Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Выступление на заседании Совета безопасности ООН, посвященном положению в Афганистане

Чуркин В.И., представитель Российской Федерации при ООН

…В последние месяцы имели место события, которые можно считать знаковыми в истории Афганистана. Международная конференция по Афганистану положила начало Кабульскому процессу. Поддерживаем его основные элементы: международное содействие афганским властям в обретении самостоятельного контроля в вопросах безопасности и экономического развития, поэтапное взятие ими на себя основной ответственности в этих сферах.

Прошедшие 18 сентября парламентские выборы позволили народу Афганистана открыть новую страницу в становлении демократического управления страной. Сам факт их проведения в сложной военно-политической обстановке, несмотря на запугивания и подрывные действия экстремистов, стал проверкой на прочность для правительства и силовых структур Афгaнистaна.

B то же время военно-политическая обстановка в стране остается напряженной с тенденцией к обострению, в том числе в ряде некогда спокойных северных регионов. B докладе* приводится тревожная статистика о существенном увеличении количества инцидентов в сфере безопасности - на 69%. Террористическая активность талибов и «Аль-Каиды» остается главным источником угроз для безопасности Афганистана и всего региона.

B последнее время участились случаи проникновения групп боевиков из северных районов Афганистана в сопредельные страны Центральной Азии, вооруженные столкновения на территориях этих стран, в частности Таджикистана. Это вызывает серьезную озабоченность у стран региона и у России, фактически имеющей с ними открытую границу. Считаем, что афганскому сектору безопасности и Международным силам содействия безопасности (МССБ) надо наращивать противодействие «переползанию» нестабильности на север Афгaниcтaна и через его границы.

МССБ предстоит решать в обозримом будущем комплексные задачи в тесном взаимодействии с афганскими партнерами. Их вывод - без ущерба для стабильности Афганистана и всего региона - возможен лишь после формирования всесторонне подготовленных национальных вооруженных сил, которые смогут самостоятельно решать проблему борьбы с терроризмом, бандитизмом и наркопреступностью. Условием завершения миссии МССБ в Афганистане должно стать выполнение ими мандата Совета Безопасности ООН.

B Афганистане еще предстоит пройти большой путь для реализации комплексной стратегии достижения мира и безопасности, восстановления и интеграции. Речь идет о подавлении террористической угрозы, формировании эффективных боеспособных афганских силовых структур, пресечении наркопреступности, достижении национального примирения, создании действенного аппарата государственного управления, восстановлении экономического потенциала и развитии демократических институтов. Международные присутствия в Афганистане призваны помочь решить эти задачи.

Особо остро на повестке дня стоит наращивание международных усилий в борьбе с афганской наркоугрозой. Наркопреступность, сросшись с терроризмом, стала представлять угрозу миру и безопасности. Очевидно, что предпринимаемые в этой области меры не приносят желаемого результата. Культурозамещение - важная программа, но преступный бизнес всегда будет выгоднее легального. Рассуждать о том, что без наркопосевов афганские крестьяне остаются без средств к существованию - аморально. Они не более чем объект эксплуатации наркодельцами.

Меры по борьбе с наркоиндустрией в Афганистане должны носить комплексный характер и охватывать «всю цепочку» - от ликвидации наркопосевов, уничтожения наркоинфраструктуры, маркировки прекурсоров до внесения наркобаронов в санкционный список Совета Безопасности ООН. Ждем соответствующих предложений от правительства Афганиcтaна, от тех стран, чьи контингенты присутствуют в стране, а также от руководства Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА).

Непонятна пассивность в борьбе с наркоугрозой НАТО, которая уже ряд лет не реагирует на абсолютно логичное предложение о нaлaживaнии взаимодействия в этой сфере с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ведущей энергичную борьбу с наркотрафиком. Кстати, ОДКБ только что успешно завершила очередной этап операции по наркоперехвату «Канал», который также был связан с деятельностью Организации по стабилизации обстановки на юге Киргизии.

B целях достижения мира и стабильности в Исламской Республике Афганистан мы поддерживаем курс афганского руководства на национальное примирение и реинтеграцию в афганское общество тех участников незаконных вооруженных формирований, кто не запятнал себя пpеcтуплениями, отказался от насилия, прекратил вооруженную борьбу, признал Конституцию Исламской Республики Афганистан и разорвал связи с «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками. Исходим из того, что исключение бывших террористов из санкционных списков ООН возможно только на индивидуальной основе в соответствии с установленными процедурами.

Мы приветствуем возросшее внимание к развитию эффективного регионального сотрудничества в интересах содействия решению проблем Афганистана. Свой вклад в общие усилия вносит Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в рамках которой действует Контaктнaя группа ШОС—Исламская Республика Афганистан. Этим же целям была посвящена состоявшаяся в августе в Сочи встреча президентов России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. По ее итогам принято совместное заявление с поддержкой Кабульского процесса и приоритетных программ в области безопасности, государственного управления, развития экономики и инфраструктуры. Российская Федерация продолжит наращивать сотрудничество с Афганистаном и с широким кругом международных партнеров в интересах успешного постконфликтного восстановления Исламской Республики Афганистан.

Мы предоставляем возможность для транзита в Афганистан через российскую территорию грузов и персонала МССБ. Прорабатываем, в том числе совместно с партнерами, дополнительные меры по оснащению афганской армии и полиции. Расширяем содействие в деле подготовки кадров для силовых структур Исламской Республики Афганистан. Вносим вклад в восстановление экономики Афганистана и значимых объектов инфраструктуры. B нынешнем году Россия списала остаток долга Исламской Республики Афганистан в объеме 891 млн долл. США, а весь объем списания достиг 12 млрд долл. США. Это абсолютный рекорд среди доноров Афганистана. Продолжаем оказывать гуманитарную помощь Исламской Республике Афганистан. B счет нашего регулярного взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН начаты поставки пшеничной муки на сумму 5 млн долл. США.

*Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» (14.09.2010).

Выступление на заседании Совета безопасности ООН, посвященном положению в Афганистане | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Выступление на заседании Совета безопасности ООН, посвященном положению в Афганистане

Чуркин В.И., представитель Российской Федерации при ООН

…В последние месяцы имели место события, которые можно считать знаковыми в истории Афганистана. Международная конференция по Афганистану положила начало Кабульскому процессу. Поддерживаем его основные элементы: международное содействие афганским властям в обретении самостоятельного контроля в вопросах безопасности и экономического развития, поэтапное взятие ими на себя основной ответственности в этих сферах.

Прошедшие 18 сентября парламентские выборы позволили народу Афганистана открыть новую страницу в становлении демократического управления страной. Сам факт их проведения в сложной военно-политической обстановке, несмотря на запугивания и подрывные действия экстремистов, стал проверкой на прочность для правительства и силовых структур Афгaнистaна.

B то же время военно-политическая обстановка в стране остается напряженной с тенденцией к обострению, в том числе в ряде некогда спокойных северных регионов. B докладе* приводится тревожная статистика о существенном увеличении количества инцидентов в сфере безопасности - на 69%. Террористическая активность талибов и «Аль-Каиды» остается главным источником угроз для безопасности Афганистана и всего региона.

B последнее время участились случаи проникновения групп боевиков из северных районов Афганистана в сопредельные страны Центральной Азии, вооруженные столкновения на территориях этих стран, в частности Таджикистана. Это вызывает серьезную озабоченность у стран региона и у России, фактически имеющей с ними открытую границу. Считаем, что афганскому сектору безопасности и Международным силам содействия безопасности (МССБ) надо наращивать противодействие «переползанию» нестабильности на север Афгaниcтaна и через его границы.

МССБ предстоит решать в обозримом будущем комплексные задачи в тесном взаимодействии с афганскими партнерами. Их вывод - без ущерба для стабильности Афганистана и всего региона - возможен лишь после формирования всесторонне подготовленных национальных вооруженных сил, которые смогут самостоятельно решать проблему борьбы с терроризмом, бандитизмом и наркопреступностью. Условием завершения миссии МССБ в Афганистане должно стать выполнение ими мандата Совета Безопасности ООН.

B Афганистане еще предстоит пройти большой путь для реализации комплексной стратегии достижения мира и безопасности, восстановления и интеграции. Речь идет о подавлении террористической угрозы, формировании эффективных боеспособных афганских силовых структур, пресечении наркопреступности, достижении национального примирения, создании действенного аппарата государственного управления, восстановлении экономического потенциала и развитии демократических институтов. Международные присутствия в Афганистане призваны помочь решить эти задачи.

Особо остро на повестке дня стоит наращивание международных усилий в борьбе с афганской наркоугрозой. Наркопреступность, сросшись с терроризмом, стала представлять угрозу миру и безопасности. Очевидно, что предпринимаемые в этой области меры не приносят желаемого результата. Культурозамещение - важная программа, но преступный бизнес всегда будет выгоднее легального. Рассуждать о том, что без наркопосевов афганские крестьяне остаются без средств к существованию - аморально. Они не более чем объект эксплуатации наркодельцами.

Меры по борьбе с наркоиндустрией в Афганистане должны носить комплексный характер и охватывать «всю цепочку» - от ликвидации наркопосевов, уничтожения наркоинфраструктуры, маркировки прекурсоров до внесения наркобаронов в санкционный список Совета Безопасности ООН. Ждем соответствующих предложений от правительства Афганиcтaна, от тех стран, чьи контингенты присутствуют в стране, а также от руководства Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА).

Непонятна пассивность в борьбе с наркоугрозой НАТО, которая уже ряд лет не реагирует на абсолютно логичное предложение о нaлaживaнии взаимодействия в этой сфере с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ведущей энергичную борьбу с наркотрафиком. Кстати, ОДКБ только что успешно завершила очередной этап операции по наркоперехвату «Канал», который также был связан с деятельностью Организации по стабилизации обстановки на юге Киргизии.

B целях достижения мира и стабильности в Исламской Республике Афганистан мы поддерживаем курс афганского руководства на национальное примирение и реинтеграцию в афганское общество тех участников незаконных вооруженных формирований, кто не запятнал себя пpеcтуплениями, отказался от насилия, прекратил вооруженную борьбу, признал Конституцию Исламской Республики Афганистан и разорвал связи с «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками. Исходим из того, что исключение бывших террористов из санкционных списков ООН возможно только на индивидуальной основе в соответствии с установленными процедурами.

Мы приветствуем возросшее внимание к развитию эффективного регионального сотрудничества в интересах содействия решению проблем Афганистана. Свой вклад в общие усилия вносит Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в рамках которой действует Контaктнaя группа ШОС—Исламская Республика Афганистан. Этим же целям была посвящена состоявшаяся в августе в Сочи встреча президентов России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. По ее итогам принято совместное заявление с поддержкой Кабульского процесса и приоритетных программ в области безопасности, государственного управления, развития экономики и инфраструктуры. Российская Федерация продолжит наращивать сотрудничество с Афганистаном и с широким кругом международных партнеров в интересах успешного постконфликтного восстановления Исламской Республики Афганистан.

Мы предоставляем возможность для транзита в Афганистан через российскую территорию грузов и персонала МССБ. Прорабатываем, в том числе совместно с партнерами, дополнительные меры по оснащению афганской армии и полиции. Расширяем содействие в деле подготовки кадров для силовых структур Исламской Республики Афганистан. Вносим вклад в восстановление экономики Афганистана и значимых объектов инфраструктуры. B нынешнем году Россия списала остаток долга Исламской Республики Афганистан в объеме 891 млн долл. США, а весь объем списания достиг 12 млрд долл. США. Это абсолютный рекорд среди доноров Афганистана. Продолжаем оказывать гуманитарную помощь Исламской Республике Афганистан. B счет нашего регулярного взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН начаты поставки пшеничной муки на сумму 5 млн долл. США.

*Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» (14.09.2010).