Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Направления совершенствования законодательной базы правосудия

Лысков А.Г., Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Полагаю необходимым высказать идею о целесообразности расширения форм участия наших граждан в отправлении правосудия. В условии развития новейшей российской государственности мы ограничились только участием в отправлении правосудия граждан в качестве присяжных заседателей, да и то имеет место на сегодняшний день тенденция, сужающая и эту форму участия граждан. Между тем конституционное положение, непосредственно закрепляющее право граждан на участие в отправлении правосудия, никто не отменял.

До настоящего времени у нас не принят кодекс об административном судопроизводстве, а это дает возможность не всегда правильно перераспределять полномочия между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, отнимая, вопреки Конституции, у первых полномочия и передавая вторым, а поскольку штатный ресурс вторых ограничен, затем отказываться от полномочий, приглашая использовать институт медиации. Как мне кажется, подобные решения должны приниматься после широких дискуссий, взвешивая все «за» и «против», и главное - не навредить интересам человека и гражданина.

Предыдущая тема теснейшим образом связана с противодействием коррупции - этому злу, подрывающему основы государства. Если реализовать административное судопроизводство в соответствии с названным кодексом, чиновник будет доказывать свою правоту перед гражданином в суде, а не наоборот. Как нам представляется, и это ещё не всё. В условиях модернизации государства всякая монополия в сфере расследования наносит вред интересам человека, гражданина и самого государства.

У нас на сегодняшний день четыре следственных аппарата в стране, но у всех различный правовой статус. На сегодняшний день работа одного из этих аппаратов - Следственного комитета при прокуратуре - базируется на основе закона, а все другие следственные аппараты: Следственный комитет при МВД, Следственное управление Федеральной службы безопасности и Следственный департамент Госнаркоконтроля действуют не на основании законов, а на основании утверждённых Президентом указов и по внутренней структуре этих органов. В этой связи предлагается принять федеральный закон «Об органах предварительного следствия при федеральных органах исполнительной власти», с тем, чтобы, подобно Следственному комитету при прокуратуре, были действующие на основании закона следственные комитеты в вышеуказанных структурах.

И в контексте противодействия коррупции - ещё одна тема, направленная на безупречное исполнение законодательства в ходе расследований. Согласно Национальному плану противодействия коррупции ведущая роль в борьбе с коррупцией должна принадлежать прокуратуре, однако правовых инструментов у неё явно недостаточно. В этой связи считаем целесообразным внести поправки в уголовно-процессуальное законодательство.

По нашему мнению, перед обществом мы должны постоянно и ненавязчиво подтверждать стратегический курс на развитие демократических институтов. Именно о таком институте нами  подготовлен законопроект. С одной стороны, он направлен на повышение эффективности противодействия коррупции, а с другой стороны - сформированный путём демократических процедур будет являться острым правовым инструментом под руководством Президента России. Я имею в виду подготовленный нами законопроект о коллегии уполномоченных прокуроров, т.е. институт независимого прокурора.

Отсутствуют два весьма важных конституционных закона о Верховном Суде РФ и судах общей юрисдикции. Они уже несколько лет находятся на рассмотрении в Государственной Думе. По имеющейся у нас информации, аппаратом Президента подготовлен в качестве законодательной инициативы Президента объединённый законопроект. Позволю себе высказать некоторые соображения о том, что такой объединённый законопроект будет противоречить Конституции, поскольку в соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ. О Верховном Суде есть прямое указание в Конституции РФ, поэтому о нём должен быть отдельный федеральный конституционный закон.

Более того, Верховный Суд РФ, наряду с Конституционным Судом РФ, занимает особое место в защите института Президента и должен, как нам кажется, в полном составе выступать гарантом по защите этого института от необоснованных обвинений и политических инсинуаций.

В статье «Россия, вперёд!» Д.А.Медведев правильно подметил, что работе по модернизации будут мешать влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих предпринимателей. Такой мешающей крепостью, стоящей на невидимых плечах виртуальных атлантов, в работе законодателей является отсутствие федеральных законов о нормативных правовых актах в Российской Федерации и о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов. Если это преодолеть, то, полагаю, не будет появляться законов, подобных законам о госкорпорациях, и прочих, содержащих коррупционные предпосылки.