Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Материалы 45-й конференции по вопросам политики безопасности (Мюнхен, 06-08.02.2009)

Выступление А.Лариджани, главы парламента Ирана

Я прибыл сюда из региона, где за последние 30 лет - а особенно в последние годы - отмечается наибольшее число конфликтов. Нам пришлось защищаться в ходе восьмилетней войны, развязанной Саддамом Хусейном против моей страны. Позднее Запад начал войну против Саддама в ответ на оккупацию Кувейта, а затем последовала и оккупация самого Ирака, которая привела к тому, чтобы было ранено и убито более 800 000 иракцев. Пламя другой войны разгорелось в Афганистане. Относительно недавно в другой части региона Израиль, при поддержке США, атаковал Ливан, а в последней военной операции храбрый народ Газы пал жертвой израильской агрессии. Эти конфликты были развязаны под различными предлогами, но главными среди них стали терроризм и оружие массового уничтожения.

Главный вопрос заключается в том, удалось ли добиться повышения уровня безопасности в регионе за счет развязывания этих войн, которые стоили одному лишь Ирану 250 000 мучеников? Стал ли терроризм слабее? Было ли найдено в Ираке ядерное оружие?

При оккупации Афганистана США заявляли, что ее цель заключалась в контроле за распространением наркотиков, борьбе с терроризмом и поимке лидеров террористов. Какой из этих целей удалось достичь?

В 200l г. и непосредственно после начала оккупации объем производства наркотиков в Афганистане составлял около 200 т. Однако в 2008 г. этот показатель вырос до 8000 т. Война с терроризмом, на фоне секретных переговоров отдельных членов НАТО и представителей террористов, превратилась в болезненный фарс. А результаты этой работы как нельзя лучше проявились в инциденте в тюрьме провинции Герат (Herat) и последующем побеге сотен заключенных. Руководители террористических групп также до сих пор находятся в добром здравии. Тогда какая же цель была достигнута?

Новый президент США заявил, что в регион был отправлен ближневосточный посланник, чтобы выслушать мнение различных сторон, а не для того, чтобы отдавать приказы. Этот подход является позитивным сигналом, демонстрирующим, что неверные стратегии прошлого только усугубили проблему безопасности. Необходима большая осведомленность о культурных особенностях различных регионов, а также вопросах и проблемах, которые стоят перед ними. Учитывая все это, я хотел бы сейчас поговорить об основных проблемах региона в надеже, что мои слова будут услышаны.

  • Организовав в 1953 г. государственный переворот в Иране, США свергли национальную администрацию Мосадеша (Mosadegh) и восстановили диктатуру Пахлави (Pahlavi). Это вмешательство привело к тому, что Иран был отброшен назад в своем развитии - что также помогло США взять под контроль наши энергетические ресурсы - в дальнейшем последовали десятилетия репрессий и пыток, унесшие жизни многих великих иранцев.
  • В 1978 г., отправив команду, возглавляемую генералом Хайсером (Huyser), США попытались организовать еще один переворот, но благодаря бдительности имама Хомейни (Khomeini) (да славится имя Его), эта попытка завершилась неудачей.
  • После победы исламской революции США, через свое посольство в Тегеране, разработали и провели ряд акций, направленных на подрыв страны, а также организовывали заговоры с целью убийства лидеров революции - этому есть документальное подтверждение.
  • США подтолкнули Саддама к нападению на Иран, в ходе восьмилетнего конфликта Америка предоставляла Ираку обширную военную поддержку.

Иногда, во время переговоров по ядерной тематике с моим дорогим другом, господином Соланой (Solana), неизбежными были и обсуждения реалий ислама, его ключевых концепций и вопросов, с которыми нам пришлось столкнуться за период существования исламской революции. Эти дискуссии способствовали лучшему пониманию специфики региона.

Если новый подход будет основан на понимании реалий в их истинном виде, он будет рациональным; в противном случае поддержка заблуждений и действия в приказном стиле вряд ли помогут улучшить ситуацию.

  • После революции США заморозили все иранские активы.
  • США разорвали ядерный контракт с Ираном в первые же дни революции.
  • После 11 сентября 2001 г. под предлогом борьбы с терроризмом и иракским оружием массового уничтожения США оккупировали Афганистан и Ирак. Это причинило крайние неудобства как жителям региона, так и вооруженным силам США.
  • 33-дневная война, развязанная Израилем против Ливана, проходила при поддержке и помощи США в надеждах подавить сопротивление "Хезболлы". Но эти надежды оказались заблуждением, и решительная оборона ливанского отделения "Хезболлы" вынудила Израиль отступить.
  • Позорная 22-дневная война Израиля с гордым народом Газы велась при обширной поддержке США. Нападение вызвало гуманитарную катастрофу гигантского масштаба, но США, несмотря на свою излюбленную мантру защиты прав человека, предпочли хранить молчание.
  • В иранском ядерном вопросе США придерживались максимально клеветнической позиции, саботируя любое возможное дипломатическое решение.

Теперь, изменив тональность и опубликовав несколько новых заявлений, вы действительно надеетесь решить проблему? Вторая сторона должна признать свои ошибки и изменить стратегию. Позвольте мне также напомнить, что единственная причина, почему подобные грубые ошибки не переросли в региональную и широкомасштабную катастрофу, затронувшую бы и Штаты, которые оказались бы вовлечены в подобное несчастье, - это мудрость лидера исламской революции Аятоллы Хомейни, который разумно контролировал и успокаивал ситуацию.

К сожалению, описанные ранее ошибочные действия базируются на идеях, зародившихся в Европе после промышленной революции. Идея, что Восток находится в состоянии летаргии и поэтому должен быть колонизован, получила столь широкое распространение потому, что она вела к концепции гегемонии Запада. Для поддержания противостояния была разработана идея «паритета лидеров» - гонка вооружений, особенно гонка ядерных вооружений, коренится в этой стратегии, достигшей своего апогея в период "холодной войны".

Сегодня мы находимся в иной ситуации.

Во-первых, теория однополярности, которая пропагандировала реакционный захват мира и людей, зашла в тупик.

Во-вторых, по самым разным причинам Восток - включая Китай, Малайзию, Турцию, Египет и Иран - в настоящее время находится в ином положении, а феномен пробуждения ислама нельзя просто так сбросить со счетов.

В современной ситуации необходима рациональная, честная и реалистичная теория, которая поможет сформировать общемировую безопасность на долгосрочной основе.

Друзья мои, гегемония и терроризм - это две стороны одной и той же медали. Возможно, курица и яйцо будут здесь более понятной аллегорией. Хорошо известно, что большинство террористов было подготовлено в странах, наиболее жестко контролируемых США. Позвольте мне также заметить, что режим западного колониального контроля над Востоком завершился, и восточные люди не являются гражданами второго сорта. Неприемлемо посадить в офис одного или двух политиков, которые до недавнего времени считались людьми второго сорта, и попытаться сдержать сотни миллионов таких же человеческих существ в отсталости и голоде.

Запад не должен предоставлять Израилю с населением в 2 или, может, 3 млн человек 200 ядерных боеголовок, а также современные ракеты и реактивные истребители, а, с другой стороны, развернуться и сказать 1,5 млрд мусульман, что они не имеют права на использование ядерных технологий для производства электроэнергии и в иных мирных целях. Если на то пошло, кто одобрит выборы и выселение 5 млн палестинских мусульман с их родины?

Если вернуться к проблеме терроризма на Ближнем Востоке, инциденты, имевшие место в Индии и Пакистане, показывают, что существующая стратегия борьбы с терроризмом в регионе является неверной, а отстаивание этой стратегии превратило регион в кипящий котел.

Как я уже говорил ранее, кто может смириться с выселением 5 млн палестинцев и их заменой людьми, собранными из различных частей света, которые были переселены в Палестину, чтобы помочь сформировать гегемонию Запада?

Необходимо понимать, что навешивание на "Хамас" ярлыка террористической организации не изменит реальность. "Хамас" пришел к власти в ходе прямого голосования народа и победил на выборах, контролируемых международными наблюдателями. Несмотря на это "Хамас" встретил иррациональный отклик со стороны западных стран - показательным примером стало молчание Запада в связи с похищением спикера палестинского парламента и ряда депутатов. Я слышал, как один европейский политик, который внимательно следит за развитием событий в Палестине, однажды сказал, что необходимо воспринимать "Хамас" как реальность, хотя бы и с опозданием.

В этом же контексте пренебрежение по отношению к "Хезболле" также не изменит реальность. "Хезболла" - и ее глубоко укоренившаяся позиция - поддерживается народом Ливана и прилегающих территорий. Любая несправедливость по отношению к ним неизбежно приведет к усилению ненависти по отношению к США и Израилю.

Отдельные политики пытаются использовать масс-медиа для разжигания антиисламских настроений в западном обществе и представления мусульман жестокими и агрессивными. Но спросите себя, какова была роль мусульман в Первой и Второй мировых войнах за исключением того, что они были жертвами?

Ислам уважает Моисея (да славится имя Его), Иисуса Христа (да славится имя Его) и всех других пророков и учит своих последователей жить в мире с последователями других религий. Как я говорил ранее, необходимо более глубокое понимание культуры других сообществ.

"Баланс страхов" был придуман Европой и США после Второй мировой войны, чтобы помочь западным странам сохранить контроль и следить друг за другом. Само появление оружия массового уничтожения и его нацеленность друг на друга - наглядный пример неудачи человечества. Это означает, что в мире не существует доверия. Не напоминает ли нам эта ситуация жизнь среди волков, а не жизнь среди человеческих существ?

До настоящего времени все, что говорилось и делалось с целью сокращения объемов оружия массового уничтожения - или полного разоружения - было, преимущественно, лишь морализаторством без каких-либо реальных результатов. Я думаю, что мир уже пресытился наставлениями и взывает о разоружении к этой горстке ядерных стран.

Что касается Ирана, ядерное оружие не входит в оборонную доктрину страны, и Иран не ведет работы над созданием бомбы. Мысль о существовании в тени оружия массового уничтожения вызывает в нас лишь отвращение. Прошло уже 20 лет, но мы до сих пор продолжаем заботиться о ветеранах, пострадавших от химических бомб Саддама, которые были предоставлены западными странами.

С другой стороны, Иран никогда не строил планов агрессии в отношении других стран. Сама мысль о нападении на другие государства противоречит философии исламской революции.

Что касается истории иранской атомной программы, мы создали под контролем Агентства технологии, которые не нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако мы полностью сосредоточились на внутренней, национальной программе лишь после того, как США и ряд европейских стран разорвали свои атомные контракты с Ираном. Я располагаю полной информацией об иранской атомной программе. После участия в длительных переговорах я осознал, что спор об иранской программе лежит не в правовой плоскости, а в плоскости предположений и кроющихся за ними страхов.

Нам говорят, что хотя у нас и нет ядерного оружия прямо сейчас, однажды мы можем переключиться на создание бомбы!! Я спрашиваю вас, как вы думаете, могут ли подобные размышления иметь место при рациональном подходе к управлению миром? Эта же логика может применяться и к ножу!

Нам также говорят, что, овладев ядерной технологией, Иран нарушит баланс в регионе. Если предположить, что это действительно так, должны ли мы понимать, что региональный баланс является тем принципом, которому должны подчиняться все мы? Все государства свободны в овладении современными технологиями. Я также слышал опасения в отношении иранского спутника, который недавно был выведен на орбиту. Какой повод для опасений может предоставлять этот спутник? Спутник не является оружием массового уничтожения!! Если на то пошло, то почему концепция «баланса» никогда не учитывала американскую политику однополярного мира?

В ходе переговоров по ядерной тематике с господином Эль Барадеем и господином Соланой мы неоднократно заявляли, что Иран готов успокоить так называемые западные страхи и продолжить свою программу в формате консорциума и партнерства с другими государствами. Если страна занималась бы созданием бомбы, она никогда бы не выступила с подобными предложениями или не согласилась бы на ограничения Договора о нераспространении ядерного оружия. Именно так недавно поступил Израиль. Двойные стандарты Запада по этому вопросу только усилили недоверие.

В ходе нападения на Газу Израиль использовал фосфорные бомбы. Израильский командующий заявил, что фосфорные бомбы были использованы по ошибке! Может ли мир поверить в подобное заявление?! При обсуждении ужасных израильских бомбардировок невинных детей господин Перес заявил в Давосе: «Сначала мы позвонили жителям с предупреждением о нападении!». Может ли кто-либо поверить этому?! А если предположить, что детей не было дома, и они не могли поднять трубку и услышать предупреждение господина Переса?

Но Запад не озаботился тем, чтобы публично проявить свое несогласие с подобной бесчеловечностью.

В качестве еще одного примера двойных стандартов можно привести военную кампанию, развернутую США в регионе под предлогом борьбы с терроризмом. С одной стороны, результатом кампании стала бойня невинных, а с другой стороны, - официальное признание, поддержка и убежище, предоставленное другой группе террористов.

Нам заявляют о желании провести переговоры, чтобы найти дипломатический путь решения проблемы, и в то же время говорят о кнуте и прянике, а затем спешат в Совет безопасности ООН, чтобы принять очередную резолюцию.

Политика кнута и пряника была и остается анахронизмом. Она не несет никакой ценности для иранского народа. Он не придает ей ни малейшего значения. Сама концепция в своей основе иррациональна. Настаивание на подобной политике равнозначно выбору неверного пути.

Текущая мировая ситуация и перспективы XXI столетия требуют новых взаимоотношений. Необходим пересмотр устаревших и избитых моделей региональной безопасности. XXI век - это век новых стратегий, концепций, современных и реалистичных моделей. Одновременно это время новых игроков. Исламская республика Иран готова и способна работать с другими государствами над выработкой новых идей, которые помогут установить мир и безопасность как в регионе, так и в масштабах всей планеты.

Мы твердо уверены в долгосрочных преимуществах сотрудничества с другими странами с целью обеспечения обоюдных экономических и энергетических интересов, а также интересов в сфере безопасности.

За последние годы США сожгли много мостов, но новая администрация Белого дома может восстановить их. Но это потребует новой и прагматической стратегии, основанной на взаимном уважении и честной игре. Необходимо полностью отказаться от замшелого клише кнута и пряника.

Мир принял перемены в США с осторожным оптимизмом. Это блестящая возможность для Соединенных Штатов.

Данная стратегия состоит из ряда очень важных компонентов:

1. Выбрав многополярность, США могут выйти из порочной спирали однополярного мира и упреждающих действий.

2. Вместо сохранения гонки вооружений президент должен работать над идеей международного коллективного договора о безопасности.

3. Когда дело касается региональной безопасности, он должен сконцентрироваться на повышении роли местной безопасности вместо увеличения количества войск или военных баз в странах региона, что только вовлечет эти страны в порочный круг военного контроля и терроризма.

4. Вместо толерантности по отношению к несовместимым моделям президент должен уважать культурные, экономические и политические особенности региона и способствовать взаимодействию региональных сил с остальным миром. Президент также должен быть искренним в своих стремлениях социального переустройства в различных частях света. Необходимо понимать, что насаждение несовместимых моделей, а также моделей, основывающихся на неверных предпосылках, приведет к дестабилизации и угрозе безопасности.