Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Актуальные вопросы борьбы с международным терроризмом на современном этапе

Остроухов В.В., ответственный секретарь Федеральной антитеррористической комиссии

Сегодня среди важнейших факторов, влияющих на состояние международной обстановки, на первый план выходят феномен, который во всех его многообразных проявлениях мы называем "международный терроризм", и борьба с этим явлением, которая развернулась в национальных, региональных и мировом масштабах. Представляется, что от результатов этого противостояния во многом зависит, в каком мире мы будем жить уже в ближайшем будущем.

Российская Федерация в своей внешней и внутренней политике всегда придавала и придает принципиально важное значение участию в деятельности многосторонних институтов по регулированию международных отношений (ООН, НАТО, "большой восьмерки", Шанхайской организации сотрудничества и др.). В настоящее время в этой области наметились положительные сдвиги, получен новый позитивный импульс, благодаря консолидации мирового сообщества в рамках антитеррористической коалиции, достигнутым между Россией и США договоренностям о сокращении ядерного потенциала, углублению диалога с Европейским Союзом и ОБСЕ, что является солидной и обнадеживающей основой для выхода на новый качественный уровень отношений нашей страны с ведущими промышленно развитыми государствами мира.

Одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего для членов мирового сообщества Россия считает создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств, построению открытого мира на основе взаимопонимания и сотрудничества, общепризнанных ценностей и норм.

Совершенно очевидно, что терроризм, как крайняя форма проявления экстремизма, окончательно превратился в одну из самых серьезных мировых проблем, с которыми человечество вошло в новое тысячелетие. Преступления террористического характера все больше угрожают безопасности стран и их населению, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, политику государств, наносят значительный ущерб, уносят жизни ни в чем не повинных граждан.

Статистические данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что удельный вес этой категории преступлений в общей структуре правонарушений неуклонно растет и они, в первую очередь деяния, предусмотренные ст.ст. 205 (терроризм) и 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) Уголовного кодекса РФ, стали серьезной государственной проблемой. Вместе с ростом числа террористических акций все более изуверскими и изощренными становятся способы их проведения. Все чаще акты террора совершаются в местах массового скопления людей, с применением мощных взрывных устройств, использованием террористов-смертников, что влечет за собой большие человеческие жертвы и другие тяжкие последствия.

Динамика проявлений терроризма в глобальном масштабе, особенно в последние месяцы, дает основания полагать, что террористическая активность различного рода экстремистов в ближайшее время сохранится, как минимум, на прежнем уровне. Будут предприниматься попытки расширения масштабов и географии террористических акций, в частности, в целях усиления деструктивного влияния терроризма на состояние общественной, политической, экономической и экологической безопасности РФ.

Более того, обращаясь к причинам эскалации международного терроризма, мы видим, что деятельность террористических организаций чаще всего имеет своей целью не только обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином регионе, но и приобретение контроля над природными ресурсами и территориями, создание управляемых органов власти в отдельных государствах, насильственное изменение их конституционного строя. Большинство известных в мире мощных террористических организаций имеют своих духовных лидеров и наставников, покровителей и спонсоров, порой сложную иерархическую и организационную структуру, собственную идеологию, прикрывающую преступную природу терроризма, а также стратегию действий по реализации этой идеологии. Именно на стратегический характер планов лидеров международного терроризма указывают их действия в различных регионах мира.

Подобные замыслы наглядно проявляются в декларациях и реальных шагах, направленных на создание "Великой Албании", "Великого исламского халифата" и т.п. Российская Федерация столкнулась с попытками нарушения ее территориальной целостности в одном из своих субъектов - Чеченской Республике, а также при вторжении в Республику Дагестан отрядов международных экстремистов.

Чаще всего современный терроризм использует лозунги и риторику освободительных движений и религиозной догматики для прикрытия деятельности создаваемых бандформирований, подконтрольных ему подпольных синдикатов и преступных сообществ, в том числе занятых в наркоторговле, нелегальном оружейном бизнесе и в других криминальных сферах. По данным Комиссии по наркотическим средствам ООН, наркоторговля составляет до 8% всей мировой торговли с ежегодной легализацией до 800 млрд долл. США. Экономические интересы трансграничных преступных группировок, которые в отдельных случаях контролируют правительства суверенных стран, способствуют распространению международного терроризма, обеспечивают его материальными ресурсами, а также политической поддержкой.

Представляется, что рост влияния террористических угроз на политику, экономику и безопасность всех стран обусловлен, в частности, и ускоренными процессами глобализации, усиливающими существующие и порождающими новые социально-экономические и этноконфессиональные противоречия и конфликты. Несмотря на исчезновение основных угроз эпохи "холодной войны", остается нерешенность целого ряда фундаментальных проблем, которая служит причиной и питательной средой для воспроизводства экстремизма и терроризма.

Российская Федерация длительное время находится на острие борьбы с международным терроризмом. В этой борьбе от бесчеловечных и кровавых преступлений, совершенных бандитами и убийцами, собравшимися со всех концов света на территории нашей страны, погибли и серьезно пострадали сотни и тысячи наших соотечественников, а также многие граждане других государств. Мы имеем бесспорные доказательства того, что такие преступления террористического характера, как взрывы жилых домов, диверсионно-террористические акты в местах массового скопления людей, на общественном транспорте в различных городах РФ, являются частью единой стратегии, которую идеологи международного терроризма реализуют по всему миру.

Динамика совершения преступлений террористического характера остается определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Южном федеральном округе, в частности в Чеченской Республике, и на обстановку в стране в целом.

Приобретенный нами опыт антитеррористической деятельности позволяет отметить ряд положительных результатов в сфере борьбы с терроризмом, в которых Российская Федерация принимает непосредственное и активное участие, а именно:

  • разработка новых законодательных норм на уровне международных и региональных организаций;
  • согласование с партнерами позиций в отношении лиц и организаций, подозреваемых в террористической деятельности, и включение их в национальные международные списки (как известно, 14 февраля 2003 г. в соответствии с решением Верховного Суда РФ 15 организаций признаны террористическими и их деятельность запрещена на территории РФ);
  • внесение изменений в действующее национальное законодательство, направленных на облегчение розыскных, следственных и судебных действий в отношении лиц, подозреваемых или причастных к террористической деятельности;
  • совершенствование и развитие сил и средств, привлекаемых к антитеррористической деятельности по всем направлениям;
  • налаживание более эффективного режима взаимодействия и обмена информацией между различными странами, участвующими в решении совместных задач борьбы с терроризмом.

В качестве примера комплексного, последовательного и решительного подхода России к борьбе с международным терроризмом можно привести действия федеральных органов государственной власти и, в частности, силовых структур по восстановлению конституционного строя на территории Чеченской Республики и стабилизации социально-политической обстановки на Северном Кавказе.

В настоящее время наряду с продолжением контртеррористических операций, осуществляемых российскими силовыми и правоохранительными структурами, проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав мирного населения. Эти меры, в частности, предусматривают:

  • восстановление органов власти и правопорядка на территории Чеченской Республики;
  • разработку и реализацию программ экономического возрождения и социально-политического развития северокавказских субъектов РФ;
  • поиск эффективных путей разрешения демографической и миграционной ситуации в Южном федеральном округе.

На этом пути Россия столкнулась с большими трудностями. Результаты анализа процессов, имеющих место на Северном Кавказе, говорят о том, что причины этих трудностей лежат как в объективной, так и в субъективной сферах. Однако какой бы ни была их природа, для преодоления этих проблем нет альтернативы. С учетом того, что события на Кавказе связаны с действиями международного терроризма, Российская Федерация вправе в полной мере рассчитывать на поддержку мирового сообщества в проводимой здесь политике.

Вместе с тем в сложившихся условиях это не всегда происходит. Так, например, в работе ряда правозащитных, миротворческих и иных неправительственных организаций, вопреки заявляемым ими целям, отмечаются признаки действий, способствующих разжиганию межконфессиональной и межнациональной розни. Говоря об опыте борьбы с сепаратистами на Северном Кавказе, мы отмечаем, что их эмиссарам предоставлялась возможность открывать свои представительства на территории ряда государств, выступать с трибуны международных форумов. Сбор средств на нужды боевиков до настоящего времени в некоторых мусульманских государствах Востока, да и в отдельных европейских странах при попустительстве властей легально осуществляется через неправительственные организации и фонды.

На социополитических предпосылках, подобных тем, что мы наблюдаем на Северном Кавказе, сформировались в свое время "Аль-Каида" в Афганистане, сепаратистские движения в Кашмире, Шри-Ланке и ряде других стран. В основе этих процессов, на наш взгляд, лежали заблуждения по поводу демократических ценностей и свобод, а порой и умышленно искажаемые представления о них, поскольку они фактически были предметом политических спекуляций, использовались для пропагандистского оправдания насилия, попыток нарушения территориальной целостности и конституционного строя суверенных государств.

К сожалению, за понимание этой истины мировым сообществом заплатили своими жизнями тысячи жертв терактов - ни в чем не повинные люди в Токио, Москве, Нью-Йорке и других городах. Запущенный в настоящее время механизм международной антитеррористической операции, при всей важности решаемой ею задачи, является кроме всего прочего и попыткой исправить собственные ошибки, допущенные в прошлом.

Тем не менее мы можем констатировать наличие определенных разногласий во взглядах на стратегию и меры по искоренению как самого международного терроризма, так и порождающих его причин.

Террористические акты, совершенные в сентябре 2001 г. в США, и последовавший после них рост активности экстремистских организаций во всем мире заставили правительства целого ряда стран радикально пересмотреть существовавшие ранее подходы к обеспечению национальной безопасности. Вместе с тем, на наш взгляд, в настоящее время можно говорить о существовании в мире устойчивой тенденции к переносу центра тяжести в борьбе с терроризмом в сторону силовых мер, вынужденного ужесточения законодательства и введения различного рода ограничений гражданских прав и свобод. В условиях сохранения нерешенности важнейших социально-экономических проблем террористические угрозы будут носить долговременный характер. Порожденная во многих странах террористическими актами атмосфера страха, неуверенности и подозрительности, психологическое напряжение среди населения, его готовность пойти на определенные ограничения гражданских свобод ради собственной безопасности создает вполне реальную угрозу на пути достижения справедливого мироустройства в будущем.

Полагаем, что, несмотря на активное использование террористами возможностей, предоставляемых достижениями современной цивилизации, как в сфере научно-технического прогресса, так и в сфере развития демократических институтов, прав и свобод человека, главы государств и правительства всех стран должны выработать такие механизмы использования силовых и ограничительных мер, которые обеспечат не только сохранение существующих прав и свобод, но и их дальнейшее развитие и укрепление. В противном случае террористы только выиграют, т.к. ужесточение государственного контроля и установление полицейского режима в стране уже спустя непродолжительное время после стабилизации обстановки неизбежно вызывают общественный протест. При этом именно протестная среда является одним из главных источников пополнения рядов террористических организаций, прикрывающих свои кровавые преступления лживыми лозунгами борьбы за "свободу и независимость" против "тирании".

На наш взгляд, в настоящее время силы антитеррора большинства ведущих стран имеют богатый профессиональный опыт, значительные полномочия, достаточно хорошо подготовлены и оснащены для решения самых сложных антитеррористических задач. Уровень внимания, которое в настоящее время уделяется правительствами некоторых стран развитию системы противодействия террористическим угрозам, позволяет сделать вывод о том, что по своей значимости указанные действия приравниваются к подготовке отражения внешней военной агрессии.

Мировому сообществу уже сегодня на всех уровнях - от отдельных государств до межгосударственных союзов и объединений - необходимо, как представляется, для придания борьбе с терроризмом последовательного, всеобъемлющего и фундаментального характера на постоянной основе осуществлять концентрацию основных усилий прежде всего на решении накопившихся социальных, экономических, политических и иных гуманитарных проблем.

По мнению российских специалистов в области контртеррористической деятельности, с учетом согласованного взгляда руководителей большинства государств на проблемы борьбы с терроризмом и тенденцию к сохранению угрозы международного терроризма в будущем и ее глобальный характер, представляется целесообразным формирование международных контртеррористических сил на постоянной основе под эгидой ООН. Это позволит не только фактически лишить международных террористов шансов на достижение, если можно так выразиться, "военной победы", но и исключит превращение стран, вовлекаемых в орбиту контртеррористических операций, в заложников геополитических игр.

Мы уверены, что стабильность и прочный мир могут быть обеспечены только в том случае, если взаимодействие спецслужб, правоохранительных органов, вооруженных сил и иных заинтересованных структур будет осуществляться без ущерба национальным интересам как стран - участниц антитеррористической коалиции, так и иных государств, если только они открыто не принимают сторону террористов. Позиция России в вопросе международных отношений известна и остается неизменной - мы всегда подчеркивали приверженность нашей страны принципам взаимовыгодного сотрудничества и равноправных партнерских отношений во всех сферах.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что глубокие кризисные явления в мире, облегчающие террористам выполнение их преступных планов и замыслов, обусловлены, помимо всего прочего, в том числе и тем, что в практике международных отношений до сих пор используется принцип так называемых "двойных стандартов". Такой подход подразумевает выработку субъективных критериев, которые позволяют в одностороннем порядке выносить вердикт о степени цивилизованности того или иного государства для принятия его в члены определенной региональной или международной системы, обеспечивающей более благоприятные условия существования и развития. Данная проблема усугубляется также тем обстоятельством, что до настоящего времени не выработано единого понятия "международный терроризм". Подобная практика дает возможность отдельным странам использовать эту ситуацию в своих целях и по своему усмотрению квалифицировать те или иные организации, как "повстанческие" или "национально-освободительные движения", но не как террористические. Опасность ситуации сегодня заключается и в том, что у некоторых государств появляется соблазн использовать террористические организации, действующие на территории сопредельных или отдельных государств, в целях политического давления и достижения сугубо своих национальных интересов.

Россия испытывает обеспокоенность, которую разделяют также многие другие страны, действиями отдельных наших партнеров, которые носят зачастую односторонний характер и предпринимаются без должного учета интересов членов мирового сообщества.

Во многом по этой причине позитивные перемены, произошедшие в мире за последнее время, к сожалению еще не гарантируют стабильного и безопасного развития человечества. Это связано с тем, что в глобальном масштабе все еще проявляется несоответствие между объективными условиями, благоприятствующими такому развитию, и реальной, а не декларативной политикой, проводимой до сих пор отдельными странами. Благодаря этому возникают и, как правило, сохраняются в течение длительного времени многочисленные региональные кризисы, такие как неурегулированность ближневосточной проблемы, неразрешенная ситуация на Балканах, а также обострившийся в последнее время конфликт между Индией и Пакистаном. По некоторым оценкам, только на территории стран бывшего СССР в настоящее время имеется свыше 180 зон и очагов потенциальной или проявляющейся этнополитической напряженности, 80 из которых связаны с неурегулированностью территориальных, межэтнических и межгосударственных отношений. Многие из них в перспективе могут оказаться новыми источниками терроризма и вооруженного экстремизма.

Отдельно хотелось бы остановиться на ситуации вокруг антитеррористической операции в Афганистане. Задачи разгрома режима талибов в значительной мере решены, созданы предпосылки для возрождения Афганистана как государства, живущего в мире со своими соседями. Вместе с тем, как представляется, инфраструктура международного терроризма на территории Афганистана ликвидирована далеко не полностью. С нарастающими трудностями идут процессы государственного обустройства и экономического восстановления страны, несмотря на оказываемую международным сообществом гуманитарную и финансовую помощь. К сожалению, приходится констатировать, что на международной обстановке все более негативно сказываются тенденции трансформации временного размещения воинских контингентов отдельных стран - участниц антитеррористической коалиции в странах Центральной Азии, а также в Грузии в сторону долгосрочного военного присутствия в этих регионах, что, как представляется, не способствует достижению стратегической стабильности и поддержания атмосферы мира и доверия.

Проведение где бы то ни было антитеррористической операции в формате стран НАТО, без учета региональных особенностей и интересов государств, примыкающих к зоне ее осуществления, приводит к росту антизападных и антиамериканских настроений, что вызывает возможности возникновения новых террористических угроз, связанных, в частности, со значительным ростом незаконной миграции из регионов, где организуются антитеррористические мероприятия. Доминирующую роль в координации урегулирования подобных проблем, на наш взгляд, должна играть ООН, которая, являясь наиболее авторитетной из всех существующих на сегодняшний день международных организаций, будет и впредь рассматриваться всеми сторонами конфликтов как главный международный арбитр и гарант мира и цивилизованных межгосударственных отношений.

Ситуация с антитеррористической операцией в Афганистане подтверждает правильность занимаемой Российской Федерацией последовательной позиции в отношении процесса формирования региональных структур безопасности и сотрудничества во всех сферах. По нашему мнению, единственно верным подходом к этому процессу является участие в качестве равноправных партнеров всех государств, имеющих в регионе свои жизненно важные интересы. При этом в качестве приоритетных партнеров и гарантов стабильности должны, прежде всего, рассматриваться те государства, которые непосредственно входят в число стран данного региона. Представляется, что именно такой подход позволяет исключить на практике ущемление или игнорирование чьих-либо интересов.

По нашему мнению, силовому аспекту антитеррористической борьбы в перспективе следует придать чисто технический характер. Для этого международные правовые основы данного процесса и нормы межгосударственных отношений должны формироваться таким образом, чтобы исключить возможность использования как самой идеи борьбы с терроризмом, так и привлекаемых в указанных целях сил и средств против объявленных "неугодными" стран и народов, ради чьих-то сиюминутных политических интересов и амбиций отдельных государств. Эта опасность, а также глобальный характер террористических угроз и, соответственно, контртеррористических операций ставит мировое сообщество перед необходимостью совершенствовать на межгосударственном уровне правовое обеспечение предоставления тем или иным странам помощи с использованием формирований вооруженных сил и других силовых структур.

В связи с этим хотелось бы привести пример достаточно эффективного, по нашему мнению, решения данной проблемы в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ДКБ). На заседании членов Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, участников ДКБ, 25 марта 2002 г. был принят модельный закон "О порядке допуска и условиях пребывания воинских формирований других государств - участников ДКБ на территории государства - участника ДКБ", оговаривающий использование воинских формирований в целях предоставления государству - участнику ДКБ по его просьбе и согласованию с ним военной помощи, в том числе при проведении контртеррористических операций.

Другой важной тенденцией, которую считаем целесообразным подчеркнуть, является укрепление регионального взаимодействия государств, разделяющих основополагающие принципы международного права в области борьбы с терроризмом. Так, несомненно, положительной оценки заслуживают состоявшиеся переговоры на высшем уровне руководителей государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

В связи с тем, что со стороны государств требуются постоянные усилия по нейтрализации многочисленных общемировых угроз и урегулированию кризисных ситуаций, приходится констатировать, что на сегодняшний момент в мире продолжают зреть и в ряде случаев усиливаются предпосылки для расовой, религиозной и национальной нетерпимости и вражды, острых межгосударственных и международных конфликтов.

Процессы глобализации сопровождаются нарастающим дисбалансом в социально-экономическом развитии мировых регионов и отдельных стран. Результатом этого является рост социально-политической напряженности в указанных странах, разрыв между уровнем жизни населения в которых и в наиболее развитых государствах, стал практически непреодолимым. Эти кризисные явления и противоречия по-прежнему остаются одной из причин конфликтов, которые активно инициируются и используются лидерами международных террористических организаций в своих целях.

В числе негативных последствий кризисного политического и экономического состояния многих стран, приводящих к росту нестабильности и способствующих преступности и террористическим проявлениям, относится проблема незаконной миграции. Она стала представлять угрозу национальной безопасности как для России, так и для многих ведущих в экономическом отношении стран. В условиях продолжающегося обострения экономической и социально-политической обстановки в ряде регионов мира сохраняется тенденция к нарастанию потоков нелегальных мигрантов. В настоящее время только на территории России численность незаконно находящихся иностранцев составляет от 1.5 до 2.5 млн человек. При этом каналы незаконной миграции являются средоточием деятельности трансграничных преступных группировок. Нелегальная миграция является для транснациональной преступности сверхприбыльным бизнесом, наряду с торговлей наркотиками и оружием. Увеличение масштабов незаконной миграции во многом способствует и экспорту терроризма. Существует реальная опасность использования каналов незаконной миграции для проникновения членов террористических организаций как в регион Северного Кавказа, так и в страны Западной Европы. По нашему мнению, для достижения успеха в борьбе с незаконной миграцией необходимо тесное взаимодействие между государственными и правоохранительными органами стран исхода, транзита и оседания нелегальных мигрантов по вопросам унификации международного законодательства в указанной области.

Мы уверены и в том, что только ограничительные меры в этой сфере без решения экономических и социально-политических проблем, порождающих дестабилизирующие процессы во всем мире, не принесут желаемых результатов.

Не секрет, что действующая в настоящее время система экономической помощи нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, необходимо постепенно, но последовательно отходить от практики прямых донорских "вливаний", рассчитанных, как правило, на краткосрочный эффект, а также таких международных программ экономической помощи, которые создаются и реализуются без учета особенностей экономики, политического устройства и национальных традиций тех или иных стран.

Полагаем, что глобального экономического роста можно достичь только при условии обеспечения активного и равного участия всех государств в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы, в частности, в целях эффективной интеграции всех заинтересованных стран в мировую экономику.

В этой сфере внимание мирового сообщества обращено на те действия, которые будут предприниматься в данном направлении прежде всего наиболее развитыми в экономическом отношении странами.

Еще один важный аспект борьбы с терроризмом - это проблема контроля за высокими технологиями, в частности, в военной сфере. Террористические акты становятся все более профессионально спланированными, для их подготовки и проведения используются высокотехнологичное оборудование и все более смертоносное оружие. Террористы используют современные средства вычислительной техники, компьютерные программы шифрования, спутниковую связь, сотовые телефоны, технически сложную аппаратуру подделки денег и документов, современное оружие и взрывчатку, владеют специальными знаниями, применяемыми в практике спецслужб и правоохранительных органов.

Еще большую опасность представляет возможность использования террористами материалов, являющихся компонентами для создания оружия массового поражения - химического, биологического и ядерного. Отравление пассажиров токийского метро газом "зарин", предпринятое в 1995 г. апокалиптической японской сектой АУМ "Синрике", в результате которого погибли 12 человек, наглядно показало, что угроза терроризма с использованием оружия массового поражения и других высокотехнологичных средств является сегодня более чем реальной.

В связи с этим обеспокоенность России, а также ряда других стран мира вызывают способствующие гонке вооружений односторонние действия некоторых государств. Это, безусловно, может привести к серьезной дестабилизации обстановки как в отдельных регионах нашей планеты, так и в мире в целом. Представляется очевидным, что в ситуации, когда все большее число стран будет иметь в своих арсеналах современные высокотехнологичные средства уничтожения, террористы объективно получат дополнительные возможности для овладения указанными средствами. Катастрофические последствия этого нетрудно представить, особенно если вспомнить, какой разрушительной мощью обладает даже современный гражданский авиалайнер. Чернобыльская катастрофа заставила Россию более основательно подойти к вопросам обеспечения безопасности как ядерных объектов, так и объектов транспорта. В этой области Российской Федерацией наработан большой опыт, которым мы можем поделиться с партнерами.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что достижение стабильности и устойчивого прогресса в мире возможно только на основе долгосрочной международной стратегии обеспечения безопасности.

Актуальные вопросы борьбы с международным терроризмом на современном этапе | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Актуальные вопросы борьбы с международным терроризмом на современном этапе

Остроухов В.В., ответственный секретарь Федеральной антитеррористической комиссии

Сегодня среди важнейших факторов, влияющих на состояние международной обстановки, на первый план выходят феномен, который во всех его многообразных проявлениях мы называем "международный терроризм", и борьба с этим явлением, которая развернулась в национальных, региональных и мировом масштабах. Представляется, что от результатов этого противостояния во многом зависит, в каком мире мы будем жить уже в ближайшем будущем.

Российская Федерация в своей внешней и внутренней политике всегда придавала и придает принципиально важное значение участию в деятельности многосторонних институтов по регулированию международных отношений (ООН, НАТО, "большой восьмерки", Шанхайской организации сотрудничества и др.). В настоящее время в этой области наметились положительные сдвиги, получен новый позитивный импульс, благодаря консолидации мирового сообщества в рамках антитеррористической коалиции, достигнутым между Россией и США договоренностям о сокращении ядерного потенциала, углублению диалога с Европейским Союзом и ОБСЕ, что является солидной и обнадеживающей основой для выхода на новый качественный уровень отношений нашей страны с ведущими промышленно развитыми государствами мира.

Одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего для членов мирового сообщества Россия считает создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств, построению открытого мира на основе взаимопонимания и сотрудничества, общепризнанных ценностей и норм.

Совершенно очевидно, что терроризм, как крайняя форма проявления экстремизма, окончательно превратился в одну из самых серьезных мировых проблем, с которыми человечество вошло в новое тысячелетие. Преступления террористического характера все больше угрожают безопасности стран и их населению, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, политику государств, наносят значительный ущерб, уносят жизни ни в чем не повинных граждан.

Статистические данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что удельный вес этой категории преступлений в общей структуре правонарушений неуклонно растет и они, в первую очередь деяния, предусмотренные ст.ст. 205 (терроризм) и 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) Уголовного кодекса РФ, стали серьезной государственной проблемой. Вместе с ростом числа террористических акций все более изуверскими и изощренными становятся способы их проведения. Все чаще акты террора совершаются в местах массового скопления людей, с применением мощных взрывных устройств, использованием террористов-смертников, что влечет за собой большие человеческие жертвы и другие тяжкие последствия.

Динамика проявлений терроризма в глобальном масштабе, особенно в последние месяцы, дает основания полагать, что террористическая активность различного рода экстремистов в ближайшее время сохранится, как минимум, на прежнем уровне. Будут предприниматься попытки расширения масштабов и географии террористических акций, в частности, в целях усиления деструктивного влияния терроризма на состояние общественной, политической, экономической и экологической безопасности РФ.

Более того, обращаясь к причинам эскалации международного терроризма, мы видим, что деятельность террористических организаций чаще всего имеет своей целью не только обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином регионе, но и приобретение контроля над природными ресурсами и территориями, создание управляемых органов власти в отдельных государствах, насильственное изменение их конституционного строя. Большинство известных в мире мощных террористических организаций имеют своих духовных лидеров и наставников, покровителей и спонсоров, порой сложную иерархическую и организационную структуру, собственную идеологию, прикрывающую преступную природу терроризма, а также стратегию действий по реализации этой идеологии. Именно на стратегический характер планов лидеров международного терроризма указывают их действия в различных регионах мира.

Подобные замыслы наглядно проявляются в декларациях и реальных шагах, направленных на создание "Великой Албании", "Великого исламского халифата" и т.п. Российская Федерация столкнулась с попытками нарушения ее территориальной целостности в одном из своих субъектов - Чеченской Республике, а также при вторжении в Республику Дагестан отрядов международных экстремистов.

Чаще всего современный терроризм использует лозунги и риторику освободительных движений и религиозной догматики для прикрытия деятельности создаваемых бандформирований, подконтрольных ему подпольных синдикатов и преступных сообществ, в том числе занятых в наркоторговле, нелегальном оружейном бизнесе и в других криминальных сферах. По данным Комиссии по наркотическим средствам ООН, наркоторговля составляет до 8% всей мировой торговли с ежегодной легализацией до 800 млрд долл. США. Экономические интересы трансграничных преступных группировок, которые в отдельных случаях контролируют правительства суверенных стран, способствуют распространению международного терроризма, обеспечивают его материальными ресурсами, а также политической поддержкой.

Представляется, что рост влияния террористических угроз на политику, экономику и безопасность всех стран обусловлен, в частности, и ускоренными процессами глобализации, усиливающими существующие и порождающими новые социально-экономические и этноконфессиональные противоречия и конфликты. Несмотря на исчезновение основных угроз эпохи "холодной войны", остается нерешенность целого ряда фундаментальных проблем, которая служит причиной и питательной средой для воспроизводства экстремизма и терроризма.

Российская Федерация длительное время находится на острие борьбы с международным терроризмом. В этой борьбе от бесчеловечных и кровавых преступлений, совершенных бандитами и убийцами, собравшимися со всех концов света на территории нашей страны, погибли и серьезно пострадали сотни и тысячи наших соотечественников, а также многие граждане других государств. Мы имеем бесспорные доказательства того, что такие преступления террористического характера, как взрывы жилых домов, диверсионно-террористические акты в местах массового скопления людей, на общественном транспорте в различных городах РФ, являются частью единой стратегии, которую идеологи международного терроризма реализуют по всему миру.

Динамика совершения преступлений террористического характера остается определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Южном федеральном округе, в частности в Чеченской Республике, и на обстановку в стране в целом.

Приобретенный нами опыт антитеррористической деятельности позволяет отметить ряд положительных результатов в сфере борьбы с терроризмом, в которых Российская Федерация принимает непосредственное и активное участие, а именно:

  • разработка новых законодательных норм на уровне международных и региональных организаций;
  • согласование с партнерами позиций в отношении лиц и организаций, подозреваемых в террористической деятельности, и включение их в национальные международные списки (как известно, 14 февраля 2003 г. в соответствии с решением Верховного Суда РФ 15 организаций признаны террористическими и их деятельность запрещена на территории РФ);
  • внесение изменений в действующее национальное законодательство, направленных на облегчение розыскных, следственных и судебных действий в отношении лиц, подозреваемых или причастных к террористической деятельности;
  • совершенствование и развитие сил и средств, привлекаемых к антитеррористической деятельности по всем направлениям;
  • налаживание более эффективного режима взаимодействия и обмена информацией между различными странами, участвующими в решении совместных задач борьбы с терроризмом.

В качестве примера комплексного, последовательного и решительного подхода России к борьбе с международным терроризмом можно привести действия федеральных органов государственной власти и, в частности, силовых структур по восстановлению конституционного строя на территории Чеченской Республики и стабилизации социально-политической обстановки на Северном Кавказе.

В настоящее время наряду с продолжением контртеррористических операций, осуществляемых российскими силовыми и правоохранительными структурами, проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав мирного населения. Эти меры, в частности, предусматривают:

  • восстановление органов власти и правопорядка на территории Чеченской Республики;
  • разработку и реализацию программ экономического возрождения и социально-политического развития северокавказских субъектов РФ;
  • поиск эффективных путей разрешения демографической и миграционной ситуации в Южном федеральном округе.

На этом пути Россия столкнулась с большими трудностями. Результаты анализа процессов, имеющих место на Северном Кавказе, говорят о том, что причины этих трудностей лежат как в объективной, так и в субъективной сферах. Однако какой бы ни была их природа, для преодоления этих проблем нет альтернативы. С учетом того, что события на Кавказе связаны с действиями международного терроризма, Российская Федерация вправе в полной мере рассчитывать на поддержку мирового сообщества в проводимой здесь политике.

Вместе с тем в сложившихся условиях это не всегда происходит. Так, например, в работе ряда правозащитных, миротворческих и иных неправительственных организаций, вопреки заявляемым ими целям, отмечаются признаки действий, способствующих разжиганию межконфессиональной и межнациональной розни. Говоря об опыте борьбы с сепаратистами на Северном Кавказе, мы отмечаем, что их эмиссарам предоставлялась возможность открывать свои представительства на территории ряда государств, выступать с трибуны международных форумов. Сбор средств на нужды боевиков до настоящего времени в некоторых мусульманских государствах Востока, да и в отдельных европейских странах при попустительстве властей легально осуществляется через неправительственные организации и фонды.

На социополитических предпосылках, подобных тем, что мы наблюдаем на Северном Кавказе, сформировались в свое время "Аль-Каида" в Афганистане, сепаратистские движения в Кашмире, Шри-Ланке и ряде других стран. В основе этих процессов, на наш взгляд, лежали заблуждения по поводу демократических ценностей и свобод, а порой и умышленно искажаемые представления о них, поскольку они фактически были предметом политических спекуляций, использовались для пропагандистского оправдания насилия, попыток нарушения территориальной целостности и конституционного строя суверенных государств.

К сожалению, за понимание этой истины мировым сообществом заплатили своими жизнями тысячи жертв терактов - ни в чем не повинные люди в Токио, Москве, Нью-Йорке и других городах. Запущенный в настоящее время механизм международной антитеррористической операции, при всей важности решаемой ею задачи, является кроме всего прочего и попыткой исправить собственные ошибки, допущенные в прошлом.

Тем не менее мы можем констатировать наличие определенных разногласий во взглядах на стратегию и меры по искоренению как самого международного терроризма, так и порождающих его причин.

Террористические акты, совершенные в сентябре 2001 г. в США, и последовавший после них рост активности экстремистских организаций во всем мире заставили правительства целого ряда стран радикально пересмотреть существовавшие ранее подходы к обеспечению национальной безопасности. Вместе с тем, на наш взгляд, в настоящее время можно говорить о существовании в мире устойчивой тенденции к переносу центра тяжести в борьбе с терроризмом в сторону силовых мер, вынужденного ужесточения законодательства и введения различного рода ограничений гражданских прав и свобод. В условиях сохранения нерешенности важнейших социально-экономических проблем террористические угрозы будут носить долговременный характер. Порожденная во многих странах террористическими актами атмосфера страха, неуверенности и подозрительности, психологическое напряжение среди населения, его готовность пойти на определенные ограничения гражданских свобод ради собственной безопасности создает вполне реальную угрозу на пути достижения справедливого мироустройства в будущем.

Полагаем, что, несмотря на активное использование террористами возможностей, предоставляемых достижениями современной цивилизации, как в сфере научно-технического прогресса, так и в сфере развития демократических институтов, прав и свобод человека, главы государств и правительства всех стран должны выработать такие механизмы использования силовых и ограничительных мер, которые обеспечат не только сохранение существующих прав и свобод, но и их дальнейшее развитие и укрепление. В противном случае террористы только выиграют, т.к. ужесточение государственного контроля и установление полицейского режима в стране уже спустя непродолжительное время после стабилизации обстановки неизбежно вызывают общественный протест. При этом именно протестная среда является одним из главных источников пополнения рядов террористических организаций, прикрывающих свои кровавые преступления лживыми лозунгами борьбы за "свободу и независимость" против "тирании".

На наш взгляд, в настоящее время силы антитеррора большинства ведущих стран имеют богатый профессиональный опыт, значительные полномочия, достаточно хорошо подготовлены и оснащены для решения самых сложных антитеррористических задач. Уровень внимания, которое в настоящее время уделяется правительствами некоторых стран развитию системы противодействия террористическим угрозам, позволяет сделать вывод о том, что по своей значимости указанные действия приравниваются к подготовке отражения внешней военной агрессии.

Мировому сообществу уже сегодня на всех уровнях - от отдельных государств до межгосударственных союзов и объединений - необходимо, как представляется, для придания борьбе с терроризмом последовательного, всеобъемлющего и фундаментального характера на постоянной основе осуществлять концентрацию основных усилий прежде всего на решении накопившихся социальных, экономических, политических и иных гуманитарных проблем.

По мнению российских специалистов в области контртеррористической деятельности, с учетом согласованного взгляда руководителей большинства государств на проблемы борьбы с терроризмом и тенденцию к сохранению угрозы международного терроризма в будущем и ее глобальный характер, представляется целесообразным формирование международных контртеррористических сил на постоянной основе под эгидой ООН. Это позволит не только фактически лишить международных террористов шансов на достижение, если можно так выразиться, "военной победы", но и исключит превращение стран, вовлекаемых в орбиту контртеррористических операций, в заложников геополитических игр.

Мы уверены, что стабильность и прочный мир могут быть обеспечены только в том случае, если взаимодействие спецслужб, правоохранительных органов, вооруженных сил и иных заинтересованных структур будет осуществляться без ущерба национальным интересам как стран - участниц антитеррористической коалиции, так и иных государств, если только они открыто не принимают сторону террористов. Позиция России в вопросе международных отношений известна и остается неизменной - мы всегда подчеркивали приверженность нашей страны принципам взаимовыгодного сотрудничества и равноправных партнерских отношений во всех сферах.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что глубокие кризисные явления в мире, облегчающие террористам выполнение их преступных планов и замыслов, обусловлены, помимо всего прочего, в том числе и тем, что в практике международных отношений до сих пор используется принцип так называемых "двойных стандартов". Такой подход подразумевает выработку субъективных критериев, которые позволяют в одностороннем порядке выносить вердикт о степени цивилизованности того или иного государства для принятия его в члены определенной региональной или международной системы, обеспечивающей более благоприятные условия существования и развития. Данная проблема усугубляется также тем обстоятельством, что до настоящего времени не выработано единого понятия "международный терроризм". Подобная практика дает возможность отдельным странам использовать эту ситуацию в своих целях и по своему усмотрению квалифицировать те или иные организации, как "повстанческие" или "национально-освободительные движения", но не как террористические. Опасность ситуации сегодня заключается и в том, что у некоторых государств появляется соблазн использовать террористические организации, действующие на территории сопредельных или отдельных государств, в целях политического давления и достижения сугубо своих национальных интересов.

Россия испытывает обеспокоенность, которую разделяют также многие другие страны, действиями отдельных наших партнеров, которые носят зачастую односторонний характер и предпринимаются без должного учета интересов членов мирового сообщества.

Во многом по этой причине позитивные перемены, произошедшие в мире за последнее время, к сожалению еще не гарантируют стабильного и безопасного развития человечества. Это связано с тем, что в глобальном масштабе все еще проявляется несоответствие между объективными условиями, благоприятствующими такому развитию, и реальной, а не декларативной политикой, проводимой до сих пор отдельными странами. Благодаря этому возникают и, как правило, сохраняются в течение длительного времени многочисленные региональные кризисы, такие как неурегулированность ближневосточной проблемы, неразрешенная ситуация на Балканах, а также обострившийся в последнее время конфликт между Индией и Пакистаном. По некоторым оценкам, только на территории стран бывшего СССР в настоящее время имеется свыше 180 зон и очагов потенциальной или проявляющейся этнополитической напряженности, 80 из которых связаны с неурегулированностью территориальных, межэтнических и межгосударственных отношений. Многие из них в перспективе могут оказаться новыми источниками терроризма и вооруженного экстремизма.

Отдельно хотелось бы остановиться на ситуации вокруг антитеррористической операции в Афганистане. Задачи разгрома режима талибов в значительной мере решены, созданы предпосылки для возрождения Афганистана как государства, живущего в мире со своими соседями. Вместе с тем, как представляется, инфраструктура международного терроризма на территории Афганистана ликвидирована далеко не полностью. С нарастающими трудностями идут процессы государственного обустройства и экономического восстановления страны, несмотря на оказываемую международным сообществом гуманитарную и финансовую помощь. К сожалению, приходится констатировать, что на международной обстановке все более негативно сказываются тенденции трансформации временного размещения воинских контингентов отдельных стран - участниц антитеррористической коалиции в странах Центральной Азии, а также в Грузии в сторону долгосрочного военного присутствия в этих регионах, что, как представляется, не способствует достижению стратегической стабильности и поддержания атмосферы мира и доверия.

Проведение где бы то ни было антитеррористической операции в формате стран НАТО, без учета региональных особенностей и интересов государств, примыкающих к зоне ее осуществления, приводит к росту антизападных и антиамериканских настроений, что вызывает возможности возникновения новых террористических угроз, связанных, в частности, со значительным ростом незаконной миграции из регионов, где организуются антитеррористические мероприятия. Доминирующую роль в координации урегулирования подобных проблем, на наш взгляд, должна играть ООН, которая, являясь наиболее авторитетной из всех существующих на сегодняшний день международных организаций, будет и впредь рассматриваться всеми сторонами конфликтов как главный международный арбитр и гарант мира и цивилизованных межгосударственных отношений.

Ситуация с антитеррористической операцией в Афганистане подтверждает правильность занимаемой Российской Федерацией последовательной позиции в отношении процесса формирования региональных структур безопасности и сотрудничества во всех сферах. По нашему мнению, единственно верным подходом к этому процессу является участие в качестве равноправных партнеров всех государств, имеющих в регионе свои жизненно важные интересы. При этом в качестве приоритетных партнеров и гарантов стабильности должны, прежде всего, рассматриваться те государства, которые непосредственно входят в число стран данного региона. Представляется, что именно такой подход позволяет исключить на практике ущемление или игнорирование чьих-либо интересов.

По нашему мнению, силовому аспекту антитеррористической борьбы в перспективе следует придать чисто технический характер. Для этого международные правовые основы данного процесса и нормы межгосударственных отношений должны формироваться таким образом, чтобы исключить возможность использования как самой идеи борьбы с терроризмом, так и привлекаемых в указанных целях сил и средств против объявленных "неугодными" стран и народов, ради чьих-то сиюминутных политических интересов и амбиций отдельных государств. Эта опасность, а также глобальный характер террористических угроз и, соответственно, контртеррористических операций ставит мировое сообщество перед необходимостью совершенствовать на межгосударственном уровне правовое обеспечение предоставления тем или иным странам помощи с использованием формирований вооруженных сил и других силовых структур.

В связи с этим хотелось бы привести пример достаточно эффективного, по нашему мнению, решения данной проблемы в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ДКБ). На заседании членов Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, участников ДКБ, 25 марта 2002 г. был принят модельный закон "О порядке допуска и условиях пребывания воинских формирований других государств - участников ДКБ на территории государства - участника ДКБ", оговаривающий использование воинских формирований в целях предоставления государству - участнику ДКБ по его просьбе и согласованию с ним военной помощи, в том числе при проведении контртеррористических операций.

Другой важной тенденцией, которую считаем целесообразным подчеркнуть, является укрепление регионального взаимодействия государств, разделяющих основополагающие принципы международного права в области борьбы с терроризмом. Так, несомненно, положительной оценки заслуживают состоявшиеся переговоры на высшем уровне руководителей государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

В связи с тем, что со стороны государств требуются постоянные усилия по нейтрализации многочисленных общемировых угроз и урегулированию кризисных ситуаций, приходится констатировать, что на сегодняшний момент в мире продолжают зреть и в ряде случаев усиливаются предпосылки для расовой, религиозной и национальной нетерпимости и вражды, острых межгосударственных и международных конфликтов.

Процессы глобализации сопровождаются нарастающим дисбалансом в социально-экономическом развитии мировых регионов и отдельных стран. Результатом этого является рост социально-политической напряженности в указанных странах, разрыв между уровнем жизни населения в которых и в наиболее развитых государствах, стал практически непреодолимым. Эти кризисные явления и противоречия по-прежнему остаются одной из причин конфликтов, которые активно инициируются и используются лидерами международных террористических организаций в своих целях.

В числе негативных последствий кризисного политического и экономического состояния многих стран, приводящих к росту нестабильности и способствующих преступности и террористическим проявлениям, относится проблема незаконной миграции. Она стала представлять угрозу национальной безопасности как для России, так и для многих ведущих в экономическом отношении стран. В условиях продолжающегося обострения экономической и социально-политической обстановки в ряде регионов мира сохраняется тенденция к нарастанию потоков нелегальных мигрантов. В настоящее время только на территории России численность незаконно находящихся иностранцев составляет от 1.5 до 2.5 млн человек. При этом каналы незаконной миграции являются средоточием деятельности трансграничных преступных группировок. Нелегальная миграция является для транснациональной преступности сверхприбыльным бизнесом, наряду с торговлей наркотиками и оружием. Увеличение масштабов незаконной миграции во многом способствует и экспорту терроризма. Существует реальная опасность использования каналов незаконной миграции для проникновения членов террористических организаций как в регион Северного Кавказа, так и в страны Западной Европы. По нашему мнению, для достижения успеха в борьбе с незаконной миграцией необходимо тесное взаимодействие между государственными и правоохранительными органами стран исхода, транзита и оседания нелегальных мигрантов по вопросам унификации международного законодательства в указанной области.

Мы уверены и в том, что только ограничительные меры в этой сфере без решения экономических и социально-политических проблем, порождающих дестабилизирующие процессы во всем мире, не принесут желаемых результатов.

Не секрет, что действующая в настоящее время система экономической помощи нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, необходимо постепенно, но последовательно отходить от практики прямых донорских "вливаний", рассчитанных, как правило, на краткосрочный эффект, а также таких международных программ экономической помощи, которые создаются и реализуются без учета особенностей экономики, политического устройства и национальных традиций тех или иных стран.

Полагаем, что глобального экономического роста можно достичь только при условии обеспечения активного и равного участия всех государств в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы, в частности, в целях эффективной интеграции всех заинтересованных стран в мировую экономику.

В этой сфере внимание мирового сообщества обращено на те действия, которые будут предприниматься в данном направлении прежде всего наиболее развитыми в экономическом отношении странами.

Еще один важный аспект борьбы с терроризмом - это проблема контроля за высокими технологиями, в частности, в военной сфере. Террористические акты становятся все более профессионально спланированными, для их подготовки и проведения используются высокотехнологичное оборудование и все более смертоносное оружие. Террористы используют современные средства вычислительной техники, компьютерные программы шифрования, спутниковую связь, сотовые телефоны, технически сложную аппаратуру подделки денег и документов, современное оружие и взрывчатку, владеют специальными знаниями, применяемыми в практике спецслужб и правоохранительных органов.

Еще большую опасность представляет возможность использования террористами материалов, являющихся компонентами для создания оружия массового поражения - химического, биологического и ядерного. Отравление пассажиров токийского метро газом "зарин", предпринятое в 1995 г. апокалиптической японской сектой АУМ "Синрике", в результате которого погибли 12 человек, наглядно показало, что угроза терроризма с использованием оружия массового поражения и других высокотехнологичных средств является сегодня более чем реальной.

В связи с этим обеспокоенность России, а также ряда других стран мира вызывают способствующие гонке вооружений односторонние действия некоторых государств. Это, безусловно, может привести к серьезной дестабилизации обстановки как в отдельных регионах нашей планеты, так и в мире в целом. Представляется очевидным, что в ситуации, когда все большее число стран будет иметь в своих арсеналах современные высокотехнологичные средства уничтожения, террористы объективно получат дополнительные возможности для овладения указанными средствами. Катастрофические последствия этого нетрудно представить, особенно если вспомнить, какой разрушительной мощью обладает даже современный гражданский авиалайнер. Чернобыльская катастрофа заставила Россию более основательно подойти к вопросам обеспечения безопасности как ядерных объектов, так и объектов транспорта. В этой области Российской Федерацией наработан большой опыт, которым мы можем поделиться с партнерами.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что достижение стабильности и устойчивого прогресса в мире возможно только на основе долгосрочной международной стратегии обеспечения безопасности.