Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

О необходимости введения в России системы обязательного противопожарного страхования

Дешевых Ю.И., Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

***

Рассмотрены основные положения законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара", призванного повысить уровень противопожарной защиты объектов в нашей стране.

Ключевые слова: МЧС России, пожарная безопасность, противопожарное страхование.

***

В Российской Федерации очень многое сделано в вопросах обеспечения пожарной безопасности. На протяжении последних 6 лет количество пожаров и количество погибших из года в год снижается в среднем на 5%. Если говорить в абсолютных цифрах, то за 6 лет спасено более 6000 человеческих жизней.

Но говорить о том, что мы переломили ситуацию с пожарами, к сожалению, не приходится. Количество пожаров в прошлом году составило около 200 тыс. случаев, количество погибших при них - почти 14 тыс. человек. Это очень серьезные цифры. Для сравнения: в США при численности населения в 300 млн человек количество погибших при пожарах за прошлый год составило 3800 человек. Так что наши показатели на этом фоне выглядят удручающе.

Существует проблема выполнения предписаний пожарного надзора. До недавнего времени, точнее, 4 года назад, предписание пожарного надзора выполнялись чуть более чем на 50%. Сегодня мы добились выполнения предписания на 83% по итогам прошлого года. Да, это прогресс, но нам необходимо выйти на 100%. Но вместе с тем решить этот вопрос, используя только рычаги государственного пожарного надзора, на сегодняшний день невозможно. Хотя еще раз отмечу, что государственный пожарный надзор в целом выполняет свои функции.

Вот основные меры, которые мы предпринимаем. Принят и почти год действует Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Постоянно совершенствуются методы организации пожаротушения. Но мы понимаем, что у всех административных мер есть некий предел, и поэтому нам необходимо изыскивать новые пути для того, чтобы усиливать меры по обеспечению пожарной безопасности.

Какие мы видим пути? Прежде всего - экономические рычаги влияния на собственников объектов. И здесь важнейший шаг - введение механизма обязательного противопожарного страхования. МЧС России подготовило соответствующий законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара». Эта инициатива нашла поддержку Президента РФ. На сегодняшний день законопроект проходит рассмотрение в федеральных органах исполнительной власти. Параллельно проходит его общественное обсуждение с участием бизнес-сообщества.

Законопроект об обязательном противопожарном страховании основан на положениях закона «Основы страхового дела в Российской Федерации». Этот закон предусматривает развитие страхования по отдельным направлениям. В данном случае это противопожарное страхование. Почему мы вышли с инициативой разработки отдельного законопроекта? К сожалению, пожар - наиболее часто встречающийся риск. Мы считаем, что именно здесь необходимо государственное регулирование через механизм противопожарного страхования.

***

В феврале состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная противопожарному страхованию. В ней приняли участие представители Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, федеральных министерств и ведомств, бизнеса, страхового сообщества. Мы еще раз обсудили положения законопроекта, внесли в него очередные коррективы, постарались учесть негативный опыт, который имеется в России в области обязательного страхования (я имею в виду ОСАГО). В начале марта в МЧС России прошло Всероссийское селекторное совещание по данному вопросу. В нем также приняли участие представители заинтересованных ведомств и бизнес-сообщества.

***

Какие цели мы преследовали, разрабатывая данный законопроект? Прежде всего, повышение пожарной безопасности в России. Изучая зарубежный опыт, мы видим, что страны идут по пути не только административного прессинга, не только со стороны надзора, но и задействуют экономические рычаги. Первая цель закона о противопожарном страховании - повышение противопожарной устойчивости объектов. Вторая очень важная цель - компенсация за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу наших граждан в результате пожара. Каждый пострадавший при пожаре человек должен гарантированно получить компенсацию за принесенный ему вред.

Учитывая российский и зарубежный опыт, мы предложили схему, которая легла в основу законопроекта об обязательном противопожарном страховании. В зависимости от уровня противопожарной защиты объекта страховая компания будет устанавливать страховую премию. Если уровень противопожарной защиты объекта высок, угроза возникновения пожара незначительна, то и страховая премия будет минимальной. Если же уровень противопожарной защиты объекта низкий, существует достаточно высокая угроза возникновения пожара, - то и страховая премия будет высокой. Таким образом, мы должны побудить собственника соблюдать на своем объекте требования пожарной безопасности. Крайние меры: страховые организации могут отказаться от страхования того или иного объекта, и тогда этот объект не должен функционировать. В этих трех аспектах заключается механизм противопожарного страхования.

Закон будет распространяться на две категории: на собственников и на арендаторов недвижимого имущества, управляющих им в установленном законом порядке. То есть это будут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Закон коснется практически всех граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель законопроекта заключается в том, чтобы повысить уровень противопожарной защиты объектов в нашей стране.

Вопросы противопожарного страхования в России имеют достаточно длительную историю. Более 200 лет назад первые страховые компании осуществляли страхование от пожаров. Впервые государственное страховое общество было организовано в России в 1786 г. и называлось «Страховая экспедиция». Его задачей было страхование строений от пожаров. Так что опыт у нас большой. Во многих городах России целые пожарные команды содержались не государством, а страховым сообществом. И уже страховые организации вкладывали очень большие суммы в превентивные, профилактические меры для того, чтобы потом меньше выплачивать страховые суммы. Сегодня, к сожалению, мы изъяли из законопроекта все, что касается превентивных мер. Надо поработать, приобрести какой-то опыт применения на практике закона, а затем будем проводить соответствующие корректирующие мероприятия. Думаю, что мы вернемся к обязательству осуществления превентивных мер страховыми организациями. Осуществлять их без какого-то понуждения со стороны законодателей побудит сама жизнь. Для того чтобы потери свести к минимуму, надо осуществлять профилактические меры по предупреждению пожара или по более качественной организации пожаротушения. В деле обеспечения пожарной безопасности государство и общество в страховых компаниях должно видеть настоящих союзников.

***

Приведу пример нашей работы в образовательных учреждениях. 5 лет назад количество пожаров, происходящих в образовательных учреждениях, было в пределах 1000 зарегистрированных случаев ежегодно. Количество погибших при этих пожарах доходило до 80-90 человек. При этом половина погибших были дети. Мы предметно, в течение этих 5 лет, работали по образовательным учреждениям. По итогам последних 2 лет количество пожаров в образовательных учреждениях снижено в 2 раза, это очень серьезная цифра, т.е. 400 случаев. При пожарах погибло в прошлом году 8 человек и ни одного ребенка. То есть количество погибших при пожаре людей снижено в 10 раз. Вот это предметная, целенаправленная работа государственного пожарного надзора.

***

Законопроектом предполагается, что договор противопожарного страхования будет заключаться на 1 год. Это мы сейчас обсуждаем. За год объект недвижимости может подвергнуться изменениям, может быть произведена его перепланировка, переоборудована система противопожарной защиты и т.д. Хотя мы предполагаем, что страховая компания, застраховав тот или иной объект, будет периодически осуществлять проверку. Сегодня система противопожарной защиты работает, завтра собственник не захочет вкладывать средства в поддержание ее работоспособного состояния, и система может прийти в негодность и не сработать при пожаре. Здесь важны превентивные мероприятия, осуществляемые страховой компанией. Типовой договор страхования должен быть утвержден Правительством РФ. Правительство же утверждает и базовые тарифы страховых взносов. А далее уже должен работать рынок.

Страховые тарифы предполагается устанавливать с учетом конструктивных характеристик объектов. Например, тариф на кирпичное здание должен быть меньше, чем на деревянное. Страховая организация сама будет разрабатывать методику и определять коэффициент для того или иного объекта. Есть зарубежные методики, которые могут быть адаптированы к российской действительности. Страховые организации будут использовать для этой цели собственные ресурсы или привлекать независимых аудиторов.

Страховые компании, конкурирующие друг с другом, должны вводить к базовым тарифам систему своих коэффициентов. А антимонопольное законодательство должно давать возможность собственнику выбирать страховую компанию. Спектр услуг каждая страховая компания должна предлагать самостоятельно. При этом конкуренция, существующая на этом рынке, должна способствовать повышению качества страховых услуг.

Мы предполагаем на сегодняшний день, что жилые помещения будут застрахованы на сумму 20 млн руб. Объекты недвижимости мы подразделяем на несколько категорий, в зависимости от площади. Страховая выплата, соответственно, будет варьировать от 10 млн руб. до 500 млн руб.

Также в законопроекте предусмотрены размеры страховых выплат в случае гибели человека при пожаре, нанесения вреда его здоровью и потери имущества. В случае гибели человека мы предлагаем установить выплату в размере 2 млн руб., в случае потери здоровья - до 2 млн руб., при потере имущества - в размере реального ущерба.

Из чего мы исходили? Прежде всего, из тех параметров страхового поля, которое на сегодняшний день имеется. Мы проводили технико-экономическое обоснование, анализировали количество пожаров, происходящих в России, структуру этих пожаров, места возникновения, ущерб, наносимый пожарами.

К сожалению, в совокупности в России ежегодно пожарами уничтожается средний город с численностью населения примерно 130 тыс. человек со всей инфраструктурой: ночными клубами, больницами, школами... Это очень серьезно.

Сегодня в стране предприятий, организаций различной собственности порядка 4,5 млн, индивидуальных предпринимателей порядка 2,5 млн и 58 млн объектов в жилом секторе. Вот это - то поле, которое будет охвачено законом о страховании. Если на объекте произошел пожар, в результате которого был нанесен ущерб третьим лицам, то собственник этого объекта через страховую компанию должен компенсировать пострадавшим их потери.

Одна из целей законопроекта - это возмещение ущерба гражданам, пострадавшим в результате пожара. Например, произошел пожар в квартире, в результате которого была залита квартира, расположенная этажом ниже. Кто должен возместить ущерб? Страховая компания. Другое дело, что эти страховые суммы, возможно, и не возместят весь ущерб, тогда вступает в дело гражданское производство, в рамках которого и возмещается остальной ущерб. Следующий момент, на мой взгляд, очень важный. Если в результате пожара погибли люди, помимо возмещения ущерба человек, который был виновником пожара, будет привлечен к уголовной ответственности.

Законопроект предусматривает возможность образования профессиональных объединений страховщиков. Проблемы легче решать не в одиночку, а объединив усилия нескольких организаций, в частности, страховых компаний. Еще один важный момент - это создание некоего корпоративного духа добропорядочности. Есть организации, которые демпингуют на рынке, оказывают некачественные услуги. Мне кажется, чтобы оградить наших граждан от таких организаций, и нужно создавать профессиональные объединения.

Государственный пожарный надзор сосредоточит свои усилия исключительно на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимых объектах, критически важных объектах для экономики страны. Как отмечает С.К.Шойгу, бизнес должен разбираться с бизнесом без посредников. Считаю, что это очень важно.

Материал подготовлен при содействии Управления информации МЧС России.

*По материалам интернет-интервью в ИА "Гарант".