***
.
Ключевые слова: .
***
Многочисленные научные исследования показывают, что, пройдя институализационный путь формирования, организованная преступность (ОП) превратилась в реальную угрозу мировой безопасности и стабильности. Не случайно в ежегодных докладах Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН «Состояние будущего» транснациональная ОП названа одним из 15 глобальных вызовов человечеству. По степени разрушительности последствий ОП уступает лишь экологическим и демографическим проблемам [1].Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН транснациональная ОП
По смыслу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), участниками которой являются 158 государств, под организованной преступностью следует понимать деятельность структурно оформленных групп, состоящих из 3 или более лиц, существующих в течение определенного периода времени и действующих согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений с тем, чтобы прямо или косвенно получить финансовую или иную материальную выгоду
Аналогичного мнения придерживаются и аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ). По их оценкам, ОП является одним из глобальных рисков 2011 г., т.к. тесно взаимосвязана с другими серьезными рисками — от геополитических (терроризм, политическая нестабильность и распространение оружия массового уничтожения) до сокращения биологического разнообразия и защиты важнейших информационных инфраструктур. Однако наибольшее негативное воздействие, по их мнению, ОП будет оказывать на мировые экономические процессы [2].
Обсуждению данной проблемы был посвящен XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Сальвадор, 12-19.04.2010). Участники Конгресса констатировали растущий риск, создаваемый новыми формами транснациональной ОП, и призвали мировое сообщество консолидировать усилия в борьбе с ними посредством активного обмена информацией и оказания технической помощи [3].
Экскурс в историю изучения рассматриваемой проблемы свидетельствует о неоднократных попытках научного сообщества оценить масштабы ОП на основе статистических данных правоохранительных служб. Однако несопоставимость этих данных (в силу разности систем уголовного законодательства и судопроизводства, порядка учета и регистрации преступлений) и естественная латентность не позволяют говорить об объективности таких оценок (в качестве примера можно привести ежегодные доклады Совета Европы о состоянии ОП за 1996-2005 гг. [4]. С 2006 г. Совет Европы отказался от этой практики). Вследствие отсутствия обоснованной методики расчетов вызывают недоверие и количественные оценки отдельных проявлений ОП (интеллектуальное пиратство, торговля наркотиками и людьми и др.) [5]. Между тем даже приблизительные расчеты (табл. 1) не могут не настораживать.
Таблица 1.Структура доходов мировой ОП
Вид преступной деятельности
|
Размер преступных доходов, млрд долл.
|
Производство и распространение контрафактной продукции
|
250
|
Незаконный оборот наркотиков
|
320
|
Торговля людьми и их органами
|
32,8
|
Торговля объектами дикой природы
|
7,8 - 10,0
|
Незаконный оборот культурных ценностей
|
3,4 - 6,3
|
Незаконный оборот оружия
|
1
|
Источник: Haken J. Transnational crime in the developing world. Washington, 2011.
Не меньшую озабоченность вызывает и географическое распределение потоков финансовых и материальных ресурсов, контролируемых различными преступными организациями (рис. 1).
Если рассчитать ежегодный совокупный доход всех преступных организаций (исходя из 2-5% мирового ВВП [6]) без учета возможных погрешностей вычислений, то суммы окажутся еще более внушительными (табл. 2).
Таблица 2. Динамика ежегодного оборота организованной преступности, трлн долл.
Показатель
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Размер мирового ВВП
|
31,2
|
32,4
|
36,3
|
40,8
|
45,0
|
48,6
|
54,3
|
60,1
|
58,8
|
Размер дохода ОП
|
0,625 - 1,500
|
0,648 - 1,600
|
0,727 - 1,800
|
0,817 - 200
|
0,901 - 2,200
|
0,972 - 2,400
|
1,0 - 2,7
|
1,2 - 3,0
|
1,1 - 2,9
|
Источник: World Bank: World Developments Indicators Database, собственные расчеты.
В октябре 2009 г. замминистра юстиции США Д.Огден на 78-й сессии Генассамблеи Интерпола привел еще более внушительную цифру, характеризующую доходы ОП — 15% мирового ВВП [7]. Применительно к 2009 г. — это 8,8 трлн долл. Для сравнения: общий объем финансовой помощи, выделенной Международной ассоциацией развития (МАР) беднейшим странам мира начиная с 1960 г., составил всего 220 млрд долл.
В то же время в ряде стран достаточно успешно проходили исследования региональной ОП [8-11]. Благодаря этому мировая общественность узнала о деятельности гонконгских триад, японской якудзы, итальянской мафии, американской коза ностры, колумбийских и мексиканских наркокартелей. Однако даже указанные работы не смогли компенсировать отсутствие целостного представления о состоянии ОП в мировом масштабе.
Для решения данной задачи по аналогии с существующим Индексом восприятия коррупции был разработан композитный Индекс восприятия ОП (ИВОП), который отражает уровень восприятия потенциальными жертвами — бизнесменами и экспертами — таких видов преступной деятельности, как рэкет, торговля наркотиками, оружием и людьми. Кроме этого, учитывался также уровень насилия (количество нераскрытых убийств на 100 тыс. населения), коррупции и отмывания денег.
Как показало исследование, почти 40% из 156 обследованных стран имеют высокий уровень ОП. Наиболее неблагополучная ситуация в этом плане сложилась в странах Восточной и Юго-Западной Европы, Южной Америки, Африки и Центральной Азии. В свою очередь страны Скандинавии и Западной Европы, Канада, Австралия и Новая Зеландия оказались в более выгодном положении (рис. 2).
Что же касается криминальной ситуации в странах СНГ, то уровень ОП там оказался одним из самых высоких не только в Европе, но и в мире в целом. Среди 15 стран с наихудшими показателями Россия заняла 7-е место, Украина — 9-е, а Казахстан — 13-е. В качестве основных причин столь значительной распространенности ОП были названы высокие уровни коррупции и социального неблагополучия, низкие уровни эффективности государственного управления и законности [12].
Учитывая, что ИВОП базируется на данных 1997-2003 гг., для оценки текущего состояния ОП следует обратиться к ежегодным докладам Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальной конкурентоспособности. Опираясь на различные статистические данные и результаты опросов руководителей компаний, аналитики ВЭФ оценивают состояние экономик более 130 стран мира по различным критериям, включая уровень убытков, причиняемых бизнесу ОП.
Таблица 3. Уровень убытков, причиняемых бизнесу ОП в 2007-2008 гг. (1 балл — существенный, 7 баллов — незначительный)
Страна
|
Количество баллов
|
Страна
|
Количество баллов
|
1. Норвегия
|
6,8
|
68. Азербайджан
|
5,3
|
2. Дания
|
6,8
|
69. Монголия
|
5,2
|
3. Исландия
|
6,8
|
70. Панама
|
5,2
|
4. Финляндия
|
6,7
|
71. Индия
|
5,2
|
5. Новая Зеландия
|
6,7
|
72. США
|
5,2
|
6. Сирия
|
6,7
|
73. Коста-Рика
|
5,2
|
7. Мальта
|
6,7
|
74. Таджикистан
|
5,2
|
8. Сингапур
|
6,6
|
75. Малайзия
|
5,2
|
9. Ливия
|
6,6
|
76. Мавритания
|
5,1
|
10. Австрия
|
6,6
|
77. Хорватия
|
5,0
|
11. Иордания
|
6,6
|
78. Никарагуа
|
5,1
|
12. Люксембург
|
6,5
|
79. Суринам
|
5,1
|
13. Португалия
|
6,5
|
80. Румыния
|
5,0
|
14. Катар
|
6,5
|
81. Япония
|
5,0
|
15. Уругвай
|
6,5
|
82. Марокко
|
5,0
|
16. Маврикия
|
6,4
|
83. Камбоджа
|
4,9
|
17. Бруней
|
6,4
|
84. КНР
|
4,9
|
18. Бахрейн
|
6,4
|
85. Вьетнам
|
4,8
|
19. Швейцария
|
6,4
|
86. Алжир
|
4,8
|
20. Кипр
|
6,3
|
87. Босния и Герцеговина
|
4,8
|
21. Египет
|
6,3
|
88. Шри-Ланка
|
4,8
|
22. Швеция
|
6,3
|
89. Турция
|
4,7
|
23. ОАЭ
|
6,3
|
90. Камерун
|
4,7
|
24. Ирландия
|
6,3
|
91. Мали
|
4,7
|
25. Гонконг
|
6,3
|
92. Филиппины
|
4,6
|
26. Барбадос
|
6,3
|
93. Эквадор
|
4,6
|
27. Австралия
|
6,3
|
94. Аргентина
|
4,6
|
28. Кувейт
|
6,2
|
95. Казахстан
|
4,6
|
29. Бельгия
|
6,2
|
96. Польша
|
4,5
|
30. Латвия
|
6,2
|
97. Сербия
|
4,5
|
31. ФРГ
|
6,2
|
98. Украина
|
4,5
|
32. Чили
|
6,2
|
99. Перу
|
4,4
|
33. Оман
|
6,0
|
100. Боливия
|
4,4
|
34. Эстония
|
6,0
|
101. Албания
|
4,4
|
35. Греция
|
6,0
|
102. Уганда
|
4,4
|
36. Чехия
|
5,9
|
103. Доминикана
|
4,3
|
37. Гамбия
|
5,9
|
104. Мозамбик
|
4,3
|
38. Канада
|
5,9
|
105. Россия
|
4,3
|
39. Литва
|
5,9
|
106. Буркина-Фасо
|
4,3
|
40. Нидерланды
|
5,9
|
107. Мадагаскар
|
4,2
|
41. Словения
|
5,9
|
108. Бенин
|
4,2
|
42. Франция
|
5,9
|
109. Кыргызстан
|
4,2
|
43. Р. Корея
|
5,8
|
110. Бангладеш
|
4,2
|
44. Тунис
|
5,8
|
111. Гайана
|
4,2
|
45. Гана
|
5,7
|
112. Лесото
|
4,2
|
46. Тайвань
|
5,7
|
113. Македония
|
4,2
|
47. Замбия
|
5,7
|
114. Пакистан
|
4,1
|
48. Израиль
|
5,6
|
115. Тимор
|
4,1
|
49. Саудовская Аравия
|
5,6
|
116. Бразилия
|
4,1
|
50. Венгрия
|
5,6
|
117. Гондурас
|
4,1
|
51. Танзания
|
5,6
|
118. Кения
|
4,0
|
52. Пуэрто-Рико
|
5,6
|
119. Парагвай
|
4,0
|
53. Эфиопия
|
5,6
|
120. Болгария
|
3,8
|
54. Испания
|
5,6
|
121. Бурунди
|
3,7
|
55. Зимбабве
|
5,5
|
122. Тринидад и Табага
|
3,7
|
56. Сенегал
|
5,5
|
123. Нигерия
|
3,7
|
57. Ботсвана
|
5,5
|
124. Италия
|
3,6
|
58. Намибия
|
5,5
|
125. Венесуэла
|
3,6
|
59. Малави
|
5,5
|
126. Ю. Африка
|
3,6
|
60. Монтенегро
|
5,5
|
127. Мексика
|
3,5
|
61. Индонезия
|
5,4
|
128. Непал
|
3,4
|
62. Грузия
|
5,4
|
129. Колумбия
|
3,3
|
63. Таиланд
|
5,4
|
130. Ямайка
|
3,1
|
64. Словакия
|
5,4
|
131. Чад
|
3,1
|
65. Молдова
|
5,4
|
132. Гватемала
|
2,7
|
66. Великобритания
|
5,3
|
133. Кот-д´Ивуар
|
2,3
|
67. Армения
|
5,3
|
134. Сальвадор
|
2,0
|
Источник: WEF: The Global Competitiveness Report (2008-2009). Geneva, 2009.
Как следует из табл. 3, даже спустя 5 лет страны Африки и Латинской Америки прочно удерживают за собой статус аутсайдеров. Несмотря на все предпринимаемые усилия (принятие межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью, конвенций, договоров и соглашений о сотрудничестве в борьбе с отдельными проявлениями ОП, а также создание уставных и отраслевых органов СНГ по сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности), не улучшилась ситуация и в странах СНГ. По сравнению с предыдущим отчетом [13], Украина опустилась на 1 позицию, Россия — на 2, Казахстан — на 8, Армения и Грузия — на 10, а Азербайджан — на 14 позиций.
В свете глобального финансового кризиса представляет интерес динамика изменений рассматриваемого показателя по отдельным странам. Как следует из табл. 4, в Африке и Латинской Америке сохраняется напряженная обстановка, и предпосылок к ее изменению не предвидится. Некоторые страны СНГ (Казахстан, Россия, Таджикистан и Украина) улучшили свои показатели. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о стабилизации криминальной обстановки. Анализ распределения полученных ответов показывает, что ОП из сферы экономики все настойчивее вытесняет коррупция. Для сравнения, одной из главных проблем бизнеса в Азербайджане была названа коррупция — 19,6%, в то время как преступность — 1%, в Армении — 17,6% и 0,5%, в Казахстане — 19,2% и 3,4%, в Кыргызстане — 13,6% и 3,2%, в Грузии — 3,4% и 0,4%, в России — 19% и 9%, в Таджикистане — 11,4% и 1,6%, в Украине — 10,3% и 2,6% соответственно [14].
Таблица 4. Уровень убытков, причиняемых бизнесу ОП в 2008-2009 гг. (1 балл — существенный, 7 баллов — незначительный)
Страна
|
Количество баллов
|
Страна
|
Количество баллов
|
1. Люксембург
|
6,8
|
68. Таджикистан
|
5,4
|
2. Исландия
|
6,8
|
69. Армения
|
5,4
|
3. Катар
|
6,8
|
70. Хорватия
|
5,3
|
4. Дания
|
6,8
|
71. КНР
|
5,3
|
5. Сирия
|
6,8
|
72. США
|
5,3
|
6. Финляндия
|
6,7
|
73. Таиланд
|
5,3
|
7. Норвегия
|
6,7
|
74. Марокко
|
5,2
|
8. Иордания
|
6,7
|
75. Монголия
|
5,2
|
9. Сингапур
|
6,7
|
76. Коста-Рика
|
5,2
|
10. Мальта
|
6,7
|
77. Польша
|
5,1
|
11. ОАЭ
|
6,6
|
78. Босния Герцеговина
|
5,1
|
12. Австрия
|
6,6
|
79. Панама
|
5,0
|
13. Новая Зеландия
|
6,6
|
80. Азербайджан
|
5,0
|
14. Оман
|
6,6
|
81. Индонезия
|
5,0
|
15. Египет
|
6,6
|
82. Япония
|
5,0
|
16. Бруней
|
6,5
|
83. Малайзия
|
5,0
|
17. Бахрейн
|
6,5
|
84. Камбоджа
|
4,9
|
18. Швеция
|
6,4
|
85. Вьетнам
|
4,9
|
19. Уругвай
|
6,4
|
86. Албания
|
4,9
|
20. Барбадос
|
6,4
|
87. Шри-Ланка
|
4,9
|
21. Ирландия
|
6,4
|
88. Буркина-Фасо
|
4,8
|
22. Швейцария
|
6,4
|
89. Казахстан
|
4,8
|
23. Ливия
|
6,4
|
90. Мали
|
4,7
|
24. Кувейт
|
6,3
|
91. Аргентина
|
4,7
|
25. Кипр
|
6,3
|
92. Македония
|
4,6
|
26. Латвия
|
6,3
|
93. Украина
|
4,6
|
27. Тунис
|
6,3
|
94. Перу
|
4,6
|
28. Маврикия
|
6,3
|
95. Алжир
|
4,5
|
29. Чили
|
6,3
|
96. Россия
|
4,4
|
30. Эстония
|
6,3
|
97. Никарагуа
|
4,4
|
31. ФРГ
|
6,2
|
98. Уганда
|
4,4
|
32. Португалия
|
6,2
|
99. Лесото
|
4,4
|
33. Гонконг
|
6,2
|
100. Мозамбик
|
4,4
|
34. Австралия
|
6,1
|
101. Гайана
|
4,4
|
35. Бельгия
|
6,1
|
102. Филиппины
|
4,4
|
36. Сенегал
|
6,1
|
103. Камерун
|
4,4
|
37. Гамбия
|
6,0
|
104. Эквадор
|
4,4
|
38. Саудовская Аравия
|
6,0
|
105. Тринидад и Тобаго
|
4,4
|
39. Словения
|
6,0
|
106. Тимор
|
4,3
|
40. Канада
|
6,0
|
107. Бенин
|
4,2
|
41. Чехия
|
5,9
|
108. Турция
|
4,2
|
42. Нидерланды
|
5,9
|
109. Сербия
|
4,2
|
43. Литва
|
5,9
|
110. Кыргызстан
|
4,2
|
44. Малави
|
5,9
|
111. Бразилия
|
4,2
|
45. Израиль
|
5,8
|
112. Мадагаскар
|
4,2
|
46. Зимбабве
|
5,8
|
113. Бангладеш
|
4,2
|
47. Франция
|
5,8
|
114. Парагвай
|
4,2
|
48. Р. Корея
|
5,8
|
115. Доминикана
|
4,1
|
49. Пуэрто-Рико
|
5,8
|
116. Пакистан
|
4,0
|
50. Румыния
|
5,7
|
117. Боливия
|
4,0
|
51. Ботсвана
|
5,7
|
118. Кения
|
3,8
|
52. Суринам
|
5,7
|
119. Ю. Африка
|
3,8
|
53. Гана
|
5,6
|
120. Нигерия
|
3,8
|
54. Великобритания
|
5,6
|
121. Болгария
|
3,7
|
55. Греция
|
5,6
|
122. Непал
|
3,7
|
56. Намибия
|
5,6
|
123. Венесуэла
|
3,5
|
57. Тайвань
|
5,6
|
124. Гондурас
|
3,5
|
58. Танзания
|
5,5
|
125. Бурунди
|
3,5
|
59. Мавритания
|
5,5
|
126. Чад
|
3,5
|
60. Монтенегро
|
5,5
|
127.Италия
|
3,4
|
61. Эфиопия
|
5,5
|
128. Ямайка
|
3,4
|
62. Испания
|
5,5
|
129. Мексика
|
3,2
|
63. Индия
|
5,5
|
130. Кот-д?Ивуар
|
2,7
|
64. Грузия
|
5,4
|
131. Колумбия
|
2,7
|
65. Замбия
|
5,4
|
132. Гватемала
|
2,4
|
66. Венгрия
|
5,4
|
133. Сальвадор
|
2,3
|
67. Словакия
|
5,4
|
|
|
Источник: WEF: The Global Competitiveness Report (2009-2010). Geneva, 2009.
Приведенные данные о ситуации в странах Содружества, включая Россию, подтверждает ежегодная статистическая отчетность правоохранительных органов (табл. 5).
Таблица 5. Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных организованными преступными формированиями на территории государств-участников СНГ
Страна
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Азербайджан
|
95
|
148
|
144
|
91
|
174
|
282
|
155
|
302
|
Армения
|
—
|
33
|
54
|
17
|
101
|
56
|
107
|
522
|
Беларусь
|
867
|
780
|
787
|
793
|
534
|
395
|
843
|
455
|
Грузия
|
19
|
20
|
22
|
29
|
15
|
14
|
6
|
—
|
Казахстан
|
499
|
608
|
587
|
712
|
625
|
698
|
548
|
686
|
Кыргызстан
|
142
|
70
|
88
|
37
|
59
|
38
|
17
|
23
|
Молдова
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
2
|
46
|
59
|
Таджикистан
|
433
|
120
|
153
|
40
|
—
|
44
|
24
|
265
|
Туркменистан
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Узбекистан
|
1550
|
1196
|
1150
|
988
|
1062
|
1024
|
998
|
842
|
Украина
|
6467
|
6159
|
5582
|
8268
|
3977
|
4682
|
3670
|
3514
|
Россия
|
20 125
|
24 096
|
29 431
|
28 604
|
27 715
|
31 005
|
30 763
|
24 202
|
Источник: БКБОП СНГ: состояние борьбы с организованной преступностью на территории СНГ. М., 2002-2010.
Серьезную угрозу безопасности стран СНГ представляют транснациональные преступные формирования, занимающиеся контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, товаров и грузов, культурных ценностей и природных ресурсов, а также организацией каналов незаконной миграции, т.к. пространство Содружества — транзитная территория между Европой и Азией (табл. 6). Некоторое представление о характере и масштабах их деятельности дает отчетность отраслевых органов (данные Координационной службы Совета командующих погранвойсками СНГ). Так, в ходе спецопераций «Достык-2004», «Пограничное братство-2005», «Марзбон-2006», «Чегара-2007», «Граница-2008», «Добрая воля-2009» на территориях государств СНГ было изъято около 7,5 тонны наркотиков, 747 ед. огнестрельного оружия, 45 тыс. штук боеприпасов, а также контрабанды на общую сумму более 15 млн долл.
Всего за 2008-2009 гг. правоохранительными органами СНГ проведено 26 комплексных оперативно-профилактических мероприятий и 4 спецоперации, в результате которых была пресечена деятельность 341 преступного формирования, изъято 6,8 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 10,9 тонны наркотиков, выявлено более 500 фактов торговли людьми и ликвидировано 72 канала незаконной миграции [15].
Таблица 6.Динамика преступлений организованных преступных формирований на территории государств — участников СНГ
Показатель
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Преступления, уголовные дела о которых закончены расследованием либо материалы разрешены в отчетном периоде
|
23 691
|
40 681
|
36 721
|
42 261
|
43 015
|
38 311
|
в том числе совершенные группой иностранных граждан
|
890
|
860
|
1216
|
1296
|
1326
|
1997
|
из них граждан других государств-участников СНГ
|
757
|
769
|
988
|
1140
|
1042
|
1592
|
Выявлено лиц, совершивших преступления в составе организованных преступных формирований
|
13 016
|
14 435
|
15 292
|
14 791
|
13 819
|
13 522
|
в том числе иностранных граждан
|
818
|
664
|
580
|
584
|
568
|
177
|
Источник: БКБОП СНГ: состояние борьбы с организованной преступностью на территории СНГ. М., 2004-2010.
В декабре 2010 г. решением Совета глав государств СНГ был утвержден План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств — участников СНГ на 2011-2015 гг. При реализации Плана основное внимание уделялось совместным мероприятиям, в ходе которых было задержано 4 тыс. незаконных мигрантов, изъято 850 кг наркотиков, 530 единиц огнестрельного оружия и контрабанды на общую сумму 3,5 млн долл. [16].
В заключение нельзя не коснуться еще одного немаловажного аспекта рассматриваемой проблемы. Приобретая стойкий криминальный имидж, государство рискует оказаться в перечне неблагонадежных. По отношению к таким государствам часто применяются различные дискриминационные ограничения. Наличие указанной корреляции подтверждает «Индекс недееспособных государств», составляемый аналитиками влиятельного журнала «Foreign Policy» и Американского фонда мира (табл. 7). Данный рейтинг отражает способность ключевых государственных институтов (политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб) контролировать целостность территории, а также демографическую, экономическую и политическую ситуацию. Одним из 12 анализируемых индикаторов нежизнеспособности государства является уровень беззакония и криминализации. Под ним понимается массовость коррупции, непрозрачность принятия решений, недоверие госорганам и рост числа преступных организаций.
Таблица 7. Рейтинг стран мира по уровню беззакония и криминализации (0 баллов — низкий, 10 баллов — высокий)
Страна
|
Количество баллов
|
Страна
|
Количество баллов
|
Страна
|
Количество баллов
|
1. Сомали
|
10
|
60. Замбия
|
7,8
|
119. Тринидад и Табага
|
6,1
|
2. Зимбабве
|
9,8
|
61. Гамбия
|
7,8
|
120. Иордания
|
6,0
|
3. Судан
|
9,8
|
62. Алжир
|
7,7
|
121. Сенегал
|
6,0
|
4. Чад
|
9,8
|
63. Казахстан
|
7,7
|
122. Болгария
|
6,0
|
5. Гвинея
|
9,8
|
64. Папуа-Новая Гвинея
|
7,7
|
123. Оман
|
6,0
|
6. КНДР
|
9,8
|
65. Боливия
|
7,6
|
124. Доминикана
|
5,8
|
7. Афганистан
|
9,8
|
66. Бурунди
|
7,5
|
125. Антигуа и Барбуда
|
5,8
|
8. Бирма
|
9,5
|
67. Израиль
|
7,5
|
126. Ботсвана
|
5,8
|
9. Тимор
|
9,4
|
68. Куба
|
7,5
|
127. Индия
|
5,5
|
10. Экватор. Гвинея
|
9,4
|
69. Того
|
7,5
|
128. Багамы
|
5,5
|
11. Центр. Африка
|
9,3
|
70. Сьерра-Леоне
|
7,4
|
129. Венгрия
|
5,5
|
12. Гаити
|
9,2
|
71. Бутан
|
7,4
|
130. Ю. Африка
|
5,5
|
13. Нигерия
|
9,2
|
72. Лесото
|
7,4
|
131. Кипр
|
5,4
|
14. Камерун
|
9,2
|
73. Марокко
|
7,4
|
132. Гана
|
5,3
|
15. Кот-д?Ивуар
|
9,1
|
74. Джибути
|
7,4
|
133. Маврикий
|
5,3
|
16. Пакистан
|
9,1
|
75. Кабо-Верде
|
7,4
|
134. Мали
|
5,3
|
17. Кения
|
9,0
|
76. Македония
|
7,4
|
135. Латвия
|
5,1
|
18. Ирак
|
9,0
|
77. Мозамбик
|
7,3
|
136. Намибия
|
5,0
|
19. Шри-Ланка
|
9,0
|
78. Сербия
|
7,3
|
137. Панама
|
4,7
|
20. Узбекистан
|
9,0
|
79. Вьетнам
|
7,3
|
138. Черногория
|
4,7
|
21. Грузия
|
9,0
|
80. Сан-Томе
|
7,3
|
139. Эстония
|
4,7
|
22. Таджикистан
|
8,9
|
81. Габон
|
7,3
|
140. Хорватия
|
4,5
|
23. Беларусь
|
8,9
|
82. Албания
|
7,3
|
141. Барбадос
|
4,5
|
24. Свазиленд
|
8,8
|
83. Венесуэла
|
7,2
|
142. Греция
|
4,5
|
25. Сирия
|
8,8
|
84. Мальдивы
|
7,2
|
143. Польша
|
4,4
|
26. Коморские о.
|
8,7
|
85. Украина
|
7,2
|
144. Мальта
|
4,3
|
27. Нигер
|
8,7
|
86. Гватемала
|
7,1
|
145. Италия
|
4,3
|
28. Египет
|
8,6
|
87. Армения
|
7,1
|
146. Коста-Рика
|
4,1
|
29. Конго
|
8,6
|
88. Никарагуа
|
7,1
|
147. Литва
|
4,1
|
30. Эритрея
|
8,6
|
89. Ливия
|
7,1
|
148. Р. Корея
|
4,1
|
31. Гвинея-Бисау
|
8,6
|
90. Сейшельские о.
|
7,1
|
149. Сингапур
|
4,0
|
32. Р. Конго
|
8,6
|
91. Либерия
|
7,0
|
150. Словакия
|
3,9
|
33. Фиджи
|
8,6
|
92. Эквадор
|
7,0
|
151. Чехия
|
3,6
|
34. Камбоджа
|
8,5
|
93. Гондурас
|
7,0
|
152. Аргентина
|
3,4
|
35. КНР
|
8,5
|
94. Сальвадор
|
7,0
|
153. Словения
|
3,0
|
36. Туркменистан
|
8,5
|
95. Мавритания
|
7,0
|
154. США
|
3,0
|
37. Филиппины
|
8,5
|
96. Ямайка
|
7,0
|
155. Люксембург
|
2,9
|
38. Бангладеш
|
8,5
|
97. Перу
|
6,9
|
156. Уругвай
|
2,8
|
39. Саудовская Аравия
|
8,4
|
98. Бахрейн
|
6,9
|
157. Бельгия
|
2,8
|
40. Иран
|
8,3
|
99. Мексика
|
6,8
|
158. ФРГ
|
2,3
|
41. Малави
|
8,3
|
100. Индонезия
|
6,7
|
159. Исландия
|
2,2
|
42. Кыргызстан
|
8,3
|
101. Танзания
|
6,7
|
160. Чили
|
2,0
|
43. Соломоновы о.
|
8,3
|
102. Суринам
|
6,7
|
161. Япония
|
2,0
|
44. Лаос
|
8,2
|
103. Гайана
|
6,7
|
162. Франция
|
1,8
|
45. Азербайджан
|
8,2
|
104. Монголия
|
6,7
|
163. Великобритания
|
1,8
|
46. Таиланд
|
8,2
|
105. ОАЭ
|
6,7
|
164. Ирландия
|
1,8
|
47. Босния
|
8,2
|
106. Микронезия
|
6,6
|
165. Канада
|
1,7
|
48. Молдова
|
8,1
|
107. Самоа
|
6,6
|
166. Португалия
|
1,6
|
49. Уганда
|
8,0
|
108. Тунис
|
6,6
|
167. Австрия
|
1,6
|
50. Непал
|
8,0
|
109. Мадагаскар
|
6,6
|
168. Нидерланды
|
1,4
|
51. Ангола
|
8,0
|
110. Бенин
|
6,6
|
169. Австралия
|
1,4
|
52. Россия
|
8,0
|
111. Кувейт
|
6,5
|
170. Испания
|
1,3
|
53. Эфиопия
|
7,9
|
112. Турция
|
6,5
|
171. Дания
|
1,3
|
54. Буркина-Фасо
|
7,9
|
113. Катар
|
6,5
|
172. Швейцария
|
1,2
|
55. Колумбия
|
7,9
|
114. Бразилия
|
6,4
|
173. Новая Зеландия
|
1,1
|
56. Руанда
|
7,9
|
115. Гренада
|
6,3
|
174. Швеция
|
1,0
|
57. Бруней
|
7,9
|
116. Белиз
|
6,2
|
175. Норвегия
|
1,0
|
58. Парагвай
|
7,9
|
117. Румыния
|
6,2
|
176. Финляндия
|
0,9
|
59. Ливан
|
7,8
|
118. Малайзия
|
6,1
|
|
|
Источник: Failed States Index 2009 — http://www.fundforpeace.org.
По сумме результатов по всем 12 индикаторам страны СНГ были помещены в группу с опасным уровнем рисков и угроз.
Следует отметить, что за последние годы показатели стран СНГ по данному индикатору не претерпели существенных изменений и в 2010 г. составили:
- Азербайджан — 8;
- Армения — 6,6;
- Республика Беларусь — 8,7;
- Грузия — 9;
- Казахстан — 7,5;
- Кыргызстан — 8,4;
- Молдова — 7,9;
- Россия — 8,1;
- Таджикистан — 8,9;
- Туркменистан — 8,4;
- Украина — 7,2;
- Узбекистан — 8,5.
Одновременно с этим, нельзя не упомянуть и о «Рейтинге миролюбия», подготовленном Институтом экономики и мира и аналитическим отделом британского журнала «Economist». Исследование «Global Peace Index-2010» охватило 144 страны, где проживает 98% населения планеты. Оценка производилась на основании соответствия 24 критериям, включающим: текущие внутренние и международные конфликты, возможность совершения терактов, количество насильственных преступлений и самоубийств, доступность оружия населению, количество заключенных на 100 тыс. населения, соблюдение прав человека, уровень политической нестабильности, ксенофобии, милитаризации и т.д. По каждому параметру выставлялась оценка в баллах — от 1 до 5. Чем меньше баллов, тем миролюбивее оценивается страна по данному критерию в рейтинге. В результате среди 144 стран Россия заняла 143-е место, оказавшись между Грузией и Израилем и ниже таких неблагополучных и конфликтных стран, как КНДР (139-е место), Конго (140-е) и Колумбия (138-е) [17]. Для сравнения: в 2009 г. Россия занимала 136-е место в списке из 144 стран. Таким образом, Россия заметно ухудшила свои позиции в рейтинге и по-прежнему входит в десятку наименее миролюбивых стран мира. Эксперты отметили крайне высокий уровень криминальной активности среди российского населения, а количество заключенных на душу населения остается очень высоким (2-е место после США). Российские эксперты традиционно считают этот рейтинг необъективным, а его критерии — сомнительными и призывают не обращать внимания на такого рода «исследования с заранее заданным результатом».
Согласно Концепции внешней политики России, утвержденной распоряжением Президента РФ от 12.07.2008 № Пр-1440, основные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены, в частности, на целенаправленном противодействии незаконному обороту легкого и стрелкового оружия, незаконному обороту наркотиков и ОП, сотрудничестве с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двусторонней основе. Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами СНГ. В этой связи Россия планирует наращивать сотрудничество с государствами — участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности и незаконной миграции.
1. WFUNA: State of Future: 14th Annual Edition. 2010.
2. WEF: Global Risks Report 2011. Geneva, 2011. Р. 23-25.
3. Сальвадорская декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире / ООН. 2010.
4. http://www.coe.int/t/dg1/legalcooperation.
5. Naim M. Illicit: how smugglers, traffickers, and copycats are hijacking the global economy. N.Y., 2006.
6. Camdessus М. Money laundering: the importance of international countermeasures (10 February, 1998).
7. Remarks of Deputy Attorney General D.Ogden on 78th Interpol General Assembly (Singapore, October 12, 2009).
8. Kenney D., Finckenauer J. Organized crime in America. CA, 1995.
9. Organized crime: world perspectives / Ed. J.Albanese, D.K.Das, A.Verma. New Jersey. 2002.
10. Global organized crime: trends and developments / Ed. D.Siegel. Amsterdam, 2003.
11. Grennan S., Britz M. Organized crime: a world perspective. New Jersey, 2006.
12. Dijk J. Organized crime and collective victimization. The Netherlands. 2007.
13. WEF: The Global Competitiveness Report (2007-2008). Geneva, 2008.
14. WEF: The Global Competitiveness Report (2009-2010). N.Y., 2009.
15. Исполком СНГ: Доклад о ходе выполнения программ сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с преступностью. Минск, 2010.
16. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18865 Дата обращения 20.05.2011.
17. Global Peace Index-2009 — http://www.visionofhumanity.org/.
|