Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

Отчет о работе Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по борьбе с коррупцией за 2001 год (выписка)

Ковалев Н.Д.Деятельность Комиссии в отчетный период осуществлялась на основе плана работы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы, Положением о Комиссии, а также действующими федеральными законами.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2000 года № 164-III ГД, на Комиссию возложено: изучение, анализ и обобщение материалов о коррупции и борьбе с ней, выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и принятию необходимых мер в этой сфере; организация работы по комплексному исследованию действующего законодательства с целью выявления норм и положений, способствующих коррупции; предварительное рассмотрение совместно с профильными комитетами законопроектов с целью выявления коррупциогенных норм и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; выполнение поручений Государственной Думы по изучению вопросов и проверке конкретных данных о коррупции с последующим информированием Государственной Думы о выполнении этих поручений и сделанных выводах; разработка предложений по формированию и осуществлению последовательной государственной антикоррупционной политики и др.

В настоящее время в состав Комиссии входит 17 депутатов (в апреле 2001 года аудиторами Счетной палаты РФ избраны члены Комиссии, депутаты Игнатов В.М. и Пискунов А.А., в ноябре 2001 года введен депутат Финько О.А.), следующим образом представляющих фракции и депутатские группы Государственной Думы: "Единство" - 3, КПРФ - 2, ЛДПР - 1, ОВР - 2, СПС - 1, "Яблоко" - 1, Агропромышленная группа - 2, "Народный депутат" - 3, "Регионы России" - 1, от депутатов, не входящих в депутатские объединения, - 1.

В интересах организации эффективной работы и наиболее полного использования возможностей депутатов в Комиссии созданы возглавляемые заместителями председателя три подкомиссии по борьбе с коррупцией:
а) в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации,
б) в судебной системе и правоохранительных органах,
в) в области внешнеторговой деятельности, экономики и финансов.

Деятельность Комиссии осуществлялась по следующим направлениям: совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией; проверка конкретных фактов коррупции в органах государственной власти и управления РФ в соответствии с поручениями Государственной Думы и собственными решениями Комиссии; изучение, анализ и проверка фактов коррупции, содержащихся в обращениях, заявлениях, жалобах граждан, руководителей государственных и коммерческих организаций и других лиц.

I. Совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией.

А) В соответствии с планом работы Комиссия совместно с профильными комитетами Государственной Думы с позиций антикоррупционной направленности участвовала в подготовке ряда проектов федеральных законов:

  • "О борьбе с коррупцией" (13 июня 2001 года законопроект отклонен палатой в первом чтении);
  • "О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (уточненная редакция Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заключение Комиссии по результатам проверки законопроекта на коррупциогенность направлено в профильный комитет. Предложения Комиссии полностью учтены при принятии законопроекта в первом чтении 11 апреля 2001 года.
  • "О внесении изменений и дополнений в ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" (о перераспределении подследственности между органами предварительного расследования). Снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
  • "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
  • "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (об отмене п. 4 ст. 52 о внебюджетном фонде развития прокуратуры). Заключение Комиссии о несоответствии закону положения п.4 ст.52 закона "О прокуратуре Российской Федерации" учтено при принятии палатой законопроекта в первом чтении 11 апреля 2001 года. Федеральным законом № 182-ФЗ от 29 декабря 2001 года пункт 4 ст.52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" исключен с 1 января 2002 года.
  • "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (об использовании полиграфа при допуске к государственной тайне). Возвращен субъекту права законодательной инициативы для приведения в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.
  • "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" (приведение в соответствие с действующим законодательством). Принят в первом чтении 23 апреля 1999 года. Государственной Думой 3-го созыва рассмотрение отложено до принятия пакета законов о судебной реформе, внесенных Президентом Российской Федерации.

Б) В порядке законодательной инициативы внесены следующие законопроекты, находящиеся в настоящее время на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе:

  • "Основы антикоррупционной политики" (депутат Александров А.И.);
  • "Основы законодательства об антикоррупционной политике" (депутаты Александров А.И., Бурдуков П.Т.);
  • "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" в части усиления борьбы с терроризмом (депутат Ковалев Н.Д.);
  • "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (депутат Куликов А.Д.);
  • "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования процедуры внешнего управления (депутат Куликов А.Д.).

В) Разработаны концепции законопроектов:

  • "О парламентском расследовании" (депутат Александров А.И.);
  • "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (депутат Куликов А.Д.);
  • "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (депутат Ковалев Н.Д.).

Комиссией с привлечением членов Экспертного совета, состоящего из опытных ученых и юристов-практиков, ведется большая аналитическая работа с целью выработки предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства и устранению коррупциогенных норм в законопроектах и действующих законах. Подготовлен ряд заключений, использованных в законотворческой работе Государственной Думы.

II. Работа по проверке фактов коррупции в органах государственной власти и управления РФ:

  • В соответствии с поручением Государственной Думы от 20 октября 2000 года (протокол № 97) Комиссией проверялись данные о наличии у Министра Российской Федерации по атомной энергии Е.О. Адамова карты социального страхования, счетов в банках США, зарегистрированном в его квартире представительстве американской фирмы и о занятии им коммерческой деятельностью.

    В ходе проверки данная информация нашла свое подтверждение. О результатах работы и выводах Комиссия 22 февраля 2001 года проинформировала депутатов Государственной Думы, а также Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, Совет Безопасности РФ, ФСБ России. Одновременно с этим для правовой оценки и принятия мер прокурорского реагирования материалы были направлены в Генеральную прокуратуру РФ.

  • В соответствии с поручением Государственной Думы от 15 ноября 2000 года (протокол № 104) Комиссией совместно с комитетами Государственной Думы по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по безопасности были изучены основания и обоснованность вмешательства представителя "Альфа-групп" - 000 "Сильвер" в правовые отношения акционеров ОАО "Таганрогский металлургический завод" (ОАО "Тагмет").

    Информация Комиссии по результатам проверки 11 февраля 2001 года была распространена среди депутатов Государственной Думы.

    Представленные руководством ОАО "Таганрогский металлургический завод" материалы и справка Комиссии были направлены в Генеральную прокуратуру РФ для организации прокурорского надзора за законностью дальнейших процессов, сопровождающих перераспределение акций ОАО "Тагмет".

  • В соответствии с поручением Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева от 14 ноября 2000 года Комиссией совместно с Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям проведена проверка по факту банкротства АООТ "Атоммаш" (г.Волгодонск Ростовской области).

    По результатам проверки Комиссией было представлено предложение, одобренное 7 февраля 2001 года Председателем Государственной Думы, о формулировании окончательных выводов и определении позиции Государственной Думы по итогам проверок данного вопроса Счетной палатой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

  • В соответствии с поручением Государственной Думы от 5 апреля 2001 года (протокол № 153) Комиссией проверена законность Положения о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации.

    Было признано, что п. 4 ст. 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации не соответствуют законодательству Российской Федерации, способствуют коммерциализации системы органов прокуратуры и создают широкие возможности для распространения злоупотреблений и коррупции в системе ее органов.

    Заключение Комиссии по данному вопросу 27 сентября 2001 года было направлено депутатам Государственной Думы для информации.

  • В соответствии с поручениями Государственной Думы от 5 апреля 2001 года (протокол № 153) и от 13 июля 2001 года (протокол № 204) Комиссией проводилась работа по обобщению и анализу материалов о причастности к коррупции членов Правительства Российской Федерации и лиц из Администрации Президента Российской Федерации, а также кадровой политики Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова, позволяющей проникать в высокие властные структуры коррумпированным чиновникам.

Во исполнение этих поручений Комиссией:

а) 17 июля 2001 года завершена проверка фактов противоправной деятельности бывшего первого заместителя Министра финансов Российской Федерации А.П.Вавилова, в результате которой государству причинены тяжкие последствия в виде материального ущерба. Материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования;

б) в сентябре 2001 года завершена проверка фактов коррупционной деятельности Министра транспорта РФ Франка С.О. Материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования. О результатах депутаты Государственной Думы будут проинформированы;

в) в сентябре 2001 года завершена начатая еще в 1999 году проверка деятельности Министра путей сообщения РФ Аксененко Н.Е. Справка Комиссии доведена до сведения депутатов Государственной Думы и направлена в Генеральную прокуратуру РФ;

г) Комиссией осуществляется исследование фактов о ненадлежащем хранении запасов государственного материального резерва, хищении материальных ценностей и злоупотреблении полномочиями ответственными должностными лицами Росрезерва. Комиссией признано необходимым проведение Счетной палатой РФ фронтальной проверки деятельности Росрезерва за рассматриваемый период времени. Имевшиеся в распоряжении Комиссии материалы о нарушениях в системе Росрезерва направлены в Генеральную Прокуратуру РФ.

Комиссией продолжается работа по выполнению поручений Государственной Думы от 5 апреля и 13 июля 2001 года. О результатах депутаты будут проинформированы.

Результаты указанных и ряда иных проведенных проверок (в том числе о хищении с участием сотрудников МВД в апреле-мае 1997 года со счета ТОО "Валта" принадлежащих фирме 3,5 млрд. неденоминированных рублей; фабрикации уголовного дела в отношении главы администрации одного из районов Тамбовской области) были рассмотрены на заседании Комиссии 18 декабря 2001 года, проводившейся с участием представителей Генеральной прокуратуры РФ. В соответствии с принятым решением все данные материалы и факты будут подвергнуты дополнительной проверке специально созданной Генеральной прокуратурой РФ следственной группой с участием членов Комиссии.

Наряду с этим, в июне 2001 года Комиссией приняты к ведению материалы в отношении депутата Государственной Думы Головлёва В.И., которые 13 июля 2001 года были направлены в Генеральную прокуратуру РФ. На основе обращения Комиссии и с учетом имевшихся в прокуратуре материалов уголовного дела 29 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ внес в Государственную Думу представление о даче согласия на лишение Головлёва В.И. депутатской неприкосновенности и привлечении его к уголовной ответственности. Головлеву предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.З ст. 147 и ч.2 ст. 170 УК РСФСР.

Кроме того, решением Комиссии к ее ведению приняты и в настоящее время проверяются следующие материалы:

  • о коррупции в Новороссийском морском пароходстве;
  • о срыве внебюджетного финансирования целевой федеральной программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации";
  • о коррупции в портах г. Находки;
  • о фактах злоупотребления должностными полномочиями и коррупции ряда высокопоставленных чиновников МВД России (помощник Министра внутренних дел РФ генерал-лейтенант милиции Орлов А.Л., бывший первый заместитель начальника ГУВД г. Москвы, начальник службы криминальной милиции генерал-майор милиции Купцов В.Н.; заместитель начальника милиции общественной безопасности (МОБ) ГУВД Московской области генерал-майор милиции Позняк В.И.);
  • о незаконной деятельности руководителей НИИ "Росконверсвзрывцентр" Министерства образования Российской Федерации и ряда ответственных должностных лиц МВД России по организации нелегального сбыта на территории России крупных партий взрывчатых веществ, полученных при утилизации списанных боеприпасов.

III. Работа по изучению, анализу и проверке фактов коррупции, содержащихся в обращениях, заявлениях, жалобах граждан, руководителей государственных и коммерческих организаций и других лиц.

За истекший с января 2001 года период Комиссией рассмотрено 239 заявлений, обращений и жалоб граждан, руководителей коммерческих и государственных организаций и предприятий, депутатов местных представительных органов, субъектов Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации о фактах коррупции и нарушениях законности в деятельности должностных лиц исполнительной власти разных уровней, работников налоговых органов, внутренних дел, судов и прокуратуры.

В результате деятельности Комиссии и в связи с предпринятыми ею мерами Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции РФ, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, МВД России, центральными и региональными правоохранительными органами были приняты следующие меры:

  • прекращено одно уголовное дело в связи с его возбуждением без достаточных оснований;
  • отменен приговор по одному уголовному делу по основаниям незаконности и необоснованности его вынесения;
  • возобновлено производство по 18 уголовным делам, прекращенным с нарушением уголовно-процессуального закона;
  • возбуждено 6 уголовных дел в отношении должностных лиц;
  • по 11 фактам выявлены нарушения действующего законодательства и приняты меры прокурорского реагирования;
  • ряд должностных лиц правоохранительных органов привлечен к дисциплинарной ответственности.

По 98 материалам в настоящее время проверка продолжается.

За отчетный период проведено 11 заседаний Комиссии, на которых рассмотрены 42 вопроса по различным направлениям ее деятельности.