Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Эффективное законодательство - основа укрепления правопорядка

Татаринов О.В., Председатель Тульской областной Думы

Одной из наиболее серьезных угроз не только экономической, но и национальной безопасности страны является коррупция. Поэтому общество, государство обязаны принимать активные меры по борьбе с этим социальным злом. Обеспечить высокую эффективность антикоррупционной деятельности должно сочетание действий силовых структур с мерами законодательного, политического, экономического, административного и пропагандистского характера.

О необходимости комплексного, системного подхода к борьбе с коррупцией Президент РФ Д.А.Медведев говорил в Послании Федеральному Собранию РФ. Назвав коррупцию главным врагом свободного и демократического общества, глава государства особо отметил важность законодательного обеспечения антикоррупционной работы.

Долгое время серьезной помехой в реализации мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, являлось отсутствие соответствующего федерального закона. Фактически, из всех видов преступной деятельности коррупция в наименьшей степени ограничивалась законодательством. Утверждение в июле 2008 г. Национального плана противодействия коррупции дало мощный импульс развитию законодательства этой направленности. Государственной Думой ФС РФ в короткие сроки принят пакет законов, внесенных Президентом РФ. Важнейший из них - закон «О противодействии коррупции» - определяет основные направления государственной политики в этой сфере и предусматривает широкий комплекс предупредительных мер.

В октябре прошлого года проекты антикоррупционных федеральных законов были рассмотрены на заседании Тульской областной Думы. Законодательные инициативы Президента РФ получили полную поддержку депутатов регионального парламента.

Отсутствие федерального закона, устанавливающего единые понятия и требования к проведению антикоррупционных мероприятий, затрудняло развитие регионального законодательства. Тем не менее законы о противодействии коррупции были приняты во многих субъектах РФ. Не стала исключением в этом плане и Тульская область, разработка соответствующего закона в нашем регионе началась еще до утверждения Национального плана противодействия коррупции.

Законопроект «О противодействии коррупции» был внесен в Тульскую областную Думу прокурором области в мае прошлого года. После принятия в первом чтении создана рабочая группа с участием депутатов областной Думы, представителей администрации области, прокуратуры. С учетом ряда поправок, рекомендованных рабочей группой, законопроект «Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области» был окончательно принят в октябре 2008 г.

В соответствии с этим законом государственными органами области будут разрабатываться планы противодействия коррупции. Они должны содержать правовые, административные и другие меры, направленные на предупреждение коррупции. В органах исполнительной власти области антикоррупционный план должен утверждаться губернатором.

Таким образом, законодательно закреплена уже сложившаяся в нашем регионе практика. В 2007-2008 гг. действовала утвержденная губернатором В.Д.Дудкой областная программа по борьбе с коррупцией. В ее рамках была проделана большая работа по оптимизации функций органов исполнительной власти, совершенствованию правовой базы, повышению эффективности системы контроля.

В сентябре прошлого года губернатором утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти региона на 2009-2010 гг. Его основные положения соответствуют направлениям деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии коррупции». Ведомственные антикоррупционные программы приняты в 13 органах исполнительной власти области.

Важно отметить, что областной закон предусматривает не только разработку антикоррупционных планов, но и контроль за их реализацией. Органы исполнительной власти области должны представлять губернатору отчеты о проделанной работе. Информация о реализации антикоррупционной политики будет включаться в ежегодные послания губернатора областной Думе.

Возникновению коррупционных проявлений способствуют несовершенство правовых актов, наличие противоречий между их отдельными положениями. Принятый областной Думой закон направлен на выявление и устранение правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий. Он определяет перечень коррупциогенных факторов, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты. Антикоррупционная экспертиза законов области или их проектов может быть проведена по решению областной Думы. Обязательной экспертизе подлежат законопроекты, регулирующие отношения в сфере собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, земельного, природоохранного, градостроительного законодательства. Экспертиза будет проводиться совместной комиссией областной Думы и администрации области.

Одной из важнейших задач антикоррупционной деятельности является развитие института общественного и парламентского контроля. По инициативе граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих законов и проектов законов области. Ее материалы подлежат обязательному рассмотрению областной Думой.

Еще одной антикоррупционной мерой, предусмотренной областным законом, является специальный мониторинг. Анализ документов, проведение опросов, обработка данных о проявлениях коррупции - все это призвано способствовать улучшению антикоррупционной работы органов государственной и муниципальной власти. Кроме того, закон предусматривает антикоррупционную пропаганду, регулярное освещение этих вопросов в средствах массовой информации.

В соответствии с законом субъекты антикоррупционной деятельности могут создавать совещательные и экспертные органы. В августе 2008 г. образован Совет при губернаторе Тульской области по противодействию коррупции. В его состав входят представители администрации области, председатель областной Думы, начальники областных управлений внутренних дел и Федеральной службы безопасности, другие должностные лица. Основные задачи Совета - подготовка предложений, касающихся реализации государственной политики противодействия коррупции; координация работы органов власти в этой сфере.

Таким образом, принятый Тульской областной Думой закон создал правовую базу для улучшения антикоррупционной деятельности в регионе. Замечу, что этот закон не претендует на всеохватность, а регулирует лишь отдельные вопросы противодействия коррупции. Его принятие - часть большой работы по созданию эффективных правовых механизмов борьбы с таким опасным социальным явлением, как коррупция.

Не менее важной и ответственной задачей является контроль за использованием бюджетных средств, пресечение нарушений финансового законодательства. Эти функции возложены на действующие в субъектах РФ органы государственного финансового контроля.

В нашем регионе до недавнего времени работала контрольная комиссия Тульской областной Думы. В соответствии с поручениями депутатов она проводила проверки в организациях, являющихся получателями средств бюджета области. В 2008 г., в частности, проверялось использование средств, направленных на ремонт и строительство автомобильных дорог, развитие ипотечного жилищного кредитования, строительство объектов социальной сферы. Материалы контрольной комиссии рассматривались депутатами областной Думы и направлялись губернатору области. По результатам ряда проверок подготовлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба.

В июне 2008 г. Тульскую область посетил председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин. Во время визита была достигнута договоренность о создании в нашем регионе счетной палаты - независимого органа финансового контроля. Реализуя эту договоренность, депутаты областной Думы в ноябре 2008 г. приняли закон «О счетной палате Тульской области». Это решение должно способствовать обеспечению прозрачности бюджетного процесса и повышению эффективности системы государственных финансов. Это решение должно способствовать обеспечению прозрачности бюджетного процесса и повышению эффективности системы государственных финансов.

В январе 2009 г. областная Дума приняла постановление «Об образовании счетной палаты Тульской области». Председателем палаты назначен В.Н.Ростовцев, имеющий большой опыт работы в сфере финансового контроля. Ранее он возглавлял Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области. Аудиторами счетной палаты также назначены высокопрофессиональные специалисты, много лет работающие в органах государственной власти.

Законом определены главные задачи счетной палаты - контроль за исполнением бюджета области, оценка эффективности расходования бюджетных средств. С этой целью будут проводиться контрольные мероприятия - комплексные ревизии и тематические проверки. По их результатам в организации и учреждения должны направляться обязательные для исполнения представления и предписания. В случаях выявления нарушений бюджетного законодательства материалы проверок могут передаваться в правоохранительные органы.

В рамках задач, определенных региональным законом, счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Вместе с тем предусмотрено ее тесное взаимодействие с органами государственной власти области. О результатах проведенных ревизий и проверок счетная палата должна информировать губернатора и областную Думу. На их рассмотрение также могут вноситься предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы региона. Отчеты о работе счетной палаты должны ежегодно представляться в областную Думу. При этом на рассмотрение депутатов могут быть внесены и отчеты по отдельным направлениям деятельности палаты.

Сейчас счетная палата Тульской области делает только первые шаги, еще не завершен период ее организационного становления. Надеюсь, что уже в ближайшее время коллектив счетной палаты наладит эффективную деятельность. Хорошим подспорьем для нее должен стать большой опыт работы контрольной комиссии Тульской областной Думы и счетных палат, действующих в других регионах страны.

Сложность противодействия коррупции и борьбы с нарушениями финансового законодательства требует повышения эффективности деятельности органов власти разных уровней. Эти слова в полной мере относятся к работе региональных законодателей. Наша задача - создать такую нормативную правовую базу, которая бы обеспечивала успешное комплексное решение проблем экономической безопасности государства. Совместно с другими органами государственной власти и правоохранительными структурами мы должны добиться заметных изменений к лучшему, которых ожидает наше общество.

ТАТАРИНОВ Олег Владимирович. Доктор исторических наук. Избирался депутатом Тульского городского Совета народных депутатов. В 1997-2000 гг. - первый заместитель председателя Тульской городской Думы. В 2000-2004 гг. - член Совета Федерации ФС РФ - представитель от Тульской областной Думы. С 2004 г. - председатель Тульской областной Думы. Секретарь политического совета Тульского регионального отделения партии "Единая Россия".

Эффективное законодательство - основа укрепления правопорядка | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Эффективное законодательство - основа укрепления правопорядка

Татаринов О.В., Председатель Тульской областной Думы

Одной из наиболее серьезных угроз не только экономической, но и национальной безопасности страны является коррупция. Поэтому общество, государство обязаны принимать активные меры по борьбе с этим социальным злом. Обеспечить высокую эффективность антикоррупционной деятельности должно сочетание действий силовых структур с мерами законодательного, политического, экономического, административного и пропагандистского характера.

О необходимости комплексного, системного подхода к борьбе с коррупцией Президент РФ Д.А.Медведев говорил в Послании Федеральному Собранию РФ. Назвав коррупцию главным врагом свободного и демократического общества, глава государства особо отметил важность законодательного обеспечения антикоррупционной работы.

Долгое время серьезной помехой в реализации мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, являлось отсутствие соответствующего федерального закона. Фактически, из всех видов преступной деятельности коррупция в наименьшей степени ограничивалась законодательством. Утверждение в июле 2008 г. Национального плана противодействия коррупции дало мощный импульс развитию законодательства этой направленности. Государственной Думой ФС РФ в короткие сроки принят пакет законов, внесенных Президентом РФ. Важнейший из них - закон «О противодействии коррупции» - определяет основные направления государственной политики в этой сфере и предусматривает широкий комплекс предупредительных мер.

В октябре прошлого года проекты антикоррупционных федеральных законов были рассмотрены на заседании Тульской областной Думы. Законодательные инициативы Президента РФ получили полную поддержку депутатов регионального парламента.

Отсутствие федерального закона, устанавливающего единые понятия и требования к проведению антикоррупционных мероприятий, затрудняло развитие регионального законодательства. Тем не менее законы о противодействии коррупции были приняты во многих субъектах РФ. Не стала исключением в этом плане и Тульская область, разработка соответствующего закона в нашем регионе началась еще до утверждения Национального плана противодействия коррупции.

Законопроект «О противодействии коррупции» был внесен в Тульскую областную Думу прокурором области в мае прошлого года. После принятия в первом чтении создана рабочая группа с участием депутатов областной Думы, представителей администрации области, прокуратуры. С учетом ряда поправок, рекомендованных рабочей группой, законопроект «Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области» был окончательно принят в октябре 2008 г.

В соответствии с этим законом государственными органами области будут разрабатываться планы противодействия коррупции. Они должны содержать правовые, административные и другие меры, направленные на предупреждение коррупции. В органах исполнительной власти области антикоррупционный план должен утверждаться губернатором.

Таким образом, законодательно закреплена уже сложившаяся в нашем регионе практика. В 2007-2008 гг. действовала утвержденная губернатором В.Д.Дудкой областная программа по борьбе с коррупцией. В ее рамках была проделана большая работа по оптимизации функций органов исполнительной власти, совершенствованию правовой базы, повышению эффективности системы контроля.

В сентябре прошлого года губернатором утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти региона на 2009-2010 гг. Его основные положения соответствуют направлениям деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии коррупции». Ведомственные антикоррупционные программы приняты в 13 органах исполнительной власти области.

Важно отметить, что областной закон предусматривает не только разработку антикоррупционных планов, но и контроль за их реализацией. Органы исполнительной власти области должны представлять губернатору отчеты о проделанной работе. Информация о реализации антикоррупционной политики будет включаться в ежегодные послания губернатора областной Думе.

Возникновению коррупционных проявлений способствуют несовершенство правовых актов, наличие противоречий между их отдельными положениями. Принятый областной Думой закон направлен на выявление и устранение правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий. Он определяет перечень коррупциогенных факторов, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты. Антикоррупционная экспертиза законов области или их проектов может быть проведена по решению областной Думы. Обязательной экспертизе подлежат законопроекты, регулирующие отношения в сфере собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, земельного, природоохранного, градостроительного законодательства. Экспертиза будет проводиться совместной комиссией областной Думы и администрации области.

Одной из важнейших задач антикоррупционной деятельности является развитие института общественного и парламентского контроля. По инициативе граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих законов и проектов законов области. Ее материалы подлежат обязательному рассмотрению областной Думой.

Еще одной антикоррупционной мерой, предусмотренной областным законом, является специальный мониторинг. Анализ документов, проведение опросов, обработка данных о проявлениях коррупции - все это призвано способствовать улучшению антикоррупционной работы органов государственной и муниципальной власти. Кроме того, закон предусматривает антикоррупционную пропаганду, регулярное освещение этих вопросов в средствах массовой информации.

В соответствии с законом субъекты антикоррупционной деятельности могут создавать совещательные и экспертные органы. В августе 2008 г. образован Совет при губернаторе Тульской области по противодействию коррупции. В его состав входят представители администрации области, председатель областной Думы, начальники областных управлений внутренних дел и Федеральной службы безопасности, другие должностные лица. Основные задачи Совета - подготовка предложений, касающихся реализации государственной политики противодействия коррупции; координация работы органов власти в этой сфере.

Таким образом, принятый Тульской областной Думой закон создал правовую базу для улучшения антикоррупционной деятельности в регионе. Замечу, что этот закон не претендует на всеохватность, а регулирует лишь отдельные вопросы противодействия коррупции. Его принятие - часть большой работы по созданию эффективных правовых механизмов борьбы с таким опасным социальным явлением, как коррупция.

Не менее важной и ответственной задачей является контроль за использованием бюджетных средств, пресечение нарушений финансового законодательства. Эти функции возложены на действующие в субъектах РФ органы государственного финансового контроля.

В нашем регионе до недавнего времени работала контрольная комиссия Тульской областной Думы. В соответствии с поручениями депутатов она проводила проверки в организациях, являющихся получателями средств бюджета области. В 2008 г., в частности, проверялось использование средств, направленных на ремонт и строительство автомобильных дорог, развитие ипотечного жилищного кредитования, строительство объектов социальной сферы. Материалы контрольной комиссии рассматривались депутатами областной Думы и направлялись губернатору области. По результатам ряда проверок подготовлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба.

В июне 2008 г. Тульскую область посетил председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин. Во время визита была достигнута договоренность о создании в нашем регионе счетной палаты - независимого органа финансового контроля. Реализуя эту договоренность, депутаты областной Думы в ноябре 2008 г. приняли закон «О счетной палате Тульской области». Это решение должно способствовать обеспечению прозрачности бюджетного процесса и повышению эффективности системы государственных финансов. Это решение должно способствовать обеспечению прозрачности бюджетного процесса и повышению эффективности системы государственных финансов.

В январе 2009 г. областная Дума приняла постановление «Об образовании счетной палаты Тульской области». Председателем палаты назначен В.Н.Ростовцев, имеющий большой опыт работы в сфере финансового контроля. Ранее он возглавлял Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области. Аудиторами счетной палаты также назначены высокопрофессиональные специалисты, много лет работающие в органах государственной власти.

Законом определены главные задачи счетной палаты - контроль за исполнением бюджета области, оценка эффективности расходования бюджетных средств. С этой целью будут проводиться контрольные мероприятия - комплексные ревизии и тематические проверки. По их результатам в организации и учреждения должны направляться обязательные для исполнения представления и предписания. В случаях выявления нарушений бюджетного законодательства материалы проверок могут передаваться в правоохранительные органы.

В рамках задач, определенных региональным законом, счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Вместе с тем предусмотрено ее тесное взаимодействие с органами государственной власти области. О результатах проведенных ревизий и проверок счетная палата должна информировать губернатора и областную Думу. На их рассмотрение также могут вноситься предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы региона. Отчеты о работе счетной палаты должны ежегодно представляться в областную Думу. При этом на рассмотрение депутатов могут быть внесены и отчеты по отдельным направлениям деятельности палаты.

Сейчас счетная палата Тульской области делает только первые шаги, еще не завершен период ее организационного становления. Надеюсь, что уже в ближайшее время коллектив счетной палаты наладит эффективную деятельность. Хорошим подспорьем для нее должен стать большой опыт работы контрольной комиссии Тульской областной Думы и счетных палат, действующих в других регионах страны.

Сложность противодействия коррупции и борьбы с нарушениями финансового законодательства требует повышения эффективности деятельности органов власти разных уровней. Эти слова в полной мере относятся к работе региональных законодателей. Наша задача - создать такую нормативную правовую базу, которая бы обеспечивала успешное комплексное решение проблем экономической безопасности государства. Совместно с другими органами государственной власти и правоохранительными структурами мы должны добиться заметных изменений к лучшему, которых ожидает наше общество.

ТАТАРИНОВ Олег Владимирович. Доктор исторических наук. Избирался депутатом Тульского городского Совета народных депутатов. В 1997-2000 гг. - первый заместитель председателя Тульской городской Думы. В 2000-2004 гг. - член Совета Федерации ФС РФ - представитель от Тульской областной Думы. С 2004 г. - председатель Тульской областной Думы. Секретарь политического совета Тульского регионального отделения партии "Единая Россия".