Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы XVI Рождественских чтений "Православные ценности и современное образование" (Москва, 27.01-02.02.08)

Выступление Митрополита Калужского и Боровского Климента

<…>Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России.

Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры - какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России.

Нам еще предстоит создать такую систему образования, чтобы школы были бы центрами и интеллектуального развития ребенка, и его воспитания, где он бы познавал естественные науки, укреплялся в нравственности, обогащался духовно, и его сознание укоренялось в нашей отечественной культуре.

Для выполнения этой цели и подготовки гармонично развитого и способного к самореализации молодого поколения система образования должна, развивая общеобразовательные и профессиональные ориентации у ребенка, соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы, оканчивая школу, он имел навык восприятия как научных, так и духовных знаний, и имел нравственные ориентиры. Последнее особенно важно, потому что России надо преодолеть духовную безграмотность и нравственный нигилизм.

В этой связи в современную систему образования надо включить не только усвоение знаний, но и осмысление культурного и исторического опыта развития нашего народа, и приобретение навыков творческой деятельности, приближающей личность к Образу Божьему. Эта личность должна уметь в реальной жизни добро противопоставить злу, разрушительно действующему на жизнь всего общества.

Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ, 44% россиян не знают, с какими событиями связан 1937 г., а 23% респондентов назвали только массовый голод, промышленный рост, индустриализацию страны, начало фашизма или просто «трудные для всех времена». Касаясь Великой Отечественной войны: для 22% опрошенных она сегодня уже только факт истории, точно такой же, как Отечественная война 1812 г. В молодёжной среде число плохо представляющих себе события военных лет составляет 43%. А более чем для половины молодых людей прошлое - это просто материал для историков.

Это наглядно показывает, что воспитание патриотизма тесно связано с проблемой образования, со знанием своей истории, правильным освещением в учебных пособиях и в СМИ исторических событий.

При всем этом сегодня мы видим проявление интереса среди молодежи к истории нашего народа, его культурным традициям, и это надо поддержать. Сейчас вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающих поколений в системе образования должны быть приоритетными.<…>

Полагаю, что государство может поддержать инициативу регионов и объединить усилия в формировании общероссийской системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Убежден, что созданный недавно Государственный комитет по делам молодёжи должен уделять внимание в том числе и вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Реализации этой задачи способствовала бы и разработка образовательной дисциплины «Духовно-нравственная культура» в новом поколении федеральных образовательных стандартов, в которые, как предложил Святейший Патриарх, вошел бы курс «Православная культура» как самостоятельный предмет.

Осенью 2007 г. были приняты поправки в Федеральный закон «Об образовании», которые внесли изменения, касающиеся понятия и структуры государственного образовательного стандарта. В результате с 1 сентября 2009 г. в системе общего образования не будет регионального и школьного компонентов, в рамках которых во многих регионах России ведется преподавание курсов православной культуры.

Нас эта ситуация не может не волновать. Поэтому Святейший Патриарх, Священный Синод, преосвященные архипастыри и пастыри, православный народ неоднократно выражали свою озабоченность тем, что с принятием этих изменений может быть утрачена возможность приобщения учащихся в государственных и муниципальных школах к духовным традициям своего народа.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ совместно с Российской академией образования работают над новым поколением образовательных стандартов, и мы просим принять все меры, чтобы группа разработчиков нового стандарта не просто предусмотрела, чтобы гуманитарные предметы имели духовно-нравственный компонент. Да, духовно нравственные вопросы должны присутствовать во всех предметах, ибо формирование личности требует непрерывного и постоянного процесса. Но мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, и чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1-го по 11-й класс.

Хочу также сказать, что данная позиция Русской Православной Церкви полностью согласуется с приоритетами, определенными в Национальной доктрине образования, согласно которой «система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость…».

Данная Национальная доктрина определяет как важную задачу образования приобщение школьников «к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта».

То, что определено Национальной доктриной, можно решить только при наличии в школьной программе самостоятельного предмета, который бы охватывал все пребывание молодого человека в школе и учитывал его возрастные особенности.

Исходя из этого, в сфере личностного развития данный предмет призван научить детей отличать добро от зла, раскрыть перед ними красоту добра и развивать потребность совершать добро, формировать в них чувство ответственности, воспитывать качества патриотизма, бескорыстной любви к Отечеству, семье и ближним, способствовать выработке собственной жизненной позиции и формировать ориентации на базовые ценности российской культуры.

В сфере социализации этот предмет призван воспитывать в учащихся достойных представителей своей Родины, знающих, чувствующих, понимающих её идеалы и ценности, формировать у детей навыки любви и уважения к ближним, несмотря на национальные и мировоззренческие различия, навыки сотрудничества в современном полиэтническом социуме и стремление к социальной консолидации российского общества.

В сфере подготовки к профессиональной деятельности этот предмет должен способствовать осознанию духовно-нравственных смыслов христианства, формировать добросовестное отношение к труду, честность, справедливость, развивать навыки совместной деятельности и достижения согласия, соборности.<…>

Позиция Святейшего Патриарха, позиция Святейшего Синода, всего епископата и верующих в связи с введением нового образовательного стандарта одна - сохранить преподавание самостоятельного предмета, знакомящего детей с православным культурным и духовным наследием. А если кто из родителей (а не из чиновников) не хочет, чтобы их ребенок изучал православную культуру, то им следует предложить, как это уже не раз говорилось, культурологический или философско-этический курс на нерелигиозной основе или иной религиозный, для традиционных религий, культурологический предмет.

И не надо говорить, что это будет разделять школьников и вносить разделение в российское общество. Школу нельзя отделить от тех реалий жизни, в которых живет ребенок. Он видит их, знает о его мировоззренческом многообразии и должен научиться, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Изучение Основ православной культуры поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому быть - православным.

В минувшем году стало очевидным формирование общественной силы, выступающей за то, чтобы наша Церковь занимала более активную общественную позицию по вопросу преподавания Основ православной культуры в государственной и муниципальной общеобразовательной школе и в сфере общественной морали. Сотни тысяч людей выразили поддержку выступлений Святейшего Патриарха за сохранение преподавания Основ православной культуры в школе.

Безусловно, православные граждане имеют право высказывать свою позицию по этому вопросу и добиваться, чтобы она была принята государством и обществом. И мы считаем некорректными обвинения Церкви в ее проникновении в систему образования. Когда Церковь говорит о необходимости преподавания Основ православной культуры в школе, то здесь речь идет не о привнесении в школу каких-то религиозных атрибутов, а о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании, которое даже в самые трудные времена воспитывало патриотов своей Отчизны, о духовно-нравственном измерении российского образования.

Не следует забывать и о том, что основными действующими лицами в отношении выбора содержания образования являются родители (если учащиеся несовершеннолетние). В соответствии с ныне действующим законодательством ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям.

В конечном же счёте школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того, основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения.

В большинстве субъектов РФ не менее трех четвертей жителей крещены в Православной Церкви. Крещение по самому смыслу своего совершения означает вступление в Церковь и готовность жить в соответствии с ее учением и моральными нормами.

Соответственно, если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение возрастать в познании христианского учения. Поэтому, говоря о добровольном характере изучения православной культуры, необходимо иметь в виду, что родители уже сделали этот выбор самим фактом крещения своего ребенка, и противодействие изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести.

Если мы говорим сегодня о насущной необходимости согласования школьного образования с семейным воспитанием, то введение в перечень школьных программ предмета «Православная культура» без преувеличения должно быть названо необходимейшим и важнейшим шагом в данном направлении.<…>