Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О законодательном обеспечении реализации национального плана противодействия коррупции" (Москва, 17.10.2008)

Выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова

<…>В антикоррупционный пакет входят 4 законопроекта. Основной из них - «О противодействии коррупции». Остальные три вытекают из этого правового акта и связаны с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Безусловно, наша палата будет рассматривать антикоррупционный пакет в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам. <…>

Несмотря на складывающуюся международную обстановку, последние события на Кавказе, глобальный финансовый кризис, Президент России Д.А.Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана, проводит твёрдый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.

В Национальном плане противодействия коррупции акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства - избыточном государственном администрировании.

Вы знаете, что ещё до разработки этого комплексного, системного документа Президент России внёс в Госдуму пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей.

Речь, прежде всего, идёт о:

  • защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);
  • замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности;
  • исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Все эти законопроекты уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведение из «серых» и «чёрных» схем заработной платы сотрудников.

Не скрою, я удовлетворён тем, что многие предложения, высказанные мной и моими коллегами, нашли своё отражение в новом антикоррупционном пакете. Это, прежде всего:

  • ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния;
  • конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путём (кстати, где бы оно ни находилось);
  • декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя по составу родственников я бы еще подумал.

Внесённый Президентом пакет антикоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики:

1) как чёткое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу;

2) как серьёзную корректировку административной реформы в России;

3) как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.

Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо стимулирует развитие законодательства субъектов РФ. Кроме того, в каждом регионе и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.

Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться практически всех отраслей права, «точечным» принятием одного или нескольких законов проблему не решить.

Так, в частности, законопроект «О противодействии коррупции» определил общественный и парламентский контроль в качестве мер по профилактике коррупции. Однако он не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы. То же можно сказать и в отношении методики проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов, а также в отношении мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения.

В нашем законодательстве не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти.

Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов:

  • «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»;
  • «О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов в Российской Федерации»;
  • «Об общественном контроле в Российской Федерации»;
  • «О системе государственного контроля в Российской Федерации».

Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия. Уверен, что многие «отсылочные» положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами.

Не зря говорил Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». От себя добавлю: а не от субъективной воли администратора или работодателя.

Нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Ведь чиновник чиновнику - рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников. «Метод кнута и пряника», как бы мы ни относились к этой аксиоме, которая восходит ещё к Никколо Макиавелли, воистину бессмертен. В качестве этого самого «пряника» речь может идти о достойной заработной плате, стабильном социальном пакете и гарантированном пенсионном обеспечении для всех категорий государственных и муниципальных служащих.

Особенно важно провести такие преобразования в наиболее коррупционноёмких сферах жизнедеятельности общества - в системах государственного и муниципального управления, образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, судебной и правоохранительной системах. Главное при этом - соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.

Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании. Они - результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие и на общественные моральные установки.

Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, - также на руку коррупционерам.

В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности общества. Только ежедневной, настойчивой, кропотливой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности.

19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Ю.Л.Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область. В качестве вице-спикера он будет курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.

Тема парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции. Поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О законодательном обеспечении реализации национального плана противодействия коррупции" (Москва, 17.10.2008) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О законодательном обеспечении реализации национального плана противодействия коррупции" (Москва, 17.10.2008)

Выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова

<…>В антикоррупционный пакет входят 4 законопроекта. Основной из них - «О противодействии коррупции». Остальные три вытекают из этого правового акта и связаны с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Безусловно, наша палата будет рассматривать антикоррупционный пакет в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам. <…>

Несмотря на складывающуюся международную обстановку, последние события на Кавказе, глобальный финансовый кризис, Президент России Д.А.Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана, проводит твёрдый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.

В Национальном плане противодействия коррупции акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства - избыточном государственном администрировании.

Вы знаете, что ещё до разработки этого комплексного, системного документа Президент России внёс в Госдуму пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей.

Речь, прежде всего, идёт о:

  • защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);
  • замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности;
  • исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Все эти законопроекты уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведение из «серых» и «чёрных» схем заработной платы сотрудников.

Не скрою, я удовлетворён тем, что многие предложения, высказанные мной и моими коллегами, нашли своё отражение в новом антикоррупционном пакете. Это, прежде всего:

  • ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния;
  • конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путём (кстати, где бы оно ни находилось);
  • декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя по составу родственников я бы еще подумал.

Внесённый Президентом пакет антикоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики:

1) как чёткое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу;

2) как серьёзную корректировку административной реформы в России;

3) как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.

Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо стимулирует развитие законодательства субъектов РФ. Кроме того, в каждом регионе и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.

Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться практически всех отраслей права, «точечным» принятием одного или нескольких законов проблему не решить.

Так, в частности, законопроект «О противодействии коррупции» определил общественный и парламентский контроль в качестве мер по профилактике коррупции. Однако он не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы. То же можно сказать и в отношении методики проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов, а также в отношении мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения.

В нашем законодательстве не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти.

Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов:

  • «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»;
  • «О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов в Российской Федерации»;
  • «Об общественном контроле в Российской Федерации»;
  • «О системе государственного контроля в Российской Федерации».

Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия. Уверен, что многие «отсылочные» положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами.

Не зря говорил Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». От себя добавлю: а не от субъективной воли администратора или работодателя.

Нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Ведь чиновник чиновнику - рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников. «Метод кнута и пряника», как бы мы ни относились к этой аксиоме, которая восходит ещё к Никколо Макиавелли, воистину бессмертен. В качестве этого самого «пряника» речь может идти о достойной заработной плате, стабильном социальном пакете и гарантированном пенсионном обеспечении для всех категорий государственных и муниципальных служащих.

Особенно важно провести такие преобразования в наиболее коррупционноёмких сферах жизнедеятельности общества - в системах государственного и муниципального управления, образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, судебной и правоохранительной системах. Главное при этом - соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.

Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании. Они - результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие и на общественные моральные установки.

Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, - также на руку коррупционерам.

В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности общества. Только ежедневной, настойчивой, кропотливой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности.

19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Ю.Л.Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область. В качестве вице-спикера он будет курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.

Тема парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции. Поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.