Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Материалы 45-й конференции по вопросам политики безопасности (Мюнхен, 06-08.02.2009)

Выступление С.Б.Иванова, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации

<…>Россия неизменно приветствовала усиление роли ООН в поддержании мира, международной безопасности и стабильности, выработке стратегий противодействия современным вызовам и угрозам, касающихся всех стран без исключения.

Нашим приоритетом остается обеспечение целостности, жизнеспособности и эффективности международной правовой основы, регулирующей вопросы разоружения и нераспространения.

Основные интернациональные соглашения, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), соглашения о запрете химического и биологического оружия, свидетельствуют о необходимости универсализации и достижения их полной реализации за счет совместных усилий всех сторон.

Мы подчеркиваем фундаментальную важность гарантий открытости механизмов многостороннего разоружения и нераспространения для обеспечения равноправного участия стран, проявляющих интерес и способных внести важный вклад в этот процесс.

Действие Договора СНВ1, сыгравшего историческую роль в ядерном разоружении, истекает 5 декабря 2009 г. Пришло время двигаться дальше.

В 2005 г. мы предложили США заключить новое соглашение, которое заменило бы СНВ1. Мы полагаем, что оно должно носить обязательный характер и быть направлено на дальнейшее сокращение и ограничение как стратегических средств доставки (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках), так и боеголовок.

При разработке нового соглашения крайне важно использовать проверенный временем опыт Договора СНВ1, включая, в частности, запрет на развертывание стратегических наступательных сил за пределами национальных территорий.

Однако наше стремление продолжать этот процесс в позитивном ключе не должно рассматриваться как отказ от определенных базовых аспектов. Прежде всего это касается проблемы увеличения числа боеголовок. Мы считаем, что любое отклонение по этому аспекту от принципов Договора СНВ ведет к появлению вооружений, которые, фактически, позволят быстро получить решающее военное превосходство в области стратегических наступательных вооружений.

Мы ожидаем конструктивного ответа от новой американской администрации по этому вопросу, в частности, и по нашим предложениям в целом. Это позволит уже в ближайшем будущем прийти к соглашению, которое ознаменует новый важный шаг на пути к сокращению числа ракет и ядерному разоружению.

Наше принципиальное отношение к вопросам развертывания противоракетной обороны остается неизменным. Мы уверены, что создание и развертывание средств противоракетной обороны различных типов окажет непосредственное негативное воздействие на безопасность как на региональном, так и на международном уровне. Если кто-либо будет решать подобные вопросы в одностороннем порядке без должного учета интересов стратегической стабильности других вовлеченных сторон, как, например, в случае размещения американской противоракетной обороны в Европе, это приведет лишь к усилению напряженности.

Потенциальные европейские площадки противоракетной обороны - это не только десяток противобаллистических ракет и радар. Это часть американской стратегической инфраструктуры, нацеленной на снижение российского ядерного потенциала.

Разумеется, принятие мер по повышению прозрачности и формированию взаимного доверия, предложенных Россией в отношении американской программы развертывания противоракетной обороны в Европе, способно уменьшить некоторые наши опасения. Однако эти меры не должны рассматриваться в качестве альтернативы нашей точке зрения. Сочинская декларация Президентов США и России четко определяет, что Россия выступает против развертывания американской противоракетной обороны в США.

Теперь мне хотелось бы также сказать несколько слов по вопросу Договора между США и СССР о сокращении ядерных ракет средней и меньшей дальности (РСНД).

В целом ситуация в этой области выглядит, действительно, тревожно. В течение 20 лет после подписания советско-американского Договора о РСНД многие страны (Северная Корея, Китай, Пакистан, Индия, Иран, Израиль) разработали подобные средства доставки. И, к слову, все они расположены рядом с нашими границами. Это одна из важнейших причин, почему США и Россия выступили с совместной инициативой по приданию РСНД межнационального характера.

Что касается вопросов нераспространения ядерного вооружения, то нашим основным приоритетом остается повышение эффективности Договора о нераспространении ядерного оружия.

Следующая рабочая конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия пройдет в следующем году. Она станет важной вехой в наших совместных усилиях, направленных на ужесточение режима нераспространения ядерных вооружений. Мы надеемся, что конференция 2010 г. пройдет в атмосфере конструктивной и продуктивной работы.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) - это важный инструмент ужесточения международного режима нераспространения ядерного оружия и ограничения ядерного вооружения. Россия ратифицировала ДВЗЯИ в 2000 г. и всегда выступала за его как можно более раннее вступление в силу. Соблюдение меморандума на ядерные испытания, каким бы важным оно ни было, не может никоим образом заменить правовые обязательства по ДВЗЯИ. Поэтому мы призываем все страны, участие которых жизненно важно для вступления Договора в силу, как можно скорее подписать и/или ратифицировать его.

Еще один важный способ усиления контроля за нераспространением ядерного оружия - это деятельность в области мониторинга со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Мы рассматриваем Дополнительный протокол к соглашению о гарантиях МАГАТЭ как эффективный инструмент расширения деятельности Агентства в этом отношении.

Мы ожидаем, что все страны, которые пока не присоединились к Протоколу, особенно те, которые непосредственно вовлечены в сферу ядерной энергии или обладают большими запасами ядерных материалов, примкнут к Протоколу на самых ранних стадиях.

Сегодня наблюдается рост интереса к мирной атомной энергии, рассматриваемой как надежное средство обеспечения национальной энергетической безопасности.

Мы считаем, что необходимо стимулировать международное сотрудничество по вопросам цикла ядерного топлива с целью формирования экономичной и гибкой альтернативы создания всех элементов для поддержки полного цикла на национальном уровне. Россия предложила многостороннее сотрудничество для развития глобальной инфраструктуры сектора атомной энергетики и создания международных центров предоставления услуг, связанных с циклом ядерного топлива. Мы уже внесли значительный вклад в реализацию этой инициативы, создав Международный центр обогащения урана на базе перерабатывающих мощностей в Ангарске. К проекту уже присоединился Казахстан, а Армения и Украина находятся уже на этапе формализации своего вступления.

Одним из вызовов как для международного режима нераспространения, так и для международной безопасности в целом является угроза ядерного терроризма. Соответственно, мы рассматриваем российско-американскую Международную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом (Global Initiative to Combat Acts of Nuclear Terrorism), запущенную в 2006 г. президентами России и Соединенных Штатов, в качестве важного вклада в дело общемировой безопасности. Реализация инициативы уже началась, и масштаб программы постоянно растет. Количество стран, участвующих в этой инициативе, уже достигло 75. Мы полагаем, что это хороший пример сотрудничества в современном мире в ответ на новые вызовы и угрозы.

С другой стороны, длительное нежелание НАТО привести Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) от 1990 г. в соответствие с новыми реалиями и расширение Альянса, несмотря на интересы в области безопасности некоторых стран, вынудили Россию приостановить действие Договора.

В то же время Россия предложила конкретную программу по восстановлению жизнеспособности европейского режима контроля над обычными вооруженными силами. Наше предложение остается в силе до сих пор. Мы готовы продолжить и расширить диалог. И если кто-то полагает, что существующий режим контроля неадекватен (что, действительно, имеет место), мы должны укрепить этот режим. Россия готова. До настоящего времени наши партнеры полагали, что Россию можно убедить пойти на уступки в обмен на обещание принять в расчет ее "опасения" на более позднем этапе. Как недавно сказал в своем выступлении президент Д.А.Медведев: "национальная безопасность не может основываться только на обещаниях". Другими словами, подход наших партнеров основан на ложном предположении и не оставляет большой надежды на раннее решение этой проблемы. Наряду с этим временной фактор и собственные решения некоторых стран НАТО работают против ДОВСЕ.

Проблема распространения ракет остается источником наших серьезных опасений, которые лишь многократно усиливаются в отсутствие контрольных соглашений, подобных договорам об оружии массового уничтожения (ОМУ), а именно о механизмах доставки ОМУ. Ситуация с распространением ракет средней и меньшей дальности - как я уже упоминал ранее - наглядный тому пример.

Россия приветствует комплексный подход к решению данной проблемы. Наша стратегическая цель заключается в создании общемирового режима нераспространения ракет, основанного на имеющем обязательную силу соглашении, выработанном, в частности, в соответствии с духом российской инициативы по формированию глобальной системы контроля нераспространения ракет и ракетных технологий. Под эгидой Совета безопасности ООН мы работаем над выполнением резолюций Совета о нераспространении 1540 и 1810.

И в заключение, мы принимаем участие в многосторонних механизмах контроля экспорта, включая Вассенаарские соглашения по контролю обычных вооружений и товаров и технологий двойного использования - Группе ядерных поставщиков и Режиме контроля ракетных технологий. Мы убеждены, что результаты сотрудничества в целях нераспространения могли бы быть лучше, если бы Россия была участником Австралийской группы.

Нет никаких сомнений, что режим нераспространения ОМУ должен быть ужесточен в ходе международного сотрудничества, и лидерами этого процесса должны выступать США и Россия. Москва готова тесно сотрудничать с новой администрацией Обамы.

Прежде чем я покину эту трибуну, я хотел бы воспользоваться возможностью и предложить политикам повысить уровень экономического мышления в ситуации глобального финансового и экономического кризиса, когда мир просто не может позволить себе увеличение роста расходов на гонку вооружений. И в заключение: не должны ли мы сохранить эту тенденцию и после улучшения рыночной ситуации?