Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации

Зорин В.Ю., и.о. Министра РФ по делам национальностей

Россия исторически сложилась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Это наглядно подтвердили результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. На начало 2004 г. в России проживают представители 160 национальностей; 23 народа, имеющие численность более 400 тыс. чел., составляют более 96% населения.

По мнению российских и международных экспертов, на фоне устойчивого развития экономики в России ослаб потенциал этнополитических конфликтов, но усилилось массовое проявление ксенофобии. Заметен и общий рост экстремистских организаций различного толка, использующих этнополитическую и конфессиональную риторику как средство политической мобилизации.

Вряд ли общество может оставаться в стороне от такой сложной проблемы в современной России, как противодействие экстремизму, который в значительной степени проявляет себя в скрытой и в завуалированной формах1. Исторический опыт показывает, что одной из форм политического экстремизма является религиозный радикализм.

Расставить акценты в этой сфере весьма важно и это необходимо прежде всего в плане организации, или выстраивания системы раннего предупреждения. Такая попытка реализована, как известно, принятием в российском обществе Закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Несомненно, апеллируя к конфессиональной сфере, следует особо акцентировать внимание на пресечении расовой и религиозной розни. При этом применение названного закона в обществе не должно быть бездумным, т.е. ставящим целью только прекращение действий по разжиганию национальной розни, а таким, чтобы оно не только служило определению степени наказания, но и содействовало формированию ценностных ориентиров в обществе, формированию толерантных отношений между народами, достижению гражданского согласия.

Применение только просветительских форм деятельности со стороны самих конфессий или только административных рычагов деятельности будет делом не очень значительным. В данном случае важно, чтобы эти усилия были эффективными и со стороны самих сообществ.

Надо заметить, что в обществе возникает своего рода двойственная ситуация, например, в связи с принятием и реализацией государственной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". На наш взгляд, не решается проблема в целом, если не будет в первую очередь реализована главная задача - воспитание культуры межнационального общения.

Можно рассуждать об идеологии толерантности, однако совместное проживание представителей различных национальностей, например, русских и российских немцев в условиях оказания помощи одним и в отсутствии таковой - другим сводит на нет любые усилия по достижению этой толерантности. Поэтому главным, в том числе и в сфере конфессиональных отношений, должен быть принцип равноправия, создания одинаковых условий обитания, возможностей доступа к работе, образованию и т.д.

Одним словом, в обществе пока не выработаны социально-культурные механизмы утверждения норм толерантности. Это в полной мере относится и к конфессиональной сфере, хотя, несомненно, поиск консенсуса в отношениях религиозных организаций становится непрерывным процессом.

Современная общественно-политическая обстановка в РФ с учетом глобальных геополитических перемен последнего времени характеризуется расширением масштабов угроз национальной безопасности государства.

Рост, острота и многообразие экстремистских проявлений в экономической, духовной, культурно-нравственной, религиозной и иных областях жизни и деятельности общества оказывают дестабилизирующее влияние на внутриполитическую обстановку в стране, подрывают международный авторитет России.

Особая роль в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, сепаратизма, и устранении их последствий принадлежит органам государственной власти при их активном взаимодействии с различными общественными институтами.

Тенденция нарастания экстремизма под религиозным знаменем во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них, активизацией деятельности некоторых иностранных религиозных организаций, практическая деятельность которых имеет явно выраженный деструктивный характер. По нашему мнению, обеспокоенность вызывают их попытки, направленные на внесение раскола в традиционные для России религиозные объединения (православные, мусульманские, иудейские и другие общины).

Религиозная экспансия на территорию России со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Достаточно сказать, что количество зарегистрированных в РФ конфессиональных направлений возросло за десятилетие с 20 до 90. Если в 1992 г. было 4846 религиозных организаций, то уже в начале XXI в. их насчитывалось более 20 тыс. По данным различных социологических центров, верующие составляют от 43 до 57% населения. Среди них заметен рост количества мужчин, а также представителей молодежи. Среди верующих 91,4% имеют среднее и высшее образование.

Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложивший в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Очевидно, задача налаживания эффективного противодействия проявлениям экстремизма под религиозными знаменами в РФ едва ли решаема без учета внешних факторов, прямо или косвенно способствующих распространению этого опасного феномена, разработки и реализации комплексной системы мер, призванных поставить этому надежный заслон.

В этих условиях органы исполнительной власти не всегда правильно выстраивают свои отношения с религиозными организациями, а нередко и уходят от новых проблем, не обеспечивая соблюдения законности, не налаживают взаимодействия в решении общих задач.

Естественно, возникает необходимость решения вопроса о подготовке Концепции государственно-конфессиональных отношений. Такой документ отразил бы все те изменения, которые произошли в религиозном мире за последние годы, наметил пути совершенствования Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", констатировал и закреплял права не только верующих, но мировоззренчески-нейтральных верующих, составляющих значительную массу населения России.

Разумеется, что такой документ должен в своей основе базироваться на приоритетных направлениях государственно-церковных отношений в национальной политике РФ:

  • сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • обеспечении гражданского мира и общественного согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению конфликтов на религиозной почве.

Доминантой государственно-религиозных отношений должно быть объединение усилий в целях стабилизации ситуации в обществе, защиты мира и гражданского согласия, решение социальных задач.

Столкнувшись в последние годы с феноменом массового распространения новых религиозных движений, европейские страны стали проводить по отношению к ним более жесткую линию. Такая постановка вопроса находится в полном соответствии с решением Европейского Парламента от 12.02.96 "Постановление о сектах в Европе", призывающим правительства стран-членов "не предоставлять статус религиозной организации автоматически. А в случаях, когда речь идет о сектах, замешанных в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту". В Рекомендации 1412 Парламентской ассамблеи Совета Европыот 22.06.99 "Незаконная деятельность сект" содержится призыв к правительствам государств-членов "использовать нормальные процедуры уголовного и гражданского права против незаконной практики, осуществляемой от имени групп религиозного или духовного характера".

Еще в 2001 г. по инициативе России в рамках ОБСЕ была сформирована рабочая группа по вопросам толерантности. Кроме того, в настоящее время ведутся консультации по вопросу подключения России к реализации так называемой Программы заинтересованных структур ООН, в рамках которой вопросам развития международного сотрудничества по проблематике терпимости уделяется большое внимание.

Важное значение в контексте укрепления внешних контактов Русской Православной Церкви имеет решение ее Святейшего Синода о преобразовании постоянной делегации Московского Патриархата при Европейском Союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.

Не умаляя значения работы, проводимой в РФ, вместе с тем следует отметить, что она нуждается в определенном переосмыслении, упорядочении и систематизации. В целом в усилиях по противодействию экстремизму под религиозными знаменами, как представляется, следует исходить из нашего общего подхода к проблеме новых угроз и вызовов, решение которой требует объединения усилий всего мирового сообщества.

Подход к данной проблеме демократических европейских стран должен служить ориентиром и для РФ. Подчас весьма проблемный характер носит деятельность в РФ разного рода филиалов зарубежных религиозных, благотворительных и прочих организаций, которая формально не противоречит положениям российского законодательства, а на деле нередко способствует появлению напряженности на религиозной почве.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.

В РФ ислам является также одной из традиционных религий. По оценкам экспертов, в РФ проживают 14-15 млн граждан, относящихся к мусульманской культуре. А с учетом миграции это число может возрасти. Для РФ важно наличие четкой ориентации сотрудничества государственной власти со всеми конфессиями, в том числе с исламом.

Анализируя роль и место религиозного экстремизма в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности и территориальной целостности России, нельзя не отметить, что экстремизм под исламскими знаменами в международном масштабе превращается здесь в реальную политическую и военную силу.

Специфика его угроз, по нашему мнению, определяет основные направления укрепления и совершенствования общегосударственной системы обеспечения безопасности, включая защиту основ конституционного строя в России. Анализ современного состояния угроз основам конституционного строя РФ показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Соответствующими государственными органами принимаются различные меры как оперативного, так и долговременного характера по противодействию проявлениям исламского экстремизма.

Негативное влияние на обстановку в среде российских мусульман оказывают обостряющиеся противоречия между руководителями наиболее крупных религиозных духовных управлений мусульман.

Анализ содержания деятельности зарубежных исламских экстремистских центров свидетельствует о том, что в их планы в отношении РФ входит противопоставление интересов российских мусульман интересам государства и общества, побуждение общественно-политической элиты регионов с преобладающим мусульманским населением к формированию условий для выхода из состава РФ и созданию новых государственных образований, ориентированных на страны исламского мира. Исламский фактор пытаются разыгрывать в своих целях лидеры некоторых националистических и сепаратистских движений, что вносит дестабилизирующие элементы в общественно-политическую ситуацию в ряде регионов страны, особенно на Северном Кавказе, народам которого пытаются навязать не свойственный им мировоззренческий и религиозный выбор.

Наиболее серьезные последствия экспансии исламского экстремизма проявились на Северном Кавказе, где переплелись сложные политические, социально-экономические, национальные, конфессиональные и криминогенные проблемы.

Росту экстремистских проявлений на фоне обостряющихся социально-экономических проблем способствуют попытки со стороны ряда зарубежных исламских организаций активизировать распространение на территории России радикальных форм исламской идеологии, в том числе путем финансирования деятельности экстремистских группировок.

Духовные управления мусульман, большей частью раздробленные, часто оказываются не в состоянии эффективно противостоять организованному наступлению экстремизма под знаменами ислама. В ряде случаев они попадают в материальную и иную зависимость, превращаются в проводников интересов тех, кто платит.

Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу за счет молодежи. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование в РФ своего кадрового резерва, организуют направление молодых российских граждан на обучение в зарубежные исламские центры.

По оценкам экспертов, в настоящее время более 4 тыс. российских граждан обучается в исламских учебных заведениях Алжира, Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Катара, Иордании, Египта, Туниса, Пакистана, Малайзии и других стран арабского мира.

Большинство обучающихся там россиян, пройдя подготовку в духе чуждых российскому исламу установок, после возвращения служат проводниками исламского экстремизма и радикализма.

Серьезную угрозу национальной безопасности страны представляют попытки навязать российскому обществу идею цивилизационного конфликта и якобы неразрешимых противоречий между христианами и мусульманами2.

Кроме того, одним из глобальных последствий событий 11 сентября 2001 г. стал повсеместный рост исламофобии, которая подогревается некоторыми средствами массовой информации (СМИ). Ни ислам как религия, ни мусульмане как вероисповедная группа не несут и не могут нести ответственность за подобные акции.

В вопросе об экстремизме, использующем исламские лозунги, нам, видимо, следует исходить из того, что это - долговременный фактор мировой политики, и преодолеть его, а также сопряженную с ним террористическую угрозу в обозримой перспективе вряд ли удастся.

Поэтому необходимо выстраивать свою линию таким образом, чтобы, вписываясь в целом в рамки международных усилий по преодолению "исламского экстремизма" (эта формула используется как условный термин), устранению его корневых причин, не допустить превращения РФ в главную мишень терроризма под исламским флагом. Этим задачам отвечает продолжение взвешенной линии РФ на четкое соблюдение принципов Устава ООН при осуществлении силовых действий в контексте противодействия международному терроризму и экстремизму.

В этой связи общественным и религиозным институтам, СМИ в приоритетном порядке следует распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий, факт глубокого различия между ваххабизмом и традиционным российским исламом.

Позитивную роль в этом плане призвана сыграть также реализация Федеральной программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-05 гг.)", а также принятие ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", законодательных актов субъектов РФ о противодействии экстремизму, в том числе на религиозной основе.

Однако определенный положительный эффект, полученный в ходе их реализации, оказывается неадекватным остроте проблем, связанных с проявлениями экстремизма под религиозными знаменами. Как показывает практика, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. Определенное место в работе по предупреждению такого опасного социально-политического явления, как экстремизм, должны занять общественные институты и религиозные объединения.

С учетом развивавшейся обстановки по вопросу противодействия проявлениям экстремизма принят ФЗ от 26.09.97 "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Указом Президента РФ от 10.01.00 утверждена Концепция национальной безопасности РФ. Принят ФЗ № 114-ФЗЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В 2000-02 гг. Генеральной прокуратурой РФ во всех прокуратурах, органах МВД, ФСБ, ГТК и Минпечати России были проведены проверки исполнения Указа № 310 и законодательства, направленного на борьбу с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма. Результаты проверок повсеместно рассмотрены на заседаниях расширенных коллегий или координационных совещаниях.

10 июля 2002 г. в Генеральной прокуратуре РФ состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов РФ, наметившее основные направления по преодолению ведомственной разобщенности, устранению негативных факторов и пробелов в деятельности правоохранительных органов. Создана Межведомственная группа по вопросам исполнения законодательства, направленного на борьбу с проявлениями фашизма и политического экстремизма. 4 октября 2002 г. на совещании обсуждены и намечены меры по усилению противодействия политическому и религиозному экстремизму.

О том, как выглядит ситуация в этом направлении на территории страны, свидетельствуют данные мониторинга, проведенного независимыми экспертами и СМИ. Состоявшиеся одновременно во второй половине 2003 г. судебные процессы позволяют утверждать, что в России начал действовать механизм противодействия экстремистской деятельности и разжиганию межнациональной розни.

Хроника преступлений

В Москве городской суд вынес обвинительный приговор по делу об убийстве, признав при этом, что преступление совершено по "мотиву национальной ненависти". Осуждены трое подростков-скинхедов, зверски расправившихся в марте 2002 г. с 22-летним армянином. Тушинский межрайонный суд вынес приговор членам банды скинхедов, устроившим еще осенью 2001 г. антикавказский погром в Митино. В Гагаринском межмуниципальном суде столицы завершился суд по иску к газете "Дуэль" в связи с публикацией статьи "Ветераны войны - штурмовые отряды еврейских расистов". В этой статье ветераны войны были названы лицами, которые поддерживают еврейских расистов, являются их штурмовыми отрядами и благодаря этому в России махровым цветом расцветает еврейский фашизм. Решением суда указанные сведения были признаны не соответствующими действительности. Суд обязал газету "Дуэль" исключить подобные фразы из всех материалов газеты

В Новосибирске доведено до суда уголовное дело о разжигании межнациональной розни. 7 октября начался суд над 11 участниками группировки скинхедов, которые были задержаны милицией в конце 2002 г. Подростки, вооруженные ножами, нападали на граждан Таджикистана и Узбекистана в окрестностях одного из местных рынков. Торговцев избивали, грабили и советовали уезжать из области. В 2 случаях тяжкие телесные повреждения повлекли смерть потерпевших. На процесс с целью получения информации о ходе следствия специально приезжали высокопоставленные сотрудники посольства Узбекистана. Новосибирские скинхеды не брили головы, однако носили униформу с символикой в форме кулака. Их главный лозунг - "Очистить Новосибирскую область от нерусских". При обысках у них были найдены книги Гитлера. В группировку входили учащиеся школ и училищ в возрасте от 16 до 20 лет.

В Волгограде открылся судебный процесс над подростками, которые обвиняются в убийстве 3 граждан Таджикистана и Узбекистана.

Новгородский областной суд приступил к рассмотрению уголовного дела редактора и учредителя газеты "Русское вече" П.Иванова, обвиняемого в возбуждении национальной вражды.

Прокуратура Санкт-Петербурга предъявила обвинение лидеру экстремистской неонацистской организации "Шульц-88" Д.Боброву. Впервые в практике отечественной юриспруденции обвинение предъявлено на основании ст. 282, прим. 1 Уголовного кодекса РФ (организация экстремистского сообщества), ст. 280 (публичные призывы осуществлению экстремистской деятельности). По данным УБОПа, организация "Шульц-88" возникла в 2001 г. Тогда 24-летний Д.Бобров собрал порядка 10 подростков под идеей борьбы с евреями, выходцами с Кавказа и из Африки. Во время обыска в квартире одного из экстремистов сотрудники милиции обнаружили пачки листовок и плакатов с нацистской символикой, а также брошюры "Гнев Перуна", "Язычество как духовно-нравственная основа русского национал-социализма".

14 октября 2003 г. сотрудники Московского уголовного розыска задержали 16-летнего юношу, совершившего убийства в Центральном округе столицы. Задержанный имеет кличку "фашист", на левой стороне груди у него нанесена свастика. Он уже признался в совершении 2 убийств. В июле 2003 г. он нанес множественные ножевые ранения мужчине, личность которого до сих пор не установлена, в сентябре забил до смерти бомжа. Проверяется причастность задержанного к другим убийствам.

Иудейская община Брянской области обвиняет главного редактора официальной областной газеты "Брянский рабочий" В.Мельникова в антисемитизме и разжигании межнациональной розни.

Ряд политиков Калининградской области, включая губернатора, в июле 2003 г. получил письма антисемитского содержания. Авторы выдвинули адресатам ультиматум - до сентября 2003 г. добровольно уйти в отставку. Далее в письме содержалась угроза: "В противном случае "подразделению "А" "Православного воинского братства" будет отдан приказ на физическое уничтожение лиц еврейской национальности и их пособников". По утверждениям местных наблюдателей, начиная с весны 2001 г., это пятая волна антисемитизма в регионе.

На рынках и улицах г. Кондопоги (Республика Карелия) в течение нескольких дней имели место нападения на людей с "неславянской внешностью". Потребовалось вмешательство председателя Духовного управления мусульман Карелии, мэра Кондопоги, управлений МВД и ФСБ. Руководством Духовного управления мусульман Карелии было принято решение о направлении жалоб в адрес различных министерств и ведомств, вплоть до Президента РФ, а также о проведении у здания правительства и МВД Республики Карелия пикета с требованиями выполнять свои прямые обязанности по защите граждан.

Нижегородские правозащитные организации и организации национальных общин выступили с открытым обращением к первым лицам Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Правозащитники выражают крайнюю озабоченность участившимися в Нижнем Новгороде случаями нападений скинхедов на представителей различных национальностей и требуют срочной ликвидации воинствующих группировок.

По утверждению полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, число терактов на юге России в 2003 г., несмотря на принятые меры безопасности, не уменьшилось, а увеличилось. Погибли 225 человек.

В оперативных сводках, сообщающих о терактах, во второй половине 2003 г. Ингушетия и Дагестан стали упоминаться столь же часто, как и Чечня. 3 сентября 2003 г., когда был взорван поезд в Ессентуках, на территории Ингушетии были задержаны 3 подозреваемых в подготовке терактов. В тот же день из гранатомета было обстреляно здание УФСБ республики. 15 сентября у того же здания взорвана мощная бомба. Убийства 2 политиков Дагестана: экс-депутата Государственной Думы ФС РФ Н.Хачилаева и министра по делам национальностей М.С.-М.Гусаева - были совершены днем в центре Махачкалы. За короткое время убиты 10 работников милиции, в основном из структур, противодействующих терроризму и оргпреступности. Несколько десятков вооруженных боевиков проникли со стороны чеченской границы на территорию Цунтинского района Дагестана.

Два террористических акта на железной дороге в Ставропольском крае (3 сентября и 5 декабря 2003 г.) привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. В г. Краснодаре 25 августа 2003 г. с интервалом в 2-3 минуты в Прикубанском, Западном и Карасунском административных округах сработали взрывные устройства на остановках общественного транспорта. В результате взрывов 3 человека погибли, 17 человек получили ранения. Данный перечень можно было бы продолжить.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, по фактам национальной, расовой и религиозной вражды (возбужденных по ст. 282 УК РФ) в производстве в 1998 г. находилось 25 дел, в 1999 г. - 44 дела, в 2000 г. - 37 дел, в 2001 г. - 39 дел; для рассмотрения в суды направлено: в 1998 г. - 5 дел, в 1999 г. - 9 дел, в 2000 г. - 6 дел, в 2001 г. - 5 дел. В 2002 г. расследовались 49 уголовных дел, в суды было направлено 12 дел (из них 3 уже рассмотрены).

Отслеживалась также деятельность религиозных объединений, которые не проходят государственную регистрацию и существуют в качестве религиозных групп. К ним относятся "АУМ Синрике", группы сатанистов, движение "Нью Эйдж", рериховцы, виссарионовцы, "Белое братство".

В результате проведенной проверки Общественной организации "Хабаровский региональный гуманитарный центр "Дианетика" выявлено осуществление организацией медицинской и образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии). Материалы проверки направлены в прокуратуру Хабаровского края для принятия мер прокурорского реагирования. Прокуратурой Хабаровского края в порядке ч. 1,3 ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" направлено исковое заявление о ликвидации организации. Хабаровским краевым судом 30.09.02 было принято решение о ликвидации данной организации. Руководитель общественной организации "Хабаровский гуманитарный центр "Дианетика" О.Б.Ухова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 171, ч. 3 ст. 174, ст. 69 УК РФ и ей назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы без конфискации имущества с испытательным сроком 3 года.

Материалы в отношении Хабаровского краевого отделения "Ассоциация святого духа за объединение мирового христианства - Церковь Объединения" направлены в суд на ликвидацию организации, как не прошедшей перерегистрацию.

Хабаровское краевое общественное объединение "Путь блаженства" (Ананда Марга) исключено из единого государственного реестра юридических лиц на основании решения Центрального районного суда Хабаровска о признании регистрации недействительной и определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда.

В Магадане активно действует христианская харизматическая церковь "Слово жизни" (руководитель Н.П.Воскобойников), вовлекшая в свои ряды значительное число сотрудников государственных учреждений (Магаданское областное управление Госкомстата, Управление фельдъегерской службы), а также создавшая ряд подконтрольных ей коммерческих структур и собственную службу безопасности. Указанная организация имеет обширные связи в США и Канаде, постоянно опирается на поддержку правозащитных организаций.

Проводится работа по выявлению и пресечению деятельности на территории РФ различного рода тоталитарных сект и организаций деструктивного характера. Прокуратурой Республики Коми выявлен ряд нарушений Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" в деятельности секты "Свидетели Иеговы". По результатам проверки руководитель печорского филиала секты привлечен к административной ответственности, районным надзирателям секты гражданам Германии супругам Бальдовски закрыт въезд в Россию сроком на 5 лет.

По мнению МПТР России, основная задача СМИ заключается в публичном обсуждении проявлений и природы религиозного экстремизма как одной из разновидности экстремизма. При МПТР России более 2 лет действует Общественный методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ. Совет подготовил и распространил рекомендации для журналистов, пишущих на темы религии, в которых содержатся принципы социально ответственной религиозной журналистики.

Если обратиться к краткому анализу состояния дел непосредственно в конфессиях, то можно было бы констатировать следующее. Еще в середине февраля 2002 г. в Уфе состоялся пленум Центрального духовного управления мусульман России, обсудивший состояние борьбы с проникновением тоталитарных сект, религиозного экстремизма и ваххабизма в регионы страны, а также вопросы подготовки кадров традиционного духовенства, необходимости создания Координационного совета Духовного управления мусульман стран СНГ или Совета муфтиев стран СНГ для объединения усилий в противостоянии терроризму, религиозному экстремизму и ваххабизму.

Учитывая изложенное, целесообразным было бы определиться и в тех задачах, которые стоят перед государственными и конфессиональными институтами по противодействию проявлениям экстремизма.

К числу значащих можно было бы причислить:

  • предусмотреть ответственность централизованной религиозной организации за противоправную деятельность входящих в нее местных религиозных организаций;
  • законодательно закрепить запрещение использования в деятельности религиозных общин методик, включающих гипнотическое воздействие на личность или применение наркотических и фармакологических препаратов;
  • выработать единую (письменную) форму согласия родителей и лиц, их замещающих, на участие несовершеннолетних в деятельности религиозных организаций;
  • предусмотреть обязательное уведомление органов местного самоуправления о создании религиозной группы;
  • предусмотреть в качестве одного из оснований ликвидации религиозного объединения принуждение его членов, последователей или иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу руководителей или иных членов религиозного объединения, а также в пользу иных лиц;
  • создать межведомственный банк данных о различного рода проявлениях политического и религиозного экстремизма;
  • с учетом лидеров ведущих конфессий страны рассмотреть вопрос об образовании органа, ведающего проблемами государственно-религиозных отношений. или осуществляющего мониторинг конфессиональной ситуации в стране;
  • создать при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах совещательные (консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и религиозных объединений;
  • способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского духовенства, добиваться объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом. Содействовать созданию координационного совета, в состав которого входили бы муфтии РФ;
  • осуществить комплекс мер по разоблачению идеологии религиозного экстремизма. Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России. Общественным и религиозным институтам, СМИ в приоритетном порядке распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий. Разъяснять глубокое различие между ваххабизмом и традиционным российским исламом;
  • разработать и реализовать во взаимодействии с религиозными объединениями систему государственных мер поддержки религиозного образования в РФ, направленную на совершенствование организации учебного процесса, обеспечение его соответствия государственным образовательным стандартам, подготовку преподавательских кадров по светским дисциплинам;
  • активизировать разноуровневый диалог с зарубежными государствами, включая бывшие советские республики Центральной Азии, по вопросам противодействия распространению религиозного экстремизма с целью обмена опытом, поиска эффективных решений, а по ряду аспектов и определения вариантов совместных действий.

Реализация названных мер, безусловно, сделает диалог между государством и конфессиями четким и целенаправленным, подчиненным сохранению целостности России, обеспечению ее безопасности, решению одной из важных проблем современности - формирование культуры межнационального общения в обществе, достижению на международном уровне высокого авторитета России как демократического и правового государства.

Зорин Владимир Юрьевич закончил Ташкентский институт народного хозяйства, Академию общественных наук при ЦК КПСС, преподавал экономику на кафедре планирования народного хозяйства. Работал в комсомольских, партийных, советских органах УзССР, в 1986-93 гг. - народный депутат Верховного Совета УзССР, член комитетов по бюджету и финансам, по правам человека. С 1991 г. - заместитель постоянного представителя Узбекистана в Москве. В 1991-93 гг. являлся координатором по связям со странами СНГ исполкома Международного движения демократических реформ. В 1995-96 гг. - заместитель, затем первый заместитель руководителя территориального управления федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике. В 1995 г. избран депутатом Государственной Думы ФС РФ, в 1996-99 гг. - Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, член Государственной Комиссии РФ по урегулированию кризиса в Чеченской Республике и по проблемам Северного Кавказа. Член межпарламентской ассамблеи ОБСЕ. В 2000-01 гг. - заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. С 2001 г. - Министр РФ. Кандидат исторических наук, доктор политических наук, член Международной академии информатизации при ООН.

Примечания

1. См., например: Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002; Зорин В.Ю. Высшая ценность человек. М., 2003; Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург, 2002; Материалы Всероссийского совещания "О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации". 18 апреля 2003 г. Москва, 2003 и др.

2. См., например, Huntington S.P. The Clars of Civilizations and order. N. Y., 1996. 368 p. В 1997 г. издательство "Авенариус" опубликовало полный перевод книги на русский язык.