Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Противодействие международному терроризму: военные аспекты сотрудничества государств-участников СНГ

Третьяков А.С., начальник направления Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, генерал-майор

В рамках СНГ за 10 лет его существования уже сложилась определенная система сотрудничества, ориентированная на взаимодействие его участников в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности, в том числе и на совместное противодействие международному терроризму.

Геополитическое положение СНГ и масштабы террористических угроз сегодня таковы, что противодействие им перестало быть монополией спецслужб и правоохранительных органов, потребовалось привлечение всех ресурсов государств. Принятые за последние годы в большинстве стран СНГ законы о борьбе с терроризмом вполне обоснованно ставят национальные министерства обороны в число субъектов, осуществляющих эту борьбу.

Подходы к определению рамок компетенции оборонных ведомств в данной сфере в государствах СНГ различны. Однако цель применения вооруженных сил при этом - не подменять службы безопасности и органы внутренних дел, а дополнять их усилия эффективным использованием военных сил и средств в рамках реализации права государства на самозащиту, его обязанностей по обеспечению безопасности личности и общества.

По нашему же мнению, говоря о военном аспекте противодействия терроризму, следует иметь в виду комплекс мер, проводимых для этих целей с участием вооруженных сил: во-первых, мер предупреждения и, во-вторых, мер оперативного силового реагирования на возникающие масштабные угрозы. Мер, согласованных как на национальном, так и, по возможности, на межгосударственном уровне.

Предупреждение при этом должно обеспечиваться созданием эффективных систем военной безопасности каждого из членов СНГ и Содружества в целом, демонстрацией готовности к решительному применению силы против проявлений терроризма.

К числу предупредительных мер относится обеспечение безопасности персонала вооруженных сил и военных объектов, исключающее возможность хищения вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, компонентов оружия массового поражения, проведения диверсий и террористических актов на военных объектах.

Предотвращать возможность роста числа членов террористических организаций за счет действующих и бывших военнослужащих должна система воинского обучения и воспитания. Научив военнослужащего владеть оружием, специальными средствами, армия как один из институтов государства должна воспитать из него не рекрута для террористических и криминальных организаций, а гражданина, применяющего полученные знания и навыки во благо, а не во вред обществу.

Оперативное и адекватное реагирование на террористические угрозы невозможно без наличия в составе вооруженных сил органов управления и высокомобильных воинских контингентов постоянной готовности, заблаговременно подготовленных к совместным действиям со спецслужбами, другими силовыми структурами, освоивших способы ведения боевых действий против иррегулярных формирований и оснащенных современными средствами вооруженной борьбы.

При этом вооруженные силы должны вступать в борьбу с терроризмом на совершенно определенных этапах:

  • когда террористические угрозы направлены непосредственно против вооруженных сил, их объектов или персонала;
  • когда спецслужбам и правоохранительным органам необходимо содействие в решении специальных вопросов, находящихся в компетенции исключительно вооруженных сил;
  • когда масштабы террористических угроз столь велики, что для противодействия им недостаточно возможностей спецслужб и правоохранительных органов.

Основная сфера применения вооруженных сил относится к области силового противодействия терроризму. Однако очевидно, что самыми решительными и жесткими силовыми мерами можно бороться только с некоторыми проявлениями терроризма, но не с причинами, терроризм порождающими. Этому убедительное свидетельство - многолетний опыт Северной Ирландии, палестино-израильского противостояния, центрально-азиатского региона, российского Северного Кавказа. Попытки только силой и, тем более, военной разрешить клубок проблем и противоречий, обусловливающих нестабильность в странах и регионах, заведомо обречены на провал. Для решения проблемы необходимы скоординированные усилия всех государственных структур, не только применение силы, но, и это, пожалуй, главное, - задействование политических, социальных и экономических рычагов. Важное значение имеет взаимодействие государств - участников СНГ между собой, с другими государствами и международными организациями.

В СНГ в военной сфере совместные практические шаги по противодействию терроризму предпринимались по различным направлениям и с разным составом государств-участников уже на протяжении длительного времени. Среди таких мер, как важнейшие, можно выделить следующие:

  • усиление пограничных войск, охраняющих таджикско-афганскую границу. С 1993 г. эта задача выполнялась подразделениями вооруженных сил четырех государств Центрально -Азиатского региона и РФ, а также частью Коллективных миротворческих сил СНГ, участвовавших в операции по поддержанию мира в Республике Таджикистан. Продолжается использование для этих целей сил и средств 201 мотострелковой дивизии Вооруженных Сил РФ, соединений армии Республики Таджикистан;
  • совместные усилия, предпринятые для уничтожения международных террористических формирований на территории государств центрально-азиатского региона в 1999 и 2000 гг.;
  • создание в рамках Договора о коллективной безопасности Коллективных сил быстрого развертывания центрально-азиатского региона. В сложной и многовекторной системе отношений в сфере военного сотрудничества государств на постсоветском пространстве создание этих сил явилось настоящим прорывом. Впервые принято и, что особенно важно, реализовано решение о создании многосторонних сил
  • военной составляющей для противодействия международному терроризму и воинствующему экстремизму;
  • принятие Советом Глав государств СНГ и реализация Программы государств
  • участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., разработка в настоящее время подобного документа на последующий период;
  • создание и функционирование Антитеррористического центра СНГ, в состав которого, наряду с представителями спецслужб, министерств внутренних дел, пограничных ведомств государств СНГ, входят военнослужащие вооруженных сил;
  • подготовку органов военного управления и войск, сил и средств других силовых структур государств центрально-азиатского региона и РФ к совместным действиям против международных террористических формирований, в том числе, проведение ставших ежегодными учений "Южный щит Содружества", "Юг-Антитеррор";
  • демонстрация силы и готовности членов СНГ к совместной борьбе с международным терроризмом;
  • военно-техническая помощь СНГ тем его участникам, которые несут основное бремя борьбы с международным терроризмом.

В перспективе основные направления повышения эффективности антитеррористического взаимодействия государств СНГ и органов СНГ в военной сфере представляются следующими.

Прежде всего, это необходимость пересмотра концептуальных основ применения вооруженных сил для противодействия международному терроризму. О такой необходимости заявил после террористического акта в Москве в октябре 2002 г. Президент РФ В.В.Путин.

При этом должна рассматриваться возможность нанесения превентивных ударов с использованием всех средств, имеющихся у вооруженных сил, для поражения террористических группировок, а также инфраструктуры, обеспечивающей их подготовку и обеспечение.

Требуется совершенствование нормативно-правовой базы военного сотрудничества. На наш взгляд ни Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., ни Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ не обеспечивают в полной мере необходимую правовую основу для участия специалистов и формирований вооруженных сил государств СНГ в совместных антитеррористических мероприятиях, социально-правовые гарантии военнослужащих-участников таких мероприятий.

Требуют дополнительной проработки и правового закрепления вопросы противодействия терроризму в зонах проведения Содружеством операций по поддержанию мира. Как показали события последнего времени в Абхазии, мнения членов СНГ (РФ и Грузии, в частности) по данной проблеме значительно расходятся.

Важное значение имеют координация и оказание взаимной помощи в вопросах строительства и развития национальных вооруженных сил государств-участников с учетом современных угроз национальной и коллективной безопасности.

Необходимы совместные усилия по разработке механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма и развитию военной теории и практики по вопросам антитеррористической направленности.

Немаловажны согласование планов и программ подготовки органов управления и войск (сил) национальных вооруженных сил к совместному решению задач по противодействию международному терроризму.

Следует подчеркнуть также, что повышение эффективности сотрудничества государств СНГ в противодействии терроризму, в том числе в военной сфере, вряд ли возможно без решения накопившихся между ними политических и социально-экономических проблем.

Противодействие международному терроризму: военные аспекты сотрудничества государств-участников СНГ | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Противодействие международному терроризму: военные аспекты сотрудничества государств-участников СНГ

Третьяков А.С., начальник направления Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, генерал-майор

В рамках СНГ за 10 лет его существования уже сложилась определенная система сотрудничества, ориентированная на взаимодействие его участников в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности, в том числе и на совместное противодействие международному терроризму.

Геополитическое положение СНГ и масштабы террористических угроз сегодня таковы, что противодействие им перестало быть монополией спецслужб и правоохранительных органов, потребовалось привлечение всех ресурсов государств. Принятые за последние годы в большинстве стран СНГ законы о борьбе с терроризмом вполне обоснованно ставят национальные министерства обороны в число субъектов, осуществляющих эту борьбу.

Подходы к определению рамок компетенции оборонных ведомств в данной сфере в государствах СНГ различны. Однако цель применения вооруженных сил при этом - не подменять службы безопасности и органы внутренних дел, а дополнять их усилия эффективным использованием военных сил и средств в рамках реализации права государства на самозащиту, его обязанностей по обеспечению безопасности личности и общества.

По нашему же мнению, говоря о военном аспекте противодействия терроризму, следует иметь в виду комплекс мер, проводимых для этих целей с участием вооруженных сил: во-первых, мер предупреждения и, во-вторых, мер оперативного силового реагирования на возникающие масштабные угрозы. Мер, согласованных как на национальном, так и, по возможности, на межгосударственном уровне.

Предупреждение при этом должно обеспечиваться созданием эффективных систем военной безопасности каждого из членов СНГ и Содружества в целом, демонстрацией готовности к решительному применению силы против проявлений терроризма.

К числу предупредительных мер относится обеспечение безопасности персонала вооруженных сил и военных объектов, исключающее возможность хищения вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, компонентов оружия массового поражения, проведения диверсий и террористических актов на военных объектах.

Предотвращать возможность роста числа членов террористических организаций за счет действующих и бывших военнослужащих должна система воинского обучения и воспитания. Научив военнослужащего владеть оружием, специальными средствами, армия как один из институтов государства должна воспитать из него не рекрута для террористических и криминальных организаций, а гражданина, применяющего полученные знания и навыки во благо, а не во вред обществу.

Оперативное и адекватное реагирование на террористические угрозы невозможно без наличия в составе вооруженных сил органов управления и высокомобильных воинских контингентов постоянной готовности, заблаговременно подготовленных к совместным действиям со спецслужбами, другими силовыми структурами, освоивших способы ведения боевых действий против иррегулярных формирований и оснащенных современными средствами вооруженной борьбы.

При этом вооруженные силы должны вступать в борьбу с терроризмом на совершенно определенных этапах:

  • когда террористические угрозы направлены непосредственно против вооруженных сил, их объектов или персонала;
  • когда спецслужбам и правоохранительным органам необходимо содействие в решении специальных вопросов, находящихся в компетенции исключительно вооруженных сил;
  • когда масштабы террористических угроз столь велики, что для противодействия им недостаточно возможностей спецслужб и правоохранительных органов.

Основная сфера применения вооруженных сил относится к области силового противодействия терроризму. Однако очевидно, что самыми решительными и жесткими силовыми мерами можно бороться только с некоторыми проявлениями терроризма, но не с причинами, терроризм порождающими. Этому убедительное свидетельство - многолетний опыт Северной Ирландии, палестино-израильского противостояния, центрально-азиатского региона, российского Северного Кавказа. Попытки только силой и, тем более, военной разрешить клубок проблем и противоречий, обусловливающих нестабильность в странах и регионах, заведомо обречены на провал. Для решения проблемы необходимы скоординированные усилия всех государственных структур, не только применение силы, но, и это, пожалуй, главное, - задействование политических, социальных и экономических рычагов. Важное значение имеет взаимодействие государств - участников СНГ между собой, с другими государствами и международными организациями.

В СНГ в военной сфере совместные практические шаги по противодействию терроризму предпринимались по различным направлениям и с разным составом государств-участников уже на протяжении длительного времени. Среди таких мер, как важнейшие, можно выделить следующие:

  • усиление пограничных войск, охраняющих таджикско-афганскую границу. С 1993 г. эта задача выполнялась подразделениями вооруженных сил четырех государств Центрально -Азиатского региона и РФ, а также частью Коллективных миротворческих сил СНГ, участвовавших в операции по поддержанию мира в Республике Таджикистан. Продолжается использование для этих целей сил и средств 201 мотострелковой дивизии Вооруженных Сил РФ, соединений армии Республики Таджикистан;
  • совместные усилия, предпринятые для уничтожения международных террористических формирований на территории государств центрально-азиатского региона в 1999 и 2000 гг.;
  • создание в рамках Договора о коллективной безопасности Коллективных сил быстрого развертывания центрально-азиатского региона. В сложной и многовекторной системе отношений в сфере военного сотрудничества государств на постсоветском пространстве создание этих сил явилось настоящим прорывом. Впервые принято и, что особенно важно, реализовано решение о создании многосторонних сил
  • военной составляющей для противодействия международному терроризму и воинствующему экстремизму;
  • принятие Советом Глав государств СНГ и реализация Программы государств
  • участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., разработка в настоящее время подобного документа на последующий период;
  • создание и функционирование Антитеррористического центра СНГ, в состав которого, наряду с представителями спецслужб, министерств внутренних дел, пограничных ведомств государств СНГ, входят военнослужащие вооруженных сил;
  • подготовку органов военного управления и войск, сил и средств других силовых структур государств центрально-азиатского региона и РФ к совместным действиям против международных террористических формирований, в том числе, проведение ставших ежегодными учений "Южный щит Содружества", "Юг-Антитеррор";
  • демонстрация силы и готовности членов СНГ к совместной борьбе с международным терроризмом;
  • военно-техническая помощь СНГ тем его участникам, которые несут основное бремя борьбы с международным терроризмом.

В перспективе основные направления повышения эффективности антитеррористического взаимодействия государств СНГ и органов СНГ в военной сфере представляются следующими.

Прежде всего, это необходимость пересмотра концептуальных основ применения вооруженных сил для противодействия международному терроризму. О такой необходимости заявил после террористического акта в Москве в октябре 2002 г. Президент РФ В.В.Путин.

При этом должна рассматриваться возможность нанесения превентивных ударов с использованием всех средств, имеющихся у вооруженных сил, для поражения террористических группировок, а также инфраструктуры, обеспечивающей их подготовку и обеспечение.

Требуется совершенствование нормативно-правовой базы военного сотрудничества. На наш взгляд ни Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., ни Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ не обеспечивают в полной мере необходимую правовую основу для участия специалистов и формирований вооруженных сил государств СНГ в совместных антитеррористических мероприятиях, социально-правовые гарантии военнослужащих-участников таких мероприятий.

Требуют дополнительной проработки и правового закрепления вопросы противодействия терроризму в зонах проведения Содружеством операций по поддержанию мира. Как показали события последнего времени в Абхазии, мнения членов СНГ (РФ и Грузии, в частности) по данной проблеме значительно расходятся.

Важное значение имеют координация и оказание взаимной помощи в вопросах строительства и развития национальных вооруженных сил государств-участников с учетом современных угроз национальной и коллективной безопасности.

Необходимы совместные усилия по разработке механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма и развитию военной теории и практики по вопросам антитеррористической направленности.

Немаловажны согласование планов и программ подготовки органов управления и войск (сил) национальных вооруженных сил к совместному решению задач по противодействию международному терроризму.

Следует подчеркнуть также, что повышение эффективности сотрудничества государств СНГ в противодействии терроризму, в том числе в военной сфере, вряд ли возможно без решения накопившихся между ними политических и социально-экономических проблем.