Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Из выступления на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации (Москва, 12.12.2008)

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

<…>Конституция явилась результатом общественного договора - по сути, настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития страны, несмотря на то, что она принималась в очень сложной ситуации и ее принятие сопровождалось весьма непростыми политическими процессами. Тем не менее она стала ценностной платформой на десятилетия вперед, и принесла новую прочность и государству, и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества в целом. И в этом, кстати сказать, ее кардинальное отличие от конституций предыдущего периода.

Прошедшие годы, сколь бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали ее сбалансированное влияние на развитие всех форм собственности в нашей стране, эффективное использование бюджетных средств, становление экономических отношений в целом, на укрепление социальных институтов, государственной службы и оказание публичных услуг, фактически на все сферы, имеющие прямое отношение к повседневным нуждам людей, к потребностям их развития.

Еще раз хотел бы напомнить, что в соответствии с Конституцией именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание государственной деятельности.<…>

Я хотел бы, главным образом, сегодня остановиться, конечно, на тех возможностях, которые открывает Конституция для развития и совершенствования российского законодательства. Не буду утомлять вас длинными рассуждениями на эту тему, обозначу лишь три позиции.

Первая тема - это совершенствование организации публичной власти. Здесь одной из главных задач остается четкое разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти. К примеру, в законодательном уточнении нуждаются перечни имущества, которое необходимо для полноценного функционирования федеральных и региональных властей. Это, откровенно говоря, уже довольно старая, набившая оскомину тема, по которой мы, к сожалению, пока не смогли окончательно разобраться. Требуют дальнейшего развития и межбюджетные отношения. Необходима также дополнительная регламентация порядка оказания государственных услуг.

Насущной проблемой является совершенствование законодательства о местном самоуправлении.

Еще один вопрос - это организация общественного контроля за деятельностью органов власти. Важным шагом в этом направлении стало создание Общественной палаты. Однако задача обеспечения открытости и прозрачности власти по-прежнему актуальна. И сегодня нужно, конечно, внедрять и современные технологии, информационно-коммуникационные, которые обеспечивают доступность для граждан государственных и муниципальных услуг. И, что немаловажно, они создают дополнительные возможности для противодействия коррупции.

Вторая крупная тема - это гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности. Конституция признает и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную, и в ней четко обозначен подход, который можно кратко определить как «экономика в интересах развития отдельного человека». Чтобы в полной мере реализовать такую задачу нужна полноценная современная правовая база. Отмечу при этом, что меры по преодолению административных барьеров и укреплению позиций малого и среднего бизнеса - это важные, но только первые шаги по выполнению наших конституционных обязанностей, а право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности должно стать для наших граждан открытой дверью не только в мир бизнеса, но и в мир творчества, раскрытия талантов, новаторских качеств.

Хотел бы также подчеркнуть, что верховенство права в экономической деятельности столь же первостепенно, как и в других сферах. Кстати сказать, и разразившийся в последние месяцы финансовый кризис - это во многом результат отклонения от этого принципа. Деформация представлений о правах и обязанностях участников финансовых отношений, глобальных экономических связей уже привела к большим проблемам в экономиках развитых стран. И, когда мы будем готовить законодательную базу для превращения России в один из финансовых центров, мы обязаны это учитывать.

Третье направление, где требуется серьезное развитие законодательства, - это социальная сфера. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых. Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Несмотря на то, что все эти положения нашли свое отражение в действующем законодательстве, конечно, огромное количество проблем еще не решено, и вы знаете, что мы пытаемся их решать поэтапно, исходя из возможностей бюджета, текущей экономической ситуации. При этом мы занимались и будем последовательно заниматься модернизацией социальных отраслей, будем реализовывать национальные проекты, меры демографической политики - в конечном счете, обязаны перейти к качественно новой социальной политике, политике социального развития. Все эти задачи требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства.

Ну и, наконец, еще раз хотел бы напомнить о колоссальном значении Конституции для преодоления так называемого правового нигилизма. Ее нормы и ценности должны быть известны и понятны каждому в нашей стране, работа по ее разъяснению должна быть постоянной и системно организованной. Это можно было бы обсудить и на конференции. В конце концов, мы любим рассуждать на тему о том, что Конституция является актом прямого действия - давайте постараемся воплотить этот принцип на практике.<…>

Говоря о Конституции как о бесспорном каркасе российской правовой системы, напомню, что еще в 1994 г., в самом первом Послании Президента, первый раздел этого Послания был посвящен реализации норм Конституции, и уже тогда базовыми принципами законотворческой деятельности были названы: системность законодательства, правовая экономия и единство правовой системы. Все эти принципы, равно как и фундаментальные ценности Конституции - ценности свободы, демократии, справедливости, остаются для нас первостепенными и актуальными. И в этой аудитории, где собрались законодатели, судьи, ученые-правоведы, практикующие юристы, я хотел бы подчеркнуть, что Конституция действительно обязана быть реально действующей.<…>

Хотел бы задать себе и всем присутствующим в зале несколько вопросов. Они просты и в то же время ответы на них не самые легкие.

Первый вопрос: идеальна ли наша Конституция? Думаю, ответ очевиден. Нет, потому что не бывает идеальных документов. Она отражает наши представления о государственном устройстве, об обществе, о модели развития, которые сложились приблизительно 20 лет назад. Но в этом нет ничего страшного. Американская конституция отражает представления отцов-основателей, которые сложились более 200 лет назад.

Вопрос второй: нужна ли нам принципиальная модернизация нашей Конституции - не сейчас, через 15 лет, может быть, через 20, через 30? На мой взгляд, тоже нет, не нужна, именно потому, что Конституция Российской Федерации в том варианте, в котором она сейчас существует, достаточно удачно отражает фундаментальные основы строя, создает систему прав и свобод граждан, описывает конструкцию федеративного государства, систему судоустройства и другие ключевые для развития общества институты.

В этой связи возникает третий вопрос: а возможны ли какие-либо изменения Конституции в будущем? И на этот вопрос, на мой взгляд, можно дать утвердительный ответ только потому, что никто из нас не знает будущего.

Давайте вспомним некоторые вещи, которые только что даже произносились в этом зале. Наш коллега, председатель Конституционного Суда Федеративной Республики Германии, описывая ситуацию с разделением властей, сказал буквально следующее: «Разделение властей служит не только взаимному контролю государственных органов власти, но и, прежде всего, поиску наиболее приемлемого и эффективного решения проблем». Именно решению проблем, а не созданию какой-либо модели.

Поэтому Конституция - это, конечно, не данный свыше канон, а все-таки результат общественного договора, а договоры, как известно, могут изменяться. Но не должна меняться фундаментальная основа, заложенная в Конституции. Именно потому не должна меняться, что это опасно для существования самого государства, не потому, что это не соответствует каким-то нашим теоретическим построениям, а, прежде всего, потому, что в противном случае государство, общество могут войти во внутреннее противоречие.

Мы знаем, как относятся к нашему государству: кто-то с симпатией, кто-то, может быть, не всегда с такой симпатией, как мы бы того хотели, но в любом случае все, что заложено в Конституции, все, что касается фундаментальных прав и свобод, президентского характера нашего государства, федеративного устройства, - это то, что, по всей вероятности, не должно меняться никогда или, во всяком случае, в исторической перспективе. Противное грозит существованию государства Российская Федерация. <…>

От редакции

В № 1(30) за 2009 год мы планируем опубликовать материалы научно-практической конференции "Конституция Российской Федерации: доктрина и практика" (Санкт-Петербург, 13-14.11.2008), посвященной 15-летию принятия Конституции России.