Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Работа прокуратуры города Москвы по противодействию коррупции

Семин Ю.Ю., Прокурор города Москвы

Коррупции как социально-правовому явлению - не один десяток лет. Вместе с созданием первых законов появились лица, которые их контролировали, и те, кто хотел любыми способами обойти эти запреты. Именно желание обмануть закон толкает людей на разнообразные ухищрения, вплоть до подкупа лиц, стоящих на страже этого закона. Коррупция в той или иной степени проявляется во всех государствах мира. Вместе с тем в разных странах ее уровень различен: в одних она сведена к минимуму, в других - носит почти официальный характер. Масштабы ее распространенности и степень общественной опасности возрастают в периоды социальной и экономической нестабильности.

Экспертами Международной неправительственной организации по противодействию коррупции "Transparency International" опубликован ежегодный отчет, согласно которому наша страна показала худший результат за последние 8 лет. Индекс восприятия коррупции* в государственном секторе составил 2,1, что ставит Россию на 147-е место из 180, на одну строчку с такими странами, как Кения, Сирия и Бангладеш. Данный вывод сделан на основе опроса экспертов и представителей деловых кругов. Такое положение представляет угрозу национальной безопасности государства, подрывает авторитет нашей страны на международной арене.

Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. К сожалению, на данном этапе война с коррупцией носит фрагментарный (по выражению Д.А.Медведева, "точечные удары"), несистемный характер. Это вынужден был признать В.В.Путин: "Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию".

Борьба с коррупцией ведется в Российской Федерации почти 20 лет. С 1991 г. принят ряд подзаконных нормативных правовых актов (прежде всего Указов Президента РФ). В 1997 г. Президент РФ в третий раз отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации проект федерального закона "О борьбе с коррупцией". В 2001 и 2002 г. проекты законов "О борьбе с коррупцией" и "О противодействии коррупции" дальше первого чтения в Государственной Думе ФС РФ развития не получили. В 2003 г. был создан Национальный антикоррупционный комитет.

В 2006 г. Государственная Дума ФС РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в связи с чем в августе 2006 г. Генеральный прокурор РФ Ю.Я.Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

В Генеральной прокуратуре создано специальное управление, главной задачей которого стало не только выявление, но и предупреждение коррупционных проявлений в сфере государственной службы. Аналогичная структура создана и в прокуратуре г. Москвы. На официальном сайте прокуратуры города открыт специальный раздел «Борьба с коррупцией», где любой гражданин может оставить свое сообщение о ставших ему известных фактах коррупции, которые в обязательном порядке проверяются.

На современном этапе развития общества прокуратуре отведена важнейшая роль в борьбе с этим злом, противодействие которому является нашей приоритетной задачей. Прокурор в пределах своих полномочий координирует деятельность по борьбе с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений) органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Как показывает анализ правоприменения, коррупционные проявления, как правило, являются прямым следствием несовершенства многих наших законов и нормативных актов. В них содержится большое количество отсылочных, альтернативных норм, предоставляющих чиновникам возможность вариативности в принятии решений, установлено много излишних административных барьеров, которые препятствуют развитию экономических и социальных отношений, реализации гарантированных гражданам прав. В этой связи не случайно Национальным планом противодействия коррупции особое внимание уделяется улучшению законотворческой работы. Прокуратура осуществляет постоянный мониторинг правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства и антикоррупционную экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых в Москве.

В августе 2008 г. мною утвержден План мероприятий по выполнению Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ. Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции» в прокуратуре г. Москвы утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 гг., который предусматривает первоочередные меры по реализации Национального плана, меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

В прокуратуре города создан и действует Общественный совет при прокуратуре г. Москвы по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого вошли представители общественных организаций предпринимателей. Основным направлением деятельности Общественного совета является совместное обсуждение наиболее проблемных вопросов в сфере предпринимательства, информационное взаимодействие с целью оперативного реагирования на факты нарушения законодательства и прав субъектов предпринимательской деятельности со стороны органов исполнительной власти и контролирующих органов, исключения административных ограничений.

С целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органах, а также совершенствования уровня и состояния взаимодействия правоохранительных органов в деятельности по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и разработки системы мер предупредительного характера, создана межведомственная рабочая группа по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органах, которая состоит из сотрудников аппарата прокуратуры города, а также представителей правоохранительных органов г. Москвы, представителей исполнительной власти и контролирующих органов. Аналогичные группы созданы в административных округах города.

Членами и участниками межведомственной рабочей группы обеспечивается накопление и использование информации по фактам проявления коррупции и взяточничества в Москве, определяются вопросы, требующие первостепенного внимания и координации деятельности правоохранительных органов, разрабатываются предложения о мерах нормативно-правового, административного, оперативного и иного характера, направленных на предупреждение и пресечение преступлений против интересов государственной службы.

За прошлый год органами прокуратуры города в сфере противодействия коррупции выявлено 1440 нарушений закона, наибольшее количество из которых - 383 - составили нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе.

Прокурорами внесено 592 представления, по результатам рассмотрения которых 300 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, опротестовано 125 незаконных правовых актов, направлено 52 заявления в суд, 60 лиц привлечено к административной ответственности. По фактам выявленных прокурорами нарушений для решения вопроса об уголовном преследовании в следственные органы направлено 62 материала, по 13 из которых возбуждены уголовные дела.

В августе 2008 г. проведена коллегия прокуратуры г. Москвы, во исполнение решения которой организована и проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в г. Москве.

Проверка показала, что государственными и муниципальными служащими не во всех случаях соблюдаются связанные со службой запреты и ограничения, установленные федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также законов г. Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» и «О муниципальной службе в городе Москве».

При проверке личных дел государственных служащих повсеместно выявляются нарушения законодательства о государственной службе, такие, например, как непредоставление справок о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы. Некоторые государственные гражданские и муниципальные служащие являются в настоящее время учредителями различных коммерческих организаций. Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном контроле со стороны руководителей соответствующих кадровых подразделений органов исполнительной власти города за достоверностью сведений, предоставляемых лицами, принимаемыми на государственную гражданскую и муниципальную службу.

Многочисленные нарушения выявлены при проверке соблюдения законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В первую очередь, не соблюдаются сроки размещения заказов, заключения государственных контрактов. В нарушение требований законодательства в контрактах отсутствуют обязательные условия, такие как ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, размер неустойки, сроки начала работ.

Вскрыто значительное количество фактов неисполнения коммерческими организациями условий государственных контрактов, при этом должностными лицами подписываются акты приемки работ, а денежные средства переводятся на счета юридических лиц.

Только в рамках этой проверки выявлено 114 нарушений законодательства, внесено 100 представлений, опротестовано 3 незаконных правовых акта, предостережено 10 должностных лиц, 7 материалов направлено для принятия решений о возбуждении уголовных дел.

В настоящее время очевидна необходимость интенсификации работы в данном направлении, комплексной, системной и адресной организации проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд как одного из приоритетных направлений надзорной деятельности.

Борьба с коррупцией ведется с большим или меньшим успехом уже давно. Но только сейчас это действительно стало одним из главных направлений государственной политики. Президентом РФ утвержден Национальный план борьбы с коррупцией. 25.12.2008 принят пакет антикоррупционного законодательства, в том числе Федеральный закон «О противодействии коррупции». Актуальность этого закона сложно переоценить. Вместе с тем предстоит значительный объем работы по дальнейшему формированию антикоррупционной нормативно-правовой базы. Причем как законодателям, так и иным органам государственной власти. Приведение законов и подзаконных актов в соответствие с принятыми законами - общая задача. Так, из поля зрения законодателей выпал институт мировых судей, хотя необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» очевидна. Прокуратура города стала инициатором внесения в Московскую городскую Думу законопроекта «О системе противодействия коррупции в г. Москве». Впрочем, многие действующие законы г. Москвы нуждаются в соответствующей доработке. Необходимая работа в данном направлении ведется, и прокуратура принимает в ней самое активное участие.

Благодаря широкому освещению данной проблематики в средствах массовой информации повышается правовая культура населения, меняется правосознание граждан, которым в будущем, я надеюсь, сама мысль о подкупе чиновника покажется нелепой и бессмысленной.

*Индекс восприятия коррупции, составляемый "Transparency International", ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными представительными организациями. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира; в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование.

СЕМИН Юрий Юрьевич. С 1977 г. работает в органах прокуратуры г. Москвы. В 1995-2001 гг. - заместитель прокурора г. Москвы, в 2001-2005 гг. - заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве. В 2005-2006 гг. - заместитель руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве - заместитель главного государственного регистратора Москвы. С 2006 г. - прокурор города Москвы. Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации. Государственный советник юстиции 2 класса.