Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Судебная реформа. Современный этап

Радченко В.И., Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ

Происходящие в стране общественно-политические процессы, преобразования в экономике и социальной сфере, проводимая административная реформа и другие новшества в жизни государства вызывают закономерный интерес граждан к организации деятельности различных институтов власти, в том числе судебных органов.

Общеизвестно, что в качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Поэтому расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение российского законодательства в соответствие с современными международными стандартами стали основными задачами и судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

Судебная система Российской Федерации

Прежде чем говорить о достижениях и трудностях, с которыми сталкивается её осуществление, хотелось бы дать читателю представление о характере судебной системы Российской Федерации. Сегодня она представляет собой весьма мощный и разветвленный организм.

В субъектах Федерации имеются конституционные (уставные) суды, которые проводят определенную работу по проверке законности издаваемых нормативных актов местными органами власти и являются независимыми от федеральной судебной системы.

Конституционный контроль в масштабах страны по отношению к федеральным органам государственной власти осуществляет Конституционный Суд РФ, в котором работают 19 судей.

Экономические споры, в которых участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, рассматривают 82 арбитражных суда в субъектах Федерации, 20 окружных федеральных апелляционных арбитражных судов (пока находятся в процессе создания), 10 межрегиональных федеральных кассационных и Высший Арбитражный Суд РФ, образующие систему арбитражных судов России. В этих судах работают около 4000 судей, рассматривающие за год по 1-й инстанции свыше 350 тыс. дел.

Система судов общей юрисдикции включает в себя 2478 федеральных районных судов, 87 федеральных судов республиканского, краевого и областного звена, 151 военный суд. Надзор за их деятельностью осуществляет Верховный Суд РФ. Всего суды общей юрисдикции включают в себя 23 172 судей и 51 325 работников аппарата.

Объем работы, выполняемый судами общей юрисдикции Российской Федерации, постоянно возрастает. С 1990 г. по сравнению 2003 г. число уголовных дел, ежегодно ими рассматриваемых, увеличилось с 0,5 млн почти до 1 млн, гражданских дел - с 1,4 млн до 5,2 млн, о правонарушениях административных - с 1,1 млн до 3,3 млн дел. Кроме того, разрешается более 1 млн различных материалов в порядке судебного контроля и исполнения судебных решений.

Таким образом, суды общей юрисдикции стали важным социальным фактором, поскольку их решения в той либо иной степени затрагивают интересы почти 30 млн граждан в год.

Из приведенных данных нетрудно увидеть, что основная тяжесть осуществления судебной власти в Российской Федерации ложится на суды общей юрисдикции. Именно они решают важнейшие задачи обеспечения политических и экономических свобод граждан, защиты их интересов от произвола чиновников и администраторов, противостояния нарастающему правовому нигилизму. Своей деятельностью федеральные суды способствуют сохранению единого правового поля Российской Федерации.

С 1 января 2003 г. в Российской Федерации началось поэтапное введение судов с участием присяжных заседателей на всей территории страны. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон о введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" такие суды начали действовать в 88 регионах России., за исключением Чеченской Республики, где введение судов присяжных намечено с 1 января 2007 г.

В 2003 г. с участием присяжных заседателей было разрешено около 10% от общего числа уголовных дел, рассмотренных областными и иными судами уровня субъекта Федерации. Всего с вынесением приговора было рассмотрено 496 дел в отношении 966 лиц, из которых было оправдано около 14%. В прежние времена этот показатель не превышал 1%.

Судебно-правовая реформа

Идея реформирования судов, зародившаяся еще в годы перестройки во второй половине 80-х гг., первоначально ставила своей задачей модернизацию системы советского правосудия в соответствии с концепцией демократизации социализма в СССР. Однако совершенно новый импульс судебная реформа получила в связи с коренными общественно-политическими изменениями в стране в начале 90-х гг.

Стало ясно, что для защиты политических и экономических свобод граждан и их объединений общество нуждается в истинно независимом судье, свободном от политического и социального давления. Обеспечить это условие возможно только в условиях реального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, при котором судебная власть полностью самостоятельна.

Далее, следовало снять ограничения права граждан обращаться в суд для защиты своих интересов, т.е. расширить компетенцию суда по рассмотрению их споров, в том числе и с государством, до общепринятых в мире стандартов. Как известно, в период однопартийной системы граждане не могли защищать в суде не только политические права, но и многие другие, вытекающие из трудовых, жилищных, налоговых, земельных и других правоотношений, поскольку жалобы на действия должностных лиц по действовавшим тогда законам рассматривались, как правило, в административном порядке вышестоящими руководителями.

Правовому государству требовался суд, доступный для населения, в котором споры рассматриваются беспристрастно и объективно в приемлемые для сторон сроки. Создание такого суда явилось основной целью судебной реформы.

В обобщенном виде идеология судебной реформы была сформулирована в принятом 24.10.91 Верховным Советом РСФСР документе, носившем название "Концепция судебной реформы в РСФСР".

Помимо реформирования суда, концепция предусматривала глубокую реформу прокуратуры, следствия и адвокатуры, пересмотр уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, демократизацию всего правосудия путем введения судов присяжных заседателей.

И хотя многие из частных положений Концепции не выдержали испытания жизнью, значение этого документа, обосновавшего пути превращения судов в независимую судебную власть, работающую во имя интересов общества и гражданина, весьма велико.

Практическое осуществление судебной реформы началось с принятием в июне 1992 г. Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Впервые, на основе принципа разделения властей, суд провозглашался не только институтом правосудия, но и как судебная власть, равнозначная законодательной и исполнительной властям государства, действующая независимо и самостоятельно от них, а судья - носителем этой власти. Судьи получили реальные правовые, организационные, материальные и социальные гарантии своей независимости, что стало важнейшим условием объективного и беспристрастного правосудия.

Основные положения Концепции судебной реформы и Закона "О статусе судей в Российской Федерации" были учтены при подготовке и принятии Конституции РФ 1993 г., содержащей главу "Судебная власть". Автор этой статьи был непосредственным участником рабочей группы, готовящей вышеуказанный законопроект. С тех пор пройден большой путь, позволяющий говорить о достижении многих её целей.

В дальнейшем по инициативе Верховного Суда РФ либо при его непосредственном участии были приняты федеральные законы "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О финансировании судов Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" и ряд других, что явилось необходимой правовой базой для последующего развития российского правосудия.

Следует особо отметить, что в связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ значительно укрепилась самостоятельность и полная независимость судебных органов от исполнительной власти по вопросам материально-технического и кадрового обеспечения судов общей юрисдикции, т.к. они полностью были переданы из ведения Министерства юстиции РФ в систему судебной власти.

Важнейшим итогом судебно-правовой реформы стало принятие третьей части Гражданского кодекса России, нового Трудового кодекса, а также Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов, обеспечивающих дополнительные гарантии прав человека.

В результате компетенция судебной власти сегодня распространяется на все сферы общественной жизни, позволяя гражданину защищать в суде практически весь спектр прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Так, в 2003 г. суды рассмотрели:

  • 118,4 тыс. дел по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц и органов управления (70,9% из них удовлетворено);
  • 6920 дел о признании незаконными правовых актов (удовлетворено 69,4%);
  • 183,6 тыс. дел о нарушениях налогового законодательства (удовлетворено 95,7%);
  • 655,7 тыс. дел по трудовым спорам (удовлетворено 94,4%);
  • 41,7 тыс. дел, вытекающих из жилищных правоотношений (удовлетворено 72,5%);
  • 310,1 тыс. дел, связанных с приватизацией жилья (удовлетворено 88,5%);
  • десятки тысяч дел, вытекающих из земельного законодательства и законов, регулирующих защиту прав потребителей, и т.д.

Институт мировых судей

Расширение доступа к правосудию повлекло за собой существенный рост обращений граждан в суды. Поэтому важнейшим этапом судебно-правовой реформы в Российской Федерации явилось создание нового в современной судебной системе России института мировых судей, призванного приблизить суд к нуждам местного населения и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию.

Всего предполагается образовать в России до 8 тыс. участков мировых судей с соответствующей их численностью. В развитие Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в 88 субъектах РФ приняты собственные законы о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей.

Комплектование корпуса мировых судей в большинстве субъектов РФ практически завершено. По состоянию на 01.01.04 назначено 5674 мировых судей или 86,7%. В их компетенцию входят дела о преступлениях небольшой тяжести, за которые предусмотрена мера наказания до 2 лет лишения свободы, гражданские дела о спорах, не затрагивающих федеральные интересы либо гарантированные непосредственно Конституцией РФ права человека, а также дела о мелком хулиганстве и других административных нарушениях.

Результаты работы судов за 2002-03 гг. свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в структуре судебного производства, вызванные совершенствованием института мировых судей, расширением их полномочий в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Если в 2001 г. мировые судьи рассматривали всего 11,2% уголовных дел то в 2003 г. - уже 29,7%. Всего в 2003 г. мировые судьи рассмотрели около 288 тыс. уголовных дел.

В этом же году мировыми судьями было рассмотрено 2 млн 995 тыс. гражданских дел, что составляет 55% от общего их числа, рассмотренных судами общей юрисдикции всех уровней (тогда как в 2001 г. мировые суды рассмотрели всего 24% гражданских дел). Значительный рост числа обращений граждан в мировые суды является объективным показателем растущего доверия населения к судебной власти.

В то же время появление мировых судей позволяет сосредоточить внимание федеральных судов на рассмотрении дел значительной сложности, имеющих повышенное общественное значение.

***

Конечно, у судов имеются еще проблемы, и судебно-правовая реформа, по общему мнению, еще не завершена, требуется сделать значительные шаги, чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства.

Предстоит окончательно завершить законодательное оформление судоустройства Российской Федерации. Для этого необходимо принять федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции в субъектах Федерации, о Верховном Суде РФ.

Назрела острая необходимость создания специализированного административного правосудия, которое должно стать одним из важнейших институтов правового государства, в основе которого лежит разрешение правовых конфликтов, возникающих между гражданином и публичной властью.

Основная задача административной юстиции - утверждение верховенства права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Для реализации этой цели предполагается оторвать ее от органов местной администрации, чьи действия обжалуются гражданами.

Намечается иметь 500 межрайонных административных судов первой инстанции и 21 окружной административный суд второй инстанции, не совпадающие с административно-территориальным делением регионов, и судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ.

В конце 2002 г. был подготовлен проект федерального закона "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации", который был рассмотрен Советом при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, экспертами Совета Европы и рекомендован ко внесению на рассмотрение Государственной Думы РФ.

К сожалению, практически не начиналась реформа Прокуратуры. Между тем, анализ деятельности этого ведомства в последние годы свидетельствует о необходимости его превращения в демократический государственно-правовой механизм, осуществляющий от имени государственной власти уголовное преследование преступника и контролирующий соблюдение силовыми структурами прав человека при реализации ими своих властных полномочий.

В рамках своей компетенции Верховный Суд РФ постоянно изучает и анализирует ход проведения судебной реформы, а также ситуацию в сфере применения судами нового и текущего законодательства. Особенно важная роль в формировании и совершенствовании судебной практики отведена разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ.

Обладая правом законодательной инициативы, Пленум Верховного Суда РФ регулярно вносит соответствующие предложения в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, отвечающих потребностям общественных интересов и граждан.

Радченко Владимир Иванович. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист России.