Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности России

Останин В.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по безопасности

Реальное количество употребляющих наркотики в нашей стране не знает никто. По данным Минздрава и МВД России, это число колеблется от 3 до 5 миллионов человек. Из-за того, что существует анонимное лечение, в органах здравоохранения официально зарегистрировано лишь 359 тысяч больных наркоманией (т. е. примерно каждый десятый), что позволяет судить о степени контроля процессов лечения и реабилитации больных наркоманией.

Эффективность деятельности спецслужб по противодействию незаконному обороту наркотиков также находится на самом низком уровне. Только из Афганистана, по самым скромным оценкам, ежегодно поступает порядка 1500 тонн наркотиков. По данным Федеральной пограничной службы - это 93,1 процента контрабанды, из которой пограничники изымают не более 4 тонн или 0,2 процента.

Как считают специалисты ООН, даже при самой развитой структуре правоохранительных органов удается конфисковать только 5-10 процентов от общего количества подобной контрабанды. Выходит, что в 2000 году в Россию завезли более 500 тонн "наркоты" и примерно столько же произведено внутри страны. Всего же за позапрошлый год из незаконного оборота изъято около 50 тонн различных наркотиков. По имеющимся данным, ежемесячный оборот наркорынка составляет в целом по стране более 2,5 миллиардов долларов. В то же время некоторые западные специалисты называют цифру в 5 и даже 7 миллиардов долларов. В Москве в сферу активной наркодеятельности вовлечено порядка 20 тысяч человек. С другой стороны, служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков сейчас насчитывает около 5,5 тысяч сотрудников. С 1993 года ее штатная численность увеличилась в 1,2 - 1,3 раза, в основном, за счет средств, выделенных из региональных бюджетов, тогда как количество ежегодно выявляемых наркопреступлений с 1992 по 2000 год возросло с 30 до 243 тысяч, т.е. в 8,1 раза.

Мероприятия в рамках федеральных целевых программ противодействия незаконному обороту наркотиков не выполняются из-за отсутствия финансирования. В ноябре 2000 года - впервые за пять лет - на них выделено почти 82 миллиона рублей из дополнительных доходов федерального бюджета. Такая незначительная сумма заранее предопределила неосуществимость программ. Так, для полного картирования мест произрастания мака, опия необходимо обследовать свыше 300 миллионов гектаров незанятых земель, на что потребуется 2 миллиарда рублей, а полное уничтожение наркотикосодержащих растений обойдется в 50 миллиардов рублей.

В настоящее время в Правительстве разрабатывается проект федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 -2004 годы", в которой многие министерства и ведомства хотели бы включить мероприятия, не профинансированные предыдущими федеральными антинаркотическими программами. Так что увеличение объемов финансирования мероприятий новой программы остро необходимо.

В связи с употреблением и торговлей наркотиками в стране сложилась катастрофическая, грозящая национальной безопасности, ситуация. Это признано на самом высоком государственном уровне. Следующим - логичным шагом должно стать признание необходимости финансирования программы. Россия не может себе позволить, как США, тратить ежегодно на эти цели по 20 миллиардов долларов или как государства АСЕАН, территории которых входят в так называемый "Золотой треугольник", поощрять крестьян к замене на своих участках опийного мака на другие культуры. Однако заимствование действующего в США порядка распределения доходов от конфискованного имущества и наркотиков между различными государственными учреждениями, принимавшими участие в поимке преступников, сыграло бы чрезвычайно положительную роль в решении проблемы финансирования.

Такая идея уже не раз высказывалась. Например, 22 июля 1993 года Постановлением № 5494 Верховный Совет Российской Федерации утвердил представленную Президентом РФ Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками, где было записано: "При Комитете (прообраз созданной недавно Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту) может быть создан специальный фонд, средства которого использовались бы на цели осуществления государственной политики и Программы. Активы фонда могли бы состоять из целевых бюджетных ассигнований, денежных средств, конфискованных у осужденных за преступления, связанные с наркотиками, добровольных пожертвований и средств других источников".

Свои прецеденты имело и законодательное закрепление такого порядка: в соответствии с Постановлениями СНК СССР от 1922, 1924 и 1925 годов "О распределении сумм, вырученных от продажи наркотических средств, конфискованных в качестве контрабанды таможенными органами, и штрафов за контрабандный провоз указанных наркотических средств", 20 процентов доходов отчислялось в адрес учреждения, сотрудники которого задержали контрабанду, 30 процентов - на улучшение вещевого и продовольственного снабжения пограничной охраны и т. д.

Применительно к современным условиям - это реальные источники финансирования всей системы мер противодействия незаконному распространению наркотиков и лечению наркоманов, причем соответствующие нашему законодательству, ведь Постановление № 5494, утвердившее Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками, никто не отменял.

Более того, введение подобных поощрительных мер заставит или научит сотрудников правоохранительных органов не ловить на улице только что уколовшегося наркомана, что называется, "для галочки", а искать сбытчика, наркодельца. Поскольку милиционер будет уверен, что его труд - сначала по поискам преступника, а затем по установлению незаконно добытого им имущества - будет адекватно оценен и вознагражден. Данное предложение считаю наиболее приемлемым. Тем более что у государства оно не отнимет ни копейки.

Второе предложение - это ликвидация различий в подходах к решению вопросов судебно-следственной практики. Так, из 25 тысяч выявляемых милицией сбытчиков наркотиков лишь единицы лишились свободы на срок свыше 10 лет. Средний срок лишения свободы, применяемый судами к наркодельцам, составляет 3,7 года, дополнительное наказание в виде конфискации имущества применяется судами к наркодельцам только в 11 процентах случаев. Встречается и такое: в отношении наркоторговцев применяется условная мера наказания, что возможно только из-за недостаточной доказательной базы и материально обеспеченной правовой защиты наркодельцов, помноженной на несовершенство отечественного законодательства и коррупцию в правоохранительных и судебных органах. Поэтому необходимо ужесточить уголовные репрессии в отношении сбытчиков, изготовителей, распространителей и лиц, вовлекающих в наркоманию несовершеннолетних, - от 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Тем более что существующая нормативно-правовая база отстает от усложняющейся реальной обстановки. Последняя диктует необходимость ужесточения уголовных репрессий и совершенствования законодательства. В настоящее время в парламенте страны разрабатывается значительное количество законопроектов, суть которых в большинстве своем сводится к ужесточению ответственности, вплоть до применения высшей меры наказания за наркопреступления. Не скрою, я сторонник жестких мер и, прежде всего, в отношении лиц, сделавших наркобизнес источником получения сверхдоходов, и лиц, вовлекающих в этот бизнес несовершеннолетних. Однако определить необходимый уровень репрессивных мер можно лишь на основе тщательного анализа существующей практики.

С вопросом совершенствования российской законодательной базы напрямую связана и необходимость приведения ее положений в соответствие с нормами международного права. Участие России в международных конвенциях в области контроля за наркотиками и заключение более 30 межправительственных соглашений о сотрудничестве в этой сфере позволило повысить уровень транснационального антинаркотического сотрудничества. Однако до сих пор, несмотря на ратификацию Конвенций ООН 1961, 1971, 1988 годов, наше законодательство не было полностью приведено в соответствие с их требованиями. Например, не установлена уголовная ответственность за изготовление, перевозку или распространение оборудования, материалов или веществ, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотиков.

Чрезвычайно важным, на мой взгляд, является требование Конвенции установить в качестве отягчающего обстоятельства тот факт, что преступление совершено в исправительно-трудовом учреждении, в учебном заведении, общественном месте или в непосредственной близости от них, а также в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.

Если говорить о российском законодательстве, то в первую очередь, необходимо доработать законопроекты, предусматривающие освобождение от уголовного наказания наркоманов, изъявивших желание пройти курс лечения и социально-медицинской реабилитации. Кроме того, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо разработать комплексный законопроект в сфере профилактики наркомании "О предупреждении наркомании и оказании помощи лицам, больным наркоманией", а также завершить разработку проектов федеральных законов "О недобровольном лечении лиц, больных наркоманией", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". И в заключении - обеспечить жесткий контроль за выполнением принятых решений.

Хочу добавить, что сейчас в Государственной думе при Комитете по безопасности создана рабочая группа, задача которой - аккумулировать все недостатки действующего законодательства, все недостатки правоприменительной и судебной практики. По итогам работы на рассмотрение депутатов будет вынесен целый пакет поправок в действующее законодательство вплоть до того, что будут изменены некоторые названия и статьи действующего Уголовного Кодекса.

Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности России

Останин В.С., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по безопасности

Реальное количество употребляющих наркотики в нашей стране не знает никто. По данным Минздрава и МВД России, это число колеблется от 3 до 5 миллионов человек. Из-за того, что существует анонимное лечение, в органах здравоохранения официально зарегистрировано лишь 359 тысяч больных наркоманией (т. е. примерно каждый десятый), что позволяет судить о степени контроля процессов лечения и реабилитации больных наркоманией.

Эффективность деятельности спецслужб по противодействию незаконному обороту наркотиков также находится на самом низком уровне. Только из Афганистана, по самым скромным оценкам, ежегодно поступает порядка 1500 тонн наркотиков. По данным Федеральной пограничной службы - это 93,1 процента контрабанды, из которой пограничники изымают не более 4 тонн или 0,2 процента.

Как считают специалисты ООН, даже при самой развитой структуре правоохранительных органов удается конфисковать только 5-10 процентов от общего количества подобной контрабанды. Выходит, что в 2000 году в Россию завезли более 500 тонн "наркоты" и примерно столько же произведено внутри страны. Всего же за позапрошлый год из незаконного оборота изъято около 50 тонн различных наркотиков. По имеющимся данным, ежемесячный оборот наркорынка составляет в целом по стране более 2,5 миллиардов долларов. В то же время некоторые западные специалисты называют цифру в 5 и даже 7 миллиардов долларов. В Москве в сферу активной наркодеятельности вовлечено порядка 20 тысяч человек. С другой стороны, служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков сейчас насчитывает около 5,5 тысяч сотрудников. С 1993 года ее штатная численность увеличилась в 1,2 - 1,3 раза, в основном, за счет средств, выделенных из региональных бюджетов, тогда как количество ежегодно выявляемых наркопреступлений с 1992 по 2000 год возросло с 30 до 243 тысяч, т.е. в 8,1 раза.

Мероприятия в рамках федеральных целевых программ противодействия незаконному обороту наркотиков не выполняются из-за отсутствия финансирования. В ноябре 2000 года - впервые за пять лет - на них выделено почти 82 миллиона рублей из дополнительных доходов федерального бюджета. Такая незначительная сумма заранее предопределила неосуществимость программ. Так, для полного картирования мест произрастания мака, опия необходимо обследовать свыше 300 миллионов гектаров незанятых земель, на что потребуется 2 миллиарда рублей, а полное уничтожение наркотикосодержащих растений обойдется в 50 миллиардов рублей.

В настоящее время в Правительстве разрабатывается проект федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 -2004 годы", в которой многие министерства и ведомства хотели бы включить мероприятия, не профинансированные предыдущими федеральными антинаркотическими программами. Так что увеличение объемов финансирования мероприятий новой программы остро необходимо.

В связи с употреблением и торговлей наркотиками в стране сложилась катастрофическая, грозящая национальной безопасности, ситуация. Это признано на самом высоком государственном уровне. Следующим - логичным шагом должно стать признание необходимости финансирования программы. Россия не может себе позволить, как США, тратить ежегодно на эти цели по 20 миллиардов долларов или как государства АСЕАН, территории которых входят в так называемый "Золотой треугольник", поощрять крестьян к замене на своих участках опийного мака на другие культуры. Однако заимствование действующего в США порядка распределения доходов от конфискованного имущества и наркотиков между различными государственными учреждениями, принимавшими участие в поимке преступников, сыграло бы чрезвычайно положительную роль в решении проблемы финансирования.

Такая идея уже не раз высказывалась. Например, 22 июля 1993 года Постановлением № 5494 Верховный Совет Российской Федерации утвердил представленную Президентом РФ Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками, где было записано: "При Комитете (прообраз созданной недавно Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту) может быть создан специальный фонд, средства которого использовались бы на цели осуществления государственной политики и Программы. Активы фонда могли бы состоять из целевых бюджетных ассигнований, денежных средств, конфискованных у осужденных за преступления, связанные с наркотиками, добровольных пожертвований и средств других источников".

Свои прецеденты имело и законодательное закрепление такого порядка: в соответствии с Постановлениями СНК СССР от 1922, 1924 и 1925 годов "О распределении сумм, вырученных от продажи наркотических средств, конфискованных в качестве контрабанды таможенными органами, и штрафов за контрабандный провоз указанных наркотических средств", 20 процентов доходов отчислялось в адрес учреждения, сотрудники которого задержали контрабанду, 30 процентов - на улучшение вещевого и продовольственного снабжения пограничной охраны и т. д.

Применительно к современным условиям - это реальные источники финансирования всей системы мер противодействия незаконному распространению наркотиков и лечению наркоманов, причем соответствующие нашему законодательству, ведь Постановление № 5494, утвердившее Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками, никто не отменял.

Более того, введение подобных поощрительных мер заставит или научит сотрудников правоохранительных органов не ловить на улице только что уколовшегося наркомана, что называется, "для галочки", а искать сбытчика, наркодельца. Поскольку милиционер будет уверен, что его труд - сначала по поискам преступника, а затем по установлению незаконно добытого им имущества - будет адекватно оценен и вознагражден. Данное предложение считаю наиболее приемлемым. Тем более что у государства оно не отнимет ни копейки.

Второе предложение - это ликвидация различий в подходах к решению вопросов судебно-следственной практики. Так, из 25 тысяч выявляемых милицией сбытчиков наркотиков лишь единицы лишились свободы на срок свыше 10 лет. Средний срок лишения свободы, применяемый судами к наркодельцам, составляет 3,7 года, дополнительное наказание в виде конфискации имущества применяется судами к наркодельцам только в 11 процентах случаев. Встречается и такое: в отношении наркоторговцев применяется условная мера наказания, что возможно только из-за недостаточной доказательной базы и материально обеспеченной правовой защиты наркодельцов, помноженной на несовершенство отечественного законодательства и коррупцию в правоохранительных и судебных органах. Поэтому необходимо ужесточить уголовные репрессии в отношении сбытчиков, изготовителей, распространителей и лиц, вовлекающих в наркоманию несовершеннолетних, - от 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Тем более что существующая нормативно-правовая база отстает от усложняющейся реальной обстановки. Последняя диктует необходимость ужесточения уголовных репрессий и совершенствования законодательства. В настоящее время в парламенте страны разрабатывается значительное количество законопроектов, суть которых в большинстве своем сводится к ужесточению ответственности, вплоть до применения высшей меры наказания за наркопреступления. Не скрою, я сторонник жестких мер и, прежде всего, в отношении лиц, сделавших наркобизнес источником получения сверхдоходов, и лиц, вовлекающих в этот бизнес несовершеннолетних. Однако определить необходимый уровень репрессивных мер можно лишь на основе тщательного анализа существующей практики.

С вопросом совершенствования российской законодательной базы напрямую связана и необходимость приведения ее положений в соответствие с нормами международного права. Участие России в международных конвенциях в области контроля за наркотиками и заключение более 30 межправительственных соглашений о сотрудничестве в этой сфере позволило повысить уровень транснационального антинаркотического сотрудничества. Однако до сих пор, несмотря на ратификацию Конвенций ООН 1961, 1971, 1988 годов, наше законодательство не было полностью приведено в соответствие с их требованиями. Например, не установлена уголовная ответственность за изготовление, перевозку или распространение оборудования, материалов или веществ, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотиков.

Чрезвычайно важным, на мой взгляд, является требование Конвенции установить в качестве отягчающего обстоятельства тот факт, что преступление совершено в исправительно-трудовом учреждении, в учебном заведении, общественном месте или в непосредственной близости от них, а также в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.

Если говорить о российском законодательстве, то в первую очередь, необходимо доработать законопроекты, предусматривающие освобождение от уголовного наказания наркоманов, изъявивших желание пройти курс лечения и социально-медицинской реабилитации. Кроме того, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо разработать комплексный законопроект в сфере профилактики наркомании "О предупреждении наркомании и оказании помощи лицам, больным наркоманией", а также завершить разработку проектов федеральных законов "О недобровольном лечении лиц, больных наркоманией", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". И в заключении - обеспечить жесткий контроль за выполнением принятых решений.

Хочу добавить, что сейчас в Государственной думе при Комитете по безопасности создана рабочая группа, задача которой - аккумулировать все недостатки действующего законодательства, все недостатки правоприменительной и судебной практики. По итогам работы на рассмотрение депутатов будет вынесен целый пакет поправок в действующее законодательство вплоть до того, что будут изменены некоторые названия и статьи действующего Уголовного Кодекса.