Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Вопросы взаимодействия МВД и частных охранных предприятий

Королев М.И., Председатель Объединения охранных агентств "Глобал­Безопасность"

***

В статье обсуждаются поправки к закону о частной охранной деятельности, в том числе касающиеся хранения оружия и повышения квалификации сотрудников частных охранных предприятий.

Ключевые слова: охранные предприятия, органы внутренних дел, оружие.

***

Закон о Частной охранной деятельности был принят в 1992 г. и с тех пор никаким изменениям не подвергался. За этот большой срок изменились реалии нашей жизни. Экономические, общественные, правовые отношения претерпели значительные изменения. Уже несколько лет назад стало ясно, что взаимоотношения МВД и частных охранных структур пора законодательно усовершенствовать. В этом были заинтересованы не только частные охранные организации, но и представители силовых структур, призванных обеспечивать безопасность граждан. Ведь, когда возникали какие-либо проблемы с частными охранными структурами, все претензии в первую очередь направлялись в МВД и спрашивали тоже с МВД.

На протяжении последних лет и частные охранные предприятия, и представители МВД пытались законодательно провести жизненно необходимые поправки к закону о частной охранной деятельности 1992 г. С 01.01.2010 эти поправки вступили в силу. Безусловно, в новом законе есть элементы ужесточения правил «игры». Но двухлетний совместный труд руководителей частных охранных структур и МВД по разработке поправок к федеральному закону показал, что есть необходимость отрегулировать отношения между МВД и охранным сообществом.

Основное изменение, которое уже давно назрело, касается вопроса хранения оружия. Теперь оружие частных охранных структур перевели в собственность МВД. Многие охранные структуры выразили беспокойство: как же так? Нас лишают собственности! Мы имеем право на собственность по Конституции, а у нас это право отнимают! Я могу ответить своим коллегам так: никто у нас это право не отнимает. Раньше, когда представители МВД приезжали проверять оружие в частное охранное предприятие, возникало множество проблемных ситуаций, связанных с нарушениями хранения оружия. Проверяющему могли сказать, что это частная собственность, и не допустить его. Или что отвечающий за комнату хранения оружия болен или уехал в командировку - и так 2-3 месяца. Но чаще всего за такими отговорками скрывались факты нарушения закона или халатность. Но оружие - дело серьезное, оно должно учитываться и проверяться, находиться под постоянным контролем - иначе недалеко до серьезных нарушений хранения или даже преступлений. Поэтому с 01.01.2010 все оружие частных охранных организаций переходит в собственность МВД, регистрируется, а затем на безвозмездной основе вновь возвращается охранной структуре, и никакая аренда в данном случае не платится. Но если охранная структура организовалась уже после принятия закона, т.е. после 01.01.2010 и у нее есть желание приобрести оружие, то она обращается в МВД. МВД закупает оружие в соответствии с нормами закона для конкретной охранной структуры и выдает ей оружие уже на условиях аренды. Стоит аренда вполне разумные и небольшие деньги. Не надо бояться, что МВД на этом будет наживаться. По предварительным расценкам, это примерно 75% стоимости оружия на 5 лет, т.е. 60-70 руб. в месяц за единицу оружия. Но не надо забывать, что это оружие фактически зарабатывает деньги для охранной структуры. Я думаю, что это очень правильное решение, которое позволит контролировать оружие: его использование, количество и хранение. К тому же такое решение о передаче оружия в собственность МВД снимет напряжение во взаимодействии МВД и охранных структур. Но при этом надо отметить, что данная поправка относится к оружию, а спецсредства охранная организация приобретает самостоятельно в соответствии с законом. Травматическое оружие, электрошокеры хранятся в охранных структурах. Их учитывают, но в МВД они не передаются.

Еще один очень важный момент, касающийся произошедших изменений. Я уверен, что закон сделает охранные структуры более профессиональными. С 01.01.2010 начала действовать профессиональная классификация охранников. В зависимости от разряда охранник допущен или не допущен к оружию. Четвертый разряд - самый низкий. Охранник такой квалификации может охранять помещения, территории, объекты имущества с использованием специальных средств. Пятая квалификация дает право на гражданское оружие. И охранник шестой, высшей квалификации - это специалист, который допускается ко всем видам разрешенного для охраны оружия. Если охранное сообщество занимается, например, только охраной строительных площадок, то его сотрудникам оружие не нужно, им достаточно иметь четвертый разряд. И у МВД будет четкое понимание ситуации: в данной охранной организации нет оружия и не должно быть.

На каждого руководителя охранной структуры ложится теперь дополнительная ответственность. Ведь прежде чем доверить охраннику оружие, надо досконально изучить человека, чтобы понимать, как он поведет себя в сложной ситуации, имея в руках пистолет. Охранник может быть образованным, умным человеком, но если у него, как я называю, психологическая несовместимость с оружием, он его боится, то и нет смысла давать ему шестую категорию.

В новом законе, в методических рекомендациях уже по этому закону ДООП МВД, Координационным советом уже сказано о том, что для каждого подразделения есть обязательное условие - наличие юриста. Это необходимо для того, чтобы грамотно подготовить договор и грамотно инструктировать работу с людьми.

В подразделении, которое занимается охраной объектов с оружием, сейчас обязательно присутствие психолога. Врач каждое утро должен осмотреть охранника, определить его самочувствие, психологическое состояние и только потом дать заключение о его готовности выйти на объект. Ведь это повышенная группа риска, как и работники милиции. Особенно, если охраннику выдают оружие.

Охранный вид деятельности должен быть основным видом деятельности организации. Сейчас в законе указаны ограничения при организации охранного предприятия. Если человек занимается государственной деятельностью, например, он чиновник, госчиновник, то он не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Руководитель охранной организации не имеет права участвовать, быть учредителем общественной организации. С 01.01.2010 к руководителям частного охранного предприятия предъявляются особые, повышенные требования. Обязательно высшее образование. Все руководители должны пройти подготовку как руководители частной охранной организации. Руководитель должен знать и бухгалтерию, и юриспруденцию, все требования, что предъявляются к охраннику. Он должен получить высшую квалификацию, если организация имеет оружие, шестой разряд.

Постановление о взаимодействии органов милиции и охранных сообществ, которое сейчас обсуждается, будет регламентировать все ситуации, когда охранные сообщества будут привлекаться к охране общественного порядка: где, сколько, какие посты, что имеет право сделать охранник, как должна милиция реагировать на его действия и т.д. В московской области в Мытищинском районе мы уже сами отрегулировали это взаимодействие. Каждый день одна частная охранная структура выставляет 10-12 человек для несения патрульно-постовой службы. Я знаю, что есть определенные дни, когда я как руководитель должен отправить своих людей. Но это должны быть особенные люди, с определенными навыками.

На случай другой ситуации, когда требуется наша помощь для охраны больших мероприятий, у нас есть тройственный договор, подписанный администрацией, милицией и частной охранной структурой. Там прописано, что мы должны оказывать им содействие в охране общественного порядка при проведении общественно-массовых мероприятий. Но, как правило, все такие мероприятия, как митинги и пр., - это оплачиваемый вид деятельности.

Охранные структуры не могут привлечь к задержаниям, но при несении службы по охране общественного порядка на своих объектах мы должны заниматься и задержанием, и перекрытием места движения преступника, если он пытается скрыться.

У всех, кто работает в охранном сообществе, есть определенные социальные гарантии. Сейчас законом закреплено, что все сотрудники охраны застрахованы от тех рисков, которые могут с ним произойти. Охранное сообщество также должно страховать свою ответственность перед заказчиком.

Хочется, чтобы охранная деятельность была высокоцивилизованным видом бизнеса. И тогда поднимется престиж профессии.

КОРОЛЁВ Михаил Иванович. Кандидат экономических наук. Член-корреспондент РАЕН. В 1990-1995 гг. служил на оперативных должностях в Управлении военной контрразведки ФСБ РФ по внутренним войскам МВД РФ. С 1996 г. - Генеральный директор - Председатель Объединения "Глобал-Безопасность". Член Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ.

Вопросы взаимодействия МВД и частных охранных предприятий | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Вопросы взаимодействия МВД и частных охранных предприятий

Королев М.И., Председатель Объединения охранных агентств "Глобал­Безопасность"

***

В статье обсуждаются поправки к закону о частной охранной деятельности, в том числе касающиеся хранения оружия и повышения квалификации сотрудников частных охранных предприятий.

Ключевые слова: охранные предприятия, органы внутренних дел, оружие.

***

Закон о Частной охранной деятельности был принят в 1992 г. и с тех пор никаким изменениям не подвергался. За этот большой срок изменились реалии нашей жизни. Экономические, общественные, правовые отношения претерпели значительные изменения. Уже несколько лет назад стало ясно, что взаимоотношения МВД и частных охранных структур пора законодательно усовершенствовать. В этом были заинтересованы не только частные охранные организации, но и представители силовых структур, призванных обеспечивать безопасность граждан. Ведь, когда возникали какие-либо проблемы с частными охранными структурами, все претензии в первую очередь направлялись в МВД и спрашивали тоже с МВД.

На протяжении последних лет и частные охранные предприятия, и представители МВД пытались законодательно провести жизненно необходимые поправки к закону о частной охранной деятельности 1992 г. С 01.01.2010 эти поправки вступили в силу. Безусловно, в новом законе есть элементы ужесточения правил «игры». Но двухлетний совместный труд руководителей частных охранных структур и МВД по разработке поправок к федеральному закону показал, что есть необходимость отрегулировать отношения между МВД и охранным сообществом.

Основное изменение, которое уже давно назрело, касается вопроса хранения оружия. Теперь оружие частных охранных структур перевели в собственность МВД. Многие охранные структуры выразили беспокойство: как же так? Нас лишают собственности! Мы имеем право на собственность по Конституции, а у нас это право отнимают! Я могу ответить своим коллегам так: никто у нас это право не отнимает. Раньше, когда представители МВД приезжали проверять оружие в частное охранное предприятие, возникало множество проблемных ситуаций, связанных с нарушениями хранения оружия. Проверяющему могли сказать, что это частная собственность, и не допустить его. Или что отвечающий за комнату хранения оружия болен или уехал в командировку - и так 2-3 месяца. Но чаще всего за такими отговорками скрывались факты нарушения закона или халатность. Но оружие - дело серьезное, оно должно учитываться и проверяться, находиться под постоянным контролем - иначе недалеко до серьезных нарушений хранения или даже преступлений. Поэтому с 01.01.2010 все оружие частных охранных организаций переходит в собственность МВД, регистрируется, а затем на безвозмездной основе вновь возвращается охранной структуре, и никакая аренда в данном случае не платится. Но если охранная структура организовалась уже после принятия закона, т.е. после 01.01.2010 и у нее есть желание приобрести оружие, то она обращается в МВД. МВД закупает оружие в соответствии с нормами закона для конкретной охранной структуры и выдает ей оружие уже на условиях аренды. Стоит аренда вполне разумные и небольшие деньги. Не надо бояться, что МВД на этом будет наживаться. По предварительным расценкам, это примерно 75% стоимости оружия на 5 лет, т.е. 60-70 руб. в месяц за единицу оружия. Но не надо забывать, что это оружие фактически зарабатывает деньги для охранной структуры. Я думаю, что это очень правильное решение, которое позволит контролировать оружие: его использование, количество и хранение. К тому же такое решение о передаче оружия в собственность МВД снимет напряжение во взаимодействии МВД и охранных структур. Но при этом надо отметить, что данная поправка относится к оружию, а спецсредства охранная организация приобретает самостоятельно в соответствии с законом. Травматическое оружие, электрошокеры хранятся в охранных структурах. Их учитывают, но в МВД они не передаются.

Еще один очень важный момент, касающийся произошедших изменений. Я уверен, что закон сделает охранные структуры более профессиональными. С 01.01.2010 начала действовать профессиональная классификация охранников. В зависимости от разряда охранник допущен или не допущен к оружию. Четвертый разряд - самый низкий. Охранник такой квалификации может охранять помещения, территории, объекты имущества с использованием специальных средств. Пятая квалификация дает право на гражданское оружие. И охранник шестой, высшей квалификации - это специалист, который допускается ко всем видам разрешенного для охраны оружия. Если охранное сообщество занимается, например, только охраной строительных площадок, то его сотрудникам оружие не нужно, им достаточно иметь четвертый разряд. И у МВД будет четкое понимание ситуации: в данной охранной организации нет оружия и не должно быть.

На каждого руководителя охранной структуры ложится теперь дополнительная ответственность. Ведь прежде чем доверить охраннику оружие, надо досконально изучить человека, чтобы понимать, как он поведет себя в сложной ситуации, имея в руках пистолет. Охранник может быть образованным, умным человеком, но если у него, как я называю, психологическая несовместимость с оружием, он его боится, то и нет смысла давать ему шестую категорию.

В новом законе, в методических рекомендациях уже по этому закону ДООП МВД, Координационным советом уже сказано о том, что для каждого подразделения есть обязательное условие - наличие юриста. Это необходимо для того, чтобы грамотно подготовить договор и грамотно инструктировать работу с людьми.

В подразделении, которое занимается охраной объектов с оружием, сейчас обязательно присутствие психолога. Врач каждое утро должен осмотреть охранника, определить его самочувствие, психологическое состояние и только потом дать заключение о его готовности выйти на объект. Ведь это повышенная группа риска, как и работники милиции. Особенно, если охраннику выдают оружие.

Охранный вид деятельности должен быть основным видом деятельности организации. Сейчас в законе указаны ограничения при организации охранного предприятия. Если человек занимается государственной деятельностью, например, он чиновник, госчиновник, то он не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Руководитель охранной организации не имеет права участвовать, быть учредителем общественной организации. С 01.01.2010 к руководителям частного охранного предприятия предъявляются особые, повышенные требования. Обязательно высшее образование. Все руководители должны пройти подготовку как руководители частной охранной организации. Руководитель должен знать и бухгалтерию, и юриспруденцию, все требования, что предъявляются к охраннику. Он должен получить высшую квалификацию, если организация имеет оружие, шестой разряд.

Постановление о взаимодействии органов милиции и охранных сообществ, которое сейчас обсуждается, будет регламентировать все ситуации, когда охранные сообщества будут привлекаться к охране общественного порядка: где, сколько, какие посты, что имеет право сделать охранник, как должна милиция реагировать на его действия и т.д. В московской области в Мытищинском районе мы уже сами отрегулировали это взаимодействие. Каждый день одна частная охранная структура выставляет 10-12 человек для несения патрульно-постовой службы. Я знаю, что есть определенные дни, когда я как руководитель должен отправить своих людей. Но это должны быть особенные люди, с определенными навыками.

На случай другой ситуации, когда требуется наша помощь для охраны больших мероприятий, у нас есть тройственный договор, подписанный администрацией, милицией и частной охранной структурой. Там прописано, что мы должны оказывать им содействие в охране общественного порядка при проведении общественно-массовых мероприятий. Но, как правило, все такие мероприятия, как митинги и пр., - это оплачиваемый вид деятельности.

Охранные структуры не могут привлечь к задержаниям, но при несении службы по охране общественного порядка на своих объектах мы должны заниматься и задержанием, и перекрытием места движения преступника, если он пытается скрыться.

У всех, кто работает в охранном сообществе, есть определенные социальные гарантии. Сейчас законом закреплено, что все сотрудники охраны застрахованы от тех рисков, которые могут с ним произойти. Охранное сообщество также должно страховать свою ответственность перед заказчиком.

Хочется, чтобы охранная деятельность была высокоцивилизованным видом бизнеса. И тогда поднимется престиж профессии.

КОРОЛЁВ Михаил Иванович. Кандидат экономических наук. Член-корреспондент РАЕН. В 1990-1995 гг. служил на оперативных должностях в Управлении военной контрразведки ФСБ РФ по внутренним войскам МВД РФ. С 1996 г. - Генеральный директор - Председатель Объединения "Глобал-Безопасность". Член Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ.