Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Угроза наркотрафика из Афганистана для европейского сообщества

Войтенко В.П., заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

Актуальность проблемы

Мировое сообщество вступило в XXI век с множеством неразрешенных негативных проблем глобального характера. Среди них наркомания и наркопреступность. Финансирование терроризма и экстремизма, коррупция, отмывание денег, распространение СПИДа и других заболеваний - вот далеко не полный перечень угроз, которые несет человечеству нелегальное распространение наркотиков.

Аналитические исследования, проведенные в последнее время в области незаконного распространения наркотиков в мире различными международными организациями и национальными специализированными центрами, свидетельствуют о том, что транснациональные наркосиндикаты неуклонно наращивают свою активность, интенсивно "осваивают" все новые регионы и территории для культивирования и производства наркотиков, совершенствуют маршруты и способы доставки смертоносных грузов, вовлекают в свой бизнес различные слои населения и целые этнические группы, приобщают к немедицинскому потреблению наркотиков все большее количество людей.

Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации - человеческая жизнь.

Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. По приблизительным подсчетам, в мире свыше 200 млн человек употребляют наркотики различного вида. Количество потребителей наркотиков увеличивается с каждым годом.

Известно, что человеческий организм быстро привыкает к наркотикам. И вырваться из этого порочного круга, который засасывает, подобно трясине, все больше и больше, практически невозможно. Подавляющее большинство потребителей, как правило, моложе 30 лет. Зачастую пристрастившиеся к этой пагубной привычке не доживают до этого возраста.

Как верно заметил министр юстиции США Джон Торнбург: "Наркобизнес - величайший массовый убийца. Исключая редкие случаи, окровавленные руки преступника поражают обычно только одну жертву, сколь бы жесток ни был наносимый удар. Но злобная рука торговца наркотиками гасит одну человеческую жизнь за другой и, подобно вампиру из сказки, создает других по своему преступному подобию, а те, в свою очередь, создают себе подобных; это ... растекается среди поколений и не щадит даже еще не родившихся".

Из года в год в сети наркомании попадают все новые и новые жертвы. Согласно исследованиям, каждый потребитель ежегодно приобщает к пагубной привычке 10-15 человек. Самое страшное, что наиболее уязвимой частью населения становится молодежь. В некоторых странах число школьников и совершеннолетних молодых людей, которые, по собственному признанию, пробовали потреблять марихуану, составляет около 40%.

По мнению экспертов, на приобретение нелегальных наркотиков жители планеты тратят денег больше, чем на пищу, жилье, одежду, образование и медицинское обслуживание. По оценкам специалистов ООН, годовой оборот мировой наркомафии превышает 600 млрд долл., что составляет почти 10% мировой торговли. В отдельные годы мировой оборот наркобизнеса превышает оборот мировых рынков автомобилей и черных металлов вместе взятых. По некоторым оценкам, только в банковской сфере вращается не менее 11 млрд наркодолларов.

События 11 сентября 2001 г. в США стали серьезным напоминанием мировому сообществу об опасности, исходящей от международного терроризма и заставили задуматься о том, с чем связан международный терроризм. Одной из самых его опасных связей является незаконный оборот наркотиков - важный источник финансовой поддержки международного терроризма.

Операции с наркотиками приносят до 2000% прибыли, что делает их привлекательными и для транснациональных преступных организаций, и для отдельных групп преступников, чьей целью является получение максимальной прибыли в короткие сроки. На долю наркобизнеса приходится до 70% финансовых поступлений организованной преступности.

Незаконный оборот наркотиков активно стимулирует и коррупцию, с помощью которой наркокартели и иные преступные группы, вовлеченные в процесс наркобизнеса, стремятся обезопасить свой бизнес и уйти от ответственности. Часть прибыли тратится на подкуп и получение необходимой информации. Ведется сбор сведений о коррумпированных чиновниках в правоохранительных органах и органах власти, данные о конъюнктуре рынка, о ценах на наркотики.

Наркоиндустрия неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям.

Транснациональные наркосиндикаты для обеспечения своей криминальной деятельности закупают самые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, постоянно совершенствуют методы обеспечения собственной безопасности и внедряют новейшие наработки в этой области. Часть прибыли, полученной от торговли наркотиками, наркодельцы направляют на приобретение аппаратуры связи, шифровальных устройств, радио с использованием скоростного измерения частоты, приемников для выявления радаров. По оценкам специалистов, наркобизнес ежегодно вкладывает около 125 млн долл. в закупку новой "техники сигнальной разведки".

Растительные наркотики, производство которых в основном приходится на беднейшие страны, делают их еще беднее. Культивирование наркотикосодержащих растений отрицательно сказывается на экономическом росте. Наркоиндустрия зачастую является причиной дестабилизации государства и ослабления политической системы вследствие коррупции. Подавляющая часть доходов от незаконного оборота наркотиков приходится не на страны, их производящие, а на те страны, где готовая наркопродукция находит незаконный сбыт и становится предметом потребления.

На примере Афганистана легко убедиться в том, что незаконная торговля наркотиками может вызвать дестабилизацию целой страны. Повсеместное расширение производства опия в начале 90-х гг. способствовало разжиганию гражданской войны, привело к замедлению экономического роста и падению уровня жизни. В двух соседних с Афганистаном странах - Пакистане и Иране, которые значительно сократили или искоренили культивирование опийного мака, положительный экономический рост наблюдался как в 80-е, так и в 90-е гг.

Афганистан - один из мировых лидеров по производству наркотиков

Не будет преувеличением назвать Афганистан одним из мировых монополистов наркотического рынка. Десятки лет войны разорили Афганистан. Развал экономики, неопределенность в политике, отсутствие возможностей для заработка возвели опийный мак в ранг идеальных культур для многих афганских крестьян, живущих за счет натурального хозяйства.

В 1993 г. в Афганистане было произведено 685 т наркотиков, в 1994 г. - уже 950, в 1995 г. - 1250, в 1996 г. был совершен качественный рывок, и Афганистан "выдал на гора" почти 2100 т опиума, в 2000 г. - уже 3667 т.

Кроме опиумного мака, афганские земледельцы активно занимаются выращиванием конопли (марихуаны), в Афганистане также производится гашиш.

В соседних с Афганистаном странах резко возросло число наркоманов. К примеру, по данным ООН, в Пакистане их число увеличилось на 30% и достигло 2 млн человек, а в Иране - 1,25 млн. За десятилетие число наркоманов в республиках бывшей советской Средней Азии, по разным оценкам, возросло в 3-7 раз.

О масштабах афганского наркотрафика свидетельствуют экспертные оценки аналитиков управления ООН по преступности и наркотикам, согласно которым свыше 70% опиума и почти 100% героина, нелегально поставляемых в страны Евросоюза, имеют афганское происхождение.

Официальные лица движения "Талибан" называли наркотики "проклятием Запада" и считали, что, производя опиум, они воюют с антиисламским миром.

В то время, когда режим талибов пытался добиться международного признания и легитимности, мулла Омар сделал заявление о запрете производства опиумного мака. Но это, во-первых, был удачный рекламный ход, а, во-вторых, сократив поставки героина на мировой рынок, талибы быстро взвинтили цены на этот наркотик и смогли выгодно распродавать свои старые запасы.

После начала антитеррористической операции США в Афганистане появилась надежда на снижение угрозы наркоэкспансии с территории Афганистана. Чтобы облегчить борьбу с афганскими наркокриминальными группировками, российская сторона передала представителям США и их союзникам по антитеррористической коалиции установленные с помощью космических спутников точные координаты находящихся на территории Афганистана лабораторий по производству опия и героина, а также полей, засеянных опиумным маком.

Однако по прошествии некоторого времени оптимистические настроения по поводу развития наркоситуации в Афганистане сменились тревожным ожиданием. Уже в феврале 2002 г. появились сообщения Международного комитета по контролю за наркотиками при ООН (МККН), что после падения режима талибов выращивание опийного мака достигло небывалого уровня на всей территории Афганистана. В то же время сообщений о ликвидации или обнаружении складов наркотических средств и лабораторий по их производству в ходе антитеррористической операции практически не поступало.

Принятые переходным правительством Хамида Карзая меры по борьбе с незаконным оборотом и контрабандой наркотиков не только не возымели положительных результатов, но и, в определенной степени, стимулировали наращивание объемов их производства. В частности, наркопроизводители, воспользовавшись лозунгом уничтожения опиумных плантаций, получили прибыль как от собранного урожая, так и от продажи "маковой соломы" международным организациям. Благоприятные климатические условия, а также предоставленная возможность получения двойной прибыли подтолкнули наркобизнесменов повторно засеять подконтрольные им территории опиумным маком.

Принимаемые новой афганской администрацией и международными организациями меры по переориентации афганских крестьян на выращивание альтернативных опийному маку сельхозкультур путем выплаты им денежных компенсаций за каждый гектар уничтоженных наркопосевов также не привели к ожидаемым результатам. Как отмечают эксперты, размер указанной компенсации значительно меньше реальной выручки от продажи собираемого с данной площади опия. По оценкам экспертов ООН, выращивание мака почти в 30 раз прибыльнее, чем пшеницы, и в 40 раз - хлопка. Попытки же принудительного уничтожения посевов опийного мака встречают сопротивление населения, и в том числе вооруженное.

Не способствовало улучшению ситуации в этой области и то, что в результате поставок в Афганистан по линии ООН гуманитарной помощи значительно снизились внутриафганские закупочные цены на зерновые культуры.

Одним из факторов, негативно влияющим на наркообстановку в Афганистане, является участие в наркобизнесе отдельных представителей власти и командиров подразделений афганской армии, зачастую обеспечивающих охрану и транспортировку наркотических средств. Так, в феврале этого года был арестован начальник полиции афганской провинции Нангархар Хазарат Али. Кроме участия в похищении людей ему было предъявлено обвинение в наркобизнесе. Как стало известно, выделенные американским командованием в его распоряжение несколько вертолетов, которые предназначались для борьбы с террористами и талибами, начальник полиции использовал в своих интересах. Он приспособил их для переброски крупных партий наркотиков на север страны, откуда они впоследствии нелегально переправлялись пособникам, действующим в граничащих с Афганистаном центрально-азиатских государствах.

Осенью 2002 г. после непродолжительного перерыва Афганистан вновь вышел в мировые лидеры по производству опиатов. По информации генерального секретаря Государственной комиссии Афганистана по борьбе с наркотиками Ш.Ансари и по заключению экспертов ООН, площади, занятые под опийный мак в Афганистане в 2002 г., не только не сократились, а наоборот, увеличились. Площадь посевов опийного мака в 9 раз превысила показатели 2001 г. и составила 60-80 тыс. га. Особенно большой прирост посевных площадей (47%) отмечен на севере страны в провинциях, непосредственно прилегающих к таджикско-афганской границе (9750 га в 2002 г. против 6640 га в 2001 г.). Наибольшее увеличение посевов опийного мака (прирост посевных площадей составил 30%) выявлен в провинции Бадахшан.

По предварительным оценкам международных экспертов, урожай наркосодержащих культур 2002 г. (3,5-4 тыс. т) и имеющиеся запасы наркотиков позволяют афганским наркоструктурам заниматься торговлей наркотиками в нынешних объемах в течение ближайших 2-2,5 лет.

В настоящее время, по данным экспертов ООН, на афганской территории находится свыше 400 стационарных нарколабораторий, 63 из которых расположены и функционируют в северных провинциях Афганистана вдоль таджикско-афганской границы. В ряде афганских провинций отмечено даже строительство новых стационарных и передвижных лабораторий по переработке опия в героин.

Таким образом, контрабанда опиатов из Афганистана в страны Центральной Азии, в Россию и далее в Западную Европу, США и Канаду приобретает все более широкий и организованный характер, принося международным террористическим группировкам высокую прибыль, а также создает угрозу для экономической и социальной стабильности в наших странах.

Маршруты наркотрафика из Афганистана

По данным ЮНДКП, ежегодно из Афганистана вывозится более 120 т героина.

Проблема наркотрафика из Афганистана для евразийского региона и, прежде всего, для России, крайне актуальна. Это связано с тем, что в силу своего геополитического положения наша страна является своеобразным мостом между Европой и Азией. Россия одна из первых встречается с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана.

Основными маршрутами транспортировки наркотических веществ из Афганистана являются:

  • "западный" - через Иран в Турцию и далее в Западную Европу и США;
  • "северный" (так называемый "северный коридор") - через территории Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и далее через Киргизию, Казахстан в Россию, страны Западной Европы, Скандинавию, на восточное побережье США и Канады.

Маршруты через Иран и Пакистан традиционно считались у наркогруппировок одними из наиболее привлекательных. Однако, по оценкам ЮНДКП, за последнее время этот путь испытал активное давление, прежде всего, из-за значительных успехов Ирана и Пакистана в борьбе против незаконного оборота наркотиков.

Согласно оценкам экспертов ООН, по "северному" маршруту из Афганистана вывозится до 65% опия и 80% героина. "Северный" маршрут все шире используется наркодельцами для поставок героина и опия в европейские страны.

Российские специалисты не исключают, что в скором времени может появиться еще один маршрут транспортировки афганских наркотиков - через стык границ Таджикистана, Китая и Афганистана, далее по территориям Китая, Казахстана и России в страны Западной и Восточной Европы.

Многочисленные исследования показывают, что наркокурьеры и коррумпированные чиновники обычно получают за свои услуги не деньги, а наркотики. Эти наркотики они перепродают или используют сами. В результате на маршрутах наркокурьеров обязательно увеличивается число наркоманов, соответственно, возрастает уровень преступности и вирусных заболеваний, в частности, СПИДа и гепатита. Все это является негативным следствием наркотрафика.

Российские пограничники на пути наркоугрозы

В силу своего общего предназначения пограничная охрана большинства стран является неотъемлемой составной частью системы органов, обеспечивающих безопасность государства. И поскольку в ее непосредственную компетенцию входят вопросы парирования угроз на государственной границе, потенциал пограничных служб непосредственно задействуется и в борьбе с контрабандой наркотиков. В первую очередь это касается выявления и недопущения незаконного перемещения через государственную границу наркотических веществ. В рамках общегосударственных мер роль такого "фильтра" чрезвычайно важна. А в условиях все большего расширения географии наркобизнеса, разнообразия тактики и способов перемещения наркотиков эта задача становится все более актуальной.

Не вызывает сомнения и то, что надежный заслон международным наркодельцам непосредственно на государственной границе, т.е. на этапе проникновения в страну, способен существенно ограничить их возможности, предотвратить трагические последствия употребления наркотиков.

Пограничная служба ФСБ России вносит свой вклад в противодействие контрабанде наркотиков из Афганистана, прежде всего, на таджикско-афганской и на российско-казахстанской границе.

Больше всего изъятий наркотиков из незаконного оборота отмечается на таджикско-афганской границе, которую в соответствии с межгосударственным соглашением охраняют российские пограничники. Так, по данным Регионального представительства Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, на протяжении последних 3 лет в Таджикистане задерживается 80-85% опия и героина, от объема, изымаемого всеми государствами Центрально-Азиатского региона.

Только в 2002 г. силовыми структурами Таджикистана и Пограничной группой ФПС России в Республике Таджикистан задержано 7 т наркотических средств, в том числе около 4 т героина. Из этого количества, задержанного в прошлом году в Таджикистане, на долю российской пограничной группировки приходится около 60% изъятых наркотиков - свыше 4 т.

В 2000 г. российскими пограничниками на таджикско-афганской границе было изъято 3,13 т наркотических средств, в 2001 г. - 5,45 т, в 2002 г. - 4 т.

За 9 месяцев 2003 г. на таджикско-афганской границе изъято уже более 3470 кг наркотических средств, в том числе 2185 кг героина.

Актуальной остается тенденция роста как количества героина, так и его доли в составе наркотических средств, задерживаемых на российско-таджикском участке границы (таблица 1).

Таблица 1. Количество героина и его доля среди наркотических средств, задерживаемых на российско-таджикской границе. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Всего с 1993 г. Пограничной группой ФПС России в Республике Таджикистан изъято около 21 т наркотиков, в том числе свыше 6 т героина.

По оценке ряда международных экспертов, в настоящее время афганские наркосообщества стали более многочисленными, имеют четкую, разветвленную структуру, хорошо вооружены, используют современные средства связи, что существенно затрудняет противодействие им.

Характерной тенденцией в тактике действий наркоконтрабандных структур является нарастающая дерзость наркокурьеров, открыто вступающих в огневое противоборство с российскими пограничными нарядами. В последнее время акции по переправе наркотиков через таджикско-афганскую границу приобрели все элементы организованных и спланированных мероприятий, которые обеспечиваются хорошо вооруженными боевыми группами, контрабандистами используются современные средства связи и оружие. Увеличивается размах деятельности наркоконтрабандистов. Количество наркотиков в одной переправе определяется по весу от нескольких десятков килограммов до нескольких сотен.

Только за последние 5 лет на участке Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан предотвращено более 550 попыток переправ наркоконтрабандистов. При этом задержано свыше 1000 нарушителей границы, 300 единиц огнестрельного оружия и около 44 тыс. штук боеприпасов. 210 раз российские пограннаряды подвергались обстрелам и более 200 раз вступали в боестолкновения, в результате которых 13 пограничников погибли и 27 получили ранения.

Эти факты говорят о том, что на таджикско-афганской границе идет самая настоящая война с международной наркомафией. На переднем крае этого фронта, в том числе и по мнению экспертов Комиссии ООН по контролю за наркотиками, находятся российские пограничники.

Так, на встрече с пограничниками 23 сентября 2003 г. временно исполняющая обязанности Регионального Представителя УНП ООН в Центральной Азии (г. Ташкент) госпожа Насра Хасан высоко оценила их деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков, подчеркнув, что опыт сложившейся в Республике Таджикистан модели трехстороннего сотрудничества таджикских властей, российских пограничников и УНП ООН, направленной на противодействие наркотикам, будет служить примером при осуществлении УНП ООН подобных проектов и в других странах.

Рассчитывать в ближайшее время на уменьшение объемов наркоконтрабанды из Афганистана нет никаких оснований. Наоборот, мы прогнозируем транснационализацию наркобизнеса в Центрально-Азиатском регионе. Следствием существующего здесь на протяжении ряда лет наркобизнеса явилось образование устойчивых афгано-таджикских наркосообществ.

Весьма важной по значимости в борьбе с афганским наркотрафиком является российско-казахстанская граница.

Активность незаконного оборота наркотиков в Казахстане и через его территорию в последние годы быстро нарастает. Увеличивается количество попыток контрабандного провоза наркотических средств через государственную границу Казахстана. Наркотики, поступающие в республику, в основном, предназначены для дальнейшей транспортировки в другие страны.

Преступные наркогруппировки переориентировались на распространение на территории Казахстана так называемых тяжелых наркотиков. Об этом свидетельствует увеличение количества конфискованного героина в 2000 г. на 384%, морфина - на 60%. При этом силовым структурам удается задержать не более 15-20% наркотиков, поступающих на территорию Казахстана. Показатели по изымаемому из оборота героину еще ниже (по оценкам экспертов, не более 1%).

Для транзита наркотиков через российско-казахстанскую границу (в основном героина) активно используются воздушные, железнодорожные и автомобильные маршруты из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. В основном наркокурьеры пытаются провозить наркотические средства в пригородных поездах и автобусах местного назначения, мелкими партиями с сокрытием в одежде, личных вещах, в конструктивных элементах транспортных средств или внутриполостным способом.

На границе с Казахстаном за последние 5 лет задержано около 2 т наркотиков, что составляет свыше половины (57%) всех изъятий на российской границе. За 9 месяцев 2003 г. на российско-казахстанском участке изъято уже более 560 кг наркотиков, из них героина - 388 кг.

К сожалению, на российско-казахстанской границе задерживается лишь небольшая часть наркотиков, и этому есть свои объективные причины. С одной стороны, ежегодно возрастают объемы грузопассажирских перевозок через южные границы Российской Федерации. С другой - Пограничная служба ФСБ России и ГТК России не располагают на этом направлении необходимой инфраструктурой и оборудованием для организации соответствующего противодействия наркоконтрабанде. Кроме того, до настоящего времени ни один пункт пропуска через государственную границу по своему техническому оснащению не соответствует предъявляемым требованиям. Финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, недостаточно для обустройства границы и укрепления антинаркотического потенциала пограничных подразделений.

По оценкам экспертов, в настоящее время Казахстан является не только территорией для транзита наркотиков, но и их производителем. Значительная сырьевая база для производства наркотиков имеется в Чуйской долине, где произрастает в диком виде индийская конопля, из которой можно производить ежегодно до 5-6 тыс. т марихуаны. В приграничных с Узбекистаном районах Южно-Казахстанской области отмечаются отдельные факты возделывания опийного мака.

Но, несмотря на принимаемые меры, уровень противоправной деятельности трансграничных преступных группировок через границу остается высоким. Контрабанда опиатов из Афганистана в страны Центральной Азии, Россию и далее в Западную Европу, США и Канаду приобретает все более широкий и организованный характер, принося международным террористическим группировкам высокую прибыль, а также создает угрозу экономической и социальной стабильности не только России, но и многим другим странам мира.

Наркотики можно без преувеличения отнести к оружию террора и духовного порабощения. И только так к ним можно относиться. Нетрудно себе представить те последствия, с которыми бы столкнулись государства Евросоюза, если бы, к примеру, весь этот наркопоток хлынул бы в страны Европы.

Российские пограничники пытаются надежно перекрыть эти каналы. С учетом последних тенденций развития ситуации в регионе Центральной Азии, Пограничной службой ФСБ России приняты дополнительные меры по усилению охраны таджикско-афганской и российско-казахстанской границы.

Бороться с наркоугрозой можно только совместными усилиями

Ни одному государству не под силу в одиночку справиться с проблемой наркотрафика, т.к. он стал частью международного, транснационального нелегального бизнеса.

В этой связи необходимо отметить высокий уровень взаимодействия, налаженного между российскими правоохранительными органами и Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности.

Помощь в технической оснащенности, оказанная Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности Пограничному управлению ФСБ России в Республике Таджикистан, позволила прицельно и оперативно работать по конкретным наркогруппировкам, своевременно и надежно перекрывать маршруты переправы наркотиков через границу. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничного управления ФСБ России в Республике Таджикистан -- яркое тому подтверждение.

Российская сторона намерена продолжать сотрудничество с Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности по дальнейшему укреплению технической оснащенности наших пограничных подразделений на таджикско-афганской и российско-казахстанской границе. По нашему глубокому убеждению, реализация этого проекта не должна рассматриваться как одноразовая акция. Чтобы успешно продолжать борьбу с небывалым по своим масштабам наркобизнесом в Центрально-Азиатском регионе, в том числе с наркоконтрабандой, необходимо постоянно наращивать антинаркотический потенциал сил, противостоящих этому злу. Однако только этими усилиями здесь не обойтись. Необходимо коренным образом изменить отношение мирового сообщества к проблеме контрабанды афганских наркотиков через таджикско-афганскую, российско-казахстанскую границу в Россию и далее европейские государства.

Дело в том, что в последнее время все чаще Россия сталкивается с некоторым недопониманием этой проблемы. Признавая огромные масштабы незаконного оборота наркотиков, ряд стран-доноров считает, что контрабанда этих наркотиков через территорию нашей страны не представляет угрозы их государствам и мировому сообществу. Однако действительность такова, что трансграничные преступные группировки уже давно установили необходимые им транснациональные связи и активно их развивают. Поэтому нереально ожидать, что любое государство в состоянии в одиночку противостоять наркоугрозе. С учетом той роли, которую выполняет Пограничная служба ФСБ России в предотвращении наркоконтрабанды, напрямую угрожающей безопасности европейских государств, укрепление оперативных и технических возможностей ее антинаркотических подразделений является приоритетной задачей, на решение которой европейскому сообществу необходимо обратить особое внимание.

С учетом этого важной составляющей комплексного подхода к борьбе с наркоугрозой, исходящей с афганской территории, является работа по реализации решения международного сообщества о создании дублирующего "пояса безопасности" вокруг Афганистана (март 2002 г., резолюция 45-й сессии комиссии по наркотическим средствам 1.16 о необходимости укрепления "поясов безопасности" вокруг Афганистана). Среди первоочередных задач на этом направлении должно стать создание надежного барьера афганскому наркотрафику на рубеже российско-казахстанской границы и дальнейшее укрепление антинаркотического потенциала Пограничного управления ФСБ России в Республике Таджикистан.

Пока же практических шагов со стороны международного сообщества по созданию антинаркотических поясов вокруг Афганистана, к сожалению, явно недостаточно.

Между тем собранная Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности информация, свидетельствует, что из общего объема опиатов афганского происхождения, конфискованных в 2002 г. во всем мире, порядка 70% было изъято в странах, граничащих с Афганистаном и расположенных на путях транзита наркотиков (Иран, Пакистан, Турция, Таджикистан, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Россия). Для сравнения, в Европе было изъято около 12%, а на американском континенте -- 3%. Эти данные об изъятиях красноречиво говорят о том, что основные объемы конфискаций осуществляются в непосредственной близости от Афганистана, т.е. при первичной транспортировке крупных партий наркотиков к рынкам сбыта. Как только эти партии достигают рынков сбыта, они дробятся на множество более мелких партий, которые значительно труднее выявлять и задерживать.

Очевидно, что чем дальше наркотик продвигается от страны-производителя, тем труднее бороться с его незаконным распространением. Это ли не аргумент в пользу создания "поясов безопасности"?

Изымая из незаконного оборота значительные партии наркотиков, именно страны транзита несут огромные финансовые издержки по созданию специальных антинаркотических подразделений, их комплектованию, материально-техническому и информационному обеспечению, подготовке кадров. Но самую серьезную плату за свои успехи в борьбе с наркосиндикатами эти страны вносят жизнями сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, пограничников.

Некоторые выводы

Вышеизложенная информация и анализ противодействия распространению наркотических средств, поступающих из Афганистана, приводит к однозначному выводу о том, что мер, предпринимаемых каждым государством на национальном уровне внутри своей страны, явно недостаточно. Нужна совместная практическая и эффективная программа мирового сообщества, осуществление которой поставило бы реальный заслон на пути афганского наркотрафика.

На наш взгляд, такой программой могло бы стать создание "поясов безопасности" на таджикско-афганской и российско-казахстанской границах.

Конкретные предложения и расчеты по этому вопросу у России имеются. В настоящее время прорабатывается проект "Укрепление таджикско-афганской границы", предусматривающий существенное наращивание антинаркотического потенциала подразделений российской погранслужбы, дислоцированных на границе с Афганистаном, и таджикских правоохранительных органов.

Ведется активная работа над проектом по созданию второго, наиболее важного "пояса безопасности" - на российско-казахстанской границе, где, по нашему убеждению, нужно сосредоточить основные усилия.

Стоимость реализации этих проектов достаточно высока. Одной России с финансированием программы создания "поясов безопасности" не справиться. По крайней мере, в течение ближайших 10-15 лет. Нужна неотложная и реальная помощь со стороны мирового сообщества. В этом случае программа создания "поясов безопасности" начнет осуществляться в короткие сроки. За счет относительно невысоких финансовых издержек для каждой из заинтересованных стран Сообщества - путем оказания прямой финансовой помощи, в том числе в форме зачета частичной задолженности России перед странами Сообщества и Международными финансовыми организациями, предоставления информации и оборудования, обучения кадров - объемы и процент конфискаций наркотических средств уже в ближайшее время могли бы быть значительно повышены.

Таким образом, эффективность борьбы с расползающейся наркоугрозой сегодня в определяющей степени зависит от интегрированности и согласованности усилий мирового сообщества. Только объединив наши действия, мы сможем значительно продвинуться в решении общей для нас проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Войтенко Виктор Петрович после окончания в 1993 г. Академии Генерального штаба ВС служил начальником штаба - первым заместителем командующего войсками Северо-Восточного пограничного округа. В 1995 г. назначен командующим Забайкальским пограничным округом ФПС России. Военную службу закончил в 1998 г. в звании генерал-полковника. Награжден орденом Красной Звезды, многими медалями и другими знаками отличия. С июня 1999 г. - Советник, затем Заместитель Министра путей сообщения РФ. В 2000 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по 188 Читинскому одномандатному избирательному округу. Заместитель председателя комитета по безопасности Государственной Думы. Кандидат социологических наук. Член редколлегии журнала "Право и безопасность".

Угроза наркотрафика из Афганистана для европейского сообщества | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Угроза наркотрафика из Афганистана для европейского сообщества

Войтенко В.П., заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

Актуальность проблемы

Мировое сообщество вступило в XXI век с множеством неразрешенных негативных проблем глобального характера. Среди них наркомания и наркопреступность. Финансирование терроризма и экстремизма, коррупция, отмывание денег, распространение СПИДа и других заболеваний - вот далеко не полный перечень угроз, которые несет человечеству нелегальное распространение наркотиков.

Аналитические исследования, проведенные в последнее время в области незаконного распространения наркотиков в мире различными международными организациями и национальными специализированными центрами, свидетельствуют о том, что транснациональные наркосиндикаты неуклонно наращивают свою активность, интенсивно "осваивают" все новые регионы и территории для культивирования и производства наркотиков, совершенствуют маршруты и способы доставки смертоносных грузов, вовлекают в свой бизнес различные слои населения и целые этнические группы, приобщают к немедицинскому потреблению наркотиков все большее количество людей.

Проблема незаконного оборота наркотиков не знает расовых, половых, религиозных, национальных границ. Все чаще из-за применения наркотиков подвергается опасности одна из самых главных ценностей нашей цивилизации - человеческая жизнь.

Ежегодно употребление наркотиков несет беду миллионам семей во всем мире. По приблизительным подсчетам, в мире свыше 200 млн человек употребляют наркотики различного вида. Количество потребителей наркотиков увеличивается с каждым годом.

Известно, что человеческий организм быстро привыкает к наркотикам. И вырваться из этого порочного круга, который засасывает, подобно трясине, все больше и больше, практически невозможно. Подавляющее большинство потребителей, как правило, моложе 30 лет. Зачастую пристрастившиеся к этой пагубной привычке не доживают до этого возраста.

Как верно заметил министр юстиции США Джон Торнбург: "Наркобизнес - величайший массовый убийца. Исключая редкие случаи, окровавленные руки преступника поражают обычно только одну жертву, сколь бы жесток ни был наносимый удар. Но злобная рука торговца наркотиками гасит одну человеческую жизнь за другой и, подобно вампиру из сказки, создает других по своему преступному подобию, а те, в свою очередь, создают себе подобных; это ... растекается среди поколений и не щадит даже еще не родившихся".

Из года в год в сети наркомании попадают все новые и новые жертвы. Согласно исследованиям, каждый потребитель ежегодно приобщает к пагубной привычке 10-15 человек. Самое страшное, что наиболее уязвимой частью населения становится молодежь. В некоторых странах число школьников и совершеннолетних молодых людей, которые, по собственному признанию, пробовали потреблять марихуану, составляет около 40%.

По мнению экспертов, на приобретение нелегальных наркотиков жители планеты тратят денег больше, чем на пищу, жилье, одежду, образование и медицинское обслуживание. По оценкам специалистов ООН, годовой оборот мировой наркомафии превышает 600 млрд долл., что составляет почти 10% мировой торговли. В отдельные годы мировой оборот наркобизнеса превышает оборот мировых рынков автомобилей и черных металлов вместе взятых. По некоторым оценкам, только в банковской сфере вращается не менее 11 млрд наркодолларов.

События 11 сентября 2001 г. в США стали серьезным напоминанием мировому сообществу об опасности, исходящей от международного терроризма и заставили задуматься о том, с чем связан международный терроризм. Одной из самых его опасных связей является незаконный оборот наркотиков - важный источник финансовой поддержки международного терроризма.

Операции с наркотиками приносят до 2000% прибыли, что делает их привлекательными и для транснациональных преступных организаций, и для отдельных групп преступников, чьей целью является получение максимальной прибыли в короткие сроки. На долю наркобизнеса приходится до 70% финансовых поступлений организованной преступности.

Незаконный оборот наркотиков активно стимулирует и коррупцию, с помощью которой наркокартели и иные преступные группы, вовлеченные в процесс наркобизнеса, стремятся обезопасить свой бизнес и уйти от ответственности. Часть прибыли тратится на подкуп и получение необходимой информации. Ведется сбор сведений о коррумпированных чиновниках в правоохранительных органах и органах власти, данные о конъюнктуре рынка, о ценах на наркотики.

Наркоиндустрия неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям.

Транснациональные наркосиндикаты для обеспечения своей криминальной деятельности закупают самые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, постоянно совершенствуют методы обеспечения собственной безопасности и внедряют новейшие наработки в этой области. Часть прибыли, полученной от торговли наркотиками, наркодельцы направляют на приобретение аппаратуры связи, шифровальных устройств, радио с использованием скоростного измерения частоты, приемников для выявления радаров. По оценкам специалистов, наркобизнес ежегодно вкладывает около 125 млн долл. в закупку новой "техники сигнальной разведки".

Растительные наркотики, производство которых в основном приходится на беднейшие страны, делают их еще беднее. Культивирование наркотикосодержащих растений отрицательно сказывается на экономическом росте. Наркоиндустрия зачастую является причиной дестабилизации государства и ослабления политической системы вследствие коррупции. Подавляющая часть доходов от незаконного оборота наркотиков приходится не на страны, их производящие, а на те страны, где готовая наркопродукция находит незаконный сбыт и становится предметом потребления.

На примере Афганистана легко убедиться в том, что незаконная торговля наркотиками может вызвать дестабилизацию целой страны. Повсеместное расширение производства опия в начале 90-х гг. способствовало разжиганию гражданской войны, привело к замедлению экономического роста и падению уровня жизни. В двух соседних с Афганистаном странах - Пакистане и Иране, которые значительно сократили или искоренили культивирование опийного мака, положительный экономический рост наблюдался как в 80-е, так и в 90-е гг.

Афганистан - один из мировых лидеров по производству наркотиков

Не будет преувеличением назвать Афганистан одним из мировых монополистов наркотического рынка. Десятки лет войны разорили Афганистан. Развал экономики, неопределенность в политике, отсутствие возможностей для заработка возвели опийный мак в ранг идеальных культур для многих афганских крестьян, живущих за счет натурального хозяйства.

В 1993 г. в Афганистане было произведено 685 т наркотиков, в 1994 г. - уже 950, в 1995 г. - 1250, в 1996 г. был совершен качественный рывок, и Афганистан "выдал на гора" почти 2100 т опиума, в 2000 г. - уже 3667 т.

Кроме опиумного мака, афганские земледельцы активно занимаются выращиванием конопли (марихуаны), в Афганистане также производится гашиш.

В соседних с Афганистаном странах резко возросло число наркоманов. К примеру, по данным ООН, в Пакистане их число увеличилось на 30% и достигло 2 млн человек, а в Иране - 1,25 млн. За десятилетие число наркоманов в республиках бывшей советской Средней Азии, по разным оценкам, возросло в 3-7 раз.

О масштабах афганского наркотрафика свидетельствуют экспертные оценки аналитиков управления ООН по преступности и наркотикам, согласно которым свыше 70% опиума и почти 100% героина, нелегально поставляемых в страны Евросоюза, имеют афганское происхождение.

Официальные лица движения "Талибан" называли наркотики "проклятием Запада" и считали, что, производя опиум, они воюют с антиисламским миром.

В то время, когда режим талибов пытался добиться международного признания и легитимности, мулла Омар сделал заявление о запрете производства опиумного мака. Но это, во-первых, был удачный рекламный ход, а, во-вторых, сократив поставки героина на мировой рынок, талибы быстро взвинтили цены на этот наркотик и смогли выгодно распродавать свои старые запасы.

После начала антитеррористической операции США в Афганистане появилась надежда на снижение угрозы наркоэкспансии с территории Афганистана. Чтобы облегчить борьбу с афганскими наркокриминальными группировками, российская сторона передала представителям США и их союзникам по антитеррористической коалиции установленные с помощью космических спутников точные координаты находящихся на территории Афганистана лабораторий по производству опия и героина, а также полей, засеянных опиумным маком.

Однако по прошествии некоторого времени оптимистические настроения по поводу развития наркоситуации в Афганистане сменились тревожным ожиданием. Уже в феврале 2002 г. появились сообщения Международного комитета по контролю за наркотиками при ООН (МККН), что после падения режима талибов выращивание опийного мака достигло небывалого уровня на всей территории Афганистана. В то же время сообщений о ликвидации или обнаружении складов наркотических средств и лабораторий по их производству в ходе антитеррористической операции практически не поступало.

Принятые переходным правительством Хамида Карзая меры по борьбе с незаконным оборотом и контрабандой наркотиков не только не возымели положительных результатов, но и, в определенной степени, стимулировали наращивание объемов их производства. В частности, наркопроизводители, воспользовавшись лозунгом уничтожения опиумных плантаций, получили прибыль как от собранного урожая, так и от продажи "маковой соломы" международным организациям. Благоприятные климатические условия, а также предоставленная возможность получения двойной прибыли подтолкнули наркобизнесменов повторно засеять подконтрольные им территории опиумным маком.

Принимаемые новой афганской администрацией и международными организациями меры по переориентации афганских крестьян на выращивание альтернативных опийному маку сельхозкультур путем выплаты им денежных компенсаций за каждый гектар уничтоженных наркопосевов также не привели к ожидаемым результатам. Как отмечают эксперты, размер указанной компенсации значительно меньше реальной выручки от продажи собираемого с данной площади опия. По оценкам экспертов ООН, выращивание мака почти в 30 раз прибыльнее, чем пшеницы, и в 40 раз - хлопка. Попытки же принудительного уничтожения посевов опийного мака встречают сопротивление населения, и в том числе вооруженное.

Не способствовало улучшению ситуации в этой области и то, что в результате поставок в Афганистан по линии ООН гуманитарной помощи значительно снизились внутриафганские закупочные цены на зерновые культуры.

Одним из факторов, негативно влияющим на наркообстановку в Афганистане, является участие в наркобизнесе отдельных представителей власти и командиров подразделений афганской армии, зачастую обеспечивающих охрану и транспортировку наркотических средств. Так, в феврале этого года был арестован начальник полиции афганской провинции Нангархар Хазарат Али. Кроме участия в похищении людей ему было предъявлено обвинение в наркобизнесе. Как стало известно, выделенные американским командованием в его распоряжение несколько вертолетов, которые предназначались для борьбы с террористами и талибами, начальник полиции использовал в своих интересах. Он приспособил их для переброски крупных партий наркотиков на север страны, откуда они впоследствии нелегально переправлялись пособникам, действующим в граничащих с Афганистаном центрально-азиатских государствах.

Осенью 2002 г. после непродолжительного перерыва Афганистан вновь вышел в мировые лидеры по производству опиатов. По информации генерального секретаря Государственной комиссии Афганистана по борьбе с наркотиками Ш.Ансари и по заключению экспертов ООН, площади, занятые под опийный мак в Афганистане в 2002 г., не только не сократились, а наоборот, увеличились. Площадь посевов опийного мака в 9 раз превысила показатели 2001 г. и составила 60-80 тыс. га. Особенно большой прирост посевных площадей (47%) отмечен на севере страны в провинциях, непосредственно прилегающих к таджикско-афганской границе (9750 га в 2002 г. против 6640 га в 2001 г.). Наибольшее увеличение посевов опийного мака (прирост посевных площадей составил 30%) выявлен в провинции Бадахшан.

По предварительным оценкам международных экспертов, урожай наркосодержащих культур 2002 г. (3,5-4 тыс. т) и имеющиеся запасы наркотиков позволяют афганским наркоструктурам заниматься торговлей наркотиками в нынешних объемах в течение ближайших 2-2,5 лет.

В настоящее время, по данным экспертов ООН, на афганской территории находится свыше 400 стационарных нарколабораторий, 63 из которых расположены и функционируют в северных провинциях Афганистана вдоль таджикско-афганской границы. В ряде афганских провинций отмечено даже строительство новых стационарных и передвижных лабораторий по переработке опия в героин.

Таким образом, контрабанда опиатов из Афганистана в страны Центральной Азии, в Россию и далее в Западную Европу, США и Канаду приобретает все более широкий и организованный характер, принося международным террористическим группировкам высокую прибыль, а также создает угрозу для экономической и социальной стабильности в наших странах.

Маршруты наркотрафика из Афганистана

По данным ЮНДКП, ежегодно из Афганистана вывозится более 120 т героина.

Проблема наркотрафика из Афганистана для евразийского региона и, прежде всего, для России, крайне актуальна. Это связано с тем, что в силу своего геополитического положения наша страна является своеобразным мостом между Европой и Азией. Россия одна из первых встречается с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана.

Основными маршрутами транспортировки наркотических веществ из Афганистана являются:

  • "западный" - через Иран в Турцию и далее в Западную Европу и США;
  • "северный" (так называемый "северный коридор") - через территории Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и далее через Киргизию, Казахстан в Россию, страны Западной Европы, Скандинавию, на восточное побережье США и Канады.

Маршруты через Иран и Пакистан традиционно считались у наркогруппировок одними из наиболее привлекательных. Однако, по оценкам ЮНДКП, за последнее время этот путь испытал активное давление, прежде всего, из-за значительных успехов Ирана и Пакистана в борьбе против незаконного оборота наркотиков.

Согласно оценкам экспертов ООН, по "северному" маршруту из Афганистана вывозится до 65% опия и 80% героина. "Северный" маршрут все шире используется наркодельцами для поставок героина и опия в европейские страны.

Российские специалисты не исключают, что в скором времени может появиться еще один маршрут транспортировки афганских наркотиков - через стык границ Таджикистана, Китая и Афганистана, далее по территориям Китая, Казахстана и России в страны Западной и Восточной Европы.

Многочисленные исследования показывают, что наркокурьеры и коррумпированные чиновники обычно получают за свои услуги не деньги, а наркотики. Эти наркотики они перепродают или используют сами. В результате на маршрутах наркокурьеров обязательно увеличивается число наркоманов, соответственно, возрастает уровень преступности и вирусных заболеваний, в частности, СПИДа и гепатита. Все это является негативным следствием наркотрафика.

Российские пограничники на пути наркоугрозы

В силу своего общего предназначения пограничная охрана большинства стран является неотъемлемой составной частью системы органов, обеспечивающих безопасность государства. И поскольку в ее непосредственную компетенцию входят вопросы парирования угроз на государственной границе, потенциал пограничных служб непосредственно задействуется и в борьбе с контрабандой наркотиков. В первую очередь это касается выявления и недопущения незаконного перемещения через государственную границу наркотических веществ. В рамках общегосударственных мер роль такого "фильтра" чрезвычайно важна. А в условиях все большего расширения географии наркобизнеса, разнообразия тактики и способов перемещения наркотиков эта задача становится все более актуальной.

Не вызывает сомнения и то, что надежный заслон международным наркодельцам непосредственно на государственной границе, т.е. на этапе проникновения в страну, способен существенно ограничить их возможности, предотвратить трагические последствия употребления наркотиков.

Пограничная служба ФСБ России вносит свой вклад в противодействие контрабанде наркотиков из Афганистана, прежде всего, на таджикско-афганской и на российско-казахстанской границе.

Больше всего изъятий наркотиков из незаконного оборота отмечается на таджикско-афганской границе, которую в соответствии с межгосударственным соглашением охраняют российские пограничники. Так, по данным Регионального представительства Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, на протяжении последних 3 лет в Таджикистане задерживается 80-85% опия и героина, от объема, изымаемого всеми государствами Центрально-Азиатского региона.

Только в 2002 г. силовыми структурами Таджикистана и Пограничной группой ФПС России в Республике Таджикистан задержано 7 т наркотических средств, в том числе около 4 т героина. Из этого количества, задержанного в прошлом году в Таджикистане, на долю российской пограничной группировки приходится около 60% изъятых наркотиков - свыше 4 т.

В 2000 г. российскими пограничниками на таджикско-афганской границе было изъято 3,13 т наркотических средств, в 2001 г. - 5,45 т, в 2002 г. - 4 т.

За 9 месяцев 2003 г. на таджикско-афганской границе изъято уже более 3470 кг наркотических средств, в том числе 2185 кг героина.

Актуальной остается тенденция роста как количества героина, так и его доли в составе наркотических средств, задерживаемых на российско-таджикском участке границы (таблица 1).

Таблица 1. Количество героина и его доля среди наркотических средств, задерживаемых на российско-таджикской границе. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Всего с 1993 г. Пограничной группой ФПС России в Республике Таджикистан изъято около 21 т наркотиков, в том числе свыше 6 т героина.

По оценке ряда международных экспертов, в настоящее время афганские наркосообщества стали более многочисленными, имеют четкую, разветвленную структуру, хорошо вооружены, используют современные средства связи, что существенно затрудняет противодействие им.

Характерной тенденцией в тактике действий наркоконтрабандных структур является нарастающая дерзость наркокурьеров, открыто вступающих в огневое противоборство с российскими пограничными нарядами. В последнее время акции по переправе наркотиков через таджикско-афганскую границу приобрели все элементы организованных и спланированных мероприятий, которые обеспечиваются хорошо вооруженными боевыми группами, контрабандистами используются современные средства связи и оружие. Увеличивается размах деятельности наркоконтрабандистов. Количество наркотиков в одной переправе определяется по весу от нескольких десятков килограммов до нескольких сотен.

Только за последние 5 лет на участке Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан предотвращено более 550 попыток переправ наркоконтрабандистов. При этом задержано свыше 1000 нарушителей границы, 300 единиц огнестрельного оружия и около 44 тыс. штук боеприпасов. 210 раз российские пограннаряды подвергались обстрелам и более 200 раз вступали в боестолкновения, в результате которых 13 пограничников погибли и 27 получили ранения.

Эти факты говорят о том, что на таджикско-афганской границе идет самая настоящая война с международной наркомафией. На переднем крае этого фронта, в том числе и по мнению экспертов Комиссии ООН по контролю за наркотиками, находятся российские пограничники.

Так, на встрече с пограничниками 23 сентября 2003 г. временно исполняющая обязанности Регионального Представителя УНП ООН в Центральной Азии (г. Ташкент) госпожа Насра Хасан высоко оценила их деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков, подчеркнув, что опыт сложившейся в Республике Таджикистан модели трехстороннего сотрудничества таджикских властей, российских пограничников и УНП ООН, направленной на противодействие наркотикам, будет служить примером при осуществлении УНП ООН подобных проектов и в других странах.

Рассчитывать в ближайшее время на уменьшение объемов наркоконтрабанды из Афганистана нет никаких оснований. Наоборот, мы прогнозируем транснационализацию наркобизнеса в Центрально-Азиатском регионе. Следствием существующего здесь на протяжении ряда лет наркобизнеса явилось образование устойчивых афгано-таджикских наркосообществ.

Весьма важной по значимости в борьбе с афганским наркотрафиком является российско-казахстанская граница.

Активность незаконного оборота наркотиков в Казахстане и через его территорию в последние годы быстро нарастает. Увеличивается количество попыток контрабандного провоза наркотических средств через государственную границу Казахстана. Наркотики, поступающие в республику, в основном, предназначены для дальнейшей транспортировки в другие страны.

Преступные наркогруппировки переориентировались на распространение на территории Казахстана так называемых тяжелых наркотиков. Об этом свидетельствует увеличение количества конфискованного героина в 2000 г. на 384%, морфина - на 60%. При этом силовым структурам удается задержать не более 15-20% наркотиков, поступающих на территорию Казахстана. Показатели по изымаемому из оборота героину еще ниже (по оценкам экспертов, не более 1%).

Для транзита наркотиков через российско-казахстанскую границу (в основном героина) активно используются воздушные, железнодорожные и автомобильные маршруты из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. В основном наркокурьеры пытаются провозить наркотические средства в пригородных поездах и автобусах местного назначения, мелкими партиями с сокрытием в одежде, личных вещах, в конструктивных элементах транспортных средств или внутриполостным способом.

На границе с Казахстаном за последние 5 лет задержано около 2 т наркотиков, что составляет свыше половины (57%) всех изъятий на российской границе. За 9 месяцев 2003 г. на российско-казахстанском участке изъято уже более 560 кг наркотиков, из них героина - 388 кг.

К сожалению, на российско-казахстанской границе задерживается лишь небольшая часть наркотиков, и этому есть свои объективные причины. С одной стороны, ежегодно возрастают объемы грузопассажирских перевозок через южные границы Российской Федерации. С другой - Пограничная служба ФСБ России и ГТК России не располагают на этом направлении необходимой инфраструктурой и оборудованием для организации соответствующего противодействия наркоконтрабанде. Кроме того, до настоящего времени ни один пункт пропуска через государственную границу по своему техническому оснащению не соответствует предъявляемым требованиям. Финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, недостаточно для обустройства границы и укрепления антинаркотического потенциала пограничных подразделений.

По оценкам экспертов, в настоящее время Казахстан является не только территорией для транзита наркотиков, но и их производителем. Значительная сырьевая база для производства наркотиков имеется в Чуйской долине, где произрастает в диком виде индийская конопля, из которой можно производить ежегодно до 5-6 тыс. т марихуаны. В приграничных с Узбекистаном районах Южно-Казахстанской области отмечаются отдельные факты возделывания опийного мака.

Но, несмотря на принимаемые меры, уровень противоправной деятельности трансграничных преступных группировок через границу остается высоким. Контрабанда опиатов из Афганистана в страны Центральной Азии, Россию и далее в Западную Европу, США и Канаду приобретает все более широкий и организованный характер, принося международным террористическим группировкам высокую прибыль, а также создает угрозу экономической и социальной стабильности не только России, но и многим другим странам мира.

Наркотики можно без преувеличения отнести к оружию террора и духовного порабощения. И только так к ним можно относиться. Нетрудно себе представить те последствия, с которыми бы столкнулись государства Евросоюза, если бы, к примеру, весь этот наркопоток хлынул бы в страны Европы.

Российские пограничники пытаются надежно перекрыть эти каналы. С учетом последних тенденций развития ситуации в регионе Центральной Азии, Пограничной службой ФСБ России приняты дополнительные меры по усилению охраны таджикско-афганской и российско-казахстанской границы.

Бороться с наркоугрозой можно только совместными усилиями

Ни одному государству не под силу в одиночку справиться с проблемой наркотрафика, т.к. он стал частью международного, транснационального нелегального бизнеса.

В этой связи необходимо отметить высокий уровень взаимодействия, налаженного между российскими правоохранительными органами и Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности.

Помощь в технической оснащенности, оказанная Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности Пограничному управлению ФСБ России в Республике Таджикистан, позволила прицельно и оперативно работать по конкретным наркогруппировкам, своевременно и надежно перекрывать маршруты переправы наркотиков через границу. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничного управления ФСБ России в Республике Таджикистан -- яркое тому подтверждение.

Российская сторона намерена продолжать сотрудничество с Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности по дальнейшему укреплению технической оснащенности наших пограничных подразделений на таджикско-афганской и российско-казахстанской границе. По нашему глубокому убеждению, реализация этого проекта не должна рассматриваться как одноразовая акция. Чтобы успешно продолжать борьбу с небывалым по своим масштабам наркобизнесом в Центрально-Азиатском регионе, в том числе с наркоконтрабандой, необходимо постоянно наращивать антинаркотический потенциал сил, противостоящих этому злу. Однако только этими усилиями здесь не обойтись. Необходимо коренным образом изменить отношение мирового сообщества к проблеме контрабанды афганских наркотиков через таджикско-афганскую, российско-казахстанскую границу в Россию и далее европейские государства.

Дело в том, что в последнее время все чаще Россия сталкивается с некоторым недопониманием этой проблемы. Признавая огромные масштабы незаконного оборота наркотиков, ряд стран-доноров считает, что контрабанда этих наркотиков через территорию нашей страны не представляет угрозы их государствам и мировому сообществу. Однако действительность такова, что трансграничные преступные группировки уже давно установили необходимые им транснациональные связи и активно их развивают. Поэтому нереально ожидать, что любое государство в состоянии в одиночку противостоять наркоугрозе. С учетом той роли, которую выполняет Пограничная служба ФСБ России в предотвращении наркоконтрабанды, напрямую угрожающей безопасности европейских государств, укрепление оперативных и технических возможностей ее антинаркотических подразделений является приоритетной задачей, на решение которой европейскому сообществу необходимо обратить особое внимание.

С учетом этого важной составляющей комплексного подхода к борьбе с наркоугрозой, исходящей с афганской территории, является работа по реализации решения международного сообщества о создании дублирующего "пояса безопасности" вокруг Афганистана (март 2002 г., резолюция 45-й сессии комиссии по наркотическим средствам 1.16 о необходимости укрепления "поясов безопасности" вокруг Афганистана). Среди первоочередных задач на этом направлении должно стать создание надежного барьера афганскому наркотрафику на рубеже российско-казахстанской границы и дальнейшее укрепление антинаркотического потенциала Пограничного управления ФСБ России в Республике Таджикистан.

Пока же практических шагов со стороны международного сообщества по созданию антинаркотических поясов вокруг Афганистана, к сожалению, явно недостаточно.

Между тем собранная Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности информация, свидетельствует, что из общего объема опиатов афганского происхождения, конфискованных в 2002 г. во всем мире, порядка 70% было изъято в странах, граничащих с Афганистаном и расположенных на путях транзита наркотиков (Иран, Пакистан, Турция, Таджикистан, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Россия). Для сравнения, в Европе было изъято около 12%, а на американском континенте -- 3%. Эти данные об изъятиях красноречиво говорят о том, что основные объемы конфискаций осуществляются в непосредственной близости от Афганистана, т.е. при первичной транспортировке крупных партий наркотиков к рынкам сбыта. Как только эти партии достигают рынков сбыта, они дробятся на множество более мелких партий, которые значительно труднее выявлять и задерживать.

Очевидно, что чем дальше наркотик продвигается от страны-производителя, тем труднее бороться с его незаконным распространением. Это ли не аргумент в пользу создания "поясов безопасности"?

Изымая из незаконного оборота значительные партии наркотиков, именно страны транзита несут огромные финансовые издержки по созданию специальных антинаркотических подразделений, их комплектованию, материально-техническому и информационному обеспечению, подготовке кадров. Но самую серьезную плату за свои успехи в борьбе с наркосиндикатами эти страны вносят жизнями сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, пограничников.

Некоторые выводы

Вышеизложенная информация и анализ противодействия распространению наркотических средств, поступающих из Афганистана, приводит к однозначному выводу о том, что мер, предпринимаемых каждым государством на национальном уровне внутри своей страны, явно недостаточно. Нужна совместная практическая и эффективная программа мирового сообщества, осуществление которой поставило бы реальный заслон на пути афганского наркотрафика.

На наш взгляд, такой программой могло бы стать создание "поясов безопасности" на таджикско-афганской и российско-казахстанской границах.

Конкретные предложения и расчеты по этому вопросу у России имеются. В настоящее время прорабатывается проект "Укрепление таджикско-афганской границы", предусматривающий существенное наращивание антинаркотического потенциала подразделений российской погранслужбы, дислоцированных на границе с Афганистаном, и таджикских правоохранительных органов.

Ведется активная работа над проектом по созданию второго, наиболее важного "пояса безопасности" - на российско-казахстанской границе, где, по нашему убеждению, нужно сосредоточить основные усилия.

Стоимость реализации этих проектов достаточно высока. Одной России с финансированием программы создания "поясов безопасности" не справиться. По крайней мере, в течение ближайших 10-15 лет. Нужна неотложная и реальная помощь со стороны мирового сообщества. В этом случае программа создания "поясов безопасности" начнет осуществляться в короткие сроки. За счет относительно невысоких финансовых издержек для каждой из заинтересованных стран Сообщества - путем оказания прямой финансовой помощи, в том числе в форме зачета частичной задолженности России перед странами Сообщества и Международными финансовыми организациями, предоставления информации и оборудования, обучения кадров - объемы и процент конфискаций наркотических средств уже в ближайшее время могли бы быть значительно повышены.

Таким образом, эффективность борьбы с расползающейся наркоугрозой сегодня в определяющей степени зависит от интегрированности и согласованности усилий мирового сообщества. Только объединив наши действия, мы сможем значительно продвинуться в решении общей для нас проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Войтенко Виктор Петрович после окончания в 1993 г. Академии Генерального штаба ВС служил начальником штаба - первым заместителем командующего войсками Северо-Восточного пограничного округа. В 1995 г. назначен командующим Забайкальским пограничным округом ФПС России. Военную службу закончил в 1998 г. в звании генерал-полковника. Награжден орденом Красной Звезды, многими медалями и другими знаками отличия. С июня 1999 г. - Советник, затем Заместитель Министра путей сообщения РФ. В 2000 г. избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по 188 Читинскому одномандатному избирательному округу. Заместитель председателя комитета по безопасности Государственной Думы. Кандидат социологических наук. Член редколлегии журнала "Право и безопасность".