Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный радиационным воздействием

Матиящук С.В., Сибирский университет потребительской кооперации

Уже более 50 лет прошло с тех пор, как была пущена в эксплуатацию первая атомная станция*, но не утихают споры о целесообразности использования атомной энергии в мирных целях. Одни исследователи полагают, что использование атомной энергии принесло с собой и новую заботу - заботу о предотвращении загрязнения окружающей среды радиоактивными продуктами. К ней, в частности, относится проблема длительного и безопасного хранения высокоактивных отходов. Другие, наоборот, считают, что именно использование мирного атома как по ресурсно-экономическим, так и по экологическим характеристикам, может обеспечить на перспективный период возрастающие потребности общества в топливе и энергии. Вместе с тем приходится признать, что безопасность не может быть абсолютной и необходимо создавать механизм эффективной защиты от вредного ионизирующего излучения при осуществлении деятельности, связанной с использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях.

*Первая в мире атомная электростанция была пущена в эксплуатацию 27 июня 1954 г. в городе Обнинске.

Целесообразность осуществления любого вида деятельности, связанного с использованием атомной энергии, должна определяться не только экономическими и техническими выгодами, которые такая деятельность сулит, но и исходя из того риска, которому подвергаются граждане и окружающая среда. Необходимо учитывать, что сегодня атомная энергия в мирных целях используется не только для развития энергетики, т.е. для производства электрической энергии, но и все шире применяются радиоактивные изотопы и ионизующие излучения в различных отраслях экономики, в науке и промышленности, на транспорте, в агротехнике, биологии, медицине, космических исследованиях. По оценкам, за последние десятилетия масштабы деятельности, связанной с использованием атомной энергии в мирных целях, неимоверно возросли, и, как следствие, увеличилось вредное воздействие ионизирующего излучения как на организм человека, так и на окружающую среду. Очевидна необходимость решения такой важной задачи правового регулирования, как определения ответственности участников отношений, возникающих при использовании атомной энергии.

Ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация в порядке, установленном ст. 1079-1083 Гражданского кодекса РФ. Правовое положение эксплуатирующих организаций определяется в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и Федеральным законом от 21.11.2001 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - ФЗ-170). Статья 34 ФЗ-170 дает определение понятия «эксплуатирующая организация». Эксплуатирующей организацией признается организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

В ст. 54 ФЗ-170 содержится основания и условия возникновения обязательства вследствие причинения вреда радиационным воздействием при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

Вред (наличие вреда) является непременным, обязательным основанием гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации. При его отсутствии вопрос об ответственности возникнуть не может. Под вредом как основанием гражданской ответственности эксплуатирующей организации понимаются неблагоприятные для государства, юридических и физических лиц имущественные или неимущественные последствия, возникшие в результате повреждения или уничтожения принадлежащего им имущества, а также в результате причинения увечья или смерти физических лиц. В свою очередь, денежной оценкой имущественного вреда признаются убытки.

А, как известно, для взыскания убытков необходимо установить наличие определенных обстоятельств (условий), к числу которых относится:

  • во-первых, противоправный характер поведения эксплуатирующей организации, который выражается в действиях или бездействиях, приведших к возникновению вреда от радиационного воздействия (например, в несоблюдении эксплуатирующей организацией требований, предъявляемых к деятельности по использованию атомной энергии);
  • во-вторых, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении причиненных убытков. Учитывая то, что любая деятельность, связанная с использованием атомной энергии, является техногенным источником повышенной опасности, рассматриваемый вид ответственности наступает при усеченном составе, т.е. из ее условий исключается виновность эксплуатирующей организации в совершении правонарушения.

Указанной статьей предусматриваются случаи освобождения эксплуатирующей организации от ответственности за вред, причиненные радиационным воздействием. К их числу относятся:

  • действия непреодолимой силы, под которой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст. 202 ГК РФ);
  • военные действия;
  • вооруженные конфликты;
  • умысел самого потерпевшего.

Кроме того, ст. 1083 ГК РФ предусматривает возможность уменьшения размера возмещения вреда или отказа в возмещении вреда.

Порядок возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием окружающей среде, устанавливается Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Эксплуатирующая организация, причинившая вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязана возместить его в полном объеме. При этом вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на эксплуатирующую организацию-ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В свою очередь, порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, установлен ст. 1084 - 1094 ГК РФ. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, возмещается по правилам, предусмотренным ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

В то же время в соответствии со ст. 55 ФЗ-170 эксплуатирующая организация несет ограниченную определенной суммой ответственность за убытки и вред, причиненный радиационным воздействием. Логичен и правомерен вопрос: с какой целью установлено такое ограничение? Основная причина отступления от принципа полного возмещения убытков в сторону установления ограничений имущественной ответственности заключается в том, что деятельность, связанная с использованием атомной энергии, сопряжена с опасностью причинения убытков, размеры которых превосходят финансовые возможности эксплуатирующих организаций. Ограничение ответственности обусловлено также тем, что в силу специфики ядерных аварий ущерб от них может проявиться спустя длительное время.

Данной статьей установлен особый порядок возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием. Суть его означает, что выплата сумм по возмещению вреда и убытков, причиненных радиационным воздействием, возлагается как на эксплуатирующую организацию, которая несет ответственность в пределах сумм, установленных законом; так и на Правительство РФ - сверх этих сумм.

Таким образом, ответственность эксплуатирующей организации конструируется как ответственность, ограниченная суммой, указанной в законе. Однако пределы ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, законодательством до сих пор не установлены.

Кроме того, ст. 55 ФЗ-170 установлено, что пределы ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в зависимости от типа объекта использования атомной энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации, но при этом максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого одного инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами Российской Федерации.

Однако применить это правило весьма затруднительно, поскольку, во-первых, пределы ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, российским законодателем до сих пор не установлены; а во-вторых, многими международными договорами, например Венской конвенцией, не ограничивается ответственность эксплуатирующих организаций.

В целях наиболее полной и своевременной защиты интересов пострадавших ст. 56 ФЗ-170 определяет порядок финансового обеспечения предела гражданско-правовой ответственности за ущерб, нанесенный жизни, здоровью, имуществу граждан, организациям, а также окружающей природной среде в результате радиационной аварии. По общему правилу, вся ответственность за возмещение ядерного ущерба лежит на эксплуатирующей организации. Не разрешена выдача лицензии эксплуатирующей организации, если им не представлены финансовые гарантии возможности возместить ущерб, нанесенный гражданам, организациям и окружающей среде. При этом гарантии могут быть как собственные - это способность предприятия оплатить все возможные последствия из своих внутренних резервов, так и государственные, а также гарантии иных организаций, взявших на себя платежные обязательства, например, банка или страховой компании.

Что же касается срока исковой давности, то ст. 58 ФЗ-170 дублирует положения ГК РФ в части установления сроков исковой давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде. В отношении требования о возмещении вреда, причиненного имуществу или окружающей среде, действует общий срок исковой давности - 3 года. Дата начала течения указанного срока определяется на основе сочетания субъективного (когда потерпевший узнал о нарушении своего права) и объективного (когда он должен был узнать о нарушении своего права) критериев. В то же время на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Правовое регулирование ответственности эксплуатирующих организаций при радиационном воздействии нуждается в совершенствовании, более детальной регламентации и увеличении размеров ответственности эксплуатирующих организаций с целью обеспечения наиболее полной и своевременной защиты интересов пострадавших и обеспечения справедливой компенсации причиненного в результате радиационной аварии вреда.