Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и безопасность страны

Квятковский Ю.П., директор Росвоенцентра

Проблемы национальной безопасности нашего государства и ее граждан в последнее время занимают все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в СМИ. Безусловно, это явление объективно, поскольку страна проходит нелегкий путь коренных преобразований в государственной, политической, экономической, правовой, социальной, культурной и других сферах жизни общества, которые непосредственно, хотя и по-разному, оказывают свое влияние на безопасность России в целом и отдельных ее граждан в частности.

Достаточно большое поле рассмотрения вопросов безопасности страны заслуженно занимает проблематика экономической, правовой, информационной, социальной, военной и других сфер, которые считаются одними из основных компонентов государственной безопасности.

Значительно меньше как на страницах периодической печати, так и в других СМИ поднимаются тема духовной жизни современного общества и вопросы необходимости системных мер всестороннего воспитания достойных граждан нашей страны, патриотов своей Родины.

Ни для кого не секрет, что с развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных "духовных ценностей", культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, наркомании и многого другого в том же духе. С другой стороны, не отставали и наши доморощенные "специалисты" идеологического фронта, круша без разбора все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, пороча традиционную российскую высокую нравственность и духовность, патриотические чувства народа. Дошло до того, что слова "патриот", "патриотизм" стали нарицательными и ругательными.

Конечно, тем, кому дорога Россия, ее самобытность, вековые высоконравственные традиции, целостность и безопасность, не могли мириться с этим разрушительным разгулом в духовной жизни страны. Поэтому уже к середине 90-х годов прошлого столетия стал подниматься вопрос о реанимации духовно-нравственного потенциала наших граждан и об их патриотическом воспитании на благо обновленной России. И это не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест. Как свидетельствуют исторические факты, роль и значение патриотизма приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил его граждан, что особенно характерно в периоды войн, нашествий, социальных конфликтов, революционных потрясений, стихийных и иных бедствий. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своего гражданского долга, своей Родины.

Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства.

Глубокую народность и патриотизм русских людей мы находим в "Слове о полку Игореве" (1185 г.). Сила патриотизма и величие духа была ярко продемонстрирована нашими соотечественниками в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.), в битве на Куликовом поле с монголо-татарскими полчищами (1380 г.), в Полтавском сражении со шведами (1709 г.), при взятии турецкой крепости Измаил (1790 г.), в борьбе с французским нашествием в 1812 г. и др.

Показательны в этом отношении дореволюционные и особенно советский периоды ХХ в. Нам никогда не забыть патриотизма советских людей, проявленного в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже великой любви к своему Отечеству, которая вдохновляла людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже жизнь во имя Победы, подняли представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту. Не менее показателен патриотизм наших граждан в ходе послевоенного восстановления практически полностью разрушенной западной части страны буквально в считанные годы и без каких-либо пресловутых инвестиций из-за рубежа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Учитывая многовековую историю Отечества и сложившуюся в стране ситуацию, Правительство РФ уже в начале 90-х годов XX в. ставило вопрос о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан России. Однако, в силу сложившихся в тот период обстоятельств, указанное решение, к сожалению, осталось нереализованным. Тем не менее этот шаг, предпринятый Правительством, явился той правовой основой, которая позволила на местах, в большинстве субъектов РФ приступить к разработке региональных программных материалов и проведению мероприятий патриотического воспитания, в первую очередь, молодежи.

В конце марта 1998 г. Правительство РФ поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве РФ (Росвоенцентру), министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведущим ветеранским и другим общественным организациям проработать и внести предложения по проекту Федеральной целевой программы патриотического воспитания граждан РФ.

В ноябре 1998 г. разработанные предложения были доложены в Правительство РФ, а в декабре вышло его поручение о разработке проекта Федеральной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества".

В ходе разработки проекта Программы было рассмотрено более 1500 предложений, поступивших от федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти, субъектов РФ, ветеранских и других общественных организаций, религиозных конфессий.

На различных этапах формирования проекта Программы он трижды обсуждался в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания РФ, включая парламентские слушания, а также на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации" в 1999 г.

Все сказанное позволяет утверждать, что проект Программы явился документом коллективного творчества, основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.

После многочисленных и нелегких согласований Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 №122 была принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Принятие указанной Программы глубоко символично и является знаковым событием. Положено начало для оценки роли патриотизма и его места в обеспечении национальной безопасности России, открылись новые перспективы и возможности в организации и содержании патриотического воспитания в новых исторических условиях.

Целью принятой Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов РФ.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

  • создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;
  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • воспитание личности гражданина
  • патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Принятая государственная программа, безусловно, не носит всеобъемлющий характер. Поэтому и ее цель, и задачи на период 2001-05 гг. имеют вполне определенное содержание и соответствующие рамки. И тем более ни у разработчиков Программы, ни в Правительстве РФ, естественно, не возникало мысли, как это пытаются ернически преподнести некоторые хулители патриотизма, что ее реализация в 2005 г. сделает патриотами всех граждан России. Мы полагаем, что сделан лишь первый шаг, объединяющий начавшуюся работу по организации патриотического воспитания граждан страны, что уже дает свои положительные результаты.

На основании и в развитие принятой государственной программы практически всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, многими общественными объединениями, прежде всего ветеранскими и молодежными, в 2001-02 гг. были разработаны ведомственные и региональные долгосрочные (до 2005 г.) программы и планы патриотического воспитания граждан. Наиболее содержательными и всеобъемлющими следовало бы признать программы и планы патриотического воспитания граждан, разработанные головными исполнителями государственной программы Минобразования России, Минкультуры России, Минобороны России, Росвоенцентром, а также другими исполнителями, например, МВД России, Минпечати России, Росархивом, Государственным таможенным комитетом, администрациями Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Удмуртской Республики, Приморского и Краснодарского краев, Белгородской, Вологодской, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Тамбовской, Оренбургской, Ленинградской, Псковской и ряда других областей, ведущими ветеранскими организациями.

В интересах обеспечения достижения цели государственной программы и эффективности работы по ее выполнению было предусмотрено создание механизма реализации государственной, ведомственных и региональных программ, который мог бы согласовать и координировать действия заинтересованных государственных и общественных структур, определять состав исполнителей и источники финансирования.

На федеральном уровне координационную деятельность по реализации государственной программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возглавляемая заместителем Председателя Правительства РФ - с мая 2003 г. Г.Н.Кареловой. Правительственная комиссия с 2001 г. на своих заседаниях регулярно рассматривает ход реализации государственной программы федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, заслушивает соответствующих руководителей, вырабатывает необходимые предложения и рекомендации. Рабочим органом этой Правительственной комиссии, обеспечивающим выполнение вышеназванных ее функций, определен Росвоенцентр.

Соответствующие структуры, координирующие ход реализации как государственной, так и региональных программ, созданы в большинстве субъектов РФ. Так, например, в Республике Бурятии, Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Костромской, Орловской, Ленинградской и многих других областях созданы и результативно работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания граждан, которые, как правило, возглавляют заместители глав администраций.

В рамках реализации Программы в части совершенствования деятельности институтов государственной власти особое внимание было отведено разработке "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", которая прошла рассмотрение и согласование в федеральных и региональных органах исполнительной власти, в ведущих общественных организациях и была принята к руководству в мае 2003 г. Принятая Концепция явилась документом, отражающим совокупность научно обоснованных и официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан, как важнейшего направления деятельности общества и государства. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан РФ к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества, для обеспечения целостности и безопасности Отечества.

Как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти стало больше уделяться внимания обмену опытом организации и проведения мероприятий патриотического воспитания граждан. В этих целях федеральными министерствами, ведомствами, администрациями субъектов РФ проведены и планируются научно-практические конференции, семинары, круглые столы и совещания. Весьма показательны кворумами мероприятия, которые были проведены Минобразованием России, Минобороны России, Минкультуры России, Федеральной пограничной службой России, МВД России, Федеральной службой железнодорожных войск РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Росархивом, администрациями Дальневосточного федерального округа, Республики Бурятия, Краснодарского края, Томской, Тюменской, Волгоградской, Московской, Липецкой и некоторых других областей, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа.

Появился первый опыт организации подготовки кадров патриотического воспитания. В этом отношении заслуживает внимания работа Минобразования России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России, администраций Брянской, Тамбовской, Волгоградской, Владимирской, Ивановской, Курской, Смоленской, Тверской, Ярославской и ряда других областей.

Заметно активизировалась работа, прежде всего с молодежью, по проведению празднования памятных дат истории России, организации различного рода конкурсов, фестивалей и межрегиональных встреч патриотической тематики.

Конечно, в рамках статьи не представляется возможным раскрыть все направления проводимой в стране работы по патриотическому воспитанию граждан. Главное, что эта работа начата, обозначилась система ее руководства и координации, имеются весомые и обнадеживающие результаты.

Было бы наивным думать, что все идет планово, гладко и без сбоев. Есть и то, и другое, и третье. Очень серьезным остается вопрос отношения к проблемам патриотического воспитания граждан России значительной части СМИ.

Что греха таить, к сожалению, достаточно значительная часть из них отводит место совершенно другим публикациям, например, таким как: а было ли в России вообще что-либо доброе и прогрессивное, являются ли А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.И.Жуков и многие другие действительно выдающимися полководцами, следует ли считать героическим подвигом действия экипажа крейсера "Варяг", Н.Гастелло, А.Матросова и о многом другом в том же духе. СМИ - весьма мощное и результативное средство воздействия на умы людей - пока практически не участвует в ведущейся работе по организации патриотического воспитания граждан.

Не во всех регионах их руководители с должным вниманием подходят к вопросам организации работы по патриотическому воспитанию граждан, передоверив это, можно сказать, второстепенным (или непрофильным) и неполномочным органам или лицам. А это вызывает соответствующую цепную реакцию нижестоящих руководителей и соответствующее отношение к финансированию ведущейся работы. Далека еще от удовлетворения работа по организации патриотического воспитания студенчества и в рабочих коллективах. Есть и другие существенные недоработки и проблемы.

До завершения принятой Программы еще 2 года. Задел, сделанный в 2001-03 гг., позволяет надеяться, что цели и задачи Программы в основном будут достигнуты.

Учитывая опыт подготовки и принятия действующей государственной программы патриотического воспитания граждан, Правительство РФ в июле 2003 г. поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве РФ, Минобразованию России, Минкультуры России, Минобороны России совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами, субъектами РФ начать разработку государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

Мы надеемся, что, благодаря полученному опыту по реализации действующей государственной программы, новая будет более полной и привлечет к работе большее количество органов, учреждений, населения.