Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Проблемы внутренней безопасности страны (демографические, межнациональные, федерально-региональные и др.) и пути укрепления стабильности и территориальной целостности

Куликов А.С., Председатель правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума

В развитии российской государственности XX века сконцентрирован большой исторический опыт, свидетельствующий о том, сколь многозначны факторы, влияющие на состояние национальной безопасности извне и внутри страны. Необходимость осмысления совокупности имевших место вызовов и угроз сохраняет актуальность, особенно при попытке их ранжирования по степени значимости или опасности. Последнее, на наш взгляд, требует взвешенного подхода: достаточно вспомнить тот факт, что десятилетиями отдавался приоритет готовности к отражению внешних угроз, при этом без должного внимания оставались реальные внутренние угрозы, которые как раз и привели к распаду супердержавы.

В 90-е годы России был уготован аналогичный путь, продвижение по которому могло иметь скоротечный характер на фоне жесточайшего экономического и конституционного кризиса и углубляющегося недоверия к власти. "Парад суверенитетов" придавал ускорение и почти легитимизировал процесс раскола страны. Пересмотром в 2000 г. Концепции национальной безопасности[1] был подан сигнал на корректировку курса, направленного на спасение государства.

Меры, которые впоследствии предприняло политическое руководство страны, существенно изменили ситуацию и укрепили российскую государственность, создали условия, в первую очередь, для пробуждения национального самосознания. Но было бы ошибкой считать, что впереди только светлый путь. Множество проблем внутриполитической жизни сохраняются и своей нерешенностью оставляют в силе угрозы национальной безопасности. Некоторые из них условно можно разделить на две группы: к первой относят угрозы, связанные с состоянием самого социума(демографические, классовые, национально-конфессиональные, регионально-федеральные), ко второй - угрозы, связанные с аномалиями человеческого поведения (состояние преступности, алкоголизация и наркотизация населения, нравственные деформации).

Источником информации о демографической ситуации служат материалы переписи населения. Предпоследняя проводилась в советский период, в 1989 г. Первая российская перепись состоялась в 2002 г. и показала, что за прошедший 13-летний период естественная убыль населения (разница между числом умерших и родившихся) составила 7.4 млн человек. Причем уровень смертности гораздо выше уровня рождаемости.

Тяжесть демографических и гуманитарных последствий усугубляет крайне низкая продолжительность жизни населения, особенно мужского, большая половина которого не доживает до пенсионного возраста. Существенная социальная составляющая смертности - высокий процент умерших (преимущественно мужское население в основном трудоспособного возраста) от неестественных причин: ДТП, алкоголизм, наркотики, убийства, суицид и т.п.

Падение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства свойственно большинству развитых индустриальных стран, особенно городского населения. В урбанизированном обществе этому способствует скрытая пропаганда привлекательности малодетных семей, навязывание обществу приоритета внесемейных ценностей, свободы и интереса к легкой, без обязательств, развлекательной стороне жизни. С падением "железного занавеса" эта тенденция открылась российскому населению, стала культивироваться в массовом сознании как образец. Безусловно, это отразилось на падении престижа семьи. Еще один важный показатель: три четверти населения страны проживает в городах, в то время как столетие назад 75% населения было сельским, патриархальным, в семьях существовали вековые межпоколенные и многодетные традиции. Превышение в составе населения доли женщин на 10 млн негативно сказывается на возможности создания брачных отношений.

Всего по материалам последней переписи при численности населения 142,7 млн в России зарегистрировано 52,7 млн семей. Уменьшение детского населения ведет к ускоренному сокращению трудовых и призывных ресурсов, делает депопуляцию необратимой. Именно поэтому угрозу российской государственности представляет рост до 48% доли семей без детей и увеличение до 2.3 млн детей, оставшихся без родительского попечения, содержащихся в детских домах, интернатах и т.п.

Для объективной оценки демографических угроз имеет значение стратификация населения (классовый состав). Известно, что стабильность в государстве с рыночной экономикой обеспечивает "средний класс" - экономически самостоятельный социальный слой, способный аккумулировать сбережения и инвестировать их в экономику, выступающий в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. По данным Всероссийского центра уровня жизни, сегодня к "среднему классу" можно отнести лишь 9% россиян, 10% - претенденты в список Форбс. Нетрудно догадаться, что остальные граждане относятся к слоям ниже среднего класса, малообеспеченным и бедным, что способствует скорее порождению неприязни, чем сплочению нации.

Приведенный статистический ряд показывает, насколько сложны задачи в демографической сфере и сколь актуальны усилия, которые направляет руководство страны в рамках национальных проектов, выдвинув проблему повышения рождаемости на первое место.

Анализ демографической ситуации невозможен без учета примыкающей к этой теме проблемы миграции. Распад СССР, открытие границ, тяжесть выживания на постсоветстком пространстве в 90-е годы активизировали перемещение населения сопредельных государств в сторону России, в том числе вынужденных эмигрантов из районов крупных военных конфликтов либо простимулированных политикой "выдавливания" нетитульного населения из республик бывшего СССР. Отсутствие на определенном этапе национально ориентированной иммиграционной политики обратило внимание предприимчивых людей зарубежья к России с её возможностями в сфере занятости и обилием природных богатств.

Миграцию в настоящее время и на обозримую перспективу следует рассматривать с учетом уже приобретенного собственного и мирового опыта, с учетом складывающихся угроз национальной самобытности, конституционной и территориальной целостности государства. Ежегодно, по данным ФМС, в Россию прибывает более 20 млн иммигрантов преимущественно из стран СНГ, около 10 млн - нелегальные иммигранты[3].

В связи с оттоком российского населения из северных и восточных регионов страны их место занимают выходцы из перенаселенных государств дальнего зарубежья (Китая, Кореи, Вьетнама и др.). Криминологи, исследующие эту проблему, делают вывод о набирающем темп "недружественном" мафиозном поглощении России китайцами. Численность китайских эмигрантов в России не поддается учету и по экспертным оценкам колеблется от 400 тыс. до 3 млн человек. Деятельность нелегальных эмигрантов на Дальнем Востоке тесно связана с теневым и криминальным бизнесом. Здесь сформировались и действуют организованные преступные группировки, для которых характерны многочисленность, закрытость и законспирированность[4]. Если ранее в российском приморье китайцы сами занимались браконьерским ловом ценных сортов рыб, то сейчас на них работает местное население. Вместо того чтобы восполнять трудовые ресурсы, китайские "трудовые эмигранты" ведут организованный преступный промысел и при этом эксплуатируют российское население. Мафия никогда не становится трудовым ресурсом!"

Экономический аспект незаконной иммиграции имеет и другие негативные составляющие. В частности, помимо незаконных способов хозяйственной деятельности, уклонения от уплаты налогов и пошлин, иммигранты создают незапланированную нагрузку на системы ЖКХ, медицину, транспортные коммуникации. Временные трудовые и коммерческие иммигранты своими трансфертами обеспечивают весомую часть доходов своих стран, часто занимающих далеко не дружественную позицию к России. Так, по данным экспертов, от работающих в России получала деньги каждая 3-4-я семья в Армении и Азербайджане. Грузинские иммигранты ежегодно отправляют на родину суммы, равные 20% валового национального продукта своей страны, а молдаване - треть от национального дохода Молдовы. Таджикские гастарбайтеры переправляют на родину более 1 млрд долларов США, т.е. сумму, более чем в 2.2 раза превышающую национальный бюджет их страны, причем половину - нелегально. Так нарушается валютно-экспортное законодательство, возникает гигантский объем обналиченных теневых средств, а всё вместе создаёт огромную опасность для социально-экономической стабильности России. По данным Федеральной налоговой службы, наносимые нелегальной иммиграцией прямые убытки превышают 200 млрд руб. (это сопоставимо с расходами бюджета РФ на образование и социальную сферу).

В условиях большой и неконтролируемой иммиграции меняется соотношение и социальный статус различных национальных групп. Влияние иммигрантов на общественный порядок может быть чревато конфликтами на почве национальной неприязни. МВД России и ФСБ известны примеры, когда иммигрантские общины объявляют доминантой своиобычаи, порядки, национальную культуру. Все это встречает неприятие и даже отпор со стороны коренного населения и может стать причиной затяжных конфликтов. Яркий тому пример - беспорядки в карельской Кондопоге. Кодекс взаимного поведения в многонациональном государстве обеспечивается нормами морали, нравственности, вероучениями. Если нормы нарушаются, то это вопрос не национальный, а уголовный.

Отдельными политологами и СМИ высказываются мнения, что иммиграция, которую получает Россия из СНГ, лучшая по сравнению с той, что приходит на Запад, поскольку эти люди являются носителями менталитета, общего для нашего совместного прошлого. К сожалению, этот тезис подходит только как штрих, но не характеристика состава иммигрантов, в сознании которых уже присутствует мировоззренческая инъекция презрения ко всему советскому, а следовательно, и русскому.

Национальные отношения и национальная политика - важный показатель здоровья и социального благополучия общества. Этнический вопрос требует от населения, властей, средств массовой информации особого внимания и толерантности. К сожалению, чаще всего это требование обращено только к русским. Национальная идентификация русских приравнивается к национализму. В самом деле, нет никакой личной заслуги в том, что каждый из нас имеет национальность. Но каждый имеет право на уважение к своей национальности, имеет право любить себя в этой принадлежности, как любит себя индус, татарин, еврей, француз, калмык, и т.п. К сожалению, нередко и навязчиво муссируется тезис о том, что русскость - это экстремизм. Уже родился термин "русский фашизм". Между тем, сошлюсь на высказывание А.И.Солженицына: "Словом "фашизм" у нас кидаются безответственно, как бранным словом... Германский национал-социализм основывался на самопревознесении германской нации. Такого упрека не бросишь вымирающему русскому народу. Ксенофобия исторически не была свойством русских".

В последнее время тема неофашизма, экстремизма приобрела громкое звучание после ряда нападений на отдельных лиц неславянской наружности. Разумеется, каждое такое преступление должно быть расследовано, как и любое другое покушение на жизнь и здоровье человека, независимо от национальности. Вместе с тем резонанс по одним событиям и замалчивание других рождает в сознании массы населения беспокойную мысль о несправедливой государственной, судебной, информационной политике. Ведь известны и другие примеры (в частности, в Сальске Ростовской области, Туркменском и Нефтекумском районах Ставропольского края, да и в самом Ставрополе, где приезжими осуществлялось насилие, организованное глумление над коренным населением). Объективно это формирует предпосылки для ответной реакции. Не в этом ли кроется причина создания нелегальных молодежных лагерей, в которых сильные, крепкого телосложения парни получают навыки специальной подготовки, затем отдельными группами выходят в рейды по электричкам, паркам и стадионам?

Конфликтологам известно, что всегда найдутся личности, готовые материализовать идею отмщения, организовать для этого целые движения, лагеря подготовки и т.п. Не только в нашей стране, но в мире в целом есть большое число людей, прошедших военные действия, хорошо обученных, не нашедших другого применения своим навыкам и способных обучать рекрутов для будущих экстремистских выступлений.

В условиях, когда национальный вопрос приближается к критической отметке, государство должно находить эффективные способы влияния на ситуацию, чтобы сохранить обстановку толерантности, взаимоуважения и добрососедства. На мой взгляд, как никогда актуален вопрос о федеральном органе по делам национальностей. Отсутствие такого ведомства в стране оседлого проживания 180 национальностей и народностей, к сожалению, свидетельствует о некоторой слабости власти к формированию и осуществлению национальной политики.

Необходим жесткий контроль за нелегальной миграцией, которая обладает значительным криминогенным потенциалом. Прибывшие в нашу страну "сколачиваются" в национальные общины, не ассимилируются, не хотят адаптироваться к местной культуре, живут анклавно, замкнуто. Ввиду крайней закрытости национальных диаспор правоохранительные органы не могут своевременно и полно отслеживать и предупреждать криминальные проявления в среде иммигрантов. Число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, постоянно растет, и за последние 15 лет возросло в 130 раз[6]. Из числа зарегистрированных, совершенных иностранцами за 11 месяцев 2007 г. (всего 46,5 тыс.), свыше 90% приходится на долю выходцев из стран СНГ. В этом контексте следует отметить, что и законно прибывшие на территорию России граждане не придерживаются заявленных целей. Из 1,7 млн поставленных на миграционный учет в г. Москве трудоустроились лишь 207 тыс. Судьба и род занятий остальных - большой вопрос. К этому добавлю, что 14% иммигрантов являются носителями опасных инфекций - ВИЧ, туберкулез, лепра (проказа), вирусный гепатит. И ни один из них не был выдворен за пределы РФ по медицинским показаниям.

Несколько слов о религиозном аспекте. Активное возрождение традиций вероисповедания в России началось в 90-е годы прошлого века и сопровождается повышением роли всех конфессий в духовной жизни граждан. В своей основе почти все религии призывают паству к добру, человеколюбию. Однако мы не можем отрицать и того, что наряду с традиционными религиями процветают секты, набирают силу агрессивные течения, которые сеют межконфессиональную и межнациональную вражду. Эти процессы особенно остро проявляются в субъектах Южного федерального округа, Поволжья. Вокруг и внутри многих мечетей и медресе вьются миссионеры из арабского мира, на основе крайних течений исламизма ведут проповедническую и усиленную пропагандистскую работу по освобождению общества от "неверных". Сегодня в мусульманских республиках на Северном Кавказе количество мечетей превышает количество светских образовательных учреждений. Через религиозно-политические организации усиливается исламистское влияние на территориях со слабым государственным контролем. Результат - высокая конфликтность (в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане). Данные переписи населения также указывают, что естественное и миграционное движение населения в республиках Северного Кавказа протекает в направлении усиления этнической однородности за счет роста титульного населения и оттока других народов, особенно русских. Поэтому необходимо сформулировать отношение государства к процессам вытеснения нетитульных народовиз республик Северного Кавказа.

Совершенствование регионально-федеральных (федеральных) отношений - важнейшее направление государственной политики, обеспечивающее планомерное развитие субъектов Федерации и социальную стабильность общества в целом. Административная реформа и приведение в соответствие с Конституцией и федеральными законами регионального законодательства, начатые в 2000 г., имели целью обеспечить единство правовой дисциплины на территории всей страны. Только за первый год этой работы было приведено в соответствие около 3 тыс. законодательных актов субъектов Федерации. Этот важный этап государственного строительства продолжается. По данным Генеральной прокуратуры, за 2006 г. прокурорами принесено 3,6 тыс. протестов на нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и свыше 122 тыс. протестов - на акты местного самоуправления, в том числе опротестовано почти 10 тыс. уставов муниципальных образований.

Созданием исполнительной вертикали власти, чему во многом способствовал институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, обеспечен каркас власти, институты федеральной власти приблизились к пониманию проблем регионов. Новый порядок избрания глав субъектов Федерации, поначалу обостренно воспринятый частью общественности как отступление от принципов демократии, со временем приживается, доказывает целесообразность и заставляет федеральный центр чувствовать свою ответственность за состояние руководства регионами. Эти позитивные шаги имеют огромное значение, но они не решают всех проблем федеративного государства, большинство которых лежит в сфере экономики. Дальнейшей задачей является поиск эффективных решений в части строительства бюджетных отношений, способствующих сокращению числа дотационных регионов и устраняющих неравенство условий экономического и социального развития.

Вторая группав предложенной нами классификации внутренних угроз связана с криминальными проявлениями поведения человека, влияющими на состояние безопасности общества, личности.

Уровень преступности остается достаточно высоким, несмотря на некоторое снижение статистических показателей. За 11 месяцев 2007 г. зарегистрировано 3320,7 тыс. преступлений (-6,3% по сравнению с 2006 г.), из них - более чем 896,8 тыс. - тяжкие и особо тяжкие (-9,7%). Названные цифры не позволяют акцентировать внимание на количественном снижении преступности как достижении, поскольку более половины всех зарегистрированных преступлений составляют такие существенные для общества посягательства, как хищения чужого имущества. В их числе кражи - 1442 тыс., грабежи - 271,4 тыс., разбои - 41,5 тыс. Вряд ли смягчит картину и тот факт, что рост преступности имеет общую тенденцию, и в сопредельных государствах Содружества абсолютные показатели преступности ежегодно растут (за исключением Армении и Молдовы, статистика которых незначительно, но стабильно снижается).

В 2007 г. в России совершено 20,5 тыс. убийств и покушений на убийство (-19,4%), 44 тыс. случаев умышленного причинения вреда здоровью.

Велика доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ и их аналогов. За 11 месяцев 2007 г. их зарегистрировано 216,1 тыс. (+10,4%), в том числе совершенных в крупном размере – 85.7 тыс. (+18,8%) и в особо крупном размере - более 45.3 тыс. (+20,2%).

Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве, раскрыто 1703 тыс., в том числе тяжких и особо тяжких - 428,8 тыс. Выявлено лиц, совершивших преступления, 1211 тыс., из них 721,4 тыс. не имели постоянного источника дохода, 351 тыс. ранее совершали преступления, в том числе 282 тыс. ранее были судимы за преступления. В числе выявленных лиц, совершивших преступления, более 15% женщин, 10% несовершеннолетних. Совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения 210 тыс., наркотического - 7,7 тыс. человек.

Как ни антигуманно это прозвучит, но алкоголизм и употребление наркотиков - это выбор самого гражданина, это путь к социальной, личностной деградации, это гарантированный и ускоренный путь к разрушению здоровья, получению инвалидности, бремя которой государство вовсе не обязано брать на себя. Полагал бы необходимым вернуться к практике ежегодной полной диспансеризации населения с целью раннего выявления и лечения алкогольной и наркотической зависимости, при этом, конечно, следует понизить влияние коммерческого аспекта в медицинском и лекарственном обслуживании населения. Пока же получается так, что для большинства сограждан самой доступной "медициной" является "Малахов+". Здесь, как говорится, без комментариев...

На состоянии общественной безопасности негативно сказываются сохраняющиеся террористические угрозы, высокий уровень коррупции и экстремистские проявления, причины которых частично обозначены. Несомненно, большую роль в существенном снижении террористических проявлений сыграл комплекс взаимосвязанных мер законодательной и исполнительной властей по обновлению антитеррористической стратегии в сочетании с очевидной последовательностью и настойчивостью в ее реализации. Ликвидация одиозных фигур террористического подполья на Северном Кавказе, активизация спецслужб по обнаружению лагерей, схронов: оружия и специального боевого оснащения террористов, официально признание террористическими ряда организаций ваххабитского толка и объявление их деятельности вне закона, дает свои результаты. Вместе с тем надо понимать, что способность террористов менять тактику должна сопровождаться упреждающими действиями со стороны антитеррористических сил.

О коррупции. Правоохранительными органами в 2007 г. выявлено 34 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 11 119 фактов взяточничества (+6%), из них окончены расследованием и направлены в суд соответственно 23,3 тыс. и 9,1 тыс. Сигнал о том, что государственная власть не намерена терпеть коррупцию, есть. Хотя предпринимаемые меры, случается, наталкиваются на мощное и скоординированное сопротивление чиновников (вспомним случай с торговым домом "Три кита", когда Президенту потребовалось назначить независимого прокурора), однако работа все же идет. Рука Фемиды старается дотянуться до все более высокого уровня чиновников. Но спрут так силен и бесстрашен, что бросает в контратаку деньги, СМИ, чтобы в общественном мнении скомпрометировать следствие, не дожидаясь его выводов.

Разумеется, угрозы внутренней безопасности не исчерпываются названными. Не менее значимы угрозы экологической, информационной, продовольственной безопасности и др. Мы попытались затронуть только часть из тех, что связаны с человеком и его поведением в обществе. Пути их преодоления связаны с укреплением экономики, усилением роли государства в социальной сфере, адресованной конкретно каждому человеку, созданием эффективной системы профилактики правонарушений с вовлечением в эту работу общественности. У нас есть позитивный опыт. В январе 2006 г. Президент одобрил опробованную в Уральском федеральном округе базовую модель государственной системы профилактики правонарушений и разослал поручения о внедрении её в субъектах Федерации. В ряде регионов уже появилась новая должность - заместитель главы администрации по профилактике правонарушений. Но пока эта работа продвигается медленно. Хотя по этому пути уверенно следуют и страны с более зрелой демократией[8].

Необходима более активная работа в государственных СМИ по разъяснению содержательной стороны принимаемых законов, целей и ожидаемых результатов. Необходим постоянный мониторинг состояния общественной опасности и разработка алгоритмов влияния на негативные тенденции.

***

Клуб военачальников Российской Федерации

Клуб военачальников Российской Федерации основан 31.01.05 при поддержке Президента РФ В.В.Путина и активном участии руководителей силовых структур.

Основные цели и направления деятельности Клуба:

  • Участие в решении первоочередных задач по формированию институтов гражданского общества, поставленных Президентом РФ.
  • Объединение интеллектуального и практического потенциала высших офицеров Российской Федерации, создание условий для его реализации в целях укрепления и развития российского общества и государства.
  • Содействие обеспечению устойчивого развития России в политической, экономической, социальной, экологической областях, в сфере международных отношений, государственного строительства, обороноспособности и безопасности, федеративных и межнациональных отношений, образования, культуры, науки, духовности, морали и нравственности.
  • Содействие мобилизации общественного потенциала страны для повышения престижности воинской и специальной служб, пропаганды мужества, профессионализма, стойкости и героизма военнослужащих и сотрудников федеральных органов, министерств и ведомств Российской Федерации.
  • Содействие социальной защищенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, содействие интеграции бывших военнослужащих и сотрудников федеральных органов в гражданское общество.
  • Развитие международного сотрудничества с организациями, имеющими аналогичные цели и задачи.

В 2008 г. Клуб военачальников планирует работать по трем основным направлениям, согласно уставным целям и задачам организации:

I. Патриотическое воспитание граждан и подготовка молодежи к служению Отечеству.

II. Социальная и правовая поддержка ветеранов-военачальников. Благотворительная адресная помощь вдовам военачальников.

III. Международное сотрудничество. Развитие международных связей и отношений.

Примечания

1. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.00 № 24.

2. Критерии отнесения: лица с доходами от 35 до 70 тыс. руб. в месяц, имеющих работу, профессиональный статус и владеющих стратегией выживания и развития.

3. Из доклада Ромодановского К.О.(директор ФМС) Государственной Думе РФ // Бюллетень № 151. С. 28.

4. Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма // Документы и материалы III Международного форума. М., 2007. С. 88.

5. Овчинский В. Мафия XXI века: сделано в Китае // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4, № 4. С. 65-76.

6. Из доклада Министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Р.Г. на Правительственном часе в Государственной Думе РФ 15.11.06 // Бюллетень № 193. С. 28.

7. Информация Александрова А., председателя Комитета межрегиональных связей Правительства Москвы // ТВ "Вести-Москва" от 15.01.08; Московский комсомолец. 2008. 16 янв. С. 2.

8. Например, в январе 2008 г. по телевидению прошел сюжет: в Англии успешно внедряется институт внештатных инспекторов полиции, которые вне основной работы осуществляют уличное патрулирование; население относится одобрительно и с уважением.

Куликов Анатолий Сергеевич. Доктор экономических наук, действительный член Академии социальных наук. Прошел путь от курсанта военного училища до заместителя Председателя Правительства России - Министра внутренних дел РФ. Принимал участие в боевых действиях по восстановлению Конституционного порядка в Чеченской Республике. Генерал армии. В 1999-2007 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель Председателя комитета по безопасности. С 2000 г. - председатель правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума. С 2007 г. - Президент Клуба военачальников Российской Федерации.