Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Виктимологическое обеспечение безопасности в области дорожного движения

Майоров А.В., Челябинский юридический институт МВД России

Система предупреждения правонарушений включает различные меры, соответствующие определенным направлениям, каждое из которых имеет свои особенности: предупреждение преступлений, предупреждение административно-правовых нарушений и т.д. Например, в сфере дорожного движения соприкасаются два основных направления: предупреждение преступлений и предупреждение административно-правовых нарушений. Однако можно сказать, что эти направления относятся к системе предупреждения правонарушений, и в науке уже существуют основные принципы построения и функционирования этой системы.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством общесоциальных мер (система социального регулирования, управление социальными процессами). В этой сфере предупреждение нацелено, в первую очередь, на создание позитивных условий, исключающих либо, по крайней мере, снижающих степень действия криминогенных факторов. Это и есть основополагающее начало предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), если иметь в виду социальную направленность данного предупреждения. А такая направленность заложена в самой системе дорожного движения.

Предупреждение ДТП, в частности автотранспортных преступлений, направлено на недопущение нарушений правовых норм, Правил дорожного движения (ПДД). Этим и определяется социальная ценность данного предупреждения. При этом упорядочивается своеобразная правоохранительная деятельность, выражающаяся в обеспечении порядка на автодорогах.

Такая деятельность опирается на соответствующие государственные органы и общественные организации, которые специально предназначены для предупреждения ДТП, например, на государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Предупредительные мероприятия этих органов отличаются своим специальным предназначением, при этом используются специальные методы и средства.

Данная деятельность ГИБДД по предупреждению ДТП всегда рассматривается в системе предупреждения всех правонарушений, однако выделяется особо именно как специальная.

Однако предупреждение ДТП представляет собой вполне конкретную деятельность, которая ограничена соответствующими пределами, определенным специфическим содержанием, большой объем задач которых касается работы не только ГИБДД, но и многих других органов и организаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения, состоянию дорожного полотна, техническому состоянию автомобилей, первоначальной подготовке водителей и т.д.

В то же время профилактическое воздействие на виктимность участников дорожного движения со стороны отечественных правоохранительных органов незначительно, и Россия уступает зарубежным странам в организации этой деятельности и ее эффективности.

Несмотря на глубокие научные разработки криминальной виктимологии, стройной концепции виктимологической профилактики преступлений с учетом ее организационного и правового аспектов до сих пор не создано. Это осложняет ее осуществление и зачастую оставляет невостребованными теоретические положения криминальной виктимологии.

Существующие пробелы в правовом и недостатки в организационном обеспечении (несовершенство законодательства, информационно-аналитической работы, планирования, прогнозирования, организации взаимодействия субъектов, обеспечения контроля) не позволяют в полной мере включить виктимологическую профилактику в арсенал правоохранительной деятельности.

Проблема предупреждений ДТП имеет сложный характер и требует комплексного подхода с использованием последних достижений науки и практики. Значительная часть ДТП обусловливается поведением самой жертвы происшествия, что ставит вопрос о необходимости изучения личности потерпевшего, мотивов и механизма её поведения, анализа специфических причин и условий возникновения ДТП.

Необходимо отметить, что основной детерминант совершения ДТП - ситуация, в которой оно и происходит, и под которой принято понимать определенный «уровень взаимодействия личности с окружающей средой, на котором обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершать противоправные действия под воздействием внешних факторов реализуется в действительности» [1]. Как видно из данного определения, основным элементом ситуации является лицо, которое под воздействием определенных причин выбирает и реализует в действительности то или иное поведение. Таким образом, можно сделать вывод, что для выявления детерминант виктимизации потерпевших от ДТП необходимо учитывать поведение потерпевшего либо реализованный в нем определенный тип виктимности (индивидуальная виктимность, возрастная виктимность, виктимность-патология, стрессовая виктимность и т.д.).

Непосредственное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, управляющие транспортным средством, пешеходы, а также лица в обязанности, которых входит следить за состоянием дорожного полотна, технических средств регулирования дорожного движения (светофоров, дорожной разметки, дорожных знаков), и лица в обязанности, которых входит проверка технического состояния транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию. Таким образом, можно сказать, что все перечисленные субъекты сами либо под воздействием определенных условий могут оказывать определенное влияние на создание ситуаций для совершения ДТП, следовательно, при выявлении факторов, способствующих виктимизации, необходимо отдельно рассматривать водителей, потерпевших, пешеходов и пассажиров [2].

Рассматривая механизм совершения ДТП, можно сделать вывод, что в каждом случае есть как минимум две пострадавшие стороны (потерпевшие, жертвы), одной из которых было совершено нарушение ПДД и, как следствие, создана аварийная ситуация с вытекающими последствиями. Таким образом, с точки зрения виктимологии, можно сказать, что именно виктимное (выраженное в нарушении ПДД) поведение привело к созданию аварийной ситуации и, как следствие, к наступлению вредных последствий.

Как показывает практика, одной из самых активных и часто встречающихся групп потерпевших являются пешеходы, допускающие нарушения ПДД, которые в большинстве случаев заключаются в том, что пешеходы неожиданно появляются и пытаются перейти проезжую часть перед движущимся автомобилем как на запрещающий сигнал светофора, так и в местах, не предназначенных для перехода дорожного полотна. Водитель транспортного средства в подобных обстоятельствах не имеет достаточного времени для оценки ситуации, принятия единственно верного решения и его осуществления. Возникает аварийная ситуация, представляющая не меньшую опасность, чем в том случае, когда происшествие возникает по вине водителя. Довольно часто подобные ситуации влекут наступление общественно опасных последствий, поскольку водитель, повинуясь стремлению избежать наезда на пешехода, чаще всего выезжает на полосу встречного движения, где возможно столкновение с другим транспортным средством, либо выезжает на обочину, где, в свою очередь, возможно присутствие других пешеходов.

В большинстве случаев пешеходы просто уверены, что водители заметят их появление на проезжей части вовремя и успеют принять необходимые меры, при этом они, как правило, не учитывают то, что водитель может не успеть затормозить, например, из-за высокой скорости транспортного средства или гололеда на дорогах, либо по какой-то другой причине.

Также стоит отметить, что пешеходы в большинстве случаев идут на нарушение ПДД осознанно и преднамеренно. Нередки ситуации, когда пешеход пересекает дорогу, даже не посмотрев на нее, довольно часто они не реагируют на предупредительные сигналы водителей. Подобное отношение влечет неизбежное повышение общественной опасности развивающейся ситуации и, как следствие, совершения ДТП с вытекающими последствиями. Однако не стоит всю вину в совершении преступления перекладывать на пешеходов, поскольку водители также нарушают ПДД, а именно, превышают допустимый скоростной режим, при виде пешеходов не предпринимают мер к остановке транспортных средств.

Если говорить об активности и пассивности водителей, ставших жертвами ДТП, то стоит заметить, что пассивными участниками дорожного движения последних назвать никак нельзя. В момент совершения преступления они совершают действия, как минимум, по управлению своим транспортным средством, а не бездействуют, наблюдая, как в их направлении движется другое транспортное средство. В пользу активности водителей также можно привести и тот довод, что среди изученных случаев совершения ДТП не было выявлено ни одного, где бы водитель-потерпевший потерял самоконтроль и перестал бы управлять своим автомобилем. Наоборот, потерпевшие, как правило, предпринимают какие-либо действия.

Рассматривая водителей, содержание их поведения, следует отметить, что они чаще других участников движения позволяют себе осознанно нарушить установленные ПДД (остановиться за стоп-линией, начать движение раньше, чем загорится зеленый свет светофора, и т.д.), при других обстоятельствах допущенные нарушении не повлекли бы серьезных последствий, однако ситуация усугубляется более серьезными нарушениями, допущенными виновными водителями.

Последней и самой многочисленной группой потерпевших от ДТП являются пассажиры [3], на их долю приходится 53,4%. У 45,2% пассажиров выявлено виктимное поведение. Столь большое количество можно объяснить тем, что в одном ДТП могут пострадать сразу несколько пассажиров, в то время как потерпевшие указанных выше групп чаще становятся таковыми по одному [2].

Стоит заметить, что пассажиры - довольно специфическая категория. Их особенность заключается в том, что в отличие от водителей и пешеходов они не могут напрямую влиять на вероятность совершения правонарушения. Пассажиры, в отличие от пешеходов и водителей, становятся потерпевшими во всех возможных ситуациях, характерных только для этой группы потерпевших (столкновение транспортных средств, опрокидывание, наезд при выпадениях). Пассажирам присуще, как правило, неосмотрительное поведение, которое заключается в том, что потерпевшие садятся в салон к водителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, либо к водителю, лишенному водительских прав, либо имеющему явно небольшой водительский стаж.

Разумеется, что виктимологическая профилактика не решает всех проблем, однако вместе с традиционной профилактикой она существенно повышает уровень предупреждения правонарушений, делает в целом предупредительную деятельность логически завершенной [4].

Таким образом, виктимологическая профилактика ДТП носит не абстрактный характер, а выглядит в виде определенной системы. Причем принципы построения и функционирования этой системы имеют вполне конкретную теоретическую и практическую направленность.

Осуществление виктимологической профилактики ДТП в строгом соответствии с принципами законности, комплексности и социальной справедливости позволит значительно расширить профилактические возможности субъектов предупредительной деятельности и сформировать механизм комплексного воздействия на сложившуюся ситуацию, учитывающий особенности взаимовлияния и взаимоотношений жертвы и преступника в процессе совершения ДТП.

Примечания

1. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 94.

2. Таюрская Е.А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений. Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 41, 47.

3. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

4. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998. С. 73.

МАЙОРОВ Андрей Владимирович. Кандидат юридических наук. Начальник кафедры ОРД ОВД Челябинского юридического института МВД России. Подполковник милиции.