Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России

Глуховский И.Г., член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

К числу важнейших направлений развития современной науки относится поиск путей, компенсирующих невозможность решения грядущих проблем на сугубо рыночной основе в рамках политико-экономической интеграции. Во-первых, рыночные механизмы сами по себе не могут справиться с глобальными проблемами - энергетикой, ухудшающейся экологией, растущей бедностью и неравномерным распределением благ; не могут обеспечить приращение фундаментальных научных знаний и т.п. Во-вторых, мировое развитие переживает уникальный момент, когда вслед за Л.Туроу можно сказать, что "тектонические сдвиги последних лет привели к мощному выбросу "экономической магмы": уничтожен старый мир, появились новые технологии, элементы новых идеологий, малоизвестные общественные и политические структуры, но все это существует в разрозненном состоянии, не соединенном в новом качестве мирового сообщества"1.

При таких условиях рыночные механизмы беспомощны или работают с большими провалами. Возможно их использование как составной части всего общественного вмешательства и политического инструментария, нацеленных на решение проблем трансформационного периода в мировом развитии.

Не только в национальном, но и в международном масштабе получает гражданство смешанная экономика, сочетающая рыночные подходы с нерыночным инструментарием и формами хозяйственной жизни. Можно сказать, что XXI век - это и время мирового господства рынка, и точка перелома к все большему применению нерыночных форм и критериев развития.

Каждая страна в мире при выборе модели своего развития и реальной экономической политики руководствуется, прежде всего, своими национальными интересами, не игнорируя складывающиеся мировые тенденции. При этом рыночные принципы выступают лишь одним из условий, а не единственным критерием выбора решения.

Рыночная эффективность всегда имеет временные рамки, а потому носит тактический характер. Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

Проводившаяся в 90-е годы реформаторская внешнеэкономическая политика в России в той или иной мере учитывала особенности стартового рубежа, от которого страна начала продвижение к интеграции в мировое хозяйство на принципах, свойственных рыночным экономикам. За прошедшие годы сделаны заметные шаги на пути преодоления последствий геоэкономической замкнутости.

Вместе с тем практические действия последних лет не были свободны от ошибок и просчетов. Внешнеэкономическая политика строилась в наивной надежде на то, что слом в России тоталитарного государства и создание рыночных институтов повернут лицом к ней западный капитал, его товарные ресурсы, технологии и опыт управления, что позволит стране совершить рывок в экономическом развитии. Эти и иные подобные расчеты не только не оправдались, но и оказали угнетающее влияние на развитие собственных производительных сил, поставив экономику в предельную зависимость от внешних рынков.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, урегулирование проблем внешней задолженности, присоединение к международным торгово-экономическим и финансовым организациям, укрепление внутреннего валютного рынка как основы обратимости рубля и привлечение иностранных инвестиций - все это несколько смягчило трудности кризисного этапа экономического развития.

На фоне значительного сокращения внутреннего производства и потребления экспорт на внешние рынки превратился в ведущий сектор российской экономики. Через него реализуется более четверти ВВП. Из страны вывозится от 1/5 до 8/10 объема производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Рост экспортных поставок на фоне стагнации национальной экономики поддержал "на плаву" ряд отраслей промышленности и тем самым предотвратил ее окончательный коллапс и даже смягчил остроту социально-экономических проблем в регионах.

За счет импорта удовлетворяется значительная часть спроса на внутреннем рынке. Но в структуре ввоза преобладают потребительские товары, доля которых составляет 3/5 объема российского импорта, при недостаточном объеме импорта продукции инвестиционного назначения. Дефолт вызвал на короткое время сокращение доли импорта в товарных ресурсах с 50 до 30%. Вследствие укрепления рубля позиции импортной продукции на внутреннем рынке вновь усилились, составив почти 2/5 розничного товарооборота. Не только чрезмерная открытость по отдельным товарным группам подрывает внутренние конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей, но сам достигнутый удельный вес импортной продукции превышает признанный порог экономической безопасности.

За годы реформ в условиях экономического и финансового кризисов позиции России в мировой экономике заметно ухудшились. Ее удельный вес в мировом ВВП, составлявший в 1990 г. примерно 5%, упал более чем втрое2.

В мировой торговле страна опустилась с 10-го места (1990 г.) в третью десятку, пропустив вперед ряд быстроразвивающихся стран Азии. Доля России в мировой торговле упала по сравнению с началом десятилетия вдвое и составляет в настоящее время 1,3%.

Россия играет весьма скромную роль в международном торговом и финансовом обороте. Согласно оценке уровня конкурентоспособности, регулярно проводимой Всемирным экономическим форумом, среди 59 стран она устойчиво занимает последние места. Например, по уровню внутренних валовых инвестиций Россия находится на 52-м месте, по доле частного сектора в общем объеме внутреннего кредита - на 56-м месте. Труд - это единственный фактор, по которому наша страна имеет сравнительные преимущества и занимает 25-е место3.

Неэффективная структура российского экспорта объективно порождает ряд серьезных геоэкономических и торгово-политических проблем. В последнее время заметно уменьшилась интеграционная составляющая торговли с СНГ (поставки в рамках кооперации и специализации производства), отмечается рост дискриминационных ограничений в отношении российского сырья и материалов со стороны не только развитых стран. Несмотря на политическую поддержку российским шагам, направленным на вступление в ВТО, ежегодно фиксируются сотни санкций против наших фирм и предпринимателей. По примерным оценкам правительственных экспертов, это означает ежегодные потери в 2 млрд долл. Кроме того, значительно снизился порог "чувствительности" национального хозяйства к изменениям конъюнктуры в мировом хозяйстве и на отдельных отраслевых рынках.

На рубеже третьего тысячелетия мир вступил в полосу испытаний. Испытываются и рыночные, и социальные, и государственные, и международные институты.

Процессы глобального развития, охватившие все регионы и сектора мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Страны с самодостаточной ресурсной базой, значительным интеллектуальным потенциалом, развитой промышленностью и крупным рынком сбыта имеют определенные преимущества при проведении относительно самостоятельной экономической политики. Однако невозможно не считаться с циклами экономического развития в ведущих странах мира. В последнее десятилетие мировой ВВП, объемы промышленности, инвестиций, торговли, трансферта технологий растут быстрыми темпами. Отставание хотя бы по одному из направлений только усиливает зависимость внутренней экономики от колебаний конъюнктуры на основных мировых рынках.

Интеграция принципиально изменяет мировое хозяйство. С учетом отечественного и мирового опыта, собственных возможностей и тенденций глобального развития необходимо разрабатывать и корректировать экономическую политику. Она должна быть направлена на обеспечение экономического роста и его поддержку основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации. Другими словами, нам потребуется переход к экономической политике развития.

В отличие от реализуемой, экономическая политика развития, не отказываясь от традиционных методов кредитно-финансового регулирования и внешней поддержки, означает поворот к усилению регулирующей роли государства с целью рационального использования внутренних ресурсов российской экономики и создания институциональной инфраструктуры рынка, усиления защиты собственности и контроля за ее эффективным использованием для увеличения доходной части бюджетов всех уровней. Государство должно занять активную позицию в сохранении и использовании природных ресурсов страны, в проведении политики протекционизма по отношению к отечественному производителю и отечественным товарам с возможно более жестким режимом перемещения товаров через государственную границу.

Переход к экономическому развитию на основе качественного роста при активной роли государства осложняется кризисом российской государственности.

В этих условиях при восстановлении воспроизводства и переходе к экономическому росту России предстоит определить и соблюсти трудный баланс между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета.

Нет сомнений в том, что принципиальный выбор в пользу социально ориентированной рыночной экономики, политической демократии, правового государства, симметричной федерации, интеграции в мировое хозяйство сделан и разделяется большей частью общества.

Основной вопрос экономической политики сегодня - это выход из режима выживания, безнадежной борьбы с валом стихийно нарастающих экономических и иных угроз дееспособности власти и целостности федеративного государства.

В Совете Федерации на протяжении последних 5 лет подготовлены разнообразные предложения по выводу экономики из депрессии и созданию условий перехода к экономическому развитию. По сути, это целостная экономическая программа, обновляемая ежегодно с учетом меняющейся внешней и внутренней обстановки. Она включает активную разработку мер по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, оживлению развития промышленности и сельского хозяйства, совершенствованию бюджетного регулирования.

При регулировании экономических процессов целесообразно перейти к стратегическому мышлению, опережающим действиям и осуществить, наконец, действительный поворот в сторону национального экономического развития.

Экономическая политика, решающая эти проблемы общего характера, призвана:

  • выражать стратегические интересы развития основных политических и экономических групп интересов и их объединений;
  • обеспечивать согласование интересов различных слоев и групп населения, а также различных поколений; учитывать и гарантировать суверенитет гражданских прав;
  • считаться с социально-культурными особенностями страны; избавиться от любых форм доктринерства и мифотворчества в целях идеологического и политического манипулирования поведением субъектов рыночной экономики;
  • сочетать все ценное, накопленное в зарубежной и отечественной политической и экономической мысли и практике;
  • реабилитировать и раскрыть ценности подлинного правового государства и полезность государственного регулирования для общественного блага.

Формирование и реализация экономической политики - два разных процесса. Каждый из них должен укрепляться собственными процедурами, технологиями и механизмами осуществления.

При формировании экономической политики, особенно на перспективу или в периоды выборных кампаний, в развитых странах используются процедуры широкой демократии, допускаются острые дискуссии. Согласование многочисленных партийных или корпоративных экономических программ, платформ и взглядов проходит многоступенчатую итерацию, прежде чем воплотиться в документах, которые затем пройдут законодательное утверждение.

Реализация же экономической политики, обозначенной в президентских посланиях, программах, индикативных планах, бюджетных программах, после конкурсного распределения заказов и их контрактного закрепления проходит с высокой степенью авторитаризма исполнительной власти, при жестком контроле, с осознанием ответственности перед налогоплательщиком и избирателем.

В рыночной экономике на этой стадии в руках государства сосредоточиваются мощные инструменты: налогово-бюджетное регулирование; кадровая политика, контроль за профессиональным соответствием менеджеров не только государственных, но и ведущих корпоративных организаций; арбитражные процедуры. Особую роль играет законодательная машина, гарантирующая квалифицированное, без излишних популистских обсуждений законодательное сопровождение и корректировку установок экономической политики, а также равноправную защиту всем экономическим агентам при осуществлении экономической деятельности.

Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

Для достижения этих целей необходимо отказаться от методологии экстраполяции сложившихся тенденций и перейти к системному анализу имеющихся возможностей и проблем, что позволит выявить перспективные нововведения, выбрать приоритетные направления научно-технической, структурной, денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других составляющих экономической политики.

Целесообразно перейти к системе индикативного планирования, включающей наряду с макроэкономическими прогнозами выбор приоритетов научно-технического и социально-экономического развития страны, планы развития государственного сектора, целевые государственные программы, показатели денежно-кредитной, налоговой, амортизационной, таможенной, пограничной политики. Требует совершенствования не только сама система прогнозирования, но и оценка воздействия отдельных факторов на достоверность и обоснованность прогноза, в том числе уровня инфляции, валютного курса, дефицита бюджета.

Одна из задач государства - в короткие сроки создать результативно действующую систему развития российской промышленности. Для этого со стороны государства требуется сформулировать требования к этой системе, качественно выполнить ее разработку и помочь внедрению в избранных отраслях.

Структура развития отрасли или группы однородных предприятий может охватывать три уровня организаций, действующих по рыночным правилам, но учитывающих общие интересы и ориентированных на установки индикативных планов и целевых программ. На нижнем уровне находятся предприятия-производители, на втором уровне - объединения промышленников и предпринимателей по производственному и региональному признаку, маркетинговые ассоциации, союзы трейлеров, в которых добровольно объединяются предприятия с взаимными интересами. На третьем уровне располагаются консультационные советы, в которых объединяются и координируются интересы различных ассоциаций, групп предприятий, профессиональных общественных организаций, отдельных региональных и федеральных органов управления. Такие советы могут создаваться при отраслевых или региональных органах управления.

Предлагаемая на основе мирового опыта система создает каналы получения, генерирования и обмена информацией, без которой немыслима цивилизованная конкурентная среда.

Для того, чтобы все это реализовать, для того, чтобы мы могли что-то свое привнести в мир в третьем тысячелетии и сумели реализовать свои собственные конкурентные преимущества, необходимо в первую очередь восстановить собственную идентичность.

Стратегические формы и логика поведения национальной экономики в новых условиях проявляются:
1. Не выход на международный рынок в собственном смысле этого слова, не использование международного (межнационального) разделения труда, не формирование внешнеторговых доктрин, а стратегия в геоэкономическом пространстве определяет успех и выживание государств и межгосударственных образований.
2. Фундаментальные сдвиги, наблюдаемые на мирохозяйственной арене, выдвигают на передний план проблему пересмотра взглядов на карту мира: за политической картой все более явственно просматривается хозяйственная (геоэкономическая карта).
3. Геоэкономическая парадигма опрокинула выжидательную, пассивную стратегию, особенно применительно к энергоносителям, целому ряду промышленных товаров. Новые начала внешнеэкономической стратегии (геоэкономический подход) базируются на другом принципе: включение национальной экономики либо ее составной части в мировые хозяйственные связи не может выжидать благоприятного момента, не должно следовать за мирохозяйственной конъюнктурой - национальная экономика вписывается в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий. Это стратегическая задача для национальной экономики и решается она активно, не выжидательно. Более того, идет целенаправленное создание определенных благоприятных геоэкономических ситуаций.
4. Идет переосмысление подходов к процессам интеграции и дезинтеграции. В геоэкономическом подходе эти процессы выступают как действенный инструмент государства, создающего фон для вызревания интернационализированных воспроизводственных ядер, как плацдармов для прорыва к мировому доходу.

Для национальной экономики очень важно постоянно отрабатывать два направления в формировании и реализации национальных стратегических интересов: в рамках "локального" интеграционного процесса (ближнего зарубежья, приграничных государств) и в отношении мирохозяйственной системы в целом (дальнего зарубежья). Подходы здесь должны быть совершенно разные и, соответственно, различная окраска внешнеэкономических связей. Зачастую интеграционные союзы ближнего зарубежья выполняют роль экономического и военно-политического "буфера".

Технология включения национальной экономики в различные внешние системы (регионального либо мирового значения) становится тщательно выверенной. Это, прежде всего, этапность, степень и порог включения. С особой тщательностью требуется соблюдать структурно-экономическую адекватность, способность экономической сопрягаемости. Немаловажным является соблюдение экономической синхронности включения основных национальных звеньев, нахождение предельных точек включения, за которыми лежит возможность разрушения национальной экономики либо ее отдельных инфраструктур.

Выводы

В настоящее время состоятельность любой политической силы в России будет проверяться ее способностью решить главную задачу, которая заключается в эффективном использовании экономического потенциала в условиях политико-экономической интеграции. В свою очередь, это невозможно обеспечить без перехода в кратчайшие сроки к политике экономического роста и развития.

Все заявления о социальной справедливости, не подкрепленные расширением производства, предпринимательской активностью и ростом производительности труда, вводят большинство людей в заблуждение и чреваты еще большим отчуждением власти от граждан. Подмена производительной деятельности очередным перераспределением ресурсов только продолжит многолетнюю политику проедания национального богатства и окончательно истощит созидательную энергию общества.

В центре внимания любых мероприятий, создающих условия для перехода к росту, должно находиться повышение благосостояния всех слоев населения через оживление массового платежеспособного спроса при наращивании внутреннего производства и его реструктуризации в пользу отраслей, определяющих будущее российской экономики.

По набору основных среднесрочных приоритетов экономической политики в обществе вполне возможно достичь согласия. Такие приоритеты включают:

  • восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития;
  • восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой архитектуры мировой экономики;
  • осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;
  • повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей;
  • усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;
  • обеспечение социальных гарантий на базе минимальных социальных стандартов и социальной адресной помощи;
  • обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения;
  • нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах;
  • реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур;
  • развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

При наличии политической воли и целенаправленной настройки макроэкономических механизмов можно гипотетически предположить вероятность создания условий для развития отечественной реальной экономики.

Примечания.

1. Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999. Гл. 1.

2. См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. Доклад ИМЭМО РАН. М.,2001. С. 69.

3. Там же. С. 7-8,17.

Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России

Глуховский И.Г., член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

К числу важнейших направлений развития современной науки относится поиск путей, компенсирующих невозможность решения грядущих проблем на сугубо рыночной основе в рамках политико-экономической интеграции. Во-первых, рыночные механизмы сами по себе не могут справиться с глобальными проблемами - энергетикой, ухудшающейся экологией, растущей бедностью и неравномерным распределением благ; не могут обеспечить приращение фундаментальных научных знаний и т.п. Во-вторых, мировое развитие переживает уникальный момент, когда вслед за Л.Туроу можно сказать, что "тектонические сдвиги последних лет привели к мощному выбросу "экономической магмы": уничтожен старый мир, появились новые технологии, элементы новых идеологий, малоизвестные общественные и политические структуры, но все это существует в разрозненном состоянии, не соединенном в новом качестве мирового сообщества"1.

При таких условиях рыночные механизмы беспомощны или работают с большими провалами. Возможно их использование как составной части всего общественного вмешательства и политического инструментария, нацеленных на решение проблем трансформационного периода в мировом развитии.

Не только в национальном, но и в международном масштабе получает гражданство смешанная экономика, сочетающая рыночные подходы с нерыночным инструментарием и формами хозяйственной жизни. Можно сказать, что XXI век - это и время мирового господства рынка, и точка перелома к все большему применению нерыночных форм и критериев развития.

Каждая страна в мире при выборе модели своего развития и реальной экономической политики руководствуется, прежде всего, своими национальными интересами, не игнорируя складывающиеся мировые тенденции. При этом рыночные принципы выступают лишь одним из условий, а не единственным критерием выбора решения.

Рыночная эффективность всегда имеет временные рамки, а потому носит тактический характер. Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

Проводившаяся в 90-е годы реформаторская внешнеэкономическая политика в России в той или иной мере учитывала особенности стартового рубежа, от которого страна начала продвижение к интеграции в мировое хозяйство на принципах, свойственных рыночным экономикам. За прошедшие годы сделаны заметные шаги на пути преодоления последствий геоэкономической замкнутости.

Вместе с тем практические действия последних лет не были свободны от ошибок и просчетов. Внешнеэкономическая политика строилась в наивной надежде на то, что слом в России тоталитарного государства и создание рыночных институтов повернут лицом к ней западный капитал, его товарные ресурсы, технологии и опыт управления, что позволит стране совершить рывок в экономическом развитии. Эти и иные подобные расчеты не только не оправдались, но и оказали угнетающее влияние на развитие собственных производительных сил, поставив экономику в предельную зависимость от внешних рынков.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, урегулирование проблем внешней задолженности, присоединение к международным торгово-экономическим и финансовым организациям, укрепление внутреннего валютного рынка как основы обратимости рубля и привлечение иностранных инвестиций - все это несколько смягчило трудности кризисного этапа экономического развития.

На фоне значительного сокращения внутреннего производства и потребления экспорт на внешние рынки превратился в ведущий сектор российской экономики. Через него реализуется более четверти ВВП. Из страны вывозится от 1/5 до 8/10 объема производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Рост экспортных поставок на фоне стагнации национальной экономики поддержал "на плаву" ряд отраслей промышленности и тем самым предотвратил ее окончательный коллапс и даже смягчил остроту социально-экономических проблем в регионах.

За счет импорта удовлетворяется значительная часть спроса на внутреннем рынке. Но в структуре ввоза преобладают потребительские товары, доля которых составляет 3/5 объема российского импорта, при недостаточном объеме импорта продукции инвестиционного назначения. Дефолт вызвал на короткое время сокращение доли импорта в товарных ресурсах с 50 до 30%. Вследствие укрепления рубля позиции импортной продукции на внутреннем рынке вновь усилились, составив почти 2/5 розничного товарооборота. Не только чрезмерная открытость по отдельным товарным группам подрывает внутренние конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей, но сам достигнутый удельный вес импортной продукции превышает признанный порог экономической безопасности.

За годы реформ в условиях экономического и финансового кризисов позиции России в мировой экономике заметно ухудшились. Ее удельный вес в мировом ВВП, составлявший в 1990 г. примерно 5%, упал более чем втрое2.

В мировой торговле страна опустилась с 10-го места (1990 г.) в третью десятку, пропустив вперед ряд быстроразвивающихся стран Азии. Доля России в мировой торговле упала по сравнению с началом десятилетия вдвое и составляет в настоящее время 1,3%.

Россия играет весьма скромную роль в международном торговом и финансовом обороте. Согласно оценке уровня конкурентоспособности, регулярно проводимой Всемирным экономическим форумом, среди 59 стран она устойчиво занимает последние места. Например, по уровню внутренних валовых инвестиций Россия находится на 52-м месте, по доле частного сектора в общем объеме внутреннего кредита - на 56-м месте. Труд - это единственный фактор, по которому наша страна имеет сравнительные преимущества и занимает 25-е место3.

Неэффективная структура российского экспорта объективно порождает ряд серьезных геоэкономических и торгово-политических проблем. В последнее время заметно уменьшилась интеграционная составляющая торговли с СНГ (поставки в рамках кооперации и специализации производства), отмечается рост дискриминационных ограничений в отношении российского сырья и материалов со стороны не только развитых стран. Несмотря на политическую поддержку российским шагам, направленным на вступление в ВТО, ежегодно фиксируются сотни санкций против наших фирм и предпринимателей. По примерным оценкам правительственных экспертов, это означает ежегодные потери в 2 млрд долл. Кроме того, значительно снизился порог "чувствительности" национального хозяйства к изменениям конъюнктуры в мировом хозяйстве и на отдельных отраслевых рынках.

На рубеже третьего тысячелетия мир вступил в полосу испытаний. Испытываются и рыночные, и социальные, и государственные, и международные институты.

Процессы глобального развития, охватившие все регионы и сектора мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Страны с самодостаточной ресурсной базой, значительным интеллектуальным потенциалом, развитой промышленностью и крупным рынком сбыта имеют определенные преимущества при проведении относительно самостоятельной экономической политики. Однако невозможно не считаться с циклами экономического развития в ведущих странах мира. В последнее десятилетие мировой ВВП, объемы промышленности, инвестиций, торговли, трансферта технологий растут быстрыми темпами. Отставание хотя бы по одному из направлений только усиливает зависимость внутренней экономики от колебаний конъюнктуры на основных мировых рынках.

Интеграция принципиально изменяет мировое хозяйство. С учетом отечественного и мирового опыта, собственных возможностей и тенденций глобального развития необходимо разрабатывать и корректировать экономическую политику. Она должна быть направлена на обеспечение экономического роста и его поддержку основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации. Другими словами, нам потребуется переход к экономической политике развития.

В отличие от реализуемой, экономическая политика развития, не отказываясь от традиционных методов кредитно-финансового регулирования и внешней поддержки, означает поворот к усилению регулирующей роли государства с целью рационального использования внутренних ресурсов российской экономики и создания институциональной инфраструктуры рынка, усиления защиты собственности и контроля за ее эффективным использованием для увеличения доходной части бюджетов всех уровней. Государство должно занять активную позицию в сохранении и использовании природных ресурсов страны, в проведении политики протекционизма по отношению к отечественному производителю и отечественным товарам с возможно более жестким режимом перемещения товаров через государственную границу.

Переход к экономическому развитию на основе качественного роста при активной роли государства осложняется кризисом российской государственности.

В этих условиях при восстановлении воспроизводства и переходе к экономическому росту России предстоит определить и соблюсти трудный баланс между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета.

Нет сомнений в том, что принципиальный выбор в пользу социально ориентированной рыночной экономики, политической демократии, правового государства, симметричной федерации, интеграции в мировое хозяйство сделан и разделяется большей частью общества.

Основной вопрос экономической политики сегодня - это выход из режима выживания, безнадежной борьбы с валом стихийно нарастающих экономических и иных угроз дееспособности власти и целостности федеративного государства.

В Совете Федерации на протяжении последних 5 лет подготовлены разнообразные предложения по выводу экономики из депрессии и созданию условий перехода к экономическому развитию. По сути, это целостная экономическая программа, обновляемая ежегодно с учетом меняющейся внешней и внутренней обстановки. Она включает активную разработку мер по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, оживлению развития промышленности и сельского хозяйства, совершенствованию бюджетного регулирования.

При регулировании экономических процессов целесообразно перейти к стратегическому мышлению, опережающим действиям и осуществить, наконец, действительный поворот в сторону национального экономического развития.

Экономическая политика, решающая эти проблемы общего характера, призвана:

  • выражать стратегические интересы развития основных политических и экономических групп интересов и их объединений;
  • обеспечивать согласование интересов различных слоев и групп населения, а также различных поколений; учитывать и гарантировать суверенитет гражданских прав;
  • считаться с социально-культурными особенностями страны; избавиться от любых форм доктринерства и мифотворчества в целях идеологического и политического манипулирования поведением субъектов рыночной экономики;
  • сочетать все ценное, накопленное в зарубежной и отечественной политической и экономической мысли и практике;
  • реабилитировать и раскрыть ценности подлинного правового государства и полезность государственного регулирования для общественного блага.

Формирование и реализация экономической политики - два разных процесса. Каждый из них должен укрепляться собственными процедурами, технологиями и механизмами осуществления.

При формировании экономической политики, особенно на перспективу или в периоды выборных кампаний, в развитых странах используются процедуры широкой демократии, допускаются острые дискуссии. Согласование многочисленных партийных или корпоративных экономических программ, платформ и взглядов проходит многоступенчатую итерацию, прежде чем воплотиться в документах, которые затем пройдут законодательное утверждение.

Реализация же экономической политики, обозначенной в президентских посланиях, программах, индикативных планах, бюджетных программах, после конкурсного распределения заказов и их контрактного закрепления проходит с высокой степенью авторитаризма исполнительной власти, при жестком контроле, с осознанием ответственности перед налогоплательщиком и избирателем.

В рыночной экономике на этой стадии в руках государства сосредоточиваются мощные инструменты: налогово-бюджетное регулирование; кадровая политика, контроль за профессиональным соответствием менеджеров не только государственных, но и ведущих корпоративных организаций; арбитражные процедуры. Особую роль играет законодательная машина, гарантирующая квалифицированное, без излишних популистских обсуждений законодательное сопровождение и корректировку установок экономической политики, а также равноправную защиту всем экономическим агентам при осуществлении экономической деятельности.

Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

Для достижения этих целей необходимо отказаться от методологии экстраполяции сложившихся тенденций и перейти к системному анализу имеющихся возможностей и проблем, что позволит выявить перспективные нововведения, выбрать приоритетные направления научно-технической, структурной, денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других составляющих экономической политики.

Целесообразно перейти к системе индикативного планирования, включающей наряду с макроэкономическими прогнозами выбор приоритетов научно-технического и социально-экономического развития страны, планы развития государственного сектора, целевые государственные программы, показатели денежно-кредитной, налоговой, амортизационной, таможенной, пограничной политики. Требует совершенствования не только сама система прогнозирования, но и оценка воздействия отдельных факторов на достоверность и обоснованность прогноза, в том числе уровня инфляции, валютного курса, дефицита бюджета.

Одна из задач государства - в короткие сроки создать результативно действующую систему развития российской промышленности. Для этого со стороны государства требуется сформулировать требования к этой системе, качественно выполнить ее разработку и помочь внедрению в избранных отраслях.

Структура развития отрасли или группы однородных предприятий может охватывать три уровня организаций, действующих по рыночным правилам, но учитывающих общие интересы и ориентированных на установки индикативных планов и целевых программ. На нижнем уровне находятся предприятия-производители, на втором уровне - объединения промышленников и предпринимателей по производственному и региональному признаку, маркетинговые ассоциации, союзы трейлеров, в которых добровольно объединяются предприятия с взаимными интересами. На третьем уровне располагаются консультационные советы, в которых объединяются и координируются интересы различных ассоциаций, групп предприятий, профессиональных общественных организаций, отдельных региональных и федеральных органов управления. Такие советы могут создаваться при отраслевых или региональных органах управления.

Предлагаемая на основе мирового опыта система создает каналы получения, генерирования и обмена информацией, без которой немыслима цивилизованная конкурентная среда.

Для того, чтобы все это реализовать, для того, чтобы мы могли что-то свое привнести в мир в третьем тысячелетии и сумели реализовать свои собственные конкурентные преимущества, необходимо в первую очередь восстановить собственную идентичность.

Стратегические формы и логика поведения национальной экономики в новых условиях проявляются:
1. Не выход на международный рынок в собственном смысле этого слова, не использование международного (межнационального) разделения труда, не формирование внешнеторговых доктрин, а стратегия в геоэкономическом пространстве определяет успех и выживание государств и межгосударственных образований.
2. Фундаментальные сдвиги, наблюдаемые на мирохозяйственной арене, выдвигают на передний план проблему пересмотра взглядов на карту мира: за политической картой все более явственно просматривается хозяйственная (геоэкономическая карта).
3. Геоэкономическая парадигма опрокинула выжидательную, пассивную стратегию, особенно применительно к энергоносителям, целому ряду промышленных товаров. Новые начала внешнеэкономической стратегии (геоэкономический подход) базируются на другом принципе: включение национальной экономики либо ее составной части в мировые хозяйственные связи не может выжидать благоприятного момента, не должно следовать за мирохозяйственной конъюнктурой - национальная экономика вписывается в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий. Это стратегическая задача для национальной экономики и решается она активно, не выжидательно. Более того, идет целенаправленное создание определенных благоприятных геоэкономических ситуаций.
4. Идет переосмысление подходов к процессам интеграции и дезинтеграции. В геоэкономическом подходе эти процессы выступают как действенный инструмент государства, создающего фон для вызревания интернационализированных воспроизводственных ядер, как плацдармов для прорыва к мировому доходу.

Для национальной экономики очень важно постоянно отрабатывать два направления в формировании и реализации национальных стратегических интересов: в рамках "локального" интеграционного процесса (ближнего зарубежья, приграничных государств) и в отношении мирохозяйственной системы в целом (дальнего зарубежья). Подходы здесь должны быть совершенно разные и, соответственно, различная окраска внешнеэкономических связей. Зачастую интеграционные союзы ближнего зарубежья выполняют роль экономического и военно-политического "буфера".

Технология включения национальной экономики в различные внешние системы (регионального либо мирового значения) становится тщательно выверенной. Это, прежде всего, этапность, степень и порог включения. С особой тщательностью требуется соблюдать структурно-экономическую адекватность, способность экономической сопрягаемости. Немаловажным является соблюдение экономической синхронности включения основных национальных звеньев, нахождение предельных точек включения, за которыми лежит возможность разрушения национальной экономики либо ее отдельных инфраструктур.

Выводы

В настоящее время состоятельность любой политической силы в России будет проверяться ее способностью решить главную задачу, которая заключается в эффективном использовании экономического потенциала в условиях политико-экономической интеграции. В свою очередь, это невозможно обеспечить без перехода в кратчайшие сроки к политике экономического роста и развития.

Все заявления о социальной справедливости, не подкрепленные расширением производства, предпринимательской активностью и ростом производительности труда, вводят большинство людей в заблуждение и чреваты еще большим отчуждением власти от граждан. Подмена производительной деятельности очередным перераспределением ресурсов только продолжит многолетнюю политику проедания национального богатства и окончательно истощит созидательную энергию общества.

В центре внимания любых мероприятий, создающих условия для перехода к росту, должно находиться повышение благосостояния всех слоев населения через оживление массового платежеспособного спроса при наращивании внутреннего производства и его реструктуризации в пользу отраслей, определяющих будущее российской экономики.

По набору основных среднесрочных приоритетов экономической политики в обществе вполне возможно достичь согласия. Такие приоритеты включают:

  • восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития;
  • восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой архитектуры мировой экономики;
  • осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;
  • повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей;
  • усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;
  • обеспечение социальных гарантий на базе минимальных социальных стандартов и социальной адресной помощи;
  • обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения;
  • нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах;
  • реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур;
  • развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

При наличии политической воли и целенаправленной настройки макроэкономических механизмов можно гипотетически предположить вероятность создания условий для развития отечественной реальной экономики.

Примечания.

1. Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999. Гл. 1.

2. См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. Доклад ИМЭМО РАН. М.,2001. С. 69.

3. Там же. С. 7-8,17.