Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Правовые основы противодействия коррупции на современном этапе

Соловьев И.Н., МВД России

***

В статье рассмотрены федеральные законы и нормативные правовые акты МВД РФ по противодействию коррупции. Одной из основных мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, экспертиза, коррупциогенность, Министерство внутренних дел.

***

В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 [1]и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 [2], которые, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.

31.07.2008 Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе по приведению антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права.

Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации [3-6].

Применительно к органам внутренних дел Российской Федерации и внутренним войскам МВД России особый интерес представляют Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-273) и Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-280).

В этой связи остановимся на указанных нормативных правовых актах и их основных новеллах.

ФЗ-273 является базовым нормативным актом в системе правового обеспечения противодействия коррупции, который, по сути, можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации, поскольку он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Этим же актом определяются общие вопросы организации деятельности по противодействию коррупции (принципы, организационные основы противодействия, профилактика и т.д.), а также устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.

Среди них необходимо особо выделить обязанности государственного и муниципального служащего:

  • уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следует обратить внимание на то, что обязанность предоставлять сведения о доходах будет распространяться не на всех государственных и муниципальных служащих, а только на тех служащих, которые замещают должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 ФЗ-273).

ФЗ-280 внесены изменения в достаточно широкий спектр нормативных правовых актов, в том числе в Закон РФ «О милиции» и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которым на сотрудников органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ-273 и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указанные ограничения, запреты и обязанности не будут распространяться на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, если они препятствуют выполнению ими обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

При этом установление исключений и определение сотрудников милиции, в отношении которых они применяются, в каждом отдельном случае осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 201 Закона РФ «О милиции» и ст. 91 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Помимо этого ФЗ-280 внесены изменения в Уголовный кодекс (УК) РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», направленные на:

1) совершенствование института конфискации имущества, нажитого преступным путем: уточнено понятие конфискации имущества, под которым понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, предусмотренного п. а-г ч. 1 ст. 1041 УК РФ;

2) расширение перечня статей Особенной части УК РФ, по которым применяется конфискация: к ним отнесены следующие преступления: ч. 2 ст. 141, ст. 1411, ч. 2 ст. 142, ст. 183, ст. 295, ст. 307, ст. 308, ст. 309 УК РФ;

3) усиление уголовной ответственности по ст. 201 и 204 УК РФ, предусматривающим ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп;

4) установление административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица и незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего): Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми статьями 19.28 и 19.29;

5) упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам: ФЗ-280 в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ внесены изменения, исключающие требование о необходимости получения заключения коллегии, состоящей из 3 судей суда соответствующего уровня о наличии в их действиях признаков преступления, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении депутатов, судей и других категорий лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовному делу;

6) расширение перечня оснований осуществления оперативно-розыскной деятельности: ФЗ-280внесены изменения в Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащими либо лицом, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральным законом сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ.

Отдельные положения указанных Федеральных законов отсылают к иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Правительством РФ были даны соответствующие поручения Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых направлены на реализацию федеральных законов [7]. Также Правительством РФ был утвержден План разработки соответствующих нормативных правовых актов, в котором определены сроки и ответственные исполнители от федеральных органов исполнительной власти [8].

В соответствии с поручением Министра внутренних дел РФ генерала армии Р.Г.Нургалиева внесены коррективы в План МВД России по противодействию коррупции [9].

Немаловажным законодательным массивом по противодействию коррупции являются также указы Президента РФ, изданные в целях реализации принятых 25.12.2008 федеральных законов, направленных на борьбу с коррупцией [10-14]. В этой связи издан приказ МВД России от 31.08.2009 № 680, которым детализирован перечень должностей МВД России, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих родственников.

В МВД России в целях реализации ст. 1 и 3 ФЗ-280 завершается работа над проектом Указа Президента РФ, которым будет утвержден порядок исключения ограничений, запретов и обязанностей, установленных ФЗ-273 и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», препятствующих выполнению сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и военнослужащими обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

21.09.2009 Президентом РФ подписан Указ № 1065, регламентирующие вопросы проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Пунктом 4 данного Указа МВД России предписано руководителям федеральных государственных органов, в том числе МВД России, до 01.11.2009 определить подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию соответствующих функций.

ФЗ-273 в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции определяется антикоррупционная экспертиза (АКЭ) правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6). Значительным шагом по профилактике коррупции стало издание постановлений Правительства РФ от 05.03.2009 № 195 и 195, утвердивших Правила и Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

АКЭ проводится:

  • прокуратурой РФ в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке;
  • федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (Министерством юстиции РФ) в рамках юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • аккредитованными юридическими и физическими лицами (независимые эксперты), принявшими решение о проведении АКЭ, - так называемая независимая экспертиза;
  • органами, организациями, их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В качестве объекта АКЭ Федеральным законом и Правилами выделяются:

  • проекты федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих статус организаций или имеющих межведомственный характер (т.е. подлежащих государственной регистрации);
  • концепции и проекты технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
  • проекты федеральных законов, поступавших для подготовки официальных отзывов и заключений Правительства РФ, а также проектов поправок Правительства РФ.

АКЭ, проводимая прокурорами, рассматривается как элемент осуществления ими своих полномочий, в частности по надзору за соблюдением законов, а также как элемент правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и государственной регистрации нормативных правовых актов. К иным мерам контроля «юридической чистоты» нормативных актов законодателем предлагается отнести осуществление прокурорами АКЭ уже принятых нормативных правовых актов для выявления коррупционных факторов и принятие по ним мер прокурорского реагирования, которые будут являться обязательной составной частью реализации ими своих полномочий.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят АКЭ нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

  • прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Коррупциогенные факторы, выявленные в нормативном правовом акте в ходе осуществления прокурором своих полномочий, отражаются в подлежащем обязательному рассмотрению требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом такое требование подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали соответствующий нормативный правовой акт. Вместе с тем указанное требование прокурора не является безусловным, поскольку в случае несогласия с ним может быть обжаловано в установленном порядке.

Экспертиза на коррупциогенность, проводимая Минюстом РФ, осуществляется в рамках юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов. При этом ее результаты отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.

Особое место в Федеральном законе и Правилах уделено вопросам проведения независимой АКЭ, которая проводится аккредитованными Минюстом РФ юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. При этом Правилами устанавливается, что независимая АКЭ не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 4 Правил).

Порядок аккредитации независимых экспертов закреплен в Положении об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 92. В целях проведения независимой АКЭ проекты нормативных правовых актов и иных документов подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.

По результатам независимой АКЭ составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой. Экспертное заключение направляется федеральному органу исполнительной власти - разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа. Заключение по результатам независимой АКЭ носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой АКЭ, а также АКЭ, проводимой Минюстом РФ, устраняются на стадии доработки проекта документа структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти - разработчика проекта документа.

В случае несогласия с результатами АКЭ федеральный орган исполнительной власти вносит указанный проект документа на рассмотрение Президента РФ или в Правительство РФ с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

К проекту документа, вносимому на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ, прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой АКЭ.

Утвержденная Методика проведения АКЭ содержит основные правила проведения такой экспертизы, определяет требования, предъявляемые к экспертным заключениям, подготовленным по итогам проведения экспертизы, а также коррупционные факторы и проявления коррупциогенности, подлежащие выявлению и устранению в ходе экспертизы. Согласно п. 2 Методики коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Реализация требований Правил и Методики, регламентирующих порядок проведения независимой АКЭ, в конечном счете повышает роль гражданского общества в противодействии коррупции путем непосредственного его участия на стадии разработки нормативных правовых актов в выявлении норм, порождающих коррупционные проявления.

Необходимо отметить, что в работе над перечисленными указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ в пределах компетенции принимало участие и МВД России.

Сегодня, непосредственно реализуя требования Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в МВД РФ организована работа по размещению соответствующих нормативных правовых актов на официальном сайте МВД России в сети Интернет для проведения независимой АКЭ. Мы получили первые результаты и надеемся на то, что эта работа и дальше покажет свою эффективность.

В целях оптимизации деятельности по организации проведения АКЭ нормативных правовых актов Министерства издан приказ МВД России от 11.08.2009 № 631, которым внесены отдельные изменения в Правила подготовки проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД РФ, утвержденные приказом МВД России от 27.06.2003 № 484 (далее - Правила). Рассмотрим эти изменения более подробно:

А) Правила дополнены новым пунктом 421, имеющим общий характер, согласно которому в целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта учитываются требования Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также используется методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемая Правительством РФ.

Б) Внесены изменения в некоторые пункты Правил, в соответствии с которыми на Правовой департамент (ПД) МВД России возложены полномочия по проведению АКЭ нормативных правовых актов и иных документов, которая проводится в рамках правовой экспертизы, а ее результаты отражаются в заключении.

В) Правила дополнены новой главой XII1 - «Независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность». Для проведения независимой АКЭ подразделение МВД РФ, являющееся головным исполнителем, представляет с сопроводительным письмом текст проекта нормативного правового акта на электронном носителе в УОС АД МВД РФ для размещения его на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет. В сопроводительном письме подразделение МВД РФ, являющееся головным исполнителем, указывает дату, когда проект нормативного правового акта должен быть размещен на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет.

При размещении проекта нормативного правового акта или документа на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет должны быть указаны информация о подразделении МВД РФ, являющемся головным исполнителем, а также почтовый адрес и адрес электронной почты УОС АД МВД РФ, на которые необходимо направлять экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой АКЭ, контактные телефоны должностного лица, ответственного за разработку нормативного правового акта, и срок проведения независимой АКЭ.

С учетом требований Правил установлены различные сроки и момент размещения на официальном сайте в сети Интернет нормативных правовых актов:

  • проекты федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, концепции и проекты технических заданий на разработку федеральных законов, подготавливаемые МВД РФ, размещаются на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации. При этом срок проведения независимой АКЭ устанавливается подразделением МВД РФ, являющимся головным исполнителем, который не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями;
  • проекты нормативных правовых актов МВД РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, размещаются на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта на правовую экспертизу в ПД МВД РФ.

Срок проведения независимой АКЭ устанавливается подразделением МВД РФ, являющимся головным исполнителем, и не может быть менее 7 дней. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, направленных на независимую АКЭ, проводится в общем порядке.

При направлении в ПД МВД РФ такого проекта нормативного правового акта в сопроводительном письме указывается информация о дате размещения его на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет для проведения независимой АКЭ.

С учетом изменений внесенных в п. 176 Правил рассмотрение проекта нормативного правового акта включает в себя в том числе анализ проекта нормативного правового акта с учетом утверждаемых Правительством РФ правил и методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В случае, если при проведении правовой экспертизы выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, проект нормативного правового акта возвращается в подразделение МВД РФ, являющееся головным исполнителем, с сопроводительным письмом и с приложением соответствующего заключения.

По истечении срока, установленного для проведения независимой экспертизы, УОС АД МВД РФ удаляет проект нормативного правового акта с официального сайта МВД РФ в сети Интернет, а поступившие заключения независимой экспертизы передает в подразделение МВД РФ, являющееся головным исполнителем.

Подразделением МВД РФ, являющимся головным исполнителем, в 30-дневный срок с момента получения рассматриваются заключения независимой АКЭ, поступившие от независимых экспертов, аккредитованных в порядке, установленном Минюстом России, и внесенных в соответствующий реестр аккредитованных независимых экспертов. В соответствии с п. 10 Положения об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 922, информация об аккредитации юридических и физических лиц размещается на официальном сайте Минюста РФ в сети Интернет.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую АКЭ, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

После устранения замечаний и учета предложений, изложенных в заключениях правовой экспертизы и АКЭ, подразделение МВД РФ, являющееся головным исполнителем, повторно представляет проект нормативного правового акта на рассмотрение в ПД МВД РФ с приложением поступивших заключений независимой АКЭ. Повторное рассмотрение проекта нормативного правового акта в ПД МВД РФ включает в себя в том числе рассмотрение поступивших заключений независимой АКЭ, полноту учета содержащихся в них рекомендаций. Поступивший повторно проект нормативного правового акта рассматривается в 14-дневный срок со дня его официального поступления в ПД МВД РФ со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами, установленными настоящими Правилами.

После учета всех замечаний и предложений, высказанных ПД МВД РФ, а также обоснованных замечаний и предложений, содержащихся в поступивших заключениях независимой АКЭ, проект нормативного правового акта передается в установленном порядке на подпись руководству Министерства.

Г) Внесены изменения в п. 222 Правил, расширившие перечень информации, которая отражается в справке к нормативному правовому акту МВД РФ, направляемому на государственную регистрацию в Минюст РФ.

Помимо прочего, в справке указываются сведения о проведении независимой АКЭ с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов с приложением копий экспертных заключений. ПД МВД РФ ведется работа по разработке проекта приказа МВД РФ, положения которого будут направлены на укрепление правового обеспечения, а также на организацию деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы в территориальных органах МВД РФ.

Для проведения независимой АКЭ с момента вступления в силу Правил и Методики, а также приказа МВД РФ от 11.08.2009 № 631, на официальном сайте МВД РФ в сети Интернет было размещено 76 проектов нормативных правовых актов, из них 36 в настоящее время находятся на сайте в целях получения заключений независимых экспертов.

Завершается подготовка проекта приказа МВД РФ «Об организации проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных правовых актов на коррупциогенность в системе МВД России», которым предусматривается ряд организационных мер, направленных на обеспечение обязательного проведения АКЭ проектов нормативных правовых актов и иных правовых актов органов, учреждений и организаций системы МВД России, подлежащих правовой экспертизе. Проектом приказа устанавливается единый подход к организации деятельности по проведению АКЭ проектов нормативных правовых актов и иных правовых актов, разрабатываемых в системе МВД РФ. Согласно указанному проекту приказа АКЭ, помимо указанных выше нормативных правовых актов, также будут подлежать:

  • проекты международных договоров (соглашений) и иных международных правовых актов;
  • проекты межведомственных соглашений (соглашений с иными органами государственной власти и другими организациями);
  • проекты гражданско-правовых договоров, в том числе государственных контрактов;
  • проекты распоряжений по вопросам списания материальных средств;
  • проекты конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При этом функция по проведению АКЭ указанных актов будет возложена на подразделения правового обеспечения или должностных лиц, ответственных за организацию и осуществление правовой работы.

7. Следует признать и то, что коррупция сегодня имеет крайне изощренные и моментально реагирующие на ситуацию схемы. В своей статье «Россия, вперед!», Президент РФ Д.А.Медведев отнес коррупцию к одному из запущенных социальных недугов, сковывающих творческую энергию страны, тормозящих наше общее движение вперед».

В этой связи представляются крайне актуальными меры, направленные на исправление и совершенствование действующей нормативной правовой базы, к которым необходимо отнести мониторинг действующего нормативного правового материала и его правоприменения. Нельзя переоценить значимость этой работы.

Во исполнение поручения Правительства РФ (от 24.02.2009 № СС-П4-969) в МВД РФ организована работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов МВД РФ, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ. В каждом департаменте МВД России была создана соответствующая группа, на которую возложен анализ ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих их компетенции. Итогом работы стал перечень конкретных нормативных правовых актов, которые необходимо привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе исключить из них положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.

***

По данным информационного агентства «РБК» от 01.10.2009, органы российской прокуратуры в среднем отказывают в проведении 45% внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, а в ряде регионов этот показатель превышает 90% - в частности, в Ингушетии он составил 95%, в Амурской области - 94%. Одной из причин отказов является тот факт, что различные ведомства пытаются провести проверки в тех сферах, проверять которые они вообще не уполномочены.

Примечания

1. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ "О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции".

2. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".

3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2008 № 5?ФКЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

7. Поручения Правительства РФ от 30.12.2008 г. № СС-П16-7710 и от 15.01.2009 № СС-П4-126.

8. Поручение Правительства РФ от 06.03.2009 № СС-П16-1239.

9. Распоряжение МВД России от 09.09.2008 № 1/6734.

10. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

11. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

12. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

13. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

14. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

СОЛОВЬЕВ Иван Николаевич. Доктор юридических наук, профессор. С 2003 г. работает в органах внутренних дел РФ. Начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России Участвует в правовом регулировании деятельности криминального блока МВД РФ, а также вопросов международного сотрудничества. Правоприменительную работу сочетает с научно-исследовательской в области уголовного и налогового права. Заслуженный юрист РФ.