Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Нужны адекватные наркоугрозам меры - и правовые, и профилактические

Чернышев А.А., Губернатор Оренбургской области

***

В статье анализируется антинаркотическая политика Правительства Оренбургской области, в том числе законотворческая. Автор предлагает создать систему альтернативного лечения и специальные суды для наркозависимых нарушителей закона, ужесточить наказание в отношении распространителей крупных партий наркотиков, активизировать работу по раннему выявлению потребителей наркотиков.

Ключевые слова: Оренбургская область, антинаркотическая политика, наркотики, принудительное лечение, профилактика.

***

Антинаркотическая политика Правительства Оренбургской области, в том числе законотворческая, во многом обусловлена геополитическим положением, промышленной инфраструктурой и полиэтническим составом населения, а также уровнем распространенности наркомании в населенных пунктах.

Численность населения области составляет более 2 млн человек, на территории региона проживают представители 119 национальностей. В Оренбуржье расположено 37 критически важных объектов, 185 предприятий повышенной опасности и жизнеобеспечения, значительное количество техногенноопасных производств. Область является одним из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России с крупными центрами переработки углеводородов.

Наш регион расположен на основных транспортных магистралях, связывающих Российскую Федерацию с государствами Центральной и Средней Азии. Общая протяженность оренбургского участка Государственной границы с Республикой Казахстан составляет более 1800 км. Это самый большой и стратегически важный участок российско-казахстанской границы.

Данное обстоятельство способствует постоянному притоку мигрантов из этих стран, а также непрекращающимся попыткам провоза наркотических средств, других контрабандных товаров и грузов с последующим их транзитным перемещением через территорию области вглубь страны. По каналам внутренней миграции в последние годы прибыло и осело на постоянное место жительства значительное количество представителей северокавказских и закавказских народностей. Часть мигрантов вливается в ряды этнических диаспор, занимающихся криминальной деятельностью.

По данным регионального министерства здравоохранения и социального развития, в 2008 г. распространенность наркомании в области в среднем составила 14 случаев на 10 тыс. населения со значительной дифференциацией по районам области (максимальный уровень наркомании отмечается в г. Орске - 42,8). По сравнению с 2007 г. этот показатель удалось снизить на 13,6%.

Общий объем выявленных на территории области преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков за 9 месяцев 2009 г. составил 15,4 преступления в расчете на 10 тыс. населения. Правоохранительными органами области выявлено 2884 наркопреступления, из которых 1298 связано со сбытом.

Законотворческая деятельность в сфере борьбы с наркоманией направлена, прежде всего, на обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркомании, создание административных и морально-нравственных барьеров, препятствующих немедицинскому наркопотреблению, раннее выявление, обследование и учет лиц, злоупотребляющих наркотиками, оказание медико-психологической и социальной помощи больным наркоманией. В этом же ряду создание условий для эффективной работы правоохранительных органов и выработка мер по недопущению наркозависимых лиц к работе на техногенноопасных производствах.

Основным документом организации антинаркотической работы является целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области на 2005-2009 годы». Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» областная антинаркотическая программа включена в перечень приоритетных направлений увеличения расходов областного бюджета на 2009 г. Правительством области разработана новая антинаркотическая программа на 2010-2012 гг.

С 2006 г. в области реализуется Указ Губернатора «О мерах по выявлению и уничтожению дикорастущих и незаконных посевов наркотикосодержащих культур на территории Оренбургской области», которым главам городов и районов рекомендовано совместно с Управлением наркоконтроля осуществлять комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение незаконной заготовки и поступления в оборот наркотиков растительного происхождения в период их созревания.

В мае прошлого года принят Закон Оренбургской области «Об определении территорий, в пределах которых осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В июне 2008 г. принят закон «О профилактике наркомании и токсикомании в Оренбургской области».

Хотел бы подчеркнуть, что определяющую роль в противодействии наркомании и совершенствовании регионального законодательства играет образованная в соответствии с Указом Президента РФ областная Антинаркотическая комиссия. C момента своего создания комиссия является основным координирующим центром антинаркотической деятельности, который осуществляет анализ наркоситуации в области, вырабатывает стратегию и тактику противодействия наркоугрозам, обобщает и распространяет положительный опыт соответствующих комиссий муниципальных образований. К работе в комиссии привлекаются традиционные религиозные конфессии и общественные организации. У нас насчитывается более 10 общественных организаций и объединений, уставной деятельностью которых является формирование у несовершеннолетних установок на здоровый образ жизни, а также культурно-досуговая, спортивная работа, организация занятости детей и подростков в свободное от учебы время. Особо хотел бы отметить работу по профилактике наркомании автономной некоммерческой организации «Бюро по проблемам наркомании», Оренбургской региональной общественной организации «Молодежь против наркотиков», представителей Оренбургской и Бузулукской епархии Русской православной церкви и Духовного управления мусульман Оренбургской области.

В области в полной мере используется также законотворческий ресурс Антинаркотической комиссии. Так, во исполнение принятого в июне 2008 г. решения в целях комплексного использования информационных возможностей органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций при Антинаркотической комиссии области создается Совет антинаркотической пропаганды, разрабатывается концепция информационно-пропагандистского сопровождения деятельности по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

В апреле 2009 г. принято постановление Правительства области «Об утверждении перечня предприятий и организаций Оренбургской области, имеющих техногенноопасные производства, требующих повышенных мер антинаркотической защиты». Этим документом руководителям входящих в Перечень предприятий и организаций рекомендовано во взаимодействии с Управлением наркоконтроля спланировать и осуществить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению немедицинского потребления работниками наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По состоянию на 01.11.2009 соглашения о взаимодействии подписаны с 37 предприятиями области, имеющими техногенноопасные производства (47% от общего количества предприятий, определенных постановлением Правительства области). Работа по заключению соглашений продолжается.

В апреле и сентябре текущего года министерством образования совместно с министерством здравоохранения и социального развития области и Управлением наркоконтроля по Оренбургской области проведено экспериментальное добровольное экспресс-тестирование с применением иммунохроматографических тестов учащихся 4 средних школ и 4 профессиональных училищ городов Оренбурга и Орска на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. К сожалению, в результате тестирования получено несколько положительных проб. Анализ свидетельствует о том, что тестирование является действенной профилактикой потребления наркотиков.

Вместе с тем надо признать, что, несмотря на предпринимаемые в настоящее время в сфере борьбы с наркоманией меры, существует много нерешенных вопросов и проблем, преодолеть которые только на уровне субъекта Федерации не представляется возможным. Хотелось бы обозначить основные направления, решение по которым необходимо принять на федеральном уровне. Так, мы считаем целесообразным создать систему альтернативного лечения наркомании, которая оставляла бы наркозависимому нарушителю закона возможность выбора между лишением свободы или лечением и реабилитацией. При этом имеет смысл создавать специальные суды для наркозависимых, так называемые наркосуды. Кроме того, в уголовное законодательство необходимо вернуть принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии вменяемости и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании после проведения обязательной наркологической экспертизы. В уголовно-исполнительной системе для содержания и принудительного лечения осужденных этой категории организовать лечебные исправительные учреждения.

Необходимо ужесточить наказание в отношении распространителей крупных партий наркотиков, организаторов и менеджеров наркоагрессии, а также лиц, сбывающих наркотики несовершеннолетним. Требуют законодательного урегулирования вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют десятки и сотни килограммов и происходит передача зелья от одной преступной группировки к другой.

Назрела необходимость создать систему раннего выявления потребителей наркотиков и других психоактивных веществ. Это может быть достигнуто путем включения врача-нарколога в состав специалистов, участвующих в медицинских осмотрах школьников старших классов.

Кроме того, целесообразна разработка федерального закона о социальной адаптации и содействии занятости наркозависимых и льготах работодателям, выделяющим рабочие места указанной категории лиц.

Следует внести в Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» и совместный приказ Федеральной пограничной службы России, Государственного таможенного комитета России и Госкомстата России изменения, связанные с наделением Пограничного управления ФСБ России полномочиями по ведению поименного учета лиц, пересекающих государственную границу. Это значительно облегчило бы выявление и пресечение правонарушений и преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В заключение хотел бы отметить, что работа органов власти Оренбургской области по формированию правовой базы в сфере борьбы с наркоманией далеко не закончена. Совокупность таких тревожных тенденций, как значительное количество наркозависимых, стремительное омоложение наркомании, приобщение к наркотикам женщин, спутники наркоманов - СПИД, вирусный гепатит и другие серьезные заболевания - просто вынуждают нас вырабатывать адекватные наркоугрозам меры, прежде всего правовые и профилактические.

ЧЕРНЫШЕВ Алексей Андреевич. В 1991-93 гг. - член Верховного Совета РСФСР, председатель Комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. В 1993-94 гг. - первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ. Депутат Государственной Думы ФС РФ первого и второго созывов, возглавлял Комитет по аграрным вопросам. С 1999 г. - глава администрации Оренбургской области. В 2000-2002 гг. - член Совета Федерации ФС РФ, с 2002 г. - член Государственного Совета РФ. С 2005 г. - Губернатор Оренбургской области.

Нужны адекватные наркоугрозам меры - и правовые, и профилактические | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Нужны адекватные наркоугрозам меры - и правовые, и профилактические

Чернышев А.А., Губернатор Оренбургской области

***

В статье анализируется антинаркотическая политика Правительства Оренбургской области, в том числе законотворческая. Автор предлагает создать систему альтернативного лечения и специальные суды для наркозависимых нарушителей закона, ужесточить наказание в отношении распространителей крупных партий наркотиков, активизировать работу по раннему выявлению потребителей наркотиков.

Ключевые слова: Оренбургская область, антинаркотическая политика, наркотики, принудительное лечение, профилактика.

***

Антинаркотическая политика Правительства Оренбургской области, в том числе законотворческая, во многом обусловлена геополитическим положением, промышленной инфраструктурой и полиэтническим составом населения, а также уровнем распространенности наркомании в населенных пунктах.

Численность населения области составляет более 2 млн человек, на территории региона проживают представители 119 национальностей. В Оренбуржье расположено 37 критически важных объектов, 185 предприятий повышенной опасности и жизнеобеспечения, значительное количество техногенноопасных производств. Область является одним из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России с крупными центрами переработки углеводородов.

Наш регион расположен на основных транспортных магистралях, связывающих Российскую Федерацию с государствами Центральной и Средней Азии. Общая протяженность оренбургского участка Государственной границы с Республикой Казахстан составляет более 1800 км. Это самый большой и стратегически важный участок российско-казахстанской границы.

Данное обстоятельство способствует постоянному притоку мигрантов из этих стран, а также непрекращающимся попыткам провоза наркотических средств, других контрабандных товаров и грузов с последующим их транзитным перемещением через территорию области вглубь страны. По каналам внутренней миграции в последние годы прибыло и осело на постоянное место жительства значительное количество представителей северокавказских и закавказских народностей. Часть мигрантов вливается в ряды этнических диаспор, занимающихся криминальной деятельностью.

По данным регионального министерства здравоохранения и социального развития, в 2008 г. распространенность наркомании в области в среднем составила 14 случаев на 10 тыс. населения со значительной дифференциацией по районам области (максимальный уровень наркомании отмечается в г. Орске - 42,8). По сравнению с 2007 г. этот показатель удалось снизить на 13,6%.

Общий объем выявленных на территории области преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков за 9 месяцев 2009 г. составил 15,4 преступления в расчете на 10 тыс. населения. Правоохранительными органами области выявлено 2884 наркопреступления, из которых 1298 связано со сбытом.

Законотворческая деятельность в сфере борьбы с наркоманией направлена, прежде всего, на обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркомании, создание административных и морально-нравственных барьеров, препятствующих немедицинскому наркопотреблению, раннее выявление, обследование и учет лиц, злоупотребляющих наркотиками, оказание медико-психологической и социальной помощи больным наркоманией. В этом же ряду создание условий для эффективной работы правоохранительных органов и выработка мер по недопущению наркозависимых лиц к работе на техногенноопасных производствах.

Основным документом организации антинаркотической работы является целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области на 2005-2009 годы». Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» областная антинаркотическая программа включена в перечень приоритетных направлений увеличения расходов областного бюджета на 2009 г. Правительством области разработана новая антинаркотическая программа на 2010-2012 гг.

С 2006 г. в области реализуется Указ Губернатора «О мерах по выявлению и уничтожению дикорастущих и незаконных посевов наркотикосодержащих культур на территории Оренбургской области», которым главам городов и районов рекомендовано совместно с Управлением наркоконтроля осуществлять комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение незаконной заготовки и поступления в оборот наркотиков растительного происхождения в период их созревания.

В мае прошлого года принят Закон Оренбургской области «Об определении территорий, в пределах которых осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В июне 2008 г. принят закон «О профилактике наркомании и токсикомании в Оренбургской области».

Хотел бы подчеркнуть, что определяющую роль в противодействии наркомании и совершенствовании регионального законодательства играет образованная в соответствии с Указом Президента РФ областная Антинаркотическая комиссия. C момента своего создания комиссия является основным координирующим центром антинаркотической деятельности, который осуществляет анализ наркоситуации в области, вырабатывает стратегию и тактику противодействия наркоугрозам, обобщает и распространяет положительный опыт соответствующих комиссий муниципальных образований. К работе в комиссии привлекаются традиционные религиозные конфессии и общественные организации. У нас насчитывается более 10 общественных организаций и объединений, уставной деятельностью которых является формирование у несовершеннолетних установок на здоровый образ жизни, а также культурно-досуговая, спортивная работа, организация занятости детей и подростков в свободное от учебы время. Особо хотел бы отметить работу по профилактике наркомании автономной некоммерческой организации «Бюро по проблемам наркомании», Оренбургской региональной общественной организации «Молодежь против наркотиков», представителей Оренбургской и Бузулукской епархии Русской православной церкви и Духовного управления мусульман Оренбургской области.

В области в полной мере используется также законотворческий ресурс Антинаркотической комиссии. Так, во исполнение принятого в июне 2008 г. решения в целях комплексного использования информационных возможностей органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций при Антинаркотической комиссии области создается Совет антинаркотической пропаганды, разрабатывается концепция информационно-пропагандистского сопровождения деятельности по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

В апреле 2009 г. принято постановление Правительства области «Об утверждении перечня предприятий и организаций Оренбургской области, имеющих техногенноопасные производства, требующих повышенных мер антинаркотической защиты». Этим документом руководителям входящих в Перечень предприятий и организаций рекомендовано во взаимодействии с Управлением наркоконтроля спланировать и осуществить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению немедицинского потребления работниками наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По состоянию на 01.11.2009 соглашения о взаимодействии подписаны с 37 предприятиями области, имеющими техногенноопасные производства (47% от общего количества предприятий, определенных постановлением Правительства области). Работа по заключению соглашений продолжается.

В апреле и сентябре текущего года министерством образования совместно с министерством здравоохранения и социального развития области и Управлением наркоконтроля по Оренбургской области проведено экспериментальное добровольное экспресс-тестирование с применением иммунохроматографических тестов учащихся 4 средних школ и 4 профессиональных училищ городов Оренбурга и Орска на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. К сожалению, в результате тестирования получено несколько положительных проб. Анализ свидетельствует о том, что тестирование является действенной профилактикой потребления наркотиков.

Вместе с тем надо признать, что, несмотря на предпринимаемые в настоящее время в сфере борьбы с наркоманией меры, существует много нерешенных вопросов и проблем, преодолеть которые только на уровне субъекта Федерации не представляется возможным. Хотелось бы обозначить основные направления, решение по которым необходимо принять на федеральном уровне. Так, мы считаем целесообразным создать систему альтернативного лечения наркомании, которая оставляла бы наркозависимому нарушителю закона возможность выбора между лишением свободы или лечением и реабилитацией. При этом имеет смысл создавать специальные суды для наркозависимых, так называемые наркосуды. Кроме того, в уголовное законодательство необходимо вернуть принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии вменяемости и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании после проведения обязательной наркологической экспертизы. В уголовно-исполнительной системе для содержания и принудительного лечения осужденных этой категории организовать лечебные исправительные учреждения.

Необходимо ужесточить наказание в отношении распространителей крупных партий наркотиков, организаторов и менеджеров наркоагрессии, а также лиц, сбывающих наркотики несовершеннолетним. Требуют законодательного урегулирования вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют десятки и сотни килограммов и происходит передача зелья от одной преступной группировки к другой.

Назрела необходимость создать систему раннего выявления потребителей наркотиков и других психоактивных веществ. Это может быть достигнуто путем включения врача-нарколога в состав специалистов, участвующих в медицинских осмотрах школьников старших классов.

Кроме того, целесообразна разработка федерального закона о социальной адаптации и содействии занятости наркозависимых и льготах работодателям, выделяющим рабочие места указанной категории лиц.

Следует внести в Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» и совместный приказ Федеральной пограничной службы России, Государственного таможенного комитета России и Госкомстата России изменения, связанные с наделением Пограничного управления ФСБ России полномочиями по ведению поименного учета лиц, пересекающих государственную границу. Это значительно облегчило бы выявление и пресечение правонарушений и преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В заключение хотел бы отметить, что работа органов власти Оренбургской области по формированию правовой базы в сфере борьбы с наркоманией далеко не закончена. Совокупность таких тревожных тенденций, как значительное количество наркозависимых, стремительное омоложение наркомании, приобщение к наркотикам женщин, спутники наркоманов - СПИД, вирусный гепатит и другие серьезные заболевания - просто вынуждают нас вырабатывать адекватные наркоугрозам меры, прежде всего правовые и профилактические.

ЧЕРНЫШЕВ Алексей Андреевич. В 1991-93 гг. - член Верховного Совета РСФСР, председатель Комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. В 1993-94 гг. - первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ. Депутат Государственной Думы ФС РФ первого и второго созывов, возглавлял Комитет по аграрным вопросам. С 1999 г. - глава администрации Оренбургской области. В 2000-2002 гг. - член Совета Федерации ФС РФ, с 2002 г. - член Государственного Совета РФ. С 2005 г. - Губернатор Оренбургской области.