Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Наиболее актуальные вопросы реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Гилетич А.Н., заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России

Принятие "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" - значимый шаг в области технического регулирования, практически всех вопросов обеспечения пожарной безопасности. Мониторинг СМИ, проводимый МЧС, говорит о том, что общество в целом позитивно восприняло введение данного Технического регламента. С мая 2009 г. из практики исключено применение отживших и избыточных противопожарных требований. Положения регламента основаны на современных научно-технических знаниях в области обеспечения пожарной безопасности и ориентированы, в основном, на общеевропейские стандарты.

Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает предыдущие нормы, за исключением нормативов, регулирующих пожарную безопасность в детских учреждениях, объектах социальной защиты, здравоохранения и других социально значимых объектах или объектах с массовым пребыванием людей. Это требование времени.

Между тем изменился статус многих нормативных положений. Раньше это были ведомственные нормативные правовые акты. Сегодня их статус возведен в ранг законодательства. Этим и обусловлен повышенный интерес к данным документам. Но Технический регламент не предполагает усложнять ранее действующие нормы. Думаю, любой руководитель организации, должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, в состоянии в них разобраться и выполнять.

Декларация пожарной безопасности

Одним из нововведений является декларирование как форма оценки соответствия. Это требование Технического регламента применяется во многих развитых странах мира. Сегодня оно введено и в России. В течение года с момента вступления в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", т.е. до 01.05.2010, каждый собственник объекта должен направить в органы государственного пожарного надзора своего субъекта РФ декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке.

Основная задача декларирования требований пожарной безопасности - подготовка собственника к эксплуатации своего объекта в пожаробезопасном состоянии. Декларация - это не научный труд, а тот минимум требований, который собственник в соответствии с Техническим регламентом должен учесть и выполнять на своем объекте. Есть ли у него нормативный эвакуационный выход, смонтирована и исправна ли противопожарная сигнализация, готовы ли сотрудники, работающие в этом здании или учреждении, самостоятельно осуществить эвакуацию в случае возникновения пожара и т.д.

Если здание построено до вступления в силу Технического регламента, то в нем должны соблюдаться требования нормативных документов, которые существовали на тот момент. Если здание не реконструируется, мы используем старую базу. Это правильный подход. У нас было большое количество нормативных документов - свыше 2000. Возможно, они где-то дублировались, существовали взаимоисключающие положения. Но сегодня они по-прежнему актуальны для зданий, построенных ранее. Со временем здания будут перестраиваться, реконструироваться, а следовательно, подпадать под действие норм принятого Технического регламента.

Расчет пожарного риска и ранее применялся для оценки пожарной безопасности тех или иных объектов. Это положение, введенное Техническим регламентом, применяется не часто и использовалось, в основном, для уникальных объектов - для тех зданий, сооружений, которые нельзя спроектировать по действующим нормам, для новых технологических систем, новых производств, которые не зарегламентированы в данном Техническом регламенте или в других нормативных правовых актах, регулирующих сегодня сферу пожарной безопасности. Мнение отдельных граждан, что оценка пожарного риска должна применяться для всех, - ошибочное.

Утверждены две методики оценки пожарного риска, созданные на основе практического опыта, в том числе зарубежного:

1) "Методика по определению расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404);

2) "Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях различных классов национальной пожарной опасности" (Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 372).

Эти методики прошли регистрацию в Минюсте и имеют статус нормативного правового акта. Расчет пожарного риска - это достаточно серьезное исследование и требует высокой квалификации специалиста. Поэтому здесь нужна, конечно, аккредитованная организация.

Собственник, заполняя декларацию пожарной безопасности, в уведомительном порядке направляет ее в территориальный орган пожарного надзора. Ему положено в соответствии с законом в течение года разработать декларацию. Это, поверьте, не такая большая работа. Территориальный орган должен принять декларацию и внести в то контрольно-наблюдательное дело по объекту, которое у него ведется. Далее, в ходе плановой проверки раз в 3 года или раз в 2 года, в зависимости от назначения объекта, оценивается, насколько при проведении планового мероприятия декларация соответствует фактическому положению дел на объекте. Ни с кем декларация не согласуется, ни кем она не утверждается. Нет такого требования, чтобы декларацию заполняли специально аккредитованные организации. Это только прерогатива собственника.

Подзаконные нормативные акты

В развитие Технического регламента на уровне Правительства РФ были разработаны нормативные правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ от 22.10.2009 № 771 "О внесении изменений в положение Государственного пожарного надзора";
  • Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 "Об аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению в соответствии";
  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска";
  • Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304, которое регламентирует "национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и выполнения Технического регламента";
  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 № 304 "Об утверждении порядка оценки соответствия объектов защиты продукции установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" или, проще, о независимой оценке пожарного риска;
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 373 "Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента".

Кроме того, есть ряд нормативных правовых актов на уровне МЧС России, в частности, Приказ МЧС России "О форме и порядке составления декларации пожарной безопасности". Разработаны 12 сводов правил, которые регламентируют основные требования, положения к основным видам продукции, зданиям, сооружениям, то, чем нам непосредственно нужно руководствоваться в повседневной деятельности.

Разработан 91 национальный стандарт. В будущем таких стандартов будет больше. Но этого не надо пугаться. Просто появляются какие-то новые виды продукции, и для них тоже требуется разработка национальных стандартов с точки зрения пожарной безопасности. Издание национальных стандартов и сводов правил - прерогатива Ростехрегулирования, которое отслеживает эти вопросы.

Вся процедура издания документов носит публичный характер, их проекты размещаются на соответствующих сайтах в интернете, обсуждаются на совещаниях с участием представителей бизнеса, общественности.

О первых итогах действия Технического регламента можно сказать следующее. В целом за 6 месяцев действия закона не было ни одного обращения в судебные инстанции по применению его положений. Технический регламент не препятствует развитию экономики, не создает барьеры для предпринимателей, а наоборот, снижает их. Это отмечалось и на совещании представителей малого и среднего бизнеса у Президента РФ, где не прозвучало ни одного замечания в отношении этого закона.

По материалам интернет-конференции в компании «Гарант» 06.10.2009.

Наиболее актуальные вопросы реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Наиболее актуальные вопросы реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Гилетич А.Н., заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России

Принятие "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" - значимый шаг в области технического регулирования, практически всех вопросов обеспечения пожарной безопасности. Мониторинг СМИ, проводимый МЧС, говорит о том, что общество в целом позитивно восприняло введение данного Технического регламента. С мая 2009 г. из практики исключено применение отживших и избыточных противопожарных требований. Положения регламента основаны на современных научно-технических знаниях в области обеспечения пожарной безопасности и ориентированы, в основном, на общеевропейские стандарты.

Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает предыдущие нормы, за исключением нормативов, регулирующих пожарную безопасность в детских учреждениях, объектах социальной защиты, здравоохранения и других социально значимых объектах или объектах с массовым пребыванием людей. Это требование времени.

Между тем изменился статус многих нормативных положений. Раньше это были ведомственные нормативные правовые акты. Сегодня их статус возведен в ранг законодательства. Этим и обусловлен повышенный интерес к данным документам. Но Технический регламент не предполагает усложнять ранее действующие нормы. Думаю, любой руководитель организации, должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, в состоянии в них разобраться и выполнять.

Декларация пожарной безопасности

Одним из нововведений является декларирование как форма оценки соответствия. Это требование Технического регламента применяется во многих развитых странах мира. Сегодня оно введено и в России. В течение года с момента вступления в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", т.е. до 01.05.2010, каждый собственник объекта должен направить в органы государственного пожарного надзора своего субъекта РФ декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке.

Основная задача декларирования требований пожарной безопасности - подготовка собственника к эксплуатации своего объекта в пожаробезопасном состоянии. Декларация - это не научный труд, а тот минимум требований, который собственник в соответствии с Техническим регламентом должен учесть и выполнять на своем объекте. Есть ли у него нормативный эвакуационный выход, смонтирована и исправна ли противопожарная сигнализация, готовы ли сотрудники, работающие в этом здании или учреждении, самостоятельно осуществить эвакуацию в случае возникновения пожара и т.д.

Если здание построено до вступления в силу Технического регламента, то в нем должны соблюдаться требования нормативных документов, которые существовали на тот момент. Если здание не реконструируется, мы используем старую базу. Это правильный подход. У нас было большое количество нормативных документов - свыше 2000. Возможно, они где-то дублировались, существовали взаимоисключающие положения. Но сегодня они по-прежнему актуальны для зданий, построенных ранее. Со временем здания будут перестраиваться, реконструироваться, а следовательно, подпадать под действие норм принятого Технического регламента.

Расчет пожарного риска и ранее применялся для оценки пожарной безопасности тех или иных объектов. Это положение, введенное Техническим регламентом, применяется не часто и использовалось, в основном, для уникальных объектов - для тех зданий, сооружений, которые нельзя спроектировать по действующим нормам, для новых технологических систем, новых производств, которые не зарегламентированы в данном Техническом регламенте или в других нормативных правовых актах, регулирующих сегодня сферу пожарной безопасности. Мнение отдельных граждан, что оценка пожарного риска должна применяться для всех, - ошибочное.

Утверждены две методики оценки пожарного риска, созданные на основе практического опыта, в том числе зарубежного:

1) "Методика по определению расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404);

2) "Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях различных классов национальной пожарной опасности" (Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 372).

Эти методики прошли регистрацию в Минюсте и имеют статус нормативного правового акта. Расчет пожарного риска - это достаточно серьезное исследование и требует высокой квалификации специалиста. Поэтому здесь нужна, конечно, аккредитованная организация.

Собственник, заполняя декларацию пожарной безопасности, в уведомительном порядке направляет ее в территориальный орган пожарного надзора. Ему положено в соответствии с законом в течение года разработать декларацию. Это, поверьте, не такая большая работа. Территориальный орган должен принять декларацию и внести в то контрольно-наблюдательное дело по объекту, которое у него ведется. Далее, в ходе плановой проверки раз в 3 года или раз в 2 года, в зависимости от назначения объекта, оценивается, насколько при проведении планового мероприятия декларация соответствует фактическому положению дел на объекте. Ни с кем декларация не согласуется, ни кем она не утверждается. Нет такого требования, чтобы декларацию заполняли специально аккредитованные организации. Это только прерогатива собственника.

Подзаконные нормативные акты

В развитие Технического регламента на уровне Правительства РФ были разработаны нормативные правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ от 22.10.2009 № 771 "О внесении изменений в положение Государственного пожарного надзора";
  • Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 "Об аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению в соответствии";
  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска";
  • Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304, которое регламентирует "национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и выполнения Технического регламента";
  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 № 304 "Об утверждении порядка оценки соответствия объектов защиты продукции установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" или, проще, о независимой оценке пожарного риска;
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 373 "Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента".

Кроме того, есть ряд нормативных правовых актов на уровне МЧС России, в частности, Приказ МЧС России "О форме и порядке составления декларации пожарной безопасности". Разработаны 12 сводов правил, которые регламентируют основные требования, положения к основным видам продукции, зданиям, сооружениям, то, чем нам непосредственно нужно руководствоваться в повседневной деятельности.

Разработан 91 национальный стандарт. В будущем таких стандартов будет больше. Но этого не надо пугаться. Просто появляются какие-то новые виды продукции, и для них тоже требуется разработка национальных стандартов с точки зрения пожарной безопасности. Издание национальных стандартов и сводов правил - прерогатива Ростехрегулирования, которое отслеживает эти вопросы.

Вся процедура издания документов носит публичный характер, их проекты размещаются на соответствующих сайтах в интернете, обсуждаются на совещаниях с участием представителей бизнеса, общественности.

О первых итогах действия Технического регламента можно сказать следующее. В целом за 6 месяцев действия закона не было ни одного обращения в судебные инстанции по применению его положений. Технический регламент не препятствует развитию экономики, не создает барьеры для предпринимателей, а наоборот, снижает их. Это отмечалось и на совещании представителей малого и среднего бизнеса у Президента РФ, где не прозвучало ни одного замечания в отношении этого закона.

По материалам интернет-конференции в компании «Гарант» 06.10.2009.