Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Актуальные аспекты православного подхода к миротворчеству

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дал своим последователям 9 заповедей блаженства (Матф. 5:3-12). Эти заповеди учат православных христиан стремиться к смирению и кротости, правде и милости... За такое стремление Христос обещает верующим в Него поистине божественные награды как в земной, так и в будущей, небесной жизни. Милостивые будут помилованы, кроткие - унаследуют землю, алчущие и жаждущие правды будут насыщены этими благами, чистые сердцем - узрят Самого Бога…

Но есть среди заповедей блаженства одна заповедь, за исполнение которой Бог, согласно толкованию святых, обещает наивысшую награду. «Блаженны миротворцы», - провозглашает Спаситель. - «Ибо они будут наречены сынами Божьими». Именно миротворцы получают наивысшую награду, становясь, по словам апостола Павла, «сонаследниками Христу» (Рим. 8:17).

Почему же за исполнение этой заповеди блаженства назначена Христом самая высокая награда? Почему именно миротворцы становятся сынами Божьими, удостаиваемыми такой же славы, какой удостоен наш Господь? Это происходит потому, что Сам Бог есть, прежде всего, «Бог… мира» (1 Кор. 14:33). Первый дар, который прославленный Христос дал своим ученикам, есть дар мира (Ин. 20:19-22). Недаром само Священное Писание именует Сына Божьего прежде всего Примирителем (Быт. 49:10). Ведь Своим жертвенным служением Богочеловек Иисус примирил отпавшее от Бога человечество с Небесным Отцом и показал всем представителям этого человечества путь к примирению между собою.

Все православные христиане призваны к подражанию Христу (Еф. 5:10). По словам святителя Василия Великого, «для христианина нет ничего более естественного, чем установление мира». Поэтому неудивительно, что история Христовой Церкви знает немало святых миротворцев. Вернее сказать, все христианские святые были, прежде всего, миротворцами. В разное время, в различных исторических условиях, в неустанных трудах и заботах творили они святое дело установления мира между людьми…

В современной политике под миротворчеством (в узком смысле) понимаются, прежде всего, действия, направленные на установление внутреннего и международного мира и безопасности. С этой точки зрения миротворцами были практически все святые православные правители.

Рассмотрим некоторые примеры, постепенно переходя от истории к современности.

Возьмем первого христианского императора - святого равноапостольного Константина I Великого (305-337 гг.). Он ведь был не только первым императором, принявшим христианскую веру и тем способствовавшим обращению в христианство всей Римской империи. С точки зрения современников (даже нехристиан), Константин был, прежде всего, правителем, прекратившим самые длительные и кровопролитные в истории Римской империи гражданские войны. В ходе этих войн единая некогда страна, по сути, распалась на несколько враждующих между собой государств, в которых за неполные два десятка лет сменилось почти два десятка императоров. Некоторые из них (например, Максенций или Максимин Даза) по своему вероломству, бесстыдству и жестокости в отношении подданных далеко превзошли хрестоматийных Калигулу и Нерона. В междоусобных войнах эти тираны-временщики погубили почти половину римской армии. Лишь император Константин, который никогда не нападал первым и никогда не лишал жизни побежденных им правителей, сумел вновь объединить и умиротворить римскую империю.

Одному из ближайших преемников Константина, святому Феодосию I Великому (379-395 гг.), защитившему православное вероисповедание от арианской ереси, также выпала святая и почетная миссия миротворчества. В его время германское племя готов, разгневанное коварством императора-арианина Валента (365-378 гг.), приказавшего перебить всех готских вождей, напало на римские земли и разгромило римскую армию под Адрианополем (378 г.). Святой Феодосий Великий, практически не имевший военных сил, сумел мирным путем урегулировать кровавый конфликт и превратить готов из врагов в союзников империи. Естественно, что его подвиг миротворца почитался современниками наравне с трудами по защите православной христианской веры…

Перечень святых православных правителей-миротворцев можно продолжить именами десятков святых правителей Византии, Болгарии, Сербии, Грузии и других православных стран, в числе которых почетное место занимают и вожди нашего Отечества. Среди последних хотелось бы особенно выделить образ святого благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. В глазах наших современников он представляется, прежде всего, бесстрашным воином и победоносным военачальником, победителем шведских ярлов и тевтонских рыцарей. Но как политический лидер русской земли Александр явил себя, прежде всего, в качестве мудрого миротворца.

Большую часть своего правления Александр посвятил не военным походам, а сложнейшим дипломатическим переговорам. Визиты в тогдашний «центр Евразии» Каракорум и в ордынскую столицу Сарай занимали гораздо больше времени, чем отражение вражеских набегов. А ведь каждый такой визит приносил с собой достижение мира. Мира, столь вожделенного, столь необходимого для Руси.

Мир, именно внешний и внутренний мир, но ничуть не войны были целью Александра Невского. Мирные договоры, а не военные победы он считал самыми ценными плодами своего правления.

Может показаться удивительным, но число заключенных святым князем мирных договоров превысило число войн, в которых он участвовал. Ведь невский герой стремился к установлению официальных мирных отношений со всеми соседствовавшими с Русью державами, даже с теми, с которыми не возникало никаких военных конфликтов.

Впрочем, удивительно, наверное, вовсе не это. Подлинного удивления достойно то, что известные из исторических источников христианские основополагающие начала, на которых строил свою миротворческую деятельность Александр, почти дословно совпадают с современными общепризнанными принципами обеспечения международного мира и безопасности. Впрочем…. святой благоверный князь вдохновлялся православной христианской верой, т.е. вечной истиной. Поэтому не удивительно, что он еще в XIII в. придерживался принципов, которые человеческая цивилизация приняла, лишь пройдя через две мировые войны…

Что же это были за принципы?

Строго говоря, их можно кратко выразить в трех сказанных Александром Невским фразах:

1. «Не в силе Бог, а в правде».

Опытный специалист-международник без труда уловит в этих словах (сказанных князем перед сражением с рыцарями-агрессорами) прямую связь с ключевым принципом современного международного права - принципом неприменения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (п. 4 ст. 2 Устава ООН).

А если учесть, что в древнерусском языке слово «правда» было во многом синонимом слова «право», то явно просматривается и параллель с принципом мирного разрешения межгосударственных конфликтов на основе справедливых международно-правовых норм и процедур.

Воцерковленный православный христианин добавит, что слова князя представляют собой перифраз нескольких ветхозаветных отрывков из Библии (3 Цар. 19:11; Зах. 8:8 и т.д.).

Обычные люди уже тогда хорошо понимали, что своими словами Александр подчеркивал непреложный факт - достижение успеха в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. Мировая и отечественная история неоднократно подтверждала верность такого подхода. Недаром фраза «Не в силе Бог, а в правде», в конце концов, стала на Руси крылатой…

2. «Жить, не преступая в чужие части».

Для того чтобы увидеть в этих словах краткое, четкое и точное выражение сразу двух общепризнанных международно-правовых принципов (принципа неприкосновенности территориальной целостности государств и принципа нерушимости государственных границ), совсем не обязательно быть специалистом в области внешней политики.

«Ты положил пределы народам и повелел жить, не преступая в чужие части», - говорил Богу 20-летний князь, прося у Христа даровать своему войску победу над шведскими захватчиками, открыто объявившими о намерении «пленить» русские земли. Нетрудно увидеть в этой фразе пересказ слов, сказанных апостолом Павлом за 1200 лет до Александра Ярославовича (Деян. 17:26).

Труднее поверить в другое.

Будучи подлинным христианином, святой Александр Невский не только в теории, но и на практике следовал правде Христовой. Даже сокрушая коварно нападавших на Русь соседей, он не отнимал их земель, не навязывал побежденным политической зависимости, но заключал мир, довольствуясь лишь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причиненного ущерба.

3. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет».

Библейский источник этой фразы, произнесенной князем при заключении мира с немецкими рыцарями, общеизвестен. Фактически она представляет собой почти дословную цитату из Евангелия (Матф. 26:52) и Псалтири (36:15). На фоне общеизвестности библейских слов не сразу бросается в глаза тесная связь изречения великого князя с предусмотренным ст. 51 Устава ООН правом любого государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии. Ведь Сам Господь Бог, давший в Библии заповедь «не убий», в ней же указал и случаи, когда во имя спасения своих сограждан и единоверцев допускается лишать жизни тех, кто пришел на нашу землю убивать. Недаром в Священном Писании сказано: «Кто … убивает, тому самому надлежит быть убиту…» (Откр. 13:10).

Здесь мне хотелось бы немного отвлечься и сказать несколько слов о глубоко трагических событиях на Кавказе, свидетелями которых все мы являемся. Величайший грузинский святой, царь Давид IV Строитель (1089-1125 гг.), подлинный восстановитель Грузинского государства, будучи озабоченным сохранением мира с северными соседями Грузии - аланами (предками нынешних осетин), лично прибыл в Аланию и добился заключения многовожделенного мира… Вот пример, которым, казалось бы, должны руководствоваться православные политические деятели, желающие обеспечить мир и процветание грузинского народа.

Что же мы видели вместо этого? Воистину, в ночь с 7 на 8 августа этого года, когда вслед за заявлениями о начале мирных переговоров зазвучали залпы ракетных установок, исполнились слова пророка Иеремии: «Говорят «Мир! Мир!», а мира нет!» (Иер. 6:13).

Ныне вся Православная Церковь молится о том, чтобы абхазы, грузины, осетины и русские, преодолев рознь, полностью восстановили подлинно христианский мир и согласие друг с другом. Кровавое противостояние между братскими православными народами, которые до того веками защищали друг друга, никогда более не должно повториться!

Но разве только на Кавказе ныне нет мира?

Косово и Кашмир, Сомали и Шри-Ланка, колумбийские джунгли и тропические леса Филиппин, афганские горы и африканские пустыни - настоящий «пояс нестабильности» охватил нашу планету и грозит, выбив все хрупкие скрепы, разорвать в клочья современную цивилизацию…

Может быть, все это происходит оттого, что те, кто громче всех говорит о мире, зачастую не имеет его в своем сердце?

Именно о том, что отсутствие мира между народами является только следствием отсутствия внутреннего мира в людях, неустанно напоминает Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

Почти 9 лет назад в послании Вифлеемского Собора представителей Православных Церквей в годовщину празднования двухтысячелетия Рождества Христова главы Поместных Церквей всего мира призвали «все народы и их руководителей трудиться ради прекращения войн и ради разрешения мирными средствами возникших между ними разногласий, всеми силами продвигая и возделывая дух примирения». Обратим внимание - прежде всего подчеркивается необходимость духовного аспекта примирения. Православные (да и все здравомыслящие люди мира) всегда понимали, что как тело, не имеющее духа, мертво, так и любое миротворчество будет бесплодным, если поиску любых политических решений не будет предшествовать установление духа мира и согласия между участниками конфликта.

Почему во многих людях ныне нет духа мира?

Об этом менее 30 лет назад хорошо написал выдающийся сербский ученый и православный святой - преподобный Иустин (Попович). "Современный человек, - писал преподобный, - человек «овеществленный [т.е. привязанный именно к вещам] вполне правомерно, метафизически правомерно … заявил, будто он произошел от обезьяны. Уравненному с животными происхождением, почему же ему не уравнять себя с ними и в морали?». И вот современный «человек, последовательный в своей логике, уравнялся в этике со своими предками - обезьянами и зверями. И в его жизни главенствовать стал принцип: homo homini lupus est (человек человеку - волк)». Откуда же в подобных людях быть миру?

Почему же произошло это «озверение» значительной, если не большей, части современного «цивилизованного» (в кавычках) человечества? Каковы же практические (в том числе политические) последствия уподобления глобального человеческого сообщества гигантской волчьей стае?

Обо всем этом хорошо сказал старший современник и соотечественник преподобного Иустина, всемирно известный мыслитель и выдающийся православный богослов, святитель Николай (Велимирович). «Демократии» - пишет сербский святитель - «возникли, как лекарство от тирании… Исходной точкой любой демократии было желание распространить свободу на… всех. Однако и при демократии свобода для всех не гарантируется… Свобода... может на короткое время защититься от тирании. Но постоянное существование свободы возможно лишь в условиях защищенности ото лжи и эгоизма. Чтобы обороняться ото лжи и эгоизма, свободе нужны… истина и милость» (или, иначе говоря, любовь, ибо слова «милость» и «любовь» в некоторых славянских языках - синонимы)…

Продолжая свою мысль, святитель поясняет, что «в современном демократическом обществе свобода записана в демократических конституциях». Но в то время как свобода «стала понятием государственным и национальным», истина и милость стали понятиями, вообще вытесненными за рамки общественных отношений! Проще говоря, большинству современных людей стали безразличны и истина, и милость, и любовь! Разве не эту картину наблюдаем мы с вами ныне?

В результате, по словам Николая (Велимировича), современная «свобода, не освещенная истиной и необлагороженная милостью» оказалась «грязна и груба. Такая свобода, как и всякая святыня, мстит за себя. Свобода мстит тем, что стремительно покидает общество людей, которые лишают ее истины и милости». И тогда место былой свободы быстро занимает новая, еще более страшная, «диктатура и тирания».

Вот так, в трех коротких абзацах, святитель Николай Сербский обобщил политический опыт трех предшествующих столетий. Великая французская революция, построение «Европы национальных государств», эпоха «строительства коммунизма»… Разве непредвзятое изучение и осмысление всех этих процессов не демонстрирует абсолютную справедливость слов святого сербского мыслителя? И разве нынешнее состояние нашего мира не являет собой пример активного наступления новой «диктатуры и тирании» - еще более страшной, чем большевизм или фашизм, - тоталитарной идеологии? Идеологии гегемонизма, при которой «демократические» якобы страны считают себя вправе нападать без объявления войны, захватывать чужие земли, изгонять или варварски уничтожать живущих на них мирных жителей, пытать и убивать раненых и пленных - в общем, совершать все то, чем прославились в свое время последователи других тоталитарных учений… Разве такая «демократия» не является тиранией, в который уж раз приходящей в мир под видом свободы?

Что же предлагает в этих условиях Православная Церковь?

Вслед за Своим главою Иисусом Христом, вслед за православными святыми двадцати столетий Церковь предлагает всем людям покаяние как единственный путь спасения для всякого человека, на всякое время, во всякую эпоху и при всяких обстоятельствах!

Какое же отношение покаяние имеет к миротворчеству?

Самое прямое!

То, что на русском языке именуется покаянием, по-гречески, в оригинале Евангелия, обозначается словом «метанойя». Слово это дословно означает «перемена ума (образа мыслей, мышления)». Иными словами, покаяние есть изменение своего отношения к жизни и всем её конкретным проявлениям с греховного (угодного диаволу) на правильное (угодное Богу). Иначе говоря, покаяние представляет собой возвращение ото лжи и эгоизма к истине, милости и любви.

При этом необходимо отметить, что будучи возвращением к истине, милости и любви, покаяние вновь дарует человеку подлинную свободу - свободу ото лжи, эгоизма и всякого другого заблуждения.

Святой Марк Подвижник писал, что «Господь наш Иисус Христос, промышляя о спасении всех людей, из всех своих различных догматов и заповедей составил один единственный закон - закон свободы, но к этому закону свободы приходят только через покаяние». Ведь, согласно православному учению, подлинная свобода человека представляет согласование своей воли с волей всемогущего Бога. В переводе на традиционный язык политической философии это означает осознание реальной необходимости и выстраивание своего поведения не в соответствии с «лжеименным знанием верований и идеологий», а в соответствии с объективными законами развития человеческого общества. Законами, которые не в силах отменить никакие очередные тоталитарные «-измы». Законами, в соответствии с которыми горячая жертвенная любовь, как это многократно доказывала история, побеждала, побеждает и будет побеждать горделивую агрессивную ненависть.

Но покаяние не только возвращает людям свободу. Оно, по милости Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, дарует человеку также подлинный внутренний мир.

Что же представляет собой этот внутренний мир? Он представляет собой, прежде всего, способность бесстрастного, объективного осмысления явлений и процессов, затрагивающих человека. Раскаявшись, освободившись от зла, гнева и других страстей, человек начинает приобретать способность видеть подлинную, а не воображаемую, или зашоренную теми или иными штампами, реальность. Иными словами, люди, приобретающие внутренний мир, освобождаются от волнений и страстей, обращаясь к уму и разуму.

Только при этом условии становится возможным достижение внешнего мира - мира между разными людьми, семьями, странами и народами!

Актуальные аспекты православного подхода к миротворчеству | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Актуальные аспекты православного подхода к миротворчеству

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дал своим последователям 9 заповедей блаженства (Матф. 5:3-12). Эти заповеди учат православных христиан стремиться к смирению и кротости, правде и милости... За такое стремление Христос обещает верующим в Него поистине божественные награды как в земной, так и в будущей, небесной жизни. Милостивые будут помилованы, кроткие - унаследуют землю, алчущие и жаждущие правды будут насыщены этими благами, чистые сердцем - узрят Самого Бога…

Но есть среди заповедей блаженства одна заповедь, за исполнение которой Бог, согласно толкованию святых, обещает наивысшую награду. «Блаженны миротворцы», - провозглашает Спаситель. - «Ибо они будут наречены сынами Божьими». Именно миротворцы получают наивысшую награду, становясь, по словам апостола Павла, «сонаследниками Христу» (Рим. 8:17).

Почему же за исполнение этой заповеди блаженства назначена Христом самая высокая награда? Почему именно миротворцы становятся сынами Божьими, удостаиваемыми такой же славы, какой удостоен наш Господь? Это происходит потому, что Сам Бог есть, прежде всего, «Бог… мира» (1 Кор. 14:33). Первый дар, который прославленный Христос дал своим ученикам, есть дар мира (Ин. 20:19-22). Недаром само Священное Писание именует Сына Божьего прежде всего Примирителем (Быт. 49:10). Ведь Своим жертвенным служением Богочеловек Иисус примирил отпавшее от Бога человечество с Небесным Отцом и показал всем представителям этого человечества путь к примирению между собою.

Все православные христиане призваны к подражанию Христу (Еф. 5:10). По словам святителя Василия Великого, «для христианина нет ничего более естественного, чем установление мира». Поэтому неудивительно, что история Христовой Церкви знает немало святых миротворцев. Вернее сказать, все христианские святые были, прежде всего, миротворцами. В разное время, в различных исторических условиях, в неустанных трудах и заботах творили они святое дело установления мира между людьми…

В современной политике под миротворчеством (в узком смысле) понимаются, прежде всего, действия, направленные на установление внутреннего и международного мира и безопасности. С этой точки зрения миротворцами были практически все святые православные правители.

Рассмотрим некоторые примеры, постепенно переходя от истории к современности.

Возьмем первого христианского императора - святого равноапостольного Константина I Великого (305-337 гг.). Он ведь был не только первым императором, принявшим христианскую веру и тем способствовавшим обращению в христианство всей Римской империи. С точки зрения современников (даже нехристиан), Константин был, прежде всего, правителем, прекратившим самые длительные и кровопролитные в истории Римской империи гражданские войны. В ходе этих войн единая некогда страна, по сути, распалась на несколько враждующих между собой государств, в которых за неполные два десятка лет сменилось почти два десятка императоров. Некоторые из них (например, Максенций или Максимин Даза) по своему вероломству, бесстыдству и жестокости в отношении подданных далеко превзошли хрестоматийных Калигулу и Нерона. В междоусобных войнах эти тираны-временщики погубили почти половину римской армии. Лишь император Константин, который никогда не нападал первым и никогда не лишал жизни побежденных им правителей, сумел вновь объединить и умиротворить римскую империю.

Одному из ближайших преемников Константина, святому Феодосию I Великому (379-395 гг.), защитившему православное вероисповедание от арианской ереси, также выпала святая и почетная миссия миротворчества. В его время германское племя готов, разгневанное коварством императора-арианина Валента (365-378 гг.), приказавшего перебить всех готских вождей, напало на римские земли и разгромило римскую армию под Адрианополем (378 г.). Святой Феодосий Великий, практически не имевший военных сил, сумел мирным путем урегулировать кровавый конфликт и превратить готов из врагов в союзников империи. Естественно, что его подвиг миротворца почитался современниками наравне с трудами по защите православной христианской веры…

Перечень святых православных правителей-миротворцев можно продолжить именами десятков святых правителей Византии, Болгарии, Сербии, Грузии и других православных стран, в числе которых почетное место занимают и вожди нашего Отечества. Среди последних хотелось бы особенно выделить образ святого благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. В глазах наших современников он представляется, прежде всего, бесстрашным воином и победоносным военачальником, победителем шведских ярлов и тевтонских рыцарей. Но как политический лидер русской земли Александр явил себя, прежде всего, в качестве мудрого миротворца.

Большую часть своего правления Александр посвятил не военным походам, а сложнейшим дипломатическим переговорам. Визиты в тогдашний «центр Евразии» Каракорум и в ордынскую столицу Сарай занимали гораздо больше времени, чем отражение вражеских набегов. А ведь каждый такой визит приносил с собой достижение мира. Мира, столь вожделенного, столь необходимого для Руси.

Мир, именно внешний и внутренний мир, но ничуть не войны были целью Александра Невского. Мирные договоры, а не военные победы он считал самыми ценными плодами своего правления.

Может показаться удивительным, но число заключенных святым князем мирных договоров превысило число войн, в которых он участвовал. Ведь невский герой стремился к установлению официальных мирных отношений со всеми соседствовавшими с Русью державами, даже с теми, с которыми не возникало никаких военных конфликтов.

Впрочем, удивительно, наверное, вовсе не это. Подлинного удивления достойно то, что известные из исторических источников христианские основополагающие начала, на которых строил свою миротворческую деятельность Александр, почти дословно совпадают с современными общепризнанными принципами обеспечения международного мира и безопасности. Впрочем…. святой благоверный князь вдохновлялся православной христианской верой, т.е. вечной истиной. Поэтому не удивительно, что он еще в XIII в. придерживался принципов, которые человеческая цивилизация приняла, лишь пройдя через две мировые войны…

Что же это были за принципы?

Строго говоря, их можно кратко выразить в трех сказанных Александром Невским фразах:

1. «Не в силе Бог, а в правде».

Опытный специалист-международник без труда уловит в этих словах (сказанных князем перед сражением с рыцарями-агрессорами) прямую связь с ключевым принципом современного международного права - принципом неприменения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (п. 4 ст. 2 Устава ООН).

А если учесть, что в древнерусском языке слово «правда» было во многом синонимом слова «право», то явно просматривается и параллель с принципом мирного разрешения межгосударственных конфликтов на основе справедливых международно-правовых норм и процедур.

Воцерковленный православный христианин добавит, что слова князя представляют собой перифраз нескольких ветхозаветных отрывков из Библии (3 Цар. 19:11; Зах. 8:8 и т.д.).

Обычные люди уже тогда хорошо понимали, что своими словами Александр подчеркивал непреложный факт - достижение успеха в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. Мировая и отечественная история неоднократно подтверждала верность такого подхода. Недаром фраза «Не в силе Бог, а в правде», в конце концов, стала на Руси крылатой…

2. «Жить, не преступая в чужие части».

Для того чтобы увидеть в этих словах краткое, четкое и точное выражение сразу двух общепризнанных международно-правовых принципов (принципа неприкосновенности территориальной целостности государств и принципа нерушимости государственных границ), совсем не обязательно быть специалистом в области внешней политики.

«Ты положил пределы народам и повелел жить, не преступая в чужие части», - говорил Богу 20-летний князь, прося у Христа даровать своему войску победу над шведскими захватчиками, открыто объявившими о намерении «пленить» русские земли. Нетрудно увидеть в этой фразе пересказ слов, сказанных апостолом Павлом за 1200 лет до Александра Ярославовича (Деян. 17:26).

Труднее поверить в другое.

Будучи подлинным христианином, святой Александр Невский не только в теории, но и на практике следовал правде Христовой. Даже сокрушая коварно нападавших на Русь соседей, он не отнимал их земель, не навязывал побежденным политической зависимости, но заключал мир, довольствуясь лишь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причиненного ущерба.

3. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет».

Библейский источник этой фразы, произнесенной князем при заключении мира с немецкими рыцарями, общеизвестен. Фактически она представляет собой почти дословную цитату из Евангелия (Матф. 26:52) и Псалтири (36:15). На фоне общеизвестности библейских слов не сразу бросается в глаза тесная связь изречения великого князя с предусмотренным ст. 51 Устава ООН правом любого государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии. Ведь Сам Господь Бог, давший в Библии заповедь «не убий», в ней же указал и случаи, когда во имя спасения своих сограждан и единоверцев допускается лишать жизни тех, кто пришел на нашу землю убивать. Недаром в Священном Писании сказано: «Кто … убивает, тому самому надлежит быть убиту…» (Откр. 13:10).

Здесь мне хотелось бы немного отвлечься и сказать несколько слов о глубоко трагических событиях на Кавказе, свидетелями которых все мы являемся. Величайший грузинский святой, царь Давид IV Строитель (1089-1125 гг.), подлинный восстановитель Грузинского государства, будучи озабоченным сохранением мира с северными соседями Грузии - аланами (предками нынешних осетин), лично прибыл в Аланию и добился заключения многовожделенного мира… Вот пример, которым, казалось бы, должны руководствоваться православные политические деятели, желающие обеспечить мир и процветание грузинского народа.

Что же мы видели вместо этого? Воистину, в ночь с 7 на 8 августа этого года, когда вслед за заявлениями о начале мирных переговоров зазвучали залпы ракетных установок, исполнились слова пророка Иеремии: «Говорят «Мир! Мир!», а мира нет!» (Иер. 6:13).

Ныне вся Православная Церковь молится о том, чтобы абхазы, грузины, осетины и русские, преодолев рознь, полностью восстановили подлинно христианский мир и согласие друг с другом. Кровавое противостояние между братскими православными народами, которые до того веками защищали друг друга, никогда более не должно повториться!

Но разве только на Кавказе ныне нет мира?

Косово и Кашмир, Сомали и Шри-Ланка, колумбийские джунгли и тропические леса Филиппин, афганские горы и африканские пустыни - настоящий «пояс нестабильности» охватил нашу планету и грозит, выбив все хрупкие скрепы, разорвать в клочья современную цивилизацию…

Может быть, все это происходит оттого, что те, кто громче всех говорит о мире, зачастую не имеет его в своем сердце?

Именно о том, что отсутствие мира между народами является только следствием отсутствия внутреннего мира в людях, неустанно напоминает Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

Почти 9 лет назад в послании Вифлеемского Собора представителей Православных Церквей в годовщину празднования двухтысячелетия Рождества Христова главы Поместных Церквей всего мира призвали «все народы и их руководителей трудиться ради прекращения войн и ради разрешения мирными средствами возникших между ними разногласий, всеми силами продвигая и возделывая дух примирения». Обратим внимание - прежде всего подчеркивается необходимость духовного аспекта примирения. Православные (да и все здравомыслящие люди мира) всегда понимали, что как тело, не имеющее духа, мертво, так и любое миротворчество будет бесплодным, если поиску любых политических решений не будет предшествовать установление духа мира и согласия между участниками конфликта.

Почему во многих людях ныне нет духа мира?

Об этом менее 30 лет назад хорошо написал выдающийся сербский ученый и православный святой - преподобный Иустин (Попович). "Современный человек, - писал преподобный, - человек «овеществленный [т.е. привязанный именно к вещам] вполне правомерно, метафизически правомерно … заявил, будто он произошел от обезьяны. Уравненному с животными происхождением, почему же ему не уравнять себя с ними и в морали?». И вот современный «человек, последовательный в своей логике, уравнялся в этике со своими предками - обезьянами и зверями. И в его жизни главенствовать стал принцип: homo homini lupus est (человек человеку - волк)». Откуда же в подобных людях быть миру?

Почему же произошло это «озверение» значительной, если не большей, части современного «цивилизованного» (в кавычках) человечества? Каковы же практические (в том числе политические) последствия уподобления глобального человеческого сообщества гигантской волчьей стае?

Обо всем этом хорошо сказал старший современник и соотечественник преподобного Иустина, всемирно известный мыслитель и выдающийся православный богослов, святитель Николай (Велимирович). «Демократии» - пишет сербский святитель - «возникли, как лекарство от тирании… Исходной точкой любой демократии было желание распространить свободу на… всех. Однако и при демократии свобода для всех не гарантируется… Свобода... может на короткое время защититься от тирании. Но постоянное существование свободы возможно лишь в условиях защищенности ото лжи и эгоизма. Чтобы обороняться ото лжи и эгоизма, свободе нужны… истина и милость» (или, иначе говоря, любовь, ибо слова «милость» и «любовь» в некоторых славянских языках - синонимы)…

Продолжая свою мысль, святитель поясняет, что «в современном демократическом обществе свобода записана в демократических конституциях». Но в то время как свобода «стала понятием государственным и национальным», истина и милость стали понятиями, вообще вытесненными за рамки общественных отношений! Проще говоря, большинству современных людей стали безразличны и истина, и милость, и любовь! Разве не эту картину наблюдаем мы с вами ныне?

В результате, по словам Николая (Велимировича), современная «свобода, не освещенная истиной и необлагороженная милостью» оказалась «грязна и груба. Такая свобода, как и всякая святыня, мстит за себя. Свобода мстит тем, что стремительно покидает общество людей, которые лишают ее истины и милости». И тогда место былой свободы быстро занимает новая, еще более страшная, «диктатура и тирания».

Вот так, в трех коротких абзацах, святитель Николай Сербский обобщил политический опыт трех предшествующих столетий. Великая французская революция, построение «Европы национальных государств», эпоха «строительства коммунизма»… Разве непредвзятое изучение и осмысление всех этих процессов не демонстрирует абсолютную справедливость слов святого сербского мыслителя? И разве нынешнее состояние нашего мира не являет собой пример активного наступления новой «диктатуры и тирании» - еще более страшной, чем большевизм или фашизм, - тоталитарной идеологии? Идеологии гегемонизма, при которой «демократические» якобы страны считают себя вправе нападать без объявления войны, захватывать чужие земли, изгонять или варварски уничтожать живущих на них мирных жителей, пытать и убивать раненых и пленных - в общем, совершать все то, чем прославились в свое время последователи других тоталитарных учений… Разве такая «демократия» не является тиранией, в который уж раз приходящей в мир под видом свободы?

Что же предлагает в этих условиях Православная Церковь?

Вслед за Своим главою Иисусом Христом, вслед за православными святыми двадцати столетий Церковь предлагает всем людям покаяние как единственный путь спасения для всякого человека, на всякое время, во всякую эпоху и при всяких обстоятельствах!

Какое же отношение покаяние имеет к миротворчеству?

Самое прямое!

То, что на русском языке именуется покаянием, по-гречески, в оригинале Евангелия, обозначается словом «метанойя». Слово это дословно означает «перемена ума (образа мыслей, мышления)». Иными словами, покаяние есть изменение своего отношения к жизни и всем её конкретным проявлениям с греховного (угодного диаволу) на правильное (угодное Богу). Иначе говоря, покаяние представляет собой возвращение ото лжи и эгоизма к истине, милости и любви.

При этом необходимо отметить, что будучи возвращением к истине, милости и любви, покаяние вновь дарует человеку подлинную свободу - свободу ото лжи, эгоизма и всякого другого заблуждения.

Святой Марк Подвижник писал, что «Господь наш Иисус Христос, промышляя о спасении всех людей, из всех своих различных догматов и заповедей составил один единственный закон - закон свободы, но к этому закону свободы приходят только через покаяние». Ведь, согласно православному учению, подлинная свобода человека представляет согласование своей воли с волей всемогущего Бога. В переводе на традиционный язык политической философии это означает осознание реальной необходимости и выстраивание своего поведения не в соответствии с «лжеименным знанием верований и идеологий», а в соответствии с объективными законами развития человеческого общества. Законами, которые не в силах отменить никакие очередные тоталитарные «-измы». Законами, в соответствии с которыми горячая жертвенная любовь, как это многократно доказывала история, побеждала, побеждает и будет побеждать горделивую агрессивную ненависть.

Но покаяние не только возвращает людям свободу. Оно, по милости Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, дарует человеку также подлинный внутренний мир.

Что же представляет собой этот внутренний мир? Он представляет собой, прежде всего, способность бесстрастного, объективного осмысления явлений и процессов, затрагивающих человека. Раскаявшись, освободившись от зла, гнева и других страстей, человек начинает приобретать способность видеть подлинную, а не воображаемую, или зашоренную теми или иными штампами, реальность. Иными словами, люди, приобретающие внутренний мир, освобождаются от волнений и страстей, обращаясь к уму и разуму.

Только при этом условии становится возможным достижение внешнего мира - мира между разными людьми, семьями, странами и народами!