', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

С большой радостью я совершил сегодня Божественную литургию здесь, в Богородске, в Богоявленском храме, у мощей святого священномученика Константина. Мне хорошо известна история посещения этого града моим блаженнопочившим предшественником Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, причисленным к лику святых исповедников Российских.

В том далеком 1918 году, когда народ, соблазненный лживыми обещаниями, народ, утративший духовные ориентиры и национальное религиозное самосознание, бросился в бездну, в которой, как мы знаем, позднее погибли десятки миллионов людей, — в тот самый год святитель Тихон посетил Богородск, и здесь произошло нечто, ставшее ясным свидетельством способности православных людей объединяться вокруг своего Патриарха, вокруг своей Церкви. Более 100 тысяч человек собралось здесь и приняло участие в грандиозном крестном ходе. То ли не было свидетельством силы русского православного народа? То было реальное свидетельство духовной силы и веры.

Но мы знаем, что и самое сердечное и искреннее выражение веры и преданности Церкви не остановило руку гонителей, и участвовавший в этом крестном ходе настоятель собора протоиерей Константин был в том же году жестоко убит, приняв мученический венец. Его закололи за правду, которую он проповедовал, за веру, которой он делился со своей паствой, — закололи штыками, но не насмерть, а бросили в могилу и закопали живым. Но эта могила не была забыта людьми, и когда наступило иное время и народ наш опамятовался, обретя способность не только вспомнить прошлое, но и искупить грехи свои, тогда и было совершено прославление святого священномученика Константина, мощи которого почивают здесь и сила благодатного воздействия которого несомненно распространяется на тех, кто с верой притекает к этим мощам, а также на град Богородск и на всю Богородскую землю.

Благодарю Вас, владыко, что Вы указали в своем слове на эту связь между благодатным духовным воздействием священномученика Константина и теми достижениями в церковной жизни, которая осуществляется здесь, в том числе под Вашим архипастырском водительством. Школы, гимназии, детские сады, большое количество молодежи сегодня по молитвам святого священномученика Константина пребывают в церковной ограде. А это значит, что они являются наследниками тех, кто в самое тяжкое время оказался способным сказать миру правду, как сказал эту правду святой священномученик Константин.

Как же можно говорить Божию правду миру? Не скажет ли кто-то, что это твоя собственная правда, а не правда Божия? Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Ефесянам помогает нам понять, при каких условиях человек обретает силу говорить Божию правду, обретает непреткновенную силу противостоять лжи, в какие бы привлекательные обертки эта ложь ни облекалась. А слова эти такие: «Облекитесь во всеоружие правды Божией, чтобы противостоять вам козням диавольским, препояшьтесь истиной, облекитесь в броню правды, обуйтесь в сандалии служения миру» (см. Еф. 6:11-15). Для нас эти слова — это не отдаленное эхо двухтысячелетней давности. Эти слова есть не что иное, как живой призыв к каждому жить по вере, облекаясь в Божию правду. Только тогда мы можем противостоять козням диавольским, только тогда никакая пропаганда, никакой обман, никакой соблазн не помешают людям жить в соответствии с этой правдой и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. Но если мы эту правду Божию растеряем, если откажемся от нее, то мы утратим силу самоопределения, силу жить по своей совести и убеждениям, потому что тогда мы будем жить по чужим убеждениям, умело предлагаемым нам сегодня могущественными средствами массовой информации.

Сегодня труднее, чем во времена Патриарха Тихона и святого священномученика Константина, потому что информационный поток, который обрушивается на человека, имеет большую силу разрушения, чем в те времена, хотя и того потока хватило, чтобы разрушить и страну, и Церковь, и погубить миллионы человеческих жизней. Но именно сегодня пред лицом грозных опасностей мы должны как никогда помнить дышащие огненной правдой апостольские слова «облекитесь во всеоружие Божие, без которого будете легкой добычей диавола» (см. Еф. 6:11), — который лжет, соблазняет, вводит в заблуждение, привлекает в союзники человеческую логику, а иногда и людей достаточно образованных и просвещенных, но безоружных пред ним, ибо они не облеклись в правду Божию.

Дай Бог народу нашему никогда не забывать этих слов апостола Павла, никогда не забывать подвиг новомучеников и исповедников Российских. А если кто и забудет, приезжайте сюда, в Богородск, нынешний Ногинск, поклонитесь мощам настоятеля сего храма, заколотого не до смерти, но задушенного в могиле за одну только Божию правду. И, может быть, перед этими останками, перед этими мощами совесть заговорит, сердце пронзится, ибо что еще нужно сказать и сделать, чтобы убедить человека в правоте правды Божией?!

Пусть Господь хранит Отечество наше, всю историческую Русь, но в эти дни особенно — Россию. Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая. Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права.

А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел. Если же для кого-то эти слова покажутся анахронизмом, смею таковых разочаровать: не может быть анахронизмом слово, живущее 2 000 лет и возрождающее в человеке самые сильные и самые прекрасные чувства.

Пусть Господь молитвами святых новомучеников и исповедников Российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений.

Я хотел бы, Ваше Высокопреосвященство, в память о пребывании в этом соборе преподнести Вам Казанскую икону Божией Матери. Пусть она, как дар Патриарха, пребывает в этих священных стенах. Храни вас всех Господь!

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

С большой радостью я совершил сегодня Божественную литургию здесь, в Богородске, в Богоявленском храме, у мощей святого священномученика Константина. Мне хорошо известна история посещения этого града моим блаженнопочившим предшественником Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, причисленным к лику святых исповедников Российских.

В том далеком 1918 году, когда народ, соблазненный лживыми обещаниями, народ, утративший духовные ориентиры и национальное религиозное самосознание, бросился в бездну, в которой, как мы знаем, позднее погибли десятки миллионов людей, — в тот самый год святитель Тихон посетил Богородск, и здесь произошло нечто, ставшее ясным свидетельством способности православных людей объединяться вокруг своего Патриарха, вокруг своей Церкви. Более 100 тысяч человек собралось здесь и приняло участие в грандиозном крестном ходе. То ли не было свидетельством силы русского православного народа? То было реальное свидетельство духовной силы и веры.

Но мы знаем, что и самое сердечное и искреннее выражение веры и преданности Церкви не остановило руку гонителей, и участвовавший в этом крестном ходе настоятель собора протоиерей Константин был в том же году жестоко убит, приняв мученический венец. Его закололи за правду, которую он проповедовал, за веру, которой он делился со своей паствой, — закололи штыками, но не насмерть, а бросили в могилу и закопали живым. Но эта могила не была забыта людьми, и когда наступило иное время и народ наш опамятовался, обретя способность не только вспомнить прошлое, но и искупить грехи свои, тогда и было совершено прославление святого священномученика Константина, мощи которого почивают здесь и сила благодатного воздействия которого несомненно распространяется на тех, кто с верой притекает к этим мощам, а также на град Богородск и на всю Богородскую землю.

Благодарю Вас, владыко, что Вы указали в своем слове на эту связь между благодатным духовным воздействием священномученика Константина и теми достижениями в церковной жизни, которая осуществляется здесь, в том числе под Вашим архипастырском водительством. Школы, гимназии, детские сады, большое количество молодежи сегодня по молитвам святого священномученика Константина пребывают в церковной ограде. А это значит, что они являются наследниками тех, кто в самое тяжкое время оказался способным сказать миру правду, как сказал эту правду святой священномученик Константин.

Как же можно говорить Божию правду миру? Не скажет ли кто-то, что это твоя собственная правда, а не правда Божия? Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Ефесянам помогает нам понять, при каких условиях человек обретает силу говорить Божию правду, обретает непреткновенную силу противостоять лжи, в какие бы привлекательные обертки эта ложь ни облекалась. А слова эти такие: «Облекитесь во всеоружие правды Божией, чтобы противостоять вам козням диавольским, препояшьтесь истиной, облекитесь в броню правды, обуйтесь в сандалии служения миру» (см. Еф. 6:11-15). Для нас эти слова — это не отдаленное эхо двухтысячелетней давности. Эти слова есть не что иное, как живой призыв к каждому жить по вере, облекаясь в Божию правду. Только тогда мы можем противостоять козням диавольским, только тогда никакая пропаганда, никакой обман, никакой соблазн не помешают людям жить в соответствии с этой правдой и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. Но если мы эту правду Божию растеряем, если откажемся от нее, то мы утратим силу самоопределения, силу жить по своей совести и убеждениям, потому что тогда мы будем жить по чужим убеждениям, умело предлагаемым нам сегодня могущественными средствами массовой информации.

Сегодня труднее, чем во времена Патриарха Тихона и святого священномученика Константина, потому что информационный поток, который обрушивается на человека, имеет большую силу разрушения, чем в те времена, хотя и того потока хватило, чтобы разрушить и страну, и Церковь, и погубить миллионы человеческих жизней. Но именно сегодня пред лицом грозных опасностей мы должны как никогда помнить дышащие огненной правдой апостольские слова «облекитесь во всеоружие Божие, без которого будете легкой добычей диавола» (см. Еф. 6:11), — который лжет, соблазняет, вводит в заблуждение, привлекает в союзники человеческую логику, а иногда и людей достаточно образованных и просвещенных, но безоружных пред ним, ибо они не облеклись в правду Божию.

Дай Бог народу нашему никогда не забывать этих слов апостола Павла, никогда не забывать подвиг новомучеников и исповедников Российских. А если кто и забудет, приезжайте сюда, в Богородск, нынешний Ногинск, поклонитесь мощам настоятеля сего храма, заколотого не до смерти, но задушенного в могиле за одну только Божию правду. И, может быть, перед этими останками, перед этими мощами совесть заговорит, сердце пронзится, ибо что еще нужно сказать и сделать, чтобы убедить человека в правоте правды Божией?!

Пусть Господь хранит Отечество наше, всю историческую Русь, но в эти дни особенно — Россию. Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая. Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права.

А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел. Если же для кого-то эти слова покажутся анахронизмом, смею таковых разочаровать: не может быть анахронизмом слово, живущее 2 000 лет и возрождающее в человеке самые сильные и самые прекрасные чувства.

Пусть Господь молитвами святых новомучеников и исповедников Российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений.

Я хотел бы, Ваше Высокопреосвященство, в память о пребывании в этом соборе преподнести Вам Казанскую икону Божией Матери. Пусть она, как дар Патриарха, пребывает в этих священных стенах. Храни вас всех Господь!