Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Организация работы по пенсионному обеспечению в МВД России

Алешина С.А., заместитель начальника Нормативного управления Финансово-экономического департамента МВД России

Согласно Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" МВД РФ осуществляется пенсионное обеспечение в отношении:

  • военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны;
  • лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел РФ;
  • лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции;
  • членов семей вышеперечисленных лиц.

До 01.07.2003 пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России осуществлялось пенсионными отделами (отделениями, группами), входившими в состав финансово-экономических подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. С 01.07.2003 на их базе созданы Центры пенсионного обслуживания при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. На 01.01.2008 их - 84. В некоторых автономных округах отсутствуют свои пенсионные подразделения в связи с незначительным количеством пенсионеров (например, в Агино-Бурятском автономном округе). В Москве их насчитывается 3 (при ГУВД по г. Москве, ГУВД по Московской области, в Расчетно-кассовом центре МВД России).

Центры в своей деятельности руководствуются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в части, касающейся пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников и их семей, а также международными договорами (соглашениями) о пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, нормативными правовыми актами МВД России, нормативными правовыми актами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, организуют работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении вопросов деятельности Центра с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке работы и выполнение определенных заданий.

Работа Центров осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами работы МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

В Центрах осуществляется основной объем работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Здесь же осуществляется непосредственный контакт с людьми. Именно сюда обращаются по всем вопросам пенсионеры МВД, члены их семей.

Организация работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ регулируется приказом МВД РФ от 27.05.2005 № 418 «Об утверждении инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.07.2005 № 6782).

Согласно данному приказу ответственным за организацию работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы военнослужащих внутренних войск МВД РФ, сотрудников органов внутренних дел РФ и членов их семей в системе органов внутренних дел РФ является Финансово-экономический департамент МВД РФ.

В связи с этим Департамент осуществляет общее методическое руководство пенсионной работой в системе МВД РФ, контроль за ее организацией и нормативное правовое обеспечение пенсионных органов МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих, сотрудников и их семей осуществляется в системе МВД РФ Центрами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, подразделениями центрального аппарата МВД РФ и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД РФ, ФМС РФ, главными управлениями по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов РФ, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, органами управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск, научно-исследовательскими и иными подразделениями, учреждениями и организациями МВД РФ, воинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Деятельность Центров невозможна без тесного взаимодействия с военными комиссариатами, учреждениями Сбербанка РФ, подразделениями Пенсионного Фонда РФ, органами социальной защиты населения, местными органами власти и т.п.

Насколько велик объем работы сотрудников Центров, выполняемый ими, видно из перечисленных задач, которые на них возлагаются:

  • реализация нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
  • своевременное назначение и перерасчет пенсий, иных установленных законодательством пособий и компенсаций уволенным со службы и семьям умерших сотрудников;
  • ведение персонального учета пенсионеров МВД, проживающих на территории, обслуживаемой МВД, ГУВД, УВД;
  • целевое использование денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
  • оказание содействия уволенным и членам их семей в своевременном освидетельствовании в медико-социальных экспертных комиссиях (МСЭК), если их право на пенсию или пособие определяется установлением им инвалидности;
  • поддержание постоянной связи с состоящими на учете в Центрах пенсионерами, организация посещения их на дому для ознакомления с условиями их жизни и быта с целью оказания нуждающимся необходимой помощи и содействия в удовлетворении их неотложных нужд;
  • осуществление совместно с учреждениями Сбербанка контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсионерам пенсий с учетом условий, влияющих на размер пенсий;
  • оформление платежных документов на выплату в установленных случаях пенсионерам предусмотренных законодательством компенсаций (денежная компенсация к отдыху, компенсация расходов за проезд к месту санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, компенсация земельного налога и налога на имущество) и направление их в учреждения Сбербанка;
  • разрешение поступающих заявлений, жалоб, предложений по вопросам пенсионного обеспечения, прием граждан, обращающихся по этим вопросам, выдача пенсионерам установленных справок и документов;
  • вручение в установленном порядке соответствующим категориям пенсионеров удостоверений, свидетельств и других документов о праве на установленные для них меры социальной поддержки.

При обращении пенсионеров и на основании данных ознакомления с условиями их жизни и быта Центры с учетом мер социальной поддержки, установленных законодательством для соответствующих категорий пенсионеров, принимают необходимые меры к удовлетворению их неотложных нужд, в частности:

  • в отношении пенсионеров, нуждающихся в санаторном лечении, - оказывают содействие в решении в установленном порядке вопросов обеспечения пенсионеров при наличии права санаторными путевками через соответствующие медицинские учреждения МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ;
  • в отношении пенсионеров, испытывающих материальные затруднения, - решают вопросы оказания им единовременной денежной помощи за счет средств, предусмотренных на пенсионное обеспечение либо других внебюджетных источников;
  • в отношении детей умерших пенсионеров, на которых выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, и детей пенсионеров - участвуют в обеспечении проведения детских оздоровительных мероприятий (в основном путем своевременной выплаты пособий на оздоровительный отдых и возмещению расходов по оплате проезда имеющим на это право);
  • направление в установленных случаях в территориальные учреждения Пенсионного фонда РФ документов, необходимых для установления отдельным категориям пенсионеров (инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, чернобыльцам и т.п.) ежемесячной денежной выплаты.

Центры в тесном контакте с органами социального обеспечения, советами ветеранов войны и труда анализируют положение дел по предоставлению соответствующим категориям пенсионеров мер социальной поддержки, установленных законодательством для участников войны, инвалидов, семей погибших, информируют по этим вопросам местные органы власти и вносят на их рассмотрение предложения, направленные на улучшение социального обслуживания пенсионеров, представляя при этом проекты соответствующих решений.

Реализуются поставленные задачи с помощью функций, основными из них можно назвать следующие:

1. Своевременное рассмотрение документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций, истребование недостающих документов, отсутствие которых не позволяет рассматривать материалы в установленном порядке.

2. Обеспечение своевременного и качественного оформления и направления в учреждения Сбербанка РФ финансовых документов на выплату пенсионерам и членам их семей пенсий, пособий и компенсаций, установленных законодательством.

3. Правильное оформление и своевременное вручение пенсионных удостоверений, а также удостоверений, предусмотренных для инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы и т.д., для реализации установленных законодательством мер социальной поддержки.

4. Осуществление сверки поступающих из учреждений Сбербанка РФ выписок из лицевых счетов пенсионеров и извещений к поручениям на единовременную выплату по правильной и своевременной выплате пенсий и иных установленных законодательством выплат.

5. Регулярное осуществление контроля за лицами, получающими пенсию пенсионеров МВД РФ по доверенностям, на основании списков, представляемых учреждениями Сбербанка РФ.

6. Проведение совместно с кадровыми подразделениями и медицинскими службами разъяснительной работы по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением и представлением установленных законодательством мер социальной поддержки.

7. Подготовка заключений по спорным вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников и их семей для юридических служб МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

8. Участие в работе Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников и их семей и подготовка необходимых материалов на ее заседания.

9. Достоверное осуществление персонального учета пенсионеров, состоящих на пенсионном обеспечении, путем ведения учетно-справочной картотеки, а также в базе данных ЭВМ.

10.Своевременное и качественное рассмотрение писем, жалоб и заявлений по пенсионным вопросам, обеспечение правильного и полного их разрешения, с учетом анализа - принятие мер, направленных на сокращение переписки.

11.В целях повышения профессионального мастерства сотрудников - организация и проведение занятий по изучению пенсионного законодательства, иных законодательных и нормативных актов, регламентирующих пенсионное обеспечение и социальную защиту военнослужащих, сотрудников и их семей.

12.Проведение анализа состояния пенсионного обеспечения и своевременное предоставление в ФЭД МВД РФ требуемой отчетности.

13.Определение потребности в необходимых для работы бланках и предоставление соответствующей заявки по бланкам строгой отчетности - в ФЭД МВД РФ (на их высылку); по другим - в подразделение материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ (на их изготовление).

14.Составление расчетов объемов потребности денежных средств на выплату пенсий, пособий и компенсаций по кодам бюджетной классификации.

В последние годы регулярно принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня пенсионного обеспечения пенсионеров МВД России.

Только в 2007-2008 гг. вступили в силу 5 крупных решений, повлекших значительное повышение пенсионных выплат:

  • Федеральный закон от 21.12.2006 № 239-ФЗ, устанавливающий право вдов погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников и военнослужащих на две пенсии;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 311-ФЗ о включении ежемесячной стоимости продовольственного пайка в оклад по званию с 01.12.2007;
  • Федеральный закон от 03.12.2007 № 319-ФЗ об установлении отдельным категориям пенсионеров (участникам, инвалидам войны, инвалидам I группы и т.д.) надбавок, повышений и увеличений в размерах применительно к базовой части трудовой пенсии по старости, установленной для аналогичных категорий пенсионеров в Пенсионном фонде РФ;
  • Постановления Правительства РФ от 01.12.2007 № 837 и от 31.01.2008 № 35 о повышении денежного довольствия состоящим службе и влекущим перерасчет пенсий с 01.12.2007, 01.02.2008 и 01.10.2008.

Также большая работа проведена по Указу Президента РФ от 18.10.2007 № 1373с, предусматривающему единовременную выплату в связи с увеличением должностных окладов на 25% в период с 01.01.1995 по 28.02.1998.

Реализация этих решений повлекла большую дополнительную нагрузку на сотрудников пенсионных подразделений, особенно в тех подразделениях, где численность сотрудников Центров не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 09.12.1995 № 469. Также проблемным вопросом является отсутствие в МВД РФ единого программного продукта, позволяющего в современных условиях оперативно и качественно решать возложенные на Центры задачи.

Для укрепления пенсионных подразделений требуемой численностью необходимо выходить с инициативными рапортами к руководству МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, т.к. согласно приказу МВД России от 20.11.2002 № 1120 решение этого вопроса возложено на министров, начальников МВД, ГУВД, УВД.

Что касается программного продукта, то в 2008 г. планируется проведение конкурса по отбору компании, которая будет разрабатывать специальную программу для назначения, выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам МВД РФ с последующим ее распространением по всем Центрам.

Для повышения эффективности работы Центров необходимо укреплять взаимодействие с ветеранскими организациями путем выезда в районные, городские ветеранские организации, проведение руководством Центра занятий с кадровыми службами; регулярно информировать пенсионеров об изменениях в пенсионном законодательстве путем разъяснений в ведомственной прессе, местных средствах массовой информации; постоянно проводить занятия по служебной подготовке с сотрудниками Центра по повышению их профессиональной подготовки с привлечением психологов, специалистов органов социальной защиты, Пенсионного фонда и т.п.

Уровень подготовки специалистов на местах, особенно ведущих прием, должен быть высоким с позиции как знания законодательства, так и умения общаться с ветеранами, т.к. основной показатель работы с пенсионерами - это их обращения в вышестоящие инстанции. Причинами этих обращений являются, в основном, неудовлетворенность разъяснениями, полученными в Центре, недоверие к сотрудникам Центра, а также бестактное поведение сотрудников. Действительно, в приложенных копиях ответов Центров часто отсутствуют ссылки на законодательные и другие нормативные правовые акты, суть вопроса не раскрыта либо ответ не содержит информацию по всем вопросам, ответ подписан не уполномоченными лицами и др.

Следует обратить внимание руководителей Центра на необходимость улучшения работы по приему граждан и рассмотрению заявлений пенсионеров МВД России и членов их семей.

Правильная организация работы Центров, направленная на выполнение всех поставленных задач, будет способствовать дальнейшему улучшению работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, сотрудников и членов их семей.