Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России

Демидов А.В., Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России

Одной из тенденций, определяющих характер современного периода мирового развития, является возрастание роли внутригосударственных административно-территориальных образований (регионов) в системе международных отношений. Современные государства все в большей степени учитывают позицию регионов при определении своего внешнеполитического и внешнеэкономического курса. Принимаемые решения оцениваются с точки зрения их последствий для регионального развития. Во многих странах мира регионы добиваются расширения своих прав и предоставления больших полномочий, расширения каналов выхода на международную арену и диверсификации форм участия в международной деятельности. Очень часто межрегиональные связи начинают выступать в роли локомотива межгосударственного взаимодействия.

Концепция внешней политики Российской Федерации в качестве одной из целей межрегиональных связей нашей страны выделяет создание благоприятных внешних условий для поступательного движения России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения. Соответственно, всемерное содействие развитию межрегиональных и приграничных связей следует рассматривать как одну из важнейших задач российской внешней политики.

Отличительной особенностью международных контактов российских регионов является их высокая интенсивность. Расширению и углублению внешних связей способствовала стабильная политическая ситуация в стране в целом, устойчивые темпы экономического развития республик, краев и областей. На динамике международных связей субъектов Федерации в значительной степени сказывается все растущий авторитет, значение и влияние России на международной арене.

Со стороны зарубежных партнеров отмечается возрастающий интерес к нашей стране и, особенно, к наиболее динамично развивающимся субъектам Федерации. Вместе с тем очевиден застой связей регионов в отношениях с теми государствами, где социально-экономическая обстановка значительно политизирована (Украина, Грузия).

Позитивное развитие экономики российских регионов явилось следствием принятия целого комплекса системных решений как на федеральном, так и на региональном уровнях, решений, способствующих подъему уровня инфраструктуры ведения бизнеса (строительство качественных дорог, налаживание устойчивой связи, создание широкой сети финансовых институтов и страховых компаний, развитие социальной инфраструктуры). Экономический рост в регионах происходит на фоне возрастания инвестиционной активности, что свидетельствует о качественном развитии экономики региона. Среди лидеров по объему иностранных инвестиций можно, в частности, упомянуть Омскую область (в 2007 г. - 452,2 млн долл., рост на 13,7%). В таких регионах наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня жизни населения, что, в свою очередь, ведет к активизации потребительского рынка.

Стремление регионов к расширению собственной самостоятельности на международной арене является составной частью более общих процессов внутригосударственной регионализации и федерализации, а сами эти процессы, в свою очередь, стимулируют дальнейшую активизацию международных связей регионов. С одной стороны, мы имеем дело с традиционно федеративными государствами с сильными регионами (ФРГ, Канада). С другой стороны, нельзя не отметить происходящее своего рода «перетекание» полномочий от центра к автономным сообществам даже в унитарных государствах. Примером постепенной эволюции от унитарного государства к федеративному является современная Испания. Наметилась тенденция к федерализации и в такой стране, как Италия. Непосредственное участие регионов в международной деятельности представляет собой одну из отличительных черт так называемого «нового регионализма», сложившегося в международных отношениях к концу ХХ в.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество России с соседними странами трансформировалось в перспективную составляющую российской внешней политики. Общая активизация внешнеполитической деятельности России приводит к расширению и углублению международных контактов субъектов РФ. Механизмы межрегионального взаимодействия позволяют более аргументированно доводить до наших партнеров российскую озабоченность по ключевым вопросам двусторонних отношений и международной повестки дня, становятся все более значимым инструментом дальнейшей интеграции нашей страны в систему мирового хозяйства. Такое сотрудничество, которое поначалу велось в плане получения помощи и содействия, сегодня достигло этапа, когда с опорой на улучшение экономической ситуации в России и заинтересованность иностранных партнеров в получении доступа к нашим ресурсам и рынку его необходимо выстраивать на российских условиях, ориентировать на выполнение наших задач.

Тесные взаимовыгодные связи регионов могут в определенной мере самортизировать нежелательные негативные эффекты от будущих споров в связи с природными ресурсами, к примеру, вокруг шельфа и недр Арктики.

Опыт долгосрочного международного регионального сотрудничества показывает, что оно является реальным сектором и важной составляющей межгосударственных связей, цементирующим элементом отношений между странами. Региональное сотрудничество можно рассматривать и как действенный механизм участия России в процессах общеевропейской интеграции и создания единого европейского пространства.

Международные региональные связи должны быть тщательно скоординированы с внешнеполитическими интересами и приоритетами Российской Федерации, направленными на решение глобальных проблем, укрепление международной безопасности, повышение статуса и роли России в рамках международной экономической интеграции. Межрегиональные связи не могут и не должны развиваться в автономном режиме, они взаимосвязаны с внешней политикой государства. «Информационное сопровождение» деловых контактов российских региональных делегаций, особенно на уровне губернаторов и глав администраций, должно стать правилом.

Система правового регулирования международной деятельности субъектов РФ включает:

  • Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (от 04.01.1999 № 4-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2002 г.);
  • Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации (2001 г.);
  • рекомендации Совета глав субъектов РФ при МИД России (2003 г.);
  • Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (2002 г.).

Решающая роль при определении характера и степени вовлеченности субъекта той или иной федерации в международные дела принадлежит внутреннему законодательству. Интенсификации межрегионального сотрудничества способствует также принятие соответствующих региональных законов.

Сам факт активного участия в межрегиональном сотрудничестве таких мощных экономических, политических, интеллектуальных и культурных образований, как Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Нижегородская области и др., является существенным рычагом российской политики, прежде всего, в таких проблемных районах Европы, как Прибалтика, Украина и др. Содействие регионов продвижению интересов России и защите прав соотечественников является, без преувеличения, стержнем российской внешнеполитической линии на этом направлении.

Вместе с тем заслуживает положительной оценки подход Калининградской области, не ставящей задачу количественного расширения состава своих зарубежных партнеров. Проводится работа по укреплению договорной базы сотрудничества, наполнению его конкретным содержанием.

Углубление внешнеэкономической кооперации регионов способствует преодолению застарелых стереотипов в отношении России.

Условно межрегиональные связи можно разделить на четыре взаимосвязанных направления сотрудничества:

1.  Сотрудничество в рамках деятельности международных организаций, включая организации системы ООН.

2.  Сотрудничество по линии: субъект РФ - правительство зарубежного государства (на профессиональном языке их иногда называют «диагональные» или «асимметричные» связи).

3.  Сотрудничество с региональными администрациями зарубежных стран.

4.  Сотрудничество на уровне муниципалитетов.

В укреплении и дальнейшем расширении международных и внешнеэкономических связей регионов значительную роль играют представительства МИД России. Территориальные органы МИД в регионах становятся активными структурами, связывающими Центр и субъекты РФ во внешнеэкономической и международной деятельности. В работе по дальнейшему углублению международных, внешнеэкономических и региональных связей руководство многих регионов опирается на авторитет представительств и профессионализм их сотрудников.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество является одним из важнейших направлений взаимодействия на пространстве СНГ. Именно здесь традиции и наработанные с советских времен навыки прямых деловых контактов между областями и предприятиями еще сохраняют свое значение, приобретают новое качество и должны рассматриваться как ценный ресурс российского присутствия.

Поскольку на государства СНГ и Прибалтики приходится значительный объем экономических связей российских регионов, их развитию способствует углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве (в первую очередь Союзное Государство России и Белоруссии).

Связи субъектов РФ с зарубежными партнерами являются важной составляющей двусторонних отношений и, таким образом, представляют собой полезный и эффективный инструмент проведения внешнеполитической линии России при условии их координации на основе Указа Президента РФ «О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» и соответствующего федерального закона, который упоминался выше.

Межрегиональные связи являются одним из главных резервов расширения и укрепления отношений с зарубежными странами, особенно с теми, с которыми у нас пока недостаточно налажены контакты на межгосударственном уровне. Речь, прежде всего, идет о наименее развитых в экономическом плане, а также о географически удаленных странах. Российские регионы способны сделать многое для углубления таких связей. Наиболее перспективны связи с динамично развивающимися государствами, накопившими немалый хозяйственный и региональный опыт управления, могущие быть полезными для российских региональных партнеров. Важнейшими задачами развития отношений российских регионов с зарубежными партнерами являются задачи наполнения имеющихся соглашений и протоколов о намерениях реальным содержанием.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество может явиться важным стимулятором «снизу» развития всего комплекса двусторонних отношений.

Российско-украинское торгово-экономическое сотрудничество на региональном и приграничном уровнях развивается по нисходящей. Имеющиеся возможности используются далеко не полностью. Перестало работать созданное в 2003 г. и охватывавшее половину отечественных и все украинские административно-территориальные образования Постоянное совещание глав российских и украинских областей «Содружество регионов». По существу приостановлена полноценная работа Совета руководителей приграничных регионов России, Украины и Белоруссии (их последняя встреча произошла в декабре 2004 г.). В то же время созданы 3 российско-украинских «еврорегиона»: «Ярославна», «Слобожанщина» и «Днепр».

Торгово-экономическое взаимодействие по линии Россия - Украина распространяется лишь на традиционные отрасли, практически не охватывая новые перспективные направления. Не налажена в должной степени научно-техническая кооперация. За редким исключением отсутствует государственная поддержка совместных и кооперационных проектов. Не отличается особой активностью и российский бизнес, вклад которого мог бы быть более весомым, особенно в сотрудничестве с восточно-украинскими областями.

Эффективным инструментом налаживания торгово-экономических связей приграничных территорий является облегчение режима таможенных процедур. В стадии разработки находится предложенный Курской областью проект по внедрению на пограничном пункте пропуска Суджа (Россия) - Юнаковка (Украина) упрощенного порядка таможенного оформления ряда сельскохозяйственных товаров.

В качестве причин спада в двустороннем взаимодействии следует отметить не только чрезмерную политизацию социально-экономической обстановки на Украине, но и снижение интереса к таким связям со стороны руководства российских регионов.

Все шесть белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с более чем 80 субъектами РФ. В 10 регионах России открыты отделения посольства Белоруссии. По состоянию на апрель 2008 г. действовало в общей сложности 240 российско-белорусских соглашений в области межрегионального сотрудничества. Важная особенность - межрегиональное взаимодействие с Белоруссией выстраивается одновременно в двух плоскостях: по линии административно-территориальных образований двух государств, а также «по диагонали» - субъекты РФ - правительство Белоруссии. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению договорно-правовой базы российско-белорусских межрегиональных торгово-экономических связей.

Существующие проблемы вызваны различиями в экономических моделях двух государств.

Субъекты РФ участвуют практически во всех крупнейших программах российско-казахстанского стратегического партнерства.

Существует 10 проектов российско-казахстанского приграничного сотрудничества, однако их реализация сдерживается несовершенством внутреннего законодательства двух государств. Перспективы двустороннего приграничного взаимодействия обсуждаются на ежегодных форумах руководителей сопредельных регионов с участием президентов России и Казахстана.

У субъектов РФ имеется значительный потенциал развития взаимодействия с государствами ЦВЕ (Словения, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Венгрия, Болгария, Македония), с которыми Россию связывают многовековые традиции отношений. С отдельными странами связи поддерживают более 50 субъектов РФ. Российские регионы рассматривают страны ЦВЕ как площадку для реализации совместных инвестиционных и кооперационных проектов. Со стороны иностранных партнеров наблюдается устойчивый рост внимания к подключению своих предпринимателей к реализации российских приоритетных национальных проектов. Вместе с тем в условиях членства многих государств ЦВЕ в Европейском Союзе пробиваться на их рынок с готовой продукцией и развивать кооперационные связи будет все труднее. Финансируемое в немалой мере из фондов ЕС межрегиональное сотрудничество в рамках Евросоюза значительно усилило экономическую конкурентоспособность регионов стран-членов. В этих условиях российским регионам-партнерам будет подспудно отводиться роль «сырьевых придатков». Следовательно, современные реалии требуют поиска новых форм работы с этими традиционными партнерами.

С Китаем хорошо работает межправительственное соглашение о принципах сотрудничества между регионами двух стран.

Общая активизация внешнеполитической деятельности России на азиатском направлении приводит к расширению и углублению международных контактов субъектов РФ с государствами азиатско-тихоокеанского региона. Показательным примером является сотрудничество между регионами России и Японии, ставшее важным компонентом двусторонних отношений. Как показывает практика, взаимодействие на межрегиональном и приграничном уровне реально способствует решению конкретных проблем, препятствующих развитию межгосударственных связей с Японией, тем самым прокладывая путь к реализации крупных долгосрочных проектов. В этой связи, возможно, есть смысл подумать над разработкой программы развития регионального сотрудничества с Японией, которая учитывала бы как соответствующие экономические, внешнеторговые и научные возможности российских регионов, так и их конкретные интересы в налаживании взаимовыгодных связей с префектурами Японии.

По восходящей развиваются связи субъектов РФ с Индией.

Региональные связи в отношениях с США демонстрируют поступательную динамику и, при всей неизбежной спорадичности и неустойчивости контактов, выступают важным фактором укрепления межгосударственных отношений.

На примере отношений с Канадой отмечается высокий интерес субъектов обеих федераций к налаживанию прямых взаимовыгодных связей. Как правило, главную роль в этом играют экономические отношения, которые, в свою очередь, создают хорошую основу для более тесного взаимодействия в сфере культуры, образования и др. Использование возможностей наших регионов следует только поощрять, поскольку это в конечном итоге ведет к укреплению двусторонних связей между нашими странами, продвижению объективно-положительного образа России в мире.

В последние годы отмечается постепенное возрастание роли регионального фактора в работе по развитию торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Наибольшую активность на данном направлении проявляют Татарстан, эффективно лоббирующий свои экспортные возможности в отношениях с арабскими странами, а также Москва и с недавнего времени Санкт-Петербург.

Сотрудничество российских регионов со странами Африки южнее Сахары, обладающее серьезным потенциалом и не исчерпывающееся в перспективе торгово-экономическими аспектами, находится пока в зачаточном состоянии. Многие уже подписанные соглашения остаются лишь «на бумаге».

Заслуживают поддержки инициативы подключения субъектов РФ к взаимодействию с международными организациями (организации системы ООН, СНГ, Союзное Государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, СБЕР, СГБМ, Совет министров Северных стран, АТЭС и др.). Перспективным направлением использования регионального формата для реализуемых в настоящее время внешнеполитических задач является вовлечение российских регионов в оказание содействия международному развитию. Практика оказания регионами и муниципалитетами внешнего содействия существует во всех развитых странах-донорах. С учетом сохраняющихся в нашей стране серьезных региональных диспропорций в уровне развития основное бремя по решению насущных задач по преодолению бедности и выполнения Россией целей развития тысячелетия ложится именно на отдельные регионы.

Особенно положительным является опыт взаимодействия с организациями, имеющими так называемую двухъяруснуюсистему сотрудничества, объединяющую усилия местных и центральных властей (к примеру - СБЕР). В результате в регионах решаются как глобальные задачи, так и задачи регионального развития.

Вместе с тем применительно к приграничным регионам отмечается доминирующая роль сотрудничества с зарубежными партнерами в рамках субрегиональных организаций, в которые входят наиболее географически близкие страны (Мурманская и Архангельская области - СБЕР, области, граничащие с Китаем и Казахстаном, - ШОС).

Представляется, что можно было бы рассмотреть вопрос о продвижении внешнеэкономического сотрудничества российских регионов с международными экономическими организациями, в которых Россия на этом этапе не участвует (САДК, ЭКОВАС, Восточно-Африканское сообщество и др.). Видится, что российским регионам под силу подключение к субрегиональным проектам, востребованным, к примеру, в Африке (энергетика и инфраструктура, ликвидация последствий природных и гуманитарных катастроф, сотрудничество в подготовке кадров).

В настоящее время многие российские регионы проводят мероприятия по подготовке к вступлению России в ВТО. На нынешней финальной стадии этого процесса продолжает оставаться актуальной задача выполнения субъектами РФ разработанной Минэкономразвития России программы соответствующих подготовительных мер для наиболее уязвимых отраслей и секторов экономики регионов. Программа опирается на комплексный анализ социально-экономических последствий присоединения к ВТО. В Курской области областной администрацией с участием научных и академических учреждений проведено анкетирование хозяйствующих субъектов региона. Аналогичные мероприятия проведены Минэкономразвития в Курганской области и в ряде других регионов. Регионы вносят предложения по совершенствованию российского законодательства навстречу вступлению в ВТО. Но это - лишь начальное звено работы.

Можно выделить следующие направления взаимодействия, в которое вовлечены регионы России:

1. Социально-экономическое развитие самоуправляющихся территорий.

2. Образование.

3. Культура.

4. Физкультура и спорт.

5. Транспорт. Важной новой формой сотрудничества в этой области является участие регионов в формировании транспортных коридоров по направлениям Восток-Запад и Север-Юг.

6. Реализация социальных проектов.

7. Экология.

8. Энергетика.

9. Здравоохранение.

Можно выделить несколько моделей сотрудничества.

Традиционная модель межрегионального и приграничного сотрудничества основывается на обслуживании таких связей путем заключения соглашений между регионами. За счет этого значительно увеличиваются объемы межрегиональной торговли, транзитные товаро- и пассажиропотоки, что создает предпосылки для экономического подъема регионов. На постсоветском пространстве наиболее удачным примером использования этой модели сотрудничества представляется российско-финляндская практика. К настоящему времени у Карелии накоплен редкий для России опыт такого взаимодействия, которое получило дополнительный импульс после подписания в 1992 г. российско-финляндского межправительственного соглашения о сотрудничестве сопредельных территорий. Согласно этому соглашению, правительство Финляндии берется финансировать проекты в России, если российская сторона берет на себя не менее 25% расходов от бюджета проекта. За истекший период Карелия и приграничные территории Финляндии сумели совместно осуществить около 300 проектов на таких условиях.

Вторая модель предполагает создание специальных экономических зон (СЭЗ), предусматривающих повышение привлекательности регионов для иностранных инвесторов с помощью льготного таможенного, налогового режимов и смягчения пограничных ограничений. Характерным примером успешного применения такой модели может, к примеру, служить опыт создания приграничного пояса вдоль границы Мексики и США. С начала 90-х годов в разных регионах России создан целый ряд СЭЗ, имевших целью развитие российских приграничных территорий посредством привлечения в них финансовых ресурсов. В 2005 г. был принят рамочный Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Однако зонная модель развития пока не дала России осязаемых результатов. Ее низкая эффективность объясняется фактическим превращением ОЭЗ в средство ухода от налогообложения и канал «бегства капитала».

Третья модель (модель «еврорегионов») характеризуется совместной деятельностью приграничных сообществ и властей различного уровня по реализации проектов в определенных сферах. Финансирование для реализации проектов в рамках такой модели поступает из бюджетов международных организаций (к примеру, ЕС), государственных и местных бюджетов, от частных инвесторов. Данная модель используется в странах с близкой структурой экономики и сходным уровнем цен на товары и услуги. Россия уже использует опыт создания «еврорегионов», являющихся перспективным направлением внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Международные межрегиональные связи в силу своих возможностей и особенностей в процессе осуществления и развития торгово-экономических и гуманитарных связей, способны решать следующие задачи:

  • повышение уровня и качества жизни населения региона;
  • формирование благоприятной среды для устойчивого экономического роста в регионе;
  • стимулирование процессов взаимовыгодной торговли, развития и укрепления хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между сотрудничающими регионами;
  • преодоление существующих в регионе специфических проблем, оздоровление социально-экономической ситуации в регионе;
  • повышение степени доверия, взаимопонимания и добрососедства среди населения сотрудничающих регионов, укрепление и диверсификация направлений и форм сотрудничества.

На степень вовлеченности регионов в международные дела и характер их деятельности оказывают влияние три группы факторов:

1. Географические и геополитические - экономико-географическое положение региона (центральное, полупериферийное или периферийное положение). Связям способствует близость к транспортным узлам, крупным морским портам. В этой связи в целях совершенствования транспортной инфраструктуры рядом регионов, к примеру Вологодской областью, принята комплексная программа развития транспортной системы.

Большое значение для международного сотрудничества регионов имеет деятельность на их территории крупных государственных промышленных и научных предприятий (к примеру, Государственный российский центр атомного судостроения и космодром Плесецк в Архангельской области), имеющих общефедеральное значение.

2. Социально-экономические - общий уровень развития региона, природно-ресурсный потенциал (в последнее время возрастающую роль играет близость регионов к источникам углеводородного сырья), состояние важнейших отраслей производства, доля экспортноориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и диверсификация доходов населения, занятость населения и состояние рынка труда, экологическая ситуация в регионе и др.).

3. Политико-правовые - характер политического режима в регионе, развитость региональной политической и экономической элиты, ее устойчивость и влиятельность в регионе, политические предпочтения населения, наличие политических рисков в регионе, состояние регионального законодательства и др.

В соответствии с действием перечисленных факторов можно выделить четыре группы регионов:

Первая группа включает регионы с высоким уровнем развития регионального законодательства, развитой элитой и ее активной позицией, широкими контактами в международной сфере, значительными объемами и диверсифицированной структурой внешней торговли. В эту группу входят: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Ростовская, Самарская, Новгородская, Нижегородская, Свердловская области, Хабаровский край и др.

Вторая группа регионов характеризуется относительно высоким уровнем развития регионального законодательства, наличием концепции развития экспортноориентированных производств, значительными контактами в международной сфере, главным образом, за счет своего приграничного положения. Группа включает: Калининградскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Архангельскую, Сахалинскую области, Приморский край, республики Карелия, Коми и др.

К третьей группе относятся регионы, обладающие большим природно-ресурсным потенциалом и отличающиеся высоким уровнем социально-экономического развития, значительным внешнеторговым оборотом. Это Тюменская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, Пермская область и др.

Четвертую группу составляют регионы с низким уровнем развития законодательства в международной сфере, невысоким уровнем развития международных контактов, слабыми экспортными возможностями. Такие субъекты зачастую именуются «дотационными». Это - Читинская Ульяновская, Пензенская, Псковская области, республики Северного Кавказа. В структуре доходов этих регионов значительную долю занимают поступления из федерального бюджета в виде различных форм финансовой поддержки.

Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития. Активное развитие таких связей оказывает заметное позитивное влияние на экономическое положение субъектов РФ, способствует подъему уровня жизни и увеличению занятости населения, стимулирует деловую активность и наполняемость местных бюджетов, вносит вклад в устойчивое хозяйственное развитие территорий.

Оправдывающей себя практикой является проведение презентаций экономического и инвестиционного потенциала субъектов РФ за рубежом, информирование иностранных деловых кругов о преимуществах взаимодействия с российскими регионами, их торговых, производственных и инвестиционных возможностях. Обязательным условием является заблаговременная тщательная подготовка таких презентаций в тесной координации с российскими посольствами. Такой системный подход поможет способствовать формированию позитивного имиджа России, сохранению русскоязычного культурного, информационного, образовательного пространства, реализации программы добровольного переселения соотечественников.

Важным направлением работы регионального руководства является развитие государственно-частного партнерства. В этом направлении перспективной формой взаимодействия бизнеса и власти является создание индустриальных парков и экономических кластеров.

Одним из важнейших направлений деятельности администраций российских регионов в международных и внешнеэкономических связях является ускоренная диверсификация структуры экономики, создание условий для перспективного развития секторов промышленности, имеющих собственную сырьевую базу, увеличение производства продукции, имеющей высокую добавленную стоимость.

В качестве приоритетных ставятся задачи инновационного обновления регионов и повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения эффективной интеграции субъектов РФ в систему международного разделения труда, расширения международных и внешнеэкономических связей для ускоренного социально-экономического развития регионов.

В области внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться актуальными задачи увеличения доли готовой продукции в товарной номенклатуре экспорта, развитие сети совместных предприятий, более тесной увязки внешнеэкономического сотрудничества региона со стратегическими задачами развития субъекта РФ и страны в целом.

В последние годы для многих российских регионов стала характерной ситуация, при которой объемы импорта превышали объемы экспорта. В этой связи важной задачей является формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта продукции предприятий регионов и повышение его эффективности, а также механизмов предоставления на региональном уровне финансовой, информационно-консультативной, маркетинговой и других видов помощи областным экспортерам.

Можно выделить следующие проблемы в развитии международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ:

1. Расширение связей по линии субъектов РФ, не входящих в первую группу, затрудняется низким уровнем информированности как иностранных партнеров об экономическом и культурном потенциале многих российских регионов, так и российских регионов по конкретным проектам и потенциальным партнерам в сфере экономического и гуманитарного сотрудничества. Ощущается острая нехватка информационно-справочных материалов об экономическом, научно-техническом и другом потенциале российских регионов на иностранных языках.

2. Отсутствие основополагающего законодательного акта, определяющего понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества, формы и порядок его осуществления, разграничивающего полномочия федерального и регионов в сфере приграничного сотрудничества. Для этого необходимо ускорить принятие федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации».

3. Отсутствие должной системности, скоординированности и упорядоченности.

4. Слабая предварительная проработка визитов руководства регионов в страны - потенциальные партнеры, «явочный характер» таких визитов, эпизодический характер активности наших регионов в зарубежных странах, отсутствие должного настроя руководителей на серьезную работу.

5. Недостаток у партнеров необходимого объема финансовых средств, необходимых для осуществления совместных инвестиций и производственной кооперации в широких масштабах.

6. Заметный спад интереса со стороны регионов РФ к наполнению сотрудничества конкретным содержанием после первоначальных обменов визитами и подписания протоколов.

7. Отсутствие целевой государственной финансовой поддержки российским компаниям и предприятиям.

8. Визиты руководителей российских регионов зачастую осуществляются по приглашениям не регионов зарубежных стран, а крупных фирм-потенциальных инвесторов.

Важным, пока малоиспользуемым резервом развития межрегионального сотрудничества остаются прямые туристические связи между регионами государств (так называемый «децентрализованный туризм»).

Определенные возможности открывают межрегиональные и приграничные связи по религиозной линии. Люди, исповедующие одну веру, часто живут по обеим сторонам границы. Для нас это особенно важно на границе с прибалтийскими государствами. Применительно к азиатским регионам можно было бы говорить о развитии связей с буддистскими и мусульманскими. странами.

В межрегиональном сотрудничестве необходимо усилить внимание к социальной сфере - повышению уровня жизни по российскую сторону границы. На повестку дня приграничного сотрудничества все чаще стали выноситься вопросы гуманитарного взаимодействия, качества жизни людей, проживающих в приграничных областях, их социальное самочувствие и развитие социальной сферы.

В своей работе регионы все большее внимание уделяют проблеме оказания содействия соотечественникам, проживающим за рубежом. Потенциал регионов может быть активнее задействован в русле общих государственных усилий по работе с соотечественниками, в интересах продвижения русского языка и культуры в мире. Этот вывод нашел подтверждение в ходе международной конференции «Соотечественники и российские регионы», состоявшейся в Москве 29-30 мая 2008 г.

Серьезные программы поддержки соотечественников разработаны в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге. Наличием черкесских и чеченских диаспор в Иордании и Сирии мотивирован интерес северокавказских республик к развитию связей этими странами.

Анализируя международное взаимодействие регионов, следует особо остановиться на приграничном сотрудничестве.

Общая протяженность госграницы России составляет 60 933 км. Из 89 регионов России 47 являются приграничными.

Правовую основу приграничного сотрудничества составляют международные, федеральные и региональные правовые документы. К ним относятся:

  • Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации;
  • Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. (Россия подписала в ноябре 1999 г., ратифицировала в 2002 г.).

Готовится к принятию проект закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации». Пока на этом этапе можно констатировать, что существующая нормативная база приграничного сотрудничества не адекватна сегодняшним требованиям.

Серьезным препятствием на пути развития гуманитарных, а также культурных и экономических связей между приграничными регионами России и сопредельных стран является отсутствие соглашений о приграничном передвижении. Такие документы разрабатываются с Латвией и Литвой.

Наиболее весомым в экономическом отношении является приграничное сотрудничество с Финляндией. Проекты в его рамках охватывают самые широкие сферы - от экологии, здравоохранения и образования до транспорта, сельского и лесного хозяйства. Они вносят заметный вклад в обеспечение устойчивого развития северо-запада России.

Российские приграничные регионы в своем большинстве относятся к менее развитым субъектам РФ, что отражает глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, унаследованное от Советского Союза. Плотность населения в приграничных регионах меньше среднероссийской. Важными структурными характеристиками российского приграничья являются его неоднородность и неравномерность развития.

До августовского кризиса 1998 г. важнейшей формой приграничного сотрудничества была челночная торговля. Этот вид деятельности был вызван экономическим хаосом и не нацелен на развитие приграничных территорий. В настоящее время начал осуществляться переход от простой торговли к более сложным формам производственной кооперации и экономического взаимодействия. Становление новой структуры двусторонних отношений идет тяжело и обременено стереотипами и устаревшими подходами к приграничному сотрудничеству. К примеру, с Китаем до сих пор при сделках преобладает наличный расчет («азиатский тип» приграничного сотрудничества).

В совершенствовании приграничного сотрудничества основной резерв состоит в переходе наших регионов от схемы принятия иностранного технического содействия к равноправному партнерству и совместному финансированию сопредельных проектов. Такой подход позволил бы гарантировать более полный учет российских интересов в сопредельном взаимодействии, его разворот на инвестиционное и технологическое сотрудничество, выполнение задачи комплексного развития субъектов РФ.

Новой формой взаимодействия, заслуживающей положительной оценки, является создание деловых советов торгово-промышленных палат приграничных регионов. В качестве примера стоит привести создание в апреле 2008 г. Делового совета ТПП белорусско-российско-украинского приграничья (учредительное заседание и подписание соответствующего соглашения о создании совета состоялись 15.04.2008 в Харькове). Работа совета должна вестись в тесном контакте с Советом руководителей приграничных областей Белоруссии, России и Украины.

Серьезным дополнением к международным и внешнеполитическим связям регионов являются побратимские связи на местном уровне.

***

Прямые связи российских регионов с зарубежными партнерами на основе долгосрочных договоренностей доказали свою эффективность и способствовали серьезному повышению их внешнеторгового товарооборота. К примеру, внешнеторговый оборот Вологодской области в 2007 г. превысил 3,5 млрд долл. (рост по сравнению с 2006 г. на 23%), что было наивысшим показателем за последние 5 лет. А внешнеторговый оборот Брянской области в 2007 г. составил 1,238 млрд долл. (125,9% к 2006 г.); Воронежской области - 1,7416 млрд долл. (142,8% к 2006 г.); Татарстана - 1,7 млрд. долл. (115,9% к 2006 г.); Красноярского края - 6,2 млрд долл. (133,5% к 2006 г.); Оренбургской области - 4,5 млрд долл. (140% к 2006 г.).

Субъекты РФ могут и должны играть весомую роль в реализации российского внешнеполитического курса. Практика показывает, что региональный компонент позволяет существенно обогатить отношения России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи на уровне регионов способствуют продвижению имиджа нашей страны за рубежом. Мелкие и средние предприятия субъектов РФ могли бы активнее выходить на внешние рынки. В первую очередь это относится к странам с небольшими, но крепкими экономиками. Возможный вклад субъектов РФ в реализацию внешнеполитических целей России, на наш взгляд, призван состоять в укреплении наших экономических позиций, причем не только путем товарообмена, но и через инвестиции в промышленный и агросектор.

Перспективы развития межрегионального и приграничного сотрудничества зависят от его политической и ресурсной поддержки со стороны руководства как государств, так и регионов, а также создания дееспособной договорно-правовой базы.

Дальнейшему развитию межрегиональных связей должны способствовать стабильность и предсказуемость политического курса и социально-экономического развития Российской Федерации. Улучшение инвестиционного климата и расширение инвестиционных возможностей в России создают хорошие предпосылки для привлечения зарубежного капитала в экономику российских регионов.

***

"На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы."

(Из Концепции внешней политики Российской Федерации; утв. Президентом РФ Д.А.Медведевым 12.07.2008)

***

"Субъекты РФ развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами. Министерство иностранных дел РФ и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам РФ в осуществлении ими международного и внешнеэкономического сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России, используя в этих целях возможности действующих при Министерстве иностранных дел РФ Совета глав субъектов РФ и Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям. Развитие регионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими странами и регионами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях."

(Из Концепции внешней политики Российской Федерации; утв. Президентом РФ Д.А.Медведевым 12.07.2008)

ДЕМИДОВ Андрей Владимирович. Кандидат политических наук. В системе МИД СССР и России работал в посольствах в Сомали, Буркина Фасо, Кении, Израиле. В Центральном аппарате МИД работал в Управлении по культурным связям, Департаменте по гуманитарным проблемам и правам человека. Начальник отдела по связям с субъектами Федерации Центрального и Северо-Западного федеральных округов Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России.