Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации "О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов"

Участники парламентских слушаний, обсудив ситуацию в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, и рассмотрев предложения по совершенствованию её нормативно-правовой базы, отмечают следующее.

Промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность государства и общества, одновременно является основным источником опасности. От состояния промышленной безопасности производственных объектов, их противоаварийной устойчивости в топливно-энергетической, горно-металлургической, химической и других отраслях промышленности зависит не только надежное обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукции, но и поддержание нормальных условий для жизнедеятельности граждан страны, сохранение окружающей среды и жизни будущих поколений.

Уровень аварийности в большинстве отраслей промышленности остается недопустимо высоким. Пожары, взрывы, выбросы взрывопожароопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации ведут к выбытию мощностей, потерям ресурсов и продукции, причинению вреда жизни и здоровью работников и гражданам страны, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, социально-экономическую ситуацию.

Возрастают сложность и масштабы техногенных аварий. В частности, только в течение последних 3 лет произошли такие крупнейшие техногенные аварии, как чрезвычайная ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС, обвал грунта на Первом руднике ОАО "Уралкалий", выброс сернистого ангидрида на заводе ОАО "Электроцинк", чрезвычайное происшествие на Рефтинской ГРЭС, переполнение Зейского водохранилища и т.д.

Ежегодный совокупный материальный ущерб от техногенных аварий, затраты на ликвидацию аварий и их последствий составляют десятки миллиардов рублей. Основная доля этих расходов связана с авариями на опасных производственных объектах.

В числе основных причин производственной аварийности - непродуманные проектные и технические решения, недопустимый уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая технологическая и трудовая дисциплина.

Не отвечает современным задачам система подготовки и переподготовки специалистов для эксплуатации опасных производственных объектов, недостаточна роль науки в разработке способов повышения и поддержания на допустимом уровне состояния промышленной безопасности.

Государственное регулирование в сфере промышленной безопасности в Российской Федерации с середины 1990-х гг. базируется на принципах и требованиях промышленной безопасности, сформированных в предыдущие периоды, и недостаточно соответствует изменившейся экономической модели, современным принципам законодательного регулирования.

Развитие федерального законодательства в сфере технического регулирования, деятельности саморегулируемых организаций, лицензирования, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не сопровождалось необходимым совершенствованием законодательства о промышленной безопасности, установлением (актуализацией) технических требований, созданием экономических механизмов, направленных на стимулирование обеспечения безопасности и гарантирующих адекватную ответственность всех субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности.

Значительная часть норм действующей редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" носит чрезмерно общий характер, передавая тем самым широкие полномочия в сфере нормотворчества и толкования правовых норм надзорному органу.

Сложившаяся система требований безопасности к опасным производствам зачастую порождает избыточность обязательных норм в технической сфере, содержание и практика применения которых создают административное давление на предприятия, сдерживают приток инвестиций в "реальный сектор" экономики. Вместе с тем установление единообразных требований и механизмов обеспечения промышленной безопасности привело к недостаточности государственного регулирования в отношении объектов, безопасность которых имеет критическое значение для граждан, общества и государства.

Коррупционные проявления в деятельности надзорных органов позволяют субъектам хозяйственной деятельности избежать устранения нарушений требований промышленной безопасности. Возникли аффилированные с органом надзора коммерческие структуры, выполнение государственных функций совмещается с оказанием платных услуг.

Сохранение ряда процедур, сформированных в середине 1990-х гг., привело к активному использованию субъектами экономической деятельности легальных условий продления сроков эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования.

Отсутствует адекватная экономическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и последствия таких нарушений, что существенно снижает стимулы модернизации и технического перевооружения опасных производственных объектов, совершенствования организационно-технических систем обеспечения их безопасности.

Недостаточна скоординированность действий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление требований безопасности.

Обобщаемая федеральными органами исполнительной власти информация об опасных производственных объектах не позволяет адекватно определить состояние их технической и технологической безопасности в количественных и качественных показателях. Не применяются современные технические средства мониторинга состояния опасных производственных объектов.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:

I. Президенту Российской Федерации:

Утвердить Основы государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу.

II. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Внести изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части:

  • уточнения критериев определения, категорирования и идентификации опасных объектов;
  • разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности в сфере промышленной безопасности, передачи отдельных функций саморегулируемым организациям;
  • определения правового статуса требований к безопасности производственных и связанных с ними (НИОКР, производство, транспортировка, монтаж, сдача в эксплуатацию, научно-техническое сопровождение и авторский надзор, модернизация, использование систем защиты) процессов на отдельных категориях опасных производственных объектов;
  • определения особенностей государственного надзора в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов;
  • совершенствования процедур производственного контроля;
  • отмены утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности надзорными органами, установления перечня случаев и условий, при которых возможно проведение экспертизы владельцем опасного производственного объекта без привлечения сторонних организаций;
  • сокращения сроков получения разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и расширение опасных производственных объектов;
  • регламентации процедур продления сроков безопасной эксплуатации (в отдельных случаях - с обязательным участием проектировщиков и изготовителей оборудования опасных производственных объектов);
  • установления требований по квалифицированному обслуживанию оборудования (в том числе к подготовке и аттестации работников опасных объектов) и порядку его эксплуатации;
  • определения порядка проведения технического аудита безопасности, совершенствования декларирования и экспертиз безопасности;
  • стимулирования модернизации основных фондов, модернизации и технического перевооружения опасных объектов;
  • определения экономических механизмов обеспечения ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

2. Внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "Об электроэнергетике", "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с принятием предлагаемых изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

3. Внести изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части определения особенностей государственного надзора в области промышленной безопасности, строительства, ядерной и радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, тепло- и электроэнергетики.

4. Внести изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части:

  • оптимизации перечня лицензируемых видов деятельности;
  • уточнения условий применения упрощенного порядка лицензирования.

5. Внести изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части повышения требований, предъявляемых к органам по сертификации, испытательным лабораториям, формам и процедурам оценки соответствия.

6. Внести изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части определения порядка утверждения технологических правил работы электроэнергетических систем, обеспечивающих надежность их работы.

7. Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ в части дифференциации составов правонарушений за нарушение обязательных требований безопасности и мер ответственности в зависимости от влияния нарушений на безопасность опасных объектов, а также наделения должностных лиц, применяющих меры обеспечительного характера, правом опечатывать (пломбировать) объекты, в отношении которых установлен временный запрет деятельности.

8. Рассмотреть в приоритетном порядке проекты федеральных законов:

  • № 282757-5 "Технический регламент "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением";
  • № 118971-5 "Технический регламент о безопасности электрических и тепловых сетей и электрических станций (в том числе с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии), котельных, энергопринимающих устройств и теплопринимающих установок";
  • № 119004-5 "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования";
  • № 119016-5 "Технический регламент "О безопасности электроустановок";
  • № 219374-5 "Технический регламент о безопасности холодильных систем, установок, машин и агрегатов";
  • № 261818-5 "Технический регламент "О безопасности химической продукции";
  • № 192544-5 "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий".

9. Разработать и рассмотреть в приоритетном порядке проект федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, пострадавшим в результате техногенных аварий и катастроф, и членам их семей".

III. Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти:

1. Внести на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ Конвенцию № 174 Международной организации труда о предотвращении крупных промышленных аварий.

2. Ускорить согласование и внесение в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона "О стандартизации".

3. Разработать технические регламенты, устанавливающие требования безопасности:

  • устройств, обеспечивающих безаварийность работы опасных промышленных объектов;
  • компрессорных установок;
  • подземных сооружений;
  • дымовых и вентиляционных труб промышленного назначения;
  • подъёмно-транспортного оборудования;
  • оборудования, применяемого при подземной добыче твёрдых полезных ископаемых;
  • оборудования для работы во взрывоопасных средах;
  • взрывчатых веществ и изделий на их основе;
  • пиротехнических составов и содержащих их изделий;
  • сетей газораспределения и газопотребления;
  • магистральных трубопроводов;
  • систем сбора, подготовки, внутрипромысловой транспортировки и хранения нефти и газа;
  • оборудования нефтеперерабатывающих производств;
  • станций (пунктов, комплексов) по заправке топливом;
  • хранилищ, резервуаров и емкостей для хранения нефти и продуктов ее переработки;
  • тепловых энергоустановок;
  • радиоактивных веществ и изделий на их основе;
  • ядерных материалов и изделий на их основе;
  • оборудования и изделий, предназначенных для применения на объектах использования атомной энергии;
  • оборудования для переработки и хранения растительного сырья в агропромышленном комплексе.

4. Активизировать разработку сводов правил и национальных стандартов по вопросам обеспечения промышленной безопасности.

5. Организовать перевод на русский язык директив ЕС, международных стандартов ISO, МЭК, EN, устанавливающих требования к оборудованию опасных производственных объектов.

6. Завершить регламентацию порядка осуществления технологических надзоров.

7. Разработать комплекс мер по повышению уровня профессиональной подготовки инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

8. Разработать комплекс мер по совершенствованию учета и мониторинга состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, создать соответствующую информационную систему.