Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Феномен коррупции в России: причины возникновения и существования

Лавренко С.В., Ульяновский государственный университет

Коррупция - это несущее угрозу безопасности государства общественное явление системного характера, связанное с моральным разложением должностных лиц государственного аппарата и политиков, которое выражается в прямом использовании ими своего служебного положения в целях личного незаконного обогащения, взяточничестве и срастании с преступными структурами. В результате становится возможен подкуп этих лиц всеми, кто ради своих корыстных мотивов готов сознательно нарушать любые законы, невзирая на то, что их деяния наносят непоправимый ущерб стране и обществу во всех сферах (экономике, политике, культуре и т.д.).

Феномен коррупции в России, безусловно, отражает внутренние противоречия ее социально-экономического устройства. Тем не менее об объективном существовании коррупции свидетельствует тот факт, что любая модель экономики подвержена коррупции. В качестве примера можно привести динамично развивающуюся экономику Китая, которая также подвержена коррупциогенному фактору.

С позиций общесоциального подхода большинство проявлений коррупции являются формами взаимодействия, конструктивного общения для решения проблем. То, что в криминологии принято называть коррупцией, в менеджменте определяется как деловая коммуникация, т.е. процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию деятельности.

Сегодня значительная часть экономических субъектов воспринимает коррупцию как нормальную деловую практику. С научной точки зрения, коррупцию также можно рассматривать как нормальный компонент рыночных связей в условиях зарегулированной экономики. Она может быть понята как эксплуатация определенного социального блага: коррупционер как бы вынимает кирпичики из институтов легальной власти и дает возможность использовать их в институциональном строительстве преступного бизнеса.

«Коррупция» по латыни - «порча». В классическом определении это слово означает злоупотребление государственной властью в целях извлечения личной выгоды. Другими словами, если ответственное должностное лицо извлекает выгоду путем корыстного использования вверенных ему ресурсов или злоупотребления данными ему полномочиями, то это - коррупционер. Под коррупцией (в узком смысле слова) зачастую понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Почему организованная преступность так стремится к сращиванию с властными структурами, за что она платит чиновникам? Можно предположить, что мафию интересуют следующие черты, присущие власти:

1)  особые позиции в распределении ресурсов (власть в данном случае выступает как форма узурпирования ресурсов, ограничения прав других субъектов на эти ресурсы);

2)  контроль за доступом к информации как особому ресурсу;

3)  возможность создавать правовые нормы, т.е. принимать и навязывать решения.

Другими словами, власть, как минимум, представляет собой высокодоходный финансовый инструмент, поэтому чиновники не только продают или сдают в аренду принадлежащие им ресурсы, но и активно используют их в собственных целях напрямую, как самостоятельное социальное благо.

В последние годы коррупция, как отмечают многие эксперты, стала как бы образом жизни, чему способствовали многие факторы, в том числе массовый переход служащих в коммерческие и криминальные структуры. Создалась ситуация, при которой, например, стало проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей.

Констатируя активное использование организованной преступностью такого инструмента, как коррупция, нельзя не остановиться на объективных и субъективных причинах ее широкой распространенности в России. Обычно в числе таких причин называют материальные (экономические) факторы: нужда, дефицит товаров, низкая зарплата и т.п. Эти ссылки не лишены оснований. Достаточно упомянуть о систематических задержках в выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, в том числе чиновникам госаппарата, да и установленные для большинства из них оклады во много раз ниже, чем в частном секторе. С другой стороны, появился слой людей, у которых есть широкие возможности для подкупа.

Подкуп чиновников осуществляется не только передачей того или иного количества денег: коррупция включает и ценные подарки, и оплату поездок за границу, и устройство родственников или знакомых в «выгодную» фирму, и выплату крупных гонораров за изданные или неизданные «труды», и многое другое, что можно объединить понятием участия чиновника вместе с предпринимателем в перераспределении собственности государства и налогоплательщиков в свою пользу.

Вместе с тем причины коррупции в России, а тем самым и причины организованной преступности, не сводятся, как уже сказано, к экономическим. Важную роль играют дефекты сложившейся у нас системы государственного управления, создающие возможности манипулирования как самими чиновниками, так и принимаемыми ими решениями.

Государственный аппарат раздут и слабо управляем. Несмотря на кажущуюся чрезмерную зарегламентированность системы принятия решений, сфера «усмотрения» каждого должностного лица весьма велика. Дело в том, что это лицо, как правило, опирается не на закон, а на ведомственные инструкции, многие из которых неясны, противоречивы или все еще находятся в стадии изготовления. Следует признать также, что в России до сих пор имеет хождение весьма гибкая формула: «в порядке исключения», которая позволяет впрямую нарушать закон.

Мзда чиновнику за совершение им противоправных действий сочетается еще и с взяткой за действия правомерные, вполне законные, которые он обязан был совершить в силу своего должностного положения. Обязан, но не будет этого делать очень долго, под разными предлогами, пока ему не выплатят за это материальное вознаграждение. Такова объективная картина государственной службы, уходящая своими корнями в дореволюционные нравы.

Отметим, что коррупция не ослабла, а усилилась с образованием общественных сил - политических партий и иных общественных объединений. Более того, в настоящее время наиболее распространены проявления коррупции, заключающиеся в получении взяток за «оказание услуг» или «снятие преград» - так называемая административная коррупция, которая в зависимости от места и характера коррупционных действий охватывает:

  • политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, приговоры судов высоких инстанций, изменение форм собственности и т.п.);
  • служащих низового звена и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.);
  • состоятельных предпринимателей, рассматривающих подкуп государственных служащих как один из наиболее эффективных способов ведения бизнеса.

Отмечаются устремления организованной преступности к органам власти и управления для коррумпированного прикрытия своей противоправной деятельности, лоббирования интересов работающих под их контролем фирм, проведения финансовых афер, наносящих ущерб экономическим интересам государства. По имеющейся у правоохранительных органов информации, организованные преступные группировки направляют до половины своих незаконно полученных доходов на подкуп должностных лиц в системе органов власти и управления. Отмечается тенденция участия должностных лиц администраций регионов в создании и деятельности ряда коммерческих банков, контрольные пакеты акций которых принадлежат частным лицам, в том числе криминальным авторитетам. При этом большинство государственных служащих, имеющих в собственности доли в уставном капитале коммерческих структур, не передают принадлежащие им акции в доверительное управление. Несоблюдение чиновниками ограничений, связанных с государственной службой, представляет угрозу преобладания корпоративных интересов над государственными.

Стратегический внутриполитический курс руководства Российской Федерации на укрепление системы государственного управления страны и достигнутые на этом направлении реальные результаты вынуждают организованную преступность прибегать к более изощренным формам проявления своей активности.

Сегодня уже не удивляют факты подкупа депутатов законодательных органов различного уровня, представителей администрации, ответственных сотрудников министерств и ведомств. Предпринимаются попытки внедрения молодых участников организованных преступных групп в учебные заведения системы правоохранительных органов с долговременной целью их дальнейшего продвижения на ответственные посты. Коррупция в РФ получила наибольшее распространение в таких сферах деятельности, как приватизация, государственное финансирование и льготное кредитование, лицензирование и квотирование, выдача разрешений на экспорт и импорт, распределение фондов и госзаказов, регистрация коммерческих структур и контроль за их деятельностью, землеотвод и другие операции с землей.

При этом такие преступления, как злоупотребление должностными положениями, взяточничество, не всегда носят единичный характер. Чаще всего они совершаются вместе с другими преступными деяниями. Сложившаяся в настоящее время практика свидетельствует, что многие чиновники, занимающие ответственные руководящие должности, как правило, имеют команду из доверенных лиц, способных исполнять роль посредников при совершении данным лицом преступлений, в том числе коррупционной направленности.

Кроме того, наблюдается тенденция к постоянному совершенствованию завуалированных форм взяточничества, таких как выдача беспроцентных долгосрочных кредитов, которые потом погашаются взяткодателем или списываются, передача акций родственникам или доверенным лицам чиновников, прием средств в кредитно-финансовые учреждения под высокие проценты, приобретение недвижимости за границей на имя взяткополучателя или его родственников, предоставление после увольнения с государственной службы высокооплачиваемых должностей в негосударственных структурах и т.д.

Однако, несмотря на приведенные доводы и обстоятельства, коррупцию нельзя однозначно отнести к абсолютному злу, ведь она не является отрицательным фактором для всех субъектов социально-экономической системы. Как было сказано выше, коррумпированные чиновники как участники данных взаимоотношений получают от них выгоду в виде материального вознаграждения за коррупционное «поведение». Лица, выплачивающие чиновникам незаконное вознаграждение, также получают в обмен выгоду от доступа к каким-либо ресурсам, освобождение от ответственности за совершенные ими правонарушения и т.д. Таким образом, для указанной категории лиц коррупция является безусловным благом.

Для общества в целом существование феномена коррупции является одним из способов части платежеспособного населения страны обеспечить свою личную безопасность путем материального вознаграждения должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями для решения возникающих проблем во всех сферах их жизнедеятельности. При этом коррупционные проявления как плата за личную безопасность могут быть связаны с обеспечением экономической защищенности индивидуумов (например, в форме так называемого «крышевания»), освобождением от уголовного преследования, лоббированием интересов общественных организаций. В этом свете коррупция предстает как необходимое условие существования и экономической защищенности определенных слоев населения.

Принятие пакета «антикоррупционных законов» в конце 2008 г. свидетельствует об активизации усилий Правительства РФ в области профилактики коррупции, борьбы с коррупционными проявлениями, а также минимизации и ликвидации ее последствий. Но вопрос о возможности полного искоренения коррупции в России остается спорным, поскольку реальных инструментов, которые могли бы сформировать антикоррупционное поведение заинтересованных субъектов данной области теневой экономики, на наш взгляд, не существует. Об этом свидетельствует тот факт, что в условиях высокой степени зарегулированности нашей экономики налицо дефицит информации о реальных масштабах коррупции, не позволяющий оценить эффективность реализации государственной антикоррупционной программы.

Следовательно, для построения эффективного механизма противодействия коррупции в России необходимо сформировать систему реальной оценки показателей антикоррупционной защищенности РФ с обеспечением широкого доступа к подлинным данным о масштабах указанного сектора теневой экономики. Основным же элементом данного механизма, по нашему мнению, является формирование у большей части населения России системы взглядов, включающих нетерпимость к коррупционным проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции на развитие российской экономики в условиях мирового финансового кризиса.

ЛАВРЕНКО Сергей Валерьевич. Кандидат экономических наук. Доцент кафедры экономики филиала Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина в г. Ульяновске, ассистент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета.

Феномен коррупции в России: причины возникновения и существования | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Феномен коррупции в России: причины возникновения и существования

Лавренко С.В., Ульяновский государственный университет

Коррупция - это несущее угрозу безопасности государства общественное явление системного характера, связанное с моральным разложением должностных лиц государственного аппарата и политиков, которое выражается в прямом использовании ими своего служебного положения в целях личного незаконного обогащения, взяточничестве и срастании с преступными структурами. В результате становится возможен подкуп этих лиц всеми, кто ради своих корыстных мотивов готов сознательно нарушать любые законы, невзирая на то, что их деяния наносят непоправимый ущерб стране и обществу во всех сферах (экономике, политике, культуре и т.д.).

Феномен коррупции в России, безусловно, отражает внутренние противоречия ее социально-экономического устройства. Тем не менее об объективном существовании коррупции свидетельствует тот факт, что любая модель экономики подвержена коррупции. В качестве примера можно привести динамично развивающуюся экономику Китая, которая также подвержена коррупциогенному фактору.

С позиций общесоциального подхода большинство проявлений коррупции являются формами взаимодействия, конструктивного общения для решения проблем. То, что в криминологии принято называть коррупцией, в менеджменте определяется как деловая коммуникация, т.е. процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию деятельности.

Сегодня значительная часть экономических субъектов воспринимает коррупцию как нормальную деловую практику. С научной точки зрения, коррупцию также можно рассматривать как нормальный компонент рыночных связей в условиях зарегулированной экономики. Она может быть понята как эксплуатация определенного социального блага: коррупционер как бы вынимает кирпичики из институтов легальной власти и дает возможность использовать их в институциональном строительстве преступного бизнеса.

«Коррупция» по латыни - «порча». В классическом определении это слово означает злоупотребление государственной властью в целях извлечения личной выгоды. Другими словами, если ответственное должностное лицо извлекает выгоду путем корыстного использования вверенных ему ресурсов или злоупотребления данными ему полномочиями, то это - коррупционер. Под коррупцией (в узком смысле слова) зачастую понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Почему организованная преступность так стремится к сращиванию с властными структурами, за что она платит чиновникам? Можно предположить, что мафию интересуют следующие черты, присущие власти:

1)  особые позиции в распределении ресурсов (власть в данном случае выступает как форма узурпирования ресурсов, ограничения прав других субъектов на эти ресурсы);

2)  контроль за доступом к информации как особому ресурсу;

3)  возможность создавать правовые нормы, т.е. принимать и навязывать решения.

Другими словами, власть, как минимум, представляет собой высокодоходный финансовый инструмент, поэтому чиновники не только продают или сдают в аренду принадлежащие им ресурсы, но и активно используют их в собственных целях напрямую, как самостоятельное социальное благо.

В последние годы коррупция, как отмечают многие эксперты, стала как бы образом жизни, чему способствовали многие факторы, в том числе массовый переход служащих в коммерческие и криминальные структуры. Создалась ситуация, при которой, например, стало проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей.

Констатируя активное использование организованной преступностью такого инструмента, как коррупция, нельзя не остановиться на объективных и субъективных причинах ее широкой распространенности в России. Обычно в числе таких причин называют материальные (экономические) факторы: нужда, дефицит товаров, низкая зарплата и т.п. Эти ссылки не лишены оснований. Достаточно упомянуть о систематических задержках в выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, в том числе чиновникам госаппарата, да и установленные для большинства из них оклады во много раз ниже, чем в частном секторе. С другой стороны, появился слой людей, у которых есть широкие возможности для подкупа.

Подкуп чиновников осуществляется не только передачей того или иного количества денег: коррупция включает и ценные подарки, и оплату поездок за границу, и устройство родственников или знакомых в «выгодную» фирму, и выплату крупных гонораров за изданные или неизданные «труды», и многое другое, что можно объединить понятием участия чиновника вместе с предпринимателем в перераспределении собственности государства и налогоплательщиков в свою пользу.

Вместе с тем причины коррупции в России, а тем самым и причины организованной преступности, не сводятся, как уже сказано, к экономическим. Важную роль играют дефекты сложившейся у нас системы государственного управления, создающие возможности манипулирования как самими чиновниками, так и принимаемыми ими решениями.

Государственный аппарат раздут и слабо управляем. Несмотря на кажущуюся чрезмерную зарегламентированность системы принятия решений, сфера «усмотрения» каждого должностного лица весьма велика. Дело в том, что это лицо, как правило, опирается не на закон, а на ведомственные инструкции, многие из которых неясны, противоречивы или все еще находятся в стадии изготовления. Следует признать также, что в России до сих пор имеет хождение весьма гибкая формула: «в порядке исключения», которая позволяет впрямую нарушать закон.

Мзда чиновнику за совершение им противоправных действий сочетается еще и с взяткой за действия правомерные, вполне законные, которые он обязан был совершить в силу своего должностного положения. Обязан, но не будет этого делать очень долго, под разными предлогами, пока ему не выплатят за это материальное вознаграждение. Такова объективная картина государственной службы, уходящая своими корнями в дореволюционные нравы.

Отметим, что коррупция не ослабла, а усилилась с образованием общественных сил - политических партий и иных общественных объединений. Более того, в настоящее время наиболее распространены проявления коррупции, заключающиеся в получении взяток за «оказание услуг» или «снятие преград» - так называемая административная коррупция, которая в зависимости от места и характера коррупционных действий охватывает:

  • политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, приговоры судов высоких инстанций, изменение форм собственности и т.п.);
  • служащих низового звена и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.);
  • состоятельных предпринимателей, рассматривающих подкуп государственных служащих как один из наиболее эффективных способов ведения бизнеса.

Отмечаются устремления организованной преступности к органам власти и управления для коррумпированного прикрытия своей противоправной деятельности, лоббирования интересов работающих под их контролем фирм, проведения финансовых афер, наносящих ущерб экономическим интересам государства. По имеющейся у правоохранительных органов информации, организованные преступные группировки направляют до половины своих незаконно полученных доходов на подкуп должностных лиц в системе органов власти и управления. Отмечается тенденция участия должностных лиц администраций регионов в создании и деятельности ряда коммерческих банков, контрольные пакеты акций которых принадлежат частным лицам, в том числе криминальным авторитетам. При этом большинство государственных служащих, имеющих в собственности доли в уставном капитале коммерческих структур, не передают принадлежащие им акции в доверительное управление. Несоблюдение чиновниками ограничений, связанных с государственной службой, представляет угрозу преобладания корпоративных интересов над государственными.

Стратегический внутриполитический курс руководства Российской Федерации на укрепление системы государственного управления страны и достигнутые на этом направлении реальные результаты вынуждают организованную преступность прибегать к более изощренным формам проявления своей активности.

Сегодня уже не удивляют факты подкупа депутатов законодательных органов различного уровня, представителей администрации, ответственных сотрудников министерств и ведомств. Предпринимаются попытки внедрения молодых участников организованных преступных групп в учебные заведения системы правоохранительных органов с долговременной целью их дальнейшего продвижения на ответственные посты. Коррупция в РФ получила наибольшее распространение в таких сферах деятельности, как приватизация, государственное финансирование и льготное кредитование, лицензирование и квотирование, выдача разрешений на экспорт и импорт, распределение фондов и госзаказов, регистрация коммерческих структур и контроль за их деятельностью, землеотвод и другие операции с землей.

При этом такие преступления, как злоупотребление должностными положениями, взяточничество, не всегда носят единичный характер. Чаще всего они совершаются вместе с другими преступными деяниями. Сложившаяся в настоящее время практика свидетельствует, что многие чиновники, занимающие ответственные руководящие должности, как правило, имеют команду из доверенных лиц, способных исполнять роль посредников при совершении данным лицом преступлений, в том числе коррупционной направленности.

Кроме того, наблюдается тенденция к постоянному совершенствованию завуалированных форм взяточничества, таких как выдача беспроцентных долгосрочных кредитов, которые потом погашаются взяткодателем или списываются, передача акций родственникам или доверенным лицам чиновников, прием средств в кредитно-финансовые учреждения под высокие проценты, приобретение недвижимости за границей на имя взяткополучателя или его родственников, предоставление после увольнения с государственной службы высокооплачиваемых должностей в негосударственных структурах и т.д.

Однако, несмотря на приведенные доводы и обстоятельства, коррупцию нельзя однозначно отнести к абсолютному злу, ведь она не является отрицательным фактором для всех субъектов социально-экономической системы. Как было сказано выше, коррумпированные чиновники как участники данных взаимоотношений получают от них выгоду в виде материального вознаграждения за коррупционное «поведение». Лица, выплачивающие чиновникам незаконное вознаграждение, также получают в обмен выгоду от доступа к каким-либо ресурсам, освобождение от ответственности за совершенные ими правонарушения и т.д. Таким образом, для указанной категории лиц коррупция является безусловным благом.

Для общества в целом существование феномена коррупции является одним из способов части платежеспособного населения страны обеспечить свою личную безопасность путем материального вознаграждения должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями для решения возникающих проблем во всех сферах их жизнедеятельности. При этом коррупционные проявления как плата за личную безопасность могут быть связаны с обеспечением экономической защищенности индивидуумов (например, в форме так называемого «крышевания»), освобождением от уголовного преследования, лоббированием интересов общественных организаций. В этом свете коррупция предстает как необходимое условие существования и экономической защищенности определенных слоев населения.

Принятие пакета «антикоррупционных законов» в конце 2008 г. свидетельствует об активизации усилий Правительства РФ в области профилактики коррупции, борьбы с коррупционными проявлениями, а также минимизации и ликвидации ее последствий. Но вопрос о возможности полного искоренения коррупции в России остается спорным, поскольку реальных инструментов, которые могли бы сформировать антикоррупционное поведение заинтересованных субъектов данной области теневой экономики, на наш взгляд, не существует. Об этом свидетельствует тот факт, что в условиях высокой степени зарегулированности нашей экономики налицо дефицит информации о реальных масштабах коррупции, не позволяющий оценить эффективность реализации государственной антикоррупционной программы.

Следовательно, для построения эффективного механизма противодействия коррупции в России необходимо сформировать систему реальной оценки показателей антикоррупционной защищенности РФ с обеспечением широкого доступа к подлинным данным о масштабах указанного сектора теневой экономики. Основным же элементом данного механизма, по нашему мнению, является формирование у большей части населения России системы взглядов, включающих нетерпимость к коррупционным проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции на развитие российской экономики в условиях мирового финансового кризиса.

ЛАВРЕНКО Сергей Валерьевич. Кандидат экономических наук. Доцент кафедры экономики филиала Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина в г. Ульяновске, ассистент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета.