Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Борьба с преступностью в Нижегородской области

Шанцев В.П., Губернатор, председатель правительства Нижегородской области

Безопасность, как система согласованных мер и гарантий, предпринимаемых на всех уровнях исполнительной и законодательной власти, является необходимым условием существования любого общества. И хотя «безопасность» - понятие очень объемное и широкое, в первую очередь мы имеем в виду то, что затрагивает и беспокоит все слои общества. Это - преступность и такие ее проявления, как терроризм, наркомания, коррупция.

Имеющиеся в Нижегородской области проблемы в этой сфере достаточно типичны для любого субъекта РФ, и главное состоит в том, что криминальная ситуация остается достаточно напряженной.

Поскольку обеспечение правопорядка - это предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов, исполнительная власть последних вправе, наряду с обеспечением федеральной политики в вопросах борьбы с преступностью, принимать свои меры, не противоречащие законодательству.

Профилактика преступлений и правонарушений

В рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ В.В.Путиным по совершенствованию государственной системы профилактики правонарушений, распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.02.2006 № 123-р создана комиссия по вопросам профилактики правонарушений в Нижегородской области, утверждено Положение о ней, определен ее состав.

В 2007 г. закончилась реализация утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 13.07.2007 № 227 «Плана первоочередных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений на территории Нижегородской области, на 2006-2007 годы». В соответствии с Поручением Президента РФ от 13.07.2007 № ПР-1293ГС постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2008 № 34 принят План мероприятий в целях профилактики преступлений и иных правонарушений в Нижегородской области в 2008 г. (далее - План), а также Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2008 № 35 утверждена Областная целевая программа «Профилактика преступлений и правонарушений в Нижегородской области на 2009-2010 гг. (далее - Программа) с объемом финансирования 20 млн 970 тыс. руб.

План и Программа - это правовые акты, объединяющие усилия органов государственной власти и правоохранительных органов в государственной системе профилактики Нижегородской области.

Основными целями Плана и Программы являются: обеспечение контроля над криминальной ситуацией, сосредоточение сил и средств правоохранительных органов на борьбе с преступностью, выработка и реализация системы действенной защиты граждан от правонарушений, увеличение числа раскрытых преступлений и обеспечение правопорядка на улицах и в иных общественных местах, сокращение числа незаконных мигрантов, улучшение наркоситуации в Нижегородской области, снижение уровня преступности несовершеннолетних и лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В результате реализации мероприятий Плана и Программы предполагается стабилизация преступности, ежегодное сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений на 3-4%, преступлений на улицах и в общественных местах - на 3-5%, административных правонарушений - на 5-7%.

Факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию Программы:

  • отсутствие финансирования из областного бюджета;
  • экстремистские проявления;
  • снижение уровня жизни населения, в том числе рост цен на товары первой необходимости;
  • другие форс-мажорные обстоятельства.

Для проведения мероприятий по снижению преступности необходимо принять меры по улучшению взаимодействия всех правоохранительных органов и своевременному финансированию всех программных мероприятий по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Финансировать мероприятия Программы предполагается за счет средств областного бюджета, выделяемых как на финансирование основной деятельности соответствующих органов государственной власти, так и целевым назначением.

Предусмотренные Планом и Программой меры основаны на изучении главных криминологических тенденций на территории области и прогнозах их дальнейшего развития, сложившейся практике и опыте борьбы с преступностью, с учетом действовавших ранее аналогичных программ и планов.

Разработка и принятие Плана и Программы были обусловлены необходимостью консолидации усилий органов исполнительной власти и правоохранительных органов в вопросах разработки и реализации эффективных мер предупреждения и противодействия преступности, снижения факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку на территории области.

Преступность является реальным фактором, порождающим у граждан обоснованное чувство тревоги за свою жизнь и благополучие.

В 2007 г. на территории области зарегистрировано на 2687 преступлений меньше (снижение на 2,5%). Однако рост преступности отмечается в 17 районах области, наиболее значителен он в Ленинском (+3,8%), Московском (+7,8%), Павловском (+8,6%), Воскресенском (+13,4%), Бутурлинском (+16,0%), Городецком (+20,1%), Володарском (+22,8%) и Лукояновском (в 2,1 раза) районах.

Уровень профилактической работы еще не соответствует состоянию и динамике криминальных процессов. В ряде городов и районов области она ведется недостаточно целенаправленно. В 2007 г. к уголовной ответственности привлечено 7038 (+2,7%) лиц, имевших криминальный опыт, в их числе 1756 (+12,2%) совершили преступления, которые признаны рецидивом.

 На фоне активизации борьбы с экономической преступностью в целом отмечается отрицательная динамика в выявлении преступлений, совершенных вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях (-37,2%), на потребительском рынке (-20,9%), связанных с нарушением авторских и смежных прав (-38,2%). Меньше пресечено деяний, нацеленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (-0,9%). Не выявлено ни одного налогового преступления, совершенного организованными группами. Показатели работы по пресечению преступлений экономической направленности снизились в 41 районе.

Не в полной мере задействован потенциал правоохранительных органов в противодействии наркопреступности. В 8 районах области не пресечено ни одного уголовно-наказуемого деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков.

Сохраняется много проблем в обеспечении безопасности дорожного движения. Число дорожно-транспортных происшествий возросло на 12,6%, количество погибших в них - на 15,8%, получивших ранения - на 13,3%. В течение 6 лет не прекращается рост преступности в общественных местах, в 2007 г. он составил 3,8%.

Для проведения мониторинга реализации областной целевой Программы на основе результатов аналитического исследования качественно-количественных характеристик запланированных мероприятий введено 4 основных индикатора достижения ее целей:

  • доля тяжких и особо тяжких преступлений;
  • уличная преступность;
  • преступность несовершеннолетних;
  • уровень доверия населения органам внутренних дел.

План и Программа подготовлены с учетом опыта работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти. В них включены положения, требующие межведомственного рассмотрения. Предполагается, что мероприятия внутриведомственного характера будут включены в соответствующие планы отдельных правоохранительных органов.

Одной из приоритетных задач, поставленных Президентом страны и руководством МВД России перед милицией общественной безопасности, является формирование на административных участках, объектах оперативного обслуживания активов общественности, способных реально оказывать содействие в поддержании правопорядка по месту проживания и работы граждан, восстановление института внештатных сотрудников милиции и народных дружин.

Учитывая важность участия общественности в охране общественного порядка, принят закон от 07.09.2006 № 85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области». Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.02.2007 № 52-р утверждены положения о народной дружине, штабе народной дружины и Совете профилактики трудового коллектива.

В настоящее время народные дружины действуют практически в каждом районе области, в Автозаводском и Приокском районах Нижнего Новгорода созданы межвузовские студенческие отряды. Общая численность общественных формирований правоохранительной направленности составляет 1472 человека. Совместно с участковыми уполномоченными милиции они осуществляют охрану общественного порядка, участвуют в оперативно-профилактических мероприятиях.

В течение 2007 г. и за 3 месяца 2008 г. в области с участием общественности раскрыто более 900 преступлений, привлечено к административной ответственности порядка 9500 правонарушителей, разыскано 58 преступников, скрывающихся от следствия и суда, и 30 человек, пропавших без вести. Обобщен опыт работы народных дружин Канавинского района г. Н.Новгорода и г. Арзамаса.

Приоритетные направления профилактики и противодействия преступности

Приоритетными направлениями профилактики и противодействия преступности на 2008 г. Правительство Нижегородской области и правоохранительные органы считают:

  • совершенствование работы по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • укрепление экономической безопасности области, защиту от преступных посягательств бюджетных средств, выделяемых для реализации приоритетных национальных проектов;
  • усиление противодействия организованной преступности и коррупции;
  • наращивание государственной системы профилактики правонарушений, особенно в среде несовершеннолетних, а также совершаемых на почве ксенофобии, национального, расового и религиозного экстремизма;
  • укрепление системы обеспечения дорожного движения;
  • укрепление и развитие материально-технической базы правоохранительных органов.

Противодействие терроризму

Одну из главных угроз безопасности общества и человечества в целом в настоящее время представляет терроризм. За последние годы предпринят ряд серьезных шагов по противодействию этому явлению.

С выходом Указа ПрезидентаРФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Нижегородской области активизирована работа по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

В области создана антитеррористическая комиссия (АТК) [1], в ее состав вошли руководители УФСБ РФ по Нижегородской области, ГУВД по Нижегородской области, ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, Законодательного Собрания Нижегородской области, управления Службы специальной связи и информации ФСО России в Приволжском федеральном округе. Возглавил комиссию Губернатор Нижегородской области.

В соответствии с Положением об антитеррористической комиссии в субъекте РФ, утвержденным председателем Национального АТК 07.07.2006, основные усилия АТК области были направлены на обеспечение координации деятельности и повышение эффективности взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества в целях достижения согласованности действий в сфере профилактики терроризма и экстремизма на территории области.

В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательно закреплено участие в деятельности по профилактике терроризма органов местного самоуправления. С учетом этого важное место в работе областной АТК отводилось организации деятельности АТК муниципальных образований Нижегородской области [2], т. к. именно на них лежит основная нагрузка по обеспечению безопасности населения и объектов области.

Так, в мае 2007 г. был подготовлен и проведен методический семинар с секретарями АТК муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Практикуется приглашение руководителей органов местного самоуправления - председателей районных АТК на заседания областной комиссии и заслушивание их докладов по отдельным направлениям антитеррористической работы.

Необходимо отметить, что работа районных и городских АТК носит не эпизодический, а системный характер. С учетом местных условий и складывающейся в муниципальном образовании оперативной обстановки на плановой и постоянной основе рассматриваются вопросы антитеррористической защищенности (АТЗ) объектов образования, здравоохранения, мест массового пребывания граждан, а также объектов особой важности и жизнеобеспечения. По результатам рассмотрения вырабатываются меры по повышению технической укрепленности и АТЗ. При этом основным, организующим и координирующим звеном субъектов профилактики терроризма и экстремизма является областная АТК. Под ее эгидой сформированы работающие на плановой основе межведомственные рабочие группы по направлениям деятельности Комиссии.

Так, при активном содействии данной рабочей группы на реализацию мероприятий по усилению АТЗ объектов Нижегородского метрополитена в 2007 г. было выделено и освоено свыше 135 млн руб. (86 млн руб. - из федерального бюджета, свыше 40 млн руб. - из областного и 9 млн руб. из бюджета Нижнего Новгорода). В результате принятых мер на всех 13 станциях метрополитена установлена система видеонаблюдения с выводом информации в единый ситуационный центр, смонтирована система управления контроля прохода в тоннели и система управления доступом в инженерном корпусе МП «Нижегородское метро» и на станции метро «Московская». Кроме того, за счет средств областного бюджета содержится 160 единиц штатной численности отдела милиции на метрополитене и районных подразделений ГУВД в зоне расположения объектов метрополитена.

В целях обеспечения общественной безопасности на рынках и торговых площадках изданы два постановления Правительства области, которыми утверждены Типовые правила работы рынков и Типовой порядок проведения паспортизации рынков на территории Нижегородской области. Все рынки и торговые площадки подвергнуты комиссионному обследованию состояния АТЗ. Как показали их результаты, мероприятия антитеррористического характера на рынках в основном выполняются. Сейчас на рынках и торговых площадках, прошедших регистрацию, идет работа по разработке паспортов их АТЗ.

В целях отработки системы взаимодействия и слаженности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления при возникновении угрозы совершения террористического акта в текущем году совместно с Оперативным штабом в Нижегородской области подготовлено и проведено 5 учений и тренировок.

Конечно, у нас есть и проблемы, которые мы в рамках компетенции стараемся решать. Так, мы в силу актуальности данного направления уделяем самое пристальное внимание вопросам АТЗ объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности. В соответствии с решением областной АТК, с учетом предложений органов правопорядка, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сформирован Перечень указанных объектов, включающий 105 особо важных и 239 потенциально опасных объектов. Настоящий Перечень является единым для ГУВД, ГУ МЧС и УФСБ РФ по Нижегородской области. Однако существующая ведомственная нормативная база, регулирующая вопросы обеспечения АТЗ объектов данной категории, не позволяет обеспечить комплексный межведомственный поход по решению данных вопросов.

В связи с этим, до завершения проводимой под патронажем Национального АТК работы по подготовке Единых требований по АТЗ объектов и Типового паспорта АТЗ, в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по осуществлению паспортизации объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности создана межведомственная рабочая группа.

В целях обеспечения правовой поддержки данной работы Кодекс об административных правонарушениях Нижегородской области был дополнен ст. 9.5, устанавливающей ответственность за несанкционированное проникновение на объекты особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности, которая предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Как показывает практика, самого серьезного внимания требует вопрос АТЗ пассажиров автомобильного транспорта, являющийся сегодня, пожалуй, самым незащищенным видом транспорта. Билеты на автобусы междугородного сообщения неименные, контроль правоохранительных органов за данным видом транспортных перевозок фактически отсутствует. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере транспортных перевозок пассажиров на автомобильном транспорте, принятые еще при Советской власти, морально устарели и не предусматривают мер антитеррористического характера.

Мы сейчас в рамках предоставленных субъектам РФ полномочий думаем над этой проблемой. Однако в большей мере, конечно, нуждаются в значительном совершенствовании действующие в этой сфере нормативные правовые акты федерального уровня.

Сейчас мы готовим проект областной целевой программы основных организационных и профилактических мер по противодействию терроризму и экстремизму на территории Нижегородской области, в которой постараемся заложить основу на ближайшие 3 года, для планомерной и системной работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области по обеспечению безопасности населения области и расположенных на ее территории наиболее важных объектов.

В рамках реализации данной Программы проведем работу по подготовке областных соответствующих целевых программ и планов по линиям деятельности структурных подразделений Правительства области, участвующих в рамках своей компетенции в работе по профилактике терроризма и экстремизма.

Большие надежды мы возлагаем на внедрение на территории Нижегородской области комплексной системы безопасности, предусмотренной соответствующей областной целевой программой, которая находится в стадии принятия. Данная программа носит многоплановый и комплексный характер. Ее реализация позволит создать систему получения, обработки и анализа информации о событиях, происходящих на объектах жизнеобеспечения, в местах массового пребывания граждан и наиболее оживленных улицах, а также ее передачу в режиме реального времени в правоохранительные органы, что позволит им оперативно реагировать на любые события, требующие их вмешательства. Вместе с тем надо понимать, что сиюминутно такие вопросы не решишь. Нужны детальная проработка имеющихся проблем и серьезные деньги для их решения. В связи с этим программа предусматривает и значительные финансовые ресурсы.

В целом же организация работы всех звеньев антитеррористической деятельности на территории Нижегородской области в сфере профилактики терроризма позволяет сделать вывод о стабильности ситуации в сфере профилактики терроризма и ее подконтрольности, а также способности своевременного реагирования имеющихся сил и средств на возможные негативные проявления.

Мы не ждем наступления чрезвычайной ситуации, чтобы после ее возникновения «бить по хвостам» и бросить все силы на ликвидацию ее последствий.

Основной принцип нашей работы - работа на упреждение, это значит выявить и устранить причины и условия, которые могут в той или иной мере способствовать совершению террористического акта, сделать все возможное, чтобы этого не допустить.

Борьба с наркоманией

Значимость борьбы с наркоманией не требует доказательства. Она угрожает безопасности России. Работа по противодействию наркомании на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства [3] и программных документов [4].

В целях обеспечения преемственности федеральной и региональной политики в сфере противодействия наркомании Правительством области 04.10.2007 были утверждены Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2008-2009 гг. (Постановление № 364)[5] и Положение о мониторинге наркоситуации в Нижегородской области (№ 365). Антинаркотические комиссии и программы действуют в каждом городской округе и муниципальном районе области.

Реализуется комплекс организационных и иных мер по приведению антинаркотической нормативной базы и организационных структур области в соответствие с требованиями указа Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

В борьбе с наркоманией и в ее профилактике участвуют не только правоохранительные структуры, но и органы здравоохранения, образования, культуры, спорта и др. Продолжается работа по развитию сети и укреплению кадрового состава и материально-технической базы учреждений наркологической службы. Наркологическая служба области представлена сетью учреждений [6], отделений и кабинетов при центральных районных больницах в области. Принимаются меры по улучшению реабилитации наркозависимых лиц.

Проведен ряд мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта, организованных форм досуга среди несовершеннолетних и молодежи, на пропаганду здорового образа жизни [7]. Одной из основных проблем развития детского спорта в регионе является недостаточная обеспеченность области спортивными сооружениями. Чтобы снять эту проблему, в области идет большое спортивное строительство, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, выделенных по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В 2007 г. были сданы в эксплуатацию ледовая арена в г. Бор и физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в г.Сергаче [8], открыты игровые залы в Нижнем Новгороде и г. Выксе, пущена первая очередь ФОК в г. Городце. В 2008 г. начата реконструкция лыжного трамплина К-110, в городах и районах области будут построены еще 10 ФОК, 5 из них откроются летом 2008 г. В 2009-2010 гг. планируется строить по 15 ФОК ежегодно. Все они будут укомплектованы необходимым инвентарем и оборудованием.

Растут объемы финансирования строительства и реконструкции спортивных сооружений. Если в 2006 г. на эти цели было выделено более 458 млн руб. [9], то в 2007 г. эта сумма возросла в 3 раза - до 1 млрд 350 млн руб. [10], а в 2008 г. - еще почти в 2 раза (2 млрд 501 млн 306 тыс. руб. [11]).

Значительное внимание уделялось оздоровлению наркотической ситуации в Борском и Арзамасском районах области. В частности, с целью стабилизации ситуации на территории Борского района была разработана и реализована отдельная программа [12], в том числе по улучшению технического оснащения и укреплению кадрового состава УВД по Борскому району. Для финансирования этой программы из бюджета области выделялись значительные средства, на которые, в том числе, приобретены 4 автомобиля «Газель», на базе которых оборудованы передвижные посты милиции, специальная криминалистическая аппаратура, 12 служебных собак. Почти в 3 раза увеличена численность подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, начато строительство жилого дома для сотрудников милиции и др. В результате, остроту наркопроблемы здесь удалось несколько снизить (больше пресечено фактов незаконного оборота наркотиков, перекрыто несколько каналов поступления на территорию района наркотиков), однако эта работа продолжается.

Принятые меры способствовали улучшению результатов борьбы с незаконным оборотом наркотиков. За 3 месяца 2008 г. в области выявлены 963 преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, сильнодействующими веществами, в том числе пресечены 178 фактов незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотиков, психотропных средств и их аналогов, это в 2 раза больше, чем за тот же период 2007 г., окончены расследованием уголовные дела о 140 преступлениях этой категории.

В общем числе раскрытых преступлений доля преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения, составила по области 0,6%, что ниже, чем по Приволжскому федеральному округу (1,0%) и по России (0,7%).

Противодействие коррупции

Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и органов исполнительной власти Нижегородской области. Работа по противодействию коррупции осуществляется правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области на основе следующих региональных программ и нормативно-правовых актов:

  • Закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области»;
  • Программа проведения административной реформы в Нижегородской области в 2006-2008 годах, утверждённая распоряжением Правительства области от 05.07.2006 № 496-р. Программой предусмотрен перечень мероприятий по противодействию коррупции в области;
  • Комплексная программа мер по предотвращению коррупции в Нижегородской области, утверждённая постановлением Администрации Нижегородской области от 11.06.1999 № 190.

В 2007 г. правоохранительными органами Нижегородской области выявлено 629 должностных преступлений, окончены расследованием дела о 619 преступлениях. Выявлено 178 должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. Всего правоохранительными органами области выявлено и поставлено на учет 194 факта взяточничества. В суд в текущем году направлено 263 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ (получение взятки, дача взятки).

В настоящее время в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 13.11.2003 № 1184-р «О создании комиссии по борьбе с коррупцией при Администрации Губернатора Нижегородской области» в Нижегородской области действует комиссия по борьбе с коррупцией. Основной задачей комиссии является мониторинг ситуации в регионе, совершенствование методов работы, координация действий с правоохранительными органами, а также разработка перспективных планов, направленных на борьбу с коррупцией.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в настоящее времяподготовлен проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Нижегородской области от 13.11.2003 № 1184-р «О создании комиссии по борьбе с коррупцией при Администрации Губернатора Нижегородской области». Проведено согласование проекта со всеми заинтересованными ведомствами.

Кроме того, отдельные полномочия по антикоррупционной политике в Правительстве Нижегородской области возложены на Управление по обеспечению экономической безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Нижегородской области. В частности, им осуществляется организационная и координирующая деятельность по выявлению фактов коррупционной направленности в органах исполнительной власти Нижегородской области, установлению фактов оказания государственными гражданскими служащими Нижегородской области не предусмотренного законом содействия предпринимателям и других злоупотреблений служебным положением.

С целью активизации вовлечения населения в борьбу с коррупционными преступлениями организована круглосуточная работа телефона доверия по вопросам коррупции в органах власти и управления. Ежемесячно информация о результатах работы телефона доверия размещается на интернет-сайте Правительства Нижегородской области.

В данный момент подразделениями Правительства Нижегородской области разрабатывается программа противодействия коррупции. Необходимо отметить, что в связи с принятием закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» от 07.03.2008 № 20-З в настоящий момент руководством области решается вопрос о создании в Правительстве Нижегородской области специального органа, в задачи которого будет входить реализация антикоррупционной политики в области и осуществление антикоррупционного мониторинга. Создание данного органа позволит осуществлять антикоррупционную политику Нижегородской области на качественно новом уровне.

Однако продуктивная работа в этом направлении имеет значительное препятствие в виде отсутствия федерального законодательства о противодействии коррупции. В связи с этим нами возлагаются большие надежды на принятие федерального закона о противодействии коррупции.

Информационная безопасность

Без преувеличения можно сказать, что сегодня задача обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства является одним из важнейших факторов и необходимым условием, положительно влияющим на стабильное развитие общества и экономики страны.

Следует учитывать, что внедрение современных информационных технологий в процессы управления государственными органами власти обеспечивает не только их эффективность, но и вызывает негативные последствия, обусловленные возможными нарушениями информационной безопасности. Мы имеем, к сожалению, много примеров утечки на «черный рынок» информации из государственных баз данных. В этой связи в органах исполнительной власти принят ряд нормативных документов по организации работы с информацией с ограниченным доступом.

Учитывая необходимость координации усилий органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области по защите информации, созданы и работают Межведомственный технический совет по защите информации Нижегородской области и постоянно действующая техническая комиссия по защите государственной тайны.

Создание данных структур призвано решать наиболее актуальные проблемы и координировать действия, связанные с защитой информации в органах местного самоуправления и структурных подразделениях органов исполнительной власти Нижегородской области.

С целью более полного охвата проблем информационной безопасности, совершенствования системы защиты информации в субъектах РФ, обмена опытом, внедрения новых технологий в Нижнем Новгороде ежегодно при поддержке Правительства области проводится ежегодные конференции «Новые информационные технологии - элемент управления», в рамках которых организована секция «Информационная безопасность». Традиционно в работе секции принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и организации, занимающиеся деятельностью в области защиты информации.

Шанцев Валерий Павлинович. В 1994-1996 гг. - префект Южного административного округа Москвы. С 1996 г. - вице-мэр Москвы. С 2005 г. - губернатор Нижегородской области.

Примечания

1. Указ Губернатора Нижегородской области от 28.09.2006 № 67.

2. В настоящее время антитеррористические комиссии действуют в 48 муниципальных районах и в 4 городских округах, а также во всех 8 районах Нижнего Новгорода.

3. Федеральный закон РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Закон Нижегородской области от 28.03.2002 № 16-З «О профилактике наркомании и токсикомании».

4. Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 № 561). Была реализована Областная межотраслевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2005-2007 гг. (утверждена законом Нижегородской области от 11.05.2005 № 54-З).

5. На финансирование мероприятий программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2008-2009 гг. предусмотрены средства областного бюджета в сумме 87 млн 876,7 тыс. руб. Финансирование профилактических программ также осуществляется за счет средств областного Фонда укрепления законности и общественного порядка.

6. Нижегородский областной наркологический диспансер (стационар на 110 коек, амбулаторное отделение на 150 посещений в сутки), наркологическая больница (стационар на 385 коек, амбулаторные отделения во всех районах Нижнего Новгорода для взрослых и несовершеннолетних), Дзержинский наркологический диспансер (стационар на 80 коек, амбулаторное отделение на 120 посещений).

7. В их числе: Борский фестиваль подростковых клубов по месту жительства, спортивные детские праздники, посвященные Дню физкультурника, фестиваль «Малые игры доброй воли» для воспитанников детских домов, социально-реабилитационных центров, а также «группы риска», первенство области по карате, легкоатлетические эстафеты, пробеги и др.

8. Физкультурно-оздоровительный комплекс включает в себя тренажерный и игровой залы, 2 бассейна, площадку с искусственным льдом, футбольное поле с искусственным покрытием.

9. Это почти в 50 раз больше, чем в 2005 г., в том числе областной бюджет - 242,3 млн руб., федеральный - 134,2 млн руб., муниципальные бюджеты и внебюджетные источники - около 82 млн руб.

10. Областной бюджет - 1 млрд 250 млн руб., федеральный - 96 млн руб.

11. Областной бюджет - 2 млрд 317 млн 810 тыс. руб., федеральный - 123 млн руб., местные бюджеты - 20 млн 496 тыс. руб., иные источники - 40 млн руб.

12. Комплексная программа дополнительных мероприятий противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2007 гг. (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 14.12.2006 № 414).