Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Меры по предупреждению и предотвращению силовых захватов предприятий и организаций

Корсак А.Б., начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы

В настоящее время наряду с процессами слияний и поглощений отмечаются факты криминальных захватов предприятий, базирующиеся на пробелах в законодательстве, основанных на фальшивых и фальсифицированных документах.

При этом наблюдается тенденция роста этого крайне опасного явления. Так, если в 2003 г. в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности поступило 7 обращений о силовых, криминальных захватах московских предприятий, то за 9 месяцев нынешнего года их было уже 23.

Объектами подобных действий стали такие предприятия, как фабрика ООО "Покровское", ОАО "Научно-производственная фирма "Спектр ЛК", ОАО "Московский авторемонтный завод резиновых изделий-10", ФГУП "Научно-исследовательский институт шинной промышленности", ОАО "Московская база вторичных цветных металлов", меховое ателье ТОО "Барс", социально ориентированный магазин ООО "Фирма "Богатырь-3" находящиеся на территории Москвы, исправно отчисляющие налоги в городской бюджет и предоставляющие рабочие места москвичам. При захватах против законных собственников, служащих, фирм, частных охранников и даже сотрудников вневедомственной охраны органов внутренних дел применялась грубая физическая сила: в помещениях вскрывались двери, взламывались сейфы, изымалась деловая документация, наносился материальный ущерб имуществу. В результате захватов прекращалась деятельность предприятий. Захватчики известны. Среди них - организованная группа, представляющаяся Инвестиционной компанией "Россия", ООО "Афронт-групп", ООО "Агентство антикризисных технологий и инвестиций", ООО "Бизнес-контракт", ООО "Импульс", ЗАО "Роскомнедвижимость", ООО "Объединенная промышленная компания". В ряде силовых захватов принимали участие частные охранные предприятия "Родон", "Аякс", "Омега-Л".

Вот как выглядит типичный сценарий криминального поглощения. Как правило, захватчики выбирают акционерное общество с низкой корпоративной культурой, обычно это предприятие среднего или малого бизнеса.

Фальсифицируются документы об избрании органов управления общества, сведения о смене руководства предоставляются в налоговую инспекцию, которая проверяет только формальное наличие всех документов, перечисленных в законе, и не проводит никакой правовой экспертизы предоставленных документов.

Далее новый генеральный директор общества заключает договор купли-продажи недвижимости с третьим лицом и подает в регистрирующие органы соответствующие документы. В дальнейшем имитируется неоднократная перепродажа недвижимости для создания видимости добросовестного покупателя.

Последний приобретатель захватывает собственность и выгоняет существующее руководство.

Все документы по ведению реестра Общества изымаются захватчиком на территории предприятия и фальсифицируются с указанием новых акционеров, связанных с захватчиком.

Одновременно с вышеперечисленными действиями захватчик нередко оказывает силовое давление на Генерального директора общества и основных акционеров, принуждая их подписать договоры о продаже принадлежащих им акций захватчику, при этом договоры, как правило, подписываются задним числом.

Как уже отмечалось, захватчики используют пробелы в законодательстве, и основным из них, способствующим такому явлению, как "криминальные поглощения", является несовершенство действующего закона "О государственной регистрации юридических лиц".

Указанный закон содержит минимальный перечень документов, предоставление которых необходимо для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении самого юридического лица, его акционеров (участников), исполнительного органа общества.

Налоговые органы, внося изменения в реестр, не производят никакой правовой экспертизы предоставленных документов, не вправе запрашивать какие-либо дополнительные документы помимо тех, которые прямо указаны в законе, и не несут ответственности за внесение записи на основании недействительных, подложных документов.

При этом, в соответствии с действующим законодательством, сведения, указанные в реестре, являются надлежащим подтверждением факта реорганизации общества, назначения единоличного исполнительного органа общества и при предоставлении соответствующей выписки из реестра лицо может распоряжаться активами общества, выступать от его имени в суде и представлять общество в государственных органах.

Анализ происходящих событий свидетельствует о том, что нет скоординированности в деятельности силовых структур по предупреждению и пресечению криминальных захватов.

Отсутствует единый информационный банк данных о фактах захвата, их заказчиках, организаторах и исполнителях. В настоящее время сведения об этом разобщены. В борьбе с этим криминальным явлением практически не участвует бизнес-сообщество. Как правило, руководители предприятий, основные акционеры оказываются один на один с захватчиками.

Недостаточно публикаций и передач, разоблачающих истинное лицо захватчиков, их замыслы и действия. Часто информация сводится к освещению этих событий как корпоративного спора хозяйствующих субъектов. Правда, в последнее время в СМИ появилось несколько статей, объективно освещающих происходящее, называющих вещи своими именами.

Необходимо отметить, что защита собственности и прав собственников является приоритетной задачей государственного регулирования на пути к созданию среднего класса производителей товаров и услуг, пути к устойчивому развитию, пути к гражданскому обществу.

Если государственные органы не остановят факты криминального передела собственности и не увеличат скорость реакции на них, то единственным способом защиты собственников станет создание "зеркальной" системы противодействия, аналогичной той, которую используют сами захватчики.

Собственники будут вынуждены уйти "в тень", чтобы не стать легкой мишенью для захватчиков, и это создает предпосылки по переходу участников реального сектора экономики на "теневую модель" управления.

В силу того, что коррупция и криминал являются главными инструментами в деятельности захватчиков, их прибыль не облагается налогами и государство теряет колоссальные средства, которые перекачиваются в теневую экономику.

Поэтому защита прав собственности и создание механизмов эффективного реагирования на попытки ее криминального перераспределения является сегодня важнейшей задачей.

Проблема силовых захватов была рассмотрена на совещании у мэра Москвы Ю.М.Лужкова, где рассматривались те меры, которые необходимо предпринять, чтобы остановить этот негативный процесс.

Прежде всего, необходимы скоординированность действий и оперативное реагирование по фактам силовых захватов. В этих целях было принято решение о создании временной межведомственной рабочей группы. В нее вошли представители Московской городской Думы, Управления по работе с органами обеспечения безопасности города Москвы, Правового управления правительства Москвы, УФСБ по городу Москве и Московской области, Прокуратуры города Москвы, ГУВД г. Москвы, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по городу Москве, Главного управления Министерства юстиции РФ по городу Москве, Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Руководство работой группы возложено на Управление правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.

Эта группа уже приступила к работе по конкретным фактам имевших место силовых захватов с целью выработки мер, направленных на восстановление законных прав законных собственников. Одновременно начата работа над пакетом законодательных предложений, потому что кардинально эту проблему можно решить, только внеся соответствующие поправки в действующее законодательство.

Специалисты предлагают ряд мер, в частности:

  • идентификацию заявителя или его доверенных лиц при подаче документов в государственные регистрирующие органы (при смене участников и органов управления общества, собственника имущества и пр.), а также усиление ответственности за предоставление в эти органы ложной информации;
  • обязательное уведомлениe со стороны регистрирующих органов письменно по месту нахождения общества или его имущества о планируемых регистрационных действиях для недопущения регистрации перехода права без ведома законного обладателя.

Эти изменения должны вводиться законодательно, на федеральном уровне. Понятно, что принятие поправок к законам - это длительный процесс, но ситуация настолько остра, что сегодня надо очень быстро реагировать. Поэтому, на наш взгляд, государственным регистрирующим органам целесообразно осуществлять перечисленные действия в инициативном порядке. Необходимо также установление исключительной подсудности дел, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество хозяйственных обществ, акции или доли в хозяйственных обществах, ограничением полномочий органов управления либо сменой органов управления по месту нахождения высшего органа общества. По существу сегодня, если захватчики используют для реализации своих планов решения судов, то это решения региональных судов. А потом вскрываются факты поддельных решений и, к сожалению, заказных постановлений. Поэтому, если, например, общество зарегистрировано в Москве, то эти вопросы должны рассматриваться московскими судами и то же самое по другим территориям. Ведь силовые захваты - это общероссийская проблема, но в Москве все это видится более "выпукло", и кому как не столице инициировать внесение поправок, способных остановить криминальные захваты собственности.

Говоря о других мерах, можно отметить, что необходимо организовать совместно с отраслевыми органами городской администрации, профсоюзами, Московской торгово-промышленной палатой, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей системную работу с руководителями предприятий по их участию в реализации мер по предупреждению и пресечению силовых захватов и организации противодействия. Дело в том, что очень многие руководители оказываются не готовыми и просто не знают, как действовать в таких ситуациях.

И еще один важный вопрос - это участие бизнес-сообщества. Мы считаем, что в целях формирования цивилизованного рынка слияний и поглощений целесообразно рассмотреть вопрос о создании Ассоциации добросовестных инвесторов. Ее цель - декларирование добросовестных правил игры, распространяющихся на всех ее участников, недопущение ими незаконных, неэтичных, социально неприемлемых методов, в том числе разработка кодекса корпоративного поведения добросовестного инвестора - свода норм и правил поведения для регулирования отношений с продавцами имущественных прав в объектах поглощения, руководителями таких объектов, их трудовыми коллективами и органами власти. Целый ряд бизнес-структур высказывают необходимость подобной консолидации для противодействия захватчикам уже общими усилиями.

Борьба с этим явлением, которое мэр Москвы Ю.М.Лужков назвал "экономическим терроризмом", поскольку оно влечет серьезные потери и ущерб в экономической сфере, разрушение реального сектора экономики, создание очагов социальной напряженности, предусматривает усиление вертикали власти, укрепление государственных институтов, которые должны обеспечивать строгое соблюдение законов и защиту прав собственников. Это непосредственно связано с задачей, которую определил президент России В.В.Путин на прошедшем расширенном заседании Правительства РФ с участием руководителей всех субъектов РФ по борьбе с терроризмом. При этом исключительно важным является консолидация действий власти, общества и граждан.

Корсак Александр Борисович. В состав исполнительной власти Москвы вошел более 12 лет назад. Работал заместителем, а затем руководителем Управления транспорта и связи. С июля 2002 г. возглавляет Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.

Меры по предупреждению и предотвращению силовых захватов предприятий и организаций | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Меры по предупреждению и предотвращению силовых захватов предприятий и организаций

Корсак А.Б., начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы

В настоящее время наряду с процессами слияний и поглощений отмечаются факты криминальных захватов предприятий, базирующиеся на пробелах в законодательстве, основанных на фальшивых и фальсифицированных документах.

При этом наблюдается тенденция роста этого крайне опасного явления. Так, если в 2003 г. в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности поступило 7 обращений о силовых, криминальных захватах московских предприятий, то за 9 месяцев нынешнего года их было уже 23.

Объектами подобных действий стали такие предприятия, как фабрика ООО "Покровское", ОАО "Научно-производственная фирма "Спектр ЛК", ОАО "Московский авторемонтный завод резиновых изделий-10", ФГУП "Научно-исследовательский институт шинной промышленности", ОАО "Московская база вторичных цветных металлов", меховое ателье ТОО "Барс", социально ориентированный магазин ООО "Фирма "Богатырь-3" находящиеся на территории Москвы, исправно отчисляющие налоги в городской бюджет и предоставляющие рабочие места москвичам. При захватах против законных собственников, служащих, фирм, частных охранников и даже сотрудников вневедомственной охраны органов внутренних дел применялась грубая физическая сила: в помещениях вскрывались двери, взламывались сейфы, изымалась деловая документация, наносился материальный ущерб имуществу. В результате захватов прекращалась деятельность предприятий. Захватчики известны. Среди них - организованная группа, представляющаяся Инвестиционной компанией "Россия", ООО "Афронт-групп", ООО "Агентство антикризисных технологий и инвестиций", ООО "Бизнес-контракт", ООО "Импульс", ЗАО "Роскомнедвижимость", ООО "Объединенная промышленная компания". В ряде силовых захватов принимали участие частные охранные предприятия "Родон", "Аякс", "Омега-Л".

Вот как выглядит типичный сценарий криминального поглощения. Как правило, захватчики выбирают акционерное общество с низкой корпоративной культурой, обычно это предприятие среднего или малого бизнеса.

Фальсифицируются документы об избрании органов управления общества, сведения о смене руководства предоставляются в налоговую инспекцию, которая проверяет только формальное наличие всех документов, перечисленных в законе, и не проводит никакой правовой экспертизы предоставленных документов.

Далее новый генеральный директор общества заключает договор купли-продажи недвижимости с третьим лицом и подает в регистрирующие органы соответствующие документы. В дальнейшем имитируется неоднократная перепродажа недвижимости для создания видимости добросовестного покупателя.

Последний приобретатель захватывает собственность и выгоняет существующее руководство.

Все документы по ведению реестра Общества изымаются захватчиком на территории предприятия и фальсифицируются с указанием новых акционеров, связанных с захватчиком.

Одновременно с вышеперечисленными действиями захватчик нередко оказывает силовое давление на Генерального директора общества и основных акционеров, принуждая их подписать договоры о продаже принадлежащих им акций захватчику, при этом договоры, как правило, подписываются задним числом.

Как уже отмечалось, захватчики используют пробелы в законодательстве, и основным из них, способствующим такому явлению, как "криминальные поглощения", является несовершенство действующего закона "О государственной регистрации юридических лиц".

Указанный закон содержит минимальный перечень документов, предоставление которых необходимо для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении самого юридического лица, его акционеров (участников), исполнительного органа общества.

Налоговые органы, внося изменения в реестр, не производят никакой правовой экспертизы предоставленных документов, не вправе запрашивать какие-либо дополнительные документы помимо тех, которые прямо указаны в законе, и не несут ответственности за внесение записи на основании недействительных, подложных документов.

При этом, в соответствии с действующим законодательством, сведения, указанные в реестре, являются надлежащим подтверждением факта реорганизации общества, назначения единоличного исполнительного органа общества и при предоставлении соответствующей выписки из реестра лицо может распоряжаться активами общества, выступать от его имени в суде и представлять общество в государственных органах.

Анализ происходящих событий свидетельствует о том, что нет скоординированности в деятельности силовых структур по предупреждению и пресечению криминальных захватов.

Отсутствует единый информационный банк данных о фактах захвата, их заказчиках, организаторах и исполнителях. В настоящее время сведения об этом разобщены. В борьбе с этим криминальным явлением практически не участвует бизнес-сообщество. Как правило, руководители предприятий, основные акционеры оказываются один на один с захватчиками.

Недостаточно публикаций и передач, разоблачающих истинное лицо захватчиков, их замыслы и действия. Часто информация сводится к освещению этих событий как корпоративного спора хозяйствующих субъектов. Правда, в последнее время в СМИ появилось несколько статей, объективно освещающих происходящее, называющих вещи своими именами.

Необходимо отметить, что защита собственности и прав собственников является приоритетной задачей государственного регулирования на пути к созданию среднего класса производителей товаров и услуг, пути к устойчивому развитию, пути к гражданскому обществу.

Если государственные органы не остановят факты криминального передела собственности и не увеличат скорость реакции на них, то единственным способом защиты собственников станет создание "зеркальной" системы противодействия, аналогичной той, которую используют сами захватчики.

Собственники будут вынуждены уйти "в тень", чтобы не стать легкой мишенью для захватчиков, и это создает предпосылки по переходу участников реального сектора экономики на "теневую модель" управления.

В силу того, что коррупция и криминал являются главными инструментами в деятельности захватчиков, их прибыль не облагается налогами и государство теряет колоссальные средства, которые перекачиваются в теневую экономику.

Поэтому защита прав собственности и создание механизмов эффективного реагирования на попытки ее криминального перераспределения является сегодня важнейшей задачей.

Проблема силовых захватов была рассмотрена на совещании у мэра Москвы Ю.М.Лужкова, где рассматривались те меры, которые необходимо предпринять, чтобы остановить этот негативный процесс.

Прежде всего, необходимы скоординированность действий и оперативное реагирование по фактам силовых захватов. В этих целях было принято решение о создании временной межведомственной рабочей группы. В нее вошли представители Московской городской Думы, Управления по работе с органами обеспечения безопасности города Москвы, Правового управления правительства Москвы, УФСБ по городу Москве и Московской области, Прокуратуры города Москвы, ГУВД г. Москвы, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по городу Москве, Главного управления Министерства юстиции РФ по городу Москве, Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Руководство работой группы возложено на Управление правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.

Эта группа уже приступила к работе по конкретным фактам имевших место силовых захватов с целью выработки мер, направленных на восстановление законных прав законных собственников. Одновременно начата работа над пакетом законодательных предложений, потому что кардинально эту проблему можно решить, только внеся соответствующие поправки в действующее законодательство.

Специалисты предлагают ряд мер, в частности:

  • идентификацию заявителя или его доверенных лиц при подаче документов в государственные регистрирующие органы (при смене участников и органов управления общества, собственника имущества и пр.), а также усиление ответственности за предоставление в эти органы ложной информации;
  • обязательное уведомлениe со стороны регистрирующих органов письменно по месту нахождения общества или его имущества о планируемых регистрационных действиях для недопущения регистрации перехода права без ведома законного обладателя.

Эти изменения должны вводиться законодательно, на федеральном уровне. Понятно, что принятие поправок к законам - это длительный процесс, но ситуация настолько остра, что сегодня надо очень быстро реагировать. Поэтому, на наш взгляд, государственным регистрирующим органам целесообразно осуществлять перечисленные действия в инициативном порядке. Необходимо также установление исключительной подсудности дел, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество хозяйственных обществ, акции или доли в хозяйственных обществах, ограничением полномочий органов управления либо сменой органов управления по месту нахождения высшего органа общества. По существу сегодня, если захватчики используют для реализации своих планов решения судов, то это решения региональных судов. А потом вскрываются факты поддельных решений и, к сожалению, заказных постановлений. Поэтому, если, например, общество зарегистрировано в Москве, то эти вопросы должны рассматриваться московскими судами и то же самое по другим территориям. Ведь силовые захваты - это общероссийская проблема, но в Москве все это видится более "выпукло", и кому как не столице инициировать внесение поправок, способных остановить криминальные захваты собственности.

Говоря о других мерах, можно отметить, что необходимо организовать совместно с отраслевыми органами городской администрации, профсоюзами, Московской торгово-промышленной палатой, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей системную работу с руководителями предприятий по их участию в реализации мер по предупреждению и пресечению силовых захватов и организации противодействия. Дело в том, что очень многие руководители оказываются не готовыми и просто не знают, как действовать в таких ситуациях.

И еще один важный вопрос - это участие бизнес-сообщества. Мы считаем, что в целях формирования цивилизованного рынка слияний и поглощений целесообразно рассмотреть вопрос о создании Ассоциации добросовестных инвесторов. Ее цель - декларирование добросовестных правил игры, распространяющихся на всех ее участников, недопущение ими незаконных, неэтичных, социально неприемлемых методов, в том числе разработка кодекса корпоративного поведения добросовестного инвестора - свода норм и правил поведения для регулирования отношений с продавцами имущественных прав в объектах поглощения, руководителями таких объектов, их трудовыми коллективами и органами власти. Целый ряд бизнес-структур высказывают необходимость подобной консолидации для противодействия захватчикам уже общими усилиями.

Борьба с этим явлением, которое мэр Москвы Ю.М.Лужков назвал "экономическим терроризмом", поскольку оно влечет серьезные потери и ущерб в экономической сфере, разрушение реального сектора экономики, создание очагов социальной напряженности, предусматривает усиление вертикали власти, укрепление государственных институтов, которые должны обеспечивать строгое соблюдение законов и защиту прав собственников. Это непосредственно связано с задачей, которую определил президент России В.В.Путин на прошедшем расширенном заседании Правительства РФ с участием руководителей всех субъектов РФ по борьбе с терроризмом. При этом исключительно важным является консолидация действий власти, общества и граждан.

Корсак Александр Борисович. В состав исполнительной власти Москвы вошел более 12 лет назад. Работал заместителем, а затем руководителем Управления транспорта и связи. С июля 2002 г. возглавляет Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.