе с 1989 г., занимается экологическими и социальными проблемами ядерной политики, является председателем Движения "За ядерную безопасность". Имеет 8 патентов на изобретения в области термодинамики. Помощник депутата Государственной Думы трех последних созывов, депутат Совета народных депутатов Челябинской области, создатель и председатель Комитета по радиационной безопасности населения при Администрации Челябинской области в 1991-92 гг.

Анализ системы принятия решений, заложенной в первых подзаконных нормативных актах о ввозе иностранного ядерного топлива в Россию | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Анализ системы принятия решений, заложенной в первых подзаконных нормативных актах о ввозе иностранного ядерного топлива в Россию

Миронова Н.И., Председатель "Движения за ядерную безопасность"

В 2000-01 гг. были приняты Государственной Думой ФС РФ и подписаны Президентом РФ изменения в российское законодательство, явившиеся следствием американско-российского коммерческого проекта ввоза в Россию иностранного отработавшего ядерного топлива на невозвратной основе. В условиях глобализации ядерного бизнеса создана реальная угроза национальной безопасности, суверенитету нашей Родины. В этом проблема планируемого Минатомом размещения на территории России международного хранилища/хранилищ облученного ядерного топлива и его последующей переработки на невозвратной основе (без возврата отходов переработки). Такие коммерческие предложения органов государственной власти вызвали резко негативную реакцию в российском обществе, вплоть до компании за проведение всероссийского референдума.

Для снятия социального конфликта, вызванного столь откровенным лоббированием в Государственной Думе интересов американской общественной организации Nonproliferation Trust Inc., США и Минатома, по инициативе Президента РФ (Указ от 10.07.01 № 828) практически одновременно с подписанием законов о ввозе было решено в месячный срок создать Специальную комиссию по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок "в целях осуществления контроля за ввозом на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства". Руководителем был назначен недавний нобелевский лауреат, вице-президент Академии наук. В состав этой комиссии в равной доле по 5 человек должны были войти представители Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы.

В июле 2003 г. Президентом РФ с новой формулировкой "в целях организации контроля деятельности", связанной с ввозом на территорию РФ тепловыделяющих сборок иностранного производства, была утверждена, наконец, Комиссия. Указом Президента РФ от 31.07.03 № 858 было утверждено Положение о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок и состав этой комиссии. Нужно сказать, что это было сделано с нарушением предыдущего Указа № 828 как в отношении сроков, так и в отношении пропорциональности представительства. Правительство в комиссии представлено 3 членами вместо 5. А Дума - 7 вместо 5. Вместо представителей Президента РФ в Комиссии появилась группа академиков, представляющих институты Минатома.

Анализ свидетельствует, что Специальная комиссия по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок будет играть роль органа по выдаче индульгенций Минатому.

Этому есть прямые подтверждения. Указами Президента РФ № 828 и № 858 противоречиво прописаны ее цели. В одном Указе - это контроль, в другом - организация контроля. Поскольку материально-техническое, организационное и прочее обеспечение комиссии закреплено за Минатомом, то создается коллизия, когда Минатом авторитетом специальной комиссии сам себя будет контролировать по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.

Комиссия создана с опозданием на 1,5 года. Столь долгие роды привели к привычным в Минатоме врожденным дефектам. Утвержденный президентским Указом № 858 состав комиссии не соответствует Указу № 828. Кроме того, две трети членов комиссии уже известны своей лоббистской деятельностью в пользу Минатома.

В состав такой "контрольной" комиссии вошли лица, долговременно связанные с Минатомом политическими, коммерческими и научными интересами, и которые в течение длительного времени последовательно выступали за ввоз иностранного ядерного топлива в Россию.

Следует обратить особое внимание на процедуру принятия решений в этой комиссии.

Согласно утвержденному президентским Указом Положению, решение, от которого может зависеть судьба регионов, принимается сверхлиберально - "простым большинством присутствующих на заседании", а если и заседание не состоится, то "допускается принятие решений путем персонального опроса членов комиссии".

Похоже, что этот указ Президенту писали в Минатоме, а редактировали в Российской академии наук.

Любопытен и процесс принятия решений. Основными задачами в области осуществления/организации контроля перед Комиссией поставлены:

1) "подготовка заключений о возможности ввоза на территорию РФ иностранного облученного топлива";

2) "подготовка соответствующих предложений для Правительства РФ";

3) "подготовка предложений Президенту РФ о решении проблем, которые могут возникнуть в результате ввоза топлива, а также в процессе его хранения и/или переработки".

Осуществлять/организовывать контроль этой комиссии почему-то предлагается следующими методами:

1) взаимодействием с органами госвласти и зарубежными и международными организациями;

2) участием в совещаниях, конференциях и других мероприятиях;

3) подготовкой ежегодных докладов Президенту и Федеральному собранию.

Управленческий гений привел составителей Указов к тому, что поставленная перед комиссией цель осуществления/организации контроля недостижима через задачи, поставленные перед комиссией и в рамках предписанных ей функций. Подготовка заключений о возможности ввоза на территорию РФ иностранного облученного топлива функционально прописана через взаимодействие с органами государственной власти и "зарубежными и международными организациями".

Подготовка соответствующих предложений для Правительства РФ будет осуществляться через функцию "участия в совещаниях, конференциях и других мероприятиях".

Подготовка предложений Президенту РФ о решении проблем, которые могут возникнуть в результате ввоза, а также в процессе их хранения и/или переработки, будет тавтологически обеспечиваться функцией "подготовки ежегодных докладов Президенту и Федеральному собранию". При этом "информационное, аналитическое, документальное, правовое и материально-техническое обеспечение комиссии" осуществляется снова Минатомом. Видимо и этому указу информационное и аналитическое сопровождение оказывал Минатом.

Анализ названных документов показывает, что поставленная перед комиссией цель недостижима через задачи, сформулированные в указе, и предписанные там же функции. Управленцы Минатома, писавшие этот указ Президенту, как всегда, не рассчитывали на то, что их документы будут читать.

Трудно не заметить и другое. Комиссия в утвержденном составе не обладает ни беспристрастностью, ни должной компетентностью. В ней более половины ее членов заведомо будут лоббировать интересы Минатома, продвигая любые решения в интересах него и его партнеров. В комиссии всего 3 представителя Правительства РФ вместо 5 и нет представителей Президента. Зато есть такие одиозные фигуры как академик Л.А.Ильин, печально известный искажением информации по результатам Чернобыльской и Челябинской катастроф и лично ответственный за те огромные дозы, которые получены населением на загрязненных территориях, академик Н.П.Лаверов, возглавивший научный совет по проблеме жидких радиоактивных отходов на ПО "Маяк", который за время своей деятельности так и не предложил адекватного решения проблемы Теченского каскада водоемов, Карачая и других экологически опасных хранилищ радиоактивных отходов, академик Е.П.Велихов, готовый сбросить в Челябинскую область не только отходы своего института, но и любые отходы, за которые могут заплатить.

Анализ первых подзаконных нормативных актов в развитие подписанных президентом законов об импорте иностранного ядерного топлива показывает, что созданная Указом Президента РФ Комиссия по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок заведомо не будет выполнять ни предписанные ей функции осуществления контроля за ввозом на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства (Указ № 828), ни организацию такого контроля (Указ № 858). Это опасение подтверждается и смысловой разницей формулировок цели Комиссии - в одном случае контроль, в другом - организация контроля. Если контроль, то должны быть ресурсы, если организация контроля - должны быть распорядительные функции. Но и то, и другое - в Минатоме.

Архаичность управленческой культуры Минатома, его фатальная отстраненность от современных управленческих подходов ведет, в целом, к проигрышу в государственной ядерной политике, сталкивает государство на путь не только вечного сырьевого придатка развитых стран, но и хранилища отходов мировой ядерной индустрии.

Миронова Наталия Ивановна. Работает в общественном секторе с 1989 г., занимается экологическими и социальными проблемами ядерной политики, является председателем Движения "За ядерную безопасность". Имеет 8 патентов на изобретения в области термодинамики. Помощник депутата Государственной Думы трех последних созывов, депутат Совета народных депутатов Челябинской области, создатель и председатель Комитета по радиационной безопасности населения при Администрации Челябинской области в 1991-92 гг.