Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Специальные рекомендации по борьбе с финансированием терроризма и Россия

Вахания В.В., Председатель Профессионального союза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области

В настоящее время борьба с терроризмом приобрела особую актуальность. 25 сентября 2003 г. Президент России В.В.Путин выступил на Генеральной Ассамблее ООН и напомнил, как на Саммите тысячелетия 3 года назад он всех предупреждал о том, что над миром нависла угроза 11-го сентября, т.е. угроза терроризма1.

После трагических событий 11 сентября 2001 г. в США Специальная группа по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) сфокусировала внимание на борьбе с терроризмом, которое непосредственно угрожает многонациональному населению нашей страны. 31 октября 2001 г. ФАТФ, признавая важное значение борьбы с финансированием терроризма, приняло 8 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, которые совместно с 40 рекомендациями ФАТФ, направленными против отмывания денег и принятыми в июне 2003 г., устанавливают основные рамки для выявления, предотвращения и подавления терроризма и террористических актов2.

Первая рекомендация: "Ратификация и выполнение инструментов ООН".

Каждая страна немедленно предпримет шаги для того, чтобы ратифицировать и полностью выполнить Международную Конвенцию ООН по борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

Страны обязаны также немедленно выполнить резолюции ООН, относящиеся к борьбе с финансированием террористических актов, в особенности резолюцию 1373 Совета безопасности ООН.

Вторая рекомендация: "Признание преступного характера финансирования терроризма и связанного с ним отмывания денег".

Каждая страна обязана установить уголовную ответственность за финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций. Страны должны признать, что такие преступления служат признаком состава преступлений по отмыванию денег.

Третья рекомендация: "Замораживание и конфискация активов террористов".

Каждая страна обязана принять меры по безотлагательному замораживанию без задержки фондов и других активов террористов, тех, кто финансирует терроризм и террористические организации, в соответствии с резолюциями ООН, относящимися к предотвращению и борьбе с финансированием терроризма.

Каждая страна обязана также принять и выполнить меры, включая меры законодательного характера, которые позволяют компетентным органам конфисковать имущество, представляющее собой доходы, использованные, предназначенные или ассигнованные для финансирования терроризма, террористических актов или террористических организаций.

Четвертая рекомендация: "Сообщение о подозрительных операциях, относящихся к терроризму".

Если финансовые учреждения и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами, подозревают или имеют достаточные причины подозревать, что средства связаны или имеют отношение, либо предназначены для терроризма, террористических актов и террористических организаций, они обязаны незамедлительно сообщить о своих подозрениях уполномоченным органам.

Пятая рекомендация: "Международное сотрудничество".

Каждая страна должна представлять другой стране на основе договора или иного механизма взаимной правовой помощи и обмена информацией исчерпывающую помощь в уголовном и гражданском производстве, административных расследованиях, запросах и процедурах, относящихся к терроризму, террористическим актам и террористическим организациям.

Страны должны принять все возможные меры для предотвращения создания на своей территории убежищ для лиц, обвиненных в финансировании терроризма, террористических актов и террористических организаций, и установить процедуры по экстрадиции, по возможности, таких лиц.

Шестая рекомендация: "Альтернативный перевод".

Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кредитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридических лиц, незаконно занимающихся такими денежными переводами.

Седьмая рекомендация: "Денежные переводы".

Страны обязаны принять меры по обеспечению предоставления финансовыми учреждениями, включая организации, занимающиеся денежными переводами, полной и достоверной информации об осуществляющем перевод лице (имя, адрес, номер счета) и сопроводительном послании, и такая информация должна сохраняться вместе с переводом или сопроводительным посланием на всех этапах совершаемого перевода.

Страны должны принять меры по обеспечению со стороны финансовых учреждений, включая организации, занимающиеся денежными переводами, пристального внимания и мониторинга подозрительных переводов средств, не содержащих полной информации о лице, осуществляющем перевод (имя, адрес, номер счета).

Восьмая рекомендация: "Некоммерческие организации".

Страны должны проанализировать адекватность законодательства и нормативных актов, относящихся к учреждениям, которые могут быть использованы для финансирования терроризма. Особенно следует обратить внимание на некоммерческие организации - необходимо обеспечить невозможность использования их в преступных целях:

  • террористическими организациями, замаскированными под легальные учреждения;
  • в качестве прикрытия для финансирования терроризма, включая попытки избежать замораживания счетов;
  • скрыть преднамеренное отвлечение средств, предназначенных для финансирования законной деятельности, на финансирование террористических организаций3.

С июля 2002 г. ФАТФ начала работу по идентификации слабых мест мировых усилий по борьбе с финансированием терроризма2.

Этот процесс потребовал разработки Руководств по применению специальных рекомендаций. ФАТФ прежде всего решила разработать Руководство для 8-й рекомендации. Это руководство принято в октябре 2002 г. В нем сфокусировано внимание на том, как защитить благотворительные фонды от использования их для финансирования терроризма, предлагается определенная стратегия для некоммерческих организаций, включая проверку программной деятельности и обеспечение финансовой транспарентности.

Отмечая комплексность вопросов, относящихся к 8-й рекомендации, ФАТФ продолжает исследовать пути ее выполнения.

ФАТФ подготовила также Пояснительные указания и Документ о лучшей практике к 6-й рекомендации. Эти два документа, изданные в феврале 2003 г. и в июне 2003 г., предусматривают уточнение необходимости регистрации всех систем перевода денег или лицензирования наряду с применением широкого круга обязательств, вытекающих из новых 40 рекомендаций ФАТФ. Руководство к 8-й рекомендации предусматривает очень важный элемент для предотвращения финансирования терроризма - усиление транспарентности денежных потоков.

В феврале 2003 г. ФАТФ также одобрил Пояснительные замечания к 7-й рекомендации. В них излагается, как обеспечить, чтобы основная информация о поставщиках денежных переводов немедленно представлялась правоохранительным органам, финансовым разведкам и соответствующим финансовым институтам.

Вслед за принятием 8 специальных рекомендаций по финансированию терроризма ФАТФ начала оценку уровня выполнения членами ФАТФ специальных рекомендаций через проведение ими самооценки с помощью вопросников, содержащих серию вопросов, вытекающих из каждой специальной рекомендации.

В 2002-03 гг. члены ФАТФ продолжили свои усилия по реализации специальных рекомендаций. Около 3/4 членов ФАТФ в настоящее время полностью выполняют 1, 2, 5-ю специальные рекомендации.

Члены ФАТФ сделали значительные шаги вперед в направлении полного выполнения 1-й рекомендации. Если в 2002 г. только 4 члена ратифицировали Конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма от 1999 г.; то в 2003 г. 21 член ФАТФ ратифицировал эту Конвенцию, в том числе Россия4. Однако уровень соответствия в том, что касается 1-й специальной рекомендации, в целом остается низким, потому что многие страны - члены ФАТФ не выполнили различные резолюции ООН.

В феврале 2002 г. ФАТФ инициировал идентичный процесс самооценки для не-членов ФАТФ.

Мобилизация усилий против отмывания денег для членов и не-членов ФАТФ тесно связано с сотрудничеством ФАТФ и международными организациями. В 2002-03 гг. ФАТФ продолжала уделять внимание необходимости сотрудничества с региональными организациями типа ФАТФ, международными организациями и параорганизациями, такими как ООН, Эгмонтская группа финансовых разведок, Группа-205, а также с Международным Валютным Фондом и Группой Всемирного Банка, роль которых в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма возрастает.

Россия является участником этих организаций. В частности, начиная с июня 2003 г., она является полноправным членом ФАТФ и Эгмонтской группы финансовых разведок. Соответствующие функции возложены на Комитет по финансовому мониторингу России

Примечания.

1. Коммерсант. 2003. 26 сент.

2. FATF-GAFI. Financial Action Task Force on Money Loundering. Annual report 2002. Paris, 2003

3. Международно-правовая основа борьбы с терроризмом / Сост. В.С.Овчинский. М., 2003.

4. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г.

5. Эта группа представлена министрами финансов и заместителями руководителей центральных банков.

Вахания Владимир Виссарионович. Председатель Профессионального союза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области. Работал в юридических службах народного хозяйства, прокурором по общему надзору прокуратуры Московской области, руководил секретариатом межреспубликанского экономического сообщества, был заместителем директора московского Института международного права, президентом корпорации "Союз-возрождение". Является представителем Уполномоченного по правам человека в Ленинском районе Московской области, организатором "Марш-похода бездомных офицеров: Смоленск-Москва" и Всероссийского форума по проблемам обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Кандидат юридических наук, советник юстиции, офицер запаса.