Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Выступление на расширенном заседании коллегии ФСБ

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

<…>Прошедший год был насыщен очень серьезными событиями, которые самым существенным образом оказали влияние на расстановку сил в мире. Мы столкнулись с варварской агрессией Грузии против двух не признанных тогда территорий, против российских граждан. В ряде соседних государств сохранялась нестабильная социально-политическая обстановка, не прекращались попытки расширения НАТО, в том числе и за счет так называемого ускоренного вступления в альянс Грузии и Украины. Все это, разумеется, потребовало четкой и слаженной работы всех специальных силовых структур, правоохранительных органов и весьма высокого уровня координации их деятельности.

<…>ФСБ в целом успешно выполнила поставленные перед ней задачи. При проведении отдельных операций сотрудники службы проявили подлинное мужество и героизм. Сегодня наше государство и общество, естественно, ждут от всех нас новых и значимых результатов. ФСБ - это ключевое звено в системе обеспечения безопасности нашей страны от внешних и внутренних угроз. И оттого, насколько надежно защищены конституционные права и свободы российских граждан, прямо зависит и экономическое развитие нашего государства, его становление как правового государства, современного государства и, в конечном счете, так называемое социальное самочувствие всего общества.

На ФСБ возложен целый ряд очень ответственных задач. Одна из важнейших - борьба с терроризмом. В этой связи хотел бы отметить, что в целом, несмотря на резкое уменьшение в 2008 г. числа крупных терактов, количество террористических проявлений так и не снизилось. На это я, конечно, хотел бы обратить внимание всех присутствующих.

Теперь несколько замечаний по существу работы.

1. Под постоянным контролем должна находиться ситуация на Северном Кавказе - это очевидный приоритет и, к сожалению, постоянный приоритет. Ситуация остается сложной. Как показали последние события - я не так давно был в Ингушетии - необходимо серьезно повышать координацию работы всех правоохранительных ведомств, в этом регионе в том числе. Это прямая задача Национального антитеррористического комитета, где ведущую роль играет ФСБ.

2. В сфере антитеррора крайне важно организовать эффективную оперативно-розыскную работу. Она помогает получать информацию об идеологической и финансовой подпитке, базе террористических групп, тем самым и лишая их в случаях, когда эти действия производятся эффективно и своевременно, денежной подпитки, и затрудняя рекрутирование новых членов бандформирований.

3. Нейтрализация терроризма должна способствовать и процессам развития законодательства, и, в свою очередь, наоборот, законодательство должно быть современным, помогающим бороться с террористическими проявлениями. В конце прошлого года в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы был внесен целый ряд поправок. Эти нормы призваны исключить саму возможность избежания наказания за террористическую деятельность.

4. Следует повысить надежность антитеррористических мер при проведении массовых мероприятий, в том числе с высоким международным представительством. У нас впереди много достаточно серьезных событий, таких как саммит Россия-Евросоюз, саммиты Шанхайской организации сотрудничества, саммит АТЭС, впоследствии XXII Олимпийские игры и Параолимпийские игры. Уже сейчас нужно сделать все необходимое для обеспечения участников и гостей соответствующих мероприятий всеми мерами безопасности.

Надо активнее развивать международное антитеррористическое сотрудничество, прежде всего, конечно, в форматах наших ближайших союзнических отношений, в рамках ОДКБ, ШОС, координировать работу и в рамках СНГ, повышать уровень совместных учений, уровень информационного обмена. В общем, то, чем, собственно говоря, мы и занимаемся, но только делать это нужно, наверное, более активно.

Необходимо выходить на более современные и перспективные формы взаимодействия не только с традиционными партнерами, что, безусловно, всегда будет для нас приоритетом, но и с новыми крупными игроками на международной арене, такими, как страны Латинской Америки. Кое с кем, кстати, у нас и раньше были неплохие отношения - это государства БРИК. Это тоже весьма важное направление сотрудничества.

Существование террористических очагов в таких государствах, как Афганистан и Пакистан, самым существенным образом затрагивает наши интересы и интересы наших союзников. В этой связи совместно с международными антитеррористическими подразделениями, международным антитеррористическим сообществом мы должны принимать меры по предупреждению и нейтрализации угроз, которые исходят из этого региона. Это тоже очень важная задача.

В числе первостепенных задач остается и жесткое противодействие национализму и экстремизму. Любая пропаганда сепаратизма, национализма, религиозной нетерпимости - это, безусловно, вызов стабильности и единству нашего многонационального государства. Здесь уже нужна не только работа по последствиям, но и эффективная профилактическая деятельность, самое тесное взаимодействие с институтами гражданского общества.

Ключевым направлением работы ФСБ остается контрразведывательная деятельность. Мы понимаем, что количество охотников за секретами, за сведениями, составляющими государственную тайну, не уменьшается. Не снижается и интерес к новейшим технологиям, военному строительству, экспорту вооружений и другой информации политического и экономического характера. В последние годы, кстати, появились и новые предметы заинтересованности, например, такие, как деятельность России в Арктическом регионе, расширение нашего сотрудничества с Приполярными государствами и др.

Подчеркну еще раз, что от защиты наших национальных интересов и конкурентных преимуществ, особенно в условиях глобального финансового кризиса, зависит как позиция России в мире, так и ее интеграция в большую экономику, мировую экономику. Необходима также упреждающая информация, которая позволит принимать стратегические и долгосрочные решения. В этой связи повышенные требования предъявляются и к качеству подготовленных аналитических материалов.

Несколько слов теперь о задачах в сфере экономической безопасности. Действительно, сейчас ситуация в мире непростая, она непростая и в нашей стране. Мировой финансовый кризис, безусловно, не способствует снижению преступности, создает проблемы социального порядка. Нами предпринимаются все меры по поддержке ключевых отраслей национальной экономики: банковскому, промышленному, строительному сектору выделяются значительные деньги. Но выделить деньги - это еще не все, мы прекрасно понимаем. Во-первых, нужно, чтобы они дошли до реальных потребителей, во-вторых, нужно добиться того, чтобы эти деньги были эффективно израсходованы.

Наша цель, естественно, состоит в том, чтобы стабилизировать производственную деятельность, сохранить по максимуму рабочие места, обеспечить выполнение основных социальных обязательств и программ. Эти деньги, еще раз подчеркну, должны расходоваться по назначению. В этой связи необходимо выявлять и пресекать любые коррупционные проявления в этой сфере. Наживаться на кризисе вдвойне преступно.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, который был утвержден мною в прошлом году, уже принят соответствующий пакет законов. Рассчитываю, что вы будете квалифицированно применять эти нормы, достаточно новые и, может быть, в чем-то иногда не традиционные, в своей оперативно-следственной практике. Это требует еще и повышенного внимания.

Отдельно остановлюсь на вопросах пограничной безопасности. В завершившемся году была продолжена работа по формированию современного облика госграницы и совершенствованию системы ее защиты. Недавно в ходе посещения Уральского федерального округа, в декабре прошлого года, на российско-казахстанской границе я сам познакомился с теми подходами к охране наших рубежей, которые сегодня существуют, с техническим оснащением, с социально-бытовыми условиями, в которых сегодня живут наши пограничники. В целом это производит вполне благоприятное впечатление, хотя работы, конечно, предстоит много.

В текущем году был опыт обустройства участков границы с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Надо распространять этот опыт и на другие направления.

Кроме того, надо продолжить и строительство современных служебно-технических комплексов в Арктике, а также сосредоточить наши усилия на создании современной линии береговой охраны, необходимой для эффективного пресечения контрабанды морских и биологических ресурсов.

Напомню, что инфраструктура российской границы должна служить не только для выполнения охранных функций - это очевидная вещь, - но и для расширения экономических и гуманитарных связей между сопредельными государствами. В тех случаях, конечно, когда эти отношения носят дружественный характер.

Несколько слов о вопросах материально-технического обеспечения ФСБ. За последние годы финансирование службы стабильно росло, и в большинство подразделений поступало специальное вооружение, современное вооружение, современные средства связи, транспорт, увеличилось и денежное довольствие сотрудников ФСБ - по итогам прошлого года практически на 20%. Многое было сделано и для решения жилищных проблем. Хотел бы сразу сказать, что эта работа будет продолжена. Материальное обеспечение личного состава ФСБ, как и других силовых и специальных ведомств, должно оставаться на достойном уровне.

<…>Потенциал Службы, конечно, складывается, прежде всего, из людей, из личных, профессиональных, человеческих качеств, из компетентности, ответственности, профессионального подхода каждого сотрудника, каждого звена и подразделения ФСБ и, конечно, из преданного, самоотверженного отношения к службе. Прошедший год показал, что все эти качества абсолютно востребованы. Именно в прошедшем году многие наши прежние заделы, подходы, если хотите, концепция, курс государства прошли свою проверку. Надо признаться, что и этот год, не являясь простым, эту проверку на прочность всей государственной машины, в том числе и ФСБ, продолжит.<…>