Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Транснациональная преступность, взаимосвязь наиболее опасных ее видов - терроризма, наркотрафика, нелегальной миграции, незаконного оборота оружия и радиоактивных материалов, пиратства

Патрушев Н.П., Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Проблемы противодействия транснациональной организованной преступности являются актуальными для всего мирового сообщества. В условиях глобализации качественно меняются формы и содержание преступной деятельности, которые выходят за пределы государственных границ. Она разрушительна для любого государства и общества, оказывает деструктивное воздействие на экономику, общественные процессы и демократические институты. Адекватным ответом на процессы криминализации в мире стала принятая в ноябре 2000 г. в Палермо Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открывшая новые возможности борьбы с международными формами преступной деятельности. Документ содержит положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию. ООН к транснациональным относит более полутора десятков преступлений. Наиболее опасными и глобальными являются терроризм, незаконная торговля наркотиками, оружием, взрывчатыми веществами, торговля людьми, нелегальная миграция и некоторые другие.

Озабоченность негативными последствиями транснациональной преступности для развития мира и прав человека, а также растущей уязвимостью государств перед этими преступлениями нашла отражение в резолюции Генеральной ассамблеи ООН по итогам всемирного саммита 2005 г.

Наряду с масштабными социально-экономическими и политическими процессами в мире идет беспрецедентное формирование сложных сетевых структур организованной преступности. Криминальные сообщества создают транснациональные стратегические союзы, противодействие которым требует скоординированных усилий государства. Сегодня транснациональная преступность превратилась в масштабный и прибыльный бизнес. По данным МВФ, общая сумма средств, которыми располагают преступные группировки, составляет от 1 до 1,5 трлн долл. В качестве примера можно привести данные экспертов ООН, свидетельствующие о том, что объем доходов от наркобизнеса в мире сравним с ежегодным ВВП Швеции, входящей в двадцатку крупнейших экономик развитых стран.

Наметилась устойчивая тенденция объединения транснациональной преступности с международными террористическими группировками. Террористы по всему миру используют средства, имеющие криминальное происхождение, в том числе от незаконного оборота наркотиков. В свою очередь, преступные структуры нередко привлекают террористов для достижения своих противоправных целей. В результате сформировался феномен - глобальный или транснациональный терроризм, не признающий государственных границ. Современные террористические организации интернациональны по составу, используют общую идеологию и методы деятельности, имеют широкую географию.

Последствия террористических атак испытали на себе более 50 стран. Особенно это характерно для стран, находящихся на так называемой дуге нестабильности, которая простирается от Индонезии до Ближнего Востока через Индостан, Центральную Азию и Кавказ.

Наиболее сложной остается обстановка в афгано-пакистанской зоне, где коалиционная группировка в соответствии с решением Совета Безопасности ООН продолжает контртеррористические операции. Принимаемые группировкой меры поддерживает и Российская Федерация.

Глобальный характер деятельности террористических структур свидетельствует о высоком уровне их организационного построения с едиными руководящими органами. К примеру, "Аль-Каида" уже трансформировалась в движение, объединяющее на идеологической основе самостоятельные ячейки по всему миру. Ее устойчивые контакты налажены с региональными экстремистскими организациями в странах "исламского Магриба", Юго-Восточной Азии - "Джимаай асламией", в России - с "Эмиратом" (Кавказ).

Основной целью "Аль-Каиды" остается построение исламского халифата. Для этого рассматриваются страны Центральной Азии, Северной и Центральной Африки, территория Северо-Кавказского региона. Призывы мусульманских народов этих регионов к свержению своих правительств звучат все настойчивее. Террористические организации, используя контакты с пиратскими синдикатами, планируют диверсионные акты на морских коммуникациях, объектах береговой инфраструктуры, в районах добычи углеводородного сырья. Приоритетными районами они считают Гибралтарский, Ормузский, Баб-эль-Мандебский проливы, Суэцкий канал.

Особенностью глобального терроризма является стремление к обладанию оружием массового поражения. Террористы рвутся к объектам и технологиям химического и бактериологического оружия, к радиоактивным, отравляющим веществам и биологическим рецептурам. Действия террористов становятся более изощренными и жестокими. Характерной особенностью является увеличение количества смертников. Жертвами, как правило, становятся мирные граждане.

В 2009 г. в мире, по данным ООН, зарегистрировано 11 тыс. террористических актов, убито 15 тыс. человек, ранено свыше 32 тыс. и более 10,5 тыс. захвачено в заложники. Серьезной проблемой становится так называемый кибертерроризм, который способен причинить ущерб, соизмеримый с применением оружия массового поражения.

Возникает новый феномен - наркотерроризм. К примеру, колумбийская группировка ФАРК (Вооруженные революционные силы Колумбии) и преступные наркогруппировки на Юге Мексики зачастую используют террористические методы в борьбе с законными властями. Достижению эффективных результатов противодействия международному терроризму, по нашему мнению, препятствуют двойные стандарты в оценке разными странами этого явления.

Расширение масштабов и межгосударственный характер террористической угрозы делают актуальными вопросы улучшения координации усилий мирового сообщества на долгосрочной основе. Масштабная угроза устойчивому развитию мирового сообщества исходит от транснационального наркобизнеса. Быстрый рост нелегального производства и потребления наркотиков во многих странах является одной из опасных тенденций последнего десятилетия.

По данным управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, ежегодно в мире число потребляющих запрещенные вещества людей увеличивается в среднем на 15 млн человек и варьирует от 155 до 250 млн, что составляет 3-5% всего населения Земли в возрасте 15-65 лет.

Отмечается значительный рост числа лиц, употребляющих синтетические наркотики. В 2009 г. в 31 стране обнаружено около 8,5 тыс. подпольных лабораторий по производству наркотических веществ амфетаминного ряда. Однако наиболее распространенными остаются опиаты. Общемировой потенциальный объем опия с 2000 г. вырос почти на 80%. В конце прошлого столетия центр производства опия-сырца переместился из Юго-Восточной Азии в Афганистан. Сегодня ситуация в этой стране вызывает серьезную озабоченность. Масштабы распространения наркотической заразы достигли уровня угрозы международному миру и стабильности. По оценкам международных экспертов, только в 2009 г. объем произведенных в Афганистане наркотиков в эквиваленте составляет 3500 т опия. По мнению же наших специалистов, эта цифра превышает 8000 т.

Наиболее опасным для жизни и здоровья среди опиатов является героин. По данным ООН, основными потребительскими рынками героина выступают Европа - примерно четверть мирового потребления, Российская Федерация - около 20% и Китай - 10%. При этом свыше 90% опиатов в мире имеют афганское происхождение. Учитывая остроту и масштабы явления, считаем необходимым повысить координацию международных усилий в борьбе с афганской наркоугрозой, включая укрепление поясов безопасности вокруг Афганистана, пресечение незаконных поставок в эту страну прекурсоров, арест так называемых наркобаронов и их внесение в санкционные списки Совета Безопасности ООН.

Ситуация с незаконным оборотом наркотиков в развитых странах в перспективе будет ухудшаться, и локализовать ее точечными ударами невозможно. Эта задача требует комплексного решения. Президент РФ Д.А.Медведев, выступая в июне 2010 г. на пресс-конференции по итогам саммитов "восьмерки" и "двадцатки" в Торонто, высказался за создание глобальной программы борьбы мирового сообщества с наркотиками. Мы рассчитываем на поддержку ваших стран в реализации этой российской инициативы.

В структуре транснациональной преступности значительное место занимает незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, военного снаряжения и взрывчатых веществ. В большинстве случаев оно используется в преступных целях, в том числе для террористической деятельности.

Источниками поступления оружия являются зоны региональных вооруженных конфликтов, военные арсеналы, а также нелегальные производства. Для снабжения незаконных вооруженных формирований, экстремистских и террористических группировок, особенно в странах, в отношении которых установлено эмбарго на поставки вооружения, привлекаются коррумпированные должностные лица и международные оружейные брокеры, обеспечивающие видимость законности подобных сделок. Рынок незаконной торговли оружием, включая тяжелое вооружение и танки, оценивается различными экспертами примерно в 2,5 млрд долл.

В последние годы мир вновь столкнулся с проблемами пиратства. Количество нападений в районе Африканского Рога за 2 года выросло вдвое: со 111 случаев в 2008 г. до 217 в 2009 г. Благодаря международным операциям по защите судоходства, в которых активное участие принимает Россия, в частности в Аденском заливе, количество пиратских атак в 2010 г. сократилось. В то же время произошел рост пиратской активности у восточного побережья Сомали и в Индийском океане. Сегодня сомалийские пираты остаются главной угрозой мировому морскому судоходству. Только в текущем году они захватили около 30 судов, на борту которых находилось порядка 600 членов экипажа. Некоторые инциденты имели место на расстоянии более тысячи морских миль от берегов Сомали.

Большая часть преступных доходов, а это свыше 100 млн долл., ежегодно выплачиваемых судовладельцами в виде выкупа, достается контролирующим этот бизнес преступным группировкам. Целые района Африканского Рога превратились в криминальные оффшорные зоны. Основными причинами роста пиратской активности в регионе являются затяжной внутриполитический кризис в Сомали и отсутствие контроля центрального правительства над ситуацией в стране. Однако имеет место и недостаточное оперативно-тактическое взаимодействие между группами кораблей различных государств, участвующих в антипиратской коалиции, а также слабость международно-правовой базы по борьбе с пиратством. В этой связи Российская Федерация предлагает создать специализированный международный трибунал по пиратству, наподобие Гаагского. Данное предложение уже нашло поддержку в ряде стран, в частности во Франции, Испании, Италии, Германии. Просил бы и другие страны обратить пристальное внимание и проявить конструктивное отношение к идее создания этого международного судебного органа.

Поистине пережитком прошлого является торговля людьми. По данным ООН, две трети ее жертв - женщины, 80% из них подвергались сексуальной эксплуатации. В настоящее время только в Европе находится около 140 тыс. лиц, которых можно отнести к числу жертв торговли людьми. По оценкам экспертов, доход организаторов этого бизнеса составляет 3 млрд долл. в год. Прогнозируется, что ежегодно в Европу будет ввозиться 70 тыс. новых жертв. В целях повышения эффективности усилий мирового сообщества в противодействии торговле людьми необходима разработка международных документов, предусматривающих механизмы выявления и расследования фактов похищения людей, в том числе формирования специальных межгосударственных полицейских структур для защиты прав и интересов лиц, ставших жертвами торговцев живым товаров.

Рассматривая проблемы преступной деятельности в сфере незаконной миграции, необходимо учитывать ее криминальные последствия. Нелегальные мигранты зачастую испытывают трудности с поиском жилья и работы, пополняют ряды этнических организованных преступных групп. Из их среды нередко вербуются террористы. Маршруты нелегальной миграции часто используются для транспортировки наркотиков, переброски террористов, оружия, взрывчатых веществ и контрабандных товаров. Сегодня, по данным ЕС, на европейском пространстве находится более 5 млн нелегалов. Прогнозируется, что в дальнейшем эта цифра ежегодно будет увеличиваться на 350-500 тыс. человек.

Обеспечение эффективной миграционной политики предполагает создание реального механизма, позволяющего контролировать миграционные процессы. Необходимо активизировать разработку межправительственных соглашений о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории соответствующего государства (я имею в виду соглашения о реадмиссии), а также проведение специальных профилактических мероприятий между отдельными государствами на уровне компетентных органов.

Серьезной проблемой является борьба с отмыванием так называемых грязных денег. Для легализации доходов от преступной криминальной группировки используют работающие на законных основаниях финансовые учреждения, игорные заведения, иные организации, а также специально создают с этой целью фиктивные структуры. Приток незаконных финансовых средств создает серьезную опасность для экономики любого государства, нарушает естественные действия рыночных механизмов, создает дисбаланс и обостряет инфляционное давление. Разработка в рамках ООН универсальной конвенции по противодействию отмыванию преступных доходов, а также конвенции ЕС о разделе имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества, позволит выработать согласованные подходы по формированию международных механизмов контроля за легализацией доходов и имущества.

Расширение сфер интересов транснациональной преступности и попытка криминализации новых сфер экономической и социальной жизни определяет необходимость постоянного мониторинга общемировой криминальной ситуации. Координация усилий международных организаций и национальных структур, а также выработка согласованных методик организации мониторинга возможны в рамках разработки всеобщей антикриминальной стратегии противодействия транснациональной преступности.

При оценке усилий мирового сообщества по противодействию транснациональной преступности отчетливо прослеживается проблема недостаточного правового обеспечения. Положения международных документов и конвенций, призванных регулировать отношения в сфере борьбы с международной преступностью, выполняются лишь отчасти. Санкции за их невыполнение не предусмотрены. Существующие пробелы в международном законодательстве не позволяют в полной мере задействовать механизмы розыска преступников и их выдачи, контролировать процессы легализации преступных доходов, устранять условия и факторы, способствующие преступной деятельности.

И в заключение. Российская Федерация полагает, что целям дальнейшего укрепления международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональной преступности будет соответствовать следующее.

Во-первых, совершенствование международной нормативно-правовой базы, предусматривающей, в том числе, разработку модельных законов и программ по борьбе с отдельными опасными видами преступлений в странах, подписавших Конвенцию ООН. Совершенствование порядка международного розыска лиц, причастных к транснациональной преступной деятельности.

Во-вторых, разработка и реализация совместных целевых программ и долгосрочных планов по противодействию транснациональной преступности в рамках основных институтов системы международной безопасности.

В-третьих, расширение сотрудничества правоохранительных и контролирующих органов стран - участниц Конвенции ООН, предполагающего информационный обмен, совместные профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, подготовку кадров, обмен технологиями расследования преступлений и др.

В условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с транснациональной организованной преступностью - нужны согласованные действия всего международного сообщества. Надеюсь, что дальнейшее обсуждение позволит выработать подходы по противодействию международному криминалу.