На Саммите Глобальной инициативы по предотвращению ядерного терроризма в марте 2012 года планируется рассмотреть проблемы защиты информации, относящейся к ядерной безопасности, вопросы физической защиты ядерных материалов и объектов и другие.

В России находится значительное количество ядерно- и радиационно-опасных объектов, в том числе физически устаревших, растет число лиц, допущенных к работе с ядерными материалами. Нужны критерии, определяющие антитеррористическую устойчивость объектов повышенной ядерной опасности. Необходимо законодательно определить обязательность государственного мониторинга этих объектов"; $article_keyw = "ядерный терроризм, радиация, радиоактивные вещества, ядерная безопасность, Глобальная инициатива по предотвращению ядерного терроризма"; $issue = "3-4 (40-41), Декабрь 2011"; ?> ', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

Недавняя катастрофа на японской АЭС «Фукусима-1» подтвердила тезис о том, что по мере распространения в мире ядерных технологий все более актуальной является задача защиты мирового сообщества от грядущей ядерной катастрофы. В связи с этим становится чрезвычайно актуальной проблема ядерного терроризма.

Чем это обусловлено?

  • Наличием большого количества ядерных стран с многочисленными претензиями друг к другу;
  • существованием более 20 стран, которые находятся на пороге создания ядерных боеприпасов, что дает мощный толчок к дальнейшему распространению ядерного оружия;
  • накоплением огромных ядерных арсеналов, несмотря на разоруженческий процесс в мире;
  • существованием на территории более чем 30 стран мира около 450 промышленных, а также сотни исследовательских реакторов;
  • наличием множества различных ядерных объектов инфраструктуры, в том числе наличием в мире 27 тысяч ядерных боезарядов;
  • вовлеченностью в сферу ядерных объектов сотен тысяч специалистов и вспомогательного персонала, что существенно повышает уязвимость существующих систем защиты. Так, в пределах только 30-километровой зоны вокруг российских АЭС проживает в настоящее время около миллиона человек [1].

C 1993 г. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило 560 случаев несанкционированного использования изотопных устройств [2]. Немало остается «лазеек» для террористов и в периодах разборки оружия и транспортировки его для техосмотра.

В 1960-1970-х гг. государствами было произведено значительное затопление радиоактивных отходов в Мировом океане. Так, только на дне Арктики находятся 3 атомные подводные лодки (АПЛ), 1 ядерный реактор с АПЛ заказа № 421, 1 контейнер с экранной сборкой атомного ледокола, 5 реакторных отсеков АПЛ и атомного ледокола, 19 судов с твердыми реактивными отходами на борту, 735 радиоактивных конструкций и блоков, более 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами с отработавшим ядерным топливом [3]. Затопленные ранее радиоактивные отходы СССР в настоящее время и в будущем будут представлять угрозу промышленному освоению природных ресурсов Арктики, могут стать причиной экологических катастроф в этом регионе.

Угроза ядерного терроризма была осознана мировой общественностью еще в 1960-1970-е гг., когда в ООН прозвучали первые предложения о принятии международных правовых актов, которые способствовали бы минимизации этой угрозы. В марте 1980 г. 68 стран подписали разработанную МАГАТЭ Конвенцию о физической защите ядерных материалов.

Подписание подталкивалось произошедшими за этот период более чем 150 инцидентами, которые в той или иной мере свидетельствовали о повышении уровня опасности. В это число вошли взрывы в районе расположения ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищения и убийства ученых-ядерщиков, кража и контрабанда различных расщепляющихся материалов и т.п. Такие случаи имели место не только в СССР, но и в США, Франции и Великобритании [4].

Со ссылкой на то, что в мире не было отмечено террористических актов с использованием ядерных взрывных устройств, широкое распространение получило мнение о том, что проблематика ядерного терроризма сама по себе носит лишь условный характер и на сегодняшний день реальной опасности для человечества не представляет. При этом подчеркивают, что черный рынок для продажи и производства «домашней» бомбы массового поражения если вообще и есть, то крайне ограничен и преувеличен слухами [5].

На наш взгляд, это не соответствует реальной действительности и тенденциям ее развития. Уже имели место попытки террористов получить доступ к ядерным материалам и даже применить их. Так, в 1995 г. Ш.Басаев на одном из телеканалов продемонстрировал всей России закладку в Измайловском парке Москвы некоего контейнера с некими радиоактивными материалами, намекнув, что обладает еще атомным и химическим оружием [6]. Установлено, что активно стремились к приобретению ядерных материалов японская религиозно-террористическая секта «Аун Сенрике» и террористическая группировка «Аль-Каида». В своих выступлениях Усама бен Ладен неоднократно призывал мусульман к получению ядерного оружия: «попытаться приобрести оружие, с которым можно противостоять неверным, есть священный долг каждого мусульманина» [7]. После его ликвидации в ходе спецоперации в конце апреля 2011 г. его сподвижники сделали ряд заявлений о готовности и возможности применения оружия массового уничтожения.

Серьезным источником опасности может стать ядерное оружие, которое в силу определенных причин оказалось утраченным. Такого утраченного ядерного оружия в мире, к сожалению, уже предостаточно. Например, в феврале 1958 г. американский бомбардировщик обронил в море у берегов Испании мощную термоядерную бомбу. Две американские ядерные авиабомбы находятся в акватории Тихого океана в районе залива Пыоджет Саунд (штат Вашингтон) и в районе города Юрика (штат Северная Каролина). В 1986 г. в Карибском море погибла советская атомная подводная лодка К-219, на которой размещались ракеты с ядерными боеголовками [8]. В 1989 г. в Норвежском море затонула многоцелевая атомная подводная лодка «Комсомолец», на борту которой находились торпеды с ядерными боеголовками. Попытки поднять подлодку или извлечь из нее торпеды оказались безрезультатными [9].

Все это, хоть и косвенно, способствует возникновению ядерного терроризма. Профессор О.Ф.Тимофеева чисто теоретически выделяет три его типа. Это подрыв ядерного боеприпаса, проведение диверсий на ядерных электростанциях или угроза их осуществления и использование расщепляющихся материалов для изготовления грязной бомбы [8].

По мнению А.Ф.Сильнова [10], целями (угрозами) воздействия нарушителей на ядерно-опасный объект могут быть:

а) вывод из строя (подрыв, поджог) критических элементов объекта с целью создания аварийной ситуации и усложнения внутриполитической обстановки в стране и регионе;

б) захват объекта с целью установления контроля над его критическими элементами, в том числе для демонстрации силы террористических (преступных) групп и выдвижения требований политического, социально-экономического и иного характера;

в) блокирование или вывод из строя объекта или отдельных его элементов для привлечения внимания общественности к выдвигаемым экстремистскими группами экологическим, экономическим, политическим и иным требованиям с целью усложнения социально-политической обстановки в данном регионе;

г) хищение ядерных материалов для последующей перепродажи;

д) нападение на личный состав караула и боевых постов с целью завладения оружием и захвата отдельных сотрудников в качестве заложников;

е) сбор и хищение информации о назначении объекта, его критических элементах и организации охраны.

Когда идет речь о подрыве ядерного боеприпаса, то следует отметить, что для террористов мощность атомного взрыва не так уж и важна. Главное — это не физические последствия взрыва, а психологический шок от его осуществления. Поэтому, по мнению экспертов, следует ожидать использования преступниками атомных зарядов малой мощности и радиологического оружия.

Проведение диверсий на ядерных электростанциях не требует знаний в области ядерной физики и может быть осуществлено террористами, имеющими обычную подготовку боевиков. Даже если диверсия не приведет к взрыву реактора или радиоактивному загрязнению местности, психологический эффект от таких действий также будет огромным.

В мире существует отлаженная система защиты объектов ядерной энергетики, но она не в состоянии предупредить проведение терактов с использованием нетрадиционных средств. Предполагается, что намеченной целью одного из угнанных в сентябре 2001 г. самолетов была атомная электростанция под Питтсбургом. В декабре 1995 г. во Франции в ходе волны протестов против эксплуатации АЭС "Блейс" экстремисты совершили попытку вывести из строя охлаждающий контур одного из энергоблоков станции. К угрозам провести диверсии на АЭС прибегали и многие террористические организации. В частности, в ходе обеих "чеченских" кампаний боевики грозили устроить диверсии на атомных электростанциях России.

Использование расщепляющихся материалов для изготовления грязной бомбыспособно нанести большой ущерб за счет радиационного загрязнения значительных территорий в густонаселенной зоне. Применением этого оружия трудно вызвать массовые жертвы. Наибольшую опасность, связанную с использованием радиологического оружия, исследователи видят в том, что вследствие распространения страха перед радиацией радиологическая атака может спровоцировать панику и социальную и экономическую дестабилизацию, непропорциональную настоящей разрушительной силе этого оружия.

Весьма неоднозначным остается вопрос об источниках получения террористическими организациями оружия массового поражения. Так, в официальных американских выступлениях таковыми, прежде всего, называются страны, включенные в ось зла (в первую волну в 2002 г. были включены Ирак, КНДР и Иран, во вторую волну — Сирия, Ливия и Куба). В связи с такой постановкой вопроса автор придерживается вывода Комиссии по ОМУ, которая «отвергает предположение, что ядерное оружие в руках одних не является угрозой, тогда как, оказавшись в распоряжении других, оно представляет собой для мира смертельную опасность. Правительства, располагающие ядерным оружием, могут вести себя либо ответственно, либо безответственно. Они также время от времени меняются» [11].

В этом плане свою цивилизованную роль смогла бы сыграть ядерная криминалистическая экспертиза в рамках деятельности МАГАТЭ. Эта технология призвана гарантировать отсутствие в той или иной стране, являющейся участницей Договора о нераспространении ядерного оружия, незаявленных ядерных программ. В этих условиях мировому сообществу надо активно и последовательно проводить политику как по ядерному нераспространению, так и по повышению стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявлению и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения. Повышенные требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов [12].

Угроза ядерного терроризма вынуждает все более тесно сотрудничать в борьбе с ним отдельные страны и международные организации. Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, МАГАТЭ, а также различные многосторонние неформальные партнерства. В последние годы в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения ядерного терроризма.

Ядерный терроризмпредставляет собой совокупность преступных действий, связанных с захватом силой, хищением, противоправным приобретением, перемещением и использованием ядерных или других радиоактивных материалов с намерением причинить масштабный ущерб населению, экономике или окружающей среде в целях устрашения и оказания давления на общество и органы власти [13-15]. Являясь одним из конкретных выражений смычки терроризма с оружием массового уничтожения, ядерный терроризм относится к наиболее серьезным новейшим вызовам безопасности мирового сообщества.

Под актом ядерного терроризма следует понимать преступную деятельность негосударственных субъектов по совершению взрыва или иных действий с использованием ядерных взрывных устройств, ядерных установок, объектов и радиоактивных веществ, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями, физическими и юридическими лицами, а также угрозу совершения указанных действий в этих же целях [16, 17].

Из почти полутора десятков антитеррористических документов, принятых в рамках ООН, только 4 непосредственно направлены на борьбу с ядерным терроризмом: Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980 г.), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 г.). Последняя вступила в силу 07.07.2007, ее ратифицировали менее 30 государств, т.е. лишь 15% членского состава ООН.

15.07.2006 в Санкт-Петербурге Россия и США выдвинули Глобальную инициативу по предотвращению ядерного терроризма.Главная цель Инициативы — совершенствование национальных возможностей для противодействия актам ядерного терроризма, укрепление международного сотрудничества и оказание необходимого содействия в этой области государствам. В Инициативе на сегодняшний день участвуют 75 стран, что охватывает 2/3 обитаемой территории Земли и, таким образом, вовлекает правительства и спецслужбы в активную работу по обеспечению безопасности 4 млрд человек населения планеты.

14.04.2010 в рамках этой Инициативы в Вашингтоне состоялся очередной саммит, на который были приглашены главы государств и правительств 45 стран, а также руководители ряда международных организаций, в том числе МАГАТЭ. Его участники обсудили вопросы повышения ядерной безопасности и предотвращения угрозы ядерного терроризма, а также конкретные меры, которые помогли бы в будущем полностью обезопасить хранение и транспортировку ядерных материалов.

В настоящее время идет активная работа по подготовкеочередногоСаммита по ядерной безопасности, проведение которого намечено на 26-27.03.2012 в южнокорейском городе Сеуле. По предварительным данным, в нем примут участие более 50 стран и международных организаций.

Актуальными проблемами данного саммита станут вопросы использования и утилизации высокообогащенного урана. Участники намерены закрепить ведущую, центральную роль МАГАТЭ в вопросах ядерной безопасности в мире. Важно также рассмотреть вопросы борьбы с контрабандой ядерных материалов, в том числе путем усиления пограничного контроля и своевременного обмена информацией. Немалую роль в области ядерной безопасности может и должен сыграть Интерпол.

Проблема сохранения и всесторонней защиты информации, относящейся к ядерной безопасности, требует укрепления в этих целях соответствующего национального законодательства, которое должно гармонизировать практику и соответствующие процедуры в обеспечении ядерной безопасности.

Актуальной задачей остается совершенствование систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и объектов, повышение возможностей по обнаружению и предотвращению незаконного оборота таких материалов.

Необходимо развивать сотрудничество по разработке технических средств противодействия ядерному терроризму, реагированию и ликвидации последствий его применения.

В связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» возникает беспокойство по поводу намерений строительства новых АЭС в непосредственной близости к границе рядом расположенных государств. Это требует от стран-участниц новых обязательств в сфере ядерной безопасности.

Всему этому, без сомнения, следует придавать значение и в российской государственной политике по противодействию ядерному терроризму, но при этом надо учитывать ряд национальных особенностей. Это наличие на территории России значительного количества ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов, в том числе предназначенных для ликвидации и утилизации, а также неиспользуемых в интересах обороны и экономики страны [18].

Следует также учитывать физическое старение этих объектов, а также систем, комплексов и средств их физической и противопожарной защиты и охраны. Наша страна вынуждена перерабатывать большое количество ядерных материалов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и промышленности, эксплуатации подводных и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, атомного ледокольного флота., среди которых могут оказаться и сами террористы, и идейно сочувствующие им или завербованные ими специалисты, и просто психически нездоровые люди.

Нестабильная обстановка в мире, особенно на севере Африки и Ближнем Востоке, требует постоянного усиления охраны ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе при их транспортировке. Так, к примеру, под охраной внутренних войск МВД России 70% перевозимых по территории страны специальных грузов составляют ядерно- и радиационно-опасные [19]. Значительное увеличение за рубежом объемов деятельности Госкорпорации «Росатом» вызывает необходимость кардинально пересмотреть вопросы контроля за ядерными материалами и радиоактивными веществами при пересечении границ и движении по территории ряда государств со сложной оперативной и общественно-политической обстановкой по автомобильным, водным и железным дорогам.

Возрастает роль антропогенного фактора в провоцировании чрезвычайных ситуаций на ядерных объектах, включая снижение общего уровня профессиональной подготовки персонала, нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и материалов. В этих условиях необходимо повышать уровень эффективности государственного управления и регулирования в сфере безопасности в условиях обострения угроз техногенного и террористического характера.

Заслуживает поддержки предложение директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Л.Большова, высказанное им на семинаре в Государственной Думе ФС РФ в сентябре 2007 г., о проведении системного и междисциплинарного анализа практического опыта реагирования на радиационные аварии и ликвидации их последствий с целью выработки рекомендаций по эффективным контрмерам в случае радиологических терактов [20].

Нужны критерии, определяющие антитеррористическую устойчивость объектов повышенной ядерной опасности. К примеру, одним из надежных средств обеспечения безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов, на наш взгляд, должно быть физическое уничтожение террористов при попытке проникновения их на охраняемую территорию объекта.

Усиление угроз террористического характера в отношении ядерно-производственных объектов и материалов со стороны международных и иных радикальных террористических организаций и групп требует не только своевременных компетентных организационных мер, но и совершенствования соответствующего законодательства. Надо, на наш взгляд, законодательно определить обязательность государственного мониторинга этих объектов.

Реализация этих предложений позволит в значительной мере снизить опасность применения ядерного терроризма.

Примечания

1. Шпаковский Ю.Г. Техногенная безопасность современной России. М., 2009. С. 129.

2. http://www.basicint.org/hubs/Notes/BN070425.pdf

3. Атомное наследие холодной войны на дне Арктики. Радиологические и технико-экономические проблемы радиационной реабилитации морей. М., 2009. С. 11.

4. Ядерное нераспространение. М., 2002. Т. 1. С. 382-383.

5. Буркин А.И., Возженников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М., 2005. С. 324.

6. Пути и средства обеспечения безопасности Северного Кавказа / Под ред. Д.А.Еделева, Н.П.Медведева. М., 2009. С. 183.

7. Белоус В. Ядерный терроризм: попытки уже были. http://nvo.nq.ru/concerpts/2004-10-08 04_terrorism.html

8. Тимофеева О.Ф. Международный терроризм — экономическая сущность. М., 2008. С. 137-138.

9. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М., 2005. С. 49.

10. Терроризм в современном мире. 2-изд. / Под ред. В.Л.Шульца. М., 2011. С. 499-500.

11. Оружие террора: Освободить мир от ядерного, биологического и химического оружия. Русское издание. М., 2007. С. 64.

12. Рогачев Д. Установление происхождения ядерных материалов, вовлеченных в террористическую деятельность // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 10. С. 20-22.

13. Основы противодействия терроризму. М., 2006. С. 232.

14. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. М., 2003. С. 58.

15. Томило О.Г., Иванов С.М. Предотвращение угрозы ядерного терроризма — веление времени // Право и безопасность. 2010. № 3. С. 87.

16. Калядин А.А. Глобальная инициатива по борьбе против ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 3.

17. Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму // История государства и права. 2008. № 5. С. 5.

18. По прогнозам специалистов, через 10 лет мировой объем непереработанных ядерных материалов увеличится примерно вдвое. http://www.tvel.comua/news/1543 (17.04.2007).

19. Панченков В.В. Противостоять внутренним угрозам (Интервью с заместителем министра внутренних дел — главнокомандующим внутренними войсками МВД России генералом армии Н.Е.Рогожкиным) // Защита и безопасность. 2011. № 1. С. 5.

20. Противодействие ядерному и радиологическому терроризму // Материалы Международного научно-практического семинара / Всемирный Антикриминальный и Антитеррористический Форум. М., 2007. С. 74.

ЖУРАВЕЛЬ Валерий Петрович. Кандидат педагогических наук, доцент. Ответственный секретарь журнала "Право и безопасность", член Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности. Дипломант Всероссийского конкурса "Журналисты против террора" 2008, 2011 гг.