Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Православная культура в современном мире

Аристарх, Владыка Кемеровский и Новокузнецкий

Истоки культуры и письменности славянских народов восходят к просветителям славян святым братьям равноапостольным Кириллу и Мефодию. Их трудами славянские народы обрели алфавит и возможность читать Священное Писание на родном языке. Важно помнить, что первыми переводческими трудами на славянский язык были книги именно Священного Писания. Многие поколения славянских народов воспитывались и обучались грамоте на текстах Евангелия. Это имеет огромное значение в формировании культуры славянских народов, сердцевиной которой является православное христианство. Быт, семейные традиции, воспитание, творчество, фольклор - все пронизано идеей христианской духовности.

Одним словом, все мы принадлежим к культуре, сложившейся под влиянием христианства. Можно привести множество примеров, чтобы показать, что наш образ мысли, речевые обороты, моральные убеждения, отношение к жизни и смерти, наши представления о правах и обязанностях человека, понятия об ответственности, вине, справедливости и равенстве были бы совершенно иными, если бы не было Православия, сформировавшего культуру Святой Руси.

Именно Православие, еще со времен князя Владимира, является культурообразующим элементом жизни русского народа. Оно имеет исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания.

На сегодняшний день российское общество находится в сложном положении. Свобода, которую получили граждане нашей страны, пережившей несколько войн и революций, породила множество проблем - прежде всего духовного плана. Современная цивилизация, в корне изменившая жизнь человека, требует нового осмысления культурных реалий, понимания того, что жизнь человека изменилась под влиянием научно-технического прогресса. Эти изменения настолько радикальны, что требуют самого серьезного анализа отношения к культуре, чтобы все позитивное, наработанное в науке и философии, смогло служить людям.

В решении этого вопроса нужны общие усилия всего общества. Следует переосмыслить суть тех социальных институтов, которые оказывают наиболее решающую роль на жизнь общества, - в первую очередь, средств массовой информации и образовательных структур, прежде всего школы. В настоящее время школа лишилась одной из своих основных функций: она дает образование, но не воспитывает. Именно в этом направлении, скорее всего, должна проходить предполагаемая реформа образования - в поисках пути соединения образования и воспитания в духе истинной культуры, высокой нравственности и духовности.

Слова «нравственность» и «духовность» в последние годы употребляются очень часто. Поэтому эти термины действительно отражают суть проблем, стоящих перед современным обществом.

Но что такое духовность и в чем ее отличие от нравственности? Апостол Павел в таких ярких словах описал христианскую духовность: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал. 5; 22-26). То есть духовность - это состояние души, имеющей определенные положительные свойства. Степень духовности человека почти невозможно оценить извне в силу сокровенности души от внешнего взора. Нравственность же - это характер отношения человека к окружающему миру, в первую очередь, к другому человеку, к обществу. Она оценивается по поступкам человека, хотя внутренние мотивы их остаются также скрытыми от других. Поэтому не все нравственные деяния человека могут быть одновременно и действительно духовными, т.е. совершаемыми ради добра.

Духовное состояние личности и общества порождает и определяет направленность и содержание всей жизнедеятельности человека. Дух творит себе формы. Какова духовность - таковы, в конечном счете, и плоды человеческого творчества. В этом состоит разгадка кризиса нашей цивилизации. В этом заключается и основной закон человеческой жизни. Он ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам" (Мф. 6; 33). Можно прочитать и иначе: если не ищете Царства Божия и правды его, то вы ничего не достигнете. Таков христианский, точнее, православный ответ на главный вопрос современности: почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия в этом мире, а с поразительным ускорением - к окончательной и неотвратимой трагедии.

Духовность есть прирожденное свойство человеческой природы. Тот факт, что слово «духовность» образовано от слова «дух», говорит о том, что сам живущий в нас дух и дает возможность интуитивно понимать сам себя. Можно сказать, что духовность есть проявление человеческой природы - разума, свободы, творчества, красоты. Духовность - это уникальное свойство, делающее человека обладателем духа, который является бессмертным, разумным, творческим, этическим, свободным.

Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие идеалам и постоянно стремится совершенствоваться во всех этих областях. Быть духовным человеком - значит постоянно стремиться к этим высшим ценностям и, следовательно, признавать их существование, верить в то, что есть Истина, познаваемая человеком, что есть Красота и Добро, которое нужно спешить делать.

Культура, будучи плодом человеческой деятельности, возникает только как следствие веры человека в объективность Истины, Блага и Красоты. Для христианина понятно, что речь здесь может идти лишь о Боге, Который есть Истина и Любовь, и «дело Его - слава и красота» (Пс. 110, 3). Истинная культура всегда есть результат веры человека в Бога, его преклонения перед Ним, служения Ему и познания Его.

Истинный ученый и художник, подлинно нравственная личность всегда испытывают неудовлетворенность своим настоящим состоянием, постоянно стремятся к более полному познанию истины, большему нравственному совершенству, к более возвышенной красоте. То есть духовный человек находится в непрестанном труде, прекращение которого тотчас лишает человека его культурного статуса. Этот постоянный духовный труд, очевидно, имеет много общего с подвигом христианского подвижника, а, точнее, это стремление к Истине и Богу имеет одну и ту же природу.

Духовно-нравственное здоровье общества зависит не только от того, насколько импульсы православия станут силой, одухотворяющей культуру, но и от того, насколько православно ориентированная культура современности будет опираться на духовные ценности русской культуры.

Ослабление духовного потенциала жизни России ведет, и совсем нередко, к национальному нигилизму, а также к равнодушию о судьбе Родины и своего народа. Ни экономика, ни политика, ни социальная жизнь не могут быть построены на бездуховных основах, игнорирующих национальные, народные ценности и чаяния, восходящие, в конечном итоге, к особенностям национального исторического бытия.

Духовность, составляющая идейное ядро православной культуры, несовместима ни с национальным нигилизмом, перечеркиванием национального лица, ни с национализмом, враждебным отношением к другим народам. Взвешенное отношение к национальному вопросу сегодня как никогда необходимо и востребовано российским обществом. Наше общество, как, впрочем, и любое другое, духовно самобытно, а ясное и глубокое знание природы и особенностей этой самобытности существенно необходимо всем и каждому, в том числе высшей и средней школе. Знание основ православной культуры и истории родного Отечества, патриотически-ориентированная высшая и средняя школа смогут противостоять бездуховной массовой культуре. Грустно сознавать, что современные студенты и школьники слабо представляют духовный путь собственного народа - подвиги святых подвижников, примеры воинской доблести и героизма, имена выдающихся русских мыслителей, писателей, заступников народа. Сохранить православное ядро культуры России - значит сохранить ценную саму по себе, важную для всего мира культурную и духовную самобытность России. Вряд ли нужно доказывать, что в высших учебных заведениях (особенно гуманитарных) необходимо открыть кафедры культуры Отечества, истории русской культуры и другие кафедры подобной направленности. Если мы не сможем в обозримом будущем выполнить эту работу, то мы рискуем потерять молодежь, а вместе с нею и Россию как ведущую культурную державу.

Православная культура в современном мире | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Православная культура в современном мире

Аристарх, Владыка Кемеровский и Новокузнецкий

Истоки культуры и письменности славянских народов восходят к просветителям славян святым братьям равноапостольным Кириллу и Мефодию. Их трудами славянские народы обрели алфавит и возможность читать Священное Писание на родном языке. Важно помнить, что первыми переводческими трудами на славянский язык были книги именно Священного Писания. Многие поколения славянских народов воспитывались и обучались грамоте на текстах Евангелия. Это имеет огромное значение в формировании культуры славянских народов, сердцевиной которой является православное христианство. Быт, семейные традиции, воспитание, творчество, фольклор - все пронизано идеей христианской духовности.

Одним словом, все мы принадлежим к культуре, сложившейся под влиянием христианства. Можно привести множество примеров, чтобы показать, что наш образ мысли, речевые обороты, моральные убеждения, отношение к жизни и смерти, наши представления о правах и обязанностях человека, понятия об ответственности, вине, справедливости и равенстве были бы совершенно иными, если бы не было Православия, сформировавшего культуру Святой Руси.

Именно Православие, еще со времен князя Владимира, является культурообразующим элементом жизни русского народа. Оно имеет исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания.

На сегодняшний день российское общество находится в сложном положении. Свобода, которую получили граждане нашей страны, пережившей несколько войн и революций, породила множество проблем - прежде всего духовного плана. Современная цивилизация, в корне изменившая жизнь человека, требует нового осмысления культурных реалий, понимания того, что жизнь человека изменилась под влиянием научно-технического прогресса. Эти изменения настолько радикальны, что требуют самого серьезного анализа отношения к культуре, чтобы все позитивное, наработанное в науке и философии, смогло служить людям.

В решении этого вопроса нужны общие усилия всего общества. Следует переосмыслить суть тех социальных институтов, которые оказывают наиболее решающую роль на жизнь общества, - в первую очередь, средств массовой информации и образовательных структур, прежде всего школы. В настоящее время школа лишилась одной из своих основных функций: она дает образование, но не воспитывает. Именно в этом направлении, скорее всего, должна проходить предполагаемая реформа образования - в поисках пути соединения образования и воспитания в духе истинной культуры, высокой нравственности и духовности.

Слова «нравственность» и «духовность» в последние годы употребляются очень часто. Поэтому эти термины действительно отражают суть проблем, стоящих перед современным обществом.

Но что такое духовность и в чем ее отличие от нравственности? Апостол Павел в таких ярких словах описал христианскую духовность: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал. 5; 22-26). То есть духовность - это состояние души, имеющей определенные положительные свойства. Степень духовности человека почти невозможно оценить извне в силу сокровенности души от внешнего взора. Нравственность же - это характер отношения человека к окружающему миру, в первую очередь, к другому человеку, к обществу. Она оценивается по поступкам человека, хотя внутренние мотивы их остаются также скрытыми от других. Поэтому не все нравственные деяния человека могут быть одновременно и действительно духовными, т.е. совершаемыми ради добра.

Духовное состояние личности и общества порождает и определяет направленность и содержание всей жизнедеятельности человека. Дух творит себе формы. Какова духовность - таковы, в конечном счете, и плоды человеческого творчества. В этом состоит разгадка кризиса нашей цивилизации. В этом заключается и основной закон человеческой жизни. Он ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам" (Мф. 6; 33). Можно прочитать и иначе: если не ищете Царства Божия и правды его, то вы ничего не достигнете. Таков христианский, точнее, православный ответ на главный вопрос современности: почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия в этом мире, а с поразительным ускорением - к окончательной и неотвратимой трагедии.

Духовность есть прирожденное свойство человеческой природы. Тот факт, что слово «духовность» образовано от слова «дух», говорит о том, что сам живущий в нас дух и дает возможность интуитивно понимать сам себя. Можно сказать, что духовность есть проявление человеческой природы - разума, свободы, творчества, красоты. Духовность - это уникальное свойство, делающее человека обладателем духа, который является бессмертным, разумным, творческим, этическим, свободным.

Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие идеалам и постоянно стремится совершенствоваться во всех этих областях. Быть духовным человеком - значит постоянно стремиться к этим высшим ценностям и, следовательно, признавать их существование, верить в то, что есть Истина, познаваемая человеком, что есть Красота и Добро, которое нужно спешить делать.

Культура, будучи плодом человеческой деятельности, возникает только как следствие веры человека в объективность Истины, Блага и Красоты. Для христианина понятно, что речь здесь может идти лишь о Боге, Который есть Истина и Любовь, и «дело Его - слава и красота» (Пс. 110, 3). Истинная культура всегда есть результат веры человека в Бога, его преклонения перед Ним, служения Ему и познания Его.

Истинный ученый и художник, подлинно нравственная личность всегда испытывают неудовлетворенность своим настоящим состоянием, постоянно стремятся к более полному познанию истины, большему нравственному совершенству, к более возвышенной красоте. То есть духовный человек находится в непрестанном труде, прекращение которого тотчас лишает человека его культурного статуса. Этот постоянный духовный труд, очевидно, имеет много общего с подвигом христианского подвижника, а, точнее, это стремление к Истине и Богу имеет одну и ту же природу.

Духовно-нравственное здоровье общества зависит не только от того, насколько импульсы православия станут силой, одухотворяющей культуру, но и от того, насколько православно ориентированная культура современности будет опираться на духовные ценности русской культуры.

Ослабление духовного потенциала жизни России ведет, и совсем нередко, к национальному нигилизму, а также к равнодушию о судьбе Родины и своего народа. Ни экономика, ни политика, ни социальная жизнь не могут быть построены на бездуховных основах, игнорирующих национальные, народные ценности и чаяния, восходящие, в конечном итоге, к особенностям национального исторического бытия.

Духовность, составляющая идейное ядро православной культуры, несовместима ни с национальным нигилизмом, перечеркиванием национального лица, ни с национализмом, враждебным отношением к другим народам. Взвешенное отношение к национальному вопросу сегодня как никогда необходимо и востребовано российским обществом. Наше общество, как, впрочем, и любое другое, духовно самобытно, а ясное и глубокое знание природы и особенностей этой самобытности существенно необходимо всем и каждому, в том числе высшей и средней школе. Знание основ православной культуры и истории родного Отечества, патриотически-ориентированная высшая и средняя школа смогут противостоять бездуховной массовой культуре. Грустно сознавать, что современные студенты и школьники слабо представляют духовный путь собственного народа - подвиги святых подвижников, примеры воинской доблести и героизма, имена выдающихся русских мыслителей, писателей, заступников народа. Сохранить православное ядро культуры России - значит сохранить ценную саму по себе, важную для всего мира культурную и духовную самобытность России. Вряд ли нужно доказывать, что в высших учебных заведениях (особенно гуманитарных) необходимо открыть кафедры культуры Отечества, истории русской культуры и другие кафедры подобной направленности. Если мы не сможем в обозримом будущем выполнить эту работу, то мы рискуем потерять молодежь, а вместе с нею и Россию как ведущую культурную державу.