Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Мир после 11 сентября 2001 и некоторые проблемы борьбы с терроризмом

А.С. Куликов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума

В конце сентября 2002 г. в Вашингтоне, в рамках взаимодействия Конгресса США и Государственной Думы РФ, при участии представителей Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ) состоялась международная конференция по проблемам борьбы с терроризмом. Российская делегация была представлена депутатами Государственной Думы А.С.Куликовым (глава делегации, председатель Правления ВААФ), Н.Д.Ковалевым, М.И.Гришанковым, Е.А.Зеленовым и представителями Национального Антикриминального и Антитеррористического Фонда - В.С.Овчинским, О.Э.Павловым, А.А.Абросимовым.

Выбор темы конференции и состав участников был предопределен всем ходом развития событий и тем динамизмом, с которым продвигается в современную жизнь терроризм. Частота его проявления и степень опасности столь масштабны, что мировое сообщество без долгой полемики отнесло терроризм к категории глобальных угроз, чреватых одинаковым трагизмом для всего человечества.

До 11 сентября 2001 г. автор был одним из тех, кто настойчиво стучался в двери государственных и общественных институтов, пытаясь привлечь внимание к выводам специалистов, работающих в сфере национальной и региональной безопасности, обозначивших столь серьезные тенденции в развитии и использовании террора как средства достижения политических, религиозных и иных целей. Но тогда тревожные предостережения о грозящей миру опасности заглушались шорохом бумаг в кабинетах власти, общественное мнение отвлекалось, тонули в комментариях локальных бедствий, последовательно сменяющих друг друга в различных регионах нашей страны, других государств.

Поэтому выступление на конференции конгрессмена США Джимми Секстона, члена Комиссии по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса, в рамках которой Д.Сэкстон возглавляет комиссию по противодействию терроризму, мы выслушали с удовлетворением и надеждой, как воспринимают встречу с единомышленником. Коллега Д.Сэкстон заявил, что до оглушительного обрушения небоскребов Всемирного торгового центра он также чувствовал себя одиноким барабанщиком, который, подавая сигналы о грозящей опасности терроризма, не мог достичь слуха других конгрессменов, членов правительства и влиятельных политиков. После сентябрьской трагедии в руках многих государственных и общественных деятелей появился свой "ударный инструмент". Но пока отсутствует партитура, усилия отдельных "барабанщиков" не превращаются в общую мобилизующую мелодию.

Многих участников конференции обсуждение темы закономерно привело к вопросам: каковы последствия будущей военной операции США против Ирака (вероятность которой расценивается как стопроцентная), как результаты этой акции будут соответствовать поставленным целям противодействия международному терроризму.

Российская делегация обоснованно призвала к поиску ответа на вопрос: насколько разведаны, просчитаны возможные шаги и действия международных террористических организаций. Мы говорили о том, что угроза новых ударов, подготавливаемых террористическими центрами не только не снята американской операцией в Афганистане, но еще более возросла. До захвата заложников на Дубровке оставался месяц, до событий на кенийском курорте - два. Мы не могли прогнозировать, где и когда наступит очередная трагедия. Но о ее высокой вероятности можно было говорить вполне уверенно, исходя из следующего.

1. Международная террористическая сеть "Аль-Каида" после операции "Несокрушимая сила", вопреки ожиданиям, не только сохранилась, но еще более упрочила свои возможности, включая людские и материальные ресурсы. К такому заключению пришла рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом Конгресса США. Как сообщил руководитель ее аппарата Йозеф Бодански, до 11 сентября 2001 г. Усама бен Ладен опирался на 250 тыс. профессиональных террористов и более чем на 2,5 млн человек своих активных, хорошо организованных сторонников. Удары, нанесенные американской авиацией по местам предполагаемой дислокации убежищ лидеров терроризма, нанесли ущерб только рядовым боевикам, "террорист №1" невредимым вышел со своими ударными группами и неоднократно свидетельствовал миру свое присутствие.

Специалисты отмечают все более явственную связь между "Аль-Каидой", "Хесболлой", вытесненной верхушкой талибов, террористическими формированиями косовских албанцев, чеченскими бандформированиями, кашмирскими экстремистами, исламскими радикальными группами в Юго-Восточной Азии. Есть обоснованные опасения, что мы становимся свидетелями создания своеобразного террористического "интернационала".

2. Единая военизированная структура "Талибана" разрушена, однако духовные лидеры и боевые командиры благополучно переместили свои штабы в другие исламские государства, откуда ведут активную террористическую деятельность, в том числе провоцируют те или иные внутренние или международные конфликты, например, в Кашмире между Пакистаном и Индией, оказывают организационную и иную поддержку террористам, вспомним, например, поддержку боевого духа бандитов из отряда Мовсара Бараева в ходе захвата заложников в Театральном центре на Дубровке.

Депутат Н.Д.Ковалев, бывший директор ФСБ РФ, за плечами которого боевой опыт афганской войны, предостерег об опасности одной из возможных версий развития террористической деятельности, в частности, на территории того же Афганистана, - внедрение сторонников "Талибана" во вновь формируемые структуры государственной власти, в первую очередь в военные и правоохранительные организации.

3. Финансирование деятельности террористических организаций опирается на гарантированные и высокие доходы от наркобизнеса. По данным британской Drugs Scope, представленным на Европейской конференции по борьбе с наркотиками (сентябрь 2002 г.), объем производимого опиума со времени падения режима талибов в Афганистане возрос в 14 раз, потоки героина, транспортируемого в Европу и США, умножились многократно. В связи с этим представляет интерес такая информация: в результате военной операции в Афганистане не пострадали плантации опийного мака, не уничтожены лаборатории по переработке сырья в готовый наркотик. По данным специалистов, в 2002 г. собран рекордный урожай, который будет направлен через территорию нашей страны в Западную Европу.

Существует множество доказательств крепнущих связей террористических организаций радикальных исламистов с наркокартелями Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также с военизированными формированиями, именующими себя "освободительными армиями" и действующими в этих регионах на средства от наркобизнеса. На это указывают результаты операции "Горный экспресс-2", проведенной спецслужбами США по борьбе с наркотиками.

Государства и организации, ведущие целенаправленную антитеррористическую деятельность, обнаруживают такую закономерность: чем более активизируется борьба с терроризмом, тем более существенная финансовая помощь террористам идет как со стороны упомянутого террористического "интернационала", так и от различных экстремистских исламских организаций и созданных ими "благотворительных" фондов.

На серьезные размышления наводит любопытная информация, представленная Давидом Армстронгом, директором вашингтонской Службы новостей в области национальной безопасности, которой проведено независимое журналистское расследование так называемой "благотворительной деятельности" в США, осуществляемой представителями королевской семьи Саудовской Аравии. Созданная ими сеть финансовых структур, ключевые позиции в которой занимают многочисленные родственники Усамы бен Ладена, опутывает территорию всех американских штатов, напрямую финансирует исламские организации в США и во всем мире, на их довольствии состоит сама "Аль-Каида".

События 11 сентября лишь частично заставили прозреть американское общество, допустившее существование и развитие на своей территории мощной террористической индустрии наиболее радикальной части воинствующего ислама с несметными авуарами, питающими экстремистов. Но и после трагедии над террористами не нависла неотвратимая опасность. В буквальном понимании не успела осесть пыль и гарь от рухнувших небоскребов Манхэттена, как из Бостона в Саудовскую Аравию беспрепятственно вылетели 11 членов семьи Усамы бен Ладена, в том числе Абдулла бен Ладен, президент и казначей Всемирной Ассамблеи мусульманской молодежи (ВАММ). Жизнедеятельность финансовых артерий террористических организаций продолжается, счета этих организаций до сих пор не заморожены. Несмотря на высокий градус общенационального гнева, охватившего умы рядовых американцев в первые дни трагедии, казначейство США до сих пор не заблокировало счета ВАММ. И это при том, что представители этой организации выдворены даже из Пакистана, а руководством Индии и Филиппин представлены неопровержимые свидетельства причастности ВАММ к терактам и финансированию экстремистских выходок исламистов.

Российская делегация не могла не задать вопрос, является ли благодушие, проявляемое правоохранительными органами США к названным главарям экстремистских и террористических организаций, следствием той связи, в которой находятся некоторые финансово-промышленные группы США с членами королевской семьи. В ответ конгрессмен Д.Сэкстон вынужденно признал, что существующие в США саудовские финансовые структуры действительно пользуются высоким политическим прикрытием.

Каков уровень этого прикрытия? По данным специальных исследований, самым тесным образом с нефтяными компаниями, принадлежащими саудовской королевской семье, связана прошлая профессиональная деятельность действующего президента США и его отца, а также вице-президента Дика Чейни, которые до избрания на высший государственный пост занимали ответственные должности в нефтяной компании Карлайф. Не случайно и то, что ушедший незадолго до теракта на Манхэттене с поста руководителя антитеррористического подразделения нью-йоркского отделения ФБР О'Нил (погиб в здании ВТЦ во время атаки), объяснял свою добровольную отставку тем серьезным противодействием, с которым он столкнулся в расследовании деятельности финансовых структур Саудовской Аравии в США и их связи с террористами.

Но наиболее красноречиво на поставленный нами вопрос об уровне прикрытия финансовых источников терроризма в США отвечает тот факт, что менее чем за 9 месяцев после атаки на ВТЦ Саудовская Аравия вернула себе лидирующее положение среди поставщиков нефти в США, а объем инвестиций из Саудовской Аравии в американскую экономику достиг 750 млрд долл. Таким образом реально существующий компромисс между идейными и финансовыми вдохновителями террористов и лидерами государств, монополизирующих право на силовые решения в отношении других государств под видом борьбы с терроризмом, требует глубокого и всестороннего анализа при проработке стратегии и тактики национальной безопасности, в оценке роли других участников антитеррористической коалиции и выборе союзников в этой борьбе.

Было бы неверно считать, что только США допускает попустительство в отношении деятельности террористических организаций. Выступившая на конференции директор Нью-йоркского центра исследований коррупции Рахиль Эренфельд заявила, что подобная политика существует и в других странах - союзниках США. Например, в Великобритании легально ведется сбор финансов на нужды террористических организаций.

Таким образом, несоответствие между насыщенной непримиримостью к терроризму риторикой отдельных политических фигур и их реальной деятельностью в органах государственной власти (сохраняющей неуязвимость финансовых основ существования терроризма) не позволяет говорить о существенном сближении позиций и выстраивании совместных программ борьбы с глобальным злом даже тех стран, народы которых серьезным образом пострадали от терроризма.

Заставляют задуматься и неожиданные процессы внутри самого американского общества: после 11 сентября развернулась бурная исламизация населения, посещаемость мечетей выросла втрое, проповеди мулл носят все более радикальный характер. Это не удивительный, а требующий глубокого осмысления парадокс. Ведь и в нашей стране находятся общественные силы, которые готовы оправдать бараевцев, захвативших в заложники почти тысячу мирных граждан и детей. Причем "стокгольмским синдромом" прониклись отнюдь не те, кто был заложником и пострадал в результате теракта, а совсем другие лица.

С сожалением приходится говорить не только о незащищенности общества от непрогнозируемых действий террористов, но также о неготовности спецслужб выполнить максимум возможного для предотвращения терактов. Председатель подкомиссии по внутренней безопасности и борьбе с терроризмом специальной комиссии по разведке Палаты представителей Конгресса США Сэм Чэмбилс (он же возглавлял расследование действий спецслужб США накануне 11 сентября) в своем докладе на конференции пришел к выводу, что ни один из разведывательных органов США не выполнил должным образом антитеррористической задачи. Располагая обширной информацией о деятельности различных террористических организаций исламской принадлежности, Агентство национальной безопасности не обратило внимания на "Аль-Каиду" и ее лидера Усаму бен Ладена. Приоткрытая для средств массовой информации часть секретного доклада комиссии С.Чембилса многозначительно озаглавлена "11 сентября - крупномасштабный крах разведслужб США".

Слушая докладчика и в его изложении нелицеприятные выводы комиссии Конгресса одной из богатейших стран мира в отношении своих спецслужб, на оснащение и содержание которых тратятся средства, сопоставимые с годовым бюджетом нашего государства, мы думали о том, что в России положение куда более тяжелое. Униженность наших спецслужб в сфере бюджетного планирования, а также невысокое уважение населения к представителям этих служб, основанное на уходящих в прошлое ассоциациях, оставляет надежду лишь на патриотизм, гражданскую ответственность, высокое чувство долга, на которых всегда держались эти службы.

Осмысляя итоги конференции, прихожу к выводу, что мобилизация усилий гражданского общества, как никогда, может сделать многое для объединения государств и народов в борьбе против общего врага. Понимание этого постепенно нарастает и реализуется через новые инициативы по расширению антитеррористического фронта. В начале декабря в Улан-Баторе (Монголия) состоялась конференция-презентация монгольского отделения ВААФ, в которой участвовали едва ли не все правоведы, профессионально занимающиеся антикриминальной и антитеррористической деятельностью.

Встречи и переговоры в Улан-Баторе показали, что безопасных мест на планете нет. Сложные процессы на азиатском континенте, в которые в большей или меньшей мере втянуты многие государства, побуждают к активной работе с нашими традиционными союзниками, а также с правительствами тех стран, которые способны влиять на политические процессы в регионе.

Мир после 11 сентября 2001 и некоторые проблемы борьбы с терроризмом | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Мир после 11 сентября 2001 и некоторые проблемы борьбы с терроризмом

А.С. Куликов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума

В конце сентября 2002 г. в Вашингтоне, в рамках взаимодействия Конгресса США и Государственной Думы РФ, при участии представителей Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ) состоялась международная конференция по проблемам борьбы с терроризмом. Российская делегация была представлена депутатами Государственной Думы А.С.Куликовым (глава делегации, председатель Правления ВААФ), Н.Д.Ковалевым, М.И.Гришанковым, Е.А.Зеленовым и представителями Национального Антикриминального и Антитеррористического Фонда - В.С.Овчинским, О.Э.Павловым, А.А.Абросимовым.

Выбор темы конференции и состав участников был предопределен всем ходом развития событий и тем динамизмом, с которым продвигается в современную жизнь терроризм. Частота его проявления и степень опасности столь масштабны, что мировое сообщество без долгой полемики отнесло терроризм к категории глобальных угроз, чреватых одинаковым трагизмом для всего человечества.

До 11 сентября 2001 г. автор был одним из тех, кто настойчиво стучался в двери государственных и общественных институтов, пытаясь привлечь внимание к выводам специалистов, работающих в сфере национальной и региональной безопасности, обозначивших столь серьезные тенденции в развитии и использовании террора как средства достижения политических, религиозных и иных целей. Но тогда тревожные предостережения о грозящей миру опасности заглушались шорохом бумаг в кабинетах власти, общественное мнение отвлекалось, тонули в комментариях локальных бедствий, последовательно сменяющих друг друга в различных регионах нашей страны, других государств.

Поэтому выступление на конференции конгрессмена США Джимми Секстона, члена Комиссии по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса, в рамках которой Д.Сэкстон возглавляет комиссию по противодействию терроризму, мы выслушали с удовлетворением и надеждой, как воспринимают встречу с единомышленником. Коллега Д.Сэкстон заявил, что до оглушительного обрушения небоскребов Всемирного торгового центра он также чувствовал себя одиноким барабанщиком, который, подавая сигналы о грозящей опасности терроризма, не мог достичь слуха других конгрессменов, членов правительства и влиятельных политиков. После сентябрьской трагедии в руках многих государственных и общественных деятелей появился свой "ударный инструмент". Но пока отсутствует партитура, усилия отдельных "барабанщиков" не превращаются в общую мобилизующую мелодию.

Многих участников конференции обсуждение темы закономерно привело к вопросам: каковы последствия будущей военной операции США против Ирака (вероятность которой расценивается как стопроцентная), как результаты этой акции будут соответствовать поставленным целям противодействия международному терроризму.

Российская делегация обоснованно призвала к поиску ответа на вопрос: насколько разведаны, просчитаны возможные шаги и действия международных террористических организаций. Мы говорили о том, что угроза новых ударов, подготавливаемых террористическими центрами не только не снята американской операцией в Афганистане, но еще более возросла. До захвата заложников на Дубровке оставался месяц, до событий на кенийском курорте - два. Мы не могли прогнозировать, где и когда наступит очередная трагедия. Но о ее высокой вероятности можно было говорить вполне уверенно, исходя из следующего.

1. Международная террористическая сеть "Аль-Каида" после операции "Несокрушимая сила", вопреки ожиданиям, не только сохранилась, но еще более упрочила свои возможности, включая людские и материальные ресурсы. К такому заключению пришла рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом Конгресса США. Как сообщил руководитель ее аппарата Йозеф Бодански, до 11 сентября 2001 г. Усама бен Ладен опирался на 250 тыс. профессиональных террористов и более чем на 2,5 млн человек своих активных, хорошо организованных сторонников. Удары, нанесенные американской авиацией по местам предполагаемой дислокации убежищ лидеров терроризма, нанесли ущерб только рядовым боевикам, "террорист №1" невредимым вышел со своими ударными группами и неоднократно свидетельствовал миру свое присутствие.

Специалисты отмечают все более явственную связь между "Аль-Каидой", "Хесболлой", вытесненной верхушкой талибов, террористическими формированиями косовских албанцев, чеченскими бандформированиями, кашмирскими экстремистами, исламскими радикальными группами в Юго-Восточной Азии. Есть обоснованные опасения, что мы становимся свидетелями создания своеобразного террористического "интернационала".

2. Единая военизированная структура "Талибана" разрушена, однако духовные лидеры и боевые командиры благополучно переместили свои штабы в другие исламские государства, откуда ведут активную террористическую деятельность, в том числе провоцируют те или иные внутренние или международные конфликты, например, в Кашмире между Пакистаном и Индией, оказывают организационную и иную поддержку террористам, вспомним, например, поддержку боевого духа бандитов из отряда Мовсара Бараева в ходе захвата заложников в Театральном центре на Дубровке.

Депутат Н.Д.Ковалев, бывший директор ФСБ РФ, за плечами которого боевой опыт афганской войны, предостерег об опасности одной из возможных версий развития террористической деятельности, в частности, на территории того же Афганистана, - внедрение сторонников "Талибана" во вновь формируемые структуры государственной власти, в первую очередь в военные и правоохранительные организации.

3. Финансирование деятельности террористических организаций опирается на гарантированные и высокие доходы от наркобизнеса. По данным британской Drugs Scope, представленным на Европейской конференции по борьбе с наркотиками (сентябрь 2002 г.), объем производимого опиума со времени падения режима талибов в Афганистане возрос в 14 раз, потоки героина, транспортируемого в Европу и США, умножились многократно. В связи с этим представляет интерес такая информация: в результате военной операции в Афганистане не пострадали плантации опийного мака, не уничтожены лаборатории по переработке сырья в готовый наркотик. По данным специалистов, в 2002 г. собран рекордный урожай, который будет направлен через территорию нашей страны в Западную Европу.

Существует множество доказательств крепнущих связей террористических организаций радикальных исламистов с наркокартелями Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также с военизированными формированиями, именующими себя "освободительными армиями" и действующими в этих регионах на средства от наркобизнеса. На это указывают результаты операции "Горный экспресс-2", проведенной спецслужбами США по борьбе с наркотиками.

Государства и организации, ведущие целенаправленную антитеррористическую деятельность, обнаруживают такую закономерность: чем более активизируется борьба с терроризмом, тем более существенная финансовая помощь террористам идет как со стороны упомянутого террористического "интернационала", так и от различных экстремистских исламских организаций и созданных ими "благотворительных" фондов.

На серьезные размышления наводит любопытная информация, представленная Давидом Армстронгом, директором вашингтонской Службы новостей в области национальной безопасности, которой проведено независимое журналистское расследование так называемой "благотворительной деятельности" в США, осуществляемой представителями королевской семьи Саудовской Аравии. Созданная ими сеть финансовых структур, ключевые позиции в которой занимают многочисленные родственники Усамы бен Ладена, опутывает территорию всех американских штатов, напрямую финансирует исламские организации в США и во всем мире, на их довольствии состоит сама "Аль-Каида".

События 11 сентября лишь частично заставили прозреть американское общество, допустившее существование и развитие на своей территории мощной террористической индустрии наиболее радикальной части воинствующего ислама с несметными авуарами, питающими экстремистов. Но и после трагедии над террористами не нависла неотвратимая опасность. В буквальном понимании не успела осесть пыль и гарь от рухнувших небоскребов Манхэттена, как из Бостона в Саудовскую Аравию беспрепятственно вылетели 11 членов семьи Усамы бен Ладена, в том числе Абдулла бен Ладен, президент и казначей Всемирной Ассамблеи мусульманской молодежи (ВАММ). Жизнедеятельность финансовых артерий террористических организаций продолжается, счета этих организаций до сих пор не заморожены. Несмотря на высокий градус общенационального гнева, охватившего умы рядовых американцев в первые дни трагедии, казначейство США до сих пор не заблокировало счета ВАММ. И это при том, что представители этой организации выдворены даже из Пакистана, а руководством Индии и Филиппин представлены неопровержимые свидетельства причастности ВАММ к терактам и финансированию экстремистских выходок исламистов.

Российская делегация не могла не задать вопрос, является ли благодушие, проявляемое правоохранительными органами США к названным главарям экстремистских и террористических организаций, следствием той связи, в которой находятся некоторые финансово-промышленные группы США с членами королевской семьи. В ответ конгрессмен Д.Сэкстон вынужденно признал, что существующие в США саудовские финансовые структуры действительно пользуются высоким политическим прикрытием.

Каков уровень этого прикрытия? По данным специальных исследований, самым тесным образом с нефтяными компаниями, принадлежащими саудовской королевской семье, связана прошлая профессиональная деятельность действующего президента США и его отца, а также вице-президента Дика Чейни, которые до избрания на высший государственный пост занимали ответственные должности в нефтяной компании Карлайф. Не случайно и то, что ушедший незадолго до теракта на Манхэттене с поста руководителя антитеррористического подразделения нью-йоркского отделения ФБР О'Нил (погиб в здании ВТЦ во время атаки), объяснял свою добровольную отставку тем серьезным противодействием, с которым он столкнулся в расследовании деятельности финансовых структур Саудовской Аравии в США и их связи с террористами.

Но наиболее красноречиво на поставленный нами вопрос об уровне прикрытия финансовых источников терроризма в США отвечает тот факт, что менее чем за 9 месяцев после атаки на ВТЦ Саудовская Аравия вернула себе лидирующее положение среди поставщиков нефти в США, а объем инвестиций из Саудовской Аравии в американскую экономику достиг 750 млрд долл. Таким образом реально существующий компромисс между идейными и финансовыми вдохновителями террористов и лидерами государств, монополизирующих право на силовые решения в отношении других государств под видом борьбы с терроризмом, требует глубокого и всестороннего анализа при проработке стратегии и тактики национальной безопасности, в оценке роли других участников антитеррористической коалиции и выборе союзников в этой борьбе.

Было бы неверно считать, что только США допускает попустительство в отношении деятельности террористических организаций. Выступившая на конференции директор Нью-йоркского центра исследований коррупции Рахиль Эренфельд заявила, что подобная политика существует и в других странах - союзниках США. Например, в Великобритании легально ведется сбор финансов на нужды террористических организаций.

Таким образом, несоответствие между насыщенной непримиримостью к терроризму риторикой отдельных политических фигур и их реальной деятельностью в органах государственной власти (сохраняющей неуязвимость финансовых основ существования терроризма) не позволяет говорить о существенном сближении позиций и выстраивании совместных программ борьбы с глобальным злом даже тех стран, народы которых серьезным образом пострадали от терроризма.

Заставляют задуматься и неожиданные процессы внутри самого американского общества: после 11 сентября развернулась бурная исламизация населения, посещаемость мечетей выросла втрое, проповеди мулл носят все более радикальный характер. Это не удивительный, а требующий глубокого осмысления парадокс. Ведь и в нашей стране находятся общественные силы, которые готовы оправдать бараевцев, захвативших в заложники почти тысячу мирных граждан и детей. Причем "стокгольмским синдромом" прониклись отнюдь не те, кто был заложником и пострадал в результате теракта, а совсем другие лица.

С сожалением приходится говорить не только о незащищенности общества от непрогнозируемых действий террористов, но также о неготовности спецслужб выполнить максимум возможного для предотвращения терактов. Председатель подкомиссии по внутренней безопасности и борьбе с терроризмом специальной комиссии по разведке Палаты представителей Конгресса США Сэм Чэмбилс (он же возглавлял расследование действий спецслужб США накануне 11 сентября) в своем докладе на конференции пришел к выводу, что ни один из разведывательных органов США не выполнил должным образом антитеррористической задачи. Располагая обширной информацией о деятельности различных террористических организаций исламской принадлежности, Агентство национальной безопасности не обратило внимания на "Аль-Каиду" и ее лидера Усаму бен Ладена. Приоткрытая для средств массовой информации часть секретного доклада комиссии С.Чембилса многозначительно озаглавлена "11 сентября - крупномасштабный крах разведслужб США".

Слушая докладчика и в его изложении нелицеприятные выводы комиссии Конгресса одной из богатейших стран мира в отношении своих спецслужб, на оснащение и содержание которых тратятся средства, сопоставимые с годовым бюджетом нашего государства, мы думали о том, что в России положение куда более тяжелое. Униженность наших спецслужб в сфере бюджетного планирования, а также невысокое уважение населения к представителям этих служб, основанное на уходящих в прошлое ассоциациях, оставляет надежду лишь на патриотизм, гражданскую ответственность, высокое чувство долга, на которых всегда держались эти службы.

Осмысляя итоги конференции, прихожу к выводу, что мобилизация усилий гражданского общества, как никогда, может сделать многое для объединения государств и народов в борьбе против общего врага. Понимание этого постепенно нарастает и реализуется через новые инициативы по расширению антитеррористического фронта. В начале декабря в Улан-Баторе (Монголия) состоялась конференция-презентация монгольского отделения ВААФ, в которой участвовали едва ли не все правоведы, профессионально занимающиеся антикриминальной и антитеррористической деятельностью.

Встречи и переговоры в Улан-Баторе показали, что безопасных мест на планете нет. Сложные процессы на азиатском континенте, в которые в большей или меньшей мере втянуты многие государства, побуждают к активной работе с нашими традиционными союзниками, а также с правительствами тех стран, которые способны влиять на политические процессы в регионе.