Вопросы аттестации рабочих мест и охраны труда
Виговский Е.В., советник налоговой службы III ранга
В сложных обстоятельствах формирования устойчивых рыночных отношениях в России, в ситуации финансового мирового кризиса особенно важно поддерживать достойные человека условия труда, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой деятельности способствует формированию ответственного отношения к труду.
Причинами недостатков в сфере охраны труда, прежде всего, являются:
- недостаточное финансовое состояние производств, обеспечивающих поддержание соответствующих условий труда;
- отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы по охране труда;
- слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда и, как следствие, снижение ответственности и требовательности руководителей;
- низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;
- несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов в этой области.
Для успешной реализации норм действующего законодательства, неукоснительного соблюдения Трудового кодекса (ТК) РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и нормативных правовых актов необходимо обеспечивать постоянное обновление научно обоснованной нормативной правовой базы по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении.
Кроме того, надо улучшать на каждом рабочем месте, в том числе производстве, условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.
Социально-экономический эффект от реализации данных условий, прежде всего, приведет к сокращению выплат по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев на производстве, уменьшению расходов на медицинскую и социальную реабилитацию и, в результате, к сокращению на этой основе государственных расходов.
Требования и организация охраны труда
Требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются гл. 34 ТК РФ. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производств и труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя, который обязан обеспечить:
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Типовое положение о комитете (комиссии ) по охране труда утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Приказ от 29.05.2006 № 413). Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации службы охраны труда в организации.
ТК РФ также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и, прежде всего, на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда и иными (ст. 219 ТК РФ).
Нормы международного права
В настоящее время действует значительное количество законодательных и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности и охраны труда, в том числе множество международных конвенций. Международное законодательство характеризуется не только многообразием, но и обширностью международно-правовых актов в различных сферах международных общественных отношений.
Примером этому являются следующие нормы международного права:
- Устав Международной организации труда (принят в 1919 г., с изменениями и дополнениями от 1972 г.);
- Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией труда (Нью-Йорк, 30.05.1946);
- Декларация Международной организации труда "О целях и задачах Международной организации труда" (Филадельфия, 10.05.1944);
- Акт о поправках к Уставу Международной организации труда (Женева, 22.06.1962);
- Регламент международной конференции труда (принят 21.11.1919, с изменениями и дополнениями от 1995 г.).
Другими наиболее значимыми международными актами являются:
- Конвенция № 171 Международной организации труда "О ночном труде" (Женева, 26.06.1990);
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей (Страсбург, 25.01.1996);
- Конвенция № 156 Международной организации труда "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (Женева, 23.06.1981);
- Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Женева 18.06.1998) и иные.
Верховенство норм международного права предусмотрено и ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Применительно к норме Основного Закона необходимо руководствоваться также ст. 15 Конституции РФ.
В международном праве основу составляют Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948, Декларация о праве и обязанности отдельных групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 09.12.1998., и ряд других.
"Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях, и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике.
Также каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в данной Декларации.»
(Статья 2 Декларации о праве и обязанности отдельных групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 09.12.1998)
«При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.»
(Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948)
Гигиена труда
Основные показатели, влияющие на здоровье человека-работника, определены в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Данный документ был разработан рядом научных учреждений, 29.07.2005 он был утвержден Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Вышеуказанное Руководство применяют с целью:
- контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
- создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
- аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
- составления санитарно-гигиенической характеристики условия труда работника;
- анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
- расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.
Документ также предназначен для:
- органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении контроля за выполнением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов на рабочих местах и проведении социально-гигиенического мониторинга;
- организаций, аккредитованных на проведение работ по оценке условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда);
- центров профпатологии и медицины труда, медико-санитарных частей, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинское обслуживание работников;
- работодателей и работников для их информации об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности);
- органов социального и медицинского страхования.
В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника, рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).
При этом работник имеет право получить достоверную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты и медико-профилактических мероприятиях.
Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (например, труд летчиков, моряков, водолазов, пожарных, спасателей и др.), является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях.
Вредными факторами могут быть физические факторы, химические факторы, биологические факторы, факторы трудового процесса. В Руководстве Р 2.2.2006-05 дано определение физических факторов и напряженности труда.
Вредными физическими факторами являются: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излечение, неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, широкополосные электромагнитные импульсы, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли) преимущественного фиброгенного действия, освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость), электрически заряженные частицы воздуха - аэроины.
Напряженность труда - это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда - условия при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работников. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника*.
*Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установлены работникам сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда не менее 4% тарифной ставки (оклада).
Санитарно-гигиенические нормы и правила организации работы с компьютерной техникой
Внедрение компьютерных технологий обработки информации способствовало совершенствованию организации и эффективности управленческого труда. Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной ее эксплуатации и расстановке, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда специалистов различного профиля организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Наиболее важными возможными последствиями неблагоприятного воздействия работы с компьютерной техникой на здоровье работников являются заболевания глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания и др. Научными исследованиями установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники из любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования.
К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, следует отнести:
- электромагнитное и электростатические поля;
- акустический шум;
- изменение ионного состава воздуха и параметров расположения экрана монитора (дисплея), которые ведут, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора, и т.д.
Немаловажную роль играет и состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.
Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда пользователей персональных компьютеров можно отнести к 3 классу вредности I степени опасности.
Размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется, исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации труда, и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей.
Наибольшее число несоответствий выявляется по следующим факторам:
- аэроионная обстановка в помещении (недостаток положительных легких аэроинов, недостаток отрицательных легких аэроинов);
- освещенность поверхности стола пользователя в зоне размещения рабочего документа (недостаточная освещенность);
- напряженность переменного электрического поля (повышенный уровень);
- электростатический потенциал на экране видеодисплейного терминала (повышенный уровень);
- плотность потока магнитной индукции (повышенный уровень);
- температура воздуха в помещении (повышена).
Устранение вышеперечисленных недостатков и нарушений санитарно-гигиенических правил производства позволит сократить непроизводственные издержки, связанные с заболеваниями работающих, увеличить эффективность и производительность труда, повысить культуру производства.
I. В настоящее время действуют гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, разработанные Министерством здравоохранения РФ (Постановление от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03»). Данные правила и нормативы были разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и содержат требования к ПЭВМ, помещениям для работы с ПЭВМ, микроклимату, содержанию аэроинов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ*; требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.
*Министерством труда и социального развития утверждены физические факторы производственной среды (оценка освещения рабочих мест «Методические указания» МУ 2.2.4.706-98/МУ от РМ 01-98).
Кроме того, Санитарные правила содержат требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ и требования к проведению государственного надзора и производственного контроля.
В результате проверок кадровых служб фиксируются нарушения, когда в должностных инструкциях работников не учитываются требования по организации работ с использованием компьютерной техники. По данному вопросу Министерством труда РФ были разработаны Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте) (Письмо от 29.01.1996 № 38-11). Кроме того, Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждена Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. (Приказ от 23.10.2008 № 586).
Основными направлениями Программы являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание и обеспечение действий системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте;
- совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда;
- совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний;
- совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Разработано значительное количество отраслевых тарифных соглашений, например, Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 гг., Отраслевое тарифное соглашение по организации наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009-2011 гг. и др.
Аттестация рабочих мест
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Необходимо отметить, что непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 и включает:
- общие положения и основные понятия;
- подготовку к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- гигиеническую оценку условий труда;
- оценку травмобезопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
- оценку фактического состояния условий труда на рабочих местах и оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с вышеуказанным Порядком.
После проведения аттестации рабочих мест результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
7) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.04.2002 № 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях и утверждено Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда. Объектами сертификации в этой системе являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Соблюдение требований ТК РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства.
ВИГОВСКИЙ Евгений Владимирович. На государственной службе более 30 лет. После службы в органах внутренних дел работал в Аппарате УФНС России по г. Москве. В настоящее время - на государственной службе в Управлении координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы. Советник налоговой службы III ранга, советник государственной гражданской службы 2 класса.
|