Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Борьба с коррупцией - одно из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания Иркутской области

Берлина Л.М., председатель Законодательного Собрания Иркутской области

Новое Законодательное Собрание новой, объединенной Иркутской области отработало к настоящему моменту лишь первый год своего первого созыва. И так получилось, что на этот период пришелся новый этап борьбы с коррупцией: летом 2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, которым были предусмотрены конкретные законодательные и организационные меры в этой сфере. В частности, субъектам РФ было предписано разработать и утвердить до 01.10.2008 свои планы противодействия коррупции в органах государственной власти. Поскольку выборы в первый парламент Иркутской области как нового субъекта РФ состоялись лишь 12.10.2008, соблюсти названный срок было невозможно. Однако уже на одном из первых после выборов заседаний в январе 2009 г. Законодательное Собрание области утвердило План своей работы по реализации Национального плана противодействия коррупции.

Этот документ включает в себя план мероприятий по реализации Национального плана противодействия коррупции в расчете на 2009 г. и перечень основных направлений деятельности Законодательного Собрания по реализации таких мероприятий. План предусмотрел 16 различных мероприятий с указанием конкретных сроков исполнения и персонально ответственных лиц (руководителей Законодательного Собрания, председателей профильных комитетов, постоянных депутатских комиссий и структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания). Перечень направлений деятельности Законодательного Собрания по реализации плана мероприятий предусматривает и подробно описывает 4 основных направления:

  • законодательное обеспечение;
  • совершенствование государственного управления;
  • повышение профессионального уровня кадров и правовое просвещение;
  • обеспечение информационной открытости для гражданского общества и при системном сопровождении СМИ.

Законодательная деятельность

В части законодательного обеспечения противодействия коррупции деятельность Законодательного Собрания направлена, прежде всего, на формирование специальной правовой базы по противодействию коррупции в области. Речь идет, в первую очередь, о разработке, обсуждении и принятии областного закона о противодействии коррупции. Такой проект в настоящее время разрабатывается Иркутским Институтом законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского, его рассмотрение планируется в 2010 г.

В этом законе в качестве мер противодействия коррупции предполагается закрепить:

1) антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

2) мониторинг коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов и иных проявлений (антикоррупционный мониторинг);

3) антикоррупционное образование и пропаганду;

4) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

5) опубликование отчетов о реализации мер противодействия коррупции;

6) внедрение антикоррупционных стандартов в сфере государственного управления;

7) внедрение антикоррупционных механизмов при реализации кадровой политики.

В пакет антикоррупционных законов входят также принятые или находящиеся на рассмотрении в Законодательном Собрании:

  • законы области о внесении изменений в ст. 19 и 23 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области», которые направлены на регулирование порядка представления и проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение и замещающими отдельные должности государственной гражданской службы Иркутской области;
  • закон области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об административных комиссиях в Иркутской области» - он предусматривает установление антикоррупционных стандартов для членов административных комиссий, введение дополнительного основания досрочного прекращения полномочий члена административной комиссии «предоставление подложных документов или ложных сведений» при назначении на должность, уточнение полномочий Правительства области.

Вторым блоком антикоррупционной работы в сфере законотворчества является антикоррупционный мониторинг - мониторинг эффективности антикоррупционных мер и антикоррупционная экспертиза областных законов и законопроектов. Антикоррупционная экспертиза подразумевает проверку правовых актов на коррупциогенность и разработку на основе полученных результатов рекомендаций по выявлению, устранению и профилактике коррупционных рисков. Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Законом Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» установлены требования к правовым актам в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений при правоприменении. Упоминавшимся Планом мероприятий Законодательного Собрания было предписано до 01.07.2009 провести анализ действующего областного законодательства на предмет его коррупциогенности. В результате проведенной аналитической работы были выявлены законодательные акты, содержащие коррупционные факторы, такие как: широта дискреционных полномочий, выражающаяся в том числе в отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения органами государственной власти (Закон области «О Красной Книге Иркутской области»); открытый перечень полномочий органов государственной власти (Закон области «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области»); отсылочные нормы (Закон области «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения», Закон области «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей») и др. В связи с этим ряд проектов о внесении изменений в соответствующие законы уже подготовлен и находится на рассмотрении Законодательного Собрания Иркутской области, некоторые приняты в первом или втором чтении, другие проекты находятся в стадии разработки.

В этой работе мы тесно взаимодействуем с исполнительными и правоохранительными органами, в частности, прислушиваемся к замечаниям областной прокуратуры и Управления Минюста России по Иркутской области. Так, в течение 2009 г. Минюст постоянно проводил мониторинг и регулярно вносил представления в органы власти области. По данным этого ведомства, количество нормативных правовых актов Иркутской области, в которых выявлены положения, способствующие проявлению коррупции, на сентябрь 2009 г. составило 14 штук, количество нормативных правовых актов Иркутской области, в которых устранены положения, способствующие проявлению коррупции, - 13. По результатам мониторинга Управление Минюста пришло к выводу, что в отчетном периоде в Иркутской области продолжается процесс формирования правовых и организационных основ противодействия коррупции, вместе с тем ряд полномочий области как субъекта РФ в сфере противодействия коррупции остаются нереализованными, например:

1) принятие законов области об административных правонарушениях в сфере противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

4) введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

5) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности;

6) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

7) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

8) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

9) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

10) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;

11) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах;

12) утверждение Положения о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи;

13) разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в государственных органах и органах местного самоуправления;

14) разработка и принятие планов противодействия коррупции в государственных органах области;

15) разработка и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

16) повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

17) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

18) разработка и утверждение программ развития государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Конечно, далеко не все из названных направлений могут и должны решаться путем принятия законов области, однако, безусловно, тут есть над чем работать и Законодательному Собранию, а не только Губернатору и Правительству области. И эта работа будет продолжена.

Вопросам организации антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов было специально посвящено заседание Законодательного Собрания 17.06.2009. В обсуждении приняли участие руководитель Администрации Президента РФ, председатель президиума Совета по противодействию коррупции С.Е.Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А.В.Квашнин, губернатор Иркутской области Д.Ф.Мезенцев, директор Института законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского В.В.Игнатенко.

Третьим аспектом законотворческой деятельности в сфере противодействия коррупции является участие Законодательного Собрания в федеральном законодательном процессе: внесение поправок к проектам федеральных законов антикоррупционной направленности, выступление с инициативой принятия новых или изменения существующих федеральных законов. Мы обратились в Государственную Думу ФС РФ с предложением внести в федеральные законы следующие дополнения:

  • установить единые для всех лиц, замещающих государственные должности, требований по обеспечению запрета на исполнение должностных обязанностей в ситуации конфликта интересов;
  • установить единые для законодательных и подзаконных актов требования по антикоррупционной экспертизе, выявлению и устранению типичных и иных коррупционных факторов;
  • установить обязательные для федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления требования по мониторингу уровня коррупции и его динамики;
  • установить единые стандарты и требования проведения антикоррупционной экспертизы.

С момента утверждения Плана мероприятий Государственной Думой уже был принят новый Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», однако, к сожалению, указанные вопросы не нашли в нем полноценного разрешения.

Организационная работа

В сфере противодействия коррупции в Иркутской области в целом Законодательное Собрание осуществляет не только законотворческую, но и определенную организационную работу, направленную на реализацию единой государственной политики противодействия коррупции в Иркутской области и применение антикоррупционного законодательства.

В этом направлении Законодательное Собрание, прежде всего, взаимодействует с иными федеральными и областными органами государственной власти.Так, по инициативе Собрания один из заместителей председателя Законодательного Собрания Г.Н.Нестерович был включен в состав Координационного Совета при Губернаторе Иркутской области по борьбе с коррупцией. Кроме того, Законодательное Собрание выступило с инициативой формирования межведомственного органа по обеспечению координации реализации государственной политики в области противодействия коррупции с участием как различных областных государственных органов, так и федеральных органов государственной власти.

Областной парламент всегда очень тесно взаимодействовал и с органами местного самоуправления, не стали исключением и вопросы борьбы с коррупцией. Планом мероприятий в качестве отдельного направления было обозначено вовлечение в осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции органов местного самоуправления области.

Основной площадкой и инструментом такого сотрудничества является Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области при Законодательном Собрании Иркутской области. В течение 2009 г. данный орган в соответствии с планом своей работы на текущий год рассматривал различные вопросы, касающиеся, в частности, противодействия коррупции: 

  • о практике реализации контрольных функций органами местного самоуправления:
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
  • об участии органов местного самоуправления в процедуре привлечения к административной ответственности за нарушение законов Иркутской области в сфере административной юрисдикции;
  • об участии муниципальных образований в реализации приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области и др.

В соответствии с рекомендациями Совета в муниципальных образованиях Иркутской области представительными органами муниципальных образований разработаны и реализуются планы работы по противодействию коррупции, создаются специальные комиссии по профилактике коррупции и иных правонарушений. В 4 муниципальных образованиях на официальных сайтах созданы электронные почтовые ящики для обращений граждан по фактам коррупции, в остальных муниципальных образованиях общение граждан с органами исполнительной и представительной власти осуществляется посредством почты, электронной почты, приемов председателей Дум и депутатов.

Кроме того, Законодательным Собранием Иркутской области проведено рабочее совещание с председателями представительных органов муниципальных образований Иркутской области, где дан обзор Национального плана противодействия коррупции и принятых в его развитие федеральных законодательных актах. По его результатам были сформулированы рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению антикоррупционных мероприятий:

  • безусловное соблюдение обязанностей, ограничений для муниципальных служащих;
  • оптимизация структуры аппаратов представительных органов;
  • обеспечение кадрового резерва муниципальной службы;
  • привлечение на муниципальную службу квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов работы;
  • обеспечение проверки достоверности и полноты представленных персональных данных гражданами, поступающими на муниципальную службу;
  • обеспечение проверки сведений, предоставляемых муниципальными служащими о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Самостоятельное место в деятельности Законодательного Собрания занимает взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, имеющее в том числе антикоррупционное значение.

При Законодательном Собрании Иркутской области действует Общественный совет, в состав которого входят руководители общественных организаций Иркутской области ветеранов войны и труда, солдатских матерей, областного Совета ветеранов, Иркутского отделения Российского Красного Креста, Союза пенсионеров России по Иркутской области, ветеранов боевых действий в Чеченской Республике и других горячих точках «Патриот», Иркутского регионального отделения профессиональных союзов и др. Совет создан с целью обеспечения условий для развития гражданского общества на территории Иркутской области, развития взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и Законодательного Собрания, широкого обсуждения вопросов, вносимых на рассмотрение Собрания и имеющих большой общественный резонанс. Одним из таких общезначимых вопросов стал Национальный план противодействия коррупции.

Одной из первоочередных задач деятельности Общественного совета на 2009 г. определена задача создания механизма общественного контроля за исполнением принятых Законодательным Собранием Иркутской области актов, направленных на реализацию антикоррупционного законодательства.

05.10.2009 в Законодательном Собрании Иркутской области прошли общественные слушания на тему «Реализация антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Иркутской области». В работе общественных слушаний приняли участие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, заместитель Губернатора Иркутской области, представители Правительства Иркутской области, Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области, Прокуратуры Иркутской области, ГУВД по Иркутской области, Иркутского областного государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского», высших учебных заведений города Иркутска, общественных объединений. По результатам слушаний были приняты рекомендации, в которых, в частности, проведение очередных слушаний намечено на октябрь 2010 г.

В Законодательном Собрании существует беспрепятственный доступ к почтовому ящику для обращений граждан, размещенному на первом этаже здания. Выемка корреспонденции производится ежедневно.

На официальном сайте Законодательного Собрания Иркутской области размещена и поддерживается рубрика «Стоп коррупция»; создан электронный почтовый ящик для сбора информации от граждан по известным им фактам проявлений коррупции.

Ежемесячно в газете «Областная» публикуется график приема граждан депутатами Законодательного Собрания Иркутской области, работающими на постоянной основе. Это председатель Законодательного Собрания, заместители председателя Законодательного Собрания, а также председатели постоянных комитетов и комиссий. Дважды в год в той же газете размещается график приема граждан всеми депутатами Законодательного Собрания в избирательных округах и территориях, закрепленных за депутатами, избранными по партийным спискам. Во время приема граждане обращаются к депутатам в том числе и по вопросам антикоррупционной направленности.

Работа по противодействию коррупции внутри Законодательного Собрания

Самостоятельный, третий блок антикоррупционной работы составляет правовая и организационная работа по противодействию коррупции внутри самого Законодательного Собрания.

В числе задач и мер антикоррупционного характера, предусмотренных Планом мероприятий и Перечнем основных направлений деятельности по реализации Плана мероприятий предусмотрены:

  • оптимизация структуры аппарата Законодательного Собрания;
  • обеспечение кадрового резерва государственной гражданской службы в аппарате Законодательного Собрания;
  • привлечение на государственную гражданскую службу в аппарат Законодательного Собрания квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов работы;
  • обеспечение четкого механизма расходования бюджетных средств, исключение возможности предоставления неоправданных преимуществ лицам, вступающим в экономические отношения с Законодательным Собранием;
  • обеспечение своевременности исполнения гражданами обязанности по представлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также организация проверки данных сведений;
  • обеспечение неуклонного соблюдения запрета на получение подарков лицами, замещающими государственные должности в Законодательном Собрании области и должности государственной гражданской службы в аппарате Законодательного Собрания;
  • обеспечение проверки достоверности и полноты представленных персональных данных гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу в аппарат Законодательного Собрания;
  • стимулирование добросовестного исполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне (в целях устранения причин для совершения сотрудниками аппарата Законодательного Собрания противоправных действий коррупционного характера);
  • проведение занятий со служащими аппарата Законодательного Собрания по теме ответственности за совершение административных и уголовных правонарушений коррупционного характера с привлечением сотрудников правоохранительных органов, в том числе на примерах рассмотренных в судах дел, и т.д.

Во исполнение плана в Законодательном Собрании Иркутской области утверждено Положение о порядке передачи и хранения подарков стоимостью более 3000 руб., полученных депутатами Законодательного Собрания Иркутской области и государственными гражданскими служащими аппарата Законодательного Собрания Иркутской области в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Проверка достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, проводится путем направления представленных сведений в правоохранительные органы.

Для упорядочения данной внутриорганизационной работы предполагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровой службы Законодательного Собрания подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на нее функций:

а) по соблюдению государственными гражданскими служащими, осуществляющих служебную деятельность в аппарате Законодательного Собрания, общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885;

 б) по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента РФ от 03.03.2007 № 269;

 в) по обеспечению деятельности комиссии по разрешению конфликта интересов;

 г) по принятию мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы;

 д) по оказанию консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

 е) по обеспечению реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

 ж) по проведению служебных расследований случаев коррупционных проявлений;

 з) по взаимодействию с правоохранительными органами;

 и) по проведению с работниками структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания совещаний, цель которых - разъяснить содержание указов Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

Таким образом, в областном парламенте ведется целенаправленная и многоаспектная работа по противодействию коррупции. Все это требует четкой системной организации и мониторинга. Для координации антикоррупционной деятельности в Законодательном Собрании Иркутской области создана постоянно действующая рабочая группа по реализации Национального плана противодействия коррупции, в которую вошли не только депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, но и представители от Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области при Законодательном Собрании Иркутской области, сотрудники аппарата Законодательного Собрания, к компетенции которых отнесены информационная поддержка и информационный обмен между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами по вопросам борьбы с коррупцией, анализ проводимых антикоррупционных мероприятий, правовая поддержка реализации плана.

Итак, борьба с коррупцией, безусловно, является одним из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания Иркутской области, и ее активизация - это не популизм и кампанейщина, а закономерный ответ на вызовы современности, следствие демократической эволюции государства и общества в России в целом и в Иркутской области в частности.

БЕРЛИНА Людмила Михайловна. В 1990-1993 гг. - заместитель начальника следственного управления Иркутской областной прокуратуры. В 1993-1997 гг. - заместитель руководителя аппарата мэра г. Иркутска, затем заместитель главы администрации - руководитель аппарата главы администрации г. Иркутска. В 1997-2002 гг. - руководитель аппарата губернатора Иркутской области, заместитель главы администрации области. В 2004-2008 гг. - депутат Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва, заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. В 2008 г. избрана депутатом Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, является председателем Законодательного Собрания Иркутской области. Заслуженный юрист Российской Федерации.

Борьба с коррупцией - одно из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания Иркутской области | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Борьба с коррупцией - одно из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания Иркутской области

Берлина Л.М., председатель Законодательного Собрания Иркутской области

Новое Законодательное Собрание новой, объединенной Иркутской области отработало к настоящему моменту лишь первый год своего первого созыва. И так получилось, что на этот период пришелся новый этап борьбы с коррупцией: летом 2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, которым были предусмотрены конкретные законодательные и организационные меры в этой сфере. В частности, субъектам РФ было предписано разработать и утвердить до 01.10.2008 свои планы противодействия коррупции в органах государственной власти. Поскольку выборы в первый парламент Иркутской области как нового субъекта РФ состоялись лишь 12.10.2008, соблюсти названный срок было невозможно. Однако уже на одном из первых после выборов заседаний в январе 2009 г. Законодательное Собрание области утвердило План своей работы по реализации Национального плана противодействия коррупции.

Этот документ включает в себя план мероприятий по реализации Национального плана противодействия коррупции в расчете на 2009 г. и перечень основных направлений деятельности Законодательного Собрания по реализации таких мероприятий. План предусмотрел 16 различных мероприятий с указанием конкретных сроков исполнения и персонально ответственных лиц (руководителей Законодательного Собрания, председателей профильных комитетов, постоянных депутатских комиссий и структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания). Перечень направлений деятельности Законодательного Собрания по реализации плана мероприятий предусматривает и подробно описывает 4 основных направления:

  • законодательное обеспечение;
  • совершенствование государственного управления;
  • повышение профессионального уровня кадров и правовое просвещение;
  • обеспечение информационной открытости для гражданского общества и при системном сопровождении СМИ.

Законодательная деятельность

В части законодательного обеспечения противодействия коррупции деятельность Законодательного Собрания направлена, прежде всего, на формирование специальной правовой базы по противодействию коррупции в области. Речь идет, в первую очередь, о разработке, обсуждении и принятии областного закона о противодействии коррупции. Такой проект в настоящее время разрабатывается Иркутским Институтом законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского, его рассмотрение планируется в 2010 г.

В этом законе в качестве мер противодействия коррупции предполагается закрепить:

1) антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

2) мониторинг коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов и иных проявлений (антикоррупционный мониторинг);

3) антикоррупционное образование и пропаганду;

4) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

5) опубликование отчетов о реализации мер противодействия коррупции;

6) внедрение антикоррупционных стандартов в сфере государственного управления;

7) внедрение антикоррупционных механизмов при реализации кадровой политики.

В пакет антикоррупционных законов входят также принятые или находящиеся на рассмотрении в Законодательном Собрании:

  • законы области о внесении изменений в ст. 19 и 23 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области», которые направлены на регулирование порядка представления и проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение и замещающими отдельные должности государственной гражданской службы Иркутской области;
  • закон области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об административных комиссиях в Иркутской области» - он предусматривает установление антикоррупционных стандартов для членов административных комиссий, введение дополнительного основания досрочного прекращения полномочий члена административной комиссии «предоставление подложных документов или ложных сведений» при назначении на должность, уточнение полномочий Правительства области.

Вторым блоком антикоррупционной работы в сфере законотворчества является антикоррупционный мониторинг - мониторинг эффективности антикоррупционных мер и антикоррупционная экспертиза областных законов и законопроектов. Антикоррупционная экспертиза подразумевает проверку правовых актов на коррупциогенность и разработку на основе полученных результатов рекомендаций по выявлению, устранению и профилактике коррупционных рисков. Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Законом Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» установлены требования к правовым актам в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений при правоприменении. Упоминавшимся Планом мероприятий Законодательного Собрания было предписано до 01.07.2009 провести анализ действующего областного законодательства на предмет его коррупциогенности. В результате проведенной аналитической работы были выявлены законодательные акты, содержащие коррупционные факторы, такие как: широта дискреционных полномочий, выражающаяся в том числе в отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения органами государственной власти (Закон области «О Красной Книге Иркутской области»); открытый перечень полномочий органов государственной власти (Закон области «Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области»); отсылочные нормы (Закон области «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения», Закон области «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей») и др. В связи с этим ряд проектов о внесении изменений в соответствующие законы уже подготовлен и находится на рассмотрении Законодательного Собрания Иркутской области, некоторые приняты в первом или втором чтении, другие проекты находятся в стадии разработки.

В этой работе мы тесно взаимодействуем с исполнительными и правоохранительными органами, в частности, прислушиваемся к замечаниям областной прокуратуры и Управления Минюста России по Иркутской области. Так, в течение 2009 г. Минюст постоянно проводил мониторинг и регулярно вносил представления в органы власти области. По данным этого ведомства, количество нормативных правовых актов Иркутской области, в которых выявлены положения, способствующие проявлению коррупции, на сентябрь 2009 г. составило 14 штук, количество нормативных правовых актов Иркутской области, в которых устранены положения, способствующие проявлению коррупции, - 13. По результатам мониторинга Управление Минюста пришло к выводу, что в отчетном периоде в Иркутской области продолжается процесс формирования правовых и организационных основ противодействия коррупции, вместе с тем ряд полномочий области как субъекта РФ в сфере противодействия коррупции остаются нереализованными, например:

1) принятие законов области об административных правонарушениях в сфере противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

4) введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

5) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности;

6) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

7) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

8) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

9) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

10) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;

11) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах;

12) утверждение Положения о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи;

13) разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в государственных органах и органах местного самоуправления;

14) разработка и принятие планов противодействия коррупции в государственных органах области;

15) разработка и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

16) повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

17) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

18) разработка и утверждение программ развития государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Конечно, далеко не все из названных направлений могут и должны решаться путем принятия законов области, однако, безусловно, тут есть над чем работать и Законодательному Собранию, а не только Губернатору и Правительству области. И эта работа будет продолжена.

Вопросам организации антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов было специально посвящено заседание Законодательного Собрания 17.06.2009. В обсуждении приняли участие руководитель Администрации Президента РФ, председатель президиума Совета по противодействию коррупции С.Е.Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А.В.Квашнин, губернатор Иркутской области Д.Ф.Мезенцев, директор Института законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского В.В.Игнатенко.

Третьим аспектом законотворческой деятельности в сфере противодействия коррупции является участие Законодательного Собрания в федеральном законодательном процессе: внесение поправок к проектам федеральных законов антикоррупционной направленности, выступление с инициативой принятия новых или изменения существующих федеральных законов. Мы обратились в Государственную Думу ФС РФ с предложением внести в федеральные законы следующие дополнения:

  • установить единые для всех лиц, замещающих государственные должности, требований по обеспечению запрета на исполнение должностных обязанностей в ситуации конфликта интересов;
  • установить единые для законодательных и подзаконных актов требования по антикоррупционной экспертизе, выявлению и устранению типичных и иных коррупционных факторов;
  • установить обязательные для федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления требования по мониторингу уровня коррупции и его динамики;
  • установить единые стандарты и требования проведения антикоррупционной экспертизы.

С момента утверждения Плана мероприятий Государственной Думой уже был принят новый Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», однако, к сожалению, указанные вопросы не нашли в нем полноценного разрешения.

Организационная работа

В сфере противодействия коррупции в Иркутской области в целом Законодательное Собрание осуществляет не только законотворческую, но и определенную организационную работу, направленную на реализацию единой государственной политики противодействия коррупции в Иркутской области и применение антикоррупционного законодательства.

В этом направлении Законодательное Собрание, прежде всего, взаимодействует с иными федеральными и областными органами государственной власти.Так, по инициативе Собрания один из заместителей председателя Законодательного Собрания Г.Н.Нестерович был включен в состав Координационного Совета при Губернаторе Иркутской области по борьбе с коррупцией. Кроме того, Законодательное Собрание выступило с инициативой формирования межведомственного органа по обеспечению координации реализации государственной политики в области противодействия коррупции с участием как различных областных государственных органов, так и федеральных органов государственной власти.

Областной парламент всегда очень тесно взаимодействовал и с органами местного самоуправления, не стали исключением и вопросы борьбы с коррупцией. Планом мероприятий в качестве отдельного направления было обозначено вовлечение в осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции органов местного самоуправления области.

Основной площадкой и инструментом такого сотрудничества является Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области при Законодательном Собрании Иркутской области. В течение 2009 г. данный орган в соответствии с планом своей работы на текущий год рассматривал различные вопросы, касающиеся, в частности, противодействия коррупции: 

  • о практике реализации контрольных функций органами местного самоуправления:
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
  • об участии органов местного самоуправления в процедуре привлечения к административной ответственности за нарушение законов Иркутской области в сфере административной юрисдикции;
  • об участии муниципальных образований в реализации приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области и др.

В соответствии с рекомендациями Совета в муниципальных образованиях Иркутской области представительными органами муниципальных образований разработаны и реализуются планы работы по противодействию коррупции, создаются специальные комиссии по профилактике коррупции и иных правонарушений. В 4 муниципальных образованиях на официальных сайтах созданы электронные почтовые ящики для обращений граждан по фактам коррупции, в остальных муниципальных образованиях общение граждан с органами исполнительной и представительной власти осуществляется посредством почты, электронной почты, приемов председателей Дум и депутатов.

Кроме того, Законодательным Собранием Иркутской области проведено рабочее совещание с председателями представительных органов муниципальных образований Иркутской области, где дан обзор Национального плана противодействия коррупции и принятых в его развитие федеральных законодательных актах. По его результатам были сформулированы рекомендации органам местного самоуправления по осуществлению антикоррупционных мероприятий:

  • безусловное соблюдение обязанностей, ограничений для муниципальных служащих;
  • оптимизация структуры аппаратов представительных органов;
  • обеспечение кадрового резерва муниципальной службы;
  • привлечение на муниципальную службу квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов работы;
  • обеспечение проверки достоверности и полноты представленных персональных данных гражданами, поступающими на муниципальную службу;
  • обеспечение проверки сведений, предоставляемых муниципальными служащими о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Самостоятельное место в деятельности Законодательного Собрания занимает взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, имеющее в том числе антикоррупционное значение.

При Законодательном Собрании Иркутской области действует Общественный совет, в состав которого входят руководители общественных организаций Иркутской области ветеранов войны и труда, солдатских матерей, областного Совета ветеранов, Иркутского отделения Российского Красного Креста, Союза пенсионеров России по Иркутской области, ветеранов боевых действий в Чеченской Республике и других горячих точках «Патриот», Иркутского регионального отделения профессиональных союзов и др. Совет создан с целью обеспечения условий для развития гражданского общества на территории Иркутской области, развития взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и Законодательного Собрания, широкого обсуждения вопросов, вносимых на рассмотрение Собрания и имеющих большой общественный резонанс. Одним из таких общезначимых вопросов стал Национальный план противодействия коррупции.

Одной из первоочередных задач деятельности Общественного совета на 2009 г. определена задача создания механизма общественного контроля за исполнением принятых Законодательным Собранием Иркутской области актов, направленных на реализацию антикоррупционного законодательства.

05.10.2009 в Законодательном Собрании Иркутской области прошли общественные слушания на тему «Реализация антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Иркутской области». В работе общественных слушаний приняли участие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, заместитель Губернатора Иркутской области, представители Правительства Иркутской области, Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области, Прокуратуры Иркутской области, ГУВД по Иркутской области, Иркутского областного государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского», высших учебных заведений города Иркутска, общественных объединений. По результатам слушаний были приняты рекомендации, в которых, в частности, проведение очередных слушаний намечено на октябрь 2010 г.

В Законодательном Собрании существует беспрепятственный доступ к почтовому ящику для обращений граждан, размещенному на первом этаже здания. Выемка корреспонденции производится ежедневно.

На официальном сайте Законодательного Собрания Иркутской области размещена и поддерживается рубрика «Стоп коррупция»; создан электронный почтовый ящик для сбора информации от граждан по известным им фактам проявлений коррупции.

Ежемесячно в газете «Областная» публикуется график приема граждан депутатами Законодательного Собрания Иркутской области, работающими на постоянной основе. Это председатель Законодательного Собрания, заместители председателя Законодательного Собрания, а также председатели постоянных комитетов и комиссий. Дважды в год в той же газете размещается график приема граждан всеми депутатами Законодательного Собрания в избирательных округах и территориях, закрепленных за депутатами, избранными по партийным спискам. Во время приема граждане обращаются к депутатам в том числе и по вопросам антикоррупционной направленности.

Работа по противодействию коррупции внутри Законодательного Собрания

Самостоятельный, третий блок антикоррупционной работы составляет правовая и организационная работа по противодействию коррупции внутри самого Законодательного Собрания.

В числе задач и мер антикоррупционного характера, предусмотренных Планом мероприятий и Перечнем основных направлений деятельности по реализации Плана мероприятий предусмотрены:

  • оптимизация структуры аппарата Законодательного Собрания;
  • обеспечение кадрового резерва государственной гражданской службы в аппарате Законодательного Собрания;
  • привлечение на государственную гражданскую службу в аппарат Законодательного Собрания квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов работы;
  • обеспечение четкого механизма расходования бюджетных средств, исключение возможности предоставления неоправданных преимуществ лицам, вступающим в экономические отношения с Законодательным Собранием;
  • обеспечение своевременности исполнения гражданами обязанности по представлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также организация проверки данных сведений;
  • обеспечение неуклонного соблюдения запрета на получение подарков лицами, замещающими государственные должности в Законодательном Собрании области и должности государственной гражданской службы в аппарате Законодательного Собрания;
  • обеспечение проверки достоверности и полноты представленных персональных данных гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу в аппарат Законодательного Собрания;
  • стимулирование добросовестного исполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне (в целях устранения причин для совершения сотрудниками аппарата Законодательного Собрания противоправных действий коррупционного характера);
  • проведение занятий со служащими аппарата Законодательного Собрания по теме ответственности за совершение административных и уголовных правонарушений коррупционного характера с привлечением сотрудников правоохранительных органов, в том числе на примерах рассмотренных в судах дел, и т.д.

Во исполнение плана в Законодательном Собрании Иркутской области утверждено Положение о порядке передачи и хранения подарков стоимостью более 3000 руб., полученных депутатами Законодательного Собрания Иркутской области и государственными гражданскими служащими аппарата Законодательного Собрания Иркутской области в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Проверка достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, проводится путем направления представленных сведений в правоохранительные органы.

Для упорядочения данной внутриорганизационной работы предполагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровой службы Законодательного Собрания подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на нее функций:

а) по соблюдению государственными гражданскими служащими, осуществляющих служебную деятельность в аппарате Законодательного Собрания, общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885;

 б) по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента РФ от 03.03.2007 № 269;

 в) по обеспечению деятельности комиссии по разрешению конфликта интересов;

 г) по принятию мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы;

 д) по оказанию консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

 е) по обеспечению реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

 ж) по проведению служебных расследований случаев коррупционных проявлений;

 з) по взаимодействию с правоохранительными органами;

 и) по проведению с работниками структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания совещаний, цель которых - разъяснить содержание указов Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

Таким образом, в областном парламенте ведется целенаправленная и многоаспектная работа по противодействию коррупции. Все это требует четкой системной организации и мониторинга. Для координации антикоррупционной деятельности в Законодательном Собрании Иркутской области создана постоянно действующая рабочая группа по реализации Национального плана противодействия коррупции, в которую вошли не только депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, но и представители от Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области при Законодательном Собрании Иркутской области, сотрудники аппарата Законодательного Собрания, к компетенции которых отнесены информационная поддержка и информационный обмен между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами по вопросам борьбы с коррупцией, анализ проводимых антикоррупционных мероприятий, правовая поддержка реализации плана.

Итак, борьба с коррупцией, безусловно, является одним из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания Иркутской области, и ее активизация - это не популизм и кампанейщина, а закономерный ответ на вызовы современности, следствие демократической эволюции государства и общества в России в целом и в Иркутской области в частности.

БЕРЛИНА Людмила Михайловна. В 1990-1993 гг. - заместитель начальника следственного управления Иркутской областной прокуратуры. В 1993-1997 гг. - заместитель руководителя аппарата мэра г. Иркутска, затем заместитель главы администрации - руководитель аппарата главы администрации г. Иркутска. В 1997-2002 гг. - руководитель аппарата губернатора Иркутской области, заместитель главы администрации области. В 2004-2008 гг. - депутат Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва, заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. В 2008 г. избрана депутатом Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, является председателем Законодательного Собрания Иркутской области. Заслуженный юрист Российской Федерации.