Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

О республиканском Центре социально-трудовой реабилитации

Стахов Я.Г., министр внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

В криминальной ситуации в Республике Саха (Якутия) отчетливо проявляется рост тяжких и особо тяжких видов преступления против жизни, здоровья и достоинства граждан. Усиливается жестокость при посягательствах на личность, все чаще преступления совершаются с элементами цинизма и садизма к потерпевшим, все больше преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Все чаще фигуранты уголовных дел - женщины и подростки.

По доле «пьяной» преступности Республика в последние годы стабильно входила в десятку регионов России, имеющих наиболее высокие темпы роста преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения. Согласно статистике около 20 тыс. населения страдает алкоголизмом. Эксперты-медики же уверены, что реальная цифра более удручающая.

Криминальная среда Республики постоянно пополняется за счет лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Им недоступен постоянный источник средств существования и многие из них не имеют определенного места жительства. Ежегодно из исправительных колоний Республики освобождаются 1200-1500 отбывших наказание лиц. Как правило, большая их часть как легально, так и нелегально оседает в крупных городах и большей частью в столице Республики - городе Якутске.

Отсутствие социальных гарантий для таких категорий граждан, трудности их трудового и бытового устройства приводят к нарастанию у них агрессивности, конфликтности, готовности повторного применения своего криминального опыта для решения каких-либо житейских проблем. Как показывает статистика, из числа раскрытых преступлений почти каждое шестое преступление совершается лицами, ранее уже их совершившими.

Продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства людей трудоспособного возраста, все еще слабый уровень социальной защищенности большей части населения Республики на фоне снижения порога законопослушности способствуют их интенсивной криминализации. Это другой фактор криминализации населения. Та же статистика показывает, что именно из группы незанятого и безработного населения идет наиболее активное пополнение криминальной среды.

Растет число лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, попирающих своим поведением нравственные устои общества. Раньше подобные граждане помещались в приемники-распределители. Однако в 2003 г. эти учреждения системы МВД были ликвидированы. Их деятельность вошла в противоречие с действующим федеральным законодательством в части обеспечения прав и свободы граждан и применения мер административной ответственности.

С 1993 г. работает в городе Якутске единственный в республике дом временного пребывания для тех, кто только освободился из мест лишения свободы, а также тех, кто не имеет постоянного места жительства. Каждый год он пропускает через себя в среднем 2000 человек. Но пребывание в нем возможно только в течение 5-10 дней и не более одного месяца в год. За такой короткий срок и при большом количестве нуждающихся учреждение практически не имеет возможности комплексно решить все вопросы выбившихся из нормальной жизни людей, порождая при этом у многих из них иждивенческие настроения.

Приходится констатировать, что проблемы этих людей остались сегодня вне поля зрения социальной политики государства. Здесь есть одно непреодолимое обстоятельство - молодой и средний, трудоспособный возраст этой прослойки населения, не позволяющий попасть под опеку существующих социальных гарантий.

Репрессивные меры, которые можно было бы применить к людям, ведущим асоциальный образ жизни, не принесут результатов, ибо их противоправные поступки базированы на социально-общественных проблемах и отношениях. Вернее говоря, на отсутствии этих отношений, нежелании общества принять обратно оступившихся людей. Из этого вытекает вопрос ориентации профилактики правонарушений на нейтрализации социальных пороков. Задача эта не простая, но разрешимая.

Прежде всего, это ресоциализация лиц, ранее совершавших преступления. Ресоциализация - блок вопросов, включающий коррекцию поведения лиц, склонных к их совершению; социальная и медико-трудовая реабилитация алкоголиков, наркоманов, бродяг и иных лиц с нарушенной социальной адаптацией, людей, совершенно утерявших нравственные ориентиры и социально-полезные связи. Этот блок вопросов был бы наиболее действенным и универсальным средством исправления людей, восстановления их родственных и социальных связей в обществе. Нельзя забывать, что перечисленные категории являются полноправными членами общества. Они нуждаются не только в строгом спросе за свой образ жизни, но, главное, в конкретной помощи в решении житейских и других проблем, толкнувших их на такой путь.

МВД Республики Саха (Якутия) еще в 1999 г. выступило с инициативой создания Центра социально-трудовой реабилитации, должного в комплексе решать вопросы профилактики правонарушений, оказания морально-духовной, медицинской и социально-правовой помощи по возвращению к полноправной жизни лиц, оказавшихся по различным причинам за ее «бортом».

Общественность, правоохранительные и другие государственные структуры Республики активно откликнулись на эту инициативу министерства внутренних дел. Поддерживающие проект МВД статьи появились в СМИ. Писатели, ученые, медики и социальные работники продолжили тему оздоровления общества, оказания помощи людям, оказавшимся вне жизни общества. Как итог, в ряде сельских районов были созданы общественные объединения, центры, клубы по оказанию помощи в реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оставшихся без постоянного места жительства и источника существования, а также страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Здесь можно привести хорошие примеры. В Чурапчинском улусе на протяжении почти 10 лет успешно функционирует Центр социально-трудовой реабилитации «Сагах». Это коллективное хозяйство создано Николаем Васильевым - энтузиастом, человеком, который неравнодушен к проблемам, скажем прямо, пропадающих людей. Бывшие осужденные трудятся в сельском хозяйстве, строят дома, ремонтируют дороги. Подобный центр работает и в Усть-Алданском улусе. И это похвально, когда муниципальные образования районов поддерживают инициативу снизу и что-то делают для поддержки той категории людей, внимание государства к которым пока не обращено.

Можно предположить, что только широкомасштабная и дифференцированная профилактика в целом по Республике принесет свои плоды. Под этим подразумевается совокупность законодательных, экономико-социальных, бытовых, медико-психологических, культурно-воспитательных, правовых мероприятий, содействующих устранению причин совершения преступлений. Этой проблемой одновременно должны заняться органы власти, заинтересованные ведомства и учреждения, а также общественность.

Большие трудности создает тот факт, что подобные специализированные реабилитационные центры отсутствуют в целом по стране. Получается, что эти учреждения не регламентированы соответствующими подзаконными актами. Как следствие, отсутствует необходимая правовая база, не решены проблемы организационно-методического, материально-технического, хозяйственного и кадрового обеспечения, их функционирования. Не определены статус, порядок финансирования, принципы взаимодействия с государственными учреждениями и многое другое. Другими словами, предстоит большая и планомерная работа по всем направлениям деятельности в этом наболевшем вопросе. Однако не надо этой работы сторониться, свой конечный результат она принесет, спасая людей, возвращая их к обычной жизни, что, в свою очередь, скажется на снижении преступности.

Создание Центра социально-трудовой реабилитации подразумевает и создание научной базы, которая займется всесторонним изучением причин, особенностей и специфики развития негативных процессов в Республике, их влияния на современное общество, предпосылок и прогнозов, выработкой методических рекомендаций по созданию этого государственного социального института.

Еще в 2000 г. была создана рабочая группа по подготовке постановления правительства Республики Саха (Якутия) «О создании Якутского республиканского Центра психологической, социальной и трудовой реабилитации». Центр планировалось создать при Министерстве занятости и малого предпринимательства совместно с заинтересованными ведомствами. В этом Центре реабилитации бездомного человека с улицы можно было обследовать на наличие социальных болезней - туберкулеза, венерических, других инфекционных заболеваний. В кабинетах психологической и социальной адаптации с ним работали бы специалисты. В учебных и производственных цехах можно было бы получить рабочие профессии с последующим трудоустройством и отслеживанием дальнейшей жизни подопечных.

Все это не из области фантазии, этот вопрос жизнь поставила сегодня во главу угла. Дальнейшее равнодушно-созерцательное отношение к предоставленным себе людям со сложным прошлым ни к чему хорошему не приведет. Уже сегодня в Республике создалась угрожающая ситуация, о чем свидетельствуют показатели преступности. Общество переполнено бывшими осужденными, большим количеством нервно-психических больных, а также хроническими алкоголиками и наркоманами. Наркомания с охватом большого количества молодежи приведет, в конце концов, к широкому распространению венерических заболеваний и СПИДа, а также к увеличению рождаемости психически неполноценных детей. Сегодня статистика свидетельствует: на 10 новорожденных детей приходится 1 неполноценный ребенок. В связи с возникшей ситуацией непременно произойдет сдвиг в худшую сторону: на 10 новорожденных детей на свет будут появляться уже 2-3 неполноценных ребенка, что резко сократит процент рождаемости нормальных детей. Так что под угрозой не только наше сегодняшнее спокойствие и порядок на улицах и в домах, но и будущее Республики, его главная ценность - генофонд.

Разрушение ранее действовавшей системы профилактики преступности, отмена уголовной ответственности, официального предупреждения за уклонение от общественно-полезного труда, регламентированных нормативными актами, упразднение лечебно-воспитательных и трудовых профилакториев для больных наркоманией и алкоголизмом - вот факторы, приведшие к печальной ситуации. Не секрет, что каждое второе раскрытое тяжкое преступление, направленное против жизни и здоровья граждан, совершается на почве пьянства. Алкоголизм наступает. Речь давно идет уже не о сугубо мужском алкоголизме, уже привычном женском, но о детском. Порог приобщения детей к пагубному зелью упал в Республике с 16 до 14 лет. И это не может не вызвать тревогу. Мы теряем не только трудоспособных людей, молодежь, но и детей.

В связи с этим Республике необходима программа борьбы с алкоголизмом. Программа действующая, конкретная и адресная. Каждое муниципальное образование должно иметь свою подпрограмму борьбы с этим злом, а также филиалы нового социального института - Центра социально-трудовой реабилитации.

Само время диктует создать на уровне правительства Республики отдельный департамент, который занимался бы этой проблемой, а также забытыми обществом, отверженными людскими судьбами. Специальный комитет необходим и в Государственном Собрании (Ил Тумэн), как и постоянно действующая рабочая группа. Всем вместе им несложно было бы решить вопрос на уровне всей Республики о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и работы.

Новое - хорошо забытое старое. Рабочей группе необходимо будет поднять решение оперативного совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) за № 133, принятое 12.02.2004, о создании на территории Республики Саха (Якутия) Центра социально-трудовой реабилитации.

Важно отметить, что в современных условиях проблема профилактики преступности перестала быть узковедомственным делом, в частности, только министерства внутренних дел Республики. Требуется срочное принятие нестандартных решений, направление общих усилий в единое русло. Лозунг «всем миром - против преступности» актуален сегодня как никогда.

Актуальность эта означена в перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ, состоявшегося 29.06.2007. Правительству РФ в ней рекомендовано внести предложения по разработке федеральной целевой программы профилактики преступлений на 2009-2012 гг. по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание, в том числе в местах лишения свободы. Отдельным пунктом в этом перечне стоит вопрос принятия мер по совершенствованию системы государственной поддержки лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, нуждающихся в социальной помощи, без определенного места жительства и рода занятий, по их трудоустройству, жилищному и пенсионному обеспечению, охране здоровья и медицинскому обеспечению. В том же перечне поручений В.Путин рекомендует органам государственной власти субъектов РФ совместно с МВД РФ разработать и принять региональные программы профилактики преступлений и иных нарушений, предусмотрев в них максимальное использование потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания. Наряду с этим президент страны ставит вопрос совершенствования наркологической помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, включая обеспечение их бесплатного анонимного лечения. Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров, правительство и депутатский корпус едины с его политикой. Так что есть надежда, что Центр социально-трудовой реабилитации появится, а самая северная республика России будет славиться не только своими недрами, алмазами и золотом, но, прежде всего, морально и физически здоровыми людьми, духовно развитыми и прекрасными.

***

В 2007 г. в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 23 075 преступлений, из которых 6715 относятся к тяжким и особо тяжким, в том числе 234 убийства, 24 покушения на убийство, 718 причинений тяжкого вреда здоровью, из которых 165 повлекли смерть потерпевших, 51 изнасилование.

Совершено 10 748 краж, 2489 грабежей, 240 разбойных нападений, 838 неправомерных завладений автомототранспортными средствами. Если привести данные за последние 16 лет, то с 1991 г. насильственно ушли из жизни свыше 8 тыс. человек - целый немаленький поселок.

СТАХОВ Яков Григорьевич. Доктор юридических наук, генерал-майор милиции. Прошел все ступени милицейской службы от рядового милиционера до заместителя начальника главного управления МВД РФ по обеспечению общественного порядка. С 1993 г. работал в Центральном аппарате МВД России. С 1996 года был прикомандирован к Администрации Президента РФ. В 1995-2001 гг. неоднократно направлялся для выполнения служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона. С 2005 г. работал в Академии управления МВД России в должности профессора кафедры управления ОВД. С 2006 г. - Министр внутренних дел по Республике Саха (Якутия).

О республиканском Центре социально-трудовой реабилитации | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

О республиканском Центре социально-трудовой реабилитации

Стахов Я.Г., министр внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

В криминальной ситуации в Республике Саха (Якутия) отчетливо проявляется рост тяжких и особо тяжких видов преступления против жизни, здоровья и достоинства граждан. Усиливается жестокость при посягательствах на личность, все чаще преступления совершаются с элементами цинизма и садизма к потерпевшим, все больше преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Все чаще фигуранты уголовных дел - женщины и подростки.

По доле «пьяной» преступности Республика в последние годы стабильно входила в десятку регионов России, имеющих наиболее высокие темпы роста преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения. Согласно статистике около 20 тыс. населения страдает алкоголизмом. Эксперты-медики же уверены, что реальная цифра более удручающая.

Криминальная среда Республики постоянно пополняется за счет лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Им недоступен постоянный источник средств существования и многие из них не имеют определенного места жительства. Ежегодно из исправительных колоний Республики освобождаются 1200-1500 отбывших наказание лиц. Как правило, большая их часть как легально, так и нелегально оседает в крупных городах и большей частью в столице Республики - городе Якутске.

Отсутствие социальных гарантий для таких категорий граждан, трудности их трудового и бытового устройства приводят к нарастанию у них агрессивности, конфликтности, готовности повторного применения своего криминального опыта для решения каких-либо житейских проблем. Как показывает статистика, из числа раскрытых преступлений почти каждое шестое преступление совершается лицами, ранее уже их совершившими.

Продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства людей трудоспособного возраста, все еще слабый уровень социальной защищенности большей части населения Республики на фоне снижения порога законопослушности способствуют их интенсивной криминализации. Это другой фактор криминализации населения. Та же статистика показывает, что именно из группы незанятого и безработного населения идет наиболее активное пополнение криминальной среды.

Растет число лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, попирающих своим поведением нравственные устои общества. Раньше подобные граждане помещались в приемники-распределители. Однако в 2003 г. эти учреждения системы МВД были ликвидированы. Их деятельность вошла в противоречие с действующим федеральным законодательством в части обеспечения прав и свободы граждан и применения мер административной ответственности.

С 1993 г. работает в городе Якутске единственный в республике дом временного пребывания для тех, кто только освободился из мест лишения свободы, а также тех, кто не имеет постоянного места жительства. Каждый год он пропускает через себя в среднем 2000 человек. Но пребывание в нем возможно только в течение 5-10 дней и не более одного месяца в год. За такой короткий срок и при большом количестве нуждающихся учреждение практически не имеет возможности комплексно решить все вопросы выбившихся из нормальной жизни людей, порождая при этом у многих из них иждивенческие настроения.

Приходится констатировать, что проблемы этих людей остались сегодня вне поля зрения социальной политики государства. Здесь есть одно непреодолимое обстоятельство - молодой и средний, трудоспособный возраст этой прослойки населения, не позволяющий попасть под опеку существующих социальных гарантий.

Репрессивные меры, которые можно было бы применить к людям, ведущим асоциальный образ жизни, не принесут результатов, ибо их противоправные поступки базированы на социально-общественных проблемах и отношениях. Вернее говоря, на отсутствии этих отношений, нежелании общества принять обратно оступившихся людей. Из этого вытекает вопрос ориентации профилактики правонарушений на нейтрализации социальных пороков. Задача эта не простая, но разрешимая.

Прежде всего, это ресоциализация лиц, ранее совершавших преступления. Ресоциализация - блок вопросов, включающий коррекцию поведения лиц, склонных к их совершению; социальная и медико-трудовая реабилитация алкоголиков, наркоманов, бродяг и иных лиц с нарушенной социальной адаптацией, людей, совершенно утерявших нравственные ориентиры и социально-полезные связи. Этот блок вопросов был бы наиболее действенным и универсальным средством исправления людей, восстановления их родственных и социальных связей в обществе. Нельзя забывать, что перечисленные категории являются полноправными членами общества. Они нуждаются не только в строгом спросе за свой образ жизни, но, главное, в конкретной помощи в решении житейских и других проблем, толкнувших их на такой путь.

МВД Республики Саха (Якутия) еще в 1999 г. выступило с инициативой создания Центра социально-трудовой реабилитации, должного в комплексе решать вопросы профилактики правонарушений, оказания морально-духовной, медицинской и социально-правовой помощи по возвращению к полноправной жизни лиц, оказавшихся по различным причинам за ее «бортом».

Общественность, правоохранительные и другие государственные структуры Республики активно откликнулись на эту инициативу министерства внутренних дел. Поддерживающие проект МВД статьи появились в СМИ. Писатели, ученые, медики и социальные работники продолжили тему оздоровления общества, оказания помощи людям, оказавшимся вне жизни общества. Как итог, в ряде сельских районов были созданы общественные объединения, центры, клубы по оказанию помощи в реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оставшихся без постоянного места жительства и источника существования, а также страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Здесь можно привести хорошие примеры. В Чурапчинском улусе на протяжении почти 10 лет успешно функционирует Центр социально-трудовой реабилитации «Сагах». Это коллективное хозяйство создано Николаем Васильевым - энтузиастом, человеком, который неравнодушен к проблемам, скажем прямо, пропадающих людей. Бывшие осужденные трудятся в сельском хозяйстве, строят дома, ремонтируют дороги. Подобный центр работает и в Усть-Алданском улусе. И это похвально, когда муниципальные образования районов поддерживают инициативу снизу и что-то делают для поддержки той категории людей, внимание государства к которым пока не обращено.

Можно предположить, что только широкомасштабная и дифференцированная профилактика в целом по Республике принесет свои плоды. Под этим подразумевается совокупность законодательных, экономико-социальных, бытовых, медико-психологических, культурно-воспитательных, правовых мероприятий, содействующих устранению причин совершения преступлений. Этой проблемой одновременно должны заняться органы власти, заинтересованные ведомства и учреждения, а также общественность.

Большие трудности создает тот факт, что подобные специализированные реабилитационные центры отсутствуют в целом по стране. Получается, что эти учреждения не регламентированы соответствующими подзаконными актами. Как следствие, отсутствует необходимая правовая база, не решены проблемы организационно-методического, материально-технического, хозяйственного и кадрового обеспечения, их функционирования. Не определены статус, порядок финансирования, принципы взаимодействия с государственными учреждениями и многое другое. Другими словами, предстоит большая и планомерная работа по всем направлениям деятельности в этом наболевшем вопросе. Однако не надо этой работы сторониться, свой конечный результат она принесет, спасая людей, возвращая их к обычной жизни, что, в свою очередь, скажется на снижении преступности.

Создание Центра социально-трудовой реабилитации подразумевает и создание научной базы, которая займется всесторонним изучением причин, особенностей и специфики развития негативных процессов в Республике, их влияния на современное общество, предпосылок и прогнозов, выработкой методических рекомендаций по созданию этого государственного социального института.

Еще в 2000 г. была создана рабочая группа по подготовке постановления правительства Республики Саха (Якутия) «О создании Якутского республиканского Центра психологической, социальной и трудовой реабилитации». Центр планировалось создать при Министерстве занятости и малого предпринимательства совместно с заинтересованными ведомствами. В этом Центре реабилитации бездомного человека с улицы можно было обследовать на наличие социальных болезней - туберкулеза, венерических, других инфекционных заболеваний. В кабинетах психологической и социальной адаптации с ним работали бы специалисты. В учебных и производственных цехах можно было бы получить рабочие профессии с последующим трудоустройством и отслеживанием дальнейшей жизни подопечных.

Все это не из области фантазии, этот вопрос жизнь поставила сегодня во главу угла. Дальнейшее равнодушно-созерцательное отношение к предоставленным себе людям со сложным прошлым ни к чему хорошему не приведет. Уже сегодня в Республике создалась угрожающая ситуация, о чем свидетельствуют показатели преступности. Общество переполнено бывшими осужденными, большим количеством нервно-психических больных, а также хроническими алкоголиками и наркоманами. Наркомания с охватом большого количества молодежи приведет, в конце концов, к широкому распространению венерических заболеваний и СПИДа, а также к увеличению рождаемости психически неполноценных детей. Сегодня статистика свидетельствует: на 10 новорожденных детей приходится 1 неполноценный ребенок. В связи с возникшей ситуацией непременно произойдет сдвиг в худшую сторону: на 10 новорожденных детей на свет будут появляться уже 2-3 неполноценных ребенка, что резко сократит процент рождаемости нормальных детей. Так что под угрозой не только наше сегодняшнее спокойствие и порядок на улицах и в домах, но и будущее Республики, его главная ценность - генофонд.

Разрушение ранее действовавшей системы профилактики преступности, отмена уголовной ответственности, официального предупреждения за уклонение от общественно-полезного труда, регламентированных нормативными актами, упразднение лечебно-воспитательных и трудовых профилакториев для больных наркоманией и алкоголизмом - вот факторы, приведшие к печальной ситуации. Не секрет, что каждое второе раскрытое тяжкое преступление, направленное против жизни и здоровья граждан, совершается на почве пьянства. Алкоголизм наступает. Речь давно идет уже не о сугубо мужском алкоголизме, уже привычном женском, но о детском. Порог приобщения детей к пагубному зелью упал в Республике с 16 до 14 лет. И это не может не вызвать тревогу. Мы теряем не только трудоспособных людей, молодежь, но и детей.

В связи с этим Республике необходима программа борьбы с алкоголизмом. Программа действующая, конкретная и адресная. Каждое муниципальное образование должно иметь свою подпрограмму борьбы с этим злом, а также филиалы нового социального института - Центра социально-трудовой реабилитации.

Само время диктует создать на уровне правительства Республики отдельный департамент, который занимался бы этой проблемой, а также забытыми обществом, отверженными людскими судьбами. Специальный комитет необходим и в Государственном Собрании (Ил Тумэн), как и постоянно действующая рабочая группа. Всем вместе им несложно было бы решить вопрос на уровне всей Республики о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и работы.

Новое - хорошо забытое старое. Рабочей группе необходимо будет поднять решение оперативного совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) за № 133, принятое 12.02.2004, о создании на территории Республики Саха (Якутия) Центра социально-трудовой реабилитации.

Важно отметить, что в современных условиях проблема профилактики преступности перестала быть узковедомственным делом, в частности, только министерства внутренних дел Республики. Требуется срочное принятие нестандартных решений, направление общих усилий в единое русло. Лозунг «всем миром - против преступности» актуален сегодня как никогда.

Актуальность эта означена в перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ, состоявшегося 29.06.2007. Правительству РФ в ней рекомендовано внести предложения по разработке федеральной целевой программы профилактики преступлений на 2009-2012 гг. по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание, в том числе в местах лишения свободы. Отдельным пунктом в этом перечне стоит вопрос принятия мер по совершенствованию системы государственной поддержки лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, нуждающихся в социальной помощи, без определенного места жительства и рода занятий, по их трудоустройству, жилищному и пенсионному обеспечению, охране здоровья и медицинскому обеспечению. В том же перечне поручений В.Путин рекомендует органам государственной власти субъектов РФ совместно с МВД РФ разработать и принять региональные программы профилактики преступлений и иных нарушений, предусмотрев в них максимальное использование потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания. Наряду с этим президент страны ставит вопрос совершенствования наркологической помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, включая обеспечение их бесплатного анонимного лечения. Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров, правительство и депутатский корпус едины с его политикой. Так что есть надежда, что Центр социально-трудовой реабилитации появится, а самая северная республика России будет славиться не только своими недрами, алмазами и золотом, но, прежде всего, морально и физически здоровыми людьми, духовно развитыми и прекрасными.

***

В 2007 г. в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 23 075 преступлений, из которых 6715 относятся к тяжким и особо тяжким, в том числе 234 убийства, 24 покушения на убийство, 718 причинений тяжкого вреда здоровью, из которых 165 повлекли смерть потерпевших, 51 изнасилование.

Совершено 10 748 краж, 2489 грабежей, 240 разбойных нападений, 838 неправомерных завладений автомототранспортными средствами. Если привести данные за последние 16 лет, то с 1991 г. насильственно ушли из жизни свыше 8 тыс. человек - целый немаленький поселок.

СТАХОВ Яков Григорьевич. Доктор юридических наук, генерал-майор милиции. Прошел все ступени милицейской службы от рядового милиционера до заместителя начальника главного управления МВД РФ по обеспечению общественного порядка. С 1993 г. работал в Центральном аппарате МВД России. С 1996 года был прикомандирован к Администрации Президента РФ. В 1995-2001 гг. неоднократно направлялся для выполнения служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона. С 2005 г. работал в Академии управления МВД России в должности профессора кафедры управления ОВД. С 2006 г. - Министр внутренних дел по Республике Саха (Якутия).