', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

Одним из принципов осуществления деятельности по использованию атомной энергии (ИАЭ) в Республике Беларусь является принцип обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Основные положения, направленные на реализацию данного принципа, содержатся в Законе Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» (далее — Закон об ИАЭ) [1] и в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» [2]. Важнейшие из конвенций, разрабатываемых под эгидой МАГАТЭ, касаются вопросов обеспечения безопасности при осуществлении ядерной деятельности, в том числе деятельности по ИАЭ. В частности, это Конвенция о ядерной безопасности (1994 г.), объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 г.).

Формально-логическим средством закрепления правовой сущности любого явления, свойственного атомной энергетике, является понятийный аппарат, включающий категории и понятия, создающие в своей совокупности терминологическую основу института атомной энергетики. Сама терминология, формализующая и закрепляющая сущность отношений, связанных с производством, использованием атомной энергии и оборотомвсех ее компонентов (отработанные ядерные материалы, радиоактивные отходы и т.д.), стала формироваться с развитием атомной энергетики и закрепляться в законодательстве стран, имеющих объекты атомной энергетики, на основе международных соглашений, в том числе о Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). Так, во Франции основным нормативным правовым актом, обеспечивающим безопасную эксплуатацию объектов атомной энергетики, является Закон от 13.06.2006 № 2006-686 "О транспарентности и безопасности ядерных материалов"[3]. Закон закрепляет понятие ядерной установки и называет ее компоненты, содержит нормы, определяющие порядок проведения работ по созданию ядерных объектов, обеспечивающие безопасность мероприятий, осуществляемых в атомной энергетике, закрепляет принципы, обеспечивающие защиту окружающего пространства, природных ресурсов, среды обитания, правила, касающиеся компетенции государственных органов и должностных лиц в сфере обеспечения ядерной безопасности, осведомления общественности о ядерной безопасности и др.

Понятия и термины, закрепляющие правовую сущность отношений, реализуемых в сфере производства и использования атомной энергии, и необходимые для реализации норм права, содержащихся в различных нормативных правовых актах, закреплены в законодательстве относительно недавно. Ключевые понятия содержатся в Законе об ИАЭ.

В соответствии со ст. 1 Закона об ИАЭ атомная энергия — энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений. Вместе с тем, применительно к запросам института атомной энергетики, с точки зрения обеспечения безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики важное значение имеет закрепленное в Законе об ИАЭ понятие деятельности по ИАЭ. Согласно ст. 1 Закона об ИАЭ деятельность по ИАЭ — обоснованная деятельность лиц, связанная с размещением, проектированием, сооружением, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ограничением эксплуатационных характеристик, продлением срока эксплуатации, выводом из эксплуатации ядерной установки или пункта хранения (ЯУ/ПХ), а также с обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами или эксплуатационными радиоактивными отходами.

Содержащееся в Законе об ИАЭ понятие деятельности по ИАЭ позволяет сделать вывод о том, что такая деятельность идентифицируется в нескольких значениях:

1. Деятельность, предшествующая эксплуатации объектов ИАЭ (предпроизводственная деятельность). На данном этапе создаются условия для обеспечения безопасности последующей деятельности. Предпроизводственная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством о геодезической, геологической, строительной деятельности, проектировании и т.д.

Размещение ЯУ/ПХ — это выбор места размещения земельного участка для сооружения ЯУ/ПХ с соответствующей оценкой и определением критериев, закладываемых в основу проекта на данные объекты.

Проектирование в сфере деятельности по ИАЭ отличается своими особенностями. Специальные нормы о проекте на ЯУ/ПХ содержатся в ст. 16 Закона об ИАЭ. По проекту на ЯУ/ПХ проводятся предусмотренные законодательством государственные и иные экспертизы, подтверждающие безопасность указанных объектов.

В соответствии с правилами ст. 33 Закона об ИАЭ организации, осуществляющие проектные и изыскательные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, конструирование и изготовление оборудования для ЯУ/ПХ, научное сопровождение, выполнение иных работ или оказание иных услуг при осуществлении деятельности по ИАЭ, обеспечивают выполнение работ, оказание услуг в таком объеме и такого качества, которые отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, и несут ответственность за качество выполненных работ, оказанных услуг в течение нормативного срока эксплуатации, определенного проектом на ЯУ/ПХ.

Понятие ввода в эксплуатацию ЯУ/ПХ впервые закреплено в Законе об ИАЭ. В ст. 1 говорится о том, что ввод в эксплуатацию ЯУ/ПХ — процесс, во время которого системы и компоненты построенных ЯУ/ПХ приводятся в работоспособное состояние и оценивается их соответствие проекту указанных объектов. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона об ИАЭ ввод в эксплуатацию ЯУ/ПХ осуществляется в соответствии с программой ввода в эксплуатацию ЯУ/ПХ, разработанной эксплуатирующей организацией на основании проектов указанных объектов.

Вводу в эксплуатацию ЯУ/ПХ предшествует приемка данных объектов в эксплуатацию. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона об ИАЭ приемка в эксплуатацию ЯУ/ПХ осуществляется в порядке, установленном законодательством о строительстве, архитектуре и градостроительстве, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

2. Деятельность, связанная с эксплуатацией, ограничением эксплуатационных характеристик, продлением срока эксплуатации, выводом из эксплуатации ЯУ/ПХ (собственно производственная деятельность). Собственно производственная деятельность отличается тем, что все связанные с нею риски состоят из двух компонентов: а) компонент, происходящий из предпроизводственной деятельности (некачественное выполнение изыскательских, проектных, строительных и других работ); б) компонент, происходящий из собственно производственной деятельности, когда все возможные риски связаны с нарушением правил эксплуатации, в том числе ограничением эксплуатационных характеристик, продлением срока эксплуатации, выводом из эксплуатации.

Применительно к деятельности по ИАЭ Закон об ИАЭ (ст. 1) закрепил понятие особого субъекта — эксплуатирующей организации. Эксплуатирующая организация — организация, осуществляющая собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, сооружению, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, ограничению эксплуатационных характеристик, продлению срока эксплуатации и выводу из эксплуатации ЯУ/ПХ, а также деятельность по обращению с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами или эксплуатационными радиоактивными отходами.

В соответствии со ст. 32 Закона об ИАЭ эксплуатирующая организация обеспечивает:

  • использование ЯУ/ПХ только для тех целей, для которых они предназначены;
  • организацию и проведение работ в таком объеме и такого качества, которые отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, на всех этапах размещения, проектирования, сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, ограничения эксплуатационных характеристик, продления срока эксплуатации, вывода из эксплуатации ЯУ/ПХ;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению возникновения радиационной аварии при осуществлении деятельности по ИАЭ и по снижению ее негативных последствий для работников (персонала), граждан и окружающей среды;
  • безопасное для работников (персонала) и граждан обращение с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами, эксплуатационными радиоактивными отходами;
  • формирование и целевое использование фонда вывода из эксплуатации ЯУ/ПХ и фонда финансирования работ по поддержанию и повышению безопасности ЯУ/ПХ;
  • реализацию прав работников (персонала) на социальные гарантии;
  • учет индивидуальных доз облучения работников (персонала);
  • разработку и реализацию мер по защите работников (персонала) и граждан в зоне наблюдения в случае возникновения радиационной аварии при осуществлении деятельности по ИАЭ;
  • учет и контроль ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения;
  • осуществление физической защиты объектов ИАЭ;
  • разработку и реализацию мер пожарной безопасности на ЯУ/ПХ;
  • радиационный контроль и радиационный мониторинг в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
  • подбор, подготовку, переподготовку и поддержание соответствующей квалификации, а также необходимой численности работников (персонала);
  • информирование о радиационной обстановке граждан в зоне наблюдения.
  • выполнение иных обязанностей, установленных законодательством.

Эксплуатация ЯУ/ПХ осуществляется в соответствии с законодательством об ИАЭ, техническими нормативными правовыми актами в области ИАЭ и актами законодательства о лицензировании. При эксплуатации ЯУ/ПХ системы и компоненты этих объектов находятся в работоспособном состоянии и должны соответствовать проектной и технической документации. Эксплуатация ЯУ/ПХ должна осуществляться в течение нормативного срока их эксплуатации. Вместе с тем Закон об ИАЭ допускает возможность продления срока эксплуатации ЯУ/ПХ.

По общему правилу, вывод из эксплуатации либо ограничение эксплуатационных характеристик ЯУ/ПХ осуществляются в связи с истечением нормативного срока эксплуатации. Тем не менее, вывод из эксплуатации или ограничение эксплуатационных характеристик возможны и в случаях, предусмотренных Законом об ИАЭ. Основные положения о выводе из эксплуатации, ограничении эксплуатационных характеристик ЯУ/ПХ содержатся в ст. 20, 21 Закона об ИАЭ.

В случае выявления в процессе эксплуатации ЯУ/ПХ факторов, которые влекут снижение уровня безопасности этих объектов, загрязнение окружающей среды или иные неблагоприятные последствия, на основании заключений государственных и иных экспертиз, предусмотренных законодательством, орган или должностное лицо, принявшие решение о сооружении ЯУ/ПХ, принимают решение о досрочном выводе из эксплуатации либо решение об ограничении эксплуатационных характеристик ЯУ/ПХ.

Досрочный вывод из эксплуатации ЯУ/ПХ либо ограничение эксплуатационных характеристик этих объектов осуществляются в соответствии с программой досрочного вывода из эксплуатации, программой ограничения эксплуатационных характеристик ЯУ/ПХ, разработанными эксплуатирующей организацией.

3. Деятельность, связанная с обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами, эксплуатационными радиоактивными отходами (обеспечительная или постпроизводственная деятельность) является неотъемлемой и важнейшей частью деятельности по ИАЭ. Безопасность обеспечительной (постпроизводственной) деятельности обеспечивается различными нормативными правовыми актами. Основу составляют Закон об ИАЭ и Закон «О радиационной безопасности населения». На обеспечение безопасности деятельности, связанной с обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами, эксплуатационными радиоактивными отходами, направлены и иные нормативные правовые акты, например Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Нормы, направленные на обеспечение безопасности деятельности по ИАЭ, содержатся как в специальных нормативных правовых актах, которые непосредственно регулируют отношения в сфере атомной энергетики, так и в нормативных правовых актах, регулирующих иные отношения, связанные с отношениями в сфере атомной энергетики.

2. Разработка нормативных правовых актов, составляющих основу правового регулирования деятельности по ИАЭ, строится на понимании сущности рассматриваемой деятельности как деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

3. В целях повышения эффективности правового регулирования деятельности по ИАЭ целесообразно внести изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь об ИАЭ и другие нормативные правовые акты.

Примечания

1. Закон Республики Беларусь от 30.07.2008 № 426-З «Об использовании атомной энергии».

2. Закон Республики Беларусь от 05.01.1998 № 122-З «О радиационной безопасности населения».

3. Богоненко В.А. Правовое обеспечение безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики (на примере Франции) // Вест. Полоцк. гос. ун-та. 2009. № 10. С. 168-172.

БОГОНЕНКО Владимир Антонович. Кандидат юридических наук, доцент. Заведующий кафедрой гражданского права Учреждения образования "Полоцкий государственный университет" (Республика Беларусь).