Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Обеспечение права на личную неприкосновенность как фактор безопасности личности

Опалева А.А., Академия управления МВД России

***

Безопасность личности складывается из многих составляющих, одной из которых является личная неприкосновенность. Обеспечение права на личную неприкосновенность включает в себя меры охраны и защиты этого права, а также средства его гарантирования. Раскрывается содержание охраны и защиты права на личную неприкосновенность, дается классификация системы его гарантий.

Ключевые слова: безопасность личности, право на личную неприкосновенность, гарантии прав и свобод личности, охрана и защита прав и свобод личности.

***

Безопасность личности складывается из многих составляющих, включая личную неприкосновенность. Исходя из текста Закона РФ «О безопасности», безопасность личности может быть определена как состояние защищенности ее жизненно важных интересов. К таким жизненно важным интересам с полным основанием следует отнести и личную неприкосновенность. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Не вступая в дискуссию по вопросу об определении содержания личной неприкосновенности, заметим лишь, что, на наш взгляд, это содержание может быть представлено как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле личная неприкосновенность включает в себя физическую, духовную и волевую неприкосновенность; в узком - лишь волевую неприкосновенность, т.е. защищенность от незаконного ограничения индивидуальной свободы человека. В контексте рассматриваемого вопроса целесообразно ограничиться узким пониманием личной неприкосновенности.

При таком понимании обеспечение права на личную неприкосновенность гражданвключает в себя всю систему политических, экономических, социаль­ных, духовных, правовых, организационных и иных условий, мер и средств, на­правленных на наиболее полное пользование личностью социальными благами, закрепленными данным субъективным правом.

В юридической литературе проблема обеспечения прав и свобод личности зачастую связывается с правовыми гарантиями, которые рассматриваются не всегда однозначно. Так, И.В.Ростовщиков к юридическим гарантиям прав и свобод личности относит принципы и нормы права, другие правовые явления, т.е. законодательно закрепленные способы (средства, меры), которые призваны непосредственно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользование индивидом лежащими в их основе благами. При этом, по его мнению, единая система юридических средств, относимых к юридическим гарантиям прав и свобод личности, может быть классифицирована на две группы: юридические средства, обеспечивающие правомерную реализацию прав и свобод; юридические средства, защищающие (охраняющие) права и свободы [1].

Приведенная классификация юридических средств вполне может быть взята за основу для большинства прав и свобод личности. Однако применительно к праву на личную неприкосновенность она работает не в полной мере. Дело в том, что юридические средства, обеспечивающие правомерную реализацию права на личную неприкосновенность, в своем большинстве относятся к запретительным нормам, т.е. носят охранительный характер и, следовательно, должны быть отнесены ко второй группе гарантий.

По нашему мнению, имеет смысл говорить об обеспечении права на личную неприкосновенность, которое включает в себя меры охраны и защиты этого права, а также средства его гарантирования. При этом следует отметить, что вряд ли правильно рассматривать гарантии в качестве мер охраны и защиты прав личности, как иногда пытаются представить некоторые авторы. Гарантии прав не могут быть сведены к мерам охраны и защиты, поскольку это разноплановые явления. Гарантии - это средства, а охрана и защита - деятельность компетентных государственных органов и общественных организаций с использованием указанных средств (гарантий). Вместе с тем было бы неверно противопоставлять гарантии и меры охраны и защиты прав личности. Организационная деятельность государственных органов и общественных организаций по охране и защите прав личности может быть представлена в виде организационных гарантий, т.е. средств, с помощью которых осуществляется реализация прав.

Охрана права на личную неприкосновенность представляет собой систему мер, направленных на предупреждение его нарушений и устранение порождающих их причин. Другими словами, речь идет о мерах, применяемых до нарушения права на личную неприкосновенность. Законодатель предполагает, что процесс реализации данного права должен происходить в строгом соответствии с требованиями законности. Одновременно не исключается возможность отступлений от них в силу ряда причин (сознательное нарушение закона, незнание его и т.п.). С целью предупреждения совершения таких действий и предпринимаются меры охраны права на личную неприкосновенность. Они могут иметь как правовой, так и неправовой характер.

Правовой характер охраны права на личную неприкосновенность состоит в принятии соответствующих правовых норм, направленных на недопущение незаконного ограничения индивидуальной свободы граждан, которые приобретают статус гарантий. Однако право само по себе не в состоянии обеспечить высокий уровень сознательности или компетентности каждого работника правоохранительных органов, деятельность которых связана с ограничением личной неприкосновенности. Хотя закон и устанавливает санкции за нарушение данного права, которые выполняют превентивные функции тем, что предостерегают против такого нарушения под страхом наказания, однако для наиболее полной охраны данного права необходимы также меры неправового характера: обеспечение соответствующего уровня профессиональной подготовки работников правоохранительных органов, воспитательной работы, осуществление различных организационных мер неправового содержания.

В отличие от охраны защита права на личную неприкосновенность представляет собой комплекс мер, осуществляемых государственными органами, которые направлены на выявление и пресечение незаконных посягательств на индивидуальную свободу граждан, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в его нарушении к ответственности. Важно отметить, что если охрана права на личную неприкосновенность может быть осуществлена как правовыми, так и организационными мерами, то меры защиты носят строго правовой характер. Все действия по защите данного права регламентируются законами и ведомственными нормативными актами.

Третьим элементом механизма обеспечения права на личную неприкосновенность является система гарантий. Под гарантиями прав личности обычно понимают общие условия и специальные (юридические) средства, обеспечивающие фактическую возможность пользоваться лежащими в их основе благами, надежно их защищать. При этом общие условия включают в себя экономические, политические, социальные и духовные основы функционирования общества, а специальные (юридические) средства - это закрепленные в законе средства, непосредственно обеспечивающие возможность правомерной реализации прав личности. Без них правовые нормы сами по себе бессильны и не могут быть применены и реализованы на практике. В соответствии с этим выделяются общие и юридические гарантии.

Такое деление гарантий можно считать общепризнанным, хотя многие исследователи выделяют, с нашей точки зрения, совершенно обоснованно еще один вид гарантий - организационные гарантии, которые характеризуют организационную деятельность государственных органов и общественных организаций по обеспечению прав и свобод граждан.

В последнее время наметились попытки по-иному взглянуть на соотношение общих условий и специальных средств реализации прав личности. С одной стороны, говорится о необходимости более конкретизированного рассмотрения общих гарантий, поскольку, будучи общей по своему характеру, указанная классификация не позволяет провести должное разграничение между общими условиями общественной жизни, в которых происходит реализация прав граждан, и собственно гарантиями, конкретизирующими указанные общие условия применительно к обеспечению прав и свобод граждан, их реализации и, что самое главное, - реализации вполне определенных по своему содержанию прав и свобод.

С другой стороны, высказывается мнение, что экономические, политические и другие условия сами по себе не обеспечивают реализации правовых норм. Они представляют собой предпосылки гарантирования, но не гарантии в собственном смысле слова. Эта мысль обосновывается тем, что разграничение общих и специальных гарантий носит условный характер, т.к. социальное содержание норм права преломляется в их юридической форме.

Действительно, все юридические гарантии имеют то или иное социальное содержание, отражают и закрепляют общественные отношения, но это не означает, что сами эти отношения не выступают в качестве важнейших условий реализации прав и свобод граждан. Именно наличие этих условий является решающей гарантией провозглашения и реализации прав личности. Другое дело, что они могут носить опосредованный характер при реализации конкретного права, но это ничуть не умаляет их значения. Задача состоит в том, чтобы показать конкретное проявление влияния общественных отношений на реализацию определенного права личности, т.е. конкретные, вытекающие из них возможности экономического, политического, социального или духовного свойства. Следует также учитывать, что гарантиями реализации прав и свобод граждан являются лишь те социальные отношения, которые способствуют этой реализации.

Когда мы говорим об экономических основах общества, его политической системе, культурно-духовных устоях, то на этом общем уровне еще нельзя провести должного различия между гарантиями, имеющими отношение к различным правам и свободам. Поэтому важно наряду с указанием на общие условия, способствующие реализации прав и свобод личности, классифицировать условия, гарантирующие реализацию отдельных прав.

Основания такой классификации могут быть различными. Можно конкретизировать общие условия реализации прав и свобод с точки зрения их содержания. Однако при таком подходе возникает опасность появления обширного количества структурных элементов, уяснить содержание которых в процессе реализации прав и свобод довольно затруднительно. Так, взяв за основу этот критерий классификации и применив его к политической системе российского общества, мы вынуждены были бы предельно конкретизировать все стороны российской демократии, детализировать организационную структуру, формы и методы деятельности каждого из субъектов политической системы российского общества. Именно поэтому при рассмотрении общих гарантий прав и свобод личности в литературе обычно отмечают основные черты, характеризующие важнейшие стороны общественной жизни.

Степень конкретизации общих гарантий может быть значительно повышена, если в основу классификации положить каждый из элементов механизма реализации прав и свобод личности. С этой точки зрения общие условия могут быть раскрыты применительно к отдельным элементам механизма реализации прав и свобод личности: например, условия, влияющие на процесс непосредственной реализации прав (на процесс пользования благом), и условия, влияющие на охрану и защиту прав и свобод личности.

Каждое из названных оснований классификации общих условий реализации прав и свобод личности имеет основания своего существования. В своем единстве они дают возможность всесторонне раскрыть роль общих условий в качестве гарантий реализации как всей системы прав и свобод личности, так и отдельных их видов, например, права личной неприкосновенности. Очевидно, что для каждого права в структуре общих условий наибольшее непосредственное влияние оказывают не все, а лишь некоторые элементы, остальные выступают для него в качестве косвенных, опосредованных гарантий. Система гарантий одного права по своей структуре, совокупности условий и средств гарантирования не идентична системе гарантий другого права. Поэтому задача заключается в том, чтобы выяснить, во-первых, какова связь между общими гарантиями и данным субъективным правом, и, во-вторых, какие именно гарантии имеют для него наибольшее значение.

Применительно к праву на личную неприкосновенность роль системы общих гарантий состоит в том, что экономические, социально-политические, духовно-культурные условия жизнедеятельности общества прямо или опосредованно обеспечивают возможность реализации данного права. Так, обязательство государства охранять и защищать личность от посягательств на ее свободу может быть выполнено лишь при соответствующем уровне материальных возможностей общества, которое в состоянии выделить необходимые средства на выполнение этого вида деятельности государства. Политически право на личную неприкосновенность гарантируется всей системой демократического устройства государства, обеспечивающей сочетание прав и свобод граждан с их обязанностями, а также взаимную ответственность личности и государства. В духовной сфере существенной гарантией права на личную неприкосновенность является высокий уровень правовой культуры и правового сознания общества как условия необходимого нормативного обеспечения данного права и соблюдения законности при реализации юридических средств охраны и защиты личной неприкосновенности граждан.

Наличие общих гарантий само по себе является необходимым, но не достаточным условием реализации права на личную неприкосновенность. Для этого требуются специальные, т.е. юридические гарантии, представляющие собой закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию данного права, его охрану и защиту. Юридические гарантии необходимы как для того, чтобы права личности не нарушались, так и для того, чтобы они осуществлялись возможно полнее.

Любое право может рассматриваться как объект гарантирования. Но среди всех прав граждан, закрепленных на конституционном уровне, особое место занимают права, определяя которые законодатель использует такие формулировки, как «гарантируется», «обеспечивается» и т.п. Это означает, что данным правам придается особая значимость и что за ними должна стоять система юридических гарантий. К таким правам относится право на личную неприкосновенность.

Юридические гарантии существенным образом отличаются от общих гарантий, что обусловлено их конкретным характером, правовым закреплением, наличием санкций за их неисполнение. Они охватывают все стороны обеспечения права личности, поэтому построение системы этих гарантий дает возможность увидеть недостатки, противоречия, пробелы в правовом регулировании сферы отношений, связанных с тем социальным благом, которое предоставляет это право.

Всякая система, в том числе система юридических гарантий, предполагает определенную классификацию входящих в нее элементов. Если проанализировать имеющиеся в литературе мнения по вопросу о видах юридических гарантий, то в зависимости от критерия, положенного в основу классификации, можно предложить несколько видов построения системы юридических гарантий граждан:

1. По степени общности:

а) гарантии, закрепленные в Конституции, в текущем законодательстве и в актах государственного управления (И.Н.Корешкова);

б) общие гарантии, относящиеся ко всем правам и к каждому праву в отдельности, и специальные гарантии, обеспечивающие реализацию конкретного права (Ф.М.Рудинский).

2. По функциям:

а) гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) прав и свобод (Н.В.Витрук);

б) стимулирующие, правообеспечительные и превентивно-охранительные (Н.А.Боброва);

в) средства, обеспечивающие возможность осуществления прав, и средства, с помощью которых обеспечивается их охрана (Л.Д.Воеводин, В.А.Кучинский).

3. По отраслевому признаку: государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и т.п.

Каждый из названных критериев классификации юридических гарантий прав личности имеет под собой объективное основание, что позволяет подойти к гарантиям с разных сторон, увидеть их различные свойства. Однако необходимо отделять главные свойства гарантий от второстепенных, определяющие - от производных и т.д. Поэтому следует взять за исходную такую классификацию, которая позволила бы в максимальной степени исследовать сложный, многоуровневый и разноаспектный механизм юридического гарантирования права на личную неприкосновенность. Все другие классификации гарантий в этом случае будут подчинены раскрытию содержания элементов основной классификации.

В качестве ведущего критерия классификации юридических гарантий права на личную неприкосновенность предлагается деление их по функциональному признаку. Этот критерий, на наш взгляд, адекватно отражает основные свойства гарантий данного права личности. Он дает возможность раскрыть его юридические гарантии и с точки зрения степени их общности, и по принадлежности к той или иной отрасли права.

Он позволяет:

1) выявить те нормы права по отраслевой принадлежности, которые непосредственно влияют на реализацию права на личную неприкосновенность;

2) определить функциональное назначение отраслевых гарантий по отношению к данному праву;

3) найти оптимальные пути совершенствования его юридических гарантий.

Применение функционального критерия классификации юридических гарантий права на личную неприкосновенность позволяет вычленить два вида гарантий этого права - гарантии охраны и гарантии защиты, которые выступают юридическими средствами осуществления мер по предупреждению нарушений данного права, его восстановлению в случае нарушения и наказанию виновных в этом нарушении.

Реальное гарантирование права на личную неприкосновенность предполагает не только наличие общих и юридических гарантий, но и организационную деятельность по претворению их в практику общественных отношений, которая составляет содержание организационных гарантий прав личности.

В литературе под организационными гарантиями чаще всего понимается специальная организационная деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на эффективное использование общих и юридических гарантий в целях обеспечения условий для наиболее полной реализации прав и свобод личности.

Необходимость выделения данного вида гарантий появилась из потребности отразить динамическую сторону гарантий, не ограничиваясь их нормативно-статической стороной. Нормативное гарантирование призвано создавать для каждой личности юридически равные условия реализации права личной неприкосновенности. В этом состоит примат нормативных гарантий по отношению к организационным. Однако преимущество организационных гарантий заключается в их большей подвижности, оперативности. Правовые и организационные гарантии неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга.

Следует согласиться с мнением, что можно и нужно говорить о реализации не только прав, но и их гарантий. В этом отношении огромное значение имеет организационная деятельность субъектов права, направленная на реализацию всех видов гарантий, которая служит общим условием (универсальной предпосылкой) действенности всей системы прав личности. Это гарантия иного порядка, иного уровня, нежели общие и специальные гарантии, есть, по выражению Н.В.Витрука, «гарантия гарантий», и ее нельзя рассматривать в одной плоскости с иными гарантиями.

Очевидно, что не всякая деятельность, имеющая отношение к праву личной неприкосновенности, может рассматриваться в качестве ее организационных гарантий. Деятельность (а иногда бездеятельность) государственных органов и их должностных лиц может не только не способствовать охране и защите прав личности, но и препятствовать их осуществлению либо вообще нарушать их. Поэтому организационными гарантиями права на личную неприкосновенность выступает лишь та деятельность, которая направлена на эффективную реализацию норм, предоставляющих личности возможность пользоваться своей индивидуальной свободой в рамках закона, а следовательно, обеспечивающая ее безопасность.

Примечания

1. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 77.

ОПАЛЕВА Алла Анатольевна. Доктор юридических наук, профессор. В 1985-2000 гг. работала на научно-педагогических должностях в Юридическом институте МВД России. В 2000-2008 гг. - профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России. С 2008 г. - профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. Полковник милиции.