Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции и организованной преступности в сфере экономики

Юсупов М.Р., Председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово­промышленной палате

***

В 2009 г. при Московской торгово-промышленной палате созданы Антикоррупционный комитет, в задачи которого входит выработка конкретных и практически реализуемых мер противодействия коррупции, и экспертный совет для проведения независимой правовой оценки и экспертизы нормативных актов на коррупциогенность. Одним из путей искоренения коррупции является создание механизма ротации руководящих кадров государственных служащих. Необходимо формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Ключевые слова: коррупция, организованная преступность.

***

Общеизвестно, что коррупция и организованная преступность представляют собой реальную угрозу нормальному функционированию всей страны в целом, в области экономики и финансов, образования и здравоохранения, предпринимательства и общества, подрывает доверие населения к власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости и существенно затрудняет экономическое развитие. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены, построены и слаженно действуют системы «откатов» в структурах распределения бюджетных средств. Люди привыкли и приспособились к вседозволенности и безответственности чиновников всех рангов, что породило коррупцию таких масштабов, что это стало просто системным подходом в решении почти всех вопросов в жизни страны.

Государством разработан Национальный план противодействия коррупции, издан ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где в ст. 1 и 6 выделена роль институтов гражданского общества в целях противодействия коррупции. Генеральным прокурором Ю.Я.Чайкой и Президентом Торгово-промылшенной палаты РФ Е.М.Примаковым 09.06.2009 подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам укрепления законности и правопорядка в сфере предпринимательской деятельности и обеспечения защиты, прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также выработке мер противодействия коррупции и организованной преступности.

С учётом многочисленных обращений к членам Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) предприятий малого и среднего бизнеса г. Москвы по фактам коррупции, руководством МТПП в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции было принято решение о создании в Палате Антикоррупционного комитета для выработки конкретных и практически реализуемых мер противодействия коррупции и экспертного совета для проведения независимой правовой оценки и экспертизы нормативных актов на коррупциогенность.

Создание Антикоррупционного комитета при МТПП поддержано Ю.М.Лужковым отдельным распоряжением № 295-РМ, где четко отображена его принципиальная позиция и отношение к вопросам противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности в сфере предпринимательства. Для обеспечения эффективности деятельности Антикоррупционного комитета при МТПП подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с органами Прокуратуры Москвы, на стадии подписания соглашения о сотрудничестве с ГУВД, УФНС, УФАС, арбитражной и судебными органами г. Москвы. В состав Антикоррупционного комитета вступили не только заслуженные юристы, известные экономисты, адвокаты и судьи, но и представители предприятий и организации предпринимательства и бизнеса Москвы.

В настоящее время создание антикоррупционных структур институтами гражданского общества, особенно в системе ТПП РФ, и открытое обсуждение коррупционных факторов повсеместно является серьезной мерой предупреждения и профилактики в деле противодействия коррупции и организованной преступности.

Президент РФ Д.А.Медведев в своем выступлении 20.05.2009 отметил, что «участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может. Там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией - это, прежде всего, гражданский контроль. В этом смысле я, конечно, полностью, абсолютно поддерживаю идею его развития, причём развития в самых разных формах».

В последние 10 лет по всей стране коррупция охватила все государственные и муниципальные структуры благодаря тому, что во главу кадровой политики было поставлено следующее - после назначения руководителя на государственную должность немедленно набирается команда из своих надежных людей, независимо от наличия профессионального образования и навыков. При этом выживаются, изгоняются настоящие профессиональные кадры и специалисты. Это создает для нового руководителя условия для беспрепятственного злоупотребления должностными обязанностями и коррупции. Вседозволенность возникает и со стороны так называемых «своих» людей, т.к. последние (поддержанные сверху) на своем уровне по вышеуказанному способу набирают тоже «своих» людей на «хлебные» места и творят беззаконие.

Кроме того, долговременное нахождение на должности коррупционного чиновника расширяет его возможности и дружеские связи с другими руководителями чиновничьих аппаратов (с прокурором, УВД, куратором из ФСБ, судьями и т.д.). Происходит сращивание разных структур в правоохранительной системе, что приводит к еще более значительному увеличению фактов коррупции в широком смысле слова, к вседозволенности в данном районе, городе и области. Подобные факты мы наблюдаем почти во всех регионах страны.

Одним из путей искоренения этого явления, предлагаемым Комитетом, является создание механизма ротации руководящих кадров государственных служащих, особенно первых лиц и их заместителей, через каждые 3-5 лет внутри структуры одного министерства (федерального агентства, службы) на равнозначную должность с практически аналогичными должностными функциями (без изменения должностного оклада), но в другой регион (район, город, округ) с обязательным предписанием с прежней работы никого из бывших подчиненных (из команды) не переводить.

Главная цель этой кадровой ротации - разбить устойчивые коррупционные схемы, организованные группы и сообщества, годами налаженные в составе «своих» людей, в каждой конкретной структуре органов власти и управления отдельно взятого района, округа, города и области. Еще с советских времен коррупция была обозначена словами: «подбор кадров по принципу кумовства и родства», когда на ключевые посты назначались родственники и друзья.

После проведения кадровой ротации по горизонтали новый руководитель (пораженный коррупцией либо способствующий этим фактам) не сможет быстро создать на новом месте и организовать коррупционную схему вымогательства либо другого злоупотребления, т.к. рядом, в подчинении будут новые, неизвестные ему сотрудники. И вынужден он будет в этих условиях выполнять свои служебные обязанности принципиально и честно.

Этот механизм противодействия коррупции может нанести очень существенный эффективный удар по коррупции и организованной преступности и быть началом положительного перелома в минимизации масштабов коррупции, в том числе в МВД. Реализация данного механизма противодействия коррупции по всей стране возможна только при волевом решении высшего руководства страны и законодательной власти под независимым контролем институтов гражданского общества.

Следует отметить особую роль институтов гражданского общества, общественных организаций, территориальных ТПП как структур, независимых от органов власти и управления в нашем обществе. Внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы не только проектов нормативно-правовых актов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, но и действующих нормативных актов на коррупциогенность в последующем является основным профилактическим фактором в противодействии коррупции со стороны общества.

Проведение мониторинга деятельности малого и среднего бизнеса дает возможность для выявления органов власти и управления, надзорных органов либо конкретных чиновников, наиболее подверженных коррупции. Дальнейшее публичное обсуждение выявленных факторов - тоже профилактический барьер для снижения масштабов коррупции и организованной преступности.

Одна из важнейших задач противодействия коррупции - формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, разъяснение положений законодательства России по противодействию коррупции, обнародование фактов пресечения таких проступков.

Прозрачность деятельности органов власти в целом, информированность предпринимательства по жизненно важным для него вопросам значит создание предпосылок для более динамичного развития малого и среднего бизнеса как основного блока в экономическом развитии государства.

Важно, чтобы и государственные органы, и бизнес-сообщество, и граждане осознавали опасность коррупции и организованной преступности для страны и выработали единую стратегию по реализации комплекса антикоррупционных мер, направленных, в первую очередь, на профилактику и минимизацию ее масштабов.

*По материалам выступления на международной конференции в Академии экономической безопасности МВД России 17.12.2009.

ЮСУПОВ Мансур Равилович. Кандидат юридических наук. Директор Дирекции Московской торгово-промышленной палаты по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности, Председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате. Почетный ветеран МВД.